А д а п т а ция п р о г раммного м а т е риала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перед тем как начать составлять планирование по каждому предмету, необходимо определитьнижнююграницупрограмм-ныхтребований. Так как при составлении планирования мы опи-раемся на программу массовой школы, то требуется учитывать ос-новные знания, умения и навыки, предполагаемые базовым уров-нем программы по данному предмету. Для этого необходимо опре-делить, какие из заложенных в программе учебных компетенций являются наиболее важными и повлияют на усвоение программы в будущем. При этом важно уделить особое внимание формированию универсальныхучебныхдействий, поскольку, их сформирован-ность поможет преодолевать ту или иную дефицитарность при ус-воении программы.

В том случае, когда диагностический период был организован соот-ветствующим образом, учителю не составит труда определение пропус-коввпрограммномматериалезаначальнуюшколу. Темы, недоста-точно проработанные в начальной школе, необходимо включить в пла-нирование, для того что бы пробелы в формировании знаний, умений и навыков за начальную школу не отражались на дальнейшем усвоении программного материала.

Как только будет понятен базовый (минимальный) уровень освое-ния программы, будут определены навыки и умения, которые необходи-мо сформировать за учебный период можно приступать к написанию тематическогопланирования. На наш взгляд необходимо писать пла-нирование поэтапно, не более чем на 1 четверть вперед. Разберем по по-подробнее структуру планирования.


44

 

№ п/п   Тема   Кол-во часов   Элементы содержания   Приемы обучения   И н д и в и д у а л ь н ы е требования к уровню подготовки учащихся     И н д и в и д у а л ь н ы й вид контроля     И н д и в и д у а л ь н о е домашнее задание  
               
               

 

1 .Т е м а

Определив нижнюю границу программных требований, а так же ма-териал, пройденный в начальной школе, но требующий дополнитель-ной проработки, не сложно будет определить основные темы на учеб-ный период.

2 .Э л е м е нт ыс о д е р ж а н и я

В этой графе необходимо описать конкретные навыки и понятия внутри темы, которые будут даваться на уроке. Для этого необходимо четко определить: с какими понятиями необходимо познакомить ребен-ка, какие знания и умения вы хотите, что бы ребенок усвоил. Учитель должен четко представлять «чему он хочет научить». Важно помнить, что мы учим только тому, что необходимо для усвоения программы в будущем.

3 .В и д ыр а бо т ы( п р и е м ыоб у ч е ни я )

После того, как вы определили «чему вы будете учить», необходимо понять «как вы будете этому учить». Для этого под каждый элемент со-держания темы должен быть подобран способ преподнесения материа-ла. При заполнении данной графы очень важно помнить несколько принципов, о которые мы подробнее разберем далее:

— мы не начинаем спрашивать, пока не объяснили, не научили, не дали образец;

— то, что не подкреплено наглядностью или практическим действи-ем не запоминается ребенком;

— все абстрактные понятия будут усвоены только через образец или алгоритм.

4 .И н д и в д у а л ь н ы ет р е бо в а н и яку р о в н юп о д г о товкиу ч а щ и х ся Вся программа обучения в классе должна строиться с учетом инди-

видуальных особенностей, определенных в индивидуальной программе обучения. Поэтому в этой графе необходимо отразить ожидаемый ин-дивидуальный уровень сформированности выбранных навыков. В этой графе могут быть описаны условия, при которых данный навык счита-ется сформированным (например: решает задачи на нахождение части


45

 

 

от целого, с использованием калькулятора). Наибольший упор должен быть сделан на требования к сформированности универсальных учеб-ных действий. Важно определить «что должен уметь конкретный реб е- нок» и «при каких условиях он должен это умение проявить».

5 .И н д и в и д у а л ь н ы йв и дк о нт р о л я

В этой графе так же должны быть отражены требования индивиду-альной программы обучения. Важно помнить, что для адекватной оцен-ки знаний, умений и навыков важно подобрать адекватный вид контро-ля. Важно понимать, «как понять усвоена ли та или иная тема» данным ребенком. Более подробно о том, какие виды контроля можно использо-вать вы поговорим далее.

6 .И н д и в и д у а л ь н о ед ом а ш н еез а д а н и е

Наличие у каждого ребенка специфических проблем и трудностей, определяет важность индивидуального подхода к определению домаш-них заданий. На наш взгляд, домашнее задание должно быть направле-но на устранение пробелов в предшествующем программном материале, дополнительную проработку сложных тем, формирование индивиду-альных компенсаторных механизмов. Важно, точно понимать «какоедомашнее задание и зачем вы даете» именно этому ребенку.

Структура тематического планирования сходна с традиционной, од-нако в ней необходимо предусмотреть учеттребованийиндивидуаль-нойпрограммыобучения.

Так как дети обучаются в одном классе, то т е м ау р о к а ,э л е м е н т ысодержанияурокиприемыобучения остаются общие для всего клас-са. А учет требований индивидуальных программ отражается в трех ос-тальных пунктах.

 



С т руктура у рока

Для продуктивного обучения детей с расстройствами аутистическо-го спектра очень важным бывает поддержание некоторых принципов построения каждого урока.

Первым обязательным условием является наличие ч е ткихг р а н и цурока. Для этого рекомендуется водить единые ритуалы начала и окон-чания урока.

На наш взгляд не допустимо плавное «перетекание» перемены в урок, так как это не дает возможности вовремя переключиться. Настро-иться на другую деятельность.

На этапе начала обучения детей с расстройством аутистического спектра очень важно поддержание единогоалгоритмаурока внутри одного предмета. Это означает, что первое время каждый урок должен содержать в себе единые структурные компоненты (например: выпол-нение домашнего задания, подача нового материала, самостоятельная работа, объяснение домашнего задания).


46

 

Со временем, в устоявшуюся структуру урока можно п о д к л ю ч а т ьновыеэлементы, такие как: работа в парах, работа у доски, работа над проектом и т.д.

Для детей с данным нарушением очень важно, наличие визуальных стимулов. Именно поэтому, рекомендуется применять визуальноерас-писание не только целиком всего дня, но и алгоритма урока. Визуаль-ное расписание поможет ребенку четко понимать: сколько заданий бу-дет на уроке, какая последовательность заданий, когда перерыв. Это по-может внутренне подготовиться к смене деятельности, понимать, когда закончиться тот или иной этап.

Большинству детей данного возраста, тяжело без перерыва удержи-вать внимание в течение всех 45 минут. Для того, что бы избежать «вы-падания» из урока, необходимо обязательное внесение в алгоритм заня-тия динамическихпауз. Это даст возможность ребенку переключиться, снять мышечное напряжение и энергетически восстановить силы. Дети с расстройством аутистического спектра хорошо воспринимают любые музыкально-ритмические игры. При этом, в классе могут находиться дети, которым наличие даже 1—2 динамических пауз оказывается недо-статочным. Для восстановления энергетического баланса и активиза-ции внимания этих детей можно использовать: переключение деятель-ности, отдельные поручения.

Не смотря на то, что у каждого из детей есть индивидуальная про-грамма обучения, они все обучаются в одном классе. Поэтому очень важно, так подобрать размер задания, что бы дети заканчивалиурокодновременно.

По окончании урока, рекомендуется подводить итог урока. Для это-го мы рекомендуем не проводить стандартную процедуру «воспомина-ния о том, что делали на уроке», а выписать о п о р н ы еф р а з ы из содер-жания нового материала, для того, что бы еще раз акцентировать внима-ние на новом материале.

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 171.