(П. Нечаев. Практическое руководство для священнослужителей парагр.94)
Бракоразводные дела бывают двух родов: 1) по вопросу о недействительности брака, как незаконно заключенного; 2) о расторжении брака по иску одного из супругов. Дела о признании законности или незаконности браков подлежат рассмотрению епархиального начальства.
1) Незаконными и недействительными признаются браки, заключенные: а) по насилию или в сумасшествии одного из супругов; б) в близких степенях духовного или
плотского родства; в) при существовании прежнего брака одного или обоих вновь венчавшихся лиц; г) в случае несовершеннолетия или свыше восьмидесятилетней престарелости, а также вступления в четвертый брак одного или
обоих супругов; д) в случае брачного сопряжения священнослужителей и монашествующих, а также сопряжения православных лиц с нехристианами; е) в случае повенчания православных с неправославными иноверным духовным лицом.
Разлученные вследствие признания брачного союза незаконным и недействительным, кроме лиц, осужденных на всегдашнее безбрачие, имеют право вступать с другими лицами в новые, законом незапрещенные браки.
2) Расторжение брака допускается в следующих случаях: а) в случае нарушения супружеской верности одним из супругов; б) в случае осуждения одного из супругов к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния и ссылке, если другой не соглашается следовать за ним и изъявляет желание вступить в новый брак; в) в случае безвестного отсутствия одного из супругов, продолжающегося более пяти лет; г) в случае природной неспособности к брачному сожитию, дознанному трехлетней супружеской жизнью, или, по крайне мере, начавшейся до брака, а не прилучившейся уже во время супружеской жизни; д) в случае нежелания мужа или жены иного исповедания оставаться в прежнем браке вследствие обращения одного из них в христианство; е) в случае добровольного согласия обоих супругов поступить в монашество, если они не имеют малолетних детей.
ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ
Елеосвящение не тождественно с Таинством Покаяния, не повторяет и не заменяет его, но дополняет его, изглаждая забвенные в исповеди грехи.
В Таинстве Елеосвящения отпускаются:
а) грехи тайные, то есть происшедшие в нем впоследствии общечеловеческих немощей, без его воли и помимо этого ведома об их греховности;
б) такие грехи, которые больной по давности совершения, по забывчивости, или, почитая маловажными, не исповедал священнику, хотя искренне раскаялся бы в них и исповедал, если бы вспомнил и сознал их виновность;
в) такие случаи и обстоятельства грехов, которых больной по своим тяжким немощам не мог, раскрыть священнику, или не может теперь загладить добрыми делами, постом, молитвой, милостыней, прощением, примирением и т.п.
г) такие грехи, которые могли явиться в больном после исповеди в помыслах, чувствах, движениях, словах и тяготить его душу;
д) наконец, и исповеданные грехи, особенно-тяжкие, которые беспокоят совесть больного, колеблют веру и надежду его на прощение их Богом и приводят в состояние уныния;
е) но в Таинстве Елеосвящения не отпускаются грехи, которые человек сознательно и намеренно утаивал при исповеди.
Таинство Елеосвящения должно быть совершаемо только над болящими, — само собою разумеется, — Православного исповедания, а также и над людьми, одряхлевшими от старости, которая сопровождается обыкновенно ослаблением телесных сил и потому может быть названа тоже своего рода болезнью. Оно, как и всякое вообще Таинство, должно быть принимаемо с полным сознанием и приготовлением к нему посредством искреннего покаяния перед Богом и исповедания грехов перед священником (см. кн. «О должн. пресв."). Отсюда следует, что Таинство это не должно быть совершаемо над больным, окончательно лишившимся сознания. (В Требнике Петра Могилы допускается возможность совершать Елеосвящение и над теми больными, которые хотя и лишились сознания и памяти, но известны священнику своей религиозностью или раньше чем бы то ни было (хотя бы движением руки и глаз) заявляли свое желание принять это Таинство. Но такой внешний взгляд на Таинство, отзывающийся характером римо-котолицизма, не может быть признаваем за выражение взгляда Вселенской Церкви, — тем более, что Требник Петра Могилы ныне не употребляется в богослужебной практике далее и поместной Русской Церкви. Древняя Церковь подобного рода как бы уступку делала только для крещающихся больных (Неок. 12; Карф. 54), принимая во внимание необходимость Крещения для спасения, и при этом, в случае выздоровления их, обязывала их восполнить то, что им нужно было сделать до Крещения, т.е. основательно изучить истины Веры и осознать важность принятия ими таинств (Лаод. 47)), равно как и продолжение совершения его не должно быть допускаемо над умершим во время самого Елеосвящения. По той же причине нельзя совершать Елеосвящения над младенцами, у которых еще не развилось личное сознание. Наконец, практика православной Церкви не допускает совершения этого Таинства над теми лицами, которым хотя и предстоит опасность и даже неизбежность (например, присужденным к казни) умереть, но которые находятся в совершенном здоровье (например, отправляющиеся в путешествие или на войну).
Само собой разумеется, что сумасшедшим, но тихим и спокойным, в особенности, когда бы они пожелали принять Таинство, преподавать его не запрещается.
Таинство Елеосвящения может быть совершено несколько раз над одним и тем же лицом, но только не во время одной и той же болезни, беспрерывно продолжающейся.
Так как для принятия Елеосвящения требуется сознательное состояние больного, то следует внушать прихожанам, чтобы больные, желающие совершения над ними этого Таинства, заблаговременно обращались к своему священнику, с просьбой об этом. Необходимо также, при всяком удобном случае, разъяснять суеверным прихожанам, что с принятием этого Таинства не соединяются никакие обеты и житейские лишения со стороны Елеосвяшаемого (например, отречение от супружеских отношений, от хождения в баню и т.п.), а тем более — Елеосвящение непосредственно не влечет за собой смерти Елеосвященного. Наоборот, при совершении Елеосвяшения, возносится молитва к Богу о подкреплении физических сил больного: случаи же смерти, непосредственно следующие за Елеосвящением, чаше всего объясняются тем, что для совершения этого Таинства призывают священника тогда, когда больной находится уже в безнадежном к выздоровлению состоянии.
Священнослужители должны быть в светлых епитрахилях и фелонях, а не в черных (как делают некоторые), чтобы не смутить больного представлением, что его "заживо отпевают".
Таинство Елеосвящения положено совершать собором семи священников (от этого в простонародии и само Елеосвящение называется "соборованием"); но в случае нужды, дозволяется совершать его и одному священнику, что в Русской Церкви сейчас вошло почти в постоянный обычай.
Больной, принимающий Таинство, должен быть приготовлен к принятию его Исповедью, а после совершения Елеосвящения больному необходимо причаститься. В случае явной опасности смерти, больной должен быть, прежде совершения над ним Елеопомазания, причащен Св. Тайн, но, конечно не иначе как после исповеди (Требник Петра Могилы).
После Великой Ектении священник вливает в сосуд (который до сего времени был пустым), стоящий на тарелке с пшеницей (или другими зернами) елей и немного вина и размешивает их ложечкой или (деревянной палочкой). Тогда же, т.е. после ектений, но до молитвы на освящение елея зажигаются свечи.
Свечи (7 штук) обыкновенно водружаются в тарелку с пшеницей между деревянными стручцами. Свечи даются также и всем присутствующим. Но Таинство может быть совершено и без свечек в случае недостатка их.
В том случае, если Елеосвящение совершается несколькими священниками, то молитву на освящение елея читает не только предстоятель, но и прочие священники, тихо. По прочтении этой молитвы предстоятель благословляет елей. Это уместно делать при произношении слов: "Сам Владыко, освяти елей сей".
Евангелие можно читать оборотясь к больному, а по прочтении давать целовать его, как это делается на молебнах.
Веществом, необходимым для совершения этого Тайнства, считается у нас деревянное (растительное) масло, к которому, по примеру Константинопольской Церкви, принято у нас добавлять немного вина, подражая благосердному самарянину, который, по свидетельству Евангелия (Лк. 10,34), сжалился над избитым разбойниками человеком, и возлил на раны его масло и вино. Употребляются также сухие зерна, которые не являются веществом для Таинства, а служат лишь для водружения в них стручцов, посредством которых помазуют больного (см. Требник).
Совершительная молитва Таинства Елеосвящения начинается так: "Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единородною Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всяк недуг исцеляющего, и от смерти избавляющаго, исцели раба Твоего (имя рек) от обдержащия его телесныя немощи..." и т.д. Вместе с чтением этой молитвы совершается и помазание священным елеем болящего крестообразно на челе, ноздрях ланитах, устах, персях и на руках с обеих сторон. Помазание начинается со слов "исцели и раба Твоего...", продолжается во все чтение и заканчивается с окончанием молитвы. Поэтому священник должен твердо знать эту молитву на память, так как неудобно держать в руках книгу, читая по ней. и совершать помазание (Требник Петра Могилы).
Если священник не знает наизусть совершительной молитвы «Отче Святый», то для удобства помазания больного, которое совершается обязательно во время чтения этой молитвы (не раньше и не позже произнесения ее), требник должен держать перед глазами священника псаломщик или кто-либо из присутствующих. Помазание больного начинается со слов: «Исцели раба Твоего» (чело) и распределяется равномерно, чтобы совершить помазание положенных частей тела во время этой молитвы, не спеша и не замедляя.
Для удобства помазания и во избежание опасности пролития св. елея на пол или на одежду больного, обыкновенно священники, обмакнув стручец с ватой в елей, ладонь левой руки держат под стручцом в то время, когда идут от стола (где находится елей) к больному и во время самого помазания.
На время помазания священник отдает свою свечу держать кому-либо из присутствующих.
После каждого помазания священник угашает одну свячу, стоящую на тарелке с пшеницей и стручец водружает в пшеницу (где он находился до помазания), но ватой вниз. Это делается для того, чтобы для последующих помазаний не использовать стручец, уже бывший в употреблении. Это не является повсеместным обычаем.
Если таинство совершается несколькими священниками, то каждый из них поочередно «мирствует» поред Апостолом, читает Евангелие, произносит ектению (если нет диакона), возглас, особую молитву о большем, совершает помазание, угашает одну из свечей на блюде с пшеницей, водружает свой стручец в пшеницу и отирает ватой елей в местах помазания. Отирание св. елея может производить также и диакон.
После помазания сразу отирается св. елей в местах помазания, чтобы он (особенно при обильном помазании) не стекал на одежды больного и на постель. В том случае, если св. елей прольется на пол, на одежды или на постель, следует поступать также, как и при пролитии святыни. Клубки с ватой после отирания св. елея не следует класть на стол, но на специально приготовленную тарелочку или блюдце.
После первого Евангелия и первой ектений читается молитва «Безначальне, вечне...», которая имеет такое же освятительное значение, как и первая (перед чтением первого Евангелия). Если таинство совершается соборне, то эту молитву читает не только предстоящий, но и прочие священники тихо. Вторую часть этой молитвы, следует читать неопустителъно, если нет опасности затягивать чин елеосвящения.
Если таинство совершается одним священником, то после 7-го помазания и отирания св. елея он раскрывает св. Евангелие и полагает его письменами вниз на голову болящего, обеими руками придерживая Евангелие за края его, и читает молитву «Царю Святый...» (оборатясь лицом к больному), по требнику, который держит перед глазами священника псаломщик, диакон или кто-либо из присутствующих. После прочтения молитвы больной целует св. Евангелие, которое подает ему священник (в открытом виде).
Если таинство совершается соборно, то предстоятель только полагает св. Евангелие на главу больного и читает молитву, но не возлагает руки на больного. Сослужащие ему священники и он сам поддерживает св. Евангелие за края левыми руками, оставляя правые руки свободными для совершения крестного знамения во время чтения молитвы.
Выражение просительной молитвы "Царю Святый" — "еже сослужители мои держат на главе раба твоего (идет речь о раскрытом над головой больного Евангелии) и молюся с ними..." (т.е. с сослужителями), указывает, что прочие иереи принимают внутреннее духовно-молитвенное участие в этой молитве. При совершении Таинства одним священником произносить эти слова неуместно.
Если елеосвящение совершается над несколькими больными сразу, то все молитвословия читаются один раз (но с переменой, где нужно, единственного числа на множественное). Апостол и Евангелие также не повторяются, но совершителъная молитва «Отче Святый» с помазанием (7 раз) и последняя молитва с Евангелием на голове болящего читается над каждым отдельно. Молитва на освящение елея читается однажды и болящие помазываются одним елеем.
Если больной кажется очень слабым и близким к предсмертной агонии, в таком случае положенные в начале чинопосдедования Елеопомазания псалмы 142 и 150, Стихиры после канона, тропари после великой ектений и после молитвы на освящение елея, а также канон и тропари опускаются. В самых трудных обстоятельствах можно опускать апостольские чтения, прочитав только первый Апостол. Чинопоследование начинается от ектений; "Миром Господу помолимся", если больной по прочтении совершительной молитвы и при первом помазании останется жив, то вслед за первым помазанием, совершается все оставленное в начале, а затем чинопоследование идет обычным порядком; если больной умирает, то чинопоследование прекращается.
Если больной во время совершения таинства будет близок к смерти ,и, если уже было совершено хотя бы одно помазание всех частей тела, то священник прекращает чин Елеосвящения, читает отходную, а после кончины сразу же совершает заупокойную литию.
Таинство считается совершенным, если священник по освящении елея, успеет хоть однажды прочесть над больным совершительную молитву и помазать все упомянутые члены его тела.
После совершения елеосвящения священник должен позаботиться о веществе и других предметах, употреблявшихся в таинстве. Оставшийся св. елей, стручцы и вату, которой отирались места помазания, необходимо сжечь и пепел высыпать в реку или же в непопираемое место (лучше всего около храма). При этом св. елей для удобства сжигания выливается на вату и той же ватой тщательно отирается сосуд, в котором он находился. Так же сжигаются и те зерна пшеницы, на которые попадали капли св. елея. Остальная пшеница может быть употреблена больному в пищу. Сожжение остатков после таинства обыкновенно производят родственники больного, но лучше это производить самому священнику в храме, где есть для этого соответствующие условия (специальная жаровня, непопираемое место - колодец в ограде храма, тем более, что во многих местах родственники при сожжении остатков после таинства пытаются гадать о судьбе больного и не умеют обращаться со святыней).
В том случае, если ожидается скорая смерть больного, то остаток св. елея не сжигается, но хранится до погребения его и возливается крестообразно на тело усопшего в гробу, а сосуд кладется в гроб у ног почившего.
Против же суеверного обычая сжигать во время совершения Таинства стручцы, употребляемые для помазания, следует восставать. Выздоровление больного зависит не от направления дыма сжигаемых стручцов, а от силы молитвы и веры молящихся и от воли Божией. Сжигание же лучинок на глазах больного лишь напрасно смущает его, развлекает молящихся и увеличивает вредную для больного духоту в комнате.
В некоторых местах существует очень хороший обычай после совершения Таинства Елеосвящения и отирания св. елея ватой в местах помазания, омывать их теплой водой, чтобы на теле не осталось св. елея, который может впитываться в одежду больного и тем самым подвергаться уничижению.
Примечание. У греков издревле был обычай совершать в Великий пост Елеопомазание над здоровыми. И у нас в некоторых церквах тоже в Великий Четверток совершается Таинство Елеосвящения над здоровыми. Это делается по слову св. Димитрия Ростовского: "по обычаю, затвержденному церковному, а не по писанному преданию" (см. Пособие к изучению устава К. Никольского СПб. 1888г., стр.697).
Различные требники полагают такой припев к тропарям канонов: "Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе" (требн. 1639 г.); "Господи, услыши молитву раба Своего, молящегося нами Тебе" (требн. 1695, Львов); "Слава Тебе Боже наш, слава Тебе" (требн. П.Могилы). В церковной практике прошлого века употреблялись припевы: "Многомилостиве Господи, услыши нас грешных, молящихся Тебе", или: "Многомилостиве Господи, помилуй и исцели страждущего раба твоего" (С.Булгаков, т. 2, стр. 1286).
Во дни Светлой седмицы следует начинать таинство так: иерей глаголет: "Благословен Бог наш", и мы: "Аминь". Также иерей: "Христос воскресе", трижды, на лики, якоже предызъявнся в начале утрени. По "Слава и ныне", иерей глаголет: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Мы же: "и сущим во гробех живот даровав". Далее по требнику - ектения. Вместо "Аллилуйя", следуя вышеуказанному уставу молебна в неделю Пасхи, лучше сейчас после ектений пропеть: "Предварившая утро, яже о Марии", и затем: "Помилуй нас Господи, помилуй нас" и т.д. Ирмосы канона: "Море чермную пучину", можно, пожалуй, заменить ирмосами канона пасхального; заменять тропари канона в пользу канона пасхального в данном случае нет надобности (С.Булгаков, т. 2, стр. 1287).
Таинство Священства
Звание священства, по апостольскому учению, носят все христиане. Называя верующих во Христа «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел» (1 Петр, 2, 9), апостол Петр указывает тем самым на выделенность христиан, как нового, духовного Израиля, из всего человечества. Каждый из них, рождаясь от воды и Духа, становится храмом Божиим.Хотя все христиане призваны к служению в Церкви, однако служения эти различны, как различны и дары, полученные каждым от Господа. «Все ли Апостолы? Все. ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» (1 Кор. 12, 29), — спрашивает апостол Павел. Церковь, как и всякий живой организм, иерархически организована: не все составляющие ее члены равноценны с точки зрения литургической жизнедеятельности, одним принадлежит главенствующая роль, другим подчиненная. Одни являются пастырями, другие паствой. И среди пастырей Церкви одни поставлены на более высокую ступень и наделены большей духовной властью, чем другие.
Посвящение в степени священнослужителей (диакона, пресвитера, епископа) производится через Таинство Священства, которое называется таинственным рукоположением, или хиротонией (греч, о χειρ — рука, τονεω — избирать поднятием руки). Священнослужители относятся к высшим степеням церковной иерархии, в которые они могут рукополагаться только после прохождения ими служения в должностях низших степеней клира.
Посвящение в степени церковнослужителей (чтеца, певца, иподиакона) производится по благословению епископа через церковный обряд руковозложения, называемый хиротесией (греч, о χειρ — рука и τιτεμί— класть, назначать, возлагая руку). Церковнослужители принадлежат к низшим степеням клира, они получают благодать Божию для соучастия в церковных службах и во всех своих действиях в Церкви подчиняются священнослужителям.
Прообраз новозаветного священства представлен был в служении ветхозаветных левитов, священников и первосвященников, которых отделил Господь из богоизбранного народа, «чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» (Втор. 10, 8). Богослужение ветхозаветной Церкви предуказывало на искупительное служение Спасителя, Который, «принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10, 12). Иисус Христос, нареченный «от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр. 5, 10), основал Церковь, в которой Он, как «пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7, 24).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 324.