Церковно-канонические препятствия к браку
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Священнику, прежде чем совершить венчание, надо вы­яснить, нет ли церковных, канонических препятствий к за­ключению данного брачного союза.

Прежде всего, нельзя венчать, состоящего в браке с другим лицом (Апост. 48; Вас. Вел. 36,77; Четвертый Всел. соб. 87,93; Карфаг. И 5). Гражданский брак должен быть расторгнут в гражданском порядке, церковный в церковном. Необходимы, таким образом, гражданский развод и разре­шение архиерея на венчание. Некогда препятствием к браку служил даже факт совершенного ранее обручения с другим лицом (4-й Всел. собор. 98; Анкирск. 11).

Небезразличным также является вероисповедание брачующихся. Нельзя венчать, если кто-нибудь из бракующихся не христианин.

Если кто-нибудь из них христианин не православный, надо обращаться к архиерею за разрешением на венчание, т.к. Церковь в общем смотрит неодобрительно на брачные союзы между православными и инославными. (4-й Всел. собр. 14; 6-й Всел. собр.72).

Примечание: брак еретический и далее нехристиан­ский, заключенный до присоединения супругов к церкви, может при желании супругов, остаться в силе в том слу­чае, если к Церкви присоединился лишь один из супругов (Кор. 7,14; 6-й Всел. собор. 72).

Нельзя венчать того, кто однажды связан себя монаше­ским обетом девства (4-й Всел. собр. [6; Анкирск. 19). Нельзя венчать и принадлежащих к клиру, за исключением чтецов. Лишенный сана не может быть повенчан без особого разре­шения архиерея.

Родительское благословение весьма желательно, но оно не является обязательным условием.

Родство как препятствие к браку

1. Христианин имеет два родства — плотское, основывающееся на естественном происхождении (рождении) от родителей, и — духовное, образуемое благодатным возрождением при со­вершении Таинства Крещения, между крестившимися и восприемниками их, а также родителями крестившихся. То и другое родство имеет важное значение для церковного брака.

2.Родство плотское определяется степенями и линиями. Степень есть связь лица с другим посредством рождения. Например, между мной и моим правнуком не степень, а линия родства.

3. Линии различаются прямые и боковые. Прямых линий две — нисходящие и восходящие. От меня вниз идет нисходящая линия (сын, внук, правнук и т.д.), а вверх — восходящая (отец, дед, прадед и т.п.).

Боковых линий три. Первая боковая линия  отходит от моего отца (брат и сестры мои, пле­мянники, двоюродные внуки и т.д.), вторая боко­вая линия отходит от моего деда (дядя и тетка, двоюродные братья, двоюродные племянники и т.д.), и третья боковая линия отходит от моего прадеда (двоюродный дед, двоюродный дядя; троюродные братья и сестры и т.д.).

4. При исчислении родственных степеней необходимо помнить следующее: муж и жена не имеют раздельной степени родства и по отноше­нию к родственникам (безразлично чьи — мужа или жены) считаются в одной степени, потому
что, по словам Спасителя они "несть два, но плоть едина" (Мф. 19,5).

Братья и сестры могут быть единокровные (т.е. дети одного отца, но разных матерей) и еди­ноутробные (одной матери, но разных отцов). Те и другие считаются между собою в кровном род­стве, как и рожденные от одного отца и матери. Единокровные и единоутробные братья и сестры называются сводными в отличие от родных.

Дети, рожденные вне брака, так же считают­ся в кровном родстве с рожденными в браке.

Дети, усыновленные, не считаются ни в кровном родстве, ни в духовном.

Дети и другие родственники, происходящие от разведенных супругов, состоят в том же родст­ве, в каком состояли до развода.

5.Родство бывает однородное или кровное (происходящее от одного родоначальника), но разделяется на линии: прямую (восходящую и
нисходящую) и боковые (первая, вторая и третья).

 Родство (или свойство) бывает разнородное (двухродное, трехродное), происходящее от со­единения двух или трех родов, посредством бра­ка, из которых каждый имеет своего родоначаль­ника.

При исчислении степеней родства всегда нужно начинать его от родоначальника. Причем, муж и жена всегда принимаются за одно лицо, а не за два.

6. По существовавшим ранее церковным за­конам, основанным на 54 правиле VI Вселенского Собора и другим (Апост. 19, Вас. Вел. 87, Тимо­фея Ал. 11 и т.д.) запрещались следующие браки:

1) В кровном (однородном) родстве по пря­мой линии (нисходящей и восходящей) безусловно, запрещается брак во всех степенях, как про­тивные самой природе человека (т.е. нельзя всту­пать в брак отцу с родной дочерью (1 ст.), деду с внучкой (2 ст.) и т.д.).

2) В кровном (однородном) родстве по боковым линиям запрещаются браки до 4-й степени включительно, т.е. нельзя вступать в брак с родной сестрой (2 ст.), с племянницей (3 ст.), с двоюродной внучкой (4 ст.), с теткой (3 ст.), с двою­родной сестрой (4 ст.), с двоюродной бабкой (4 ст.). В пятой и шестой степени родства кровного браки разрешались, но с разрешения Епископа, а седьмая степень и выше без всякого разрешения. В настоящее время не венчают только до 4-й степени (вкл.), 5 и 6 степень венчаются без всякого разреше­ния.

3) В двухродном родстве (свойстве) браки запрещаются также до 4-й степени (включительно), как и в однородном по боковым линиям.

В частности запрещены браки: отца с женой сына, зятя с тешей (1 ст.), отчима с падчерицей или мачехи с пасынком (1 ст.), отца и сына с матерью и дочерью (2 ст.), отца с тещей сына или свекровью дочери (2 ст.), отчима с дочерью пасын­ка или падчерицы (2 ст.), зятя со свояченицей (2 ст.), деверя с невесткой (2 ст.), отца и сына с двумя сестрами (3 ст.), двух братьев с двумя сестрами — 4 ст. и т.д.

4) В трехродном свойстве браки запрещались только в 1-й степени. Например, между каким-либо человеком и женой его пасынка и т.д.

5) Вследствие того, что в настоящее время гражданские законы в отношении дозволенных степеней родства для вступления в брак отличаются от церковных в тех случаях, когда у священника возникает недоумение, он должен обра­титься к Епископу за разъяснением и благословением.

Перед церковным венчанием священник, независимо от имеющихся брачующихся документов (регистрации, квитан­ции), должен расспросить у желающих венчаться, в какой брак они вступают, не состоят ли в родстве и в каком, сколь­ко раз были зарегистрированы и венчаны.

Если человек был уже зарегистрирован в браке трижды, то он не может быть повенчан с 4-й женой, хотя бы он с прежними женами не венчался.

Следовательно, нужно помнить, что каждый граждан­ский зарегистрированный брак принимается во внимание и при церковном венчании.

Если человек был зарегистрирован и повенчан, то по­мимо гражданского развода он должен обратиться к Архие­рею с прошением о снятии церковного благословения, и только по получении разрешения Архиерея он может быть повенчан.

6) В духовном родстве по церковным законам безус­ловно запрещены браки только между восприемником кре­стника и его матерью (вдовой), а также между восприемни­цей крестницы и ее отцом (вдовцом).

Ввиду того, что при таинстве крещения по церковным правилам должен быть только один восприемник (одного пола с крещаемым). Святейший Синод еще в ХIХ веке свои­ми указаниями неоднократно разъяснил, что не существует духовного родства между восприемником и его крестной дочерью и матерью ее, так как у крещаемой девочки по цер­ковному закону была восприемницей крестная мать, которая и вступила в духовное родство, как со своей крестницей, так и родителями ее. Поэтому крестная мать девочки не может вступить в брак с вдовым отцом ее.

По этой же причине разрешается браки между воспри­емниками (т.е. между крестным отцом и крестной матерью любого крестника).

Не существует духовного родства между крестниками какого-либо лица и его кровными детьми.

Следовательно, в духовном родстве состоят только восприемники, крещаемые и их родители, но не их родственни­ки (дети и пр.), которые могут беспрепятственно вступать в брак.

В том случае если при крещении был только один восприемник или восприемница, то независимо от пола крещаемого он или она вступает в духовное родство с ним и его родителями, и это служит препятствием к церковному венчанию.

Вследствие того, что народ очень следит за исполнением церковных законов в отношении духовного родства, в недоуменных случаях сле­дует обращаться за благословением к епископу.

Дни, в которые запрещается совершать Та­инство брака:

а) Накануне среды и пятницы в течение все­го года.

б) Накануне воскресных, двунадесятых, пре­стольных и великих праздников.

К великим праздникам относятся: Рождество Предтечи и Крестителя Иоанна (24 августа), По­кров Пресвятыя Богородицы (1 октября).

В старых Практических руководствах поми­мо этих дней указываются еще: св. Николая (9 мая), св. ап. Иоанна Богослова (26 сентября), Казанской иконы Божией Матери (22 октября), что исполнять необязательно, но следует сообра­зовываться с обстоятельствами.   

В самые праздники можно венчать, если они не совпадут с постом или же накануне среды и пятницы.

в) В продолжение всех постов. В заговенье венчать разрешается, либо запрещается решением епископа.

г) В продолжение Святок от 25 декабря до 7 января, следовательно можно венчать на второй   день праздника Богоявления (7 января).

д) в течение Сырной седмицы (масленицы), т.е. с вечера недели мясопусной.

е) в течение пасхальной седмицы. В неделю Фомину разрешается венчать:

ж) в дни и накануне праздников усекновения (29 августа) и Воздвижения (14 сентября).

Накануне родительских поминальных суббот венчание разрешается.

з) не следует венчать накануне особенно чтимых праздников в данной местности. Напри­мер, где есть праздники в честь Чудотворных икон, открытия мощей и т.д.

Является желательным исполнение брачую­щимися христианского долга исповеди и св. При­частия перед вступлением в брак, конечно, с над­лежащим приготовлением. Это требование ука­зывает будущим супругам на святость венчания и на нравственную необходимость быть достойны­ми благодати преподаваемой в Таинстве брака.

Некоторые священники предлагают бра­чующимся исповедоваться накануне венчания, а причащаться в самый день венчания. Другие находят более целесообразным исповедь и при­чащение желающих вступить в брак за неделю или же за несколько дней до венчания, когда врачующиеся не обременены заботами по подго­товке к свадьбе и поэтому имеют возможность более серьезно отнестись' к величайшему Таинст­ву Причащения.

Обычай, по которому родители не присутст­вуют в храме при венчании своих детей, не имеет никаких канонических, ни других разумных осно­ваний и образовался, вероятно, с целью устранить всякое подозрение насилия со стороны родителей и свидетельствует о забвении истины, что молит­вы родителей утверждают домы чад их.

Венчание должно совершаться в храме. Запрещается заочное венчание, т.е. в отсут­ствии одного из супругов.

По церковным законам предельный возраст брачующихся 60 лет (24 правило Василия Вели­кого), по па практике, существовавшей ранее, браки разрешались до 80 лет, хотя священники должны были указывать желающим вступить в брак в престарелом возрас­те на несообразность такого брака.

Так же одним указом Святейшего Синода (1861 г.) бы­ло вменено священникам в обязанность, чтобы они если к ним будут обращаться за советом лица, желающие вступить в брак в неравном возрасте, предупреждали таковых о не­удобствах, какие могут произойти от большой разности лет, но если они после этого увещевания не отменили своего решения вступить в брак, то венчать беспрепятственно.



ОБРУЧЕНИЕ

В древности браку предшествовало обручение. В быту и в гражданском греко-римском законодательстве обруче­нию предавалось большое значение, почти такое же, как и браку. Обручение возлагало обязанность вступить в брак, хотя самое брачное сожительство после обручения еще не допускалось. Поэтому обручившийся, но не женившийся на своей обручнице — при вступлении в иной брак, считался уже второбрачным. Залогом выполнения данного обещания было кольцо, которое жених вручал невесте вместе с осталь­ными подарками; иногда при обручении и невеста вручала кольцо жениху, т.е. происходил обмен кольцами.

Этот древний гражданско-бытовой акт Церковь также освящала особым чинопо-следованием.

Впоследствии обручение утратило свое особое значе­ние и последование обручения стадо присоединяться к вен­чанию. В XVIII веке у нас было прямо запрещено совершать обручение отдельно от венчания (1775 г.). Поэтому теперь при благословении брака сперва совершается обручение и сразу за ним венчание.   

Пропускать этого чинопоследования не следует. Оно прекрасно и содержательно. Первые две краткие молитвы очень древнего происхождения. Прошения великой ектений и эти молитвы исполнены светлого, радостного чувства и в неповторимых словах говорят о союзе любви. Третья, боль­шая молитва — позднейшего происхождения, она менее устойчива в древних чинопоследованиях. хотя и имеет пря­мое отношение к самому обручению, особенно к его обрядо­вой стороне — "перстнеположению". Благословение кольца­ми совершается с произнесением слов: "Обручается раб Божий..., рабе Божией... во имя Отца и Сына и Святаго Ду­ха", и "Обручается раба Божия..."

Не лишена интереса следующая археологическая под­робность. По древнейшим требникам, при обручении упот­реблялось лишь одно кольцо, которое жених вручал невесте. В других требниках - речь идет о двух кольцах: золотом и серебряном, или даже золотом и железном. Первое получал из рук священника жених, второе - невеста, но при этом они менялись кольцами, так что у невесты оставалось более ценное золотое кольцо, а сам жених брал себе у невесты кольцо из менее ценного металла.

1.Обручение обычно совершается у входа в храм, а венчание посреди храма, хотя можно и весь чин совершать посреди храма.

2.Встречать жениха и невесту с крестом не следует, ибо эта особенность встреч архиерея.

3.В начале чина обручения священник обычно не бла­гословляет рукой жениха и невесту, а зажженной свечой (трижды) каждого отдельно и дает свечу в левую руку.

4.Каждение в начале обручения теперь никогда не со­вершается.

5.Кольца перед обручением кладутся на Престол, а в нужный момент выносятся из алтаря диаконом на тарелочке. Если нет диакона, то сам священник выносит кольца на Евангелии перед началом обручения и кладет Евангелие на аналой, но все же некоторое время кольца должны находить­ся на Престоле и освятиться через прикосновение к нему.

6.Кольца должен менять трижды "друг жениха" (шафер), но не все это умеют делать, а поэтому уместно самому священнику совершать эту процедуру.

7.Кольца следует менять трижды. В начале обручающимся даются кольца (на безымянный палец правой руки) не принадлежащие им (т.е. жениху невестино, а невесте - жениха), после первой перемены на их руках бывают кольца, принадлежащие им, после второй — не принадлежавшие им, а после третьей — принадлежащие им, после чего кольца одеваются уже глубоко на пальцы.

8.При обручении священник обычно делает крест кольцом не на главе жениха и невесты, а пред лицами их.

9.Отпуста после обручения не бывает, т.к. сразу же совершается венчание.

                                                       ВЕНЧАНИЕ

1. Каждения перед венчанием обычно не со­вершается.

2.Псалом 127, во время которого священник и обрученные идут на середину храма, обычно исполняется хором с припевом "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".

3. Поучение, положенное перед венчанием, священник обычно говорит в конце венчания, поздравляя новобрачных.

4. Вопросы "Имаши ли произволение бла­гое..." задавать можно в переводе на русский язык, чтобы они были понятны для брачуюшихся.

5. Под "обещанием" иной невесте и иному мужу, о котором спрашивает священник, нужно разуметь только состояние юс в браке с кем-либо другим (нерасторгнутом в законном порядке), но не обещание жениться или выйти замуж, которое дается иногда молодыми людьми во время их знакомства, иногда легкомысленно и несерьезно. Такое обещание имеет только нравственный характер, а не юридический и потому не может быть препятствием к браку с другим лицом.

Но всё же молодые люди, вступая в брак, должны на исповеди каяться в таких необдуман­ных и легкомысленных обещаниях, данных рань­ше кому-нибудь другому.

Не следует так же обращать внимания на возгласы присутствующих в храме, обвиняющих жениха или невесту в нарушении обещания же­ниться, которые могут быть совершенно необос­нованными, происходящими от ревности или же желания учинить беспорядок в храме.

Но если кто-нибудь обратился к священнику с документами, из которых видно, что один из брачующихся состоит в нерасторгнутом офици­альном браке и если бы обвиняемое лицо не смог­ло доказать обратного, то церковное венчание не следует совершать до выяснения истины.

5. Венцы выносит из алтаря диакон на блюде (или причетник). На Престол класть их не нужно. Венчание происходит так: священник берет венец с изображением Спасителя и осеняет им жениха (перед лицом) один раз, крестообразно, дает ему венец для лобызания и затем одевает на голову.

На практике (в некоторых местах) венцы на голову не возлагаются совсем, так как они быва­ют или очень велики или малы, а поэтому для большего благолепия и для того, чтобы не сму­щать брачующихся, следует венцами касаться толь­ко головы, а затем венец берет в руки шафер (в некоторых местах венцы имеют специальные металлические ручки для удобного держания их над головой) и держит рукой (с платочком) над головой.

Таким же образом поступает священник при венчании невесты, но возлагает на нее венец с изображением Божией Матери.

6. После этого священник, обратившись к брачующимся произносит совершительную молитву брака: "Господи Боже наш, славою и честью венчай я" и благословляет их рукой (трижды).

Не следует при этом оборачиваться к алтарю и возде­вать руки, как делают иногда некоторые священники.

7. После произнесения совершительных слов и благо­словения брачующихся  священник сразу же, не оборачиваясь к алтарю, ожидает диаконского возглашения "вонмем" и произносит "Мир всем" и благословляет рукой брачующихся
еще раз (четвертый).

Далее следует: "Премудрость" и прокимен, а потом Апостол и Евангелие.

Евангелие обычно читается лицом к брачующимся, как и на заказных молебных, после чего они целуют его.

После пения "Отче наш" священник читает молитву над вином с водою (в ковшике) и благословляет его в конце рукой однажды, произнося слова молитвы: "благослови благосло­вением духовным".

10. Не следует наливать слишком много вина в ковшик, чтобы не облить одежды новобрачных.

Священник, подавая вино в ковшике сначала жениху, а потом невесте, делает это трижды и при этом произносит: в первый раз - "Во Имя Отца", во второй — "и Сына", в третий — "и Святаго Духа. Аминь". Обычно невеста в третий раз допивает все вино.

11. Далее священник предлагает им взяться за руки (правые), а сам налагает на их руки конец епитрахили и свою руку и, держа в левой руке Св. Крест (что не положено по требнику, но практикуется в некоторых местах), ведет их вокруг аналоя трижды при пении хором тропарей.

Впереди священника идет с подсвечником диакон или причетник. Сзади новобрачных идут шафера, держа венцы над головами их.

12. После троекратного хождения вокруг аналоя, свя­щенник отбирает свечи у новобрачных, гасит их и отдает их родственникам, стоящим вблизи, снимает венцы (по чину) и читает молитву "Боже, Боже наш).

13.Молитва "Отец, Сын и Святой Дух..." произносится лицом к новобрачным, причем, священник благословляет их рукой, при произнесении слов: "Да благословит вас".

Между прочим, только в этой молитве священник бла­гословляет рукой новобрачных, но не в предшествующих молитвах, где очень часто встречаются слова: "Да благосло­вит вас".

14. Некоторые священники после этой молитвы читают еще молитву "на разрешение венцев во осмый день", поме­щенную в требнике, чтобы не удлинять чина, тем более, что в этой молитве есть некоторые выражения ("согласная дос-
тигше" , "спрятавше яже о нем знамения"), напоминающие об обычае заключать письменные договоры о приданном невесты, что теперь не практикуется. В чине венчания после снятия венцев читается молитва "Боже, Боже наш", заме­няющая по содержанию молитву в 8-ой день.

15. По просьбе новобрачных, а также, где принято, священник после прочтения молитвы "Отец, Сын и Святый Дух" совершает краткий молебен, для чего он сам и ново­брачные становятся перед царскими вратами на солее (в некоторых местах новобрачные целуют маленькие иконки, висящие у царских врат).

Молебен совершается по сокращенному чину — тро­парь Спасителю (Пречистому Твоему Образу) и Богородице (трижды), Избави от бед... и Спаси от бед..., краткая сугубая ектения с прошением о новобрачных, возглас: "Яко мило­стив".

Далее: Премудрость... Честнейшую херувим... Слава Тебе, Христе Боже... Слава и ныне. Господи помилуй (3). Благослови и отпуст с крестом в руках.

Потом многолетие:

"Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, изо­билие плодов земных подаждь, Господи, ново­брачным рабом Твоим (имя рек) и сохрани их на многая лета".

16. После многолетия священник дает ново­брачным целовать Св. Крест и поздравляет их, поучая их взаимной любви и верности и разъяс­няя им христианское учение о супружеской жиз­ни и таинстве брака. В конце поучения следует
священнику предлагать им поцеловать в знак искренней и чистой любви, связующей их на всю жизнь.

17. Далее, священник благословляет (кре­стообразно) новобрачных иконами (жениха — иконой Спасителя, а невесту — иконой Богомате­ри), давая их облобызать и при этом тоже говорит приличествующие этому действию слова, если хочет (например, о необходимости прибегать в молитве к Спасителю и Божией Матери, как в радости, так и в скорби).

18. В конце священник предлагает им идти с миром и принимать поздравления от своих родст­венников и друзей, которые обычно подходят в это время к солее и поздравляют их, целуя их.

19. Священник может участвовать в свадеб­ной трапезе, если его настойчиво приглашают и если новобрачные хорошо известны, не присутст­вовать при песнях, танцах и других увеселениях (часто нескромного характера), которыми обычно заканчиваются свадебные торжества.

20. Не должно венчать пьяных, доколе они не истрезвятся.

21. Невеста, находящаяся в периоде после­родового очищения и не получившая молитвы "в сороковой день" не только приступать к Св. Та­инствам, но и входить в храм не может. То же касается и невест, находящихся в нечистоте (фи­зиологической). Впрочем по мнению некоторых в исключительных обстоятельствах совершение брака или отмена его предоставляются на усмот­рение пастыря, ибо, по словам Апостольских Постановлений: "ни роды, ни течение кровей не может осквернять естество человека или отлучать от него Духа Святаго, но одно нечестие и безза­конная деятельность" (VI кн., 27 гл.).

Последование о второбрачных

На второй брак Церковь смотрит неодобри­тельно, и допускает его лишь по снисхождению к немощам человеческим. Брак второбрачных неко­гда не получал церковного благословения,  а тре­тий брак одобрялся только в исключительных случаях. Св. Феодор Студит пишет: "Второй брак не имеет венчания и посему не сочетовается свя­щенником... И какой пресвитер станет венчать его, получив от отцов запрещение даже просто присутствовать на его пиршестве?" По словам Федрора Студита, второбрачные, выполнив епитимию, допускаются к причащению, — и это до некоторой степени служит им заменой простого благословения Церкви.

Но впоследствии Церковь стала допускать благословение 2-го и даже 3-го брака Появилось — "Последование о второбрачных", сперва крат­кое и без возложения венцов, потом более похожее на обычное венчание. Теперь "Последование о второбрачных" отличается от обычного венчания только двумя покаянными молитвами.

Как и в чине венчания однобрачных при венчании вто­робрачных и троебрачных совершается осенение зажженны­ми свечами, осенение кольцами, венчание венцами, благо­словение общей чаши вина, хождение вокруг аналоя, снятие венцов, совершение молебна, провозглашение многолетия, поучение, соответствующее возрасту врачующихся, благо­словение иконами.




Дата: 2019-07-24, просмотров: 228.