Священнику, прежде чем совершить венчание, надо выяснить, нет ли церковных, канонических препятствий к заключению данного брачного союза.
Прежде всего, нельзя венчать, состоящего в браке с другим лицом (Апост. 48; Вас. Вел. 36,77; Четвертый Всел. соб. 87,93; Карфаг. И 5). Гражданский брак должен быть расторгнут в гражданском порядке, церковный в церковном. Необходимы, таким образом, гражданский развод и разрешение архиерея на венчание. Некогда препятствием к браку служил даже факт совершенного ранее обручения с другим лицом (4-й Всел. собор. 98; Анкирск. 11).
Небезразличным также является вероисповедание брачующихся. Нельзя венчать, если кто-нибудь из бракующихся не христианин.
Если кто-нибудь из них христианин не православный, надо обращаться к архиерею за разрешением на венчание, т.к. Церковь в общем смотрит неодобрительно на брачные союзы между православными и инославными. (4-й Всел. собр. 14; 6-й Всел. собр.72).
Примечание: брак еретический и далее нехристианский, заключенный до присоединения супругов к церкви, может при желании супругов, остаться в силе в том случае, если к Церкви присоединился лишь один из супругов (Кор. 7,14; 6-й Всел. собор. 72).
Нельзя венчать того, кто однажды связан себя монашеским обетом девства (4-й Всел. собр. [6; Анкирск. 19). Нельзя венчать и принадлежащих к клиру, за исключением чтецов. Лишенный сана не может быть повенчан без особого разрешения архиерея.
Родительское благословение весьма желательно, но оно не является обязательным условием.
Родство как препятствие к браку
1. Христианин имеет два родства — плотское, основывающееся на естественном происхождении (рождении) от родителей, и — духовное, образуемое благодатным возрождением при совершении Таинства Крещения, между крестившимися и восприемниками их, а также родителями крестившихся. То и другое родство имеет важное значение для церковного брака.
2.Родство плотское определяется степенями и линиями. Степень есть связь лица с другим посредством рождения. Например, между мной и моим правнуком не степень, а линия родства.
3. Линии различаются прямые и боковые. Прямых линий две — нисходящие и восходящие. От меня вниз идет нисходящая линия (сын, внук, правнук и т.д.), а вверх — восходящая (отец, дед, прадед и т.п.).
Боковых линий три. Первая боковая линия отходит от моего отца (брат и сестры мои, племянники, двоюродные внуки и т.д.), вторая боковая линия отходит от моего деда (дядя и тетка, двоюродные братья, двоюродные племянники и т.д.), и третья боковая линия отходит от моего прадеда (двоюродный дед, двоюродный дядя; троюродные братья и сестры и т.д.).
4. При исчислении родственных степеней необходимо помнить следующее: муж и жена не имеют раздельной степени родства и по отношению к родственникам (безразлично чьи — мужа или жены) считаются в одной степени, потому
что, по словам Спасителя они "несть два, но плоть едина" (Мф. 19,5).
Братья и сестры могут быть единокровные (т.е. дети одного отца, но разных матерей) и единоутробные (одной матери, но разных отцов). Те и другие считаются между собою в кровном родстве, как и рожденные от одного отца и матери. Единокровные и единоутробные братья и сестры называются сводными в отличие от родных.
Дети, рожденные вне брака, так же считаются в кровном родстве с рожденными в браке.
Дети, усыновленные, не считаются ни в кровном родстве, ни в духовном.
Дети и другие родственники, происходящие от разведенных супругов, состоят в том же родстве, в каком состояли до развода.
5.Родство бывает однородное или кровное (происходящее от одного родоначальника), но разделяется на линии: прямую (восходящую и
нисходящую) и боковые (первая, вторая и третья).
Родство (или свойство) бывает разнородное (двухродное, трехродное), происходящее от соединения двух или трех родов, посредством брака, из которых каждый имеет своего родоначальника.
При исчислении степеней родства всегда нужно начинать его от родоначальника. Причем, муж и жена всегда принимаются за одно лицо, а не за два.
6. По существовавшим ранее церковным законам, основанным на 54 правиле VI Вселенского Собора и другим (Апост. 19, Вас. Вел. 87, Тимофея Ал. 11 и т.д.) запрещались следующие браки:
1) В кровном (однородном) родстве по прямой линии (нисходящей и восходящей) безусловно, запрещается брак во всех степенях, как противные самой природе человека (т.е. нельзя вступать в брак отцу с родной дочерью (1 ст.), деду с внучкой (2 ст.) и т.д.).
2) В кровном (однородном) родстве по боковым линиям запрещаются браки до 4-й степени включительно, т.е. нельзя вступать в брак с родной сестрой (2 ст.), с племянницей (3 ст.), с двоюродной внучкой (4 ст.), с теткой (3 ст.), с двоюродной сестрой (4 ст.), с двоюродной бабкой (4 ст.). В пятой и шестой степени родства кровного браки разрешались, но с разрешения Епископа, а седьмая степень и выше без всякого разрешения. В настоящее время не венчают только до 4-й степени (вкл.), 5 и 6 степень венчаются без всякого разрешения.
3) В двухродном родстве (свойстве) браки запрещаются также до 4-й степени (включительно), как и в однородном по боковым линиям.
В частности запрещены браки: отца с женой сына, зятя с тешей (1 ст.), отчима с падчерицей или мачехи с пасынком (1 ст.), отца и сына с матерью и дочерью (2 ст.), отца с тещей сына или свекровью дочери (2 ст.), отчима с дочерью пасынка или падчерицы (2 ст.), зятя со свояченицей (2 ст.), деверя с невесткой (2 ст.), отца и сына с двумя сестрами (3 ст.), двух братьев с двумя сестрами — 4 ст. и т.д.
4) В трехродном свойстве браки запрещались только в 1-й степени. Например, между каким-либо человеком и женой его пасынка и т.д.
5) Вследствие того, что в настоящее время гражданские законы в отношении дозволенных степеней родства для вступления в брак отличаются от церковных в тех случаях, когда у священника возникает недоумение, он должен обратиться к Епископу за разъяснением и благословением.
Перед церковным венчанием священник, независимо от имеющихся брачующихся документов (регистрации, квитанции), должен расспросить у желающих венчаться, в какой брак они вступают, не состоят ли в родстве и в каком, сколько раз были зарегистрированы и венчаны.
Если человек был уже зарегистрирован в браке трижды, то он не может быть повенчан с 4-й женой, хотя бы он с прежними женами не венчался.
Следовательно, нужно помнить, что каждый гражданский зарегистрированный брак принимается во внимание и при церковном венчании.
Если человек был зарегистрирован и повенчан, то помимо гражданского развода он должен обратиться к Архиерею с прошением о снятии церковного благословения, и только по получении разрешения Архиерея он может быть повенчан.
6) В духовном родстве по церковным законам безусловно запрещены браки только между восприемником крестника и его матерью (вдовой), а также между восприемницей крестницы и ее отцом (вдовцом).
Ввиду того, что при таинстве крещения по церковным правилам должен быть только один восприемник (одного пола с крещаемым). Святейший Синод еще в ХIХ веке своими указаниями неоднократно разъяснил, что не существует духовного родства между восприемником и его крестной дочерью и матерью ее, так как у крещаемой девочки по церковному закону была восприемницей крестная мать, которая и вступила в духовное родство, как со своей крестницей, так и родителями ее. Поэтому крестная мать девочки не может вступить в брак с вдовым отцом ее.
По этой же причине разрешается браки между восприемниками (т.е. между крестным отцом и крестной матерью любого крестника).
Не существует духовного родства между крестниками какого-либо лица и его кровными детьми.
Следовательно, в духовном родстве состоят только восприемники, крещаемые и их родители, но не их родственники (дети и пр.), которые могут беспрепятственно вступать в брак.
В том случае если при крещении был только один восприемник или восприемница, то независимо от пола крещаемого он или она вступает в духовное родство с ним и его родителями, и это служит препятствием к церковному венчанию.
Вследствие того, что народ очень следит за исполнением церковных законов в отношении духовного родства, в недоуменных случаях следует обращаться за благословением к епископу.
Дни, в которые запрещается совершать Таинство брака:
а) Накануне среды и пятницы в течение всего года.
б) Накануне воскресных, двунадесятых, престольных и великих праздников.
К великим праздникам относятся: Рождество Предтечи и Крестителя Иоанна (24 августа), Покров Пресвятыя Богородицы (1 октября).
В старых Практических руководствах помимо этих дней указываются еще: св. Николая (9 мая), св. ап. Иоанна Богослова (26 сентября), Казанской иконы Божией Матери (22 октября), что исполнять необязательно, но следует сообразовываться с обстоятельствами.
В самые праздники можно венчать, если они не совпадут с постом или же накануне среды и пятницы.
в) В продолжение всех постов. В заговенье венчать разрешается, либо запрещается решением епископа.
г) В продолжение Святок от 25 декабря до 7 января, следовательно можно венчать на второй день праздника Богоявления (7 января).
д) в течение Сырной седмицы (масленицы), т.е. с вечера недели мясопусной.
е) в течение пасхальной седмицы. В неделю Фомину разрешается венчать:
ж) в дни и накануне праздников усекновения (29 августа) и Воздвижения (14 сентября).
Накануне родительских поминальных суббот венчание разрешается.
з) не следует венчать накануне особенно чтимых праздников в данной местности. Например, где есть праздники в честь Чудотворных икон, открытия мощей и т.д.
Является желательным исполнение брачующимися христианского долга исповеди и св. Причастия перед вступлением в брак, конечно, с надлежащим приготовлением. Это требование указывает будущим супругам на святость венчания и на нравственную необходимость быть достойными благодати преподаваемой в Таинстве брака.
Некоторые священники предлагают брачующимся исповедоваться накануне венчания, а причащаться в самый день венчания. Другие находят более целесообразным исповедь и причащение желающих вступить в брак за неделю или же за несколько дней до венчания, когда врачующиеся не обременены заботами по подготовке к свадьбе и поэтому имеют возможность более серьезно отнестись' к величайшему Таинству Причащения.
Обычай, по которому родители не присутствуют в храме при венчании своих детей, не имеет никаких канонических, ни других разумных оснований и образовался, вероятно, с целью устранить всякое подозрение насилия со стороны родителей и свидетельствует о забвении истины, что молитвы родителей утверждают домы чад их.
Венчание должно совершаться в храме. Запрещается заочное венчание, т.е. в отсутствии одного из супругов.
По церковным законам предельный возраст брачующихся 60 лет (24 правило Василия Великого), по па практике, существовавшей ранее, браки разрешались до 80 лет, хотя священники должны были указывать желающим вступить в брак в престарелом возрасте на несообразность такого брака.
Так же одним указом Святейшего Синода (1861 г.) было вменено священникам в обязанность, чтобы они если к ним будут обращаться за советом лица, желающие вступить в брак в неравном возрасте, предупреждали таковых о неудобствах, какие могут произойти от большой разности лет, но если они после этого увещевания не отменили своего решения вступить в брак, то венчать беспрепятственно.
ОБРУЧЕНИЕ
В древности браку предшествовало обручение. В быту и в гражданском греко-римском законодательстве обручению предавалось большое значение, почти такое же, как и браку. Обручение возлагало обязанность вступить в брак, хотя самое брачное сожительство после обручения еще не допускалось. Поэтому обручившийся, но не женившийся на своей обручнице — при вступлении в иной брак, считался уже второбрачным. Залогом выполнения данного обещания было кольцо, которое жених вручал невесте вместе с остальными подарками; иногда при обручении и невеста вручала кольцо жениху, т.е. происходил обмен кольцами.
Этот древний гражданско-бытовой акт Церковь также освящала особым чинопо-следованием.
Впоследствии обручение утратило свое особое значение и последование обручения стадо присоединяться к венчанию. В XVIII веке у нас было прямо запрещено совершать обручение отдельно от венчания (1775 г.). Поэтому теперь при благословении брака сперва совершается обручение и сразу за ним венчание.
Пропускать этого чинопоследования не следует. Оно прекрасно и содержательно. Первые две краткие молитвы очень древнего происхождения. Прошения великой ектений и эти молитвы исполнены светлого, радостного чувства и в неповторимых словах говорят о союзе любви. Третья, большая молитва — позднейшего происхождения, она менее устойчива в древних чинопоследованиях. хотя и имеет прямое отношение к самому обручению, особенно к его обрядовой стороне — "перстнеположению". Благословение кольцами совершается с произнесением слов: "Обручается раб Божий..., рабе Божией... во имя Отца и Сына и Святаго Духа", и "Обручается раба Божия..."
Не лишена интереса следующая археологическая подробность. По древнейшим требникам, при обручении употреблялось лишь одно кольцо, которое жених вручал невесте. В других требниках - речь идет о двух кольцах: золотом и серебряном, или даже золотом и железном. Первое получал из рук священника жених, второе - невеста, но при этом они менялись кольцами, так что у невесты оставалось более ценное золотое кольцо, а сам жених брал себе у невесты кольцо из менее ценного металла.
1.Обручение обычно совершается у входа в храм, а венчание посреди храма, хотя можно и весь чин совершать посреди храма.
2.Встречать жениха и невесту с крестом не следует, ибо эта особенность встреч архиерея.
3.В начале чина обручения священник обычно не благословляет рукой жениха и невесту, а зажженной свечой (трижды) каждого отдельно и дает свечу в левую руку.
4.Каждение в начале обручения теперь никогда не совершается.
5.Кольца перед обручением кладутся на Престол, а в нужный момент выносятся из алтаря диаконом на тарелочке. Если нет диакона, то сам священник выносит кольца на Евангелии перед началом обручения и кладет Евангелие на аналой, но все же некоторое время кольца должны находиться на Престоле и освятиться через прикосновение к нему.
6.Кольца должен менять трижды "друг жениха" (шафер), но не все это умеют делать, а поэтому уместно самому священнику совершать эту процедуру.
7.Кольца следует менять трижды. В начале обручающимся даются кольца (на безымянный палец правой руки) не принадлежащие им (т.е. жениху невестино, а невесте - жениха), после первой перемены на их руках бывают кольца, принадлежащие им, после второй — не принадлежавшие им, а после третьей — принадлежащие им, после чего кольца одеваются уже глубоко на пальцы.
8.При обручении священник обычно делает крест кольцом не на главе жениха и невесты, а пред лицами их.
9.Отпуста после обручения не бывает, т.к. сразу же совершается венчание.
ВЕНЧАНИЕ
1. Каждения перед венчанием обычно не совершается.
2.Псалом 127, во время которого священник и обрученные идут на середину храма, обычно исполняется хором с припевом "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".
3. Поучение, положенное перед венчанием, священник обычно говорит в конце венчания, поздравляя новобрачных.
4. Вопросы "Имаши ли произволение благое..." задавать можно в переводе на русский язык, чтобы они были понятны для брачуюшихся.
5. Под "обещанием" иной невесте и иному мужу, о котором спрашивает священник, нужно разуметь только состояние юс в браке с кем-либо другим (нерасторгнутом в законном порядке), но не обещание жениться или выйти замуж, которое дается иногда молодыми людьми во время их знакомства, иногда легкомысленно и несерьезно. Такое обещание имеет только нравственный характер, а не юридический и потому не может быть препятствием к браку с другим лицом.
Но всё же молодые люди, вступая в брак, должны на исповеди каяться в таких необдуманных и легкомысленных обещаниях, данных раньше кому-нибудь другому.
Не следует так же обращать внимания на возгласы присутствующих в храме, обвиняющих жениха или невесту в нарушении обещания жениться, которые могут быть совершенно необоснованными, происходящими от ревности или же желания учинить беспорядок в храме.
Но если кто-нибудь обратился к священнику с документами, из которых видно, что один из брачующихся состоит в нерасторгнутом официальном браке и если бы обвиняемое лицо не смогло доказать обратного, то церковное венчание не следует совершать до выяснения истины.
5. Венцы выносит из алтаря диакон на блюде (или причетник). На Престол класть их не нужно. Венчание происходит так: священник берет венец с изображением Спасителя и осеняет им жениха (перед лицом) один раз, крестообразно, дает ему венец для лобызания и затем одевает на голову.
На практике (в некоторых местах) венцы на голову не возлагаются совсем, так как они бывают или очень велики или малы, а поэтому для большего благолепия и для того, чтобы не смущать брачующихся, следует венцами касаться только головы, а затем венец берет в руки шафер (в некоторых местах венцы имеют специальные металлические ручки для удобного держания их над головой) и держит рукой (с платочком) над головой.
Таким же образом поступает священник при венчании невесты, но возлагает на нее венец с изображением Божией Матери.
6. После этого священник, обратившись к брачующимся произносит совершительную молитву брака: "Господи Боже наш, славою и честью венчай я" и благословляет их рукой (трижды).
Не следует при этом оборачиваться к алтарю и воздевать руки, как делают иногда некоторые священники.
7. После произнесения совершительных слов и благословения брачующихся священник сразу же, не оборачиваясь к алтарю, ожидает диаконского возглашения "вонмем" и произносит "Мир всем" и благословляет рукой брачующихся
еще раз (четвертый).
Далее следует: "Премудрость" и прокимен, а потом Апостол и Евангелие.
Евангелие обычно читается лицом к брачующимся, как и на заказных молебных, после чего они целуют его.
После пения "Отче наш" священник читает молитву над вином с водою (в ковшике) и благословляет его в конце рукой однажды, произнося слова молитвы: "благослови благословением духовным".
10. Не следует наливать слишком много вина в ковшик, чтобы не облить одежды новобрачных.
Священник, подавая вино в ковшике сначала жениху, а потом невесте, делает это трижды и при этом произносит: в первый раз - "Во Имя Отца", во второй — "и Сына", в третий — "и Святаго Духа. Аминь". Обычно невеста в третий раз допивает все вино.
11. Далее священник предлагает им взяться за руки (правые), а сам налагает на их руки конец епитрахили и свою руку и, держа в левой руке Св. Крест (что не положено по требнику, но практикуется в некоторых местах), ведет их вокруг аналоя трижды при пении хором тропарей.
Впереди священника идет с подсвечником диакон или причетник. Сзади новобрачных идут шафера, держа венцы над головами их.
12. После троекратного хождения вокруг аналоя, священник отбирает свечи у новобрачных, гасит их и отдает их родственникам, стоящим вблизи, снимает венцы (по чину) и читает молитву "Боже, Боже наш).
13.Молитва "Отец, Сын и Святой Дух..." произносится лицом к новобрачным, причем, священник благословляет их рукой, при произнесении слов: "Да благословит вас".
Между прочим, только в этой молитве священник благословляет рукой новобрачных, но не в предшествующих молитвах, где очень часто встречаются слова: "Да благословит вас".
14. Некоторые священники после этой молитвы читают еще молитву "на разрешение венцев во осмый день", помещенную в требнике, чтобы не удлинять чина, тем более, что в этой молитве есть некоторые выражения ("согласная дос-
тигше" , "спрятавше яже о нем знамения"), напоминающие об обычае заключать письменные договоры о приданном невесты, что теперь не практикуется. В чине венчания после снятия венцев читается молитва "Боже, Боже наш", заменяющая по содержанию молитву в 8-ой день.
15. По просьбе новобрачных, а также, где принято, священник после прочтения молитвы "Отец, Сын и Святый Дух" совершает краткий молебен, для чего он сам и новобрачные становятся перед царскими вратами на солее (в некоторых местах новобрачные целуют маленькие иконки, висящие у царских врат).
Молебен совершается по сокращенному чину — тропарь Спасителю (Пречистому Твоему Образу) и Богородице (трижды), Избави от бед... и Спаси от бед..., краткая сугубая ектения с прошением о новобрачных, возглас: "Яко милостив".
Далее: Премудрость... Честнейшую херувим... Слава Тебе, Христе Боже... Слава и ныне. Господи помилуй (3). Благослови и отпуст с крестом в руках.
Потом многолетие:
"Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, изобилие плодов земных подаждь, Господи, новобрачным рабом Твоим (имя рек) и сохрани их на многая лета".
16. После многолетия священник дает новобрачным целовать Св. Крест и поздравляет их, поучая их взаимной любви и верности и разъясняя им христианское учение о супружеской жизни и таинстве брака. В конце поучения следует
священнику предлагать им поцеловать в знак искренней и чистой любви, связующей их на всю жизнь.
17. Далее, священник благословляет (крестообразно) новобрачных иконами (жениха — иконой Спасителя, а невесту — иконой Богоматери), давая их облобызать и при этом тоже говорит приличествующие этому действию слова, если хочет (например, о необходимости прибегать в молитве к Спасителю и Божией Матери, как в радости, так и в скорби).
18. В конце священник предлагает им идти с миром и принимать поздравления от своих родственников и друзей, которые обычно подходят в это время к солее и поздравляют их, целуя их.
19. Священник может участвовать в свадебной трапезе, если его настойчиво приглашают и если новобрачные хорошо известны, не присутствовать при песнях, танцах и других увеселениях (часто нескромного характера), которыми обычно заканчиваются свадебные торжества.
20. Не должно венчать пьяных, доколе они не истрезвятся.
21. Невеста, находящаяся в периоде послеродового очищения и не получившая молитвы "в сороковой день" не только приступать к Св. Таинствам, но и входить в храм не может. То же касается и невест, находящихся в нечистоте (физиологической). Впрочем по мнению некоторых в исключительных обстоятельствах совершение брака или отмена его предоставляются на усмотрение пастыря, ибо, по словам Апостольских Постановлений: "ни роды, ни течение кровей не может осквернять естество человека или отлучать от него Духа Святаго, но одно нечестие и беззаконная деятельность" (VI кн., 27 гл.).
Последование о второбрачных
На второй брак Церковь смотрит неодобрительно, и допускает его лишь по снисхождению к немощам человеческим. Брак второбрачных некогда не получал церковного благословения, а третий брак одобрялся только в исключительных случаях. Св. Феодор Студит пишет: "Второй брак не имеет венчания и посему не сочетовается священником... И какой пресвитер станет венчать его, получив от отцов запрещение даже просто присутствовать на его пиршестве?" По словам Федрора Студита, второбрачные, выполнив епитимию, допускаются к причащению, — и это до некоторой степени служит им заменой простого благословения Церкви.
Но впоследствии Церковь стала допускать благословение 2-го и даже 3-го брака Появилось — "Последование о второбрачных", сперва краткое и без возложения венцов, потом более похожее на обычное венчание. Теперь "Последование о второбрачных" отличается от обычного венчания только двумя покаянными молитвами.
Как и в чине венчания однобрачных при венчании второбрачных и троебрачных совершается осенение зажженными свечами, осенение кольцами, венчание венцами, благословение общей чаши вина, хождение вокруг аналоя, снятие венцов, совершение молебна, провозглашение многолетия, поучение, соответствующее возрасту врачующихся, благословение иконами.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 284.