Символика хиротонии и хиротесии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Таинстве Священства через святительское рукоположение на пра­вильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Та­инства и пасти стадо Христово.

К внешней, видимой стороне Таинства Священства относятся воз­ложение рук архиерея на голову посвящаемого и молитвенное призывание Святого Духа. Внутренним, невидимым действием рукоположения (хиротонии) является особая благодать Священства. Она возвышает из­бранных над остальными верующими и наделяет духовной силой и вла­стью учительствовать, священнодействовать и управлять паствой. Таинст­во Священства «может по справедливости назваться венцом и связью всех других, ибо оно служит спасительным орудием для их сообщения по благодати, данной апостолами и постепенно нисшедшей через непрестан­ное рукоположение до нынешних служителей Христовой Церкви»

В отличие от хиротонии посвящение в чины церковнослужителей — хиротесия — не является таинственным рукоположением Священства, а представляет собой священнодействие, которое совершается архиерейским благословением и руковозложением в знамение утверждения в церковной должности. При этом возложении руки не произносятся таинственные слова призывания благодати, рукополагающей во Священство. Посвяще­ние в разные степени церковнослужения сопровождается облачением в священные одежды, соответствующие каждому чину, Ее носят «ради Бо­жественного служения, дабы не прикасаться к чему-либо из предметов священных, или чтобы не надевать одежды священства прямо и непо­средственно на одежды мирские.274 Под этими одеждами должен быть «совершенно сокрыт внешний мирской человек со всеми его суетными стремлениями» (А.Дмитриевский).

 

Чин посвящения в чтеца и певца

О чтецах упоминается еще в Ветхом Завете, где говорится, что во время Богослужения они «читали из книги законы Божия внятно и при­соединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем. 8, 8). В новозаветное время звание чтеца освятил Сам Господь, Который, придя в Назарет, вошел «в день субботний в синагогу и встал читать» (Лк. 4, 16). На должности чтецов в древности начинали свое служение многие выдающиеся деятели и отцы Церкви — святые Василий Великий, Гри­горий Нисский, Иоанн Златоуст, Прокл, епископ Константинопольский, и другие.

 

Идейный смысл священнодействий чина

Литургические священнодействия посвящения в должность чтеца и певца совершаются до Литургии посреди храма и начинаются по об­лачении архиерея. В первой молитве посвящения архиерей просит Бога украсить свещеносца нескверными и непорочными одеждами, просветить его, чтобы он в будущем веке принял нетленный венец жизни.

В знак посвящения Богу и отличия от простых верующих посвя­щаемый облачается в короткую фелонь, которую Симеон Солунский на­зывает «начатком священных одежд».Возложение руки епископа на голову постриженного и одетого в малую фелонь чтеца при чтении второй молитвы, по объяснению Симеона Солунского, есть видимый знак покровительствующей силы Божией и со­общения благодати посвящения.Обычно в день посвящения чтец причащается, но не в алтаре, а, как мирянин, на солее.

 

Посвящение в иподиакона

В Православной Церкви звание иподиакона сохраняется с апостоль­ских времен. О нем упоминается в правилах и постановлениях апостоль­ских, в послании Игнатия Богоносца к антиохинянам, в посланиях святи­теля Киприана. В III веке Римский епископ Корнелий в письме Фабию, епископу антиохийскому, о клире Римской Церкви исчисляет семь иподиаконов (Евсевий, кн. VI, гл. 43). В Церкви Константинопольской и в Церквах, к ней принадлежащих, по законодательству Юстиниана, служи­ло 90 иподиаконов.

По древнему уставу в обязанности иподиакона входило приготовле­ние умовения для рук священнодействующего и изведения из храма огла­шенных после возгласа диакона: «Оглашенные, Изыдите». Иподиакон должен был охранять святые врата, чтобы никто из недостойных не во­шел в алтарь.

 

Рукоположение во диакона.

Звание диакона в христианской Церкви установлено апостолами, которые для служения трапезе в Иерусалимской общине предложили из­брать семь человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудр­ости». Избранных поставили пред апостолами, и те, «помолившись, воз­ложили на них руки» (Деян. 6, 1—6). Таким образом — через избра­ние, поставление пред апостолами, молитву и рукоположение от святых апостолов — были хиротонисуемы первые диаконы.Сообразно первоначальному избранию их «служить трапезам» в обязанность диаконов входит помогать пресвитеру и епископу при бого­служении, при управлении паствой и назидании ее. В Постановлениях Апостольских говорится: «Диакон да будет умом, глазом, устами, серд­цем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера». Посему диа­коны, по преданию апостольскому, суть как бы «служебные духи, посы­лаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1, 14).В древности круг обязанностей диакона включал в себя, кроме перечисленных выше, еще попечение о бедных; диаконы должны были разносить Евхаристию больным и тем христианам, которые не могли прийти на богослужение, и выполнять по поручению епископа другие служебные функции. Подобно первым диаконам Стефану и Филиппу (Деян. 7, 8 5, 12, 34—40), диаконы в последующие века проповедовали слово Божие при богослужении. Так поступали, будучи диаконами, свя­тые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Григорий Великий.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 247.