Предание земле совершается по чину, как и взрослых, независимо от возраста.
Полный чин панихиды помещен в Богослужебных указаниях на 1958 т., а также в других книгах.
Панихиды не следует совершать на 1-й седмице Великого поста до субботы, на Страстной и Пасхальной, на 1-й день Рождества. На 1-й седмице Великого поста и на Страстной (до Великого четверга) совершаются только литии. От Великого четверга до недели Фоминой прекращаются и литии. На Пасхальной неделе иногда только читают заупокойные записки при пении Пасхального канона и др. песнопений.
По уставу запрещается также поминовение усопших в период от Рождества Христова до Богоявления (вкл.), в воскресные дни и в великие праздники, но это правило Номоканона не выполняется.
Если придерживаться этого правила, то нельзя также и произносить заупокойную литию за Литургией, что тоже не всегда и не всеми исполняется по той причине что, ведь, на каждой Литургии произносится моление: "О блаженных и приснопамятных святейших патриархах православных и создателях святаго храма сего, и о всех прежде почивших отцев и братиях, зде лежащих и повсюду православных". (См. сугубая ектения после Евангелия).
Некоторые ссылаются на задержку службы, но этого можно избежать, если записки читать всему духовенству.
Панихиды и поминовения совершаются по всем тем лицам, что и отпевание.
Об инославных не положено молиться, но можно совершать панихиду по особому чину (Изд. Свящ. Синодом).
Об умерших без Святого Крещения панихид и поминовений в храме не совершается, но родители могут о них молиться в своей домашней молитве.
В торжественных случаях совершается вместо панихиды особая служба под названием "Всенощное бдение, бываемое о усопшем, когда во утрие погребение имать быти христианского тела или усопшему память единому или многим творити кто и о них потрудитеся хощет" (изд. Киево-Печерской Лавры).
В этой службе бывает начало, как на всенощном бдении, вход, паремии, лития с благословением колива, 17-я кафизма, канон. В конце утрени на сугубой ектений добавляются и заупокойные прошения.
Обычные панихиды совершаются полностью, но с некоторыми сокращениями. Так почти всегда опускаются:
а) псалом 90;
б) 17-я кафизма;
в) 2,3,4, и 5 тропари на "Благословен еси, Господи";
г) тропари канона. Вместо тропарей поются только припевы: "Покой Господи душу усопшего раба Твоего" и "Слава и ныне";
д) не поются совсем ирмоса (по греческому уставу), а лишь катавасии после 3,6 и 9 песни;
е) опускаются малые ектений — после тропарей "Благословен еси, Господи", и разу поется седален "Покой, Спасе наш";
ж) опускается ектения после 3-й песни и седален "Воистину суета всяческая".
Это максимум возможных исключений в панихиде, допускаемый в исключительных случаях. Во всех торжественных случаях необходимо совершать ее по уставу.
Молитва "Боже духов" только в конце панихиды читается вслух, как и на погребении, а в остальных случаях — тайно.
Во время панихиды и отпевания, обыкновенно молящиеся стоят со свечами, которые положено угашать после канона, что не всегда выполняется, а свечи остаются в руках до самого конца, а при погребении до момента прощания.
На погребениях и панихидах отпуст произносится без креста, а только с кадилом. На юге с Крестом, который после дается для лобзания, что вполне уместно, по аналогии с молебнами.
Если предлагается на панихиде кутья (или коливо), то она благословляется рукой (без всяких слов) или же читается молитва на благословение колива, помещаемая в полных служебниках. Молитву уместно читать после сугубой ектений, перед отпустом.
Лития, состоящая из Трисвятого, Отче наш, тропарей "Со духи праведных", заупокойной сугубой ектений, отпуста и вечной памяти может совершаться всегда, кроме периода от Великого четверга до недели Фоминой.
Такая же лития может совершаться не отдельно, а вместе с Литургией, по заамвонной молитве, а после нее поется "Буди имя Господне"...
Иногда на литиях после ектений вставляется кондак "Со святыми Упокой" и икос "Сам един еси...".
Дата: 2019-07-24, просмотров: 277.