Другие считают возможным и необходимым, воспользовавшись хотя бы малым перерывом в рвоте, причастить больного, учитывая, что лишение св. Тайн перед смертью усугубляет тяжелое состояние больного и лишает его спасительного таинства, и что телесная скверна несравненно меньше нравственной.
Но в таком случае необходимо принять меры предосторожности и предложить родственникам следить за больным в случае появления рвоты скоро после причащения иметь вблизи чистый сосуд или плат, чтобы изверженное больным не попало на пол или одежду, но было собрано, а потом сожжено и пепел был отнесен в текущую реку или же в непопираемое место (при храме).
Как поступить, если умирающий инославный христианин (римо-католик, армяно-григорианин и т.п.) попросит православного священника причастить его? — Надо разъяснить ему, что причащение равносильно присоединению к Православной Церкви. И если больной на это согласится, - исповедовать и причастить; немиропомазанного предварительно миропомазать (перед причащением).
При причащении особо опасных заразных больных священнику можно рекомендовать следующие меры предосторожности:
а) стараться прийти к больному спокойным, не уставшим не запыхавшимся, и не вспотевший,
б) в комнате больного стараться не глотать слюну и мокроту, а сплевать в плевательницу или носовой таток;
в) после посещения больного, выветрить одежду, переменить белье, умыться.
Церковные правила запрещают священнику требовать вознаграждения за причащение (можно лишь принять доброхотно предложенное даяние), выпрашивать что-нибудь у болящего для церкви, а тем более для себя («Поучение святительское»). Нарушение этого правила приравнивается к симонии, а семи священники, допустившие это нарушение, подлежат извержению го клира (Шестой Вселенский собор, 23 правило).
ПОКАЯНИЕ И ИСПОВЕДЬ
Необходимость покаяния ясна. Нет человека, который бы не согрешал. "Если говорим, что не имеем греха — обманываем самих себя", — пишет св. апостол Иоанн Богослов (Первое послание 1.8). А если мы все всегда грешим, значит надо вести непрестанную борьбу с грехом, каяться в грехах, искать помощи у Бога.
Все церковные службы содержат молитвы покаянного характера. Покаянный характер имеет самая короткая и самая частая церковная молитва "Господи помилуй".
Но церковью установлено еще особое, специальное чинопоследование кающихся — Таинство Покаяния. В нем покаянные молитвы соединяются с исповеданием грехов.
Апостол Иаков пишет в послании: "Исповедуйте друг другу согрешения и молитесь друг за друга". Если хорошо исповедовать согрешения друг другу, то тем более хорошо это делать перед священником, который унаследовал от Апостолов власть "вязать и решить".
Покаяние перед священником — это уже не только личная молитва кающегося, а церковное священнодействие, таинство, имеющее большую очистительную силу.
Но было бы неправильно думать, что исповедь перед священником это конец покаяния. Скорее это начало того процесса, который должен совершаться всю жизнь. "Нужно, чтобы покаянное делание, начатое приступающими к Таинства Покаяния, продолжалось и после того, как он отойдет от аналоя с Крестом и Евангелием, и стало делом всей его жизни" (Ветлеев, Таинство Покаяния. ЖМП 1954, №12, стр.49). В этом Таинстве Церковь и подает кающемуся помощь в его стремлении стяжать истинный "образ покаяния".
Забота пастырей о правильной постановке исповеди
В глубинах человеческого духа кроется доброе и злое. "Сердце — малый сосуд, — говорит преподобный Макарий Египетский, — но там есть змеи, там есть львы, там пути негладкие и стропотные, там пропасти, но там и Бог, там ангелы, там жизнь и царство, там свет и апостолы, там сокровища благодати, — там есть все". Вести человека к победе над злом — задача пастырского руководства. Оно должно осуществляться в индивидуальных пастырских беседах, особенно в Таинстве Исповеди.
К сожалению, далеко не всегда постановку исповеди у нас можно признать идеальной. Часто исповедь совершается торопливо, небрежно; формальное отношение наблюдается и у приступающего к ней, и у самого совершителя.
Причины этого двух родов: объективные — физическая невозможность уделить должное понимание каждому кающемуся из-за большого скопления исповедников; и субъективные — недооценка важности внимательного пастырского подхода к кающемуся.
Начнем с этого последнего обстоятельства.
Формализм на исповеди в значительной мере является наследием синодального прошлого. "Духовным регламентом" на исповедника возлагались обязанности нецерковного порядка. На исповедь смотрели, как на известного рода проверку благонадежности. На исповедь шли люди часто без всякого внутреннего побуждения, иногда просто для того, чтобы получить нужную справку. Как же тут не появиться формализму? Это одно. Второе: Синодальный период характеризуется и в богослужебной практике, и в Церковном искусстве и отчасти даже в богословии ("школьном") некоторым отходом от исконной строго-православной почвы и сближением с Западом. Западные влияния, начиная с ХVII-го века, просачивались на нашу почву и впитывались ею. А как смотрит запад на исповедь? Перечислению грехов там уделяется очень много внимания. Но сердечному раскаянию там фактически не придается никакого значения. Если сравнить чинопоследование исповеди, так как оно изложено в Православном Требнике, с изложением порядка его совершения в римо-католическом "Ритуале", то сразу бросится в глаза коренное различие. В Православном Требнике он состоит из покаянных молитв. В римо-католическом чине исповеди нет ни одной покаянной молитвы, а совершение Таинства ограничивается устной исповедью и формулой разрешения.
Для того чтобы таинство Покаяния достигло своей цели, по учению римских богословов, вполне достаточно чувства страха перед загробными мучениями timor simpliciter servilis. Таковая подлинная, официальная римо-католическая терминология, определяющая вполне, по их мнению, достаточный минимум покаяния.
В наших дореволюционных учебниках по сравнительному богословию на эту особенность римо-католицизма обращалось недостаточно внимания. Замалчивался и такой характерный факт, что папа Александр Седьмой декретом от пятого мая 1667 года взял под защиту тех богословов, которые доказывали, что от кающегося на исповеди — не требуется даже зачатков любви, (сравнить нечто подобное в правилах Тридентского собора: "Если бы кто сказал,... что имеющий веру без любви не является христианином, да будет анафема" (6-я сессия, 28 канон)). Все это способствовало проникновению к нам западных представлений о механическом воздействии исповеди на человека.
Чтобы не быть при совершении исповеди только формальным требоисполнителем, священнику прежде всего надо усвоить церковный святоотеческий взгляд на покаяние, проникнуться самому сознанием величия и важности этого Таинства, открывающего людям Царство Небесное.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 262.