Православное учение о страстях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Святоотеческая аскетика в течении многих веков выра­батывала учение о страстях как источнике греха в душе человека. Святых отцов-аскетов всегда интересовал первоис­точник того или иного греха, а не самое уже совершившееся грехопадение. Ибо оно является продуктом глубоко укоре­ненной в нас греховной страсти, которую эти писатели назы­вают иногда "лукавым помыслом" или "лукавым духом". Преподобный Иcихий Иерусалимский утверждает: "Много страстей сокрыто в душах наших, но обличают они себя только тогда, когда являются на глаза причины их". Опыт наблюдения и борьбы со страстями позволил свести их в известные схемы. Наиболее распространенная схема при­надлежит преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, кото­рому следуют: свв. Евагрий, Нил Синайский, Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и Григорий Палама.

Согласно этим учителям все греховные состояния чело­веческой души могут быть сведены к восьми главным стра­стям: 1) чревоугодие: 2) блуд; 3) сребролюбие; 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние: 7) тщеславие; 8) гордость.

"Злые страсти и нечестие не только вводятся одна через другую, но и подобны суть они другим" — говорит свт. Григорий Палама (Беседа восьмая). Эта диалектическая связь проверена и подтверждается всеми писателями-аскетами, в творениях которых прекрасно показывается, как одна греховная привычка коренится в другой, сама порождая последующую.

Кроме того, отцы-аскеты различают страсти, происхо­дящие непосредственно от пороков, от зла: гнев, чревоуго­дие, блуд, сребролюбие: и другие, — ведущие свое начало от добродетели (что особенно опасно). Освободившись от старой греховной привычки, совершив хотя бы не­значительное дело любви, человек может возгор­диться, предаться тщеславию. И, наоборот, — в стремлении к духовному совершенству, к очище­нию, подавлению греховных помыслов, и привы­чек человек употребляет большие усилия, борется с собою, но грех побеждает его, ему не удается погубить свою страсть; и человек впадает в пе­чаль, которая переходит в еще более греховное состояние — уныние, отчаяние, безнадежность, после чего наступает неверие.

Как различны причины и возбудители стра­стей телесных или духовных, так различно долж­но быть и врачевание этих пороков. Святой Еваг­рий пишет: "Движение плотских страстей пресе­кает воздержание, а душевных - духовная лю­бовь" (Добротолюбие, т.1, с. 600). Иоанн Кассиан Римлянин учит о постепенном систематическом лечении страстей, поскольку все они находятся между собой в непрерывной диалектической связи. "Страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль и уныние соединены между собою некиим особым средством, по коему излишество предыдущей дает начало последующей... Потому против них надо сражаться тем же порядком, переходя в борьбе с ним то предыдущих к после­дующим: чтобы победить уныние, сначала надо подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, нуж­но попрать сребролюбие; чтобы исторгнуть среб­ролюбие, надо укротить блудную страсть; чтобы подавить эту похоть, надо обуздать чревоугодие" (Добротолюбие, т. 2, с. 22).

Приступая к исповеди и слушая признание кающихся в своих грехах, духовник должен об­ращать внимание свое и своих духовных детей именно на внутренний строй душевной жизни. Он должен учить бороться не со злыми поступками, а с порождающими их лукавыми помыслами и страстями. Ибо бесполезно бороться с симптома­ми вместо лечения самой болезни. Сделать со­вершенный греховный поступок небывшим уже невозможно. Но предотвратить в будущем подоб­ные греховные явления человек может, коль ско­ро он будет, внимательно наблюдая за своими помыслами, находить с помощью духовника тайно укоренившуюся в нем страсть и вести с ней борьбу. "Ибо от чревоугодия рождаются пирования, пьянство; от блудной страсти — скверносло­вие, шутовство, забавы, суесловие; от сребролю­бия — ложь, обман, воровство," вероломство, жадность: от корысти — лжесвидетельство, наси­лие, бесчеловечие, хищничество: от гнева — человекоубийство, крик, негодование; от печали — брюзжание, малодушие, раздражительность, бродяжничество, непостоянство ума и тела, го­ворливость: от тщеславия — споры, ереси, само­высказывания, склонность к новизнам; от гордо­сти — презрение,  зависть, неповиновение, хула, ропот, поношение" (Преподобный Иоанн Касси­ан. Собеседования египетских подвижников. Соб. 5 "О восьми страстях" с. 254).

Кающийся на исповеди должен почувство­вать общее болезненное состояние своей души, которое и называется "греховностью". Духовник же должен призывать своих духовных чад не к совершению или несовершению тех или иных добрых или греховных поступков, но к стремле­нию излечиться, очиститься.

 Обстановка исповеди и ее особенности

Священнику надо подумать и о тех необычных отноше­ниях, которые устанавливаются в Таинстве Исповеди между ним самим и тем другим человеком, который пришел к нему на исповедь. Обычно перед другими мы стараемся предста­вить себя лучше и красивее, чем мы есть в действительности, здесь же человек приходит для того, чтобы открыть свои язвы, свои недуги душевные, часто сокрытые от глаз люд­ских, свое безобразие. На исповеди священнику много при­ходится слышать о таких грехах, в которых иной человек ни за что не признался бы ни отцу, ни матери, ни лучшему другу. Иногда стыд и гордость, быть может, в течении мно­гих лет удерживают и от исповеди. Но вот настал все же благословенный час, когда у человека верх взяла решимость открыть духовному отцу свой тяжкий грех. Священнику надо полюбить и пожалеть в такую минуту человека, про­явить к нему отеческие чувства и порадоваться, что нашлась; наконец, погибшая драхма. Ибо никогда человек не бывает так прекрасен, как в тот момент, когда он распинает себя и побеждает своего главного врага - гордость. Священник должен подумать в этот момент и о себе самом, о своих недостатках, о том, что и он такой же человек грешный. Все это поможет ему стать ближе к кающемуся, разделить его чувства, его молитву.

Нельзя забывать священнику и о том, что на исповеди создаются наиболее благоприятные условия для воздействия на человека. Доброе слово священника здесь найдет для себя почву. Кающемуся нужно внушить желание борьбы с грехом и твердую надежду на помощь Божию в этом деле.

И если священник подумает обо всем этом, он не оста­нется безучастным, формальным совершителем требы, он найдет нужное слово, так что и кающийся* ощутит влияние благодати Божией и сам священник испытает Евангельское чувство радости " о грешнице кающемся".

Но тут сам собой напрашивается вопрос, как добиться всего этого, как избежать формализма тогда, когда на испо­ведь приходят сразу сотни людей? Вопрос этот сложный и ответить на него нелегко.

Обратившись к прошлому нашей Церкви, мы увидим там с одной стороны: ограниченное число духовников (не каждый священник принимал на исповедь) и еще более продолжительные чины исповеди.

В нынешнем требнике сохранилось еще предостереже­ние священнику с напоминанием о наказании тому, кто "без повелительныя грамоты местного епископа дерзнет принимати помышление исповеди". Практического значения это предостережение уже не имеет, поскольку теперь, каждому священнику дается право совершать исповедь "Ставленной Грамотой". Но это предостережение представляет историче­ский интерес. Оно служит подтверждением того факта, что в древности не всем священникам давалось право быть испо­ведниками, а лишь наиболее опытным.

Но если в древности число священников - исповедников было ограничено, тогда тем более может показаться непо­нятным, как они управлялись со своими обязанностями и как успевали совершать над каждым исповедником отдельно весь чин исповеди (ведь в древности он был еще более про­должительным, чем теперь, т.к. включал чтение Апостола, евангелия, ектений и т.п.)?

Оказывается, в древности говение продолжалось весь пост (Великий, Петров и Филиппов), а к Таинству Причаще­ния верующие приступали только по окончании поста в праздничные дни (СМ. Зарин. Лекции по Пастырскому богословию и аскетике. Спб.,1912, стр. 82-83). При таком положении можно было занять исповедью все дни поста. При нынешнем же положении дела, когда исповедуются обычно только накануне причащения (чаще всего по пятни­цам и субботам), труднее избежать большого скопления исповедников в один день и связанной с этим спешки. Вот почему еще в синодальное время многими осознавалась необходимость некоторого видоизменения этой нынешней практики, и даже в курсах Практического руководства рекомендовалось священникам начинать исповедь не накануне причащения, а еще раньше с самых первых дней недели" (Нечаев, Практическое рук-во, СПб., 1915, с. 259). В одном старом церковном журнале по этому вопросу читаем "Исповедуя по сто и по несколько сот человек в день, утомленный и измученный священник не может достойным образом выдержать свое настроение и в продолжении тех двух или трех минут, которые он уделяет каждому кающемуся, нервы его или бывают расстроены до раздражи­тельности, или претуплены до полной невозмути­мости. Казалось, чего бы легче принимать исповедуюшихся в продолжении недели ежедневно? Но попробуйте-ка достигнуть такой реформы. Возражатели будут вполне серьезно и искренне обвинять священника в искажении Православия — "Как же я буду исповедоваться не накануне причастия? — скажут они. Ведь сколько нагре­шишь за промежуточное время?... Никакие доводы в пользу того, что исповедь и причастие, по смыслу канонов, не суть неразделимые временем части единого священнодействия, но два различ­ных таинства, вам тут не помогут... Заставить же говеть в другие посты, или в мясоед еще труднее» ("Церковный вестник" 1888 г. №10).

Как бы то ни было священнику надо, приняв все зависящие от него меры, чтобы исповедью было занято, по возможности, больше дней. Надо бороть­ся с таким наблюдающимся кое-где обычаем, когда чуть ли не половина всего прихода по мест­ной традиции собирается исповедоваться в один какой-либо день в году, например под Благове­щение, в Вербное воскресенье, а также в Великую субботу. Вообще надо настойчиво рекомендовать прихожанам, не откладывать исповеди на послед­ние дни поста; надо также советовать стараться приходить на исповедь в такие дни, когда бывает меньшее скопление исповедников.

Подход, настроение и поведение духовника

При проведении исповеди духовник всегда должен поддерживать в себе следующее:

а) духовный опыт, который дается, конечно, не из учебника и не сразу, а приобретается подви­гом молитвы, углубления в Слово Божие и писа­ния отеческие и общения с духовными учителями. Этот опыт дается работой над собой и, как учит
митр. Антоний, старанием "полюбить людей, полюбить человека по крайней мере в эти мину­ты, когда но отдал себя тебе, отдал Богу"
(Исповедь, стр, 7),

б) сознание особенности своего служения, как духовника. Созидание в себе особого нравст­венного дара сострадательной любви, помогаю­щей становиться соучастником искупительного подвига Христова;

в) отношение к греху, как болезни, больше чем как к преступлению. Отсюда старание у свя­щенника помочь грешнику, излечить его, успоко­ить его мятущуюся совесть. Отсюда же стремле­ние любить грешника, жалеть его, и никак не
брезговать им, поменьше обличая и осуждая грешных;

г) памятование об абсолютной тайне испове­ди. Поведанное на исповеди никогда и не при каких обстоятельствах не может быть духовником сообщено никому. Священник должен посему не только блюсти эту тайну и не выдавать ее в разговорах служебных и на допросах, а также следствиях судеб­ных, но и должен всячески и всегда помнить это и быть настороже. Ни намеком, ни выражением, ни в проповеди, ни в пастырских разговорах, священник не смеет рассказывать то, что ему было поведано, при совершении им Таинства Покаяния;

д) стараться развивать в себе внимание умное и сер­дечное, проникать в сказанное, стараться разбираться в сложной и подчас запутанной жизни кающегося. Ему нужно совершать задачу особого пастырского психоанализа, дока­пываться до корней и истоков постигшей человека духовной болезни и безвыходного состояния. Он должен в себе разви­вать особый дар "рассуждения духовного";

е) стараться стяжать исключительное терпение и сми­рение. Первое особенно необходимо при длительных и мно­голюдных исповедях, особенно тогда, когда человек, не умеющий исповедоваться, начинает говорить вещи, совсем к
исповеди никакого отношения не имеющие, всякие житей­ские мелочи и подробности или же "каяться в грехах своих близких", а о себе ни слова покаяния не говорить. Второе, когда некоторые лица (это бывает весьма часто) во время
исповеди сами начинают поучать священника, указывая ему на его недостатки, облекая это иногда в искусную форму признания себя виновным в осуждении пастыря в том-то и том-то;

ж) священник должен возгревать в себе умение все по­нять, чтобы все простить. Но вместе с этим пастырь никак не должен забывать того, что такое всепрощение не должно быть поводом и основанием к ослаблению нравственных принципов верующих. Пастырь всегда должен помнить святоотеческое мерило: "люби грешника, но ненавидь сам грех". Посему священник должен знать границу своего со­-
страдания, чтобы не дать повода грешнику и дальше про­должать свои погибельные привычки.

                        ПОСЛЕДОВАНИЕ ИСПОВЕДИ

Изложение последования исповеди в Требнике начина­ется с такого указания: "Приводит духовный отец хотящего исповедатися единого, а не два или многая, пред икону Гос­пода нашего Иисуса Христа". В наших условиях часто быва­ет невозможно прочесть все молитвы исповеди перед каж­дым кающимся отдельно. Поэтому молитвы перед испове­дью у нас сплошь и рядом читаются сразу для всей группы исповедующихся, а к аналою для исповеди подходят по одному.

- Последование Покаяния (в нынешнем требнике) вклю­чает;

- Пятидесятый псалом;

покаянные тропари; "Помилуй нас Господи, помилуй нас...";

молитву; "Боже Спасителю наш, иже пророком твоим Нафаном...";

вторую молитву; "Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, Пастырю и Агнче, вземляй грехи мира...";

обращение: "се, чадо, Христос невидимо стоит...";

самую исповедь (вопросы и наставления);

молитву третью (после проповеди): "Господи, боже спасения рабов Твоих...";

и формулу разрешения ("разрешительную молитву"): "Господь и Бог наш Иисус Христос...".

Все три молитвы древнего происхождения; что же каса­ется "разрешительной молитвы", то она появилась у нас в 17-м веке: она заимствована из западной традиции; в греческом требнике ее нет.

Нельзя забывать, что чинопоследование таинства По­каяния включает, кроме исповеди, еще и вышеуказанные молитвы о прощении грехов; нельзя допускать, чтобы испо­ведующийся не слышал этих молитв и совершенно в них не участвовал.

Некоторые практические рекомендации опытных духовников о порядке совершения личной и тайной исповеди: молитва и краткий совет как исповедо­ваться.

Исповедь: сначала дать выговориться ис­поведнику, и только потом, когда он начинает замолкать, но есть ощущение, что он высказал не все, помочь ему тактичными ненавязчивыми вопросами признаться и покаяться в сокрытых грехах.

Молитва о ниспослании сердечного со­крушения кающемуся и прощение ему грехов.

Советы, как преодолеть конкретный по­рок, наложение епитимий или призыв к долго­терпению и кротости.

5) Чтение разрешительной молитвы (На­стольная книга священнослужителя, т.4.
стр. 251).

Исповедь должна совершаться накануне для причастников или же в случае нужды (когда очень много исповедников) за день или за два до причащения, с предупреждением, говеющих, что в этом случае, если они совершат какой-либо тяж­кий грех за время от исповеди до причащения, они обязаны еще раз исповедаться.

Не следует без особой нужды производить исповедь во время совершения службы (особенно литургии).

Нельзя исповедовать несколько человек сра­зу, даже детей, чтобы не развивать в них скрыт­ности и не располагать к утайке грехов.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы исповедаюшиеся клали деньги на аналой где лежат Крест, и Евангелие. Дня добровольных пожертвований при совершении исповеди можно ставить кружку, но в некотором отдалении от аналоя, чтобы не смущать исповедников и не напоминать им о деньгах, если они сами не наме­ревались жертвовать.

Тем более, конечно, подлежит искоренению практика, существующая в некоторых местах, устанавливать обязательный взнос для говеющих на содержание храма, даже если он производится в виде свечи, которую обязан купить каждый исповедник и положить ее на аналой перед свя­щенником, как знак того, что он выполнил свою обязанность по отношению к церкви.

В то же время нужно поощрять тех исповед­ников, которые добровольно покупают свечи и после исповеди зажигают их перед иконами в знак того, что в их душах после покаяния зажегся огонь благодати.

Если кающийся не может и не хочет сам раскаяться, раскрыть свою душу перед священни­ком подробным перечислением своих грехов, а лишь кается общими словами, говоря; "всем гре­шен", то следует задавать ему вопросы так, чтобы облегчить покаяние и выяснить действительное духовное состояние кающегося. В практической литературе для духовника существуют специаль­ные вопросники для исповеди. Они вовсе необя­зательны, но могут служить для священников руководством для правильного построения испо­веди.

Во время исповеди священник должен дер­жать себя скромно, не смущать исповедников своими взорами (особенно женщин), не проявлять излишнего любопытства о подробностях грехопа­дения и прекращать попытки некоторых исповед­ников уклоняться в излишнее перечисление под­робностей своих грехов с целью похвальбы.

О вопросах и наставлениях на исповеди

Вопросы, изложенные в требнике, отнюдь не являются чем-то устойчивым и неизменным. В древних чинопоследованиях они даются не в одинаковых редакциях.

Предлагать все вопросы по требнику ни в коем случае не следует. Надо учитывать индивидуальные особенности кающегося: его возраст, семейное положение, наклонности и т.п. Одни вопросы можно предложить ребенку — другие взрослому. Иначе надо исповедовать женатого, семейного — иначе холостого. Надо стараться выяснить, чем кающийся особенно недугует. У одного таким главным недугом может быть маловерие, у другого — жадность или вражда, у третьего плотские грехи, или какой-нибудь особо тяжелый и, может быть, еще не исповеданный грех. В зависимости от этого должно быть и наставление.

Предлагать вопросы надо с большой осторожностью и осмотрительностью, чтобы неподходящими вопросами не нанести вреда'.

Пастырю — исповеднику, особенно молодому, следует помнить, следующие слова апостола Павла, обращенные к Тимофею: "Старца не укоряй, но увещевай как отца; млад­ших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою" (1 Тим. 5,2).

Нехорошо, если исповедующийся, не имеет твердой уверенности, что посторонние его не подслушивают. Между тем, бывает так, что в вблизи аналоя стоят люди (ожидаю­щие исповеди или клирошане) и невольно слышат и слиш­ком громкие вопросы священника и ответы исповедающегося. Все это создает большие неудобства, нервирует и смуща­ет исповедующегося, мешая ему спокойно открыться во всем священнику. При желании, этого неудобства можно легко избежать, приняв соответствующие меры.

На исповеди надо быть особенно внимательным к лю­дям, по многу лет бывшим в удалении от Церкви.

Священник не должен обличать исповедующегося в грехах, о которых он знает от других лиц, а не от самого кающегося. Но он должен при помощи благоразумных во­просов и разъяснений добиться, чтобы исповедник сам при­знался в этих грехах, уже известных священнику через дру­гих лиц,

В конце всякой исповеди священник должен спраши­вать кающегося, не чувствует ли он за собой еще каких-либо особых грехов, в которых никогда не каялся.

Священнику не следует задавать вопросов, которые не имеют прямого отношения к исповеди, а являются плодом праздного любопытства и сплетничества. Запрещается спра­шивать фамилии или имена соучастников греха. Нельзя спрашивать в грубой форме о грехах плотской нечистоты, особенно юных исповедниц и детей, которые по своему возрасту могут и не знать даже наименования этих грехов. Необходимо очень осторожно добиваться сердечного рас­каяния путем намеков, а не грубых вопросов, дабы не сму­тить их и не научить их чему-либо греховному, чего они до сих пор еще не знали.

Все вопросы, предлагаемые кающимся со стороны свя­щенника, должны быть всегда проникнуты кротостью и искренней любовью единственно достойными служителей вечной любви и свойственными тем, сто именуется отцами духовными. Грубая, нелюбвеобильная беседа, строгий тон, жестокая и суровая речь, насмешка или шутка могут только огорчить кающихся и удержать их от настоящего раскаяния, иногда даже против воли и намерения их самих. Тогда как, напротив, вопросы, предлагаемые священником с истинно-братской любовью, христианской кротостью и тактично­стью, всегда трогают исповедников и возбуждают в них расположение к откровенности и духовной чистосердечно­сти. Особенно тихо, ласково, снисходительно священник должен обращаться с людьми робкими, стыдливыми, застен­чивыми, тем более, если они в возрасте. Но при этом не следует также проявлять излишнюю снисходительность и притворство к исповедникам, чтобы они не стали еще более грешны и нерадивы.

Исповедникам, мало знающим основы христианской веры и нравственности, следует терпеливо, кротко, но ясно разъяснить сущность их грехов и степень их виновности.

Во время исповеди следует обратить внимание на следующие вопросы по такой схеме:

1.Есть ли вера в Бога и Его Церковь,

2.В чем заключаются грехи и осознает ли исповедник свою греховность.

3.Не совершил ли он особенно тяжких гре­хов.

4.Раскаялся ли он в своих грехах и сожалеет ли о них.

5.Имеет ли твердое намерение и решимость исправиться, т.е. не возвращаться к прежним грехам.

6.Уверен ли он в Божием милосердии и надеется ли он на отпущение грехов.

После этого священник должен дать краткое, но ясное наставление о том, как должен вести себя кающийся после исповеди, наложить посильную епитимию, если это нужно, а затем дань ему разрешение.

Грешникам, обладающим твердым и холод­ным сердцем и не проявляющим твердого раская­ния и сокрушения о своих грехах, священник должен напомнить:

1.О секире гнева Божия, лежащей при корне бесплодного дерева (Мф. 3,10).

2.О проклятии и посечении бесплодной смоковницы (Мф. 11,14; Лк. 13,7).

3.О страшном будущем суде.

4.О лишении вечной жизни и райского бла­женства и о тяжести вечных мучений.

5.О наказании и бедствиях, постигавших нераскаянных грешников на земле (падшие анге­лы, потоп. Содом и Гоморра, наказание иудеев в Ветхом Завете и проч.).

6.О том, что своими грехами они оскорбля­ют Спасителя, который пострадал за наши грехи.

7. О муках совести.

Если же на исповеди будет заметно сомне­ние и отчаяние в "помиловании Божием, то тако­вых следует утешать и укреплять надеждой на милосердие Божие, в частности следует напоми­нать:

1.Что Бог не хочет смерти грешника (Иез. 33,11).

2.Что Бог для спасения людей не пожалел даже Сына Своего Единородного (Иоан. 3.16).

3.Что Христос пролил Свою Кровь, которая очищает нас от всякого греха (Иоан. 1,7; 2,2) и дает нам богатство благодати Божией (Еф. 1,7: Кол. 1,14).

4.Что были примеры помилования великих грешников - Давида, Манассии. ап.Петра, ап. Павла и т.д.

Для того чтобы исповедь была действенна и спасительна для кающегося, священник должен быть умудрен знанием основ нашей веры и нрав­ственности, а также опытен в духовной жизни. Для этого он сам должен всемерно поучаться в Священном Писании, в творениях святых отцов и учителей Церкви, в истории Церкви, в житиях святых и особенно в аскетической литературе, как святоотеческой, так и позднейшей (Добротолюбие, еп. Игнатий Брянчанинов, еп. Феофан Затворник и проч.).

Пастыри призваны готовить людей к достойному участию их в Таинствах Покаяния и святого Причащения, всевозможно содействуя раскрытию благодат-ных даров, получаемых в этих Таинствах.

Через Исповедь приобретается навык усваивать себе правильное понятие о грехе, виновности и прощении, ибо они часто и охотно искажаются суетностью людей, их слабостью и неразумием. Через Исповедь люди не только получают прощение грехов, но и благодатную силу избегать зла и делать добро. Должным образом совершенная Исповедь дает спасительное направление воле и сердцу людей на всю их следующую жизнь. Никто не может оказать такого глубокого и сильного влияния не сердце человека, как добросовестный духовник во время Исповеди. Приготовление к Исповеди.

1. Готовясь к Исповеди, каждый человек обновляет в себе чувство достоинства для участия в важнейшем событии своей жизни. Ему следует сказать себе: "Господь скоро простит мне грехи, омоет их кровью Сына Божия, если я уже теперь покажу свою ревность и внимательность оказаться достойным такой милости. Буду внимать себе из любви к Богу и ради спасения своей души".

2. Во время приготовления к Исповеди следует обратить свое внимание на обновление в своей памяти понятия о Таинстве Покаяния, сообщаемое в катехизисе.

3. Пастырь должен указать людям в каких словах они могут выразить свое покаяние во грехах и настаивать, чтобы эти слова они говорили правильно, медленно, с сознанием и чувством.

Вот пример такой беседы : Братия и сестры! Идя на исповедь, говорите себе: я бедный жалкий грешник, потому что грешник действительно и беден и жалок. Вы должны называть себя грешниками, ибо часто грешили делом, словом, помышлением и не творили тех добрых дел, которые нам заповеданы Богом и Церковью. Потому и должны вы говорить: грешен, святый отче, прости меня, согрешившего душой и телом, словом, делом и помышлением, и всеми моими чувствами, душевными и телесными. Принося раскаяние, признавайтесь во всех грехах и не скрывайте ничего. Знайте, что Сам Господь всеведущий присутствует на Исповеди. Как от Него вы не можете скрыть ничего, так не должны ничего скрывать от духовного отца, свидетеля вашей исповеди пред Богом. Помните об этом, когда будете говорить: согрешил я пред Господом, прости меня, отче святый.

4. Исповедь требует предварительных упражнений в испытании своей совести, в возбуждении в себе раскаяния, сокрушения, решимости впредь не грешить.

а) Испытание совести. Оно начинается с чтения молитвы Святому Духу и предполагает ответы на вопросы, касающиеся положения людей в храме, семье, на работке или учебе, поведения с близкими и товарищами. Вопросы для исповедников, можно найти в книгах, предназначенных для этой цели. Исповедь перед священником произносится живым человеком. Допускается исповедь по записанному на бумаге. Весьма важно помнить, что исповедь должна остаться тайной между Богом, духовником и кающимся.

б) Сокрушение и решимость не грешить. Недостаточно дать людям понятие о сокрушении и решимости не грешить. Еще важнее возбудить в них сокрушение и решимость, что и составляет главную задачу подготовки к исповеди. При этом надо остерегаться преувеличений, имея в виду, что исповедь должна возбудить в людях не только страх перед правосудием Божиим, но и веру, и упование на милость Божию.

Неумение вести это дело может отозваться вредом: почему и советуют во время приготовления к исповеди действовать не только на чувство, но и на разумение людей.

в) Дав правильное понятие об исповеди, пастырю остается пробудить в людях откровенность. Иерей обязан каждый раз, во время приготовления к исповеди, разъяснить одну-две причины, по которым не следует стыдиться исповедания грехов, и постараться так настроить людей, чтобы они сами почувствовали потребность в искренней и чистосердечной исповеди.

г) Эпитимия. Это благочестивые упражнения, предложенные духовным отцом кающемуся, чтобы загладить свои проступки добрыми делами и, испросив прощения у обиженных, примириться с ними. Эпитимия, как правило, имеет срок действия, и в это время нельзя оставлять рекомендованных кающемуся упражнений. По окончании эпитимийного срока, кающийся докладывает духовнику о проделанных им упражнениях, чтобы узнать от него, как быть дальше.

5. За неделю до исповеди начинается говение , усиливаются подвиги церковной и домашней молитвы, соблюдаются все благочестивые обычаи и церковные правила относительно говения:

а) относительно поста и времени приема пищи;

 б) каждодневное хождение на все церковные службы;

   в) отказ от чтения книг, развлекающих внимание по предметам маловажным, в пользу чтения книг назидательных и душеспасительных, возбуждающих умиление и сокрушение, в которых объясняются свойства истинного покаяния;

г) к домашним молитвам, особенно вечерним, присовокуплять некоторые умилительные моления, например, акафист Господу Иисусу Христу, страстям Христовым, или же поклонение Господу Иисусу Христу и Божией Матери
(в сочинениях святителя Димитрия, митрополита Ростовского).

д) накануне перед исповедью, или в самый день исповеди, исповедник по русскому обычаю моется в бане и одевает чистое белье. Уходя на исповедь, просит у всех прощения и старшим себя делает поклон до земли. Придя в храм на исповедь, стоит на своем месте спокойно, в молчании и благоговении, ожидая выхода священника.

Об епитимиях

Епитимия — слово греческое, значит "запрещение" или "наказание". Римо-католики смотрят на епитимию, как на удовлетворение Богу, Церковь рассматривает епитимию, как меру воздействия не человека, как средство исправления. Гам на западе на епитимию юридический взгляд, у нас нрав­ственный. В канонических правилах упоминается только один вид епитимий — отлучение от причащения (на более или менее продолжительное время) при этом различают несколько степеней удаления от участия в церковных службах лиц, подвергнутых этому отлучению. По степени такого удаления в древней Церкви разли­чались:

1)  плачущие — стояли вне храма, даже не в притворе;

2) слушающие — стояли в притворе, кото­рый был устроен так, что оттуда можно было слышать чтение писаний и поучение; "слушаю­щие" не участвовали в следующих далее молит­вах; выходили после поучения, перед молением об оглашенных;

3) припадающие — стояли в храме, сподоб­лялись церковной молитвы, во время которой повергались на землю, поднявшись, подходили "под руку" и выходили из храма после оглашен­ных, перед самым началом Литургии Верных;

4) купно-стоящие — оставались в храме вместе с верными, но не причащались.

Церковные правила очень строги в назначении срока епитимий, но надо иметь ввиду, что сроки эти вовсе не всеми правилами указываются одинаково; кроме того, правила допускают воз­можность и отступления от этой строгости по тем или иным причинам

Вот примеры епитимий, положенных по ка­ноническим правилам:

1) за отречение от Христа по правилам Пер­вого Вселенского собора положено отлучение от причащения на двенадцать лет, из них три года кающийся должен провести в разряде "слушаю­щих", семь лет в разряде "припадающих" и два года — "купно стоящих"; собор смотрит на эти сроки как на проявление большого снисхождения (11 прав.);

2) священник, отрекшийся от Христа, хотя бы и покаялся, не может быть восстановлен в священстве. По Григорию Нисскому, отрекшийся от Христа, отлучается от причащения на всю жизнь и лишь в час смерти сподобляется святых Тайн (2 прав.);

3) за преднамеренное убийство по правилам Алжирского собора положено отлучение до смертного часа (анкирск. соб. 22 прав.), по Васи­лию Великому — 20 лет (56 прав.), по Григорию Нисскому — от 15 до 27 лет, с разбивкой на три периода по степеням покаяния (5 прав.);

4) за аборт (умерщвление плода) - по прави­лам анкирского собора и по Василию Великому положено отлучение от причащения на 10 лет (Анкирск, соб. 21 прав.; Вас Великий 2 прав.);

5) за блуд — отлучение от причащения от 4-х до 9 лет (Вас. Великий 22 и 59 прав.; Григор. Нисский 4 прав.);

6) за прелюбодеяние — от 7 до 15 лет (Ан­кирск. 20 прав.; Вас Великий 58 прав.).

В наше время очень изменились условия церковной жизни и применять теперь правила о епитимиях во всей строгости не приходится. Надо учитывать при этом следующее;

а) теперь верующие не причащаются за каж­дой литургией, как это было в древности и, следо­вательно, они и так в большинстве своем удалены от Св. Чаши;

б) понизился общий уровень церковной дисциплины, а сами отцы Церкви считали нужным сообразовываться с общим религиозно-нравственным уровнем данного времени при наложении епитимии;

в) в правилах об епитимиях предписывается снисходительность к искренне кающимся (Апост. 52, Первый Всел. сбор. 12, Лаодик. 9, Вас. Вел.7,74, Григор. Нисск.);

г) епитимии теперь у нас даются только на исповеди, а на исповедь приходят люди, уже в большей или меньшей степени осознавшие свою вину.

В некоторых случаях правила не допускают назначе­ния положенной епитимий во избежание огласки тайно совершенного греха и связанных с этим осложнений (Вас. Вел. 34).

Все это говорит о том, что выполнение правил по епитимиям во всей строгости, далеко не всегда обязательно.

В VI-м веке патриарх константинопольский Иоанн По­стник предложил новые правила об епитимиях, в которых строгость более древних правил смягчена.

В наше время епитимий почти не назначаются. Все же в особо тяжких случаях, особенно за грехи явные, смущающие церковь, (Карфаг. 52) возможно и теперь назначение епити­мий. В некоторых случаях, если епитимия не назначается, полезно бывает на исповеди хотя бы сказать кающемуся, какая епитимия положена за его грех (это, например, приме­нимо к женщинам, допускающим умерщвление плода, и не сознающих тяжести этого греха).








Дата: 2019-07-24, просмотров: 262.