Идейный смысл священнодействий чина рукоположения во диакона
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приведение рукополагаемого к алтарю выражает призвание Божие и свидетельствуется клиром, народом и святителем, согласие которых во­прошают диаконы, возглашая: «Повели, повелите, повели преосвящен­нейший Владыко».

Троекратное обхождение вокруг престола совершается в честь Пресвятой Троицы и знаменует готовность ставленника навсегда посвя­тить себя служению у престола Божия. Целование углов престола означает благоговение рукополагаемого к святости и горячую любовь его к Богу. Целованием омофора, палитры и руки архиерея он выражает сы­новнюю покорность, благодарность и почтение к архиерею, через котор­ого Сам Христос низводит на него благодать Божию.

В алтаре у престола совершается венчание рукополагаемого с Цер­ковью и посвящение на особенное ей служение, поэтому во время троекр­атного обхождения вокруг престола поются те же самые тропари, что и при совершении Таинства Брака. В первом тропаре: «Святии мученицы» призываются страстотерпцы, утвердившие и распространившие Церковь, которые увенчались венцом небесным. При диаконской хиротонии этот тропарь являет новопосвящаемому образ мучеников, подобно которым он должен обречь себя на служение христианским Таинствам с самопожерт­вованием, как архидиакон и первомученик Стефан.

 

Рукоположение во священника

В буквальном переводе слово «пресвитер» (πρεσβυτηροζ) оз­начает «старец». Это наименование второй степени священства апостолы заимствовали из Ветхозаветной Церкви, называя так самих себя и руко­полагаемых ими христианских пастырей (1 Петр. 5, 1; 2 Ин. 1). Само название говорит о том, что на иерейскую степень избирались наиболее мудрые и опытные люди. Но чаще пресвитер называется в Писании «священником» или «иереем» (ιερευζ), как именует Писание Самого Господа (Евр. 5, 6; 10, 21), так и всех верующих, освященных во Иису­се Христе (Ап. 1, 6). Пресвитер имеет еще название «отец», потому что он Таинствами и учением духовно возрождает верующих и дает им пра­вославное воспитание.

Идейный смысл священнодействий рукоположения во пресвитера

Святой Симеон Солунский называет пресвитерский чин «совершительным», потому что иерей, совершая Таинства, не может пре­подать благодать Священства другим: он «крещает и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершению Та­инств и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину». Пресвитеру подчинены диакон и цер­ковнослужители, которые выполняют свои обязанности в храме только по его благословению.

Вторая молитва представляет собой как бы завершение и окончание совершительной молитвы. В молитве посвящения во священника изображается образ пастырского деяния: продолжение благого, благословенного, Богочеловеческого Домострои­тельства («икономства») спасения людей в Церкви, совершаемого благо­датию Христовой через пастыря, и указывается пять благодатных сил, пять действований в Священстве:

1) предстоять Жертвеннику Искупления, отдавая свою собственную жизнь как жертву;

2) проповедовать Евангелие Царства Божия, утверждая веру в Господа нашего Иисуса Христа как истинного Судию и Спасителя мира;

3) благовествовать Божественную истину и правду Христову, соб­ственным примером являя ее во всех случаях и обстоятельствах жизни;

4) приносить дары и жертвы духовные, совершать Литургию — бескровную жертву славословия и благодарения Господа;

5) являть миру Божие отцовство (в ознаменование этого священник получает именование «духовный отец»), крестить водою, Духом Святым и огнем веры во имя Пресвятой Троицы, рождать людей в новую жизнь, служить их духовному росту.

 

Рукоположение во епископа

Наименование «епископ» встречается в Ветхом Завете (2 Ездр. 9, 39—40), откуда оно и было заимствовано новозаветной Церковью. Сам Иисус Христос в Священном Писании называется епископом, что оз­начает «блюститель душ наших» (1 Петр. 2, 25); называется Он и Ар­хиереем (Евр. 4, 14; 7, 26). Апостольское звание именуется епископст­вом (Деян. 1, 20). От апостолов звание епископа преемственно передано их ученикам.

Софроний Иерусалимский, живший в VII веке, о посвящении епископа говорит следующее: «Есть в святых Церквах по всей вселенной древнее апостольское предание, по ко­торому те, кои возводятся на степень священноначалия, обязываются старейшим священноначальником откровенно изложить, как они мудрс­твуют и как содержат веру. Это предание ведет свое начало от премудр­ого апостола Павла, который предостерегает, чтобы кто-либо из таковых не вотще протекал свое поприще» (Гал. 2, 9) (Из соборного послания Софрония Иерусалимского к Сергию, патриарху Константинопольскому).

Избрание и поставление епископов в течение всего исторического существования Церкви остается в своих главных моментах неизменным.

В Русской Православной Церкви в «Чине поставления архиерейс­кого» при патриархе Иоакиме было сделано дополнение. Согласно ему облачение новопоставленного архиерея в рясу, мантию, клобук, а также вручение ему четок совершается после благословения патриарха и с осе­нением его руки. Это дополнение было включено в вышедший в 1677 го­ду в исправленном виде «Чиновник архиерейского священнослужения», откуда он и перешел в современный чин епископской хиротонии.

По толкованию святого Симеона Солунского, «рукоположение со­вершается после первого входа, потому что так происходило и вначале: ибо, когда Владыка воплотился и пострадал за нас, воскрес и вознесся на небеса — что все и означается первым входом, — после того и сошел Дух Святый, который рукоположил преемников Спасителя и явил их сопрестольными Ему. Потому и теперь, когда архиерей вместе с прочими войдет во святилище, как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопрестолие, как на пренебесный престол, рукополагаемый приводится и по­свящается, таким образом соделывается сопрестольным с ними. Соверша­ется рукоположение сие после Трисвятой песни, песни ангельской, со­гласного пения горних и дольних».

По объяснению святого Симеона Солунского, мантию епископ по­лучает как учитель, поэтому источники, украшающие ее, означают «благодать учительства, пребывающую в архиерее, и вместе разнообразие принадлежащих ему высших дарований, через него на всех изливаемых». Жезл, вручаемый епископу, как изъясняет тот же учитель Церкви, оз­начает «власть Духа, силу, укрепляющую и руководящую по отношению к народу».

ПОГРЕБЕНИЕ

Не только верующие разных религий, но и неверующие проявляют внимание к телам своих умерших и к местам их погребения.

С особым уважением смотрит на тело чело­веческое христианин. "Не знаете ли, что тела ваши суть храмы живущего в вас Святаго Духа" (1 Кор. 6,19), — говорит апостол. Тело человека при жизни, — носитель богоподобного ума, вы­соких чувств и стремлений. Но и тогда, когда угаснет сознание и умолкнут все чувства, когда дыхание смерти и тление обезобразят этот неко­гда стройный и прекрасный храм, — тело не перестает быть для христианина предметом осо­бых размышлений и упований, сущность которых выразил апостол: Сеется в тление, — восстает е нетлении, сеется не в честь, восстает во славе, сеется в немощи, восстает в сале (1 Кор. 15).

С мыслью об этом благоговейно предаем мы тела умерших погребению.

В Православной Церкви существует пять ви­дов отпевания:

а) священников;

б) архиереев;

в) монахов и иеромонахов.

г) мирян;

д) младенцев;

с) особый чин отпевания младенцев в Пас­хальную седмицу

В руки умерших мирян полагают икону или крест (на юге). Над умершими мирянами и монахами читается псал­тирь. Над умершими архиереями читается Евангелие. Над умершими диаконами — псалтирь, а сами они отпеваются не по священническому чину, а по чину "погребения мирских человек". Архиереи отпеваются по священническому чину, но если он в схиме, то по монашескому. Архимандриты, игумены и иеромонахи отпеваются по монашескому чину.

Порядок чтения Псалтири по умершим. В начале каж­дой кафизмы "Приидите поклонимся". По каждой статье на "Славе" молитва "Помяни Господи Боже наш" (см. в конце последования по исходе души в Следованной Псалтири и в Малой Псалтири), воспоминания, где следует, имя усопшего.

По окончании каждой кафизмы — Трисвятое, по "Отче наш", тропари и положенную по каждой кафизме молитву (см. в Следованной Псалтири).

Псалтирь по умершим могут читать благочестивые ми­ряне, но без добавления своих собственных молитв.

Не могут отпеваться по православному чину в храме:

а) инославные христиане, для отпевания которых существует отдельный чин;

б) сектанты и раскольники, отпавшие от Православной Церкви, не раскаявшиеся и не воссоединившиеся перед смертью с Православной Церковью;

в) некрещенные или же крещенные, но не правильно, а также лица, о которых нет достоверных сведений, что они крещены;

г) лица, о которых достоверно известно, что они сознательно и явно отвергали православную веру и отказывались перед смертью раскаяться и причаститься Св. Тайн, хотя и имели возможность это исполнить;

д) самоубийцы, лишившие себя жизни при полном уме и сознании.

Самоубийцы, о которых известно, что они страдали психическими расстройствами или безумием или были в невменяемом состоянии, погребаются обычным чином. На отпевание самоубийц следует испрашивать разрешения архиерея.

Не следует вместе отпевать младенцев и взрослых, так как чины погребения их значительно отличаются в своем последовании и в тексте молитв. Если же есть необходи­мость, то нужно прошения на ектениях произносить разные.

Отпевание следует совершать в епитрахили, поручах и фелони, но не черного цвета, как это иногда делают, а белого или же какого-либо другого, но светлого. Черный цвет обла­чений не соответствует христианскому взгляду на смерть, как вожделенному переходу в вечную жизнь.

В чине погребения мирских человек не всегда читаются тропари канона, а лишь поются припевы: "Упокой Господи душу усопшего раба Твоего" и "Слава и Ныне". Следовало бы читать хотя бы два тропаря.

Каждения совершаются:

а) на тропарях "Благословен еси, Господи" — полное, т.е. гроба с 4-х сторон, алтаря, иконостаса, всего храма (если возможно) и народа — священником и диаконом;

б) по шестой песни, на пении кондака "Со святыми упокой" — малое (одним диаконом): гроба с 4-х сторон, иконостаса и народа;

в) на Апостоле — гроба, иконостаса и народа;

г) при пении "вечная память" — малое, как и после 6-й песни канона.

Кроме того, — все ектений произносятся с кадилом в руках. Разрешительная молитва читается обычно не в самом конце погребения, или сразу же после чтения Евангелия. Текст молитвы в настоящее время другой и обыкновенно печатается на особых листах, которые по прочтении вклады­ваются в руку усопшего. При чтении молитвы, стоя у гроба с правой стороны  лицом к усопшему, священник благослов­ляет его рукой, произнося слова: "да сотворит через мене смиренного прощенно и сие по духу чадо (имя рек)".

После чтения молитвы и вложения ее в правую руку, священник крестится дважды, целует икону или крест в руках усопшего, благословляет его, еще раз крестится и отходит на свое место к аналою у главы усопшего.

Обыкновенно, после чтения разрешительной молитвы не произносится положенная сугубая ектения, а сразу же поются стихиры "Приидите последнее целование" и проч. Если нельзя про­петь все, то следует их прочитать, хотя бы неко­торые, а в конце пропеть стихиру на славу "Зряще мя безгласна" и ныне богородичен "Молитвами". Стихира "Зряще мя безгласна" очень содержа­тельна и во многих местах, в случае сокращения чина, поется только одна из всех стихир.

После стихир читается Святый Боже по Отче наш, поются тропари "Со духи праведных", чита­ется сугубая ектения, в конце которой читается вслух молитва "Боже духов" и возглас. Эта екте­ния заменяет пропущенную после Евангелия.

После возгласа "Премудрость, Пресвятая Бо­городице спаси нас, Слава Тебе Христе Боже" — отпуст с кадилом в руках (у ног усопшего, лицом к нему и к народу).

"Вечная Твоя память, достоблаженне...", не произносится, а диакон возглашает: "Во блажен­ном успении..." и поется "Вечная память" с каж­дением гроба, иконостаса и народа.

После этого, если священник не провожает усопшего на кладбище, он предает его земле, предварительно покрыв лицо его белым покрыва­лом, посыпая землей (землёй) тело от головы до ног крестообразно, и говоря при этом: "Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней".

Если остался св. елей от соборования, то он так же выливается на тело крестообразно.

Не следует поощрять совершения обряда "печатания гробов", распространенного на Ук­раине и заключающегося в совершении 4-х кре­стообразных надрезов земли по краям могилы (лопатой) с произнесением слов: "Печатается гроб сей до будущего суда и всеобщего воскресения, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.". Певцы в это время поют тропарь "Земле зинувши" (из монашеского погребения).

Иконы, влагаемые в руки усопшим, в неко­торых местах, перед закрытием гроба крышкой, вынимаются и остаются в Церкви на панихидном столе до. сорокового дня, а потом уносятся домой.

Если священник участвует в поминальной трапезе, он должен всячески' препятствовать употреблению вина и веселым шумным разгово­рам, не соответствующим данному событию.

Церковное погребение не совершается в первый день Пасхи и Рождества Христова до вечера.

Священник должен опасаться, чтобы не по­хоронить человека, находящегося в летаргиче­ском сне и поэтому должен в сомнительных слу­чаях принять соответствующие меры предосто­рожности.

Заочное отпевание усопших совершается по обычному чину. В некоторых местах совершенно неосновательно опускаются стихиры, поемые при прощании с усопшим, очевидно, для сокращения этого чина, забывая о том, что для христианской любви и молитвы нет преград ни во времени, ни в расстоянии.

Обычно при этом читается разрешительная молитва и совершается предание земле. Молитва и земля дается родственникам для вложения первой в руку усопшего (или в могилу, если он уже погребен), а земли - для посыпания родственниками тела (если оно еще не погребено) или могилы (если тело погребено).

При пасхальном погребении, которое совершается по чину, изложенному в требнике, начало совершается так, как и начало всех служб, т.е. с пением "Христос Воскресе" и стихов" "Да воскреснет Бог" с пасхальным трисвечником, крестом в руках и кадилом.

На всех каждениях священник имеет трехсвечник в ру­ках и приветствует словами "Христос Воскресе" не только молящихся, но и усопшего. Этими же словами он приветст­вует его, прощаясь с ним после чтения разрешительной молитвы.

Хотя в чине провождения усопших на Пасху не указано возглашение вечной памяти, но этот возглас необходимо произносить.

Предание земле производится так же, как и в другое время, но поется потом стихира "Земле зинувши".

В чине погребения младенческого совершается кажде­ние в начале чина, при пении тропарей "Глубиною мудро­сти''; а так же после 6-й песни канона, на Апостоле и в конце на "Вечная память ", как и при погребении взрослых.

Усопшим до 7 лет разрешительная молитва не читается, но после Евангелия читается молитва, помещенная в конце чина - "Храняй младенцы", но в руку не вкладывается.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 252.