Приведение рукополагаемого к алтарю выражает призвание Божие и свидетельствуется клиром, народом и святителем, согласие которых вопрошают диаконы, возглашая: «Повели, повелите, повели преосвященнейший Владыко».
Троекратное обхождение вокруг престола совершается в честь Пресвятой Троицы и знаменует готовность ставленника навсегда посвятить себя служению у престола Божия. Целование углов престола означает благоговение рукополагаемого к святости и горячую любовь его к Богу. Целованием омофора, палитры и руки архиерея он выражает сыновнюю покорность, благодарность и почтение к архиерею, через которого Сам Христос низводит на него благодать Божию.
В алтаре у престола совершается венчание рукополагаемого с Церковью и посвящение на особенное ей служение, поэтому во время троекратного обхождения вокруг престола поются те же самые тропари, что и при совершении Таинства Брака. В первом тропаре: «Святии мученицы» призываются страстотерпцы, утвердившие и распространившие Церковь, которые увенчались венцом небесным. При диаконской хиротонии этот тропарь являет новопосвящаемому образ мучеников, подобно которым он должен обречь себя на служение христианским Таинствам с самопожертвованием, как архидиакон и первомученик Стефан.
Рукоположение во священника
В буквальном переводе слово «пресвитер» (πρεσβυτηροζ) означает «старец». Это наименование второй степени священства апостолы заимствовали из Ветхозаветной Церкви, называя так самих себя и рукополагаемых ими христианских пастырей (1 Петр. 5, 1; 2 Ин. 1). Само название говорит о том, что на иерейскую степень избирались наиболее мудрые и опытные люди. Но чаще пресвитер называется в Писании «священником» или «иереем» (ιερευζ), как именует Писание Самого Господа (Евр. 5, 6; 10, 21), так и всех верующих, освященных во Иисусе Христе (Ап. 1, 6). Пресвитер имеет еще название «отец», потому что он Таинствами и учением духовно возрождает верующих и дает им православное воспитание.
Идейный смысл священнодействий рукоположения во пресвитера
Святой Симеон Солунский называет пресвитерский чин «совершительным», потому что иерей, совершая Таинства, не может преподать благодать Священства другим: он «крещает и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершению Таинств и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину». Пресвитеру подчинены диакон и церковнослужители, которые выполняют свои обязанности в храме только по его благословению.
Вторая молитва представляет собой как бы завершение и окончание совершительной молитвы. В молитве посвящения во священника изображается образ пастырского деяния: продолжение благого, благословенного, Богочеловеческого Домостроительства («икономства») спасения людей в Церкви, совершаемого благодатию Христовой через пастыря, и указывается пять благодатных сил, пять действований в Священстве:
1) предстоять Жертвеннику Искупления, отдавая свою собственную жизнь как жертву;
2) проповедовать Евангелие Царства Божия, утверждая веру в Господа нашего Иисуса Христа как истинного Судию и Спасителя мира;
3) благовествовать Божественную истину и правду Христову, собственным примером являя ее во всех случаях и обстоятельствах жизни;
4) приносить дары и жертвы духовные, совершать Литургию — бескровную жертву славословия и благодарения Господа;
5) являть миру Божие отцовство (в ознаменование этого священник получает именование «духовный отец»), крестить водою, Духом Святым и огнем веры во имя Пресвятой Троицы, рождать людей в новую жизнь, служить их духовному росту.
Рукоположение во епископа
Наименование «епископ» встречается в Ветхом Завете (2 Ездр. 9, 39—40), откуда оно и было заимствовано новозаветной Церковью. Сам Иисус Христос в Священном Писании называется епископом, что означает «блюститель душ наших» (1 Петр. 2, 25); называется Он и Архиереем (Евр. 4, 14; 7, 26). Апостольское звание именуется епископством (Деян. 1, 20). От апостолов звание епископа преемственно передано их ученикам.
Софроний Иерусалимский, живший в VII веке, о посвящении епископа говорит следующее: «Есть в святых Церквах по всей вселенной древнее апостольское предание, по которому те, кои возводятся на степень священноначалия, обязываются старейшим священноначальником откровенно изложить, как они мудрствуют и как содержат веру. Это предание ведет свое начало от премудрого апостола Павла, который предостерегает, чтобы кто-либо из таковых не вотще протекал свое поприще» (Гал. 2, 9) (Из соборного послания Софрония Иерусалимского к Сергию, патриарху Константинопольскому).
Избрание и поставление епископов в течение всего исторического существования Церкви остается в своих главных моментах неизменным.
В Русской Православной Церкви в «Чине поставления архиерейского» при патриархе Иоакиме было сделано дополнение. Согласно ему облачение новопоставленного архиерея в рясу, мантию, клобук, а также вручение ему четок совершается после благословения патриарха и с осенением его руки. Это дополнение было включено в вышедший в 1677 году в исправленном виде «Чиновник архиерейского священнослужения», откуда он и перешел в современный чин епископской хиротонии.
По толкованию святого Симеона Солунского, «рукоположение совершается после первого входа, потому что так происходило и вначале: ибо, когда Владыка воплотился и пострадал за нас, воскрес и вознесся на небеса — что все и означается первым входом, — после того и сошел Дух Святый, который рукоположил преемников Спасителя и явил их сопрестольными Ему. Потому и теперь, когда архиерей вместе с прочими войдет во святилище, как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопрестолие, как на пренебесный престол, рукополагаемый приводится и посвящается, таким образом соделывается сопрестольным с ними. Совершается рукоположение сие после Трисвятой песни, песни ангельской, согласного пения горних и дольних».
По объяснению святого Симеона Солунского, мантию епископ получает как учитель, поэтому источники, украшающие ее, означают «благодать учительства, пребывающую в архиерее, и вместе разнообразие принадлежащих ему высших дарований, через него на всех изливаемых». Жезл, вручаемый епископу, как изъясняет тот же учитель Церкви, означает «власть Духа, силу, укрепляющую и руководящую по отношению к народу».
ПОГРЕБЕНИЕ
Не только верующие разных религий, но и неверующие проявляют внимание к телам своих умерших и к местам их погребения.
С особым уважением смотрит на тело человеческое христианин. "Не знаете ли, что тела ваши суть храмы живущего в вас Святаго Духа" (1 Кор. 6,19), — говорит апостол. Тело человека при жизни, — носитель богоподобного ума, высоких чувств и стремлений. Но и тогда, когда угаснет сознание и умолкнут все чувства, когда дыхание смерти и тление обезобразят этот некогда стройный и прекрасный храм, — тело не перестает быть для христианина предметом особых размышлений и упований, сущность которых выразил апостол: Сеется в тление, — восстает е нетлении, сеется не в честь, восстает во славе, сеется в немощи, восстает в сале (1 Кор. 15).
С мыслью об этом благоговейно предаем мы тела умерших погребению.
В Православной Церкви существует пять видов отпевания:
а) священников;
б) архиереев;
в) монахов и иеромонахов.
г) мирян;
д) младенцев;
с) особый чин отпевания младенцев в Пасхальную седмицу
В руки умерших мирян полагают икону или крест (на юге). Над умершими мирянами и монахами читается псалтирь. Над умершими архиереями читается Евангелие. Над умершими диаконами — псалтирь, а сами они отпеваются не по священническому чину, а по чину "погребения мирских человек". Архиереи отпеваются по священническому чину, но если он в схиме, то по монашескому. Архимандриты, игумены и иеромонахи отпеваются по монашескому чину.
Порядок чтения Псалтири по умершим. В начале каждой кафизмы "Приидите поклонимся". По каждой статье на "Славе" молитва "Помяни Господи Боже наш" (см. в конце последования по исходе души в Следованной Псалтири и в Малой Псалтири), воспоминания, где следует, имя усопшего.
По окончании каждой кафизмы — Трисвятое, по "Отче наш", тропари и положенную по каждой кафизме молитву (см. в Следованной Псалтири).
Псалтирь по умершим могут читать благочестивые миряне, но без добавления своих собственных молитв.
Не могут отпеваться по православному чину в храме:
а) инославные христиане, для отпевания которых существует отдельный чин;
б) сектанты и раскольники, отпавшие от Православной Церкви, не раскаявшиеся и не воссоединившиеся перед смертью с Православной Церковью;
в) некрещенные или же крещенные, но не правильно, а также лица, о которых нет достоверных сведений, что они крещены;
г) лица, о которых достоверно известно, что они сознательно и явно отвергали православную веру и отказывались перед смертью раскаяться и причаститься Св. Тайн, хотя и имели возможность это исполнить;
д) самоубийцы, лишившие себя жизни при полном уме и сознании.
Самоубийцы, о которых известно, что они страдали психическими расстройствами или безумием или были в невменяемом состоянии, погребаются обычным чином. На отпевание самоубийц следует испрашивать разрешения архиерея.
Не следует вместе отпевать младенцев и взрослых, так как чины погребения их значительно отличаются в своем последовании и в тексте молитв. Если же есть необходимость, то нужно прошения на ектениях произносить разные.
Отпевание следует совершать в епитрахили, поручах и фелони, но не черного цвета, как это иногда делают, а белого или же какого-либо другого, но светлого. Черный цвет облачений не соответствует христианскому взгляду на смерть, как вожделенному переходу в вечную жизнь.
В чине погребения мирских человек не всегда читаются тропари канона, а лишь поются припевы: "Упокой Господи душу усопшего раба Твоего" и "Слава и Ныне". Следовало бы читать хотя бы два тропаря.
Каждения совершаются:
а) на тропарях "Благословен еси, Господи" — полное, т.е. гроба с 4-х сторон, алтаря, иконостаса, всего храма (если возможно) и народа — священником и диаконом;
б) по шестой песни, на пении кондака "Со святыми упокой" — малое (одним диаконом): гроба с 4-х сторон, иконостаса и народа;
в) на Апостоле — гроба, иконостаса и народа;
г) при пении "вечная память" — малое, как и после 6-й песни канона.
Кроме того, — все ектений произносятся с кадилом в руках. Разрешительная молитва читается обычно не в самом конце погребения, или сразу же после чтения Евангелия. Текст молитвы в настоящее время другой и обыкновенно печатается на особых листах, которые по прочтении вкладываются в руку усопшего. При чтении молитвы, стоя у гроба с правой стороны лицом к усопшему, священник благословляет его рукой, произнося слова: "да сотворит через мене смиренного прощенно и сие по духу чадо (имя рек)".
После чтения молитвы и вложения ее в правую руку, священник крестится дважды, целует икону или крест в руках усопшего, благословляет его, еще раз крестится и отходит на свое место к аналою у главы усопшего.
Обыкновенно, после чтения разрешительной молитвы не произносится положенная сугубая ектения, а сразу же поются стихиры "Приидите последнее целование" и проч. Если нельзя пропеть все, то следует их прочитать, хотя бы некоторые, а в конце пропеть стихиру на славу "Зряще мя безгласна" и ныне богородичен "Молитвами". Стихира "Зряще мя безгласна" очень содержательна и во многих местах, в случае сокращения чина, поется только одна из всех стихир.
После стихир читается Святый Боже по Отче наш, поются тропари "Со духи праведных", читается сугубая ектения, в конце которой читается вслух молитва "Боже духов" и возглас. Эта ектения заменяет пропущенную после Евангелия.
После возгласа "Премудрость, Пресвятая Богородице спаси нас, Слава Тебе Христе Боже" — отпуст с кадилом в руках (у ног усопшего, лицом к нему и к народу).
"Вечная Твоя память, достоблаженне...", не произносится, а диакон возглашает: "Во блаженном успении..." и поется "Вечная память" с каждением гроба, иконостаса и народа.
После этого, если священник не провожает усопшего на кладбище, он предает его земле, предварительно покрыв лицо его белым покрывалом, посыпая землей (землёй) тело от головы до ног крестообразно, и говоря при этом: "Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней".
Если остался св. елей от соборования, то он так же выливается на тело крестообразно.
Не следует поощрять совершения обряда "печатания гробов", распространенного на Украине и заключающегося в совершении 4-х крестообразных надрезов земли по краям могилы (лопатой) с произнесением слов: "Печатается гроб сей до будущего суда и всеобщего воскресения, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.". Певцы в это время поют тропарь "Земле зинувши" (из монашеского погребения).
Иконы, влагаемые в руки усопшим, в некоторых местах, перед закрытием гроба крышкой, вынимаются и остаются в Церкви на панихидном столе до. сорокового дня, а потом уносятся домой.
Если священник участвует в поминальной трапезе, он должен всячески' препятствовать употреблению вина и веселым шумным разговорам, не соответствующим данному событию.
Церковное погребение не совершается в первый день Пасхи и Рождества Христова до вечера.
Священник должен опасаться, чтобы не похоронить человека, находящегося в летаргическом сне и поэтому должен в сомнительных случаях принять соответствующие меры предосторожности.
Заочное отпевание усопших совершается по обычному чину. В некоторых местах совершенно неосновательно опускаются стихиры, поемые при прощании с усопшим, очевидно, для сокращения этого чина, забывая о том, что для христианской любви и молитвы нет преград ни во времени, ни в расстоянии.
Обычно при этом читается разрешительная молитва и совершается предание земле. Молитва и земля дается родственникам для вложения первой в руку усопшего (или в могилу, если он уже погребен), а земли - для посыпания родственниками тела (если оно еще не погребено) или могилы (если тело погребено).
При пасхальном погребении, которое совершается по чину, изложенному в требнике, начало совершается так, как и начало всех служб, т.е. с пением "Христос Воскресе" и стихов" "Да воскреснет Бог" с пасхальным трисвечником, крестом в руках и кадилом.
На всех каждениях священник имеет трехсвечник в руках и приветствует словами "Христос Воскресе" не только молящихся, но и усопшего. Этими же словами он приветствует его, прощаясь с ним после чтения разрешительной молитвы.
Хотя в чине провождения усопших на Пасху не указано возглашение вечной памяти, но этот возглас необходимо произносить.
Предание земле производится так же, как и в другое время, но поется потом стихира "Земле зинувши".
В чине погребения младенческого совершается каждение в начале чина, при пении тропарей "Глубиною мудрости''; а так же после 6-й песни канона, на Апостоле и в конце на "Вечная память ", как и при погребении взрослых.
Усопшим до 7 лет разрешительная молитва не читается, но после Евангелия читается молитва, помещенная в конце чина - "Храняй младенцы", но в руку не вкладывается.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 293.