Чин пасхального погребения впервые появился в патриаршество Филарета в Требнике 1624 года. Пасхальный канон указано петь на 12, кондак «Аще и во гроб...» положено петь по шестой песни канона. О прокимне, Апостоле и Евангелии сказано: «Все празднику». Ексапости-лария Пасхи нет.
Указ о погребении усопших на Пасху в Требнике Петра Могилы ничем не отличается от современного.
Погребение в Светлую седмицу Пасхи совершается с благодарением и радостию, как указано в Большом Требнике (лист 18)
Чин отпевания младенцев
С особым чином погребения младенцев знакомят нас рукописи XV века. Вопрос об отпевании младенцев ставился и раньше (в XII веке в «Ответах епископа Новгородского Нифонта Кирику» и в XIV веке в ответах митрополита Киприана игумену Афанасию) и разрешался положительно: «Над преставльшемся младенцем пети».
В XV веке отпевание младенцев выглядело так: над младенцем до двух лет совершали весьма краткий чин, состоящий из заупокойной литии с чтением молитвы «Храняй младенцы, Господи». Если младенец был старше двух лет, то над ним совершался полный чин погребения мирских человек.
По разъяснению Требника Петра Могилы, «младенцы — дети ссущие млеко донелиже глаголати не могут» и «отроки — дети отнелиже глаголати начнут даже до седьмаго лета, не могущии посреде зла и добра, то есть посреди греха и добродетели рассуждати», отпеваются младенческим чином. Некрещеных младенцев погребать с церковным отпеванием запрещается. Петр Могила положил начало введения в русскую богослужебную практику греческого канона на погребение младенцев («из греческого заново на славянский язык переведенный»). В 1658 году этот канон был внесен и в московские богослужебные книги.
Поминовение усопших по уставу православной церкви
Молитва за усопших
Святая Церковь исповедует, что не только прославленные угодники Божии «живут по смерти», но и все верующие не умирают, но «живут вечно о Господе». Умирающие о Господе православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя с Нею и со всеми остальными Ее чадами самое реальное и живое общение.
Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом.
Молитву о собратиях живых и усопших Святая Церковь считает необходимой, неотделимой частью как общественного богослужения, так и келейного, домашнего правила. Она особенно побуждает молиться об усопших, когда при последнем прощании с ними, в день погребения, влагает в уста отходящего в иной мир прощальное обращение к живым: «Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся ко Христу Богу» (стихира на последнее целование).
Устанавливая определенный порядок молитвы о живых и умерших, Святая Церковь руководствуется началом «меры и правила» и дает стройную, последовательную систему поминовения. Умножая в будничные дни покаянные и просительные моления о своих живущих на земле членах и от их лица, Церковь сокращает таковые моления в праздники. И чем больше праздник, тем меньше прошений о нуждах верующих, даже о прощении грехов. Просительные молитвы уступают место молитвам благодарственным и хвалебным.
Устав Церковный довольно подробно и точно определяет, когда и какие заупокойные моления могут быть совершаемы, а верным чадам Церкви остается с любовью, смирением и послушанием подчиняться мудрому руководству своей святой Матери.
Своими правилами о поминовении усопших Святая Церковь предлагает испытание послушания своих чад, искренности их любви ко Господу и бескорыстия любви к ближним. Это как бы своего рода древо познания добра и зла, данное для воспитания и укрепления воли христиан. Не забывай своей обязанности молиться об усопших, чаще поминай их, но только в те времена и в тех формах, которые даны Святой Церковью.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 354.