Верующий проходит свое земное поприще с мыслью о конце. "Христианския кончины" мы просим себе у Бога за каждый вечерней и утренней службой. Мысль о непостыдном, мирном переходе в вечность, о "добром ответе на страшнем судищи Христове" — заветная мысль каждого христианина. В связи с этим, заветное сердечное желание каждого христианина — сподобиться в последние часы жизни причастия пречистых Тайн Христовых во оставление грехов и в жизнь вечную.
Церковные правила повелевают допускать к причащению перед смертью даже отлученных от причащения, за какие бы тяжкие грехи они ни были отлучены.
Священник по нерадению своему, допустивший умереть больному без причастия, тяжко согрешает и подлежит наказанию (запрещению в священнослужении до раскаяния и исправления).
Не известившие священника своевременно (родные или близкие) о необходимости напутствовать больного также тяжко согрешают и подлежат наказанию (отлучению от причащения).
Причащение больных и умирающих совершается таким образом: священник с благоговением берет из Дарохранительницы и кладет в дароносицу (в ковчежец) частицу св. Тайн, наливает в бутылочку немного вина. Дароносицу — священник помещает в специальную сумку, которую вешает себе на шею; еще лучше поместить дароносицу в специальный карман, сделанный на внутренней стороне епитрахили, против груди. В дароносице находится маленькая чаша и лжица. Вместе с дароносицей помещается и чистый плат для отирания уст (илитон). Надо захватить с собой крест и свечу (которой может не оказаться в доме больного). Епитрахиль при посещении больных должна употребляться не худшая, как это часто бывает, а возможно лучшая, чистая, мягких, светлых тонов, благообразная, специально для этого предназначенная. Сшить такую епитрахиль из лучшего материала всегда можно, было бы только желание.
Поместив дароносицу, как было сказано, на груди под епитрахиль священник застегивает на себе рясу поверх епитрахили, и так отправляется к больному.
Св. Тайны полагаются в Дароносицу следующим образом; священник одевает епитрахиль и поручи и , сотворив поясное поклонение перед Престолом, вынимает ковчег с частицами Св. Тела из дарохранительницы и поставляет его на раскрытый антиминс. После этого лжицей полагает одну (или сколько нужно) частицу в дароносицу (в малый ковчежец) и отирает антиминсною губкой лжицу от крошек, а ковчег с частицами ставит в дарохранительницу и сворачивает антиминс.
Прийдя в дом больного, священник простирает на столе, покрытом чистой салфеткой, принесенный с собой плат — илитон, на него ставит дароносицу, вынимает из нее ковчежец с частицей св. Даров, маленькую чашу и лжицу. Все это располагает на илитоне. В чашу наливает немного вина. Епитрахиль достает из-под рясы наверх. После этого священник в епитрахили, поручах со всяким страхом и благоговением полагает лжицей частицу Св.Тела в чашу. Здесь же на воздухе полагается Св. Крест и Евангелие, а в стороне требник и стакан с обыкновенной водой (лучше теплой). Со Св. Тайнами поставляется зажженная свеча. Начинает по требнику: "Благословен Бог наш..." Трисвятое. "Приидите поклонимся.., "Верую...", "Вечери Твоея тайная, днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...", Слава: "Царю Небесный..." И ныне: "Бога из Тебе...", "Господи помилуй" 40 раз. Молитва: 1)"Владыко Господи..." 2) «Господи, вем, яко несмь достоин, да под кров мой внидеши, в дом души моея...» 3)"Господь Бог премилостивый да ущедрит тя...» Эту третью молитву священник читает обратившись к больному, уместно при этом осенить его благословляющей рукой. После этого, прежде чем приступить к исповеди, священник предлагает больному попросить прощения у присутствующих, а они, если болезнь не заразная, подходят и целуют больного; затем выходят в другую комнату, а священник, оставшись с ним наедине, приступает к исповеди.
Если больной потерял способность говорить или же впал в бессознательное состояние, но священнику известно, что он является православным христианином и что раньше он (до прихода его в дом или же во время совершения чина) каким-либо образом (словами, жестами, взглядами, стоном и проч.) выражал свое желание раскаяться в грехах и причаститься Св. Тайн, то по прочтении молитв может совершить "глухую" исповедь, т.е. прочесть над ним молитву "Господи Боже наш, Петрови и блуднице...", а так же разрешительную молитву, накрыв голову больного епитрахилью и знаменовав его крестообразно десницею.
"Глухая" исповедь может быть совершена также по просьбе родных и близких над больными в бессознательном состоянии, если больные не успели по какой-либо причине выразить своего желания причаститься (несчастный случай, неожиданная потеря речи и сознания), но были известны, как верующие люди и православные христиане.
В том случае, если больной потерял способность говорить (или же является немым от рождения), священник должен задавать ему вопросы о грехах, а также призывать к покаянию и поучать его, как и всех прочих больных, принимая его жесты, движения и прочие внешние знаки, за проявление покаянного чувства.
От немых и глухих можно принимать исповедь в письменном виде, но после совершения ее письменное исповедание грехов необходимо разорвать и сжечь, чтобы не была нарушена тайна исповеди, или возвратить больному.
Сумасшедшие и бесноватые могут быть исповеданы, если они не находятся вне себя, не буйствуют, не богохульствуют, и вообще, не допускают действий, оскорбляющих таинство.
Если они не способны выражать свои покаянные чувства словами, движениями или взглядами, то над ними совершается "глухая" исповедь, если известно, что они крещены и до болезни пребывали в православной вере.
При исповедании больных священник стоит у постели больного но может и сидеть; особенно в том случае если исповедь продолжительна. Если больной в состоянии, то он может приносить исповедь стоя перед Крестом и Евангелием, если же нет, то лежа в постели.
В процессе исповеди священник должен употребить все усилия для того, чтобы расположить больного к искреннему и полному покаянию и подготовить его к мирному и спокойному переходу в вечную жизнь. Для этого священник должен внушить больному:
а) вспомнить прошлые грехи, которые по какой-либо причине остались неисповеданными;
б) примириться со всеми врагами и обидчиками и сделать для этого все необходимое и возможное;
в) иметь надежду на бесконечную любовь Божию, прощающую все грехи, если только принесено искреннее раскаяние в них;
г) не роптать на Бога, посылающего болезни или смерть, потому что Бог, как Любящий Отец все творит для пользы души человека;
д) принимать болезнь, как наказание за грехи и средство исправления их, а потому просить у Господа прощения грехов, давать обещание исправить свою жизнь в дальнейшем, если Ему угодно будет продлить ее;
е) не бояться смерти, но встречать ее по примеру угодников Божиих мирно и спокойно, как переход от временных, непостоянных и непрочных земных привязанностей и наслаждений к вечным благам Небесного Царства;
ж) непрестанно молиться (по молитвеннику или же Иисусовой молитвой, или же какими-либо другими молитвенными воззваниями), читать Слово Божие или слушать чтение, чтобы душа все время находилась в общении с Богом.
Священнику нельзя в этот момент оставаться формальным исполнителем треб. Подкрепить умирающего, ободрить, окрылить надеждой на Бога — прямая обязанность священника. Пред ним человек, обычно испытывающий в такие минуты тяжкую скорбь, упадок духа, страх за себя, беспокойство за близких, к тому же еще и мучительные физические страдания, терпеливо снести и возможную раздражительность больного. Разумным и сердечным пастырским словом надо реагировать на его душевное состояние — будет ли это чрезмерная привязанность к жизни или страх доходящий до отчаяния, или наоборот, духовное окаменение, близость к неверию, нераскаянность и т.п. На исповеди надо выяснить, нет ли на совести умирающего чего-либо особо тяжкого и еще не исповеданного. Хорошо, если и сам умирающий подумает о последнем наставлении своим детям.
По требнику положено после исповеди больного читать молитву: ''Господи, Боже наш, Петрови и блуднице слезами грехи оставивый". Это древняя молитва таинства исповеди, читавшаяся не только при исповеди больных. В нашу практику в 17 веке, как известно, вошла другая, так называемая "разрешительная" молитва "Господь и Бог наш Иисус Христос". Эта последняя молитва (западного происхождения) настолько прочно вошла в нашу практику, что теперь даже трудно себе представить исповедь без чтения этой молитвы. Вот почему и при исповеди больных эту позднейшую молитву, несмотря на то, что в чине причащения больного она не указана, тоже читают (или вместо вышеуказанной положенной молитвы, или вместо с ней).
Далее священник приглашает войти в комнату родных и близких, одевает фелонь, покрывает грудь больного платом до самого подбородка (или же просит держать плат кого-либо из присутствующих), берет в руки чашу и возглашает: "Со страхом Божиим...", поет сам "Благословен грядый...", затем читает молитву перед причащением: "Верую Господа...", которую больной повторяет за ним и причащает его, затем, долив воды, ополаскивает чашу и дает выпить содержимое больному.
После этого священник вытирает чашу платом и подает больному запивку с антидором или просфорой (если больной может проглотить их).
При причащении священник должен иметь твердую уверенность, что больной в состоянии принять частицу Св. Тайн. Если у него есть сомнения в этом, он не должен причащать больного, ограничившись только исповедью.
Для того чтобы убедиться в возможности причастить больного, некоторые священники рекомендуют предварительно дать им проглотить крошку хлеба и глоток воды.
Больные причащаются во всякое время дня и без ограничения числа причастий во время болезни.
В том случае, если священнику необходимо принять исповедь умирающего в таких условиях, когда у него нет епитрахили, он может сделать себе подобие епитрахили из полотенца, ленты или чего-нибудь подобного и совершить исповедь. После этого материя, заменившая священнику епитрахиль, не должна употребляться для домашних нужд, но жертвуется в храм на церковные потребности. Таинство покаяния по нужде может быть совершено и без епитрахили и подобия ее.
Если священник приготовил частицу Св. Тела и наполнил ее уже вином, а в это время больной умер или же оказался неспособным принять Св. Тайны, то священник может преподать их самому себе, если с утра ничего не ел, предварительно прочитав молитвы ко Св. Причащению, или же кому-либо из домашних, не евших ничего в тот день, или же младенцу (хотя бы и евшему).
Оставшиеся Св.Тайны лучше всего отнести в храм и потребить их после Божественной литургии (в тот же день или на следующий), но не в коем случае нельзя допустить заплесневения их.
Если в храме Литургия совершается ежедневно, можно причащать больных не запасными сухими дарами, а оставленными частицами Св. Тела и Крови от Литургии этого дня.
Больные священнослужители если причащаются на дому, одевают епитрахиль, но причащаются как миряне, пришедшим священником со лжицы, запасными Дарами или оставленными от Литургии, если в этот день она совершалась.
Больные священнослужители причащаются теми же частицами, что и миряне.
В заключение читается "Ныне отпущаеши" и проч. по требнику. В конце после отпуста священник дает Крест для лобзания больному и всем присутствующим в помещении, и поздравляет больного с принятием Св. Тайн, поучая его о значении и силе причащения для врачевания душевных VI телесных болезней.
Если больной умрет во время напутствия, то чин прекращается, а священник служит заупокойную литию.
Если умирающий очень долго мучается в агонии, то священник совершает у его постели чин "бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет". (Псалмы 69, 142 и 50, и канон "Яко по суху..."). Посте канона читаются две молитвы: "О души судимой" и "О долгостраждущем умрети".
Если больной будет в агонии, то священник читает отходную, т.е. канон молебный на исход души.
Если время не позволяет прочитать весь канон, то читается часть его, а в момент смерти — последняя молитва: "Владыко Господи Боже наш Вседержителю".
Если имеет быть елеосвящение, его естественнее совершить до причащения, но это только в том случае, если больному не грозит смертная опасность, в противном случае, надо прежде всего позаботиться о причащении. Надо помнить, что елеосвящение продолжительное богослужение; оно займет много времени.
Больных можно причащать и после принятия ими пищи.
Священник, в зависимости от состояния больного, может предложить ему помолиться о нем и отслужить молебен, хотя бы самый короткий, с прошениями о болящих.
Больных, лишившихся сознания (например, во время обморока) запрещается причащать (Нечаев). Для того, чтобы над больным можно было совершить таинство покаяния и причащения, нужно предполагать у больного хотя бы минимальное наличие сознания.
Умирающих сумасшедших и бесноватых можно причащать, если они не богохульствуют, и если по их поведению можно предположить, что они примут св. Тайны (Тимоф. Алекс. 3).
В случае рвоты, надо выждать прекращения ее, хотя бы временного. В отношении больных страдающих рвотой существует различная практика.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 269.