Приношение больных, напутствие умирающих
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Верующий проходит свое земное поприще с мыслью о конце. "Христианския кончины" мы просим себе у Бога за каждый вечерней и утренней службой. Мысль о непостыд­ном, мирном переходе в вечность, о "добром ответе на страшнем судищи Христове" — заветная мысль каждого христианина. В связи с этим, заветное сердечное желание каждого христианина — сподобиться в последние часы жизни причастия пречистых Тайн Христовых во оставление грехов и в жизнь вечную.

Церковные правила повелевают допускать к причаще­нию перед смертью даже отлученных от причащения, за какие бы тяжкие грехи они ни были отлучены.

Священник по нерадению своему, допустивший уме­реть больному без причастия, тяжко согрешает и подлежит наказанию (запрещению в священнослужении до раскаяния и исправления).

Не известившие священника своевременно (родные или близкие) о необходимости напутствовать больного также тяжко согрешают и подлежат наказанию (отлучению от причащения).

Причащение больных и умирающих совершается таким образом: священник с благоговением берет из Дарохрани­тельницы и кладет в дароносицу (в ковчежец) частицу св. Тайн, наливает в бутылочку немного вина. Дароносицу — священник помещает в специальную сумку, которую вешает себе на шею; еще лучше поместить дароносицу в специаль­ный карман, сделанный на внутренней стороне епитрахили, против груди. В дароносице находится маленькая чаша и лжица. Вместе с дароносицей помещается и чистый плат для отирания уст (илитон). Надо захватить с собой крест и свечу (которой может не оказаться в доме больного). Епитрахиль при посещении больных должна употребляться не худшая, как это часто бывает, а возможно лучшая, чистая, мягких, светлых тонов, благообразная, специально для этого предна­значенная. Сшить такую епитрахиль из лучшего материала всегда можно, было бы только желание.

Поместив дароносицу, как было сказано, на груди под епитрахиль священник застегивает на себе рясу поверх епит­рахили, и так отправляется к больному.

Св. Тайны полагаются в Дароносицу следующим обра­зом; священник одевает епитрахиль и поручи и , сотворив поясное поклонение перед Престолом, вынимает ковчег с частицами  Св. Тела из дарохранительницы и поставляет его на раскрытый антиминс. После этого лжицей полагает одну (или сколько нужно) частицу в дароносицу (в малый ковче­жец) и отирает антиминсною губкой лжицу от крошек, а ковчег с частицами ставит в дарохранительницу и сворачивает антиминс.

Прийдя в дом больного, священник простирает на столе, покрытом чистой салфеткой, принесенный с собой плат — илитон, на него ставит дароносицу, вынимает из нее ковчежец с частицей св. Даров, маленькую чашу и лжицу. Все это располагает на илитоне. В чашу наливает немного вина. Епитрахиль достает из-под рясы наверх. После этого священник в епитрахили, поручах со всяким страхом и благоговением полагает лжицей частицу Св.Тела в чашу. Здесь же на воздухе полагается Св. Крест и Евангелие, а в стороне требник и стакан с обыкновенной водой (лучше теплой). Со Св. Тайнами поставляется зажженная свеча. Начинает по требнику: "Благословен Бог наш..." Трисвятое. "Приидите поклонимся.., "Верую...", "Вечери Твоея тайная, днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...", Слава: "Царю Небесный..." И ныне: "Бога из Тебе...", "Господи помилуй" 40 раз. Молитва: 1)"Владыко Госпо­ди..." 2) «Господи, вем, яко несмь достоин, да под кров мой внидеши, в дом души моея...» 3)"Господь Бог премилостивый да ущедрит тя...» Эту третью молитву священник читает обратив­шись к больному, уместно при этом осенить его благословляющей рукой. После этого, прежде чем приступить к исповеди, священник предлагает больному попросить прощения у присутствую­щих, а они, если болезнь не заразная, подходят и целуют больного; затем выходят в другую комна­ту, а священник, оставшись с ним наедине, при­ступает к исповеди.

Если больной потерял способность говорить или же впал в бессознательное состояние, но священнику известно, что он является православ­ным христианином и что раньше он (до прихода его в дом или же во время совершения чина) каким-либо образом (словами, жестами, взгляда­ми, стоном и проч.) выражал свое желание раска­яться в грехах и причаститься Св. Тайн, то по прочтении молитв может совершить "глухую" исповедь, т.е. прочесть над ним молитву "Господи Боже наш, Петрови и блуднице...", а так же раз­решительную молитву, накрыв голову больного епитрахилью и знаменовав его крестообразно десницею.

"Глухая" исповедь может быть совершена также по просьбе родных и близких над больны­ми в бессознательном состоянии, если больные не успели по какой-либо причине выразить своего желания причаститься (несчастный случай, не­ожиданная потеря речи и сознания), но были известны, как верующие люди и православные христиане.

В том случае, если больной потерял способ­ность говорить (или же является немым от рож­дения), священник должен задавать ему вопросы о грехах, а также призывать к покаянию и поучать его, как и всех прочих больных, принимая его жесты, движения и прочие внешние знаки, за проявление покаянного чувства.

От немых и глухих можно принимать испо­ведь в письменном виде, но после совершения ее письменное исповедание грехов необходимо разорвать и сжечь, чтобы не была нарушена тайна исповеди, или возвратить больному.

Сумасшедшие и бесноватые могут быть ис­поведаны, если они не находятся вне себя, не буйствуют, не богохульствуют, и вообще, не допускают действий, оскорбляющих таинство.

Если они не способны выражать свои покаянные чувства словами, движениями или взглядами, то над ними совершается "глухая" исповедь, если известно, что они крещены и до болезни пребывали в православной вере.

При исповедании больных священник стоит у постели больного но может и сидеть; особенно в том случае если исповедь продолжительна. Если больной в состоянии, то он может приносить исповедь стоя перед Крестом и Евангели­ем, если же нет, то лежа в постели.

В процессе исповеди священник должен употребить все усилия для того, чтобы расположить больного к искреннему и полному покаянию и подготовить его к мирному и спокой­ному переходу в вечную жизнь. Для этого священник дол­жен внушить больному:

а) вспомнить прошлые грехи, которые по какой-либо причине остались неисповеданными;

б) примириться со всеми врагами и обидчиками и сде­лать для этого все необходимое и возможное;

в) иметь надежду на бесконечную любовь Божию, про­щающую все грехи, если только принесено искреннее рас­каяние в них;

г) не роптать на Бога, посылающего болезни или смерть, потому что Бог, как Любящий Отец все творит для пользы души человека;

д) принимать болезнь, как наказание за грехи и средст­во исправления их, а потому просить у Господа прощения грехов, давать обещание исправить свою жизнь в дальней­шем, если Ему угодно будет продлить ее;

е) не бояться смерти, но встречать ее по примеру угод­ников Божиих мирно и спокойно, как переход от временных, непостоянных и непрочных земных привязанностей и на­слаждений к вечным благам Небесного Царства;

ж) непрестанно молиться (по молитвеннику или же Иисусовой молитвой, или же какими-либо другими молитвен­ными воззваниями), читать Слово Божие или слушать чте­ние, чтобы душа все время находилась в общении с Богом.

Священнику нельзя в этот момент оставаться формаль­ным исполнителем треб. Подкрепить умирающего, обод­рить, окрылить надеждой на Бога — прямая обязанность священника. Пред ним человек, обычно испыты­вающий в такие минуты тяжкую скорбь, упадок духа, страх за себя, беспокойство за близких, к тому же еще и мучитель­ные физические страдания, терпеливо снести и возможную раздражи­тельность больного. Разумным и сердечным пастырским словом надо реагировать на его душевное состояние — бу­дет ли это чрезмерная привязанность к жизни или страх доходящий до отчаяния, или наоборот, духовное окамене­ние, близость к неверию, нераскаянность и т.п. На исповеди надо выяснить, нет ли на совести умирающего чего-либо особо тяжкого и еще не исповеданного. Хорошо, если и сам умирающий подумает о последнем наставлении своим де­тям.

По требнику положено после исповеди больного читать молитву: ''Господи, Боже наш, Петрови и блуднице слезами грехи оставивый". Это древняя молитва таинства исповеди, читавшаяся не только при исповеди больных. В нашу прак­тику в 17 веке, как известно, вошла другая, так называемая "разрешительная" молитва "Господь и Бог наш Иисус Хри­стос". Эта последняя молитва (западного происхождения) настолько прочно вошла в нашу практику, что теперь даже трудно себе представить исповедь без чтения этой молитвы. Вот почему и при исповеди больных эту позднейшую молитву, несмотря на то, что в чине причащения больного она не указана, тоже читают (или вместо вышеуказанной поло­женной молитвы, или вместо с ней).

Далее священник приглашает войти в комнату родных и близких, одевает фелонь, покрывает грудь больного пла­том до самого подбородка (или же просит держать плат кого-либо из присутствующих), берет в руки чашу и возглашает: "Со страхом Божиим...", поет сам "Благословен грядый...", затем читает молитву перед причащением: "Верую Госпо­да...", которую больной повторяет за ним и причащает его, затем, долив воды, ополаскивает чашу и дает выпить содержимое больному.

После этого священник вытирает чашу пла­том и подает больному запивку с антидором или просфорой (если больной может проглотить их).

При причащении священник должен иметь твердую уверенность, что больной в состоянии принять частицу Св. Тайн. Если у него есть со­мнения в этом, он не должен причащать больного, ограничившись только исповедью.

Для того чтобы убедиться в возможности причастить больного, некоторые священники рекомендуют предварительно дать им проглотить крошку хлеба и глоток воды.

Больные причащаются во всякое время дня и без ограничения числа причастий во время болез­ни.

В том случае, если священнику необходимо принять исповедь умирающего в таких условиях, когда у него нет епитрахили, он может сделать себе подобие епитрахили из полотенца, ленты или чего-нибудь подобного и совершить исповедь. После этого материя, заменившая священнику епитрахиль, не должна употребляться для домаш­них нужд, но жертвуется в храм на церковные потребности. Таинство покаяния по нужде может быть совершено и без епитрахили и подобия ее.

Если священник приготовил частицу Св. Те­ла и наполнил ее уже вином, а в это время боль­ной умер или же оказался неспособным принять Св. Тайны, то священник может преподать их самому себе, если с утра ничего не ел, предвари­тельно прочитав молитвы ко Св. Причащению, или же кому-либо из домашних, не евших ничего в тот день, или же младенцу (хотя бы и евшему).

Оставшиеся Св.Тайны лучше всего отнести в храм и потребить их после Божественной литур­гии (в тот же день или на следующий), но не в коем случае нельзя допустить заплесневения их.

Если в храме Литургия совершается еже­дневно, можно причащать больных не запасными сухими дарами, а оставленными частицами Св. Тела и Крови от Литургии этого дня.

Больные священнослужители если прича­щаются на дому, одевают епитрахиль, но прича­щаются как миряне, пришедшим священником со лжицы, запасными Дарами или оставленными от Литургии, если в этот день она совершалась.

Больные священнослужители причащаются теми же частицами, что и миряне.

В заключение читается "Ныне отпущаеши" и проч. по требнику. В конце после отпуста свя­щенник дает Крест для лобзания больному и всем присутствующим в помещении, и поздравляет больного с принятием Св. Тайн, поучая его о значении и силе причащения для врачевания душевных VI телесных болезней.

Если больной умрет во время напутствия, то чин прекращается, а священник служит заупокой­ную литию.

Если умирающий очень долго мучается в агонии, то священник совершает у его постели чин "бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет". (Псалмы 69, 142 и 50, и канон "Яко по суху..."). Посте канона чита­ются две молитвы: "О души судимой" и "О долгостраждущем умрети".

Если больной будет в агонии, то священник читает отходную, т.е. канон молебный на исход души.

Если время не позволяет прочитать весь канон, то читается часть его, а в момент смерти — последняя молитва: "Владыко Господи Боже наш Вседержителю".

Если имеет быть елеосвящение, его естественнее со­вершить до причащения, но это только в том случае, если больному не грозит смертная опасность, в противном случае, надо прежде всего позаботиться о причащении. Надо пом­нить, что елеосвящение продолжительное богослужение; оно займет много времени.

Больных можно причащать и после принятия ими пи­щи.

Священник, в зависимости от состояния больного, мо­жет предложить ему помолиться о нем и отслужить молебен, хотя бы самый короткий, с прошениями о болящих.

Больных, лишившихся сознания (например, во время обморока) запрещается причащать (Нечаев). Для того, чтобы над больным можно было совершить таинство покаяния и причащения, нужно предполагать у больного хотя бы мини­мальное наличие сознания.

Умирающих сумасшедших и бесноватых можно при­чащать, если они не богохульствуют, и если по их поведе­нию можно предположить, что они примут св. Тайны (Тимоф. Алекс. 3).

В случае рвоты, надо выждать прекращения ее, хотя бы временного. В отношении больных страдающих рвотой существует различная практика.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 237.