Вместо основного вида епитимий (отлучение от чаши) иногда в виде епитимий назначаются какие-либо духовные упражнения (молитва, пост и т. д.).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Над закончившими епитимию и получающим доступ к причащению положено читать особую молитву (требник 8 гл. "Молитва над разрешенным от запрещения").

Кроме епитимий — отрешения от причастия на некото­рое время, есть еще и другие, более легкие, например, уси­ленная молитва в храме и дома, дела милосердия, посты, воздержание от вина, поклоны, чтение Евангелия и других духовных книг.       

Налагая в потребных случаях на кающихся епитимию, священник должен твердо помнить, что это не карательное, но исправительное средство, что оно имеет своей целью не отмщение кающемуся за грехи, не удовлетворение правде Божией, как учат католики, а духовное врачевание недугующего, искоренение в нем дурных привычек и склонностей. Эту цель епитимий и этот характер ее никогда не должен забывать православный священник, чтобы действовать пра­вильно и целесообразно при наложении епитимий на кающе­гося.

                 Епитимий следует налагать в таких случаях:

1. Если исповедующийся не понимает и не сознает тя­жесть и мерзость своих грехов и не показывает надлежащего сокрушения, но относится легкомысленно к ним.

2. Если кается чистосердечно в своих грехах и сознает их тяжесть, но не имеет сил совершенно освободиться от них.

3.Если он искренне кается в каких-либо тяжелых гре­хах и сознает их вину, епитимия все же может налагаться, но для напоминания о совершенном грехе, дабы пресечь воз­можность повторения его.

4.Если люди с живой и чуткой совестью, смущаемые воспоминанием о своих грехах (даже малых), в которых они покаялись, просят наложить на них епитимию для успокоения совести.

В отношении лишения причастия нераскаявшихся грешников (т.е. грешников, не желающих прекратить свою греховную жизнь, хотя и сознающих на исповеди свою гре­ховность) следует иногда применять меры прещения постепенно, чтобы быстрыми и решительными строгими мерами совершенно не оттолкнуть его от Церкви. Поэтому сначала необходимо убеждать оставить грех, и, если кающийся согла­сится, разрешать его и удостаивать причастия. Если же грешник после этого не исправится, то на следующей испо­веди устрашить его Судом Божиим, а в случае надобности и отлучением от причастия. Если же он и после этого не ис­правится, то отлучить его на некоторое время от причащения Св. Тайн, но не более года, предупредив, что если он исправится и бросит совершать тот грех, за который отлучается, то может прийти к исповеди, получить раз­решение в грехах и причаститься Св. Тайн. Но если кающийся добровольно не примет наложен­ной епитимии, заключающейся в отлучении на время от причастия, и будет возражать, ссылаясь на какие-либо причины, то в таком случае духовник должен обращаться к своему епископу за советом и благословением не называя кающегося по имени.

В отношении отлучения от Св. Тайн сущест­вует такой порядок, что священник имеет право отлучить на некоторое время нераскаявшегося грешника, впредь до исправления, но не может это сделать в виде совершенного и безусловного отлучения от Церкви и от Св. Причастия на всю жизнь и не может это сделать явно (объявлять об этом всем), каковое право принадлежит только епископу.

Епитимии, налагаемые духовником, должны быть тайными и добровольно приниматься самим кающимся.

Во всех затруднительных случаях духовник обязан обратиться к своему епископу за благосло­вением, и действовать по его указанию.

Епитимия, наложенная духовником, может быть впоследствии отменена или уменьшена, или заменена другой, если кающийся представит какие-либо уважительные причины, по которым он не может исполнить ее (непосильность ее, состояние здоровья, семейное положение, харак­тер работы, путешествие и проч.).

Священник должен на каждой исповеди спрашивать кающихся, несут ли они какие-либо епитимии и как они их выполняют. Видя нравственное состояние своих духовных чад и по собст­венной инициативе, он может снять или умень­шить наложенную епитимию.

Ни в коем случае не разрешается освобож­дать от епитимии в том случае, если она наложена другим духовником, хотя бы она и была тяжела и даже несообразна. Епитимию может снять только наложивший ее духовник, а в случае смерти его или же перевода на другое место, неизвестное лицу, несущему епитимию, следует обращаться за благословением к епископу.

Если лицо, несущее епитимию (недопуще­ние к причастию на некоторое время), тяжело заболеет и будет находиться в смертной опасно­сти, то его следует исповедать и причастить неза­висимо от того, кто наложил на него епитимию, дабы он не умер без причащения.

Если же он выздоровеет, то обязан продол­жать выполнять свою епитимию положенное время.

Процедура наложений епитимий и лишения Причастия нераскаянных и желающих исправить­ся грешников не может быть одинакова для всех, но должна применяться с учетом индивидуальных особенностей исповедников.

При наложении епитимии духовник ни в коем случае не может руководствоваться какими-либо личными счетами и желанием удовлетво­рить свой гнев или неприязнь к кающемуся.

Недопущение к Св. Причастию на какой-либо срок и другая епитимия может налагаться после разрешения в грехах (после чтения разре­шительной молитвы).

В особых случаях, когда недопущение к Причастию является мерой, побуждающей греш­ника отстать от своего греха и налагается услов­но, впредь до исправления, разрешение грехов после исповеди не дается. Кающийся должен осознать свое греховное состояние и вину и по предложению священника исправиться (например прекратить блудное сожительство, примириться с врагом, возвратить незаконно взятые вещи или деньги и проч.) и лишь после этого снова прийти на исповедь: сообщить духовнику свое решение и действия по поводу греха, за который он был не допущен к Св. Причаще­нию, и лишь после этого священник разрешает его, предва­рительно прочитав молитву "над разрешаемым от запреще­ния", которая помещается в требнике после чина исповеда­ния, а после нее — обычную разрешительную молитву: "Господь и Бог наш...".

Недоуменные вопросы, касающиеся исповеди

Допустима ли общая исповедь?

Архипастыри нашей Церкви к практике общей испове­ди относятся в общем одобрительно.

Святейший патриарх Алексий (Симанский) говорит: «Чин исповеди коренным образом искажается практикой так называемой общей исповеди... Священник должен разрешать грехи, но в известных случаях "вязать" их, т.е. не прощать грехи, налагать епитимии». Общая исповедь не дает такой возможности.

Но как быть, если число исповедников таково, что свя­щенник не имеет физической возможности исповедовать каждого в отдельности?

По-видимому, в таких случаях надо общую исповедь сочетать с индивидуальной, тайной, во время этой послед­ней, каждый кающийся, должен получить возможность до­полнительно принести покаяние в своих личных, особо тяж­ких грехах.

Как исповедовать глухонемых? Грамотный может на­писать грехи на бумажке. Исповедник должен по прочтении эту бумажку тут же сжечь.

Возможно также объяснение знаками, конечно, без по­сторонних свидетелей.

Если и это затруднительно — пусть кающийся только молится в душе, кается пред Богом, как сам умеет.

Если бывает много исповедующихся, необходимо предложить им слушать какое-либо полезное чтение: прави­ло ко Св. Причащению, акафист или что-нибудь другое, дабы кающиеся не проводили время ожидания бесплодно, но через слушание молитв располагались к познанию своих грехов и решимости искоренить их из своей души.

Если кающийся открывает духовнику грех, заключаю­щийся в том, что он дал какой-либо очень трудный и невы­полнимый обет или вообще связал себя клятвой в отношении какого-либо человека или дела, то духовник после исследо­вания этого обета или клятвы, в том случае если они дейст­вительно невыполнимы и несообразны с учением и нравст­венностью, имеет право отменить их и разрешить, прочитав молитву: "О сущих в запрещении и себе клятвою связую­щих" (Большой Требник).

Правила  говения

По уставу и обычаю Православной Церкви время говения должно продолжаться седмицу, а в случае нужды — три дня или хотя бы один день. Подготовка к исповеди и Св. Причащению должна состоять:

а) в усиленной церковной и домашней молитве с поклонами;

б) в соблюдении поста (более строгого, чем в обычное время);

в) в воздержании от супружеских и других наслажде­ний и удовольствий;

г) в чтении Слова Божия и других душеполезных книг;

д) в уединенном размышлении о своих грехах, в припоминании их и сокрушении о них;

е) в доброй христианской жизни по заповедям Божиим;

в исправлении своих нравственных недостатков и ошибок, в примирении с врагами и обиженными;

ж) в делах милосердия и благотворительно­сти;

з) в воздержании пищи накануне и в день исповеди и причащения. Разрешается вкушать пищу накануне (но без пресыщения) — больным, физически слабым людям и детям;

и) в обязательном посещении храма накану­не причащения или хотя бы обязательное прочте­ние молитв ко Св. Причащению; если исповедь без причащения — то хотя бы покаянного канона.

Таинство брака

Церковь всегда держалась определенного взгляда на брак: "Брак честен... и ложе нескверно", — говорит апостол (Евр.13). Первое чудо Господь совершил на браке, разделив вместе с апостолами и своей Пречистой Матерью чистую радость брачного пира простых людей. Прослав­ляя высоту девства, Церковь вместе с тем строго осуждала тех девственников, которые свысока, пренебрежительно смотрели на брачную жизнь (см. правила Гангрского собора).

Брак не является христианским установле­нием, т.к. он осуществлен и в Ветхом Завете, существовал и существует во всяком человече­ском обществе. Но брачный союз христиан освя­щается особым благословением Церкви.

Свидетельства о церковном благословении брака восходят к первым векам христианства. Заповедь апостола "вся во славу Божию творите" и здесь, при заключении брака находила свое естественное применение.

Однако, надо сказать, церковное благосло­вение на брак, при всей его важности, первона­чально не составляло основного момента в браке. Брак в древности был актом гражданско-бытовым, церковное же благословение на брак являлось как бы дополнением к этому акту, его завершением. По выражению профессора А.И.Покровского, это была "добавочная церков­ная скрепа законно-совершительного гражданско­го брака". "Церковь в лице своих представите­лей... так сказать, прикладывала к нему свою печать: сообщала ему христианскую окраску, скрепляла и санкционировала его своим авторите­том" (А.И.Покровский. Брачные молитвы и бла­гословения древней церкви. I-Х в. Сборник ста­тей... ч. П, Сергиев Посад. 1915, стр. 570). Конеч­но, не всякий граждански оформленный брак мог получить такую церковную "скрепу", церковное благословение. В канонических правилах, напри­мер, упоминается и о таких браках, на которых священнику даже присутствовать не разрешается (IV Вселенский собор, 15, Неокес. 7, Тим. И). Естественно, что такие брачные союзы не могли получать церковного благословения. Надо ска­зать, что иногда обходились без церковного бла­гословения и в других случаях, поскольку, как было выше сказано, брак в основном был актом гражданско-бытовым. По словам профессора А.И.Покровского, "брачные благословения, сна­чала, имели только факультативный, необяза­тельный характер" (стр. 558. Об этом же Голубинский. Ист. Р. Ц, 1,2, стр. 446).

В конце IX века в Византийской империи новеллой (законом) императора Льва Мудрого был установлен новый порядок "Прежде, - гово­рится в этой новелле, — без благословения совершали усыновлена без благословения приступали и к брачному сожитию". (Эти слова надо понимать так, что гражданская форма брака считалась достаточной). Лев Муд­рый объявляет на будущее время обязательным церковное благословение на брак, без этого брак будет недействительным.

Таким образом, Лев Мудрый в своем государстве ли­шил гражданский брак его прежнего юридического значения (он сохранялся еще некоторое время для рабов). Граждан­ская власть в Византии фактически отказалась в пользу Церкви от своего участия в заключении брачных союзов. Заключение брака стало всецело делом Церкви. Церковное благословение, которое раньше являлось лишь завершением гражданского акта, теперь стало основной брака, основным условием его законности.

Такой порядок утвердился и на Руси после принятия христианства и существовал вплоть до Октябрьской револю­ции, когда в государственном порядке опять была введена гражданская форма брака.

Примечание:

Следует отметить, что и в дореволюционный период Русская церковь признавала законность нецерковного брака, если в момент его заключения супруги еще не были христиа­нами. Церковь отнюдь не считала такого брак блудом и не требовала освящения такого союза венчанием после приня­тия христианства супругами (Указ Святейшего Синода от 29 апреля 1729 г.). Замечательно, что такой нехристианский брак оставался в силе, даже если был заключен в степенях родства, возбраненных Церковью.

Из всего вышеизложенного вытекает, что Церковь не игнорирует светский брак, как некоторые ошибочно думают. Известный православный канонист епископ Никодим (Милош), умерший еще до революции, писал в своем "Православном церковном праве"; «Церковь сама предлагала своим верным гражданский брак (зарегистрированный в ЗАГСе), ради правильности их гражданских отношений» (стр. 575).

Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.