Над закончившими епитимию и получающим доступ к причащению положено читать особую молитву (требник 8 гл. "Молитва над разрешенным от запрещения").
Кроме епитимий — отрешения от причастия на некоторое время, есть еще и другие, более легкие, например, усиленная молитва в храме и дома, дела милосердия, посты, воздержание от вина, поклоны, чтение Евангелия и других духовных книг.
Налагая в потребных случаях на кающихся епитимию, священник должен твердо помнить, что это не карательное, но исправительное средство, что оно имеет своей целью не отмщение кающемуся за грехи, не удовлетворение правде Божией, как учат католики, а духовное врачевание недугующего, искоренение в нем дурных привычек и склонностей. Эту цель епитимий и этот характер ее никогда не должен забывать православный священник, чтобы действовать правильно и целесообразно при наложении епитимий на кающегося.
Епитимий следует налагать в таких случаях:
1. Если исповедующийся не понимает и не сознает тяжесть и мерзость своих грехов и не показывает надлежащего сокрушения, но относится легкомысленно к ним.
2. Если кается чистосердечно в своих грехах и сознает их тяжесть, но не имеет сил совершенно освободиться от них.
3.Если он искренне кается в каких-либо тяжелых грехах и сознает их вину, епитимия все же может налагаться, но для напоминания о совершенном грехе, дабы пресечь возможность повторения его.
4.Если люди с живой и чуткой совестью, смущаемые воспоминанием о своих грехах (даже малых), в которых они покаялись, просят наложить на них епитимию для успокоения совести.
В отношении лишения причастия нераскаявшихся грешников (т.е. грешников, не желающих прекратить свою греховную жизнь, хотя и сознающих на исповеди свою греховность) следует иногда применять меры прещения постепенно, чтобы быстрыми и решительными строгими мерами совершенно не оттолкнуть его от Церкви. Поэтому сначала необходимо убеждать оставить грех, и, если кающийся согласится, разрешать его и удостаивать причастия. Если же грешник после этого не исправится, то на следующей исповеди устрашить его Судом Божиим, а в случае надобности и отлучением от причастия. Если же он и после этого не исправится, то отлучить его на некоторое время от причащения Св. Тайн, но не более года, предупредив, что если он исправится и бросит совершать тот грех, за который отлучается, то может прийти к исповеди, получить разрешение в грехах и причаститься Св. Тайн. Но если кающийся добровольно не примет наложенной епитимии, заключающейся в отлучении на время от причастия, и будет возражать, ссылаясь на какие-либо причины, то в таком случае духовник должен обращаться к своему епископу за советом и благословением не называя кающегося по имени.
В отношении отлучения от Св. Тайн существует такой порядок, что священник имеет право отлучить на некоторое время нераскаявшегося грешника, впредь до исправления, но не может это сделать в виде совершенного и безусловного отлучения от Церкви и от Св. Причастия на всю жизнь и не может это сделать явно (объявлять об этом всем), каковое право принадлежит только епископу.
Епитимии, налагаемые духовником, должны быть тайными и добровольно приниматься самим кающимся.
Во всех затруднительных случаях духовник обязан обратиться к своему епископу за благословением, и действовать по его указанию.
Епитимия, наложенная духовником, может быть впоследствии отменена или уменьшена, или заменена другой, если кающийся представит какие-либо уважительные причины, по которым он не может исполнить ее (непосильность ее, состояние здоровья, семейное положение, характер работы, путешествие и проч.).
Священник должен на каждой исповеди спрашивать кающихся, несут ли они какие-либо епитимии и как они их выполняют. Видя нравственное состояние своих духовных чад и по собственной инициативе, он может снять или уменьшить наложенную епитимию.
Ни в коем случае не разрешается освобождать от епитимии в том случае, если она наложена другим духовником, хотя бы она и была тяжела и даже несообразна. Епитимию может снять только наложивший ее духовник, а в случае смерти его или же перевода на другое место, неизвестное лицу, несущему епитимию, следует обращаться за благословением к епископу.
Если лицо, несущее епитимию (недопущение к причастию на некоторое время), тяжело заболеет и будет находиться в смертной опасности, то его следует исповедать и причастить независимо от того, кто наложил на него епитимию, дабы он не умер без причащения.
Если же он выздоровеет, то обязан продолжать выполнять свою епитимию положенное время.
Процедура наложений епитимий и лишения Причастия нераскаянных и желающих исправиться грешников не может быть одинакова для всех, но должна применяться с учетом индивидуальных особенностей исповедников.
При наложении епитимии духовник ни в коем случае не может руководствоваться какими-либо личными счетами и желанием удовлетворить свой гнев или неприязнь к кающемуся.
Недопущение к Св. Причастию на какой-либо срок и другая епитимия может налагаться после разрешения в грехах (после чтения разрешительной молитвы).
В особых случаях, когда недопущение к Причастию является мерой, побуждающей грешника отстать от своего греха и налагается условно, впредь до исправления, разрешение грехов после исповеди не дается. Кающийся должен осознать свое греховное состояние и вину и по предложению священника исправиться (например прекратить блудное сожительство, примириться с врагом, возвратить незаконно взятые вещи или деньги и проч.) и лишь после этого снова прийти на исповедь: сообщить духовнику свое решение и действия по поводу греха, за который он был не допущен к Св. Причащению, и лишь после этого священник разрешает его, предварительно прочитав молитву "над разрешаемым от запрещения", которая помещается в требнике после чина исповедания, а после нее — обычную разрешительную молитву: "Господь и Бог наш...".
Недоуменные вопросы, касающиеся исповеди
Допустима ли общая исповедь?
Архипастыри нашей Церкви к практике общей исповеди относятся в общем одобрительно.
Святейший патриарх Алексий (Симанский) говорит: «Чин исповеди коренным образом искажается практикой так называемой общей исповеди... Священник должен разрешать грехи, но в известных случаях "вязать" их, т.е. не прощать грехи, налагать епитимии». Общая исповедь не дает такой возможности.
Но как быть, если число исповедников таково, что священник не имеет физической возможности исповедовать каждого в отдельности?
По-видимому, в таких случаях надо общую исповедь сочетать с индивидуальной, тайной, во время этой последней, каждый кающийся, должен получить возможность дополнительно принести покаяние в своих личных, особо тяжких грехах.
Как исповедовать глухонемых? Грамотный может написать грехи на бумажке. Исповедник должен по прочтении эту бумажку тут же сжечь.
Возможно также объяснение знаками, конечно, без посторонних свидетелей.
Если и это затруднительно — пусть кающийся только молится в душе, кается пред Богом, как сам умеет.
Если бывает много исповедующихся, необходимо предложить им слушать какое-либо полезное чтение: правило ко Св. Причащению, акафист или что-нибудь другое, дабы кающиеся не проводили время ожидания бесплодно, но через слушание молитв располагались к познанию своих грехов и решимости искоренить их из своей души.
Если кающийся открывает духовнику грех, заключающийся в том, что он дал какой-либо очень трудный и невыполнимый обет или вообще связал себя клятвой в отношении какого-либо человека или дела, то духовник после исследования этого обета или клятвы, в том случае если они действительно невыполнимы и несообразны с учением и нравственностью, имеет право отменить их и разрешить, прочитав молитву: "О сущих в запрещении и себе клятвою связующих" (Большой Требник).
Правила говения
По уставу и обычаю Православной Церкви время говения должно продолжаться седмицу, а в случае нужды — три дня или хотя бы один день. Подготовка к исповеди и Св. Причащению должна состоять:
а) в усиленной церковной и домашней молитве с поклонами;
б) в соблюдении поста (более строгого, чем в обычное время);
в) в воздержании от супружеских и других наслаждений и удовольствий;
г) в чтении Слова Божия и других душеполезных книг;
д) в уединенном размышлении о своих грехах, в припоминании их и сокрушении о них;
е) в доброй христианской жизни по заповедям Божиим;
в исправлении своих нравственных недостатков и ошибок, в примирении с врагами и обиженными;
ж) в делах милосердия и благотворительности;
з) в воздержании пищи накануне и в день исповеди и причащения. Разрешается вкушать пищу накануне (но без пресыщения) — больным, физически слабым людям и детям;
и) в обязательном посещении храма накануне причащения или хотя бы обязательное прочтение молитв ко Св. Причащению; если исповедь без причащения — то хотя бы покаянного канона.
Таинство брака
Церковь всегда держалась определенного взгляда на брак: "Брак честен... и ложе нескверно", — говорит апостол (Евр.13). Первое чудо Господь совершил на браке, разделив вместе с апостолами и своей Пречистой Матерью чистую радость брачного пира простых людей. Прославляя высоту девства, Церковь вместе с тем строго осуждала тех девственников, которые свысока, пренебрежительно смотрели на брачную жизнь (см. правила Гангрского собора).
Брак не является христианским установлением, т.к. он осуществлен и в Ветхом Завете, существовал и существует во всяком человеческом обществе. Но брачный союз христиан освящается особым благословением Церкви.
Свидетельства о церковном благословении брака восходят к первым векам христианства. Заповедь апостола "вся во славу Божию творите" и здесь, при заключении брака находила свое естественное применение.
Однако, надо сказать, церковное благословение на брак, при всей его важности, первоначально не составляло основного момента в браке. Брак в древности был актом гражданско-бытовым, церковное же благословение на брак являлось как бы дополнением к этому акту, его завершением. По выражению профессора А.И.Покровского, это была "добавочная церковная скрепа законно-совершительного гражданского брака". "Церковь в лице своих представителей... так сказать, прикладывала к нему свою печать: сообщала ему христианскую окраску, скрепляла и санкционировала его своим авторитетом" (А.И.Покровский. Брачные молитвы и благословения древней церкви. I-Х в. Сборник статей... ч. П, Сергиев Посад. 1915, стр. 570). Конечно, не всякий граждански оформленный брак мог получить такую церковную "скрепу", церковное благословение. В канонических правилах, например, упоминается и о таких браках, на которых священнику даже присутствовать не разрешается (IV Вселенский собор, 15, Неокес. 7, Тим. И). Естественно, что такие брачные союзы не могли получать церковного благословения. Надо сказать, что иногда обходились без церковного благословения и в других случаях, поскольку, как было выше сказано, брак в основном был актом гражданско-бытовым. По словам профессора А.И.Покровского, "брачные благословения, сначала, имели только факультативный, необязательный характер" (стр. 558. Об этом же Голубинский. Ист. Р. Ц, 1,2, стр. 446).
В конце IX века в Византийской империи новеллой (законом) императора Льва Мудрого был установлен новый порядок "Прежде, - говорится в этой новелле, — без благословения совершали усыновлена без благословения приступали и к брачному сожитию". (Эти слова надо понимать так, что гражданская форма брака считалась достаточной). Лев Мудрый объявляет на будущее время обязательным церковное благословение на брак, без этого брак будет недействительным.
Таким образом, Лев Мудрый в своем государстве лишил гражданский брак его прежнего юридического значения (он сохранялся еще некоторое время для рабов). Гражданская власть в Византии фактически отказалась в пользу Церкви от своего участия в заключении брачных союзов. Заключение брака стало всецело делом Церкви. Церковное благословение, которое раньше являлось лишь завершением гражданского акта, теперь стало основной брака, основным условием его законности.
Такой порядок утвердился и на Руси после принятия христианства и существовал вплоть до Октябрьской революции, когда в государственном порядке опять была введена гражданская форма брака.
Примечание:
Следует отметить, что и в дореволюционный период Русская церковь признавала законность нецерковного брака, если в момент его заключения супруги еще не были христианами. Церковь отнюдь не считала такого брак блудом и не требовала освящения такого союза венчанием после принятия христианства супругами (Указ Святейшего Синода от 29 апреля 1729 г.). Замечательно, что такой нехристианский брак оставался в силе, даже если был заключен в степенях родства, возбраненных Церковью.
Из всего вышеизложенного вытекает, что Церковь не игнорирует светский брак, как некоторые ошибочно думают. Известный православный канонист епископ Никодим (Милош), умерший еще до революции, писал в своем "Православном церковном праве"; «Церковь сама предлагала своим верным гражданский брак (зарегистрированный в ЗАГСе), ради правильности их гражданских отношений» (стр. 575).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 250.