Случаи, касающиеся вина, освященного в Таинстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если священник перед освящением вина, или после ос­вящения, или непосредственно во время причащения, узнает, что в потире одна вода, то он должен вылить эту воду в какой-нибудь чистый сосуд, и влить в потир вина в соедине­нии с малым количеством воды с произнесением слов: "Един от воин копнем ребра Ему прободе", и далее начинать со слов: "Подобие и чашу по вечери, глаголя: пиите от нея вси..." и затем совершать все по порядку, не произнося совершительных слов над хлебом, если он уже освящен. Все это должно совершаться тайно.

Вода, вылитая из потира после потребления Даров ис­пользуется для очищения чаши, а затем потребляется.

Если пред освящением вина священник вспомнит, что забыл добавить в вино воды, то он должен немедленно доба­вить воду, произнося слова: "Един от воин копнем ребра ему прободе, и абие изыде кровь и вода..." если он вспомнит бо этом уже после освящения вина, то ему недолжно вливать воду, а влить в известное время только теплоту.

Если по освящении Даров вся Божественная Кровь про­лилась из чаши, так что нечем даже приобщиться священни­ку, то он должен снова налить в потир вина, соединенного с водой, и начиная со слов: "И абие изыде кровь и вода", затем священник вновь совершает над вином обычное освящение, начиная со слов: "Подобие и чашу по вечери, глаголя..." А на клиросе для занятия народа поются приличные священные песнопения.

Если священник забыл произнес он или нет, над хлебом и вином слова Господни, или. молитву: "Господи иже пресвятаго Твоего Духа...", или совершительные слова: "И сотвори убо..." и т.д. и потому не знает освящены Святые Дары или нет, то он тихо должен произнести над Дарами слова Гос­подни, начав с молитвы: "В нощь, в ню же предаяшеся..." и прочие слова, о которых недоумевает. Если священник при освящении даров: "тяжко разболелся" и не может совершить Таинство до конца или умер, то служба оставляется. Если случится это после освящения даров и если найдется в церк­ви другой священник, готовый к причащению Святых тайн, в таком случае он должен докончить литургию. Если же свя­щенника нет, то диакон, а если нет и его, то кто-то из "благо­говейных мужей" должен взять покровец и осторожно, не касаясь "нагою рукою" Престола должен покрыть Их так, чтобы ничто не могло упасть на дискос или чашу, пока не явится другой священник. Этот последний должен совер­шить всю литургию сначала, а после употребить оставшиеся Дары вместе с вновь освященными, но если оставшиеся дары не были освящены, то их потребляют не как Тело и Кровь, а как благословенные хлеб и вино. Если во время совершения литургии до Великого входа священника позвали напутство­вать умирающего или окрестить слабого младенца, то он должен оставить службу и отправиться к больному, заняв народ чтением Апостола кои псалмов, до своего возвраще­ния, если он замедлил, а службу оставил сразу после про­скомидии, то служба может быть прекращена на тот день (Дары употребляются на следующей службе, см. выше). По Великом же входе священник не может остановить службы, а больного "оставляет на волю Божию".

Если перед освящением Св. Даров в потир упадет муха, ее нужно вынуть, завернуть в бумажку и сжечь: если упадет паук или другое что-нибудь ядовитое, вино долж­но быть вылито из чаши в другой сосуд, а в потир вливается новое со словами: "Един от воин копн­ем ребра Ему прободе...", прежнее же вино по окончании службы должно быть вылито в теку­щую реку. Если это случиться после освящения даров, и священнику противно будет проглотить впавшее животное вместе с дарами, то он должен вынуть его из чаши со всей осторожностью, что­бы не пролилась Божественная Кровь, затем три­жды измыть его вином над другим потиром или каким-нибудь приличным сосудом, завернуть животное в бумагу и, по окончании Литургии, на чистом кирпиче или камне сжечь, а пепел зарыть в таком месте, где земля не бывает "попираема ногами", а вино, которым было измыто животное должно быть вылито в текущую реку, или, если река далеко, в яму под Престолом.

Во время совершения Евхаристии, или при­общения Святых Даров священники должны следить, чтобы ни одной капли Божественной Крови не попало на Антиминс, или на одежды, или на что-нибудь другое. Те же предосторожно­сти должны быть соблюдаемы и по отношению к Божественному Телу. За ненамеренное пролитие Даров определяется церковная епитимия. По Номоканону, виновный подвергается шестиме­сячному запрещению священнослужения (158): за намеренное - виновного лишают сана (опр. Свя­тейшего Синода 1729 г.; Номоканон 158).

Если бы случилось Божественной Крови пролиться на доску, или голую землю, или ка­мень, священник, если можно, языком должен вылизать это место. Если же это невозможно, хорошенько вытереть его губкою, потом выстру­гать его, или вымыть чистой водой, потом струж­ки сжечь на кирпиче или на чистом камне, а пепел закопать под Престолом (воду нужно вылить под Престол или в текущую реку). Если Кровь проли­лась на одежду, то по окончании службы иерей должен высосать это место, потом начисто выте­реть его губкой, трижды вымыть в чистой воде над потиром или антидорным блюдом, и воду вылить в реку или под Престол.

Если по причащении Божественных Тайн со священником приключится рвота, то все изверг­нутое им должно быть собрано в чистую мате­рию, положено в чистый сосуд и высушено. По­сле этого, материал необходимо выбросить в текущую реку, или сжечь, а пепел, закопать под Престолом.

Рекомендуется иметь на приходе так назы­ваемый «сухой качодец», для слива воды, высыпыния пепла и проч., ибо современное состояние естественных водоемов оставляет желать лучшего.

Правила причащения священнослужите­лей

По установлению Православной Церкви священнослужащие, при совершении Литургии непременно должны приобщаться (Апостольские правила; прав. 8). Низшие священнослужители, по иерархическим степеням, принимают Причас­тие от высших, диаконы от священников, свя­щенники от епископов, притом к Святым Тайнам приступают сперва высшие, потом низшие. Священнослужители (священники и диаконы) могут причащаться даже, если они не принимают уча­стия в совершении Литургии, но испытывают потребность в причастии. В таком случае они должны под­готовиться соответствующим образом, как и служащие, а перед причащением (перед "Отче наш") облачиться (священ­ник в епитрахиль, поручи и фелонь, а диакон в стихарь, орарь и поручи) и подходить к Св. Престолу для принятия Св. Тайн после служащего священника и действовать также, как и служащее духовенство.

Св. Тайны преподаются лжицей служащим священни­ком в храме престарелым священнослужителям или же рас­слабленным, или же совсем больным, не могущим ходить и стоять, а также страдающим трясением рук и параличом. Такие священники должны облачаться в епитрахиль, поручи и фелонь, а диаконы в стихарь с орарем и поручами.

При Причащении священник возлагает Божественное тело на длань правой руки, сгибает немного руку, поддержи­вая ее левою, чтобы не упала часть Тела, приклоняет перед Святым телом голову и, по произнесении соответствующих молитв, приобщается. Затем отирает руку губкой или илито­ном над потиром, следя, чтобы не одна часть Божественного Тела не ушла. Потом священник причащается Божественной Крови,

По Причащении тщательно обсасывает свои губы и край потира, а затем отирает их губой или илитоном. Для того, чтобы Кровь не оставалась на усах, священнику пред­писывается постригать их, чтобы они не были велики.

Причастившись Божественных Тайн, священник или диакон остаток Божественного Тела должен вложить в Свя­тую Чашу, чтобы ничего не осталось на дискосе (для этого дискос отирается антиминсной губою). Равным образом внимательно должен быть осмотрен Антиминс и илитон, и если на них будут замечены частицы, то они должны быть собраны в одно место на дискосе, а затем пересыпать в Свя­тую Чашу.

Священник под опасением смертного греха, не должен никогда истрясать ни антиминса, ни илитона над огнем или водою, т.к. на них всегда между другими частицами могут остаться частицы Божественного Тела.

При потреблении остатка Святых Даров на жертвенни­ке, священнику должно следить, чтобы в чаще не осталось ни малейших непотребленных крупиц или капель. Поэтому чашу два или три раза нужно всполаскивать вином, потом тщательно вытирать ее губкой, или платком, который специ­ально имеется для этой цели. На жертвеннике до потребле­ния Святых тайн должна гореть перед ними зажженная све­ча.

По совершении Литургии и потреблении Святых Даров причастившийся священник должен вычитать положенные благодарственные молитвы, "и, пришед домой, не сразу принимался за свои житейские дела, но побыл несколько времени в молитвах и размышлениях о величии дара, кото­рого удостоился он во святом Причащении".

В этот день он должен воздержаться от излишнего ядения, пития и сна, особенно от совокупления с женою и вся­кой плотской любви, ради любви и чести Небесного Царя, Которого сподобился принять в храм души своей.

В «Учительном известии» разбираются еще и некоторые другие недоуменные вопросы. Но надо иметь ввиду, что не все указания "Учительного известия" полностью приложимы в практике (Нечаев, 1915 стр. 270).

О случаях, непредусмотренных в "Учительном 'из­вестии"

Выше были изложены недоуменные вопросы и ответы на них по "Учительному известию".

Конечно, всех случайных обстоятельств, какие могут встретиться в пастырской практике и в частности при со­вершении литургии, предусмотреть и предвидеть нельзя. Если прямого ответа на недоуменный вопрос священник не находит в правилах церковных, в творениях святых отцов, в обычае Церкви и если неотложность дела не позволяли священник предварительно запросить указаний своего епископа, — разрешение неожиданно возникающего недоумения должно быть "предос­тавлено благоразумию, совести и благочестивому чувству самого священника" (Нечаев, Практиче­ское руководство 1915 г. стр. 269).

О причащении младенцев

Младенцев причащают только св. Крови, из опасения, что младенец не проглотит частицу Агнца. (При этом священник не произносит слов: "во оставление грехов своих". Некоторые свя­щенники вместо этого произносят: "во исцеление души и тела".) На Преждеосвященной младенцев поэтому совсем не следует причащать (вино, вливаемое в чащу на Преждеосвященной, не освящается евхаристически и не является причастием). Из предосторожности, как бы при прича­щении младенца Святые Тайны, преподанные ему, не остались непроглоченными, священнику нужно убеждать подносящих младенца к Святой чаше полагать его вверх лицом на правую руку, и в таком положении причащать. Сверх того нужно удерживать руками младенца, чтобы он не ухва­тился за край чаши и не пролил Дары. Наконец, чтобы ни мачейшая капля Святой Крови не оста­лась непроглоченной младенцем, нужно, по воз­можности, меньше почерпать Святой Крови лжицей из чаши. Дети до 7 лет могут причащаться Св. Тела и Крови наравне со взрослыми, если они способны принять частицу Св. Тела без опасности извергнуть ее или уронить изо рта. Обыкновенно детей в возрасте от 3-4-х лет уже причащают Телом и Кровью. Таких детей можно также при­чащать и на Преждеосвященной литургии и даже запасными Св. Дарами в случае болезни. Опреде­ление возможности причащать детей Телом и Кровью предоставляется священнику, который должен сообразовываться при этом с возрастом, поведением и умом младенца, чтобы избежать уничижения Св. Тайн.

Причащение мирян

По уставу Православной Церкви миряне, на­чиная с семилетнего возраста, должны прича­щаться не иначе, как после исповеди и надлежа­щего приготовления, которое называется говением, состоящее в посте, молитве, делах милосер­дия. Период приготовления должен» продолжаться семь дней, в крайнем случае — три дня. Наконец, после выполнения всего правила, положенного уставом Церкви, св. Тайны должны быть прини­маемы людьми, ничего неевшими и непившими в тот день (6, 29, Карф. 50, 58). Перед причащением запрещается курить. Это воздержание должно начаться еще с вечера — накануне причащения; исключение делается лишь для престарелых и больных, но и им разрешается принимать пишу только до полуночи (Уч. извест.).

Никто не должен уклоняться от причащения Св. Тайн; всякий православный должен хоть однажды в месяц исповедаться и причащаться по христианскому обычаю в посты или в иное время.

При причащении мирян священник должен особенно заботиться о том, чтобы причастники ни перед причащением, ни после причащения ни в коем случае не крестились у самой Чаши из-за опасности задеть по неосторожности рукой Св. Чашу и пролить Св. Кровь на пол. Совершать крестное знамение причастники могут, но не у самой Чаша, а на некотором расстоянии.

Так же необходимо предупреждать причастников о том, чтобы они хорошо раскрывали уста, дабы избежать опасно­сти падения частицы на пол.

Для предупреждения опасности падения частицы Св. Тела и пролития Св. Крови на пол или на одежду необходи­мо причащаться неспеша и не толпясь у Св. Чаши, о чем священник должен предупреждать причастников и организо­вывать порядок подхода к Св. Чаше при помощи опытных мирян. Для предупреждения бедственных случаев со Св. Дарами во время причащения, особенно при большом коли­честве причастников в Великом посту, священник может ставить Св. Чашу на особую деревянную подставку (или столик), покрытую воздухом, или же давать держать Св. Чашу диакону.

Необходимо очень тщательно вытирать уста причаст­ников особым платом. После причастия не рекомендуется класть земных поклонов, целовать иконы или руку священ­ника, но только до момента вкушения антидора и заливки.

После запивки (а священнослужители после омовения уст и рук) причастники, в случае нужды и потребности, могут прикладываться не только к Св. Кресту, но и к иконам, класть земные поклоны, целовать руку священника при благословении и проч.

Священникам вменяется в обязанность наблюдать нравственное и даже физическое состояние кающихся и не всем без различия преподавать Причащение. Вообще при допущении или недопущении кого-либо к св. Причастию священнику нужно помнить правило принятое отцами Трулльского (6 Вселенского) собора: "Принявшие от Бога власть, - говорит правило 102, - вязати и решит должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению, и тако употребляти, приличное недугу врачева­ние, дабы, не соблюдая меры и в том и другом, не утратити спасения недугующего. Ибо неодинаков есть недуг греха, но различен и многообразен, и производит многие отрасли вреда, из которых зло обильно развивается и далее распро­страняется, доколе не будет оставлено силою врачующего. Почему духовное врачебное искусство являющему подобает, во-первых, рассматривать расположение согрешившего и наблюдати, к здравию ли он направляется, или, напротив, собственными нравами привлекает к себе болезнь, и како между тем учреждает свое поведение".

Преподающие Св. Тайны должен обращать внимание не только на нравственные, но и на физическое состояние приемлющих Святое Причастие. К причащению не допуска­ются: 1)"Жены, находящиеся в очищении, доколе не очи­стятся" (Тимофей Александрийский): исключение делается только для находящихся в смертной опасности; 2)"Муж и жена накануне приобщения имевшие супружеское совокуп­ление" (там же). Правило требует чтобы лица, готовящиеся к причащению, воздерживались от плотских супружеских отношений несколько дней перед Причащением и после того (см. Учительное известие); 3)Бесноватые, если с бесновани­ем произносят хулы на Бога, или на Святыню Тайн, или на что бы то ни было священное, или если они разными ругательствами обнаруживают дурное расположение души (Ти­мофей Александрийский); 4) Находящиеся в нетрезвом со­стоянии. После вечернего богослужения накануне причащения категорически воспрещается пить алкогольные напитки.   

Есть немало сомнительных случаев в допущении или недопущении разных лиц ко Св. Причащению по их нравст­венному и физическому состоянию. Если священник сомне­вается в необходимости допущения этих лиц к Причастию, то он обязательно должен представить вопрос об их причащении на рассмотрение правящему архиерею. "Вящщия же и неудоборазсудныя вины, заповедуется в ставленной грамоте священнику от лица его архиерея, предлагати и приносити нам". (Карфагенский собор, прав. 52).

Если человек находится в смущении от своих немощей или слишком строгой совести, положено посту­пать следующим образом. В самых безразличных даже случаях священник должен сообразовывать­ся с состоянием совести желающего причаститься Св. Тайн. Священник должен быть корректным и "не бить немощную совесть". Это значит, что если готовящийся ко Святому Причащению, по благо­говейному настроению души, находит препятст­вие в своей совести к неосужденному принятию ' Св. Тайн, священник должен посоветовать ему удержаться от Причастия, пока новыми подвига­ми говения не умиротворит своей совести; и на­оборот, когда человек, по каким-либо важным причинам, преступил в чем-либо церковное пра­вило, положенное для приготовления ко Святому Причащению, например, не мог выполнить пра­вила, или нечаянно, как упоминает Тимофей Александрийский, проглотил несколько капель воды, и совесть его не зазрит ему приступить ко святой Трапезе, — пусть приступит. Нужно толь­ко, чтобы совесть причащающегося была чиста, мирна, не приводила в смущение: Сомняяйся бо, — говорит Апостол, — аще яст, осуждается.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 507.