Если священник перед освящением вина, или после освящения, или непосредственно во время причащения, узнает, что в потире одна вода, то он должен вылить эту воду в какой-нибудь чистый сосуд, и влить в потир вина в соединении с малым количеством воды с произнесением слов: "Един от воин копнем ребра Ему прободе", и далее начинать со слов: "Подобие и чашу по вечери, глаголя: пиите от нея вси..." и затем совершать все по порядку, не произнося совершительных слов над хлебом, если он уже освящен. Все это должно совершаться тайно.
Вода, вылитая из потира после потребления Даров используется для очищения чаши, а затем потребляется.
Если пред освящением вина священник вспомнит, что забыл добавить в вино воды, то он должен немедленно добавить воду, произнося слова: "Един от воин копнем ребра ему прободе, и абие изыде кровь и вода..." если он вспомнит бо этом уже после освящения вина, то ему недолжно вливать воду, а влить в известное время только теплоту.
Если по освящении Даров вся Божественная Кровь пролилась из чаши, так что нечем даже приобщиться священнику, то он должен снова налить в потир вина, соединенного с водой, и начиная со слов: "И абие изыде кровь и вода", затем священник вновь совершает над вином обычное освящение, начиная со слов: "Подобие и чашу по вечери, глаголя..." А на клиросе для занятия народа поются приличные священные песнопения.
Если священник забыл произнес он или нет, над хлебом и вином слова Господни, или. молитву: "Господи иже пресвятаго Твоего Духа...", или совершительные слова: "И сотвори убо..." и т.д. и потому не знает освящены Святые Дары или нет, то он тихо должен произнести над Дарами слова Господни, начав с молитвы: "В нощь, в ню же предаяшеся..." и прочие слова, о которых недоумевает. Если священник при освящении даров: "тяжко разболелся" и не может совершить Таинство до конца или умер, то служба оставляется. Если случится это после освящения даров и если найдется в церкви другой священник, готовый к причащению Святых тайн, в таком случае он должен докончить литургию. Если же священника нет, то диакон, а если нет и его, то кто-то из "благоговейных мужей" должен взять покровец и осторожно, не касаясь "нагою рукою" Престола должен покрыть Их так, чтобы ничто не могло упасть на дискос или чашу, пока не явится другой священник. Этот последний должен совершить всю литургию сначала, а после употребить оставшиеся Дары вместе с вновь освященными, но если оставшиеся дары не были освящены, то их потребляют не как Тело и Кровь, а как благословенные хлеб и вино. Если во время совершения литургии до Великого входа священника позвали напутствовать умирающего или окрестить слабого младенца, то он должен оставить службу и отправиться к больному, заняв народ чтением Апостола кои псалмов, до своего возвращения, если он замедлил, а службу оставил сразу после проскомидии, то служба может быть прекращена на тот день (Дары употребляются на следующей службе, см. выше). По Великом же входе священник не может остановить службы, а больного "оставляет на волю Божию".
Если перед освящением Св. Даров в потир упадет муха, ее нужно вынуть, завернуть в бумажку и сжечь: если упадет паук или другое что-нибудь ядовитое, вино должно быть вылито из чаши в другой сосуд, а в потир вливается новое со словами: "Един от воин копнем ребра Ему прободе...", прежнее же вино по окончании службы должно быть вылито в текущую реку. Если это случиться после освящения даров, и священнику противно будет проглотить впавшее животное вместе с дарами, то он должен вынуть его из чаши со всей осторожностью, чтобы не пролилась Божественная Кровь, затем трижды измыть его вином над другим потиром или каким-нибудь приличным сосудом, завернуть животное в бумагу и, по окончании Литургии, на чистом кирпиче или камне сжечь, а пепел зарыть в таком месте, где земля не бывает "попираема ногами", а вино, которым было измыто животное должно быть вылито в текущую реку, или, если река далеко, в яму под Престолом.
Во время совершения Евхаристии, или приобщения Святых Даров священники должны следить, чтобы ни одной капли Божественной Крови не попало на Антиминс, или на одежды, или на что-нибудь другое. Те же предосторожности должны быть соблюдаемы и по отношению к Божественному Телу. За ненамеренное пролитие Даров определяется церковная епитимия. По Номоканону, виновный подвергается шестимесячному запрещению священнослужения (158): за намеренное - виновного лишают сана (опр. Святейшего Синода 1729 г.; Номоканон 158).
Если бы случилось Божественной Крови пролиться на доску, или голую землю, или камень, священник, если можно, языком должен вылизать это место. Если же это невозможно, хорошенько вытереть его губкою, потом выстругать его, или вымыть чистой водой, потом стружки сжечь на кирпиче или на чистом камне, а пепел закопать под Престолом (воду нужно вылить под Престол или в текущую реку). Если Кровь пролилась на одежду, то по окончании службы иерей должен высосать это место, потом начисто вытереть его губкой, трижды вымыть в чистой воде над потиром или антидорным блюдом, и воду вылить в реку или под Престол.
Если по причащении Божественных Тайн со священником приключится рвота, то все извергнутое им должно быть собрано в чистую материю, положено в чистый сосуд и высушено. После этого, материал необходимо выбросить в текущую реку, или сжечь, а пепел, закопать под Престолом.
Рекомендуется иметь на приходе так называемый «сухой качодец», для слива воды, высыпыния пепла и проч., ибо современное состояние естественных водоемов оставляет желать лучшего.
Правила причащения священнослужителей
По установлению Православной Церкви священнослужащие, при совершении Литургии непременно должны приобщаться (Апостольские правила; прав. 8). Низшие священнослужители, по иерархическим степеням, принимают Причастие от высших, диаконы от священников, священники от епископов, притом к Святым Тайнам приступают сперва высшие, потом низшие. Священнослужители (священники и диаконы) могут причащаться даже, если они не принимают участия в совершении Литургии, но испытывают потребность в причастии. В таком случае они должны подготовиться соответствующим образом, как и служащие, а перед причащением (перед "Отче наш") облачиться (священник в епитрахиль, поручи и фелонь, а диакон в стихарь, орарь и поручи) и подходить к Св. Престолу для принятия Св. Тайн после служащего священника и действовать также, как и служащее духовенство.
Св. Тайны преподаются лжицей служащим священником в храме престарелым священнослужителям или же расслабленным, или же совсем больным, не могущим ходить и стоять, а также страдающим трясением рук и параличом. Такие священники должны облачаться в епитрахиль, поручи и фелонь, а диаконы в стихарь с орарем и поручами.
При Причащении священник возлагает Божественное тело на длань правой руки, сгибает немного руку, поддерживая ее левою, чтобы не упала часть Тела, приклоняет перед Святым телом голову и, по произнесении соответствующих молитв, приобщается. Затем отирает руку губкой или илитоном над потиром, следя, чтобы не одна часть Божественного Тела не ушла. Потом священник причащается Божественной Крови,
По Причащении тщательно обсасывает свои губы и край потира, а затем отирает их губой или илитоном. Для того, чтобы Кровь не оставалась на усах, священнику предписывается постригать их, чтобы они не были велики.
Причастившись Божественных Тайн, священник или диакон остаток Божественного Тела должен вложить в Святую Чашу, чтобы ничего не осталось на дискосе (для этого дискос отирается антиминсной губою). Равным образом внимательно должен быть осмотрен Антиминс и илитон, и если на них будут замечены частицы, то они должны быть собраны в одно место на дискосе, а затем пересыпать в Святую Чашу.
Священник под опасением смертного греха, не должен никогда истрясать ни антиминса, ни илитона над огнем или водою, т.к. на них всегда между другими частицами могут остаться частицы Божественного Тела.
При потреблении остатка Святых Даров на жертвеннике, священнику должно следить, чтобы в чаще не осталось ни малейших непотребленных крупиц или капель. Поэтому чашу два или три раза нужно всполаскивать вином, потом тщательно вытирать ее губкой, или платком, который специально имеется для этой цели. На жертвеннике до потребления Святых тайн должна гореть перед ними зажженная свеча.
По совершении Литургии и потреблении Святых Даров причастившийся священник должен вычитать положенные благодарственные молитвы, "и, пришед домой, не сразу принимался за свои житейские дела, но побыл несколько времени в молитвах и размышлениях о величии дара, которого удостоился он во святом Причащении".
В этот день он должен воздержаться от излишнего ядения, пития и сна, особенно от совокупления с женою и всякой плотской любви, ради любви и чести Небесного Царя, Которого сподобился принять в храм души своей.
В «Учительном известии» разбираются еще и некоторые другие недоуменные вопросы. Но надо иметь ввиду, что не все указания "Учительного известия" полностью приложимы в практике (Нечаев, 1915 стр. 270).
О случаях, непредусмотренных в "Учительном 'известии"
Выше были изложены недоуменные вопросы и ответы на них по "Учительному известию".
Конечно, всех случайных обстоятельств, какие могут встретиться в пастырской практике и в частности при совершении литургии, предусмотреть и предвидеть нельзя. Если прямого ответа на недоуменный вопрос священник не находит в правилах церковных, в творениях святых отцов, в обычае Церкви и если неотложность дела не позволяли священник предварительно запросить указаний своего епископа, — разрешение неожиданно возникающего недоумения должно быть "предоставлено благоразумию, совести и благочестивому чувству самого священника" (Нечаев, Практическое руководство 1915 г. стр. 269).
О причащении младенцев
Младенцев причащают только св. Крови, из опасения, что младенец не проглотит частицу Агнца. (При этом священник не произносит слов: "во оставление грехов своих". Некоторые священники вместо этого произносят: "во исцеление души и тела".) На Преждеосвященной младенцев поэтому совсем не следует причащать (вино, вливаемое в чащу на Преждеосвященной, не освящается евхаристически и не является причастием). Из предосторожности, как бы при причащении младенца Святые Тайны, преподанные ему, не остались непроглоченными, священнику нужно убеждать подносящих младенца к Святой чаше полагать его вверх лицом на правую руку, и в таком положении причащать. Сверх того нужно удерживать руками младенца, чтобы он не ухватился за край чаши и не пролил Дары. Наконец, чтобы ни мачейшая капля Святой Крови не осталась непроглоченной младенцем, нужно, по возможности, меньше почерпать Святой Крови лжицей из чаши. Дети до 7 лет могут причащаться Св. Тела и Крови наравне со взрослыми, если они способны принять частицу Св. Тела без опасности извергнуть ее или уронить изо рта. Обыкновенно детей в возрасте от 3-4-х лет уже причащают Телом и Кровью. Таких детей можно также причащать и на Преждеосвященной литургии и даже запасными Св. Дарами в случае болезни. Определение возможности причащать детей Телом и Кровью предоставляется священнику, который должен сообразовываться при этом с возрастом, поведением и умом младенца, чтобы избежать уничижения Св. Тайн.
Причащение мирян
По уставу Православной Церкви миряне, начиная с семилетнего возраста, должны причащаться не иначе, как после исповеди и надлежащего приготовления, которое называется говением, состоящее в посте, молитве, делах милосердия. Период приготовления должен» продолжаться семь дней, в крайнем случае — три дня. Наконец, после выполнения всего правила, положенного уставом Церкви, св. Тайны должны быть принимаемы людьми, ничего неевшими и непившими в тот день (6, 29, Карф. 50, 58). Перед причащением запрещается курить. Это воздержание должно начаться еще с вечера — накануне причащения; исключение делается лишь для престарелых и больных, но и им разрешается принимать пишу только до полуночи (Уч. извест.).
Никто не должен уклоняться от причащения Св. Тайн; всякий православный должен хоть однажды в месяц исповедаться и причащаться по христианскому обычаю в посты или в иное время.
При причащении мирян священник должен особенно заботиться о том, чтобы причастники ни перед причащением, ни после причащения ни в коем случае не крестились у самой Чаши из-за опасности задеть по неосторожности рукой Св. Чашу и пролить Св. Кровь на пол. Совершать крестное знамение причастники могут, но не у самой Чаша, а на некотором расстоянии.
Так же необходимо предупреждать причастников о том, чтобы они хорошо раскрывали уста, дабы избежать опасности падения частицы на пол.
Для предупреждения опасности падения частицы Св. Тела и пролития Св. Крови на пол или на одежду необходимо причащаться неспеша и не толпясь у Св. Чаши, о чем священник должен предупреждать причастников и организовывать порядок подхода к Св. Чаше при помощи опытных мирян. Для предупреждения бедственных случаев со Св. Дарами во время причащения, особенно при большом количестве причастников в Великом посту, священник может ставить Св. Чашу на особую деревянную подставку (или столик), покрытую воздухом, или же давать держать Св. Чашу диакону.
Необходимо очень тщательно вытирать уста причастников особым платом. После причастия не рекомендуется класть земных поклонов, целовать иконы или руку священника, но только до момента вкушения антидора и заливки.
После запивки (а священнослужители после омовения уст и рук) причастники, в случае нужды и потребности, могут прикладываться не только к Св. Кресту, но и к иконам, класть земные поклоны, целовать руку священника при благословении и проч.
Священникам вменяется в обязанность наблюдать нравственное и даже физическое состояние кающихся и не всем без различия преподавать Причащение. Вообще при допущении или недопущении кого-либо к св. Причастию священнику нужно помнить правило принятое отцами Трулльского (6 Вселенского) собора: "Принявшие от Бога власть, - говорит правило 102, - вязати и решит должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению, и тако употребляти, приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры и в том и другом, не утратити спасения недугующего. Ибо неодинаков есть недуг греха, но различен и многообразен, и производит многие отрасли вреда, из которых зло обильно развивается и далее распространяется, доколе не будет оставлено силою врачующего. Почему духовное врачебное искусство являющему подобает, во-первых, рассматривать расположение согрешившего и наблюдати, к здравию ли он направляется, или, напротив, собственными нравами привлекает к себе болезнь, и како между тем учреждает свое поведение".
Преподающие Св. Тайны должен обращать внимание не только на нравственные, но и на физическое состояние приемлющих Святое Причастие. К причащению не допускаются: 1)"Жены, находящиеся в очищении, доколе не очистятся" (Тимофей Александрийский): исключение делается только для находящихся в смертной опасности; 2)"Муж и жена накануне приобщения имевшие супружеское совокупление" (там же). Правило требует чтобы лица, готовящиеся к причащению, воздерживались от плотских супружеских отношений несколько дней перед Причащением и после того (см. Учительное известие); 3)Бесноватые, если с беснованием произносят хулы на Бога, или на Святыню Тайн, или на что бы то ни было священное, или если они разными ругательствами обнаруживают дурное расположение души (Тимофей Александрийский); 4) Находящиеся в нетрезвом состоянии. После вечернего богослужения накануне причащения категорически воспрещается пить алкогольные напитки.
Есть немало сомнительных случаев в допущении или недопущении разных лиц ко Св. Причащению по их нравственному и физическому состоянию. Если священник сомневается в необходимости допущения этих лиц к Причастию, то он обязательно должен представить вопрос об их причащении на рассмотрение правящему архиерею. "Вящщия же и неудоборазсудныя вины, заповедуется в ставленной грамоте священнику от лица его архиерея, предлагати и приносити нам". (Карфагенский собор, прав. 52).
Если человек находится в смущении от своих немощей или слишком строгой совести, положено поступать следующим образом. В самых безразличных даже случаях священник должен сообразовываться с состоянием совести желающего причаститься Св. Тайн. Священник должен быть корректным и "не бить немощную совесть". Это значит, что если готовящийся ко Святому Причащению, по благоговейному настроению души, находит препятствие в своей совести к неосужденному принятию ' Св. Тайн, священник должен посоветовать ему удержаться от Причастия, пока новыми подвигами говения не умиротворит своей совести; и наоборот, когда человек, по каким-либо важным причинам, преступил в чем-либо церковное правило, положенное для приготовления ко Святому Причащению, например, не мог выполнить правила, или нечаянно, как упоминает Тимофей Александрийский, проглотил несколько капель воды, и совесть его не зазрит ему приступить ко святой Трапезе, — пусть приступит. Нужно только, чтобы совесть причащающегося была чиста, мирна, не приводила в смущение: Сомняяйся бо, — говорит Апостол, — аще яст, осуждается.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 552.