Диакон, в качестве сослужителя великого и страшного священнодействия- принесения Бескровной Жертвы, должен быть проникнут чувством глубочайшего смирения и сознанием своего недостоинства предстоять св. Трапезе Господней. Это чувство и это сознание в особенности должны быть присущи диакону,- приступающему к св. Трапезе без надлежащего приготовления. Вот почему у нас и без письменного закона, по долгу совести, принято, что диакон надлежащим образом не приготовившийся к участию в совершении Литургии, устраняется от некоторых литургийных действий, а именно:
1) он не выходит со священником для чтения начинательных молитв;
2) не берет обычного начала у священника перед "Благословенно царство", а только тихо произносит: "Благослови владыко", и получив благословение, выходит на амвон для начального возгласа "Благослови владыко";
3) после Великого входа не обращается к священнику за молитвою о себе, а как и при начале Литургии испрашивает благословения, говоря: "Благослови владыко";
4) при возгласе священника: "Победную песнь", не поднимает звездицы, а вместо него это делает священник;
5) равным образом и при освящении св. Даров не поднимает их при возгласе: "Твоя от Твоих", а только совершает каждение при пении: "Достойно есть";
6) при причащении св. Даров не подходит к Престолу и не причащается. Не собирает частицы в чащу, в некоторых местах, диакон не выносит Св. Дары после причастна и не возглашает: "Со стахом Божиим и верою приступите".
Учительное известие
Печатается в конце русского издания служебника.
В "Учительном известии" даются различные указания, главным образом, касательно совершения таинства причащения.
Как возникло "Учительное известие?"
Оно было составлено в конце ХVII века.
Место составления Москва. Но в этом сочинении отразились западно-русские влияния, т.к. составителем его является Киевский богослов монах Евфимий, и в основе его работ ("Во умиление" и "Учительное известие") лежат западно-русские произведения, а именно статья, напечатанная в виленском издании Служебника (1647 г.) под заглавием: "Наука иереем до порядного отправления службы Божее вельце потребная" и друг. (треб. П.Могилы). "Учительное известие", иногда дословно повторяет эту "Науку" а особенно добавления к петромогилянскому Требнику. Но есть и разница. В "Науке", как и в петромогилянских добавлениях, учение о "пресуществлении" св. Даров изложено по римско-католически. Монах Ефмимий также первоначально держался этого римско-католического взгляда, но потом отказался от него, так что в вопросе о времени "пресуществлениия", "Учительное известие" расходится с "Наукой" виленского Служебника и петромогилянекими добавлениями.
Хотя таким образом "Учительное известие" и освободилось от явно римо-католического взгляда не момент "пресуществления" все же необходимость пересмотра этого сочинения в целом признавалось даже Святейшим Синодом царского времени. Но в этом направлении так ничего не было сделано и до сего дня.
Недоуменные случаи при совершении литургии, по "Учительному известию"
Как быть если дары от долгохранения заплесневели или обратились в уксус?
По "Учительному известию", их следует вылить в текущую реку. По Нечаеву — "или сжечь в церкви в жаровне, а пепел высыпать в чистое место".
Как поступить священнику, если во время литургии начнется пожар в церкви, или если по каким-либо иным причинам окажется невозможным продолжение литургии в храме (обвал здания, или что-нибудь в этом роде?)
Священнику следует вынести св. Дары вместе с антиминсом в другое место и там окончить литургию.
В случае нападения на служащего священника, у него должна быть на первом месте забота о св. Дарах; чтобы они не подверглись поруганию, их надо потребить.
В случае осквернения церкви, должны быть совершено очищение ее с благословения архиерея.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 328.