Об уставном совершении литургии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нельзя своевольничать в чине богослужений, делать свои вставки и изменения (Православный цер­ковный календарь за 1947 г. стр. 47). Касается это каждой церковной службы и в первую очередь литургии.

Между тем многие позволяют себе нарушать порядок литургии неположенными добавлениями, искажающими строй и особый характер этого важнейшего богослужения.

После малого входа следует петь те именно тропари, которые положены по уставу. У нас больше всего отступле­ний делают на "слава и ныне".

В нынешний печатный служебник включена заупокой­ная ектения (в древности ее не было; о всех преждепочивших отцех и братиях моление возносится на предшествующей сугубой ектений). Заупокойной ектений не следует произно­сить за литургией в воскресные и праздничные дни. равно как читать в эти дни вслух записки, кроме исключительных случаев (Общие указания к совершению литургии "Православн. церковный календарь" за 1947 год стр. 51).

Царские врата должны быть открыты 1) от малого входа до ектений об оглашенных, 2) на Херувимскую, 3) на выход со св. Дарами - до окончания службы (там же).

После сугубой ектений не читать никаких дополни­тельных молитв из "Иерейского молитвослова" и т.п. (Там же, п. 10).

На великом входе после поминания патриарха и мест­ного епископа, священник произносит: "Всех вас да помянет Господь Бог во царствии своем всегда ныне и присно и во веки веков" (Там же, стр. 51). Надо заметить, что эта краткая форма является единственной древнецерковной формой поминовения на великом входе, засвидетельствованной древними рукописями, как греческими, так и русскими. Впрочем допустима и такая форма: "Вас и всех православ­ных христиан, да помянет Господь Бог...» (Там же, стр. 54).

Слова: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа..." (на евхаристическом каноне) предстоятель произносит ли­цом к народу и благословляет рукой. "Горе имеем сердца" и проч. — лицом к престолу (Там же).

О соборном служении литургии

При соборном служении для чтения входных молитв священнослужители выходят из алтаря (а равно и входят в него, по прочтении этих молитв) в порядке старшинства и притом те, которые стоят на правой стороне Престола, идут через южную дверь, а которые на левой стороне Престола через северную дверь.

После чтения "Милосердия сущи источник...'' все священнослужители совершают три земных поклона и прикладываются к святым иконам. Затем все священники, наклонив головы, читают; "Господи, низпосли руку...", и по прочтении кланяются друг другу и народу.

В современной практике принято, после чтения: "Господи ниспосли...", священник или архиерей читают молитву: "Ослаби, остави...", причем творят три земных поклона, а уж затем оборачиваются к народу.

Проскомидия

Проскомидию совершает один священник: и при этом младший или чередной. В некоторых местах принято, что каждый из участвующих в соборном служении иереев берет по одной просфоре для изъятия частиц о приснопоминаемых, но по Служебнику "действо проскомидии един иерей токмо творит", а потому прочие иереи могут просить совершающего проскомидию вынуть частицы из просфоры о здравии или упокоении приснопоминаемых ими.

Молитвы перед началом литургии с воздеянием рук читает один предстоятель, а прочие священники, вместе с ним совершают только троекратное молитвенное поклонение пред святым Престолом. Обыкновенно предстоятель целует Евангелие, а прочие иереи целуют Престол.

Малый вход

При пении третьего антифона, предстоятель целует Евангелие и подает его диакону. После этого он целует Престол и идет за диаконом. К предней стороне Престола подходят второй и третий священники и, поцеловав его, идут за предстоятелем. Из алтаря все священники идут в порядке старшинства один за другим (а диаконы, если их несколько, в обратном порядке) и становятся правые, проходя впереди предстоятеля, на правой стороне, а левые — на левой.

Благословение рукой на восток, произнесение положенных слов и целование Евангелия совершает только предстоятель. Точно так же один только предстоятель, входя в алтарь за диаконом, целует на Царских вратах обе иконы: Спасителя и Божией Матери. Предстоятель благословляет и свещеносца. После этого он целует Престол, совершает перед ним молитвенное поклонение и становится на своем месте. Все прочие священники целуют только, входя в алтарь, стоящие на правой стороне, икону Спасителя, а стоя­щие на левой — Богородицы. В алтаре священники стано­вятся на свои места, делают молитвенное поклонение перед Престолом, целуют его, затем кланяются предстоятелю.

При пении: "Святый Боже" после предстоятеля все священники, приложившись к Престолу, становятся по обе стороны от Горнего места, каждый на своей стороне (старшие ближе к предстоятелю). Евангелие подает диакону вто­рой по старшинству, после предстоятеля, священник, затем возвращается на свое место и кланяется предстоятелю. Диакон, взяв Евангелие, подносит его для целования предстоятелю. После прочтения. Евангелие берет у диакона предстоятель и передает его второму священнику, который и ставит его на Престол с левой стороны.

На сугубой ектение Антиминс (первые три стороны) развертывают второй и третий священник, а верхнюю сторону — четвертый и пятый (крест губой делает предстоятель).

На Херувимской песни после того, как предстоятель отходит к жертвеннику остальные свя­щенники целуют Престол и, совершив поклон, отходят к жертвеннику.

На Великий вход вслед за диаконом идет предстоятель, а за ним все остальные священники. После произнесения положенных слов все, вслед за предстоятелем идут в алтарь Царскими вратами и становятся на свои места.

Во время пения: "Отца и Сына" священни­ки трижды кланяются перед Престолом, затем предстоятель, совершив один поклон, целует верх покрова, дискос, потир и край Престола, стано­вится с правой стороны, первым от Царских врат. К нему в порядке старшинства подходят сослужащие. Предстоятель говорит: "Христос посреде нас", сослужащий отвечает: "есть и будет", целует предстоятеля в плечо и руку и отходит на свое место, то же совершают и остальные, подходя и к следующим за предстоятелем священникам, при­чем ранее подошедший к предстоятелю произно­сит: "Христос посреде нас", а подошедший к нему отвечает: "есть и будет". При пении Символа Веры все священники веют воздухом над св. Дарами, целует Воздух только предстоятель.

Евхаристический канон

Все возгласы евхаристического канона вслух произносит один предстоятель. При призывании Святого Духа, все священники поклоняются три­жды, но руки воздевает при этом только один предстоятель. Благословение Святых Даров со­вершает один предстоятель.

Причащение

Пред причащением предстоятель, сотворив молитву "Боже очисти мя грешного" (3) и "Ослаби остави", кланяется сослужащим и произносит: "Благословите мя, отцы святии, и простите мне грешному". Сослужашие также кланяются пред­стоятелю. Предстоятель, обратившись к западу, подобным образом испрашивает прощения у молящихся. Затем со словами: "Се прихожду к бессмертному Царю и Богу моему" предстоятель совершает поклон, целует край престола, берет с дискоса частицу Агнца и переходит на правую сторону престола, где стоял второй священник. Тогда все священники, стоящие на правой сторо­не, переходят на левую и по старшинству, по тому же чину, как и предстоятель, берут с дискоса по частице Агнца. Имея в руке Агнец, священник не обходит других за их спиной, наоборот, другие готовящиеся подойти к дискосу, отступая от престола, дают ему дорогу, и он возвращается по левой стороне престола чтобы занять место за предыдущим священником. Когда все священни­ки возьмут с дискоса по частице Агнца, предстоя­тель возвращается на свое место пред престолом и тихогласно. во услышание сослужащих, читает молитву: "Верую Господи, и исповедую..." По прочтении ея, все священники одновременно причащаются Пречистого Тела.

После этого к причащению приглашаются диаконы. Таким образом, диаконы при соборном служении причащаются после священников.

(При служении одного священника, диаконы причащаются Пречистаго Тела одновременно со священником).

Для причащения Крови Христовой все священники по старшинству подходят к св. чаше с правой стороны, совер­шают поясный поклон и произносят: "Се прихожду..."

После причащения священников, предстоятель прича­щает из чаши диаконов.

Заамвонную молитву обычно читает младший священ­ник.

На отпуст выходят из алтаря на солею все сослужащие (Прав, церковн. календарь на 1947 год, стр. 54), что практи­куется далеко не везде.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 298.