О хлебе и вине для Евхаристии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хлеб должен быть чистый, пшеничный, све­жий, без сдобы и каких-либо иных добавлений ("Учительное известие"). Для отличия от ветхоза­ветных опресноков, напоминавших о египетском рабстве, на литургии должен употребляться хлеб обычный, квасный.

Симеон Солунский о хлебе квасном так рассужда­ет: «Хлеб квасный есть хлеб как бы одушевленный че­рез закваску и истинно совершенный. Он показывает, что Слово Божие совершенно: нас ради восприняло плоть нашу; Оно воплотилось, не изменив Своего есте­ства, и со словесною и умною душею восприяло челове­чество: было и совершенным Богом, и совершенным Человеком, да и меня воссозиждет всего». В просфоре, как и во всяком хлебе, находятся три вещи, то есть мука, вода и соль, вместе смешанные и испеченные огнем. «В хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Мука с закваской означают душу, вода — крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Которое сказало ученикам: «Вы есте соль земли». Хлеб же, испеченный огнем, показывает, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою по­мощь и содействие, а особенно то, что Он весь соеди­нился со всем нашим естеством».

Вино должно быть чистое, виноградное, не окисшее. К вину при священно-действии добавляется немного воды (Трулльский соб. 32 прав.), при этом вкус вина должен со­храняться, следовательно воды не следует добавлять слиш­ком много ("Учительное известие"). Употреблять при Евха­ристии вместо виноградного вина какое-нибудь другое вино или сок нельзя. О цвете вина для Евхаристии, правила цер­ковные ничего не говорят, но наиболее подходящим надо считать красный цвет.

Литургическое богословие Византии не могло в своих таинственных прозрениях пройти мимо Распятого Искупите­ля, источающего Свою Кровь, предающего Дух и воскре­сающего. Богословская мысль знает и твердо помнит, что Христос Спаситель в Своей смерти отличается от всех лю­дей. "Плоть Его не видела тления и душа его не осталась в аду" (Псалтирь 15,10; Деян. П, 31). По святителю Григорию Богослову смерть Спасителя есть действительная смерть, -душа и тело разделились. Однако, "Соединивший в Себе то и другое, т.е. душу и тело, не отделяется от них..." И в этом начало воскресения. Ибо душа и тело остаются в общении с Божеством. Эта живая кровь и истекла из Его пречистого ребра, прободенного копьем римского воина.

Данные археологических изысканий показывают, что в Византии только в XI веке, а потом под ее влиянием в Ита­лии уже в ХШ веке начинает распространяться изображение Спасителя умершего на Кресте. Произошло это под влияни­ем Никиты Стифата, ученика преп. Симеона Нового Бого­слова, ясно учившего, что смерть Богочеловека отличалась от смерти других людей. Дух его не оставил и в смерти. Он развивал свою мысль по поводу спора с латинянами об упот­реблении опресноков. Вот каковы его рассуждения по этому спорному литургическому обычаю, равно как и о теплоте:

"...обратите внимание, что в пресном хлебе нет никакой живительной силы; поистине он мертв. Обратно этому в хлебе кислом, т.е. в теле Христовом находятся три живых вещества (элемента), подающих жизнь всем, кто достойно им питается, т.е. Дух, вода и кровь, как свидетельствует сам Иоанн (евангелист), положивший главу свою на перси Гос­пода: "три свидетельствуют — дух, вода и кровь, и сии три об одном" (1 Иоан. 5,8). Разумеется, здесь говорится о Теле Господа. И это обнаружилось также и во время распятия Господа, когда копье ранило Его плоть, и кровь и вода ис­текли из Его пречистого ребра. Дух Святый живой остался однако в Его обоженном теле. И тогда, когда мы Его вкуша­ем в хлебе, претворенном силою Духа в плоть Христову, мы живем в Нем, ибо мы вкушаем плоть Христову живую и обоженную. И также, когда мы пием Его живую и горячую кровь вместе с водою истекшую из Его ребра, мы омыты от всякого греха и исполнены Духа, Который горяч, ибо как вы видите мы пием из чащи эту кровь горячею, как она истекла из Господа. Ибо из теплого и оставшегося живым по дейст­вию Святаго Духа тела Христа истекли для нас вода и кровь. Это невозможно для тех, кто вкушает пресный хлеб". Таково святоотеческое истолкование использования квасного хлеба в Евхаристии, а также чина "теплоты".

Условия, при которых может быть совершена ли­тургия.

Один священник в один день может совершить лишь одну литургию, но и при наличие нескольких священников, на Одном Престоле в один день может быть совершена толь­ко одна литургия; "сия бо единость святыя жертвы знаменует одну смерть Христову" («Учительное известие»). Священни­ки, которые обходят это правило таким образом, что после одной литургии совершают в том же алтаре и вторую, но уже не на Престоле, а на приставном столике, проявляют недо­пустимую в таком случае изворотливость, не вполне серьез­ное отношение к этому правилу, которое сами признают обязательным, и недостаточное благоговение к святыне.

Литургия может быть совершена только в освященном храме. В частном доме литургия может совер­шаться лишь в исключительных случаях, е ведома епископа, не иначе как на Антиминсе. В храме, на освященном Престоле, в древности Антиминсы возлагались лишь в том случае, если в освящении Престола не принимал участие лично сам архие­рей (Голубинский. История Русской Церкви, т. 1,2, стр.181-182); если же Престол освящал архиерей, частица мощей помещалась в самом Престоле. Обычай полагать в храме при его освящении частицу мощей основан на Седьмом правиле Седьмого Вселенского собора. В наше время наличие Антиминса является необходимым усло­вием совершения литургии во всех случаях.

Антиминс должен быть не ветхий, не дыря­вый, не почерневший, не слинявший до того, что не разобрать изображенных на нем письмен. Вели, где окажется таковый, немедленно доно­сить преосвященному и просить нового.

Литургию, как правило, следует совершать в утренние часы, начинать "не прежде свитения дне" ("Учительное известие"), и не позже полуд­ня. Разумеется это указание не относится к вечер­ним Литургиям, положенным в постные дни, т.е. к тем литургиям, которые положено начинать с вечерни и совершать ради поста в поздние часы дня.

Об этих особых литургиях в "Учительном известии" сказано: "Суть убо дние от Церкве отделенные урочнии, в нихже пополудни подоба­ет литургисати, наипаче же, егда литургия вкупе с вечернею совершается, сие есть Преждеосвященная в Четыредесятнице, в Великую же субботу, и в навечерье Христова Рождества, и Богоявления и в день Пятидесятный ". Это указа­ние "Учительного известия" в общем согласно с Уставом, но включение сюда Пятидесятницы является грубой ошибкой; Пятидесятница — величайший праздник, а не постный день. Эта явная путаница несомненно произошла оттого, что, как известно, Троицкая вечерня с коленопре­клонениями у нас теперь совершается сразу после литургии, без обеденного перерыва (хотя это и не обязательно); Автор «Учительного известия» без основания базировался на этом обычае, упус­тив из виду канонический запрет простирать пост до вечерни; (64 Апостольское прав.), упус­тил из виду то обстоятельство, что на Пятиде­сятницу литургия не начинается с вечерни. Та­ким образом, в праздник Пятидесятницы начи­нать литургию после полудня ни в коем случае нельзя,

В году есть дни, когда совершение литургии или вообще не положено или допустима лишь Литургия Преждеосвященных Даров (Трулль. 52). Это дни постные, покаянные. Полная же литургия является выражением церковной радости и тор­жества. Отмена литургий на эти дни поста служит углублению покаянного чувства. Нельзя в угоду кому бы то ни было, служить в эти дни заказные обедни.

Не все знают, что кроме великого поста, по уставу литургия должна отменяться еще в те дни Рождественского и Петрова поста, когда поется "Аллилуйя" постное (об этом см. в 48 гл. Типикона, под 14 ноября). Впрочем, это теперь почти нигде не соблюдается.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 255.