Хлеб должен быть чистый, пшеничный, свежий, без сдобы и каких-либо иных добавлений ("Учительное известие"). Для отличия от ветхозаветных опресноков, напоминавших о египетском рабстве, на литургии должен употребляться хлеб обычный, квасный.
Симеон Солунский о хлебе квасном так рассуждает: «Хлеб квасный есть хлеб как бы одушевленный через закваску и истинно совершенный. Он показывает, что Слово Божие совершенно: нас ради восприняло плоть нашу; Оно воплотилось, не изменив Своего естества, и со словесною и умною душею восприяло человечество: было и совершенным Богом, и совершенным Человеком, да и меня воссозиждет всего». В просфоре, как и во всяком хлебе, находятся три вещи, то есть мука, вода и соль, вместе смешанные и испеченные огнем. «В хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Мука с закваской означают душу, вода — крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Которое сказало ученикам: «Вы есте соль земли». Хлеб же, испеченный огнем, показывает, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством».
Вино должно быть чистое, виноградное, не окисшее. К вину при священно-действии добавляется немного воды (Трулльский соб. 32 прав.), при этом вкус вина должен сохраняться, следовательно воды не следует добавлять слишком много ("Учительное известие"). Употреблять при Евхаристии вместо виноградного вина какое-нибудь другое вино или сок нельзя. О цвете вина для Евхаристии, правила церковные ничего не говорят, но наиболее подходящим надо считать красный цвет.
Литургическое богословие Византии не могло в своих таинственных прозрениях пройти мимо Распятого Искупителя, источающего Свою Кровь, предающего Дух и воскресающего. Богословская мысль знает и твердо помнит, что Христос Спаситель в Своей смерти отличается от всех людей. "Плоть Его не видела тления и душа его не осталась в аду" (Псалтирь 15,10; Деян. П, 31). По святителю Григорию Богослову смерть Спасителя есть действительная смерть, -душа и тело разделились. Однако, "Соединивший в Себе то и другое, т.е. душу и тело, не отделяется от них..." И в этом начало воскресения. Ибо душа и тело остаются в общении с Божеством. Эта живая кровь и истекла из Его пречистого ребра, прободенного копьем римского воина.
Данные археологических изысканий показывают, что в Византии только в XI веке, а потом под ее влиянием в Италии уже в ХШ веке начинает распространяться изображение Спасителя умершего на Кресте. Произошло это под влиянием Никиты Стифата, ученика преп. Симеона Нового Богослова, ясно учившего, что смерть Богочеловека отличалась от смерти других людей. Дух его не оставил и в смерти. Он развивал свою мысль по поводу спора с латинянами об употреблении опресноков. Вот каковы его рассуждения по этому спорному литургическому обычаю, равно как и о теплоте:
"...обратите внимание, что в пресном хлебе нет никакой живительной силы; поистине он мертв. Обратно этому в хлебе кислом, т.е. в теле Христовом находятся три живых вещества (элемента), подающих жизнь всем, кто достойно им питается, т.е. Дух, вода и кровь, как свидетельствует сам Иоанн (евангелист), положивший главу свою на перси Господа: "три свидетельствуют — дух, вода и кровь, и сии три об одном" (1 Иоан. 5,8). Разумеется, здесь говорится о Теле Господа. И это обнаружилось также и во время распятия Господа, когда копье ранило Его плоть, и кровь и вода истекли из Его пречистого ребра. Дух Святый живой остался однако в Его обоженном теле. И тогда, когда мы Его вкушаем в хлебе, претворенном силою Духа в плоть Христову, мы живем в Нем, ибо мы вкушаем плоть Христову живую и обоженную. И также, когда мы пием Его живую и горячую кровь вместе с водою истекшую из Его ребра, мы омыты от всякого греха и исполнены Духа, Который горяч, ибо как вы видите мы пием из чащи эту кровь горячею, как она истекла из Господа. Ибо из теплого и оставшегося живым по действию Святаго Духа тела Христа истекли для нас вода и кровь. Это невозможно для тех, кто вкушает пресный хлеб". Таково святоотеческое истолкование использования квасного хлеба в Евхаристии, а также чина "теплоты".
Условия, при которых может быть совершена литургия.
Один священник в один день может совершить лишь одну литургию, но и при наличие нескольких священников, на Одном Престоле в один день может быть совершена только одна литургия; "сия бо единость святыя жертвы знаменует одну смерть Христову" («Учительное известие»). Священники, которые обходят это правило таким образом, что после одной литургии совершают в том же алтаре и вторую, но уже не на Престоле, а на приставном столике, проявляют недопустимую в таком случае изворотливость, не вполне серьезное отношение к этому правилу, которое сами признают обязательным, и недостаточное благоговение к святыне.
Литургия может быть совершена только в освященном храме. В частном доме литургия может совершаться лишь в исключительных случаях, е ведома епископа, не иначе как на Антиминсе. В храме, на освященном Престоле, в древности Антиминсы возлагались лишь в том случае, если в освящении Престола не принимал участие лично сам архиерей (Голубинский. История Русской Церкви, т. 1,2, стр.181-182); если же Престол освящал архиерей, частица мощей помещалась в самом Престоле. Обычай полагать в храме при его освящении частицу мощей основан на Седьмом правиле Седьмого Вселенского собора. В наше время наличие Антиминса является необходимым условием совершения литургии во всех случаях.
Антиминс должен быть не ветхий, не дырявый, не почерневший, не слинявший до того, что не разобрать изображенных на нем письмен. Вели, где окажется таковый, немедленно доносить преосвященному и просить нового.
Литургию, как правило, следует совершать в утренние часы, начинать "не прежде свитения дне" ("Учительное известие"), и не позже полудня. Разумеется это указание не относится к вечерним Литургиям, положенным в постные дни, т.е. к тем литургиям, которые положено начинать с вечерни и совершать ради поста в поздние часы дня.
Об этих особых литургиях в "Учительном известии" сказано: "Суть убо дние от Церкве отделенные урочнии, в нихже пополудни подобает литургисати, наипаче же, егда литургия вкупе с вечернею совершается, сие есть Преждеосвященная в Четыредесятнице, в Великую же субботу, и в навечерье Христова Рождества, и Богоявления и в день Пятидесятный ". Это указание "Учительного известия" в общем согласно с Уставом, но включение сюда Пятидесятницы является грубой ошибкой; Пятидесятница — величайший праздник, а не постный день. Эта явная путаница несомненно произошла оттого, что, как известно, Троицкая вечерня с коленопреклонениями у нас теперь совершается сразу после литургии, без обеденного перерыва (хотя это и не обязательно); Автор «Учительного известия» без основания базировался на этом обычае, упустив из виду канонический запрет простирать пост до вечерни; (64 Апостольское прав.), упустил из виду то обстоятельство, что на Пятидесятницу литургия не начинается с вечерни. Таким образом, в праздник Пятидесятницы начинать литургию после полудня ни в коем случае нельзя,
В году есть дни, когда совершение литургии или вообще не положено или допустима лишь Литургия Преждеосвященных Даров (Трулль. 52). Это дни постные, покаянные. Полная же литургия является выражением церковной радости и торжества. Отмена литургий на эти дни поста служит углублению покаянного чувства. Нельзя в угоду кому бы то ни было, служить в эти дни заказные обедни.
Не все знают, что кроме великого поста, по уставу литургия должна отменяться еще в те дни Рождественского и Петрова поста, когда поется "Аллилуйя" постное (об этом см. в 48 гл. Типикона, под 14 ноября). Впрочем, это теперь почти нигде не соблюдается.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 259.