Взрослому надо посоветовать приготовить себя к крещению постом и молитвой.
Искреннее раскаяние в грехах и желание начать христианскую жизнь является важнейшим условием действенности крещения. "Если телом ты здесь, но не здесь мыслью, говорит св. Кирилл Иерусалимский приступающему ко крещению, — то нет в этом пользы. И Симон волхв приступал некогда к купели сей. И крестился, но не просветился". И еще: "Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить".
Св. Григорий Нисский о принимающих крещение только формально, наружно говорит; что они сами себя вводят в обман. "Хотя смело будет сказать, однако и не откажусь, что для таковых вода останется водою".
Необходимость заучивания наизусть Символа веры, определенных молитв, тропарей, кондаков всегда считалось обязательным для всех христиан. Так от взрослых, приступающих ко Святому Крещению всегда требовалось, чтобы они прочитали Святое Евангелие, на память, слово в слово, умели прочитать Символ веры перед всей церковью, во свидетельство своего исповедания и усердия в вере. Так уже перед совершением брака спрашиваются священником жених и невеста, знают ли они молитву Господню и другие повседневные молитвы, заповеди десятословия и блаженств, а также смысл обручения и венчания.
И если окажется, что они не знают их, то браковенчание, а тем более крещение положено отложить, доколе не выучат. Ибо стыдно и грешно для вступоющих в Церковь христиан, создавать православную семью, желать сделаться родителями детей и не знать того, в чем родители должны наставлять своих детей.
Эти и другие выдержки из отцов Церкви, приведенные патриархом Сергием в его труде "Православное учение о спасении", говорят об исключительном значении подготовки взрослого к крещению.
Слово 21-е. Святой Исаак согласно с прочими Отцами (Слово 1, Слово 84) научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством святого крещения, как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя Евангельскими заповедями и по мере этого возделания. См. Преподобного Марка Подвижника Слово о крещении, Ксанфопулов главы 4, 5 и 7; также Слово о трех отношениях естества человеческого к добру и злу (Аскетические опыты, ч. 2).
Особые чинопоследования при оглашении взрослых
В древности было одно общее чинопоследование для всех оглашаемых, именно то, которое изложено в Требнике и о котором была речь выше.
Но в позднейшее время были созданы особые чины для оглашения взрослых: а)иудеев, б)магометан, в)язычников, принимающих христианство.
В Требник эти более поздние чины не вошли, они печатаются особыми изданиями, которые появились у нас в России в царско-синодальное время. Есть несколько таких изданий; они носят название: "Книга чинов присоединения", или "Чинопоследование соединяемых" или еще иначе: "Чин, како приимати..."
В этих изданиях говорится о трех предварительных действиях, связанным с приготовлением оглашаемых к крещению. Эти действия названы "оглашениями", и предназначены для оглашаемых иудеев, магометан, язычников.
Порядок первого такого "оглашения" включает отречение присоединяемого от заблуждений своего прежнего исповедания.
Во время второго "оглашения" присоединяемый исповедует догматы Православной Церкви и клянется их хранить.
Третье "оглашение" совпадает с чинопоследованием оглашаемых, изложенным в Требнике.
КРЕЩЕНИЕ
В наше время редко приходится наблюдать, чтобы чинопоследование Крещения (с миропомазанием) совершалось отдельно от других чинов. Обычно, как уже было сказано выше, крещение соединяется с рядом других чинопоследований, и идет сразу за чинопоследованием оглашаемых. Человек не сведущий, присутствуя теперь при крещении, с трудом может выделить сам чин крещения, из ряда других предшествующих и последующих чинов и действий священника. Между тем, крещение есть великое таинство и совершаться оно должно с особым благоговением и возможной торжественностью. При внимательном чтении Требника, мы найдем там указания на эту особую торжественность крещения, сравнительно с такими чинопоследованиями, как наречение имени, молитвословия об оглашаемых и друг. А именно, по указаниям требника, крещение положено совершать в белом облачении, при том не только епитрахили, но и фелони и нарукавниках (поручах); предусмотрено участие диакона и хора; в начале положено возжжение всех свечей и даже каждение купели окрест.
Не все эти указания теперь соблюдаются, но все же желательно, чтобы особая важность таинства крещения даже внешне подчеркивалась. В связи с этим священнику следует возлагать на себя фелонь лишь перед началом самого чино-последования крещения, т.е. перед возгласом: "Благословенно царство", а все предшествующие действия надо совершать в одной епитрахили. К этому же моменту надо приурочить возжжение свечей.
В помещении, где совершается крещение, должна находиться купель с водой, перед купелью стол, на нем крестильный ящик, Евангелие, требник; у нас принято на отпусте осенять крестом, поэтому и его кладут на стол (хотя в требнике о кресте нет упоминания, и освящение воды в купели положено совершать без погружения креста). В крестильном ящике должны быть хорошо различимы сосуды со святым миром и елеем. Елей для Таинства нужно употреблять чистый и свежий, не минеральное масло, как это теперь практикуется, а оливковое или прованское масло (подсолнечное или другое).
Ножницы должны быть небольшие с тупыми концами, чтобы не поранить голову младенца при пострижении волос Желательно для омовения рук священника приготовить еще сосуд с водой и полотенце. Три свечи в честь Св. Троицы возжжигают на самой купели, или около нее. Свечи имеют в руках и восприемники. В Требнике говорится о возжжении "всех свечей"; самое крещение называется "просвещением". Самому крещаемому, если он взрослый, естественнее всего вручить свечу уже после крещения и облачения в белую крещальную одежду.
Начинается крещение торжественным возгласом: "Благословенно царство". Следует великая ектения с особыми прошениями на освящение воды и о самом "приходящем ко святому просвещению":
"О еже показатися ему сыну света..."
"О еже быта ему сраслену (греческое слово - значит - совместно растущий) и причастнику смерти и воскресения Христа, Бога нашего".
"О еже сохранити ему одежду крешения и обручение Духа... в день страшный" суда Христова.
Во всех случаях, когда в молитвах или ектениях встречается слово "сын" и прочие обороты в мужском роде следует заменять их словом "дщерь" и оборотами в женском роде, еси «решаемая девочка, а если происходит крещение нескольких младенцев, то следует читать "чада" и прочее во множественном числе.
В следующей далее тайной молитве священник молится сам о себе: "да не омерзиши мя, ниже лица Твоего отвратиши от мене, но презри моя согрешения в час сей... низпосли мне силу с высоты и укрепи к службе предлежащего Твоего таинства, великаго и пренебеснаго..."
Заключительное "Аминь", как и всю эту молитву, священник говорит про себя.
Тайная молитва после великой ектений «Благоугробный и Милостивый Боже», если нет диакона, должна все же перечитываться (можно перед совершением крещения, т.е. перед чтением огласительной молитвы). Если есть диакон, то она читается только во время ектений. В настоящее время эта молитва почти ни кем не читается, ради сокращения чина, или же читается перед началом чина крещения (тайно), пока воспреемники приготовляются.
Далее следует молитва святаго крещения (в древних греческих требниках она называется "h twn agiwn baptismatwn", ее указано читать велегласно.
Начинается эта молитва словами: "Велий еси Господи, и чудна дела Твоя..." В ней сперва говорится об освящении воды, при чем самое освящение совершается троекратным крестовидным движением погруженных в воду пальцев правой руки священника с троекратным произнесенинем слов: "Да сокрушатся под знамением образа креста Твоего вся сопротивныя силы". Священник молится о том, чтобы вода крещения стала для крещаемого водой избавления, водой освящения, оставлением прегрешений, просвещением душ, баней пакибытия, обновлением духа, дарованием сыно-положения, одеждою нетления, источником жизни.
Далее в этой молитве речь о самом таинстве крещения:
«Явися, Господи, на воде сей и даждь претворится в ней крещаемому во еже отложити убо ветхого человека... облещися же в новаго... да быв сраслен подобию смерти Твоея крещением, обшник и воскресения будет и сохранив дар Святаго Твоего Духа и возрастив залог благодати... сопричтен перворожденным, написанным на небеси».
Это древнейшая молитва и при том единственная, имеющая прямое отношение к самому таинству крещения; в ней глубоко раскрыт церковный взгляд на сущность этого таинства. Если у нас некоторые священники ее пропускают, то это свидетельствует о небрежности, дошедшей до крайних пределов.
Нельзя оправдать этого пропуска спешкой, т.к. те же самые священники, которые пропускают эту единственную молитву таинства крещения, находят время, чтобы тут же прочитать по требнику молитвы других чинопоследований, например на пострижение власов. Спрашивается, что же больше, пострижение власов у младенца, или таинство крещения"?
Другие священники читают только окончание молитвы крещения и пропускают начало ее, имеющие отношение к освящению воды; (освящение в подобных случаях заменяют подливанием в купель воды освященной ранее). Но и этой практики нельзя признать правильной. Величие таинства требует, чтобы молитва крещения читалась полностью и чтобы торжественное освящение воды крещения, связанное с такими назидательными молитвословиями, не подменялось механическим подливанием освященной воды.
Иное дело — следующая далее молитва хна освящение елея: она своим содержанием мало связана с крещением и читается только в том случае, если елей не освящен.
После помазания елеем совершается и самое крещение и три погружения с произнесением слов: "Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца — аминь, и Сына — аминь, и Святаго Духа — аминь".
Псалом №31 "Блажени, ихже оставишася беззакония" теперь приводится в требнике полностью; в древности же он иногда сокращался до первого стиха (который повторялся трижды).
После облачения крещаемого в белую крещальную одежду, по неписанному обычаю нашей Русской Церкви, возлагается на выю его еще и крестильный крестик с произнесением слов: Иже хощет по Мне идти, да отвержения себе и возмет крест свой и по Мне грядет. (Указания на этот обряд в требнике нет).
Вслед за крещением (см. 48 правило Лаодикийского собора) идет молитва миропомазания: "Благословен еси, Господи Боже Вседержителю..." Святым миром помазывается чело, очи, нос, уста, уши. перси, руки и ноги с произнесени ем слов: "Печать дара Духа Святаго. Аминь".
По вопросу, сколько раз надо произносить эти слова, - существуют различные мнения и различная практика. Противники многократного произнесения этих слов указывают на то, что хотя кисточкой совершается много (12) прикосновений, — "печать дара Духа Святаго" все же одна. Но практика многократного повторения тайносо-вершительных слов миропомазания также имеет своих сторонников.
Поется "Елипы во Христа крестистеся...", следует прокимен, апостол и Евангелие.
В древние времена, когда таинство совершалось в притворе, сразу же после Миропомазания новокрещенных, облаченных в белые одежды и со свечами в руках, священнослужители вели в храм, где уже собравшаяся община ожидала их прибытия, чтобы вместе с ними совершить пасхальную литургию. В память это — троекратное шествие вокруг купели (Н.К.С., т.4, с.239).
После Евангелия положена сугубая ектения и отпуст. Так должно заканчиваться крещение по требнику.
Однако в практике теперь у нас и это не выполняется: сугубой ектений в этом месте не произносят и отпуста не делают, а сразу после Евангелия совершают еще два обряда: так называемое "измовение" (имевшее некогда отношение к окончанию осмодневного периода ношения крещальной одежды) и обряд первого пострижения власов у младенца (с этим последним обрядом некогда соединялось семейное торжество).
У нас обыкновенно думают, что назначение этого "омовения" — стереть следы помазания св. миром сразу же после совершения таинства. Этот взгляд отразился даже в "Книге чинов присоединения".
О времени совершения крещения
В вопросе времени совершения крещения нет никаких ограничений ни в правилах церковных, ни в нынешней практике.
В очень отдаленные времена, когда к крещению оглашенных вся церковь готовилась как к великому и вожделенному торжеству, крещение совершалось, преимущественно, в самую светозарную ночь св. Пасхи (обычно во время чтения пасхальных паремий).
У древних церковных писателей сохранились многочисленные свидетельства об этом торжестве и в частности о торжественном входе со свечами священнослужителей и новокрещенных в белых одеждах во храм дня участия в литургии.
Впоследствии, когда практика оглашений сошла на нет, еще в течении многих столетий в навечерие Пасхи во время чтения 15-ти паремий продолжали совершаться торжественные массовые крещения детей (в возрасте около 3-х лет) с таким же торжественным входом их во храм. Другим днем массовых крещений был праздник Пятидесятницы. Совершение крещений, кроме этих дней, в иное время некоторым представлялось неудобным. Римские папы 4-5 века решительно выступали против совершения крещений в иные праздники кроме Пасхи и Пятидесятницы. Однако, в действительности Церковь всегда считала возможным, в случае надобности, совершать крещение в любое время. Засвидетельствованные историей Церкви факты, когда в некоторых местах вследствие неуместного ригоризма (строгости) в этом вопросе многие умирали без крещения, не дождавшись дней святой Пасхи, были конечно ненормальным явлением. Иоанн Златоуст говорит: "Апостолы не в Пасху удостоились благодати, но в другое время; также не пасхальное было время, когда крестились три тысячи и пять тысяч, равне, как Корнилий, евнух и многие другие. Итак, не будем выжидать времени, чтобы через медлительность и отлагательство не лишиться столь великих благ" (Беседа 1 на Деяния).
Еще более древний христианский писатель Тертуллиан, отмечая Пасху и Пятидесятницу, как особо торжественные дни крещений, считал, все же, что "всякое время удобно для крещения". Григорий Богослов осуждает тех христиан, которые откладывают крещение только на великие праздники, "День Светов", Пасху или Пятидесятницу (Слово 40-е О крещении). Василий Великий, хотя и соглашается с тем, что наиболее приличным для крещения является день св. Пасхи ("благодать воскресения мы получаем в воскресение"), — все же очень далек от мысли ограничивать время крещения этим праздником. "Всякое время, — пишет он, — способно есть к спасительному крещению" (Увещан. к крещению).
О месте совершения крещения
В древности крещение совершали или в естественных водовместилищах: реках, озерах и т.п., или в храмах; вторая практика со временем вытеснила первую. Крестили и в катакомбах. При кафедральных храмах устраивали особые помещения для совершения Крещений, так называемые "баптистерии" (крещальни). Баптистерии соответствующим образом оборудовались и украшались: в центре был крещальный бассейн (круглый или восьмиугольный) со ступенями. С главным помещением храма баптистерий соединялся крытой галереей. Шестой Вселенский собор выступал против совершения крещения в домах (пр. 59) однако не категорически, т.к. допускал совершение крещений и в домах, при наличии согласия епископа (пр. 31).
Пастырю надо заботиться о том, чтобы крещение совершалось в подобающей обстановке.
К сожалению, у нас теперь очень мало таких храмов, где есть надлежащее оборудование крещальни. А между тем отсутствие надлежащего оборудования особенно дает себя чувствовать при крещении взрослых. Часто приходиться слышать о крещении взрослого в бочке из-под какого-нибудь продукта. Можно себе предстаешь, как неблагообразно выглядит самый процесс такого крещения. Дается место смущению, соблазну, а иногда и смеху. Как-то мало думают о том, что величие таинства требует соответствующей, хорошо продуманной обстановки, могущей обеспечить благообразную форму священнодействия.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 289.