Надо знать ему также молитву Господню.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Взрослому надо посоветовать приготовить себя к кре­щению постом и молитвой.

Искреннее раскаяние в грехах и желание начать хри­стианскую жизнь является важнейшим условием действен­ности крещения. "Если телом ты здесь, но не здесь мыслью, говорит св. Кирилл Иерусалимский приступающему ко крещению, — то нет в этом пользы. И Симон волхв приступал некогда к купели сей. И крестился, но не просветился". И еще: "Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить".

Св. Григорий Нисский о принимающих крещение толь­ко формально, наружно говорит; что они сами себя вводят в обман. "Хотя смело будет сказать, однако и не откажусь, что для таковых вода останется водою".

Необходимость заучивания наизусть Символа веры, определенных молитв, тропарей, кондаков всегда считалось обязательным для всех христиан. Так от взрослых, приступающих ко Святому Крещению всегда требовалось, чтобы они прочитали Святое Евангелие, на память, слово в слово, умели прочитать Символ веры перед всей церковью, во свидетельство своего исповедания и усердия в вере. Так уже перед совершением брака спрашиваются священником жених и невеста, знают ли они молитву Господню и другие повседневные молитвы, заповеди десятословия и блаженств, а также смысл обручения и венчания.

 И если окажется, что они не знают их, то браковенчание, а тем более крещение положено отложить, доколе не выучат. Ибо стыдно и грешно для вступоющих в Церковь христиан, создавать православную семью, желать сделаться родителями детей и не знать того, в чем родители должны наставлять своих детей.

Эти и другие выдержки из отцов Церкви, приведенные патриархом Сергием в его труде "Православное учение о спасении", говорят об исключительном значении подготовки взрослого к крещению.

Слово 21-е. Святой Исаак согласно с прочими Отцами (Слово 1, Слово 84) научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством святого крещения, как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя Евангельскими заповедями и по мере этого возделания. См. Преподобного Марка Подвижника Слово о крещении, Ксанфопулов главы 4, 5 и 7; также Слово о трех отношениях естества человеческого к добру и злу (Аскетические опыты, ч. 2).

 

Особые чинопоследования при оглашении взрослых

В древности было одно общее чинопоследование для всех оглашаемых, именно то, которое изложено в Требнике и о котором была речь выше.

Но в позднейшее время были созданы особые чины для оглашения взрослых: а)иудеев, б)магометан, в)язычников, принимающих христианство.

В Требник эти более поздние чины не вошли, они печа­таются особыми изданиями, которые появились у нас в Рос­сии в царско-синодальное время. Есть несколько таких изда­ний; они носят название: "Книга чинов присоединения", или "Чинопоследование соединяемых" или еще иначе: "Чин, како приимати..."

В этих изданиях говорится о трех предварительных действиях, связанным с приготовлением оглашаемых к кре­щению. Эти действия названы "оглашениями", и предназна­чены для оглашаемых иудеев, магометан, язычников.

Порядок первого такого "оглашения" включает отрече­ние присоединяемого от заблуждений своего прежнего испо­ведания.

Во время второго "оглашения" присоединяемый исповедует догматы Православной Церкви и клянется их хранить.

Третье "оглашение" совпадает с чинопоследованием оглашаемых, изложенным в Требнике.

КРЕЩЕНИЕ

В наше время редко приходится наблюдать, чтобы чи­нопоследование Крещения (с миропомазанием) совершалось отдельно от других чинов. Обычно, как уже было сказано выше, крещение соединяется с рядом других чинопоследований, и идет сразу за чинопоследованием оглашаемых. Человек не сведущий, присутствуя теперь при крещении, с трудом может выделить сам чин крещения, из ряда других предшествующих и последующих чинов и действий священ­ника. Между тем, крещение есть великое таинство и совер­шаться оно должно с особым благоговением и возможной торжественностью. При внимательном чтении Требника, мы найдем там указания на эту особую торжественность креще­ния, сравнительно с такими чинопоследованиями, как наре­чение имени, молитвословия об оглашаемых и друг. А имен­но, по указаниям требника, крещение положено совершать в белом облачении, при том не только епитрахили, но и фелони и нарукавниках (поручах); преду­смотрено участие диакона и хора; в начале поло­жено возжжение всех свечей и даже каждение купели окрест.

Не все эти указания теперь соблюдаются, но все же желательно, чтобы особая важность таин­ства крещения даже внешне подчеркивалась. В связи с этим священнику следует возлагать на себя фелонь лишь перед началом самого чино-последования крещения, т.е. перед возгласом: "Благословенно царство", а все предшествующие действия надо совершать в одной епитрахили. К этому же моменту надо приурочить возжжение свечей.

В помещении, где совершается крещение, должна находиться купель с водой, перед купе­лью стол, на нем крестильный ящик, Евангелие, требник; у нас принято на отпусте осенять кре­стом, поэтому и его кладут на стол (хотя в треб­нике о кресте нет упоминания, и освящение воды в купели положено совершать без погружения креста). В крестильном ящике должны быть хо­рошо различимы сосуды со святым миром и еле­ем. Елей для Таинства нужно употреблять чистый и свежий, не минеральное масло, как это теперь практикуется, а оливковое или прованское масло (подсолнечное или другое).

Ножницы должны быть небольшие с тупыми концами, чтобы не поранить голову младенца при пострижении волос Желательно для омовения рук священника приготовить еще сосуд с водой и полотенце. Три свечи в честь Св. Троицы возжжигают на самой купели, или около нее. Свечи имеют в руках и восприемники. В Требнике говорится о возжже­нии "всех свечей"; самое крещение называется "просвещением". Самому крещаемому, если он взрослый, естественнее всего вручить свечу уже после крещения и облачения в белую крещальную одежду.

Начинается крещение торжественным воз­гласом: "Благословенно царство". Следует вели­кая ектения с особыми прошениями на освящение воды и о самом "приходящем ко святому просве­щению":

"О еже показатися ему сыну света..."

"О еже быта ему сраслену (греческое слово  - значит - совместно растущий) и прича­стнику смерти и воскресения Христа, Бога наше­го".

"О еже сохранити ему одежду крешения и обручение Духа... в день страшный" суда Христо­ва.

Во всех случаях, когда в молитвах или ектениях встречается слово "сын" и прочие обороты в мужском роде следует заменять их словом "дщерь" и оборотами в женском роде, еси «ре­шаемая девочка, а если происходит крещение нескольких младенцев, то следует читать "чада" и прочее во множественном числе.

В следующей далее тайной молитве священ­ник молится сам о себе: "да не омерзиши мя, ниже лица Твоего отвратиши от мене, но презри моя согрешения в час сей... низпосли мне силу с высо­ты и укрепи к службе предлежащего Твоего таин­ства, великаго и пренебеснаго..."

Заключительное "Аминь", как и всю эту мо­литву, священник говорит про себя.

Тайная молитва после великой ектений «Благоугробный и Милостивый Боже», если нет диакона, должна все же перечитываться (можно перед со­вершением крещения, т.е. перед чтением огласительной молитвы). Если есть диакон, то она читается только во время ектений. В настоящее время эта молитва почти ни кем не читается, ради сокращения чина, или же читается перед началом чина крещения (тайно), пока воспреемники приго­товляются.

Далее следует молитва святаго крещения (в древних греческих требниках она называется "h twn agiwn baptismatwn", ее указано читать велегласно.

Начинается эта молитва словами: "Велий еси Господи, и чудна дела Твоя..." В ней сперва говорится об освящении воды, при чем самое освящение совершается троекратным крестовидным движением погруженных в воду пальцев правой руки священника с троекратным произнесенинем слов: "Да сокрушатся под знамением образа креста Твоего вся сопротивныя силы". Священник молится о том, чтобы вода крещения стала для крещаемого водой избавления, водой освящения, оставлением прегрешений, просвещением душ, баней пакибытия, обновлением духа, дарованием сыно-положения, одеждою нетления, источником жизни.

Далее в этой молитве речь о самом таинстве крещения:

«Явися, Господи, на воде сей и даждь претворится в ней крещаемому во еже отложити убо ветхого человека... облещися же в новаго... да быв сраслен подобию смерти Твоея крещением, обшник и воскресения будет и сохранив дар Святаго Твоего Духа и возрастив залог благодати... соприч­тен перворожденным, написанным на небеси».

Это древнейшая молитва и при том единственная, имеющая прямое отношение к самому таинству крещения; в ней глубоко раскрыт церковный взгляд на сущность этого таинства. Если у нас некоторые священники ее пропускают, то это свидетельствует о небрежности, дошедшей до крайних пределов.

Нельзя оправдать этого пропуска спешкой, т.к. те же самые священники, которые пропускают эту единственную молитву таинства крещения, находят время, чтобы тут же прочитать по требнику молитвы других чинопоследований, например на пострижение власов. Спрашивается, что же больше, пострижение власов у младенца, или таинство кре­щения"?

Другие священники читают только окончание молитвы крещения и пропускают начало ее, имеющие отношение к освящению воды; (освящение в подобных случаях заменяют подливанием в купель воды освященной ранее). Но и этой практики нельзя признать правильной. Величие таинства требует, чтобы молитва крещения читалась полностью и чтобы торжественное освящение воды крещения, связанное с такими назидательными молитвословиями, не подменялось механическим подливанием освященной воды.

Иное дело — следующая далее молитва хна освящение елея: она своим содержанием мало связана с крещением и читается только в том случае, если елей не освящен.

После помазания елеем совершается и самое крещение и три погружения с произнесением слов: "Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца — аминь, и Сына — аминь, и Святаго Духа — аминь".

Псалом №31 "Блажени, ихже оставишася беззакония" теперь приводится в требнике полностью; в древности же он иногда сокращался до первого стиха (который повторялся трижды).

После облачения крещаемого в белую крещальную одежду, по неписанному обычаю нашей Русской Церкви, возлагается на выю его еще и крестильный крестик с произ­несением слов: Иже хощет по Мне идти, да отвержения себе и возмет крест свой и по Мне грядет. (Указания на этот обряд в требнике нет).

Вслед за крещением (см. 48 правило Лаодикийского со­бора) идет молитва миропомазания: "Благословен еси, Гос­поди Боже Вседержителю..." Святым миром помазывается чело, очи, нос, уста, уши. перси, руки и ноги с произнесени ем слов: "Печать дара Духа Святаго. Аминь".

По вопросу, сколько раз надо произносить эти слова, - существуют различные мнения и различная практика. Противники многократного произнесения этих слов указывают на то, что хотя кисточкой совершается много (12) прикоснове­ний, — "печать дара Духа Святаго" все же одна. Но практика многократного повторения тайносо-вершительных слов миропомазания также имеет своих сторонников.

Поется "Елипы во Христа крестистеся...", следует прокимен, апостол и Евангелие.

В древние времена, когда таинство совер­шалось в притворе, сразу же после Миропомаза­ния новокрещенных, облаченных в белые одежды и со свечами в руках, священнослужители вели в храм, где уже собравшаяся община ожидала их прибытия, чтобы вместе с ними совершить пасхальную литургию. В память это трое­кратное шествие вокруг купели (Н.К.С., т.4, с.239).

После Евангелия положена сугубая ектения и отпуст. Так должно заканчиваться крещение по требнику.

Однако в практике теперь у нас и это не вы­полняется: сугубой ектений в этом месте не про­износят и отпуста не делают, а сразу после Еван­гелия совершают еще два обряда: так называемое "измовение" (имевшее некогда отношение к окончанию осмодневного периода ношения крещальной одежды) и обряд первого пострижения власов у младенца (с этим последним обрядом некогда соединялось семейное торжество).

У нас обыкновенно думают, что назначение этого "омовения" — стереть следы помазания св. миром сразу же после совершения таинства. Этот взгляд отразился даже в "Книге чинов присоеди­нения".

О времени совершения крещения

В вопросе времени совершения крещения нет никаких ограничений ни в правилах церковных, ни в нынешней практике.

В очень отдаленные времена, когда к креще­нию оглашенных вся церковь готовилась как к великому и вожделенному торжеству, крещение совершалось, преимущественно, в самую свето­зарную ночь св. Пасхи (обычно во время чтения пасхальных паремий).

У древних церковных писателей сохрани­лись многочисленные свидетельства об этом торжестве и в частности о торжественном входе со свечами священнослужителей и новокрещенных в белых одеждах во храм дня участия в ли­тургии.

Впоследствии, когда практика оглашений сошла на нет, еще в течении многих столетий в навечерие Пасхи во время чтения 15-ти паремий продолжали совершаться торжественные массо­вые крещения детей (в возрасте около 3-х лет) с таким же торжественным входом их во храм. Другим днем массовых крещений был праздник Пятидесятницы. Совершение крещений, кроме этих дней, в иное время некоторым представля­лось неудобным. Римские папы 4-5 века реши­тельно выступали против совершения крещений в иные праздники кроме Пасхи и Пятидесятницы. Однако, в действительности Церковь всегда счи­тала возможным, в случае надобности, совершать крещение в любое время. Засвидетельствованные историей Церкви факты, когда в некоторых местах вследствие неуме­стного ригоризма (строгости) в этом вопросе многие умира­ли без крещения, не дождавшись дней святой Пасхи, были конечно ненормальным явлением. Иоанн Златоуст говорит: "Апостолы не в Пасху удостоились благодати, но в другое время; также не пасхальное было время, когда крестились три тысячи и пять тысяч, равне, как Корнилий, евнух и мно­гие другие. Итак, не будем выжидать времени, чтобы через медлительность и отлагательство не лишиться столь великих благ" (Беседа 1 на Деяния).

Еще более древний христианский писатель Тертуллиан, отмечая Пасху и Пятидесятницу, как особо торжественные дни крещений, считал, все же, что "всякое время удобно для крещения". Григорий Богослов осуждает тех христиан, кото­рые откладывают крещение только на великие праздники, "День Светов", Пасху или Пятидесятницу (Слово 40-е О крещении). Василий Великий, хотя и соглашается с тем, что наиболее приличным для крещения является день св. Пасхи ("благодать воскресения мы получаем в воскресение"), — все же очень далек от мысли ограничивать время крещения этим праздником. "Всякое время, — пишет он, — способно есть к спасительному крещению" (Увещан. к крещению).

О месте совершения крещения

В древности крещение совершали или в естественных водовместилищах: реках, озерах и т.п., или в храмах; вторая практика со временем вытеснила первую. Крестили и в ката­комбах. При кафедральных храмах устраивали особые по­мещения для совершения Крещений, так называемые "бап­тистерии" (крещальни). Баптистерии соответствующим образом оборудовались и украшались: в центре был крещальный бассейн (круглый или восьмиугольный) со ступе­нями. С главным помещением храма баптистерий соединял­ся крытой галереей. Шестой Вселенский собор выступал против совершения крещения в домах (пр. 59) однако не категорически, т.к. допускал совершение крещений и в до­мах, при наличии согласия епископа (пр. 31).

Пастырю надо заботиться о том, чтобы крещение со­вершалось в подобающей обстановке.

К сожалению, у нас теперь очень мало таких храмов, где есть надлежащее оборудование крещальни. А между тем отсутствие надлежащего оборудования особенно дает себя чувствовать при крещении взрослых. Часто приходиться слышать о крещении взрослого в бочке из-под какого-нибудь продукта. Можно себе предстаешь, как неблагообразно выглядит самый процесс такого крещения. Дается место смущению, соблазну, а иногда и смеху. Как-то мало думают о том, что величие таинства требует соответствующей, хо­рошо продуманной обстановки, могущей обеспечить благо­образную форму священнодействия.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 235.