Крестить надо через погружение (троекратное), а не через обливание. Погружение лучше выражает значение крещения (омовение греховной скверны, смерть для жизни ветхой и новое рождение, спогребение и совоскресение Христу). Практика крещения через погружение является изначальной в истории Церкви. Примеры обливательного крещения объясняются исключительными обстоятельствами (болезнью, недостатком воды). Наш Священный Синод в одном из своих постановлениях напоминают епископам, "что таинство святаго крещения должно непременно совершаться только через погружение и что священники, практикующие обливательное крещение, должны быть подвергнуты запрещению". (Постановление от 13 мая 1947 г.).
При погружении младенцев следует соблюдать осторожность, чтобы ребенок не захлебнулся. В связи с этим, немаловажным представляется вопрос, как следует держать младенца во время погружения. Некоторые священники переворачивают ребенка спинкой кверху, личиком вниз, ладонью закрывают ему ротик и нос, и так погружают. При таком способе погружения порой проявляется большая, достигнутая практикой, ловкость движений, но едва ли положение тела крещаемого таким, способом младенца можно считать благовидным. Другие погружают младенца, держа его в объятиях в обычной позе личиком вверх. При таком погружении (если головка приподнята) вода лишь чуть-чуть покрывает личико крещаемого и у него сохраняется возможность дышать даже в моменты погружений. В нынешнем требнике о способе погружения сказано так: "Крещает его священник, проста (права) его держа и зряща на восток". Здесь таким образом указана иная форма погружения, при вертикальном положении тела. В общем надо признаться, что немаловажный вопрос о положении тела крещаемого младенца и о самом способе погружения его в воду у нас не уточнен в деталях. Идеальным надо признать такой способ погружения, при котором: 1)строго выполняются канонические требования о погружении. 2) соблюдается благообразие самой формы погружений, 3 исключаются нежелательные для ребенка последствия, связанные с проникновением воды в дыхательные пути. Иные священники рекомендуют во избежание этого погружать младенца в момент выдоха.
Кстати сказать, вопрос о способе погружения у нас и исторически недостаточно освящен. Греческие рукописные евхологии в этом месте обычно очень скупы на пояснения.
В "Истории Русской церкви" Голубинского приводится такая выдержка из старых требников: "Аще младенец есть убо крещаемый и посаждает его доле в крестильнице. воде сущим, и по шею куплет, придержка левою рукою, десною рукою приим тегтую воду возливает на главу его, занеже младенцу слабу сущу блюстися залитися" (1,2 стр. 423). Здесь объединены элементы погружения и обливания, но все же приведенные цитаты не являются исчерпывающем ответом на поставленный вопрос.
Еще меньше ясности в вопросе погружения взрослого. Каким путем должно осуществляться троекратное погружение тела взрослого человека? Конечно, не чрез приседание в воде на полусогнутых ногах! Скорее чрез троекратное преклонение главы и всего корпуса в воду, в сторону "востока" (т.е. икон). Но для этого кресталъница должна быть достаточно вместительной и вода должна доходить крещаемому до груди. Взрослые должны заходить в воду по шею (или чуть ниже), стоя на коленях, а при совершении самого крещения должны погружаться священником с головой, священник должен в это время держать свою руку на голове крещаемого.
Другой весьма важный вопрос — как при крещении взрослого не оскорбить естественного чувства стыдливости, — особенно касается крещения женщин. В древности при крещении мужчины был только один восприемник — мужчина, а при крещении женщины — одна восприемница женщина. Кроме того, некогда при крещении женщин вместо диакона действовала диаконисса. Едва ли при погружении взрослого надо считать необходимым и неизбежным полное обнаженное тело. Во избежание смущения и соблазна было бы очень хорошо, если бы "крестильницу" (купель) можно было бы в момент крещения взрослого (особенно девушки или женщины) задернуть от лишних глаз простынями и тем дать возможность (крещенной) при помощи восприемника того же пола спокойно выйти из воды, снять с себя то, чем до этого момента была прикрыта телесная нагота, вытереть мокрое тело полотенцем и, оставаясь за "ширмой", одеть на голое тело сухую чистую белую крещальную рубаху.
При возложении нательного крестика священник благословляет им крещенного, предлагая ему креститься и поцеловать его (если он может это сделать) и возлагает на шею со словами: "Аще кто хощет по Мне идти, да отвержится себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет".
При помазании тела Св. миром следует остерегаться, чтобы оно не капнуло на пол или же на одежду крещаемого и воспреемников. Следует предупреждать воспреемников, чтобы они не вытирали сами помазанных мест.
В случае пролития мира следует поступать также, как и при пролитии Св. Крови.
При помазании очей следует помазывать веки сверху. Вместо уст помазывается верхняя или нижняя губа, но так, чтобы младенец не лизал Св. миро. Ноздри помазываются с двух сторон. Грудь помазывается вверху, в одном месте (тем более у женщин). Руки и ноги подмазываются только сверху (хотя некоторые помазывают внутри — ладони и подошву ног, что не совсем удобно).
При совершении помазания Св. миром воспреемники говорят обычно каждый раз "Аминь", о чем предупреждает их священник перед помазанием. Но при этом и сам священник говорит "Аминь".
При хождении воспреемников вокруг купели священник держит в руках зажженную свечу, может также держать Св. Крест, в знак последования крещаемого за Христом.
Евангелие читается лицом к крещаемому, как и на заказных молебнах, после чего воспреемники и крещаемый (если может) может лобызать его, где это принято в обычай.
Сугубая ектения обычно не произносится после Евангелия, а переносится в самый конец чина (после пострижения).
В конце чина крещения священник обычно поздравляет крещенного и воспреемников и делает краткое наставление им об их обязанностях и исполнении заповедей Божиих.
Вода крещения
При крещении, если его в случае крайней надобности совершает мирянин, лучше употреблять освященную воду, например богоявленскую. Если же крещение совершает священник, то следует брать воду не освященную и над ней совершить то освящение воды, которое положено в чине крещения. Вода должна быть чистая, свежая, не очень холодная (зимой надо добавить немного теплой воды). После крещения вылить ее в чистое место; ни в коем случае не оставлять ту же самую воду до следующего совершения крещений.
Чистота и опрятность при совершении крещения
Надо постоянно следить за чистотой купели, крестильного ящика, кисточек, за чистотой самого помещения, в котором совершается крещение. При крещении положено белое облачение. Лучше всего, если крещальное облачение изготовлено из такого простого белого материала, что его можно часто стирать и гладить. Еще лучше, если есть два таких облачения: одно идет в стирку, а другое остается в пользовании священником.
При совершении так называемого "измовения" употребляется губка. Надо следить, чтобы губка эта не была грязная, жирная; как только чуть-чуть загрязняется, надо прокипятить ее в воде. Некоторые священники заменяют губку чистыми кусочками ваты, которые потом сжигают (для каждого ребенка отдельный кусочек). Можно бы и при помазании делать миниатюрный (величиной с спичку) "стручец" из ваты и пользоваться им вместо кисточки (о которой, кстати сказать, нет упоминания в требниках). Сразу после помазания такой "стручец" можно бы сжечь.
Вода обязательно должна быть чистая.
При крещении сразу нескольких маленьких детей, лучше было бы, если бы для каждого ребенка была отдельная купель. Но так как это большею частию неосуществимо, надо по крайней мере следить, нет ли среди крещаемых детей больного, и, если есть, крестить больного после здоровых, а при подозрении на заразную болезнь — совершенно изолировать больного от здоровых
Надо помнить, что проявление неряшливости и небрежности при крещении служит поводом к нареканиям и соблазнам. И наоборот, соблюдение гигиенических условий и внимательное отношение со стороны священника даже к необоснованным опасениям родителей и кумовей за ребенка и к их просьбам, вызывает у них чувство признательности к священнику и косвенно укрепляет их благорасположение к Церкви.
Восприемники
При крещении положен один восприемник. При мальчике мужчина, при девочке женщина. И в требнике говорится, не о "восприемниках", а о "восприемнике". В настоящее время не соблюдается обычай, чтобы при крещении мальчика непременно воспреемник, а девочки — восприемница. Достаточно одного восприемлющего, независимо от пола. По требнику, восприемник должен присутствовать не только при крещении, но еще и раньше — при воцерковлении, при "оглашении", а после крещения — при пострижении власов. Восприемник принимал участие и в подготовке оглашенного к крещению.
При "оглашении" — восприемник давал ответы, если оглашаемый не мог ответить по малолетству или по другим причинам.
При крещении — восприемник принимай крещаемого от купели, помогал ему выйти из воды и, надо думать, помогал одеваться в чистую сухую одежду. Естественно, что при мужчине восприемником бывал мужчина, а при женщине женщина.
После крещения обязанность восприемника должна состоять в духовном руководстве крещенным, в заботах о его христианском воспитании.
У нас утвердился обычай ставить при крещении двух восприемников: "крестного" и "крестную". Крестный воспринимает- мальчика от купели после крещения: поэтому мальчика до крещения держит крестная. При девочке — наоборот.
В восприемники нельзя приглашать неверующих, иноверцев, малолетних (моложе 15-ти лет для лиц мужского пола и 13-ти лет для лиц женского пола), нетрезвых, психически больных, явных грешников (открыто ведущих соблазнительный образ жизни), монахов (хотя это и не всегда исполнялось). Восприемниками не могут быть родители крещаемого.
Священник, совершающий крещение, не является восприемником и не входит в духовное родство ни с крещаемым, ни с родителями его, даже тогда, если он крещает младенца сам без восприемников. Но по желанию он может быть восприемником.
Известный канонист проф. А.С.Павлов, относительно этого так говорит: "при исключительных обстоятельствах крещение может быть совершено и совсем без восприемника; в этом случае обязанность восприемника принадлежит тому лицу, которое совершает самый акт крещения (безразлично, будет то священник или мирянин)" (Кур. церк. права, 312 стр.). По 200 правилу Номоканона при Бол. Требнике, "в купель да не дерзнет восприемник прострети руку свою крестити отроча: законопреступно бо есть сие; точи ю да приимет и (его, т.е. крещение) от руку священническу". Некоторые на основании этого правила утверждают, что священнику не следует быть восприемником крещаемого (см. Пособ., 663 стр., 1 прим.). Но указанным правилом воспрещается восприемнику-мирянину вступаться в священнодействие (см. Правосл. богослов, энциклопедия, 3 т., 2 ч., 1013 стр.), и, таким образом, в этом правиле идет речь не о восприемничестве, а о священнодействии, при совершении которого священником и погружение в купель крещаемый "да приимет" не от восприемника, а "от руку священническу" (Наст. кн. священнослуж., т. 2., стр. 989, прим. 3).
Недопустимо и "заочное" восприемничество.
Восприемники могут быть беременные, но не следует допускать, находящихся в состоянии обычного очищения. Воспреемниками могут быть и глухонемые, если они по нравственным качествам достойны этого и какими-либо знаками выражают свое желание и понимание Таинства.
При установлении духовного родства принимается во внимание только один, положенный по правилам церковным, восприемник — при мальчике мужчина, при девочке женщина. Второй восприемник, как необязательный, не принимается во внимание. Таким образом духовное родство устанавливается между восприемницей и воспринятой ею девочкой; а между восприемником и восприемницей одного и того же ребенка никакого родства не устанавливается, равно как между восприемницей и крещенным мальчиком, также как между восприемником и крещенной девочкой.
Сокращенный чин крещения, «страха ради смертного»
Этот чин совершается тогда, когда необходимо торопиться ввиду смертной опасности. Опускаются все приготовительные чинопоследования и читается только одна единственная сокращенная молитва (на освящение воды): "Господи Боже Вседержителю", и сразу же совершается крещение, а после крещения все идет обычным порядком, т.е. совершается миропомазание, поется "Елицы во Христа крестистеся" и проч. Погружение не совершается, а только обливание или окропление.
Этот сокращенный чин крещения изложен в требнике.
Следует обратить внимание на то, что даже в этом сокращенном чине, где опускаются молитвы оглашаемых, "заклинания", слова отречения от сатаны, чтение Символа веры и многое другое, — все же освящение воды не опускается и не заменяется подливанием в купель воды освященной ранее, как это сплошь и рядом делают некоторые священники.
В исключительном случае допустимо крестить в воде кипяченой ("переваренной") или даже из лужи (Требн. П.Могилы) и без епитрахили.
Если младенец еще жив, то после этого совершается все остальное по обычному чину (Гул. Е. В. 1874, 17; Наст, кн. священнослуж:, т. 2. стр. 1009. прим. 3).
В случае смертной опасности крещение может быть совершено даже родителями младенца.
О причащении после крещения
До крещения ни в коем случае никакого причащать нельзя. А после крещения новопросвещенный приступает к св. Чаше без исповеди, ибо в крещении ему даровано отпущение грехов. Конечно, ничто не мешает ему открыть свои грехи в духовных беседах со священником во время приготовления к таинству крещения. Взрослый после крещения должен причаститься возможно скорее.
О совершителе крещения
Право совершения таинства крещения принадлежит епископам и пресвитерам.
Мирянам не принадлежит право совершать крещение. Об этом говорит Киприан Карфагенский, Василий Великий (1-е правило) и так называемые "Апостольские постановления" (кн. 3).
Лишь в особых исключительных случаях (смертельная опасность и отсутствие священника) Церковь допускает мирян (в том числе родителей) к совершению крещения и считает тогда таковое крещение" действительным (Эльвирский собор 306 г. в Испании; св.Никифор, патриарх Константинопольский, ГХ век).
Для того, чтобы такое крещение, совершенное без священника, было признано действительным, необходимо также еще 1)чтобы оно было совершено человеком крещенным, верующим и принадлежащим к Церкви; 2)чтобы совершено было в три приема (погружения) с раздельным упоминанием всех трех лиц Св.Троицы, т.е. во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а не как-нибудь иначе.
В требнике митрополита П.Могилы дается такое указание относительно случаев, когда приходится крестить без священника. Если есть диакон, то крещение совершает он, а не иподиакон. Если нет и диакона, а есть какой-либо низший клирик (иподиакон или чтец), то крещение совершает он, а не "простец". И только в том случае, если нет никого принадлежащего к клиру, крещение в случае смертельной опасности может совершить мирянин мужнина, или даже женщина (если последняя лучше мужчины ориентируется в вопросах совершения крещения). Обычное для мирянина начало: "Молитвами святых отец наших..." Слава Тебе Более наги, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое по Отче наш. Символ веры. После этого совершается крещение, в три погружения с произнесением соответствующего молитвословия. Заканчивается крещение словами: "Молитвами святых отец наших..."
О дополнениях к крещению, совершенному без священника
Если крещенный без участия священника останется в живых, священнику необходимо выяснить, были ли выполнены условия, необходимые для признания действительности этого крещения (о них речь была выше). И если окажется, что крещение было совершено в соответствии с вышеупомянутыми требованиями, священник не совершает крещения вновь, а лишь дополняет его миропомазанием.
Указанное на этот случай в "Практическом руководстве" П.Нечаева (П. 1915, стр.232) чтение заклинательных молитв уже после крещения, хотя бы и без отрицаний и вопросов о сочетании, не должно иметь места, т.к. слова об изгнании "лукавого и нечистаго духа"... и пр. сейчас, когда уже крещение совершено, явно несвоевременны. Но ничто не мешает в виде дополнения к крещению прочитать Символ веры, если он не был прочитан до крещения. Помазывать крещенного елеем также не надо. т.к..он, бывший ветвью дикой маслины, уже привит ко Христу крещением (Нечаев). После начального возгласа надо начинать по требнику прямо с тех молитвословий, которые следуют за троекратным погружением, т.е. с псалма 31-го "Блажени ихже оставишася беззакония..." Дальше совершается все по требнику, а самое главное — миропомазание.
С.В.Булгаков пишет о следующей практике: "Благословенно Царство" и проч. Затем следует вел. ектения (с соответствующими сокращениями), возгл. "Яко подобает... ", псалом 31-й и проч. (С.В.Булгаков т.2, с.1007).
Кто подлежит крещению
Мы исповедуем едино крещение. Крещение (истинное, церковное) не повторяется. Поэтому крещению подлежит лишь тот, кто еще не крещен. Но тут возникает несколько вопросов.
1) Как быть с теми людьми, о которых неизвестно, крещены ли они?
Ответ на это дается в канонических правилах: "Подобает без всякого сомнения крестити их, дабы таковое сомнение не лишило их очищения сею святынею" (Карфагенск. 83, Трулльск. 84).
Ввиду ясности ответа, нет никакой надобности руководствоваться в этом вопросе указаниями Требника митрополита Петра Могилы, который предписывает в таких случаях совершать условное крещение (с добавлением слов "аще не крещен есть"). Церковь не знала такой, условной формы крещения.
2)В случае, когда нет достоверных данных о правильном крещении какого-либо младенца, следует крестить его без сомнения, даже если он был уже причащен Св. Тайн. Факт крещения и правильность его необходимо устанавливать путем тщательного исследования и расспросов. В случае сомнения нужно крестить по обычаю.
В затруднительных случаях следует обращаться к епархиальному архиерею.
3)Имеющую во чреве крестить, ежели захочет (26-е прав. Неокес, соб.).
4)Оглашенного, лишившегося здравого ума в болезни, можно крестить, ежели не искушается от духа нечистого (4-е прав. Тимофея Александрийского).
5)Если какой-либо мирянин (православный, а тем более неправославный) совершил крещение младенца у православных родителей по легкомыслию или по пренебрежению к православным священникам (сектанты или раскольники), или по корыстным побуждениям (бродяги или аферисты) или вообще без всякой надобности (т.е. не в случае смертной опасности), то такое крещение не является действительным и должно быть совершено вновь.
6) Как смотреть на крещение, совершенное вне Православной Церкви?
Подлежат ли православному крещению люди, присоединяющиеся к Церкви из какого-либо другого христианского исповедания и уже крещенные в этом исповедании?
На этот вопрос нельзя ответить одним только "да" или "нет". Вопрос нуждается в многостороннем освещении с учетом ряда обстоятельств.
Прежде всего надо учесть, как далеко уклонилось от православия данное религиозное общество в своем вероучении.
Согласно каноническим правилам (7-е правило 2 Вселенского собора, 95 пр: Трулльского собора) обязательно подлежат церковному крещению при вступлении в православную Церковь такие еретики, как антитринитарии (савел-лиане, павликиане) евномиане (крайние ариане, крещающие ся в одно погружение), гностики, монтанисты; их крещение не может быть признано действительным. Как видим, в эту группу входят ереси, отвергающие учение о трех Ипостасях (анхитрини-тарии) хотя и признающие особые Ипостаси Сына и Духа, но отказывающие Им в божестве и считающие Их совершенно неподобными Отцу (евномиане) и, наконец, ереси с полуязыческой догматикой (монтанисты, гностики). Если бы и в наше время пришлось иметь дело с подобными еретиками, ни в коем случае нельзя было бы признать действительности их еретического кре-щения и необходимо было бы при обращении таких людей в Православие освящать их истинным церковным крещением. Такое присоединение к Церкви (через крещение) называется присоединением по 1-му чину.
Что же касается представителей других религиозных обществ, отколовшихся от Церкви, но меньше исказивших основы ее вероучения, как, например, ариане (умеренные), македониане, новатиане, или кафары, несториане, монофизиты и т.п. то, согласно тем же церковным правилам, их принимают в Церковь без перекрещивания.
Это однако, вовсе не значит, что Церковь обязана всегда исходить из признания действительности их крещения. Принципиально, Церковь в праве отвергнуть, как недействительное, любое крещение еретическое, и даже раскольническое. Так, Василий Великий, говоря о возможности принятия новатиан (кафаров) без перекрещивания, отмечает и другую практику в этом вопросе (практику перекрещивания) "Ибо, — говорит он, — хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Почему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением. Но поелику некоторым в Асии решительно угодно было, ради назидания многих, прияти крещение их, то будет оно приемлемо" (Прав. Г).
В вопросе перекрещивания также не может иметь решающего значения и тот факт, что в данном исповедании признается действительность нашего православного крещения. "Мы не обязаны воздавать им за это благодарностью", — пишет тот же св.Василий Великий (Там же).
Вот почему в истории нашей Церкви известны примеры, когда даже римо-католиков перекрещивали.
Покойный патриарх Сергий разъясняет, что в вопросе способа приема инословных (кого через крещение, кого через миропомазание и т.д.) церковные правила устанавливают границы снисхождения, но не границы строгости. Строгость может быть и увеличена, если это понадобится по соображениям пользы церковного дела. Патриарх Сергий говорит так: "Инословное общество по своим объективным признакам, принадлежащее к одному из высших разрядов, может быть ввиду особой своей опасности в данное время отнесено к низшему, а потом возвращено опять к прежнему (разряду). Но общество, по своей природе принадлежащее к низшему разряду (например, первому чиноприему), никогда, ни при каких обстоятельствах, не переводится в высший " (ЖМП 1954 г. №7).
Надо сказать, что это рассуждение покойного патриарха полностью подтверждается фактами церковной истории и учением святых отцов.
В течении последних пятисот лет. появилось много новых религиозных исповеданий протестантско-сектанского характера (из них у нас особенно распространен баптизм). Их отступления большей частью не затрагивают основных церковных догматов о Троице, о лице Иисуса Христа. Но в этих религиозных обществах не сохранилось апостольского иерархического преемства, прервана историческая нить церковности, да и самой церковности у сектантов не придается почти никакого значения (упор делается на личную веру).
В случае, если человек, получивший сектантское крещение, обращается в Православие, как следует отнестись к его крещению? В канонических правилах — мы не найдем прямого ответа на этот вопрос, т.к. святым отцам времени Вселенских соборов не приходилось иметь дела с такими религиозными исповеданиями. Тогда были известны ариане, македониане, новатиане, несториане, монофизиты и друг., о коих упоминается в правилах. Но все еретики, несмотря на все свои заблуждения, имели епископов, обладающих апостольским преемством, сохраняли и другие формы церковности. Между тем наши сектанты ничего этого не имеют. Они думают, что, обладая книгами Священного Писания, можно отказаться от исторически непрерывной Апостольской Церкви — этой одушевленной книги Христовой. Да и на самое крещение многие сектанты смотрят рационалистически не как на спасительное таинство, а как на простое "напоминание". Это понятно: люди, оторвавшиеся от видимой Церкви, не могут дорожить видимыми проявлениями церковности, а потому стараются всемерно умалить как значение иерархии, так и значение священнодействий. Таких еретиков древность, можно сказать, не знала, и каноническими правилами они не предусмотрены.
Итак, как нам относиться к их крещению?
На Московском соборе 1667 г. лютеране и кальвинисты в вопросе чина приема отнесены к той же категории, что и "латиняне". Собор 1667 г. огульно отменил практику перекрещивания всех этих последователей западных исповеданий, сославшись на постановления собора 4-х восточных патриархов в константинопольском храме "Паммакаристос" (1491 г.). Ссылка, надо сказать, не совсем основательная, поскольку собор в храме "Паммакаристос" происходил тогда, когда еще ни лютеран, ни кальвинистов, на свете не было, и рассматривался на этом соборе лишь вопрос чина приема самих "латинян", т.е. римо-католиков, у которых крещение, как известно, совершается священниками. Видимо, собор 1667 года не особенно разбирался в существенных различиях между западными исповеданиями. Все же практика, установленная на соборе 1667 г., сохраняется у нас и до сего дня: протестантов и сектантов у нас принимают без перекрещивания.
Естественно, что, при таком отношении к протестантам и сектантам, никак нельзя применять перекрещивания и к старообрядцам-беспоповцам, у коих тоже крещение совершается мирянами. Старообрядцы, даже беспоповцы, несравненно более близки к нам, чем протестанты. Старообрядцы, хотя из-за обрядов и откололись от Церкви, но догматы они содержат те же, что и мы, тогда как вступившие на путь рационализма протестанто-сектанты, иногда очень далеко уходят от учения церковного. Кроме того, их догматические взгляды бывают очень неустойчивы. Поэтому в отношении протестанто-сектантов необходимо, особенно, если окажется, что мы имеем дело с людьми крещенными в таких сектах, где на крещение смотрят как на простое символическое действие, не имеющее благодатной силы, — священнику следует обратиться к своему епископу за разъяснениями, как принимать таких людей в Православную Церковь.
Надо также выяснить, содержится ли в данной секте учение о Трех Ипостасех и было ли над данным лицом совершено крещение во имя трех Ипостасях в три погружения. Если нет — сектант может быть принят в Церковь не иначе как только через крещение, т.е. по первому чину.
Примечание: Крестить младенцев и несовершеннолетних можно только с согласия их родителей или опекунов. (Нечаев, Практическое руководство, П. 1915 стр. 236).
ЧИНЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ
Отделившиеся от истинной Церкви религиозные общества не в одинаковой мере отчуждены от нас. Одни ближе к Православию по своему вероучению, другие дальше. У одних сохраняется апостольско-епископское преемство, у других нет. Наконец одни проявляют некоторые симпатии и даже тяготение к Православию, другие явно враждебны к нему.
В связи с этим и присоединение инославных к Православной Церкви совершается не одинаково. Существует несколько чинов присоединений:
1) после оглашения через крещение с последующим далее миропомазанием и причащением (1-й чин)
2) через миропомазание с последующим причащением (2-й чин)
3) через причащение (3-й чин).
Во всех случаях присоединяемый должен хорошо знать основную разницу между Православной Церковью и тем религиозным обществом, которое он оставляет. Этому должны способствовать предварительные беседы; в них должно быть обращено внимание на самое существенное в Православии.
Присоединению предшествует отречение от заблуждений и раскаяние в содеянных грехах.
Отречение от заблуждений бывает только тогда, когда налицо догматические заблуждения.
Во всех случаях вполне согласной с церковной традицией была бы подготовка к присоединению постом и молитвой.
Присоединение по 1-му чину
По первому чину, т.е. через крещение присоединяются в Православную Церковь:
1. Все некрещеные, независимо от того, к какому религиозному обществу они принадлежали;
2. Крещеные в таких религиозных обществах, где отрицается троичность Лиц или где Сын и Дух Святый считаются неподобными Отцу (крайнее арианство), (2 Вселенский собор, 7-е правило).
3. Крещеные не во имя Отца и Сына и Святаго Духа, или не в три приема (погружения), а как-нибудь иначе (2 Вселенский собор, 7-е правило).
4.Имеющие внецерковное, еретическое крещение, если Церковь по каким-либо еще при чинам (кроме указанных выше) найдет нужным проявить особую строгость и отвергнуть это крещение; такими причинами могут быть: особая враждебность данной ереси к Церкви, к ее таинствам, и даже то обстоятельство, что крещение совершается в данном религиозном обществе мирянами (1 прав. Вас. Вел.; см. еще "Журнал Московск. Патр." за 1954 г. №7 стр. 43-44).
Указанные выше в пункте 1, 2 и 3 категории еретиков обязательно подлежат православному крещению при вступлении в Церковь. Что же касается пункта 4, то здесь возможно и снисхождение oikonomiaz eneka. За указаниями в сомнительных случаях надо обращаться к епископу.
Как совершается присоединение по 1-му чину?
Об этом ясно говорится в 7-м правиле 2-го Вселенского собора;
Кандидат присоединяется к оглашаемым, проходит подготовку и потом крещается в обычном порядке. Вслед за крещением, само собой понятно, совершается миропомазание, а затем и причащение.
Присоединение по 2-му чину
По второму чину, т.е. через миропомазание принимаются в Православную Церковь:
1. Инославные христиане, имеющие крещение, признанное Церковью, но не миропомазанные;
2.Миропомазанные в таких обществах, где нет апо-стольско-епископского преемства (украинские "самосвяты" — липковцы);
3. Миропомазанные в таких ересях как арианство (даже умеренное) и македонианство, где апостолько-иерархическое преемство существует, но догмат о Св. Троице искажен: признается лишь подобосущие Трех Лиц и отрицается полное Их равенство и единосущие (2 Вселенский собор 7 правило, Трулльский собор 95 правило).
4.Миропомазанные в Церкви, но потом впавшие в грех отречения от Христа и паки возвращающиеся в Церковь (Большой Требник, глава 97-98); это касается только отрекшихся от Христа, а не тех. кто переходит из Православия в другое христианское исповедание.
По второму чину, через миропомазание надо принимать лютеран, баптистов и всех вообще протестанто-сектантов к какой бы разновидности они не принадлежали, т.к. у них таинства миропомазания вообще нет. Над присоединяющимся сектантом миропомазание не совершается только в том случае, если некогда ранее этот человек принадлежал к Православной Церкви и там уже получил миропомазание.
Если бы в Православие переходил католик или армяно-григорианин почему либо еще не миропомазанным, — и его надо принимать по этому чину.
Как теперь совершается присоединение по 2-му чину?
Порядок его изложен у нас в Большом Требнике (105-106 гл.) и в "Книге чинов присоединений" в общем сходно (порядок этот надо заметить, не особенно древний).
После предварительной беседы об истинах веры присоединяющийся исповедуется в своих грехах ("Разрешительная" молитва тут не читается).
После этого совершается у дверей церковных последование, во время которого присоединяющемуся предлагаются вопросы, и он, отвечая на них, отрицается от заблуждений своего прежнего исповедания, и исповедует Православную веру. Отрицания произносятся или в общих выражениях, например: "Отрицаюся всех заблуждений лютеранских..." или совершаются отрицания с изложением каждого заблуждения (Никольский). Затем присоединяющийся вводится в церковь, здесь молитвы и особая "разрешительная" молитва: "Господь и Бог наш Иисус Христос ключи Царства Небеснаго апостолом Своим вручивый..."
Вслед за этим совершается таинство миропомазания. Начинается оно возгласом: "Благословенно царство...", "Царю Небесный". Следует великая ектения. Молитва миропомазания: "Благословен еси Господи Боже Вседержителю, источниче благих..." Совершается самое миропомазание с произнесением слов "Печать дара Духа Святаго. Аминь". 11омазываются как обычно, чело, очи, нос, уста, перси, руки и ноги. В случае же приближения кончины, достаточно помазывать миром только одно чело (Нечаев, п. 1915 стр. 251). Следует молитва: "Господи Боже наш, сподобивый совершенна показати раба твоего..." После этого мокрой губкой стираются места, помазанные миром. (В древности этого не было). Главопреклонение. Сугубая ектения. Отпуст.
За литургией совершается причащение новоприсоединенного.
В случае приближения смерти весь этот, довольно продолжительный, чин сокращается, а причащение (посте миропомазания одного лишь лба) совершается по чину причащения больного.
Чин миропомазания отрекавшихся от Христа совершается по 98 главе Большого Требника.
Надо заметить, что богословы западного уклона возражают против этого последнего чинопоследования на том основании, что миропомазание не повторяется.
Присоединение по 3-му чину
По третьему чину, т.е. через причащение (после отречения от ересей и покаяния) принимаются в Православную Церковь члены таких религиозных обществ, где сохраняется апостольско-епископское преемство и где христианские догматы подвергались меньшему искажению (Шестой Вселенский собор, 95 правило). Сюда следует отнести несториан, монофизитов, армяно-григориан, римо-католиков.
Третий чин присоединения отличается от второго лишь отсутствием миропомазания. Точно также, как при присоединении по 2-му чину, после предварительных бесед бывает исповедь, без чтения "разрешительной" молитвы; в вопросо-ответной форме у дверей церковных совершается отрицание от заблуждений и исповедание православной веры, дается обещание хранить ее; совершаются те же молитвословия и читается та же особая разрешительная молитва "Господь и Бог наш Иисус Христос, ключи Царствия Небеснаго апостолом своим вручивый". После этого присоединяющийся присутствует на Литургии и причащается Святых Тайн.
При присоединении старообрядцев "поповцев" (имеющих священство) обновленцев и других имеющих священство раскольников, у которых полностью сохранились православные догматы, — этот чин может быть сокращен до исповеди и причащения.
По соображениям церковной экономии, такое же сокращение может быть допущено и при присоединении армяно-григориан и римо-католиков (сюда надо отнести и униатов), особенно в тех случаях, когда присоединения эти имеют массовый характер.
В этом случае (после предварительных бесед) опускается все совершающееся при дверях церковных (отрицание и проч.), а сразу в самом храме совершается исповедь по требнику без пропуска положенных молитв с добавлением еще одной молитвы о присоединяемом из "Книги чинов присоединений" или из Большого требника (если эти книги имеются). После исповеди нельзя пропускать молитвы "Господи, Боже спасения рабов Твоих..." Вместо обычной принятой у нас "разрешительной" молитвы может быть прочитана по одной из названных выше книг упомянутая молитва "Господь (и Бог) наш Иисус Христос, ключи царствия небеснаго апостолом (своим) вручивый"... После этого присоединяющиеся присутствуют на Литургии и приступают к св. Чаше.
По сокращенному чину совершается присоединение и в случае приближения смерти.
ЕВХАРИСТИЯ
Литургия является средоточием церковной жизни. В причащении осуществляется теснейшее единение Церкви со своим Главой. Причащающиеся освящают свои душа и тела, получают залог бессмертия и жизни вечной.
Евхаристия — слово греческое, значит "благодарение". Этим словом Литургия стала называться в глубокой древности. Еще у евреев застольная молитва называлась "благословением", причем эти застольные благословения всегда начинались словами "Благодарим Тебя..." Вот почему и христианская застольная молитва в апостольские времена называлась eulogia или eucaristia. В христианстве это последнее слово утвердилось как синоним трапезы Господней, т.е. Литургии.
В древности за литургией причащались все неотлученные.
О совершителе таинства
Совершать литургию может только епископ или пресвитер. Никто другой из клириков, не говоря уже о мирянах, никогда ни при каких обстоятельствах не может совершить таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Никаких исключений из этого правила не бывает.
Не может совершать литургию и священнослужитель, состоящий под запрещением
На вопрос, можно ли в исключительных случаях при отсутствии священника разрешить мирянину причаститься самому запасными Дарами, св. Василий Великий дает утвердительный ответ "Долговременный обычай, — говорит он, — удостоверяет в этом самим делом. Ибо, все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя приобщают" (К Кесарии, ясене патриция, о приобщении. Творения, т.3, СПб 1951 г. стр. 118). Во в наше время, эта практика мало известна и допускать ее даже в единичных случаях (при невозможности причастия у священника) можно было бы не иначе, как только по указанию архиерея. При наличии же священника, такое причащение и вовсе запрещено каноническими правилами: "Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе Божественные тайны, когда есть епископ или пресвитер или диакон", — сказано в правилах Туллъского собора (58 правило).
Диакон не может ни в коем случае совершить Литургию.
Препятствия к достойному литургисанию и причащению
а) Лица, находящиеся под клятвой, запрещением и отлучением, лишаются права священнодействия на основании 28 Апостольского правила: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или" диакон, праведно за явные вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученного, таковый совсем отсечется от Церкви». В том же духе высказывается 4-е правило Антиохийского собора, добавляя, что изверженному из сана и совершающему священнодействия «отнюдь не позволяется на другом соборе ни надежд; восстановления в прежний чин имети, ниже до принесения оправдания допущену быта».
По 32 правилу святых Апостолов, с которым в согласии находится и 119 правило Номоканона, разрешение от запрещения и клятвы предоставляется «связавшему»: «...связавший и да разрешит».
Во всех упомянутых случаях священник и диакон не могут совершать Литургию, пока не будут разрешены совершенно и прощены тем, кто их связал и имеет власть разрешения.
б) Священнослужитель не должен совершать Литургии, если совесть обличает его в смертном грехе (гордость, сребролюбие или лихоимство, нечистота или блуд, чревоугодие, зависть, гнев, леность). Он должен очистить свою совесть покаянием, сокрушением сердечным и устной исповедью перед духовным отцом с твердым намерением не возвращаться ко греху.
Если священник вспомнит, что он находится в смертном грехе во время совершения самой Литургии, в таком случае он не должен прекращать служения, но, проникнувшись чувством раскаяния, пусть примет решение о скорейшем исповедании греха по совершении службы и священнодействует по обычаю.
в) Препятствием к достойному литургисанию и причащению св. Тайн служат оскорбление, - гнев, вражда на ближнего. Основанием такому предписанию служит заповедь Господня (Мф. 5,23-24), наставления Василия Великого пресвитеру «...николиже да станеши в собор вражду имея на кого, да не прожениши Утешителя...»
г) Достойному служению и причащению св. Тайн препятствуют вечернее многоядение и многопитие. Каждый священнослужитель должен по возможности с вечера воздерживаться от всякой пищи и питья, или же вкушать очень мало, а от
полуночи не есть и не пить ничего совершенно. Причащение натощак, т.е. не поевши предписывается 69-м прав, святых Апостолов, 50-м прав. Карфагенского соб., 29-м прав. IV Вселенского соб.
Не совершит таинства Тела и Крови Господней и тот священнослужитель, который дерзнет священнодействовать в беспамятстве, не понимая какими словами совершается таинство, или в состоянии опьянения, когда он не будет знать и понимать того, что совершает.
д) Наконец, всякий иерей или диакон, имеющий жену, перед литургисанием по возможности должен воздерживаться от нее несколько дней, а также и после литургисания, по крайней мере в течении того дня, в который служил. Не воздерживающийся и служащий тяжко согрешает.
Воздержание от плотского общения с женой перед совершением Евхаристии предписывается в 4-м прав. Карфагенского собора: «Рассуждено, чтобы... пресвитер, и диакон, и все, прикасающиеся к Святым, хранили целомудрие и воздержание от жен». 13 прав. IV Вселенского соб., подтверждая постановление Карфагенского собора о чистоте жизни священнослужителей, возводит практику «прикасающихся Священных Таинств в урочные времена воздержания от сожительниц» их еще к апостольским временам.
Не менее определенно высказывается по этому вопросу 5 прав. Тимофея Александрийского: «Аще жена пребудет нощию со своим мужем или муж с женою и на утро будет священнослужение, то должны ли они причаститься или нет? Не должны. Поелику Апостол говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в молитве и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим».
Константинопольский патриарх Лука указывает, между прочим, и продолжительность воздержания: «Имеющие причаститься за три дня не должны иметь телесного совокупления» (этого требует требник митр. Петра Могилы). В соответствии с наставлениями еп. Нифонта в день совокупления священник не только не должен служить Литургию, но и входить в алтарь (см. Р.И.Б. т.IV - ч.1, столб.31). Плотское общение он допускает в промежуточные дни между совершением Евхаристии: «Аще поп восхощет служити в неделю и вторник, может совокупляться межы деньми, израния в Понедельник».
К менее значительным препятствиям в служении и причащении св. Тайн относятся следующие:
а) Излишнее рассеяние мыслей. Свою рассеянность священник должен победить теплой молитвой, сознанием важности предстоящего священнодействия, страхом суда Божия (Кор. II, 27-32).
б) Внутреннее смущение, т.е. тоскливость. Каждый священнослужитель должен удалять ее от себя твердой надеждой на Бога, особенно надеждой на получение благодати Господней через причащение св. Тайн Христовых.
в) Уныние или разленение. Его необходимо удалять от себя трезвостью, бдением, разумным трудом.
г) Более важным из перечисленных препятствий являтся смущение или движение телесное, бываемое от осквернения во сне (поллюций). Если у священника случится подобное даже без всякой причины с его стороны, то и тогда он без особенной нужды не должен литургисать. В крайнем случае он непременно должен совершить перед Литургией «Правило от осквернения», имеющееся в правильниках и молитвословах.
Если же священник сам даст повод к ночному осквернению нечистыми беседами, скверными мыслями или лишней вечерней едой и питьем, то такой не должен служить, тюка не покается.
Подготовка священника к совершению литургии.
Нравственная подготовка. Готовясь к совершению Божественной литургии, священник должен оберегать свое сердце от греховных мыслей. Если на довести есть тяжкий грех, в нем надо покаяться на исповеди. Нельзя приступать к совершению литургии с чувством злобы и вражды к кому-нибудь, а надо стараться, по поскольку это возможно, примириться со своим недоброжелателем.
Вечер накануне литургисания надо провести подобающим образом. Если многоядение, пьянство, карточная игра, пустые светские развлечения вообще неприличны священнику, то допущение чего либо подобного в вечер накануне литургисания явилось бы препятствием к совершению литургии. Супружеское воздержание перед причащением обязательно для всех, тем более для священника (Трулльск. 13).
Полное воздержание от пищи "Учительным известием" предписывается от полуночи. Но по монастырским уставам, вкушать пищу можно только до повечерия (номоканон, в Большом Требнике п. 105), а при всенощном бдении, когда повечерие отменяется, причастникам положено полное воздержание от пищи после вкушения благословенных хлебов и вина перед шестопсалмием (Типикон, гл. 2-я) Священнослужители, как часто причащающиеся, могут, если есть необходимость, накануне вкушать пищу для поддержания своих сил перед продолжительным богослужением и другими требами, но умеренно, воздерживаясь от пресыщения, и только до полуночи, так как после полуночи начинается другой день, а литургия должна совершаться людьми, ничего не евшими и не пившими. Пить алкогольные напитки после вечернего богослужения, накануне причащения, категорически воспрещается.
Основой молитвенной подготовки являются уставные церковные службы: всенощное бдение (под праздники) или вечерня, повечерие, утреня, часы.
В приложении к "Учительному известию" указано еще так называемое "правило" для индивидуальной молитвенной подготовки.
Каноны правила читаются на малом повечерии после Символа веры:
1) канон Спасителю;
2) канон Богородице;
канон по дню седмиц (понедельник — бесплотным, вторник — Предтече, четверг — апостолам, суббота — всем святым);
3) канон ангелу-хранителю.
4) Перед литургией – канон ко причащению, и молитвы ко причащению.
При этом Спасителю обычно читается канон, известный под названием канона Иисусу Сладчайшему (Ирмоса: «Во глубине постла...", 1-й тропарь: "Иисусе Сладчайший Христе"), или Покаянный канон. Под пятницу этот канон заменяется каноном кресту.
Богородице - канон параклисис (ирмосы: Воду прошед..», 1-й тропарь:..., Многими содержим напастьми''). Под среду этот канон может быть заменен каноном Одигитрии, что значит «Путеводитатьница». (Богородичный канон в любой день может быть заменен акафистом Богородице, припев "Радуйся Невесто неневестная", а под субботу такая замена считается обязательной.
Имеется в виду канон с акафистом Богородице.
Канон Ангелу-Хранителю может быть опущен под понедельник, когда читается канон бесплотным силам, и под четверг.
По "Учительному известию", указанной молитвенной подготовки ни в коем случае сокращать нельзя, т.е. священнослужитель должен не только прослушать уставные церковные службы, но и вычитать "правило". Лишь в крайнем случае, если по чему-либо нет никакой возможности вычитать все "правило" до литургии, оно может быть прочитано после литургии, но молитвы ко причащению все же должны быть прочитаны до причащения (таково указание "Учительного известия"). Священнослужители, если по причинам от них независящим (занятость исполнением каких-либо неотложных треб или исповеди мирян) не могут исполнить правила к причащению, могут сократить число канонов и тропарей, но молитвы ко Св. Причащению должны быть обязательно вычитаны перед литургией.
"Правила" нельзя читать во время церковных служб, так как церковная молитва важнее личной; заслуживает поощрения практика опытных священнослужителей, которые исполняют правило накануне, но не вечером, а в продолжение целого дня (каноны), пользуясь для этого свободным временем (по частям).
В большие праздники, как Пасха, — поскольку "правило" составлено без всякого учета праздников и праздничных воспоминаний, - от него делаются отступления: сокращается будничный, покаянный элемент, вводится элемент праздничный.
При подготовке к совершению литургии, священнику следует уделить должное внимание также внешней, телесной чистоте и опрятности, - помыться, почистить зубы, привести в порядок одежду, волосы, обрезать и почистить ногти, подрезать усы (чтобы при причащении не омочить их в св. Чаше). Следует также позаботиться о надлежащем виде облачений, о порядке в алтаре и т.п.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 293.