О способе совершения крещения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Крестить надо через погружение (троекратное), а не че­рез обливание. Погружение лучше выражает значение кре­щения (омовение греховной скверны, смерть для жизни ветхой и новое рождение, спогребение и совоскресение Христу). Практика крещения через погружение является изначальной в истории Церкви. Примеры обливательного крещения объясняются исключительными обстоятельствами (болезнью, недостатком воды). Наш Священный Синод в одном из своих постановлениях напоминают епископам, "что таинство святаго крещения должно непременно совер­шаться только через погружение и что священники, практи­кующие обливательное крещение, должны быть подвергну­ты запрещению". (Постановление от 13 мая 1947 г.).

При погружении младенцев следует соблюдать осто­рожность, чтобы ребенок не захлебнулся. В связи с этим, немаловажным представляется вопрос, как следует держать младенца во время погружения. Некоторые свя­щенники переворачивают ребенка спинкой квер­ху, личиком вниз, ладонью закрывают ему ротик и нос, и так погружают. При таком способе по­гружения порой проявляется большая, достигну­тая практикой, ловкость движений, но едва ли положение тела крещаемого таким, способом младенца можно считать благовидным. Другие погружают младенца, держа его в объятиях в обычной позе личиком вверх. При таком погру­жении (если головка приподнята) вода лишь чуть-чуть покрывает личико крещаемого и у него со­храняется возможность дышать даже в моменты погружений. В нынешнем требнике о способе погружения сказано так: "Крещает его священник, проста (права) его держа и зряща на восток". Здесь таким образом указана иная форма погру­жения, при вертикальном положении тела. В общем надо признаться, что немаловажный во­прос о положении тела крещаемого младенца и о самом способе погружения его в воду у нас не уточнен в деталях. Идеальным надо признать такой способ погружения, при котором: 1)строго выполняются канонические требования о погру­жении. 2) соблюдается благообразие самой формы погружений, 3 исключаются нежелательные для ребенка последствия, связанные с проникновени­ем воды в дыхательные пути. Иные священники рекомендуют во избежание этого погружать младенца в момент выдоха.

Кстати сказать, вопрос о способе погруже­ния у нас и исторически недостаточно освящен. Греческие рукописные евхологии в этом месте обычно очень скупы на пояснения.

В "Истории Русской церкви" Голубинского приводится такая выдержка из старых требни­ков: "Аще младенец есть убо крещаемый и посаждает его доле в крестильнице. воде сущим, и по шею куплет, придержка левою рукою, десною рукою приим тегтую воду возливает на главу его, занеже младенцу слабу сущу блюстися залитися" (1,2 стр. 423). Здесь объединены элементы по­гружения и обливания, но все же приведенные цитаты не являются исчерпывающем ответом на поставленный вопрос.

Еще меньше ясности в вопросе погружения взрослого. Каким путем должно осуществляться троекратное погружение тела взрослого человека? Конечно, не чрез приседание в воде на полусо­гнутых ногах! Скорее чрез троекратное преклоне­ние главы и всего корпуса в воду, в сторону "вос­тока" (т.е. икон). Но для этого кресталъница должна быть достаточно вместительной и вода должна доходить крещаемому до груди. Взрослые должны заходить в воду по шею (или чуть ниже), стоя на коленях, а при совершении самого креще­ния должны погружаться священником с головой, священник должен в это время держать свою руку на голове крещаемого.

Другой весьма важный вопрос — как при крещении взрослого не оскорбить естественного чувства стыдливости, — особенно касается кре­щения женщин. В древности при крещении муж­чины был только один восприемник — мужчина, а при крещении женщины — одна восприемница женщина. Кроме того, некогда при крещении женщин вместо диакона действовала диаконисса. Едва ли при погружении взрослого надо считать необходимым и неизбежным полное обнаженное тело. Во избежание смущения и соблазна было бы очень хорошо, если бы "крестильницу" (купель) можно было бы в момент крещения взрослого (особенно девушки или женщины) задернуть от лишних глаз просты­нями и тем дать возможность (крещенной) при помощи восприемника того же пола спокойно выйти из воды, снять с себя то, чем до этого момента была прикрыта телесная наго­та, вытереть мокрое тело полотенцем и, оставаясь за "шир­мой", одеть на голое тело сухую чистую белую крещальную рубаху.

При возложении нательного крестика священник благо­словляет им крещенного, предлагая ему креститься и поце­ловать его (если он может это сделать) и возлагает на шею со словами: "Аще кто хощет по Мне идти, да отвержится себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет".

При помазании тела Св. миром следует остерегаться, чтобы оно не капнуло на пол или же на одежду крещаемого и воспреемников. Следует предупреждать воспреемников,  чтобы они не вытирали сами помазанных мест.

В случае пролития мира следует поступать также, как и при пролитии Св. Крови.

При помазании очей следует помазывать веки сверху. Вместо уст помазывается верхняя или нижняя губа, но так, чтобы младенец не лизал Св. миро. Ноздри помазываются с двух сторон. Грудь помазывается вверху, в одном месте (тем более у женщин). Руки и ноги подмазываются только сверху (хотя некоторые помазывают внутри — ладони и подошву ног, что не совсем удобно).

При совершении помазания Св. миром воспреемники говорят обычно каждый раз "Аминь", о чем предупреждает их священник перед помазанием. Но при этом и сам священ­ник говорит "Аминь".

При хождении воспреемников вокруг купели священ­ник держит в руках зажженную свечу, может также держать Св. Крест, в знак последования крещаемого за Христом.

Евангелие читается лицом к крещаемому, как и на за­казных молебнах, после чего воспреемники и крещаемый (если может) может лобызать его, где это принято в обычай.

Сугубая ектения обычно не произносится после Еван­гелия, а переносится в самый конец чина (после постриже­ния).

В конце чина крещения священник обычно поздравляет крещенного и воспреемников и делает краткое наставление им об их обязанностях и исполнении заповедей Божиих.

 

 Вода крещения

При крещении, если его в случае крайней надобности совершает мирянин, лучше употреблять освященную воду, например богоявленскую. Если же крещение совершает священник, то следует брать воду не освященную и над ней совершить то освящение воды, которое положено в чине крещения. Вода должна быть чистая, свежая, не очень хо­лодная (зимой надо добавить немного теплой воды). После крещения вылить ее в чистое место; ни в коем случае не оставлять ту же самую воду до следующего совершения крещений.

Чистота и опрятность при совершении крещения

Надо постоянно следить за чистотой купели, крестиль­ного ящика, кисточек, за чистотой самого помещения, в котором совершается крещение. При крещении положено белое облачение. Лучше всего, если крещальное облачение изготовлено из такого простого белого материала, что его можно часто стирать и гладить. Еще лучше, если есть два таких облачения: одно идет в стирку, а другое остается в пользовании священником.

При совершении так называемого "измовения" упот­ребляется губка. Надо следить, чтобы губка эта не была грязная, жирная; как только чуть-чуть загрязняется, надо прокипятить ее в воде. Некоторые священники заменяют губку чистыми кусочками ваты, которые потом сжигают (для каждого ребенка отдельный кусочек). Можно бы и при помазании делать миниатюрный (величи­ной с спичку) "стручец" из ваты и пользоваться им вместо кисточки (о которой, кстати сказать, нет упоминания в требниках). Сразу после пома­зания такой "стручец" можно бы сжечь.

Вода обязательно должна быть чистая.

При крещении сразу нескольких маленьких детей, лучше было бы, если бы для каждого ре­бенка была отдельная купель. Но так как это большею частию неосуществимо, надо по край­ней мере следить, нет ли среди крещаемых детей больного, и, если есть, крестить больного после здоровых, а при подозрении на заразную болезнь — совершенно изолировать больного от здоро­вых

Надо помнить, что проявление неряшливо­сти и небрежности при крещении служит поводом к нареканиям и соблазнам. И наоборот, соблюде­ние гигиенических условий и внимательное от­ношение со стороны священника даже к необос­нованным опасениям родителей и кумовей за ребенка и к их просьбам, вызывает у них чувство признательности к священнику и косвенно укреп­ляет их благорасположение к Церкви.

Восприемники

При крещении положен один восприемник. При мальчике мужчина, при девочке женщина. И в требнике говорится, не о "восприемниках", а о "восприемнике". В настоящее время не соблюда­ется обычай, чтобы при крещении мальчика не­пременно воспреемник, а девочки — восприем­ница. Достаточно одного восприемлющего, неза­висимо от пола. По требнику, восприемник дол­жен присутствовать не только при крещении, но еще и раньше — при воцерковлении, при "огла­шении", а после крещения — при пострижении власов. Восприемник принимал участие и в под­готовке оглашенного к крещению.

При "оглашении" — восприемник давал от­веты, если оглашаемый не мог ответить по мало­летству или по другим причинам.

При крещении — восприемник принимай крещаемого от купели, помогал ему выйти из воды и, надо думать, помогал одеваться в чистую сухую одежду. Естественно, что при мужчине восприемником бывал мужчина, а при женщине женщина.

После крещения обязанность восприемника должна состоять в духовном руководстве кре­щенным, в заботах о его христианском воспита­нии.

У нас утвердился обычай ставить при кре­щении двух восприемников: "крестного" и "кре­стную". Крестный воспринимает- мальчика от купели после крещения: поэтому мальчика до крещения держит крестная. При девочке — на­оборот.

В восприемники нельзя приглашать неве­рующих, иноверцев, малолетних (моложе 15-ти лет для лиц мужского пола и 13-ти лет для лиц женского пола), нетрезвых, психически больных, явных грешников (открыто ведущих соблазни­тельный образ жизни), монахов (хотя это и не всегда исполнялось). Восприемниками не могут быть родители крещаемого.

 Священник, совершающий крещение, не яв­ляется восприемником и не входит в духовное родство ни с крещаемым, ни с родителями его, даже тогда, если он крещает младенца сам без восприемни­ков. Но по желанию он может быть восприемником.

Известный канонист проф. А.С.Павлов, относительно этого так говорит: "при исключительных обстоятельствах крещение может быть совершено и совсем без восприемни­ка; в этом случае обязанность восприемника принадлежит тому лицу, которое совершает самый акт крещения (без­различно, будет то священник или мирянин)" (Кур. церк. права, 312 стр.). По 200 правилу Номоканона при Бол. Треб­нике, "в купель да не дерзнет восприемник прострети руку свою крестити отроча: законопреступно бо есть сие; то­чи ю да приимет и (его, т.е. крещение) от руку священническу". Некоторые на основании этого правила утверждают, что священнику не следует быть восприемником крещаемого (см. Пособ., 663 стр., 1 прим.). Но указанным правилом воспрещается восприемнику-мирянину вступаться в свя­щеннодействие (см. Правосл. богослов, энциклопедия, 3 т., 2 ч., 1013 стр.), и, таким образом, в этом правиле идет речь не о восприемничестве, а о священнодействии, при соверше­нии которого священником и погружение в купель крещаемый "да приимет" не от восприемника, а "от руку священническу" (Наст. кн. священнослуж., т. 2., стр. 989, прим. 3).

Недопустимо и "заочное" восприемничество.

Восприемники могут быть беременные, но не следует допускать, находящихся в состоянии обычного очищения. Воспреемниками могут быть и глухонемые, если они по нравственным качествам достойны этого и какими-либо знаками выражают свое желание и понимание Таинства.

При установлении духовного родства принимается во внимание только один, положенный по правилам церков­ным, восприемник — при мальчике мужчина, при девочке женщина. Второй восприемник, как необязательный, не принимается во внимание. Таким образом духовное родство устанавливается между восприемницей и воспринятой ею девочкой; а между восприемником и восприемницей одного и того же ребенка никакого родства не устанавливается, равно как между восприемницей и крещенным мальчиком, также как между восприемником и крещенной девочкой.

 

Сокращенный чин крещения, «страха ради смертно­го»

Этот чин совершается тогда, когда необходимо торо­питься ввиду смертной опасности. Опускаются все пригото­вительные чинопоследования и читается только одна единственная сокращенная молитва (на освящение воды): "Господи Боже Вседержителю", и сразу же совершается крещение, а после крещения все идет обычным порядком, т.е. совершается миропомазание, поется "Елицы во Христа крестистеся" и проч. Погружение не совершается, а только обливание или окропление.    

Этот сокращенный чин крещения изложен в требнике.

Следует обратить внимание на то, что даже в этом со­кращенном чине, где опускаются молитвы оглашаемых, "заклинания", слова отречения от сатаны, чтение Символа веры и многое другое, — все же освящение воды не опуска­ется и не заменяется подливанием в купель воды освященной ранее, как это сплошь и рядом делают некоторые священни­ки.

В исключительном случае допустимо крестить в воде кипяченой ("переваренной") или даже из лужи (Требн. П.Могилы) и без епитрахили.

Если младенец еще жив, то после этого совершается все остальное по обычному чину (Гул. Е. В. 1874, 17; Наст, кн. священнослуж:, т. 2. стр. 1009. прим. 3).

В случае смертной опасности крещение может быть со­вершено даже родителями младенца.

О причащении после крещения

До крещения ни в коем случае никакого причащать нельзя. А после крещения новопросвещенный при­ступает к св. Чаше без исповеди, ибо в крещении ему даровано отпущение грехов. Конечно, ничто не мешает ему открыть свои грехи в духовных беседах со священником во время приготовления к таинству крещения. Взрослый после крещения должен причаститься возможно скорее.

О совершителе крещения

Право совершения таинства крещения при­надлежит епископам и пресвитерам.

Мирянам не принадлежит право совершать крещение. Об этом говорит Киприан Карфаген­ский, Василий Великий (1-е правило) и так назы­ваемые "Апостольские постановления" (кн. 3).

Лишь в особых исключительных случаях (смертельная опасность и отсутствие священника) Церковь допускает мирян (в том числе родителей) к совершению крещения и считает тогда таковое крещение" действительным (Эльвирский собор 306 г. в Испании; св.Никифор, патриарх Константи­нопольский, ГХ век).

Для того, чтобы такое крещение, совершен­ное без священника, было признано действитель­ным, необходимо также еще 1)чтобы оно было совершено человеком крещенным, верующим и принадлежащим к Церкви; 2)чтобы совершено было в три приема (погружения) с раздельным упоминанием всех трех лиц Св.Троицы, т.е. во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а не как-нибудь иначе.

В требнике митрополита П.Могилы дается такое указание относительно случаев, когда приходится крестить без священника. Если есть диакон, то крещение совершает он, а не иподиа­кон. Если нет и диакона, а есть какой-либо низ­ший клирик (иподиакон или чтец), то крещение совершает он, а не "простец". И только в том случае, если нет никого принадлежащего к клиру, крещение в случае смертельной опасности мо­жет совершить мирянин мужнина, или даже женщина (если последняя лучше мужчины ори­ентируется в вопросах совершения крещения). Обычное для мирянина начало: "Молитвами святых отец наших..." Слава Тебе Более наги, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое по Отче наш. Символ веры. После этого совершается крещение, в три погружения с произнесением соответствующего молитвословия. Заканчива­ется крещение словами: "Молитвами святых отец наших..."

 

О дополнениях к крещению, совершенному без священника

Если крещенный без участия священника ос­танется в живых, священнику необходимо выяс­нить, были ли выполнены условия, необходимые для признания действительности этого крещения (о них речь была выше). И если окажется, что крещение было совершено в соответствии с вы­шеупомянутыми требованиями, священник не совершает крещения вновь, а лишь дополняет его миропомазанием.

Указанное на этот случай в "Практическом руководстве" П.Нечаева (П. 1915, стр.232) чтение заклинательных молитв уже после крещения, хотя бы и без отрицаний и вопросов о сочетании, не должно иметь места, т.к. слова об изгнании "лукавого и нечистаго духа"... и пр. сейчас, когда уже крещение совершено, явно несвоевременны. Но ничто не мешает в виде дополнения к крещению прочитать Символ веры, если он не был прочитан до крещения. Помазывать крещенного елеем также не надо. т.к..он, бывший ветвью дикой маслины, уже привит ко Христу крещением (Нечаев). После начально­го возгласа надо начинать по требнику прямо с тех молитвословий, которые следуют за троекратным погружением, т.е. с псалма 31-го "Блажени ихже оставишася беззакония..." Дальше совершается все по требнику, а самое главное — миропомазание.

С.В.Булгаков пишет о следующей практике: "Благо­словенно Царство" и проч. Затем следует вел. ектения (с соответствующими сокращениями), возгл. "Яко подоба­ет... ", псалом 31-й и проч. (С.В.Булгаков т.2, с.1007).

Кто подлежит крещению

Мы исповедуем едино крещение. Крещение (истинное, церковное) не повторяется. Поэтому крещению подлежит лишь тот, кто еще не крещен. Но тут возникает несколько вопросов.

1) Как быть с теми людьми, о которых неизвестно, кре­щены ли они?

Ответ на это дается в канонических правилах: "Подоба­ет без всякого сомнения крестити их, дабы таковое сомнение не лишило их очищения сею святынею" (Карфагенск. 83, Трулльск. 84).

Ввиду ясности ответа, нет никакой надобности руково­дствоваться в этом вопросе указаниями Требника митропо­лита Петра Могилы, который предписывает в таких случаях совершать условное крещение (с добавлением слов "аще не крещен есть"). Церковь не знала такой, условной формы крещения.

2)В случае, когда нет достоверных данных о правиль­ном крещении какого-либо младенца, следует крестить его без сомнения, даже если он был уже причащен Св. Тайн. Факт крещения и правильность его необходимо устанавли­вать путем тщательного исследования и расспросов. В слу­чае сомнения нужно крестить по обычаю.

В затруднительных случаях следует обращаться к епар­хиальному архиерею.

3)Имеющую во чреве крестить, ежели захочет (26-е прав. Неокес, соб.).

4)Оглашенного, лишившегося здравого ума в болезни, можно крестить, ежели не искушается от духа нечистого (4-е прав. Тимофея Александрийского).

5)Если какой-либо мирянин (православный, а тем более неправославный) совершил крещение младенца у православных родителей по легкомыслию или по пренебрежению к православным священникам (сектанты или раскольники), или по корыстным побуждениям (бродяги или аферисты) или вообще без всякой надобности (т.е. не в случае смертной опасности), то такое крещение не является действительным и должно быть совершено вновь.

6) Как смотреть на крещение, совершенное вне Право­славной Церкви?

Подлежат ли православному крещению люди, присое­диняющиеся к Церкви из какого-либо другого христианского исповедания и уже крещенные в этом исповедании?

На этот вопрос нельзя ответить одним только "да" или "нет". Вопрос нуждается в многостороннем освещении с учетом ряда обстоятельств.

Прежде всего надо учесть, как далеко уклонилось от православия данное религиозное общество в своем вероуче­нии.

Согласно каноническим правилам (7-е правило 2 Все­ленского собора, 95 пр: Трулльского собора) обязательно подлежат церковному крещению при вступлении в право­славную Церковь такие еретики, как антитринитарии (савел-лиане, павликиане) евномиане (крайние ариане, крещающие ся в одно погружение), гностики, монтанисты; их крещение не может быть признано действитель­ным. Как видим, в эту группу входят ереси, от­вергающие учение о трех Ипостасях (анхитрини-тарии) хотя и признающие особые Ипостаси Сына и Духа, но отказывающие Им в божестве и счи­тающие Их совершенно неподобными Отцу (ев­номиане) и, наконец, ереси с полуязыческой дог­матикой (монтанисты, гностики). Если бы и в наше время пришлось иметь дело с подобными еретиками, ни в коем случае нельзя было бы признать действительности их еретического кре-щения и необходимо было бы при обращении таких людей в Православие освящать их истин­ным церковным крещением. Такое присоединение к Церкви (через крещение) называется присоеди­нением по 1-му чину.

Что же касается представителей других ре­лигиозных обществ, отколовшихся от Церкви, но меньше исказивших основы ее вероучения, как, например, ариане (умеренные), македониане, новатиане, или кафары, несториане, монофизиты и т.п. то, согласно тем же церковным правилам, их принимают в Церковь без перекрещивания.

Это однако, вовсе не значит, что Церковь обязана всегда исходить из признания действи­тельности их крещения. Принципиально, Церковь в праве отвергнуть, как недействительное, лю­бое крещение еретическое, и даже раскольниче­ское. Так, Василий Великий, говоря о возможно­сти принятия новатиан (кафаров) без перекре­щивания, отмечает и другую практику в этом вопросе (практику перекрещивания) "Ибо, говорит он, хотя начало отступления про­изошло через раскол, но отступившие от церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Почему приходящих от них к Церкви, яко крещен­ных мирянами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением. Но поелику некоторым в Асии решительно угодно было, ради назидания многих, прияти крещение их, то будет оно приемлемо" (Прав. Г).

В вопросе перекрещивания также не может иметь решающего значения и тот факт, что в данном исповедании признается действитель­ность нашего православного крещения. "Мы не обязаны воздавать им за это благодарностью", пишет тот же св.Василий Великий (Там же).

Вот почему в истории нашей Церкви из­вестны примеры, когда даже римо-католиков перекрещивали.

Покойный патриарх Сергий разъясняет, что в вопросе способа приема инословных (кого через крещение, кого через миропомазание и т.д.) цер­ковные правила устанавливают границы снисхо­ждения, но не границы строгости. Строгость может быть и увеличена, если это понадобится по соображениям пользы церковного дела. Пат­риарх Сергий говорит так: "Инословное общест­во по своим объективным признакам, принадле­жащее к одному из высших разрядов, может быть ввиду особой своей опасности в данное время отнесено к низшему, а потом возвращено опять к прежнему (разряду). Но общество, по своей природе принадлежащее к низшему разряду (например, первому чиноприему), никогда, ни при каких обстоятельствах, не переводится в выс­ший " (ЖМП 1954 г. №7).

Надо сказать, что это рассуждение покой­ного патриарха полностью подтверждается фактами церковной истории и учением святых отцов.

В течении последних пятисот лет. появилось много но­вых религиозных исповеданий протестантско-сектанского характера (из них у нас особенно распространен баптизм). Их отступления большей частью не затрагивают основных церковных догматов о Троице, о лице Иисуса Христа. Но в этих религиозных обществах не сохранилось апостольского иерархического преемства, прервана историческая нить церковности, да и самой церковности у сектантов не прида­ется почти никакого значения (упор делается на личную веру).

В случае, если человек, получивший сектантское кре­щение, обращается в Православие, как следует отнестись к его крещению? В канонических правилах — мы не найдем прямого ответа на этот вопрос, т.к. святым отцам времени Вселенских соборов не приходилось иметь дела с такими религиозными исповеданиями. Тогда были известны ариане, македониане, новатиане, несториане, монофизиты и друг., о коих упоминается в правилах. Но все еретики, несмотря на все свои заблуждения, имели епископов, обладающих апо­стольским преемством, сохраняли и другие формы церков­ности. Между тем наши сектанты ничего этого не имеют. Они думают, что, обладая книгами Священного Писания, можно отказаться от исторически непрерывной Апостоль­ской Церкви — этой одушевленной книги Христовой. Да и на самое крещение многие сектанты смотрят рационалисти­чески не как на спасительное таинство, а как на простое "напоминание". Это понятно: люди, оторвавшиеся от види­мой Церкви, не могут дорожить видимыми проявлениями церковности, а потому стараются всемерно умалить как значение иерархии, так и значение священнодействий. Таких еретиков древность, можно сказать, не знала, и канониче­скими правилами они не предусмотрены.

Итак, как нам относиться к их крещению?

На Московском соборе 1667 г. лютеране и кальвинисты в вопросе чина приема отнесены к той же категории, что и "латиняне". Собор 1667 г. огульно отменил практику пере­крещивания всех этих последователей западных исповеда­ний, сославшись на постановления собора 4-х восточных патриархов в константинопольском храме "Паммакаристос" (1491 г.). Ссылка, надо сказать, не совсем основательная, поскольку собор в храме "Паммакаристос" происходил то­гда, когда еще ни лютеран, ни кальвинистов, на свете не было, и рассматривался на этом соборе лишь вопрос чина приема самих "латинян", т.е. римо-католиков, у которых крещение, как известно, совершается священниками. Види­мо, собор 1667 года не особенно разбирался в существенных различиях между западными исповеданиями. Все же практи­ка, установленная на соборе 1667 г., сохраняется у нас и до сего дня: протестантов и сектантов у нас принимают без перекрещивания.

Естественно, что, при таком отношении к протестантам и сектантам, никак нельзя применять перекрещивания и к старообрядцам-беспоповцам, у коих тоже крещение совер­шается мирянами. Старообрядцы, даже беспоповцы, несрав­ненно более близки к нам, чем протестанты. Старообрядцы, хотя из-за обрядов и откололись от Церкви, но догматы они содержат те же, что и мы, тогда как вступившие на путь рационализма протестанто-сектанты, иногда очень далеко уходят от учения церковного. Кроме того, их догматические взгляды бывают очень неустойчивы. Поэтому в отношении протестанто-сектантов необходимо, особенно, если окажет­ся, что мы имеем дело с людьми крещенными в таких сектах, где на крещение смотрят как на простое символическое действие, не имеющее благодатной силы, — священнику следует обратиться к своему епископу за разъяснениями, как принимать таких людей в Православную Церковь.

Надо также выяснить, содержится ли в данной секте учение о Трех Ипостасех и было ли над данным лицом со­вершено крещение во имя трех Ипостасях в три погружения. Если нет — сектант может быть принят в Церковь не иначе как только через крещение, т.е. по первому чину.

Примечание: Крестить младенцев и несо­вершеннолетних можно только с согласия их родителей или опекунов. (Нечаев, Практическое руководство, П. 1915 стр. 236).           

ЧИНЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ

Отделившиеся от истинной Церкви религи­озные общества не в одинаковой мере отчуждены от нас. Одни ближе к Православию по своему вероучению, другие дальше. У одних сохраняется апостольско-епископское преемство, у других нет. Наконец одни проявляют некоторые симпа­тии и даже тяготение к Православию, другие явно враждебны к нему.

В связи с этим и присоединение инославных к Православной Церкви совершается не одинако­во. Существует несколько чинов присоединений:

1) после оглашения через крещение с после­дующим далее миропомазанием и причащением (1-й чин)

2) через миропомазание с последующим причащением (2-й чин)

3) через причащение (3-й чин).

Во всех случаях присоединяемый должен хорошо знать основную разницу между Право­славной Церковью и тем религиозным общест­вом, которое он оставляет. Этому должны способ­ствовать предварительные беседы; в них должно быть обращено внимание на самое существенное в Православии.

Присоединению предшествует отречение от заблуждений и раскаяние в содеянных грехах.

Отречение от заблуждений бывает только тогда, когда налицо догматические заблуждения.

Во всех случаях вполне согласной с церков­ной традицией была бы подготовка к присоедине­нию постом и молитвой.

Присоединение по 1-му чину

По первому чину, т.е. через крещение при­соединяются в Православную Церковь:

1. Все некрещеные, независимо от того, к какому религиозному обществу они принадлежа­ли;

2. Крещеные в таких религиозных общест­вах, где отрицается троичность Лиц или где Сын и Дух Святый считаются неподобными Отцу (крайнее арианство), (2 Вселенский собор, 7-е правило).

3. Крещеные не во имя Отца и Сына и Святаго Духа, или не в три приема (погружения), а как-нибудь иначе (2 Вселенский собор, 7-е прави­ло).

4.Имеющие внецерковное, еретическое крещение, если Церковь по каким-либо еще при­ чинам (кроме указанных выше) найдет нужным проявить особую строгость и отвергнуть это крещение; такими причинами могут быть: особая враждебность данной ереси к Церкви, к ее таин­ствам, и даже то обстоятельство, что крещение совершается в данном религиозном обществе мирянами (1 прав. Вас. Вел.; см. еще "Журнал Московск. Патр." за 1954 г. №7 стр. 43-44).

Указанные выше в пункте 1, 2 и 3 категории еретиков обязательно подлежат православному крещению при вступлении в Церковь. Что же касается пункта 4, то здесь возможно и снисхождение oikonomiaz eneka. За указаниями в сомнительных случаях надо обращаться к епископу.

Как совершается присоединение по 1-му чину?

Об этом ясно говорится в 7-м правиле 2-го Вселенского собора;

Кандидат присоединяется к оглашаемым, проходит подготовку и потом крещается в обычном порядке. Вслед за крещением, само собой понятно, совершается миропомаза­ние, а затем и причащение.

Присоединение по 2-му чину

По второму чину, т.е. через миропомазание принима­ются в Православную Церковь:

1. Инославные христиане, имеющие крещение, при­знанное Церковью, но не миропомазанные;

2.Миропомазанные в таких обществах, где нет апо-стольско-епископского преемства (украинские "самосвяты" — липковцы);

3. Миропомазанные в таких ересях как арианство (даже умеренное) и македонианство, где апостолько-иерархическое преемство существует, но догмат о Св. Троице искажен: признается лишь подобосущие Трех Лиц и отрицается пол­ное Их равенство и единосущие (2 Вселенский собор 7 пра­вило, Трулльский собор 95 правило).

4.Миропомазанные в Церкви, но потом впавшие в грех отречения от Христа и паки возвращающиеся в Церковь (Большой Требник, глава 97-98); это касается только отрек­шихся от Христа, а не тех. кто переходит из Православия в другое христианское исповедание.

По второму чину, через миропомазание надо принимать лютеран, баптистов и всех вообще протестанто-сектантов к какой бы разновидности они не принадлежали, т.к. у них таинства миропомазания вообще нет. Над присоединяющим­ся сектантом миропомазание не совершается только в том случае, если некогда ранее этот человек принадлежал к Пра­вославной Церкви и там уже получил миропомазание.

Если бы в Православие переходил католик или армяно-григорианин почему либо еще не миропомазанным, — и его надо принимать по этому чину.

Как теперь совершается присоединение по 2-му чину?

Порядок его изложен у нас в Большом Требнике (105-106 гл.) и в "Книге чинов присоединений" в общем сходно (порядок этот надо заметить, не особенно древний).

После предварительной беседы об истинах веры при­соединяющийся исповедуется в своих грехах ("Разрешитель­ная" молитва тут не читается).

После этого совершается у дверей церковных последование, во время которого присоединяющемуся предлагаются вопросы, и он, отвечая на них, отрицается от заблуждений своего прежнего исповедания, и исповедует Православную веру. Отрицания произносятся или в общих выражениях, напри­мер: "Отрицаюся всех заблуждений лютеранских..." или совершаются отрицания с изложением каждого заблуждения (Никольский). Затем присоединяющийся вводится в церковь, здесь молитвы и особая "разрешительная" молитва: "Господь и Бог наш Иисус Христос ключи Царства Небеснаго апосто­лом Своим вручивый..."

Вслед за этим совершается таинство миропомазания. Начинается оно возгласом: "Благословенно царство...", "Ца­рю Небесный". Следует великая ектения. Молитва миропо­мазания: "Благословен еси Господи Боже Вседержителю, источниче благих..." Совершается самое миропомазание с произнесением слов "Печать дара Духа Святаго. Аминь". 11омазываются как обычно, чело, очи, нос, уста, перси, руки и ноги. В случае же приближения кончины, достаточно по­мазывать миром только одно чело (Нечаев, п. 1915 стр. 251). Следует молитва: "Господи Боже наш, сподобивый совер­шенна показати раба твоего..." После этого мокрой губкой стираются места, помазанные миром. (В древности этого не было). Главопреклонение. Сугубая ектения. Отпуст.

За литургией совершается причащение новоприсоединенного.

В случае приближения смерти весь этот, до­вольно продолжительный, чин сокращается, а причащение (посте миропомазания одного лишь лба) совершается по чину причащения больного.

Чин миропомазания отрекавшихся от Христа совершается по 98 главе Большого Требника.

Надо заметить, что богословы западного ук­лона возражают против этого последнего чинопоследования на том основании, что миропомаза­ние не повторяется.

Присоединение по 3-му чину

По третьему чину, т.е. через причащение (после отречения от ересей и покаяния) принима­ются в Православную Церковь члены таких рели­гиозных обществ, где сохраняется апостольско-епископское преемство и где христианские дог­маты подвергались меньшему искажению (Шес­той Вселенский собор, 95 правило). Сюда следует отнести несториан, монофизитов, армяно-григориан, римо-католиков.

Третий чин присоединения отличается от второго лишь отсутствием миропомазания. Точно также, как при присоединении по 2-му чину, после предварительных бесед бывает исповедь, без чтения "разрешительной" молитвы; в вопросо-ответной форме у дверей церковных совершается отрицание от заблуждений и исповедание право­славной веры, дается обещание хранить ее; со­вершаются те же молитвословия и читается та же особая разрешительная молитва "Господь и Бог наш Иисус Христос, ключи Царствия Небеснаго апостолом своим вручивый". После этого присое­диняющийся присутствует на Литургии и прича­щается Святых Тайн.

При присоединении старообрядцев "поповцев" (имеющих священство) обновленцев и дру­гих имеющих священство раскольников, у кото­рых полностью сохранились православные догма­ты, — этот чин может быть сокращен до исповеди и причащения.

По соображениям церковной экономии, та­кое же сокращение может быть допущено и при присоединении армяно-григориан и римо-католиков (сюда надо отнести и униатов), осо­бенно в тех случаях, когда присоединения эти имеют массовый характер.

В этом случае (после предварительных бе­сед) опускается все совершающееся при дверях церковных (отрицание и проч.), а сразу в самом храме совершается исповедь по требнику без пропуска положенных молитв с добавлением еще одной молитвы о присоединяемом из "Книги чинов присоединений" или из Большого требника (если эти книги имеются). После исповеди нельзя пропускать молитвы "Господи, Боже спасения рабов Твоих..." Вместо обычной принятой у нас "разрешительной" молитвы может быть прочита­на по одной из названных выше книг упомянутая молитва "Господь (и Бог) наш Иисус Христос, ключи царствия небеснаго апостолом (своим) вручивый"... После этого присоединяющиеся присутствуют на Литургии и приступают к св. Чаше.

По сокращенному чину совершается присое­динение и в случае приближения смерти.

ЕВХАРИСТИЯ

Литургия является средоточием церковной жизни. В причащении осуществляется теснейшее единение Церкви со своим Главой. Причащающиеся освящают свои душа и тела, получают залог бессмертия и жизни вечной.

Евхаристия — слово греческое, значит "благодарение". Этим словом Литургия стала называться в глубокой древно­сти. Еще у евреев застольная молитва называлась "благо­словением", причем эти застольные благословения всегда начинались словами "Благодарим Тебя..." Вот почему и хри­стианская застольная молитва в апостольские времена называлась eulogia или eucaristia. В христианстве это по­следнее слово утвердилось как синоним трапезы Господней, т.е. Литургии.

В древности за литургией причащались все неотлученные.

О совершителе таинства

Совершать литургию может только епископ или пре­свитер. Никто другой из клириков, не говоря уже о мирянах, никогда ни при каких обстоятельствах не может совершить таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Никаких исключений из этого правила не бывает.

Не может совершать литургию и священнослужитель, состоящий под запрещением

На вопрос, можно ли в исключительных случаях при отсутствии священника разрешить мирянину причастить­ся самому запасными Дарами, св. Василий Великий дает утвердительный ответ "Долговременный обычай, — гово­рит он, — удостоверяет в этом самим делом. Ибо, все мо­нахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя приобщают" (К Кесарии, ясене патриция, о приобщении. Творения, т.3, СПб 1951 г. стр. 118). Во в наше время, эта практика мало известна и допускать ее даже в единичных случаях (при невозможности причастия у свя­щенника) можно было бы не иначе, как только по указанию архиерея. При наличии же священника, такое причащение и вовсе запрещено каноническими правилами: "Никто из со­стоящих в разряде мирян да не преподает себе Божествен­ные тайны, когда есть епископ или пресвитер или диакон", — сказано в правилах Туллъского собора (58 правило).

Диакон не может ни в коем случае совершить Литур­гию.

Препятствия к достойному литургисанию и прича­щению

а) Лица, находящиеся под клятвой, запрещением и отлучением, лишаются права священнодействия на основании 28 Апостольского правила: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или" диакон, праведно за явные вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученного, таковый совсем отсечется от Церкви». В том же духе высказывается 4-е правило Антиохийского собора, добавляя, что изверженному из сана и совершающему священнодействия «отнюдь не позволяется на другом соборе ни надежд; восстановления в прежний чин имети, ниже до принесения оправдания допущену быта».

По 32 правилу святых Апостолов, с которым в согласии находится и 119 правило Номоканона, разрешение от запре­щения и клятвы предоставляется «связавшему»: «...связавший и да разрешит».

Во всех упомянутых случаях священник и диакон не могут совершать Литургию, пока не будут разрешены совершенно и прощены тем, кто их связал и имеет власть разрешения.

б) Священнослужитель не должен совершать Литургии, если совесть обличает его в смертном грехе (гордость, сребролюбие или лихоимство, нечистота или блуд, чревоугодие, зависть, гнев, леность). Он должен очистить свою совесть покаянием, сокрушением сердечным и устной исповедью перед духовным отцом с твердым намерением не возвращаться ко греху.

Если священник вспомнит, что он находится в смертном грехе во время совершения самой Литургии, в таком случае он не должен прекра­щать служения, но, проникнувшись чувством раскаяния, пусть примет решение о скорейшем исповедании греха по совершении службы и священнодействует по обычаю.

в) Препятствием к достойному литургисанию и причащению св. Тайн служат оскорбление, - гнев, вражда на ближнего. Основанием такому предписанию служит заповедь Господня (Мф. 5,23-24), наставления Василия Великого пресвитеру «...николиже да станеши в собор вражду имея на кого, да не прожениши Утешителя...»

г) Достойному служению и причащению св. Тайн препятствуют вечернее многоядение и многопитие. Каждый священнослужитель должен по возможности с вечера воздерживаться от всякой пищи и питья, или же вкушать очень мало, а от
полуночи не есть и не пить ничего совершенно. Причащение натощак, т.е. не поевши предписывается 69-м прав, святых Апостолов, 50-м прав. Карфагенского соб., 29-м прав. IV Вселенского соб.

Не совершит таинства Тела и Крови Господ­ней и тот священнослужитель, который дерзнет священнодействовать в беспамятстве, не понимая какими словами совершается таинство, или в состоянии опьянения, когда он не будет знать и понимать того, что совершает.

д) Наконец, всякий иерей или диакон, имеющий жену, перед литургисанием по возмож­ности должен воздерживаться от нее несколько дней, а также и после литургисания, по крайней мере в течении того дня, в который служил. Не воздерживающийся и служащий тяжко согрешает.

Воздержание от плотского общения с женой перед совершением Евхаристии предписывается в 4-м прав. Карфагенского собора: «Рассуждено, чтобы... пресвитер, и диакон, и все, прикасаю­щиеся к Святым, хранили целомудрие и воздер­жание от жен». 13 прав. IV Вселенского соб., подтверждая постановление Карфагенского собо­ра о чистоте жизни священнослужителей, возво­дит практику «прикасающихся Священных Та­инств в урочные времена воздержания от сожи­тельниц» их еще к апостольским временам.

Не менее определенно высказывается по этому вопросу 5 прав. Тимофея Александрийско­го: «Аще жена пребудет нощию со своим мужем или муж с женою и на утро будет священнослужение, то должны ли они причаститься или нет? Не должны. Поелику Апостол говорит: не лишай­те себе друг друга, точию по согласию до време­ни, да пребываете в молитве и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержани­ем вашим».

Константинопольский патриарх Лука указы­вает, между прочим, и продолжительность воз­держания: «Имеющие причаститься за три дня не должны иметь телесного совокупления» (этого требует требник митр. Петра Могилы). В соответ­ствии с наставлениями еп. Нифонта в день сово­купления священник не только не должен слу­жить Литургию, но и входить в алтарь (см. Р.И.Б. т.IV - ч.1, столб.31). Плотское общение он допус­кает в промежуточные дни между совершением Евхаристии: «Аще поп восхощет служити в неделю и вторник, может совокупляться межы деньми, израния в Понедельник».

К менее значительным препятствиям в служении и при­чащении св. Тайн относятся следующие:

а) Излишнее рассеяние мыслей. Свою рассеянность священник должен победить теплой молитвой, сознанием важности предстоящего священнодействия, страхом суда Божия (Кор. II, 27-32).

б) Внутреннее смущение, т.е. тоскливость. Каждый священнослужитель должен удалять ее от себя твердой надеждой на Бога, особенно надеждой на получение благодати Господней через причащение св. Тайн Христовых.

в) Уныние или разленение. Его необходимо удалять от себя трезвостью, бдением, разумным трудом.

г) Более важным из перечисленных препятствий являтся смущение или движение телесное, бываемое от осквер­нения во сне (поллюций). Если у священника случится по­добное даже без всякой причины с его стороны, то и тогда он без особенной нужды не должен литургисать. В крайнем случае он непременно должен совершить перед Литургией «Правило от осквернения», имеющееся в правильниках и молитвословах.

Если же священник сам даст повод к ночному осквер­нению нечистыми беседами, скверными мыслями или лиш­ней вечерней едой и питьем, то такой не должен служить, тюка не покается.


Подготовка священника к совершению литургии.

Нравственная подготовка. Готовясь к совершению Бо­жественной литургии, священник должен оберегать свое сердце от греховных мыслей. Если на довести есть тяжкий грех, в нем надо покаяться на исповеди. Нельзя приступать к совершению литургии с чувством злобы и вражды к кому-нибудь, а надо стараться, по поскольку это возможно, при­мириться со своим недоброжелателем.

Вечер накануне литургисания надо провести подобаю­щим образом. Если многоядение, пьянство, карточная игра, пустые светские развлечения вообще неприличны священ­нику, то допущение чего либо подобного в вечер накануне литургисания явилось бы препятствием к совершению ли­тургии. Супружеское воздержание перед причащением обя­зательно для всех, тем более для священника (Трулльск. 13).

Полное воздержание от пищи "Учительным известием" предписывается от полуночи. Но по монастырским уставам, вкушать пищу можно только до повечерия (номоканон, в Большом Требнике п. 105), а при всенощном бдении, когда повечерие отменяется, причастникам положено полное воз­держание от пищи после вкушения благословенных хлебов и вина перед шестопсалмием (Типикон, гл. 2-я) Священно­служители, как часто причащающиеся, могут, если есть необходимость, накануне вкушать пищу для поддержания своих сил перед продолжительным богослужением и други­ми требами, но умеренно, воздерживаясь от пресыщения, и только до полуночи, так как после полуночи начинается другой день, а литургия должна совершаться людьми, ничего не евшими и не пившими. Пить алкогольные напитки после вечернего богослужения, накануне причащения, категориче­ски воспрещается.

Основой молитвенной подготовки являются уставные церковные службы: всенощное бдение (под праздники) или вечерня, повечерие, утреня, часы.

В приложении к "Учительному известию" указано еще так называемое "правило" для индивидуальной молитвенной подготовки.

Каноны правила читаются на малом повечерии после Символа веры:

1) канон Спасителю;

2) канон Богородице;

канон по дню седмиц (понедельник — бесплотным, вторник — Предтече, четверг — апостолам, суббота — всем святым);

3)  канон ангелу-хранителю.

4)  Перед литур­гией – канон ко причащению, и молитвы ко причащению.

При этом Спасителю обычно читается канон, известный под названием канона Иисусу Слад­чайшему (Ирмоса: «Во глубине постла...", 1-й тропарь: "Иисусе Сладчайший Христе"), или Покаянный канон. Под пятницу этот канон заме­няется каноном кресту.

Богородице - канон параклисис (ирмосы: Воду прошед..», 1-й тропарь:..., Многими содер­жим напастьми''). Под среду этот канон может быть заменен каноном Одигитрии, что значит «Путеводитатьница». (Богородичный канон в любой день может быть заменен акафистом Бого­родице, припев "Радуйся Невесто неневестная", а под субботу такая замена считается обязательной.

Имеется в виду канон с акафистом Богоро­дице.

Канон Ангелу-Хранителю может быть опу­щен под понедельник, когда читается канон бес­плотным силам, и под четверг.

По "Учительному известию", указанной мо­литвенной подготовки ни в коем случае сокра­щать нельзя, т.е. священнослужитель должен не только прослушать уставные церковные службы, но и вычитать "правило". Лишь в крайнем случае, если по чему-либо нет никакой возможности вычитать все "правило" до литургии, оно может быть прочитано после литургии, но молитвы ко причащению все же должны быть прочитаны до причащения (таково указание "Учительного из­вестия"). Священнослужители, если по причинам от них независящим (занятость исполнением каких-либо неотложных треб или исповеди ми­рян) не могут исполнить правила к причащению, могут сократить число канонов и тропарей, но молитвы ко Св. Причащению должны быть обяза­тельно вычитаны перед литургией.

"Правила" нельзя читать во время церковных служб, так как церковная молитва важнее личной; заслуживает поощрения практика опытных свя­щеннослужителей, которые исполняют правило накануне, но не вечером, а в продолжение целого дня (каноны), пользуясь для этого свободным временем (по частям).

В большие праздники, как Пасха, — по­скольку "правило" составлено без всякого учета праздников и праздничных воспоминаний, - от него делаются отступления: сокращается буднич­ный, покаянный элемент, вводится элемент праздничный.

При подготовке к совершению литургии, священнику следует уделить должное внимание также внешней, телесной чистоте и опрятности, - помыться, почистить зубы, привести в порядок одежду, волосы, обрезать и почистить ногти, подрезать усы (чтобы при причащении не омо­чить их в св. Чаше). Следует также позаботиться о надлежащем виде облачений, о порядке в алтаре и т.п.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 293.