Молитва в первый день по внегда родити женене отроча
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Не следует удовлетворять требованиям прихожан, которые просят отверзать царские врата при трудных родах, как основанных на почве темных преданий и суеверия. Но в таких случаях священник не имеет права оставить стра­ждущую мать без молитвенной помощи, которая должна выразиться в предложении родственни­кам ее помолиться в храме (или дома) о болящей и отслужить молебен (Спасителю и Божией Ма­тери) при открытых царских вратах.

2. Если женщина родит мертвого ребенка, впоследствии неправильных родов, и это про­изошло в нормальный срок (9 месяцев), то ей следует читать молитвы "по внегда родити отро­ча", но, конечно, с пропуском тех слов, которые относятся к младенцу, а не молитвы "жене, егда извержет отроча", так как последние должны читаться только в том случае, если женщина извергает зачатого младенца в зародыше (аборт) по своему желанию или же по каким-либо причи­нам и обстоятельствам, независящим от нее.

3. Если молитвы в 1-й день рождения мла­денца читаются в доме родительницы, то священ­ник читает их около кровати родительницы лицом к иконам. В конце молитв священник не дает лобызать святый Крест, а только осеняет ее кре­стообразно, как обыкновенно женщины в период очищения сами добровольно устраняются от лобызания св. Креста по чувству смирения и уважения к святыне.

Но, если бы родительница умирала, то не следует ли­шать ее возможности приложиться ко кресту, потому что в случае смертной опасности женщинам разрешается препо­давать даже и Св. Причастие, не взирая на физическую не­чистоту.

4. Родильницы, хотя бы им не была прочитана сорокад­невная молитва, могут вкушать в день Св. Пасхи освящен­ные пасхальные снеди, а так же и пить св. богоявленскую воду.

 

 

Наречение имени младенцу

"Молитва во еже назнаменовати отроча приемлющее имя в 3-й день" после рождения.

Эта молитва очень древняя. При произнесении этой мо­литвы, младенцу нарекается имя, но в самом тексте этой молитвы нет речи о наречении имени, а есть только речь о имени Христовом (т.е. о наименовании "христианин") и молитвенная просьба к Богу, чтобы это имя Христово пребыло "неотреченным" на рабе его т.е. чтобы он никогда не впал в грех отречения от Христа.

Кто выбирает имя ребенку?

Выбор имени всегда предоставляется родителям, а не священнику. Теперь имя ребенка регистрируется родителями в ЗАГСе, поэтому священник при чтении молитвы на наре­чение имени не должен без крайней надобности менять того имени, которое выбрано родителями и внесено в свидетель­ство о рождении.

Обычай давать имя в честь святого весьма похвальный обычай. Св. Иоанн Златоуст в беседах на книгу Бытия, изъ­ясняя религиозное значение имен ветхозаветных патриархов, отрицательно отзывается об обычае того своего времени давать имена случайные, какие придется, в честь деда или прадеда, и рекомендует родителям давать детям имена му­жей святых (Беседа 21). Впрочем, в правилах Церкви нет категорического требования, чтобы имя ребенку давалось непременно в честь святого. В то время, как в Русской церк­ви в общем строго держатся обычая называть ребенка име­нем святого, в других православных церквах, например в Болгарской, Румынской, Греческой, соблюдение этого обы­чая не считается строго обязательным.

Не следует нарекать младенцам имена трудно произно­симые, тяжелые и неприятные для русского уха, хотя они принадлежат св. угодникам Божиим и достойны благогове­ния, но не понятные для нашего русского народа, так как взяты из других языков. К таким именам относятся — Пуд, Лупп, Акакий, Дула, Псой, Голиндуха, Пигасий, Урван и другие.

Никогда не дается имя «Иисус», которое является са­мым священным для христианина, как принадлежащее не человеку, а Спасителю.

Имя «Мария» дается не в честь Пресвятой Девы Марии, а в честь святых жен, носивших это имя (прп. Мария Египет­ская, св. Мария Магдалина и проч.).

Если святые имели два имени, то можно в честь этих святых давать одно из них (Владимир-Василий, Ольга-Елена, Борис-Роман и т.д.).

Ввиду того, что в Русской Православной Церкви, (а так же в других славянских Православных Церквах) имела место практика перевода иностранных имен святых на русский язык (Вера, Надежда, Любовь и др.) для удобства произно­шения и запоминания, возможно в настоящее время давать такие имена, которые имеют два произношения. Например, Фотиния — Светлана, Георгий — Юрий, Виринея — Веро­ника, Хриса — Злата, Марина — Маргарита и проч.

В случае ошибки при наречении имени, когда ребенку дано имя, не отвечающее его полу, можно переменить имя. Если это производится до крещения, то необходимо снова прочитать молитвы на наречение имени и при этом назвать новое правильное имя.

Если же представляется необходимость пе­ременить имя по какой-нибудь уважительной причине после крещения (если дано имя, не соот­ветствующее полу, или неправильное, или неудо­бопроизносимое), то по мнению митр. Филарета Московского, в таких случаях лицо, которому нарекается новое (правильное) имя, должно испо­ведоваться и причаститься Св. Тайн (а если это младенец, то только причаститься) и при этом священник должен именовать его новым именем (никаких молитв при этом не читается). Но, если есть возможность - лучше прочитать молитву из чина крещения «во еже назнаменовати отроча».

Молитва на наречение имени находится в требнике (во 2-й главе).

Ее положено читать в 8-й день по рождении ребенка в память того, что и в ветхом Завете наречение имени, соединявшееся с обрезанием младенца, происходит в 8-й день по его рожде­нии.

Однако в практике у нас этого не придержи­ваются и наречение имени совершают в любое время (до крещения), чаще всего приурочивают его к крещению, а именно: молитву на наречение имени читают в начале всех тех молитвословий, которые предшествуют крещению (перед молит­вой "во еже сотворите оглашенного").

Равным образом в практике редко соблюда­ется указание требника относительно места со­вершения этого обряда - ("пред враты храма"). 

Священник совершает это чинопоследование в епитрахили (по обычаю).

Чин начинается возгласом "Благословен Бог наш". Состоит из одной молитвы.

В чине наречения имени полагается чтение начальных молитв (Святый Боже, Отче наш) и тропарь дня, или тропарь дневного святого (по минее). При недостатке времени тропарь можно вообще опускать, а сразу читать молитву.

Перед произнесением молитвы, священник знаменует чело, уста, и перси младенца (тремя крестообразными движениями своей рукой).

В тексте молитвы младенец называется по имени.

После прочтения молитвы, согласно указа­ниям нынешнего требника, священник берет младенца на руки и творит им "креста образ", глаголя тропарь Сретению: "Радуйся, благодатная Богородице Дев". (В древних греческих требни­ках это действие не указано). Тропарь Сретению произносился в древности не в 8-й, а в 40-й день, при воцерковлении.

Младенца следует держать на руках лежа, а не стоя, головой вверх. Большие дети на руки вообще не берутся, а подводятся к иконам в кре­стильном помещении.

Если крещаемых детей много, можно огра­ничиться только чтением тропаря "Радуйся Бла­годатная..." и на руки их не брать.

Молитвы жене родильнице, по четыредесяти днех

1. Молитвы в сороковой день по рождении младенца по смыслу указания требника должны читаться матери в этот день, предстоящей пред "враты храма" с крещенным младенцем. Такой порядок существовал вследствие того, что раньше обыкновенно крещение совершалось в самый сороковой день или же раньше — в шестой или восьмой день. Но в том же требнике предусмотрено и такое положение, что младенец еще не крещен в сорокодневный период после рождения и в этом случае все же предписывается матери приходить в храм с младенцем (готовящимся ко крещению) для вхождения первый раз после родов в храм и причащения. В таком случае (если младенец не крещен), воцерковление его совершается и он не причащается Св. Тайн, но читаются только молитвы матери.

2. В настоящее время этот порядок не соблюдается, т.к.очень часто младенцы крещаются после 40 дней от рожде­ния, а матери их, не испытывая потребности в частом посещении храма и причащении Св. Тайн, обыкновенно ожидают времени крещения и лишь после этого приходят в храм для выслушивания сорокодневной молитвы и воцерковления младенца, хотя очень часто это происходит уже через несколько месяцев (или даже лет) после рождения.

В таком случае, конечно, молитвы, положенные читать в сороковой день, теряют смысл, т.к. послеродовой период уже давно прошел, и если подходить строго к данному во­просу, то не следует читать их, а только воцерковлять кре­щенного младенца. Но на практике, обыкновенно, священ­ники не отказывают матерям, обращающимся с просьбой о молитве и читают эти молитвы.

В отношении максимального срока после родов для чтения молитв в 40-й день практика различна. Некоторые священники читают их по прошествии даже нескольких десятков лет. Правильнее поступают те, кто ограничивает срок 1-2 годами (пока мать еще кормит младенца) или же максимальный — 7 годами, так как в этот период дитя 'еще именуется "младенцем".

После этого срока не следует уже читать молитвы мате­ри, положенные в 40-й день, а необходимо предложить ей (а также и крещенному) приступить к исповеди и покаяться во всех грехах, в том числе и в грехе неисполнения церковных правил и законов в отношении родильниц. Молитвы, поло­женные читать в 40-й день, можно читать и раньше до ис­полнения этого срока, если родильница очистилась раньше и если она имеет большое и горячее желание быть в храме и причаститься Св. Тайн, что особенно бывает необходимо в дни Великого поста и праздника Св. Пасхи.

3. Младенец, мать которого скончалась, должен быть приносим в храм, дня воцерковления, в случае возможности, кем-либо другим. В таком случае 1-я и 2-я молитвы, предна­значенные матери, опускаются, а читаются только 3-я и 4-я молитвы младенцу и совершается воцерковление.

4.Максимальный возраст для воцерковления на прак­тике определяется различно. Но правильнее поступают те, кто ограничивает этот возраст семью годами (младенческим возрастом), т.к. по древней практике воцерковление никогда не совершалось после крещения взрослых.

5. При чтении молитв матери и младенцу уже крещен­ному не следует читать те места, которые говорят о креще­нии в будущем времени, а необходимо заменить их другими словами в прошедшем времени.

В частности рекомендуется:

1) в первой молитве "Господи Боже Вседержителю" опускать, совсем вторую часть ее, начиная со слов "яко Ты привел еси е" и заканчивать эту молитву возгласом "яко благ и человеколюбец".

2) В третьей молитве (отрочати) вместо слов "да сподобився св. крещения" следует читать: "да ради св. крещения его же сподобился".

3) 4-ю молитву (последнюю) можно совсем опускать, или же только пропускать слова: "именем Христа Твоего" (включительно).   

4) Обыкновенно младенцев причащают в самый день крещения, даже если это происходит до 40 дней, а следова­тельно, и до получения матерью сорокодневной молитвы и до воцерковления. В этом случае к причащению младенца подносит воспреемнаща или кто-либо другой, а не мать.

5) Если крещение совершается после 40 дней, то, обыкновенно, мать после крещения получает сорокад­невную молитву, а ребенок воцерковляется, и вместе с матерью (о чем нужно напоминать) при­чащается Св. Тайн.

Если мать не может причаститься в день крещения и воцерковления младенца, ей нужно напомнить, чтобы она пришла в ближайшее время в храм для исповеди и причастия.

6) Если же мать при этом не присутствует, то ребенок может быть причащен и без нее, а впо­следствии мать снова приходит в храм, получает сорокадневную молитву, а младенец воцерковля­ется и оба причащаются Св. Тайн.

7) Если же мать не может по каким-либо причинам долгое время посещать храм и полу­чить сорокадневную молитву (длительная бо­лезнь, отъезд из данной местности и проч.), то эти молитвы заочно (в ее отсутствие) не читаются, а младенца для воцерковления может принести воспреемница (или кто-либо другой), если нет надежды, что это может сделать сама мать.

8) Сорокадневную молитву и воцерковление священник может совершать в одной епитрахили и поручах, стоя впереди матери с ребенком. После обычного тропаря дня (который на практике опускается), священник творит рукой знамение креста над младенцем, касается главы его и чита­ет первую молитву.

В начале 3-й молитвы священник также тво­рит рукой знамение креста над младенцем.

9) После чтения молитв священник берет на руки младенца в лежачем положении, а не в стоя­ чем, как делают некоторые священники, придавая неокрепшему телу младенца неестественное положение небезопасное для него.

10) Если молитвы читаются нескольким ма­терям, то они не повторяются, а лишь произно­сятся имена их. Младенцев следует воцерковлять каждого в отдельности. Младенцев, могущих самостоятельно идти, можно не брать на руки, тем более, что это может быть и непосильно. Такими большими младенцами не "начертывают крест пред враты храма", посередине и у царских врат, ввиду невозможности это сделать по возрас­ту их, а лишь заставляют их креститься.

11)Мать обыкновенно следует за священни­ком и останавливается у солеи, трижды поклоня­ется земно (или однажды) и ожидает пока свя­щенник положет на руки ей младенца. После отпуста мать прикладывается к Кресту. Младенца тоже следует осенить Крестом и прикоснуться им к губам или голове.

12)При чтении молитвы "Ныне отпущаеши" священник не должен заменять слово "раба" на слово' "рабу" или "рабов" если воцерковляется девочка или несколько младенцев сразу.

13)В конце произносится: "Слава Тебе Хри­сте Боже" и проч. Отпуст - малый, с упоминанием святого, имя которого носит младенец, или же отпуст праздника Сретения с упоминанием того же святого.

 

 Молитва жене, егда извержет младенца

Эта молитва читается женщинам, извергшим зачатый плод или невольно, или по небрежности своей, или же преднамеренно (аборт). Если жен­щина родит младенца живого, хотя бы и прежде­временно, и даже если он сразу умрет, то в таком случае читается не эта молитва, а обычные мо­литвы жене родильнице в 1-й день.

По смыслу требника эта молитва должна читаться у по­стели, но обычно женщины приходят в храм, иногда через несколько лет после извержения младенца.

Священник должен установить причину извержения младенца и время, а после этого может читать молитву в притворе храма, если после события прошло не более сорока дней.

На практике же многие священники читают эту молит­ву женщинам и после 40 дней по их просьбе и по уважению к этой молитве, в которой священник молится о прощении греха убийства (вольного или невольного).

Максимальный срок времени возможности прочтения этой молитвы на практике удлиняется до 10 лет и более. Правильно поступают те священники, которые находят воз­можным читать эту молитву в пределах одного года или немного больше (но не более 7 лет).

В том случае, если священник находит уместным про­читать молитву жене "егда извержет младенца" после дли­тельного срока и если сама женщина приходит в храм, то в молитве следует опустить слова, потерявшие смысл: "днесь", а также "и возстави ю от одра, на нем же лежит".

После прочтения этой молитвы священник входит в храм с пришедшей женщиной и на солее творит малый отпуст и дает лобзать Св. Крест, после чего обязательно пред­лагает ей облегчить свою совесть покаянием.

Во время исповеди священник должен выяснить сте­пень виновности кающейся (учитывая возраст ее, обстоя­тельства, сознательность и число подобных грехов) и дать соответствующее наставление с епитимией, взяв обещание не повторять никогда этого греха, после чего может допус­тить к причастию сразу, а в более сложных случаях — через некоторое время для того, чтобы расположить кающуюся к большему сокрушению о своем грехе. Если священник видит нежелание раскаяться в аборте и дать обещание не повторять абортов, он может отлучить от причастия на год. Для отлу­чения от причастия на более длительный срок необходимо получить благословение архиерея.

Молитвословия над оглашаемым

Для краткости это чинопоследование называют (не со­всем точно) "оглашением".

Сюда входят: молитва "во еже сотворити оглашенного", 4 запрещения, вопросы и ответы с чтением Символа веры и еще одна заключительная молитва. Все эти молитвословия составляют 5-ю главу требника. Первоначально она предна­значалась для "оглашаемых", т.е. для ползающих наставле­ния в истинах веры в связи с предстоящим крещением. У нас же эти молитвы читаются не только над взрослым, но и над младенцем (обычно сразу после наречения имени).

Наиболее подходящим местом совершения этого чинопоследования считается притвор, однако в практике у нас обычно молитвословия над оглашаемыми совершается там же, где и самое крещение.

Священник имеет на себе епитрахиль (по обычаю). Указанное в Требнике "совлечение и отрешение" оглашенно­го должно знаменовать совлечение ветхого человека. Перед чтением молитвы "во еже сотворити оглашенного" младе­нец должен быть раздет и лежать в пеленках; взрослые должны быть босиком в особых длинных белых рубахах (что, к сожалению, не всегда исполняется теперь).

Начальный возглас: "Господу помолимся". Священник возлагает руку на голову оглашаемого и произносит первую, так называемую "предогласительную" молитву: "О имени Твоем, Господи Боже истины, возлагаю руку мою..." Этой молитвой пожелавший креститься вводился в разряд огла­шенных (оглашаемых), вот почему она в Требнике озаглав­лена: "Молитва во еже сотворити оглашеннаго". В начале первой молитвы священник дует на лицо младенца трижды крестообразно и знаменует его трижды правой рукой (от чела и до нижней части груди), а после этого возлагает руку на главу младенца, обыкновенно, во время слов: "возлагаю руку мою на раба Твоего" (и может держать ее до конца).

Вслед за ней читаются следующие далее 4 "запрещения" или заклинания. При произнесении последнего (четвертого) запрещения, священник дует на оглашаемого, произнося трижды: "Изжени из него всякого лукавого и нечистаго духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его".

Запрещения (заклинания) следует произно­сить с духовной силою. Тогда в этих молитвах твердо выразится богодарованная священнику власть отгонять духа лукавого.

Не следует совсем опускать эти молитвы, очень древние по происхождению, но в случае необходимости читать хотя бы одну из них (пер­вую), а потом переходить сразу к четвертой.

Особенно необходимо читать эти молитвы полностью при крещении взрослых, потому что они больше, чем младенцы, находятся под влия­нием диавола.

При чтении четвертой молитвы во время произнесения слов: "изжени из него всякого лука­вого и нечистого духа" (вернее перед этими сло­вами) священник дует на младенца также, как и вначале. Поднятие рук крещаемыми при отрече­нии от сатаны не производится, хотя положено по чину.

Вопросы и ответы об отречении от сатаны и о сочетании Христу можно несколько видоизме­нять в русском переводе, чтобы был понятен смысл их.

Священник должен напомнить воспреемникам о необходимости выразить свое презрение к сатане дуновением и плюновением на пол, а не на ребенка, как делают это некоторые по неведению.

Символ Веры можно читать только один раз. Если воспреемники его не знают, то священник читает сам, а они повторяют за ним. Можно дать одному из воспреемников молитвенник или лист с текстом, по которому он должен читать символ.

При большом количестве крещаемых хоро­шо Символ Веры петь всем присутствующим при крещении.

Во время чтения Символа Веры можно уже зажечь свечи у купели и раздать их воспреемникам (если крещаемый не может держать свечу сам), предупредив их, чтобы они не капнули ими на младенца во избежание ожога.

После чтения Символа Веры священник еще трижды вопрошает: "Сочетался ли еси Христу" и, получив ответ: "сочетался" или "сочетались", - приглашает поклониться Ему, что выполняют воспреемники или крещаемый (если может), повторяя за священником слова: "Поклоняюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней".

Чинопоследование над оглашаемым закан­чивается молитвой, в которой просят Бога при­звать оглашаемого к просвещению, сподобить его великой благодати святого крещения, обновить для жизни вечной.

Как видно, все это чинопоследование "о ог­лашенных" включает разные моменты некогда довольно продолжительной подготовки оглашае­мого к крещению, от момента вступления его в разряд "оглашенных" до времени непосредствен­ного приуготовления к самому совершению таин­ства.

При крещении младенцев нет никакой на­добности делать разрыв между чинопоследованием, и самим крещением, т.к. младенец, само собою понятно,— не получает никаких наставлений в вере.

Но крестить взрослого, который ничего не знает о Хри­сте и не уверовал в Него, нельзя. Для взрослого необходимо хотя бы самое краткое оглашение с раскрытием основных истин о Боге, о назначении человека, о грехе и об избавлении от него чрез Христа, о Церкви Христовой, о значении кре­щения, о причащении, о жизни вечной. Оглашаемый должен понимать и сознательно читать Символ веры.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 306.