Приготовление к крещению
Крещение — это великое таинство, установленное самим Иисусом Христом; чрез него человек вступает в Церковь, становится частицей того благодатного таинственного организма, который именуется в Св. Писании "Телом Христовым". Церковь всегда с величайшим благоговением относилась к этому великому таинству.,
Если Крещение принимали взрослые, они проходили продолжительный период подготовки (оглашения). Из 7-го правила 2-го Вселенского собора мы узнаем, что уверовавшие и пожелавшие вступить в Церковь, прежде всего получали имя христианина. Это наречение имени Христова (имеется в виду наименование "христианин") сопровождалось особой молитвой. Вслед за этим они принимались в разряд оглашенных (правильнее было бы перевести это. слово "оглашаемые", а не оглашенные, т.к. это причастие настоящего времени, а не прошедш. совершенного). Период оглашения продолжатся несколько лет. Во все это время оглашаемые присутствовали за богослужением, слушали Св. Писание, получали наставление в вере, но не участвовали еще в литургии верных и выходили при словах: "Елицы оглашении изыдите". По окончании периода оглашения кандидатов, готовых к вступлению в Церковь, переводили в разряд готовящихся к просвещению т.е. к крещению. И теперь еще у нас на преждеосвященной литургии, начиная с среды Крестопоклонной недели произносится особая ектения: "О иже ко просвещению готовящихся". К крещению готовились постом. Самое таинство крещения совершалось весьма торжественно, обычно в самую пасхальную ночь.
Так поступала Церковь при крещении взрослых, что же касается обычая крещения младенцев, что это тоже обычай церковный, о нем говорится в канонических правилах и у отцов Церкви. С младенцами поступали таким образом: в восьмой день после рождения читалась молитва на наречение имени Христова (т.е. имени "христианин"). При этом младенец получал и свое личное имя. В сороковой день младенец приносится в церковь, и над ним совершалось воцерковление. В молитвах воцерковления Церковь просит, чтобы младенец "во время благопотребное сподобился святого крещения", а самое крещение совершалось еще позже. Если младенец был здоров, то крещение в древности откладывалось до трехлетнего возраста. Об этом говорят и св. отцы и древние памятники Русской церкви (ХI-ХII века). Но если младенец был болен, с крещением торопились и совершали его в любое время.
По этому вопросу св. Григорий Богослов пишет: "Что же скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам их? — непременно, если настоит опасность. Ибо лучше без сознания креститься, нежели умереть незапечатленным. О прочих же малолетних даю такое мнение: дождавших трехлетия..., когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако ж напечатлевая в уме,- должно освящать их души и тела великим таинством" (Слово 40. О крещении).
Если мы обратимся к нашему требнику, то увидим, что там чинопоследования, предшествующие крещению, расположены так:
1) Молитвы жене-родильнице в 1-й день (эти молитвы у нас теперь обычно не читаются, да и в древних требниках их не было).
2) Молитва, во еже назнаменовати отроча в 8-й день.
3) Далее идет чин воцерковления в 40-й день. Этот чин поставлен в требнике перед крещением, потому что и совершался он до крещения, т.к. по сути дела является приготовлением к крещению.
4) Дальше идет чинопоследование над оглашаемыми.
5) Наконец самый чин крещения с миропомазанием.
На практике же у нас теперь обычно делается так: когда приносят священнику крестить младенца, священник совершает сразу шесть чино-последований подряд:
1) Наречение имени (молитва "во еже назнаменовати отроча в осьмый день").
2) Чинопоследование над оглашаемым; 3)Крещение; 4)Миропомазание; 5)Измовение, положенное в 8-й день по крещении и еще один; 6) Чин, имеющий лишь отдаленную связь с крещением: пострижение власов. Что же касается воцерковления, то оно теперь у нас совершается не перед крещением, а после него. Да и самый взгляд на воцерковление теперь изменился: на него смотрят не как на приготовление к крещению, а как бы на некое дополнение к нему.
Возникает вопрос: Как могли в древности воцерковлять некрещенных, да еще вносить их в алтарь (а в алтарь при воцерковлении вносили всех четыредесятодневных младенцев, независимо от пола)?
На этот недоуменный вопрос дается такое разъяснение в Православной Богословской Энциклопедии: "Воцерковляемый младенец не есть мужчина, ни женщина, ни язычник, ни иудей; это дар, приношение Богу. Правила о недопущении в алтарь разных лиц к нему, следовательно, не совсем приложимы" (т. III , стр.1029). В нынешнем Требнике (после 3-й молитвы в скобках) дается иное указание, заимствованное из Требника Петра Могилы; оно соответствует нынешней практике.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 301.