ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ВСТУПЛЕНИЮ В ЦЕРКОВЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приготовление к крещению

Крещение — это великое таинство, установленное са­мим Иисусом Христом; чрез него человек вступает в Цер­ковь, становится частицей того благодатного таинственного организма, который именуется в Св. Писании "Телом Хри­стовым". Церковь всегда с величайшим благоговением отно­силась к этому великому таинству.,

Если Крещение принимали взрослые, они проходили продолжительный период подготовки (оглашения). Из 7-го правила 2-го Вселенского собора мы узнаем, что уверовав­шие и пожелавшие вступить в Церковь, прежде всего полу­чали имя христианина. Это наречение имени Христова (имеется в виду наименование "христианин") сопровожда­лось особой молитвой. Вслед за этим они принимались в разряд оглашенных (правильнее было бы перевести это. слово "оглашаемые", а не оглашенные, т.к. это причастие настоящего времени, а не прошедш. совершенного). Период оглашения продолжатся несколько лет. Во все это время оглашаемые присутствовали за богослужением, слушали Св. Писание, получали наставление в вере, но не участвовали еще в литургии верных и выходили при словах: "Елицы оглашении изыдите". По окончании периода оглашения кандидатов, готовых к вступлению в Церковь, переводили в разряд готовящихся к просвещению т.е. к крещению. И теперь еще у нас на преждеосвященной литургии, начиная с среды Крестопоклонной недели произносится особая ектения: "О иже ко просвещению готовящихся". К крещению готовились постом. Самое таинство крещения совершалось весьма торжественно, обычно в самую пасхальную ночь.

Так поступала Церковь при крещении взрослых, что же касается обычая крещения младенцев, что это тоже обычай церковный, о нем говорится в канонических правилах и у отцов Церкви. С младенцами поступали таким образом: в восьмой день после рождения читалась молитва на нарече­ние имени Христова (т.е. имени "христианин"). При этом младенец получал и свое личное имя. В сороковой день младенец приносится в церковь, и над ним совершалось воцерковление. В молитвах воцерковления Церковь просит, чтобы младенец "во время благопотребное сподобился свя­того крещения", а самое крещение совершалось еще позже. Если младенец был здоров, то крещение в древности откла­дывалось до трехлетнего возраста. Об этом говорят и св. отцы и древние памятники Русской церкви (ХI-ХII века). Но если младенец был болен, с крещением торопились и совер­шали его в любое время.

По этому вопросу св. Григорий Богослов пишет: "Что же скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам их? непремен­но, если настоит опасность. Ибо лучше без сознания кре­ститься, нежели умереть незапечатленным. О прочих же малолетних даю такое мнение: дождавших трехлетия..., когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако ж напечат­левая в уме,- должно освящать их души и тела великим та­инством" (Слово 40. О крещении).

Если мы обратимся к нашему требнику, то увидим, что там чинопоследования, предшествующие крещению, расположены так:

1) Молитвы жене-родильнице в 1-й день (эти молитвы у нас теперь обычно не читаются, да и в древних требниках их не было).

2) Молитва, во еже назнаменовати отроча в 8-й день.

3) Далее идет чин воцерковления в 40-й день. Этот чин поставлен в требнике перед кре­щением, потому что и совершался он до креще­ния, т.к. по сути дела является приготовлением к крещению.

4) Дальше идет чинопоследование над огла­шаемыми.

5) Наконец самый чин крещения с миропо­мазанием.

На практике же у нас теперь обычно делает­ся так: когда приносят священнику крестить мла­денца, священник совершает сразу шесть чино-последований подряд:

1) Наречение имени (мо­литва "во еже назнаменовати отроча в осьмый день").

 2) Чинопоследование над оглашаемым; 3)Крещение; 4)Миропомазание; 5)Измовение, положенное в 8-й день по крещении и еще один; 6) Чин, имеющий лишь отдаленную связь с креще­нием: пострижение власов. Что же касается воцерковления, то оно теперь у нас совершается не перед крещением, а после него. Да и самый взгляд на воцерковление теперь изменился: на него смотрят не как на приготовление к крещению, а как бы на некое дополнение к нему.

Возникает вопрос: Как могли в древности воцерковлять некрещенных, да еще вносить их в алтарь (а в алтарь при воцерковлении вносили всех четыредесятодневных младенцев, независи­мо от пола)?

На этот недоуменный вопрос дается такое разъяснение в Православной Богословской Энцик­лопедии: "Воцерковляемый младенец не есть мужчина, ни женщина, ни язычник, ни иудей; это дар, приношение Богу. Правила о недопущении в алтарь разных лиц к нему, следовательно, не совсем приложимы" (т. III , стр.1029). В нынеш­нем Требнике (после 3-й молитвы в скобках) дается иное указание, заимствованное из Требни­ка Петра Могилы; оно соответствует нынешней практике.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 301.