Священнику при совершении богослужений надо быть внимательным и к богослужебному уставу. Надо помнить, что в уставном богослужении проявляется живая связь настоящего Церкви с ее прошлым. Богослужебный чин, созданный нашими великими духовными предками-святителями и подвижниками, — людьми, умудренными в вопросах духовной жизни, — является нашим величайшим сокровищем. Дорожить этим сокровищем — прямая обязанность верных чад Церкви. Эта обязанность вытекает из принципа кафоличности Церкви.
Во всех этих вопросах церковной жизни православный христианин выдвигает на первый план не свои личные соображения, а старается уяснить себе общецерковную (кафолическую) точку зрения. То же самое надо сказать и об отношении пастыря к богослужению. Если бы пастыри Церкви при совершении богослужений стали руководствоваться своими собственными взглядами, и перестали бы считаться с церковными установлениями и традициями, они проявили бы этим неуважение к Церкви.
Церковь является нашей учительницей во всех религиозных вопросах, также и в вопросах совершения богослужений.
Отрываясь от опыта церковного, мы бы очутились на ложном, нецерковном пути, а это неизбежно нанесло бы ущерб содержательности нашего богослужения. В доказательство чего можно сослаться на такого рода творчество сектантов и всех тех, кто, отвергнув церковную молитву, самоуверенно и самообольшенно считает себя способным создать нечто свое, "лучшее". В таких случаях возникает опасность подмены религиозного чувства нездоровым, искусственно вызванным настроением, той лжемолитвенностью, которая на церковном языке именуется "прелестью". Об этом приходится говорить, поскольку иногда у нас проявляется либеральное отношение к уставу, недооценка его.
Типикон и богослужебные книги должны быть хорошо знакомы священнику. Правда, наш нынешний типикон — это устав монашеский. В приходских храмах трудно выполнить все предписания этого устава. Тем не менее надо быть очень внимательным к нему, проникаться его духом, а не полагаться на свои собственные соображения и на вкусы людей, лишенных церковного кругозора.
Постоянное изучение богослужебного устава и его истории пораждает интерес к этому предмету, уважение и любовь к сему великому сокровищу нашей Церкви, церковное отношение к вопросам богослужебной практики, вкус к православному богослужению. И наоборот, отсутствие интереса к уставу и его истории свидетельствует о нецерковном отношении к вопросам богослужения. При невнимательном отношении к Типикону и богослужебным книгам, часто пропускают в богослужении самое важное, самое трогательное и назидательное.
При невнимательном отношении к богослужебному опыту Церкви, извращаются и богослужебные вкусы, о чем к сожалению, иногда весьма красноречиво говорят разные неуставные добавления и перестановки в богослужебном чине, пристройки и перестройки, нарушающие красоту, стройность и стиль всего богослужебного здания.
Один дореволюционный иерарх писал в обращении к подведомственному духовенству: "Будучи мальчиком-гимназистом я следил за установлениями священных служб и настолько хорошо усвоил себе различные чинопоследования, что еще в 16-17 лет от роду учил недопоставленных архиереев (по их желанию) различным богослужебным действиям... и однако мне приходилось многое узнавать, совершенствоваться и исправляться даже тогда, кода я был епархиальным архиереем. Видите ли, достолюбезные отцы и братия, какая это сложная наука. И какая полезная для души, прибавлю я. Без внимания, без умиления почти невозможно совершать службу, если совершать ее по уставу: неспешное чтение, пение священных стихир, благоговейные уставные поклоны, правильный, неспешный крест, — все это салю по себе отрывает душу от земли, влечет ее к небу, смиряет сердце, сосредоточивает мысли на предметах Божественных. Напротив, произвол в общественной молитве даже богомольного священника постепенно вводит в прелесть, т.е. в духовное самообольщение, научает интересовать народ не службой, а своей личностью, делает его не предстоятелем молитвы, а актером, как это бывает у ксендзов. Такой священник велит пропускать назидательное пение и чтение на клиросе потому, что ему скучно бездействовать, но зато отвратительно вытягивает свои возгласы, вставляет без нужды в службу какой-нибудь безграмотный акафист, опустив богодухновенные святоотеческие стихиры, лишь бы побольше самому фигурировать перед народом и т.п."
У нас в России не всегда должным образом ценилось и сберегалось наследие церковного прошлого. Многое было забыто, многое погибло безвозвратно. Икону старого письма даже духовенство разучилось понимать и перестало ценить должным образом. Вследствие этого во многих храмах были закрашены или даже соскоблены со стен замечательные фресковые росписи; иконостасы с неповторимыми вдохновенными творениями древнерусских иконописцев были заменены произведениями в итальянском стиле. Нечто подобное случилось и с древними богослужебными напевами; к ним установилось пренебрежительное отношение, а в присутствии "высочайших особ" их вообще запрещено было исполнять (Указ Св. Синода от 30 сентября 1846 года). Наносился непоправимый вред и архитектуре многих Памятников нашей церковной старины. Известный историк нашего искусства И.Э.Грабарь рассказывает, как духовенство, в ревности не по разуму, перестраивало и переделывало чудесные деревянные шатровые церковки Севера и совершенные по архитектурным формам каменные храмы на свой лад и вкус, уродовало эти прекрасные произведения церковного зодчества, стараясь придать им так называемый "благолепный вид".
Такое отношение к церковной старине и церковно му искусству не могло не отразиться и на самом богослужении.
В богослужебную практику вкрались обычаи, несогласные с духом Церкви (неблагоговейная, неестественная интонация у диаконов), обычаи, противоречащие правилам церковным (коленопреклонения по воскресеньям) в искажающие устав (отправление вечером утрени и 1-го часа, обычай читать перед литургией в дни непостные 9-й час, "когда много записок", неподчинение во время службы призывам к главопреклонению и, наоборот, преклонение глав и даже колен в такие моменты, когда молящиеся призываются стоять "прости" и многое другое в этом роде).
Изменился в худшую сторону стиль пения, иконописи, храмовой обстановки. В напевах мало осталось от богатства древнерусских церковных мелодий. Но самое печальное это недооценка всего того, что должно назидать в богослужении: богатство церковных песнопений стало мало доступным для молящихся; даже такие неповторимо прекрасные произведения церковных песнописцев, как песнопения Страстной седмицы, стихиры Великой субботы, Пятидесятницы, Рождества (не говоря уже о тропарях канонов, пение которых давным-давно забыто) стали или пропускаться или бегло прочитываться, или в лучшем случае исполняться убогими бахметьевскими напевами не ради назидательности, а лишь бы соблюсти какую-то видимость уставности.
Вот как изображается в одном старом журнале картина праздничной всенощной в дореволюционном русском городе: "Вместо глубоко-содержательного строя православной всенощной... услышите лишь несколько безобразных концертов, да повторение диаконских громогласных ектений, расчитанное на занимание публики личностью священнослужителя. Все эти ненормальности стараются оправдать извращенным вкусом городского народа, равно как и введенные в ущерб стихирам и псалмам многочисленные безграмотные акафисты, свидетельствующие о явном упадке богослужебного творчества и вкуса" ("Православн. Собеседник, 1897 г. май").
Многие отступления от устава делаются в угоду людям (делаются вставки на "заказных" обеднях). Но апостол говорит: "У людей ли я ныне ищу благоволение, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и по ныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым" (Гал. 1, 10). Священнику надо не только самому приносить Богу огонь веры, нелицемерный, но и пасомых своих воспитывать в духе послушания мудрому уставу Церкви.
И теперь еще можно наблюдать такое явление. Священник вычитывает полностью, без всяких пропусков акафист, неуставной и даже не получивший одобрения Церкви, но его совершенно не беспокоит то, что творения таких боговдохновенных песнописцев, как Иоанн Дамаскин. Косма Маюмский, почти совсем устраняются из богослужения.
Свободное обращение с уставом проявляют и те священники, которые считают допустимым, по своему усмотрению делать изменения в порядке службы, например: отмечать именины свои и особо именитых в приходе лиц нарочитыми добавлениями к общественном) богослужению в роде пения величания, не положенного по уставу и т.п.
Иногда придается особое, преувеличенное значение всяким неуставным маловыразительным обычаям сегодняшнего дня.
О недооценке некоторыми иереями значения церковной соборной молитвы вот что говорится в одном старом церковном журнале: "Священники не считают нужным внимать возвышенным прошениям ектений и предпочитают, стоя у жертвенника, совершать поминовение своих присных, или читать каноны ко Св. причащению, а сами и ухом не ведут; какой канон и как исполняется на клиросе".
Это, по выражению одного иерарха "прелесть крайней обособленности (индивидуализма) в молитве".
Отмечая эти и иные подобного рода проявления неуважения к уставному богослужению, надо оговориться и о возможности иной крайности. Уважение к уставу не должно приводить нас к мысли, будто в Церкви был и может быть только один единственный, абсолютно неизменный уставной порядок. Думать так — значит впадать в обрядоверие. А обрядоверие — такое же нецерковное и неправославное явление, как и пренебрежение церковными обычаями. Церковь осуждает нетерпимость в этом вопросе. Василий Великий говорит: "Аще кто за различие обрядов отделяет себя от единства Церкви... тот есть точно раскольник" (Цит. по "М. об." 1912-135).
Из истории Церкви мы знаем, что в древности в одном лишь городе Константинополе в разных храмах было несколько богослужебных уставов (Устав Великой церкви, устав Студийский и другие). Уставы эти весьма отличались один от другого, но единство Церкви этим нисколько не нарушалось, т.к. все эти уставы, при внешних различиях, были объединены единым церковным строго-православным содержанием, все покоились на уважении к древним церковным преданиям.
В Послании Восточных патриархов читаем: "Из церковных исторических книг известно, что некоторые обычаи и чинопоследования в различных местах были и бывают изменяемы; но единство веры и единомыслие догматов остаются неизменными".
Напоминание об этом поможет нам избежать узости взглядов в вопросах обряда, в частности в таком вопросе, как наше отношение к старообрядцам.
Соблюдая устав, следует также остерегаться, чтобы не впасть в. бездушный формализм. Даже большие ревнители устава предостерегают от крайностей в этом вопросе. Священнику "не должно полагаться на такие молитвенные подвиги, которые причиняют только одно огорчение его ближним и возбуждают в них слепое следование Уставу в совершенно неподготовленном приходе..." ("Православный Собеседник", 1897, май).
В заключение надо сказать, что для правильной ориентации в вопросах обряда очень важно знакомство с его историей. Нельзя признать правильной мысль, что в курсе Прак тического руководства исторический элемент является излишним. К каждому церковном e обычаю важно подойти церковно-исторически. Это раскрывает глаза на церковную точку зрения, делает понимание того или иного обычая более глубоким, способствует лучшей практической ориентации в ряде вопросов. Священник, знающий досконально лишь современную практику, в конечном итоге может оказаться начетчиком, человеком ограниченным, нетерпимым ко всему непривычному для него, хотя бы оно И было вполне церковно. По выражению проф. Л.П.Лебедева у нас это была "самая заброшенная наука, самая несчастная падчерица".
Нижеследующие, исполненные горечи строки, принадлежащие перу одного архипастыря, рисуют образ нерадивого приходского священника дореволюционного времени: "Он живет себе на своем хозяйстве, своими семейными интересами, и по необходимости отворяет по воскресеньям церковь, натягивает на себя ризу и говорит из алтаря монотонные возгласы, отсчитывая остающиеся до выхода из храма минуты. Проповеди он не говорит, даже ленится прочитать печатную; ему безразлично, как и что поет на клиросе одинокий псаломщик, и молится народ. Прихожане от него отвыкли: только крестины, браки и погребения понуждают их идти к нему поторговаться за требу, которую он будет прочитывать деревянным голосом, облекшись во вретище, бывшее когда-то фелонью. В дымной кухне, среди собак и кошек обрызгает он младенца из стаканчика воды, пробормотав над здоровым дитятей сокращенный чин крещения, положенный "страха ради смертного", т.е. над умирающим. В кухне нет и лампады, ни даже настоящего образа, который заменен пятикопеечной бумажной картинкой, засиженной мухами. Это ли обстановка величайшего таинства? Так ли можно научить людей дорожить больше всего на свете своей принадлежностью к Церкви, в которую вход открывает св.крещение. Не обольщай себя никто: не жди крепкого единения христиан, не жди горячего стремления их к Церкви, если совершаешь дело пастырское без благоговения, без одушевления, без любви».
Дата: 2019-07-24, просмотров: 310.