Канон слово греческое (О kanwn - tou kanonos) значит правило. Первоначально это слово означало "мерку".
Каноническими вопросами мы называем вопросы, касающиеся церковного благочиния, и отличаем их от вопросов догматических, касающихся истин веры. Следовательно, канонические вопросы касаются, церковного строя, дисциплины, порядка т.е. внешних форм церковности.
Не надо иметь в виду, что не все определения церковной власти по вопросам церковного благочиния носят у нас название канонов. Канонами мы называем лишь такие правила церковно го благочиния, которые засвидетельствованы вселенским голосом Церкви как обязательные для всей Церкви. В это понятие входят: Правила апостольские. Правила Вселенских соборов. Правила десяти поместных соборов. Правила 13-ти отдельных отцов.
Все они напечатаны у нас в "Книге правил". Долг пастыря соблюдать эти правила, т.к. в них выражена воля Церкви.
Изменения в эти правила мог бы внести только Вселенский собор. Ни одна поместная церковь не может изменять этих правил. Обновленцы думали иначе — они отменяли некоторые неугодные для них канонические правила, напр., правило о безбрачии епископов, о главенстве первого епископа; старались восстановить неканонический синодальный строй в Русской церкви и т.п.
Обновленцы попрали главный канонический принцип - принцип единства Церкви. Сергий, патриарх Московский, так говорит: «Основной грех обновленчества....в том, что обновленчество, как..."самочинное сборище", откололось от святой Церкви и "иной алтарь водрузило" (Ап.прав. 31). И не только алтарь водрузило для себя, но и всячески восстало против св. Церкви, стараясь отторгнуть за собой церковных овец. Это грех, который не омывается, поучению св.отцов, даже мученическою кровью"( ЖМП, 1957 N12 с. 40).
Это недопустимо. Разумеется, в канонических правилах есть и такое, что в нынешних изменившихся условиях утратило свое прежнее практическое значение. Например, указания относительно рабов, о поездках духовенства в резиденцию императора и обращения к последнему с просьбами и т.п. Но это не умаляет общего значения канонических правил. В целом «Книга правил» продолжает оставаться обязательным для всей Церкви руководством. Долг пастыря – изучать это руководство, углубляться в канонические правила, проникаться их духом. Соблюдение канонов – гарантия церковного благоустройства.
АПОСТОЛЬСКИЕ ПРАВИЛА
Трулльский собор об этих правилах выражается так: "нам преданные именем святых и славных апостолов семьдесят пять правил" (2-е правило). Трулльский собор не считает, следовательно, этих правил написанными непосредственно самими апостолами. Действительно, сами апостолы не оставили нам записей этих правил. Правила церковной жизни, установленные св.апостолами, сохранялись тогда в самой жизни Церкви, в самой практике поместных церквей. Собраны воедино и изложены письменно в виде сборника они были, по-видимому, в нач. IV в. На эти правила делает ссылки уже Первый Вселенский собор.
Римский аббат Дионисий Малый (V в.) сделал перевод правил апостольских на латинский язык и поместил их в своем сборнике канонов. В этом сборнике только 50 апостольских правил. Греческий сборник (Номоканон) Иоанна Схоластика (VI в.) имеет 85 апостольских правил. О 85-ти правилах говорит и Трулльский собор. Римская же церковь и теперь признает обязательными только первые 50 апостольских правил.
Следует отметить следующие апостольские правила:
1-е правило: "Епископа да поставляет два или три епископа".
Во 2-м правиле говорится о поставлении пресвитера и диакона епископом.
27-е правило под угрозой извержения из клира запрещает священнослужителям бить кого-бы то ни было — будь то верующий или не верующий, ибо, — говорится в этом правиле, — Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того. Сам быв ударяем не наносил ударов: укоряем не укорял, страдая не угрожал.
29-е правило апостольское обличает симонию и подвергает лишению сана как того, кто получил священное достоинство за деньги, так и самого совершителя рукоположения.
30-е правило грозит отлучением епископу, если он для получения своего достоинства прибег к вмешательству мирских начальников.
31-е правило грозит извержением пресвитеру, отделяющемуся от епископа и.выходящему из подчинения ему.
34-е правило имеет особо важное значение. Оно определяет роль первенствующего епископа в поместной церкви и устанавливает основы взаимоотношений между ним и другими епископами данной церкви. Это правило гласит: Епископам всякого народа подобает знати первого из них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения; творити же каждому только то, что касается до его Епархии, и до мест к ней прилежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух.
Согласно этому правилу первенствующему епископу каждой поместной церкви принадлежит особая руководящая роль в этой церкви, но ему отнюдь не принадлежит абсолютная единоличная власть (подобная той, которую в Римской церкви присвоили себе папы). Это Апостольское правило было нарушено в Русской Церкви "Духовным регламентом". Восстановлено было каноническое возглавление Русской Церкви в 1917 году. Первоепископ, возглавляющий кашу поместную церковь, носит титул "патриарха".
44-е правило запрещает священнослужителям под угрозой извержения из клира взимать "лихву" т.е. брать проценты за деньги, отданные взаймы.
В 54-м правиле говорится, что клирикам запрещается посещение "корчемницы", кроме случаев, когда это требуется необходимостью.
58-е апостольское правило грозит извержением священнику, не учащему своих пасомых благочестию.
64-е правило под угрозой извержения запрещает поститься по воскресеньям и субботам за исключением одной — единственной субботы в году (т.е. Великой). «Пост» здесь надо понимать как воздержание от пищи до окончания вечерни.
В 69-м правиле апостольском говорится о среде и пятнице, как о постных днях и посте Великой Четыредесятницы перед Пасхой. Клирик, не соблюдающий этих обязательных постов, "кроме препятствия от немощи телесной", — подлежит извержению из клира.
77 и 78-е правила апостольские говорят о физических недостатках кандидатов в священство. Эти недостатки только в том случае являются препятствием к рукоположению, если мешают выполнению пастырских обязанностей (полная глухота или слепота на оба глаза). В противном случае физические недостатки не служат препятствием к рукоположению. Поэтому в сан епископа может быть возведен даже хромой или слепой на один глаз, если он человек достойный, — ибо телесный недостаток, — сказано в правилах, — не оскверняет, но душевная скверна.
В последнем 85-м правиле дается перечень Библейский книг.
ПРАВИЛА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
Вселенские соборы созывались, в основном, по догматическим вопросам. Но вместе с тем, на них решались и многие канонические вопросы, т.е. вопросы церковного благоустройства.
Все Вселенские соборы, за исключением Пятого, оставили после себя канонические правила.
Первый Вселенский собор. Был в 325 году в городе Никее. Он оставил 20-ть правил.
Некоторые правила Первого Вселенского собора по содержанию напоминают правила Апостольские. Так например, в правилах Первого Вселенского собора говорится, что епископ поставляется тремя епископами. Осуждается неподчинение пресвитеров епископам. В духе 34-го правила говорится о власти Александрийского епископа над епископами Африки, о власти Римского епископа, Антиохийского и др. глав поместных церквей (6-е правило собора). Так же, как и в Апостольских правилах, запрещается клирикам взимание "лихвы" (17-е прав.). В последнем 20-м правиле предписывается не преклонять колена по воскресным дням и в период Пятидесятницы.
Говорится также о церковных епитимиях. Об отлучении от Св. Причащения. При этом делается одно очень важное указание: умирающий, хотя бы и был под епитимией, не должен лишаться последнего напутствия (13-е прав.).
Второй Вселенский собор. 381 год, г.Константинополь. Оставил 7 правил.
Эти правила также говорят в духе 34-го апостольского правила об областных епископах, т.е. Александрийском, Антиохийском и др., а о Константинопольском епископе (патриархе) говорится, что он должен занимать второе место непосредственно после Римского.
Весьма важное значение имеет последнее 7-е правило этого собора. В нем дается указание, кого из еретиков следует принимать в Церковь через крещение, а кого через миропомазание. А именно: через миропомазание следует принимать таких еретиков, как ариане (умеренные); через крещение же — крайних ариан, антитринитариев, и таких еретиков, как монтанисты (которые вообще мало похожи на христиан по своему вероучению).
Третий Вселенский собор. 431 год, в г. Эфесе. Его правила, числом 8, касаются, главным образом, несториан.
Четвертый Вселенский собор. 451 год, в Халкидоне. Самый многочисленный из всех Вселенских соборов — на нем было свыше шестисот епископов. Оставил 30 правил.
Халкидонский собор повторяет указание Апостольских правил относительно симонии (29 апост. пр.). В случае поставления за деньги "ради гнусного прибытка" подлежит извержению как сам рукополагаемый, так и совершивший рукоположение епископ (2-е прав.).
Рукополагать можно не иначе, как с назначением какой-нибудь определенной церкви (6-е прав.).
Правило четвертое разоблачает фальшивое монашество, состоящее в одном лишь ношении монашеской одежды. Монашествующие, говорится в этом правиле, — да подлежат только посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела.
В правиле 28-м говорится о равных преимуществах епископов Старого Рима и Нового Рима (т.е. Константинополя).
Пятый Вселенский собор. 553 год, Константинополь. Правил не оставил.
Шестой Вселенский собор. 680 год, Константинополь. Правил не оставил. Но под именем "Шестого", или "Пято-шестого" собора известен собор 692 года, т.н. "Трулльский", явившийся продолжением собора 680-го года. Он оставил 102 правила. Эти правила обнимают различные стороны церковной жизни.
Большое значение имеет второе правило этого собора. В нем делается перечень обязательных для Церкви канонических правил. Здесь указаны: Правила апостольские. Правила предыдущих Вселенских соборов: 1-го, 2-го, 3-го и 4-го, а также Правила поместных соборов: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Сардикийского, Даодикийского, Константинопольского при патриархе Нектарии и Карфагенского при Киприане: и, наконец. Правила отдельных отцов, числом 12-ть (кои здесь перечислены по именам). Из них шесть — Александрийские епископы III-V вв.: Дионисий, Петр, Афанасий. Тимофей, Феофил и Кирилл; и шесть — епископы др. церквей, тоже III-V вв.: Григорий Неокесарийский, Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский и Геннадий Константинопольский.
В прочих правилах Трулльского собора имеются повторения правил апостольских и соборных. Например, так же как и в правилах Апостольских, говорится об обязанности учительства (прав. 19), осуждается симония (прав.22), взимание "лихвы" (прав. 10), запрещается пост в субботу (прав.55).
Повторяется с некоторыми дополнениями содержание правила 20-го Первого Вселенского собора о непреклонении колен в дни воскресные (прав.90), содержание правила 7-го Второго Вселенского собора о принятии еретиков через крещение и миропомазание (добавлен еще и третий чин — через отречение от ереси, прав.95), содержание прав.28-го Четвертого Вселенского собора о равенстве Римской и Константинопольской кафедр (прав.36).
Кроме того, правилами Трулльского собора осуждается установленный в Римской церкви обязательный целибат (безбрачие) священников (прав. 13). Безбрачие требуется только от епископов (прав. 12), и от тех членов клира, кои приняли рукоположение (иподиаконское) неженатыми. После рукоположения вступление в брак разрешается только чтецам (прав.6).
Строго запрещается духовенству взимать плату за причащение (прав.23), строить "ковы" т.е. интриги против епископа (прав.34), смотреть "позорищные игры" (прав.24) и т.п.
Даются указания относительно внешнего облика клирика и монаха (прав.21,27,42). Мирянам запрещается проповедовать (прав.64). Говориться о совершении Преждеосвященной литургии в дни Великого поста (прав.52).
В предпоследнем (101) правиле Трулльского собора имеется интересное указание на обычай принимать при причащении Пречистое Тело в сложенные крестообразно руки. При этом собор неодобрительно отзывается о принимающих Св.Дары не прямо в руки, а в золотые сосуды, ибо поступающие так предпочитают человеческим рукам "вещество бездушное".
Седьмой Вселенский собор. 787 год, г.Никея. Оставил 22 правила. Собор определил согласно с преданием полагать в церквах изображения икон Иисуса Христа "во уверение истинного, а не воображаемого воплощения Бога-Слова", и изображения святых.
Правилами вновь осуждается любостяжание духовенства и особенно симония. Запрещается священнослужителям украшаться пышными дорогими одеждами и на края одежды налагать воскрылия другого цвета (прав. 16).
На амвоне читать может только рукоположенный во чтеца, а право такого рукоположения принадлежит епископу. Исключение составляют монастыри, где совершить такое рукоположение может в некоторых ограниченных случаях игумен (прав.14). В этом правиле имеется в виду древний амвон, чаще всего устраивавшийся в виде круглого возвышения в средней части храма.
ПРАВИЛА ПОМЕСТНЫХ СОБОРОВ
В истории Церкви поместных соборов было много, но у нас здесь будет речь только о тех поместных соборах, правила которых приняты в общее обязательное руководство всей Церковью. Таких поместных соборов было десять: Анкирский, Неокесарийский, Гангрский, Антиохийский, Сардикийский, Лаодпкийский, Константинопольский при Нектарии. Карфагенский и два Константинопольских: при Фотии: "Двукратный" и в храме Св.Софии.
СБОРНИКИ КАНОНОВ
Номоканон Иоанна Схоластика — древнейший, дошедший до нас, сборник канонов носит имя Константинопольского патриарха Иоанна Схоластика. Иоанн Схоластик жил в VI веке; до патриаршества был юристом и пресвитером в Антиохии. Составил систематический сборник канонов, разбив его по предметам на пятьдесят отделов (или "титлов", по церковнославянские "граней"). Впоследствии, будучи уже патриархом, он составил другой сборник, в котором изложил гражданские законы, имеющие отношение к тем же предметам. Впоследствии кто-то объединил эти два сборника таким образом, что под каждым "титлом" законов церковных были подписаны соответствующие законы гражданские, касавшиеся того же предмета.
В результате получился сборник, куда вошли и правша церковные (kanon) и законы гражданские (nomoi). Отсюда и название этого труда — "Номоканон" (по церковнославянские "Законоправильник"). В Номоканон Иоанна Схоластика вошли: 85 правил апостольских; правила бывших до того времени четырех Вселенских и шести поместных соборов; из святоотеческих правил — правила Василия Великого.
Номоканон Фотия
Константинопольский патриарх Фотий, борец против папского абсолютизма, главный деятель "Двукратного" собора и собора в храме Св.Софии, ученейший муж — жил в IX веке. Его номоканон разбит на 14-ть титлов. Но он более обширен, чем номоканон Иоанна Схоластика. В номоканон Фотия вошли правила всех Вселенских соборов, соборов поместных и всех 12-ти святых отцов, перечисленных во втором правиле Трулльского собора, правила коих входят в нынешнюю "Книгу правил". Номоканон Фотия состоит из двух частей. В 1-й части - систематический указатель в 14-ти "титлах" со ссылкой на каноны церковные и законы гражданские. Во 2-й части приведены самые тексты канонов. Полагают, что этот труд был начат кем-то еще до Фотия и что Фотий является лишь его окончательным систематизатором.
Славянская "Кормчая Книга"
Это тоже сборник канонов с некоторыми добавлениями; появился он вскоре после принятия христианства славянами. Есть несколько редакций "Кормчей книги". В основу нашей русской "Кормчей" лег номоканон Фотия. Сюда вошли также толкования Аристина па каноны. В некоторых древне-русских редакциях "Кормчей" мы находим статьи чисто русского происхождения — некоторые постановления русских соборов и такие статьи, как "Правило церковное" киевского митрополита Иоанна (Х1в.) и так называемое "Вопрошание Кириково" (XII век — ответы, полученные новгородским иеромонахом Кириком у архипастырей Русской Церкви по различным, главным образом обрядным, вопросам, интересовавшим наших благочестивых предков). Эти статьи представляют известный исторический интерес.
Синтагма Матфея Властаря
Греческий иеромонах Матфей Властарь (XIV век) составил "Алфавитную Синтагму", т.е. сводку канонов в алфавитном порядке, по предметам, снабдив ее обстоятельными пояснениями.
PHSALION Греческая "Кормчая"
Слово Phsalion дословно, соответствует нашему "Кормчая" (кормило). Эта греческая книга с таким названием появилась значительно позже славянской "Кормчей". Книга Phsalion была составлена около 1800 года учеными греческими монахами, по благословению Константинопольского патриарха. В нее вошли канонические правила с некоторыми дополнительными материалами.
Книга Правил
В ХIХ веке у нас стали печатать "Книгу правил". От "Кормчей" она отличается тем, что в ней, кроме самих канонических правит нет никаких дополнительных статей, — как то первой части номоканона Фотия, толкований и статей чисто русского происхождения, а только определения Вселенских соборов и только обязательный канонический материал: правила апостольские, правила Вселенских и десяти поместных соборов и правила святых отцов.
О "Номоканоне", печатаемом в Требнике
В Требнике печатается сборник правил, касающихся, главным образом, епитимий. Этот сборник составился в монашеской среде, на Афоне в XV веке. Этот сборник также назван — "Номоканоном". Название это может вводить в заблуждение. "Номоканон", печатаемый в требнике, не имеет ничего общего ни с номоканоном Иоанна Схоластика, ни с номоканоном Фотия. Самое название "номоканон" никем не утверждено, и авторитет его иногда подвергается сомнению.
Обычное Церковное право
В практике приходится считаться не только с писанными церковными канонами, но и с обычаями неписанными. На важное значение "неписаных обычаев" указывает Св. Василий Великий. Он говорит: "Чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста"
—кто учил сему писанием? К востоку обращаться в молитве
—какое писание нас научило? Слова призывания при преложении хлеба в Евхаристии и Чаши благословения — кто из святых оставил нам письменно?" Все это, по словам Василия Великого, укоренено в церквах "долговременным обычаем" (91 и 92 прав.). В практике церковной многие неписанные обычаи прочно укоренились и как бы приобрели силу права. В учебниках Практического руководства мы даже встречаемся с особым термином для обозначения такого права, основанного на обычае: "обычное Церковное право". Неписанные церковные обычаи легли в основу и самих канонов. Так, мы знаем, что правила Апостольские первоначально сохранялись в практике церковной как неписанные обычаи и только спустя несколько сот лет после апостолов, они были изложены письменно. То же самое касается и большей части других канонических правил. Однако, ссылаясь на обычное Церковное право, надо помнить:
1) что важнейшее из "неписанного" впоследствие так или иначе было записано и таким образом теперь в основном уже является "писанным";
2) что не всякий укоренившийся в той или иной местности обычай приобретает в Церкви силу права, а лишь обычай имеющий важное значение, широкое распространение, оправдывающийся практикой прошедших веков, не противоречащий правилам церковным, согласный с духом Церкви. Об этом надо всегда помнить. Обычаи, не отвечающие вышеизложенным требованиям, нельзя вводить в закон и нельзя ссылаться на них, как на "обычное право".
Пример:
В царской России иерархия церковная была лишена канонического возглавления. И хотя неканонический синодальный строй просуществовал в России около 200 лет, мы не смотрим на него, как на нечто имеющее для нас обязательное значение, силу "обычного права". Можно бы и больше привести подобных примеров, когда в практику вкладываются обычаи, не вполне согласные с церковными установлениями. Базироваться на таких обычаях нельзя.
ВОПРОСЫ БОГОСЛУЖЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Дата: 2019-07-24, просмотров: 364.