КАНОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА (КАНОНЫ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Канон слово греческое (О kanwn - tou kanonos) значит правило. Первоначально это слово означало "мерку".

Каноническими вопросами мы называем во­просы, касающиеся церковного благочиния, и отличаем их от вопросов догматических, касаю­щихся истин веры. Следовательно, канонические вопросы каса­ются, церковного строя, дисцип­лины, порядка т.е. внешних форм церковности.

Не надо иметь в виду, что не все определе­ния церковной власти по вопросам церковного благочиния носят у нас название канонов. Кано­нами мы называем лишь такие правила церковно­ го благочиния, которые засвидетельствованы вселенским голосом Церкви как обязательные для всей Церкви. В это понятие входят: Правила апостольские. Правила Вселенских соборов. Пра­вила десяти поместных соборов. Правила 13-ти отдельных отцов.

Все они напечатаны у нас в "Книге правил". Долг пастыря соблюдать эти правила, т.к. в них выражена воля Церкви.

Изменения в эти правила мог бы внести только Вселенский собор. Ни одна поместная церковь не может изменять этих правил. Обнов­ленцы думали иначе — они отменяли некоторые неугодные для них канонические правила, напр., правило о безбрачии епископов, о главенстве первого епископа; старались восстановить нека­нонический синодальный строй в Русской церкви и т.п.

Обновленцы попрали главный канонический принцип - принцип единства Церкви. Сергий, патриарх Московский, так говорит: «Основной грех обновленчества....в том, что обновленчест­во, как..."самочинное сборище", откололось от святой Церкви и "иной алтарь водрузило" (Ап.прав. 31). И не только алтарь водрузило для себя, но и всячески восстало против св. Церкви, стара­ясь отторгнуть за собой церковных овец. Это грех, который не омывается, поучению св.отцов, даже мученическою кровью"( ЖМП, 1957 N12 с. 40).

Это недопустимо. Разумеется, в канониче­ских правилах есть и такое, что в нынешних изменившихся условиях утратило свое прежнее практическое значение. Например, указания относительно рабов, о поездках духовенства в резиденцию императора и обращения к последнему с просьбами и т.п. Но это не умаляет общего значения канонических правил. В целом «Книга правил» продолжает оставаться обязательным для всей Церкви руководством. Долг пастыря – изучать это руководство, углубляться в канонические правила, проникаться их духом. Соблюдение канонов – гарантия церковного благоустройства.

 

                                             АПОСТОЛЬСКИЕ ПРАВИЛА

Трулльский собор об этих правилах выражается так: "нам преданные именем святых и славных апостолов семь­десят пять правил" (2-е правило). Трулльский собор не счи­тает, следовательно, этих правил написанными непосредст­венно самими апостолами. Действительно, сами апостолы не оставили нам записей этих правил. Правила церковной жиз­ни, установленные св.апостолами, сохранялись тогда в самой жизни Церкви, в самой практике поместных церквей. Собра­ны воедино и изложены письменно в виде сборника они были, по-видимому, в нач. IV в. На эти правила делает ссылки уже Первый Вселенский собор.

Римский аббат Дионисий Малый (V в.) сделал перевод правил апостольских на латинский язык и поместил их в своем сборнике канонов. В этом сборнике только 50 апо­стольских правил. Греческий сборник (Номоканон) Иоанна Схоластика (VI в.) имеет 85 апостольских правил. О 85-ти правилах говорит и Трулльский собор. Римская же церковь и теперь признает обязательными только первые 50 апостоль­ских правил.

Следует отметить следующие апостольские правила:

1-е правило: "Епископа да поставляет два или три епи­скопа".

Во 2-м правиле говорится о поставлении пресвитера и диакона епископом.

27-е правило под угрозой извержения из клира запре­щает священнослужителям бить кого-бы то ни было — будь то верующий или не верующий, ибо, — говорится в этом правиле, — Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того. Сам быв ударяем не наносил ударов: укоряем не уко­рял, страдая не угрожал.

29-е правило апостольское обличает симонию и подвер­гает лишению сана как того, кто получил священное досто­инство за деньги, так и самого совершителя рукоположения.

30-е правило грозит отлучением епископу, если он для получения своего достоинства прибег к вмешательству мир­ских начальников.

31-е правило грозит извержением пресвитеру, отде­ляющемуся от епископа и.выходящему из подчинения ему.

34-е правило имеет особо важное значение. Оно опре­деляет роль первенствующего епископа в поместной церкви и устанавливает основы взаимоотношений между ним и другими епископами данной церкви. Это правило гласит: Епископам всякого народа подобает знати первого из них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения; творити же каждому только то, что касается до его Епархии, и до мест к ней прилежа­щих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух.

Согласно этому правилу первенствующему епископу каждой поместной церкви принадлежит особая руководящая роль в этой церкви, но ему отнюдь не принадлежит абсолют­ная единоличная власть (подобная той, которую в Римской церкви присвоили себе папы). Это Апостольское правило было нарушено в Русской Церкви "Духовным регламентом". Восстановлено было каноническое возглавление Русской Церкви в 1917 году. Первоепископ, возглавляющий кашу поместную церковь, носит титул "патриарха".

44-е правило запрещает священнослужителям под угрозой извержения из клира взимать "лихву" т.е. брать проценты за деньги, отданные взаймы.

В 54-м правиле говорится, что клирикам за­прещается посещение "корчемницы", кроме слу­чаев, когда это требуется необходимостью.

58-е апостольское правило грозит изверже­нием священнику, не учащему своих пасомых благочестию.

64-е правило под угрозой извержения за­прещает поститься по воскресеньям и субботам за исключением одной — единственной субботы в году (т.е. Великой). «Пост» здесь надо понимать как воздержание от пищи до окончания вечерни.

В 69-м правиле апостольском говорится о среде и пятнице, как о постных днях и посте Ве­ликой Четыредесятницы перед Пасхой. Клирик, не соблюдающий этих обязательных постов, "кроме препятствия от немощи телесной", — подлежит извержению из клира.

77 и 78-е правила апостольские говорят о физических недостатках кандидатов в священст­во. Эти недостатки только в том случае являются препятствием к рукоположению, если мешают выполнению пастырских обязанностей (полная глухота или слепота на оба глаза). В противном случае физические недостатки не служат препят­ствием к рукоположению. Поэтому в сан еписко­па может быть возведен даже хромой или слепой на один глаз, если он человек достойный, — ибо телесный недостаток, — сказано в правилах, — не оскверняет, но душевная скверна.

В последнем 85-м правиле дается перечень Библейский книг.

ПРАВИЛА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

Вселенские соборы созывались, в основном, по догматическим вопросам. Но вместе с тем, на них решались и многие канонические вопросы, т.е. вопросы церковного благоустройства.

Все Вселенские соборы, за исключением  Пя­того, оставили после себя канонические правила.

Первый Вселенский собор. Был в 325 году в городе Никее. Он оставил 20-ть правил.

Некоторые правила Первого Вселенского собора по содержанию напоминают правила Апостольские. Так например, в правилах Первого Вселенского собора говорится, что епископ по­ставляется тремя епископами. Осуждается непод­чинение пресвитеров епископам. В духе 34-го правила говорится о власти Александрийского епископа над епископами Африки, о власти Рим­ского епископа, Антиохийского и др. глав поме­стных церквей (6-е правило собора). Так же, как и в Апостольских правилах, запрещается клирикам взимание "лихвы" (17-е прав.). В последнем 20-м правиле предписывается не преклонять колена по воскресным дням и в период Пятидесятницы.

Говорится также о церковных епитимиях. Об отлучении от Св. Причащения. При этом делается одно очень важное указание: умирающий, хотя бы и был под епитимией, не должен лишаться по­следнего напутствия (13-е прав.).

Второй Вселенский собор. 381 год, г.Константинополь. Оставил 7 правил.

Эти правила также говорят в духе 34-го апо­стольского правила об областных епископах, т.е. Александрийском, Антиохийском и др., а о Кон­стантинопольском епископе (патриархе) говорит­ся, что он должен занимать второе место непо­средственно после Римского.

Весьма важное значение имеет последнее 7-е правило этого собора. В нем дается указание, кого из еретиков следу­ет принимать в Церковь через крещение, а кого через миро­помазание. А именно: через миропомазание следует прини­мать таких еретиков, как ариане (умеренные); через креще­ние же — крайних ариан, антитринитариев, и таких ерети­ков, как монтанисты (которые вообще мало похожи на хри­стиан по своему вероучению).

Третий Вселенский собор. 431 год, в г. Эфесе. Его правила, числом 8, касаются, главным образом, несториан.

Четвертый Вселенский собор. 451 год, в Халкидоне. Самый многочисленный из всех Вселенских соборов — на нем было свыше шестисот епископов. Оставил 30 правил.

Халкидонский собор повторяет указание Апостольских правил относительно симонии (29 апост. пр.). В случае поставления за деньги "ради гнусного прибытка" подлежит извержению как сам рукополагаемый, так и совершивший рукоположение епископ (2-е прав.).

Рукополагать можно не иначе, как с назначением какой-нибудь определенной церкви (6-е прав.).

Правило четвертое разоблачает фальшивое монашество, состоящее в одном лишь ношении монашеской одежды. Монашествующие, говорится в этом правиле, — да подлежат только посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церков­ные, ни в житейские дела.

В правиле 28-м говорится о равных преимуществах епископов Старого Рима и Нового Рима (т.е. Константино­поля).

Пятый Вселенский собор. 553 год, Константинополь. Правил не оставил.

Шестой Вселенский собор. 680 год, Константинополь. Правил не оставил. Но под именем "Шестого", или "Пято-шестого" собора известен собор 692 года, т.н. "Трулльский", явившийся продолжением собора 680-го года. Он оставил 102 правила. Эти правила обнимают различные стороны церковной жизни.

Большое значение имеет второе правило этого собора. В нем делается перечень обязательных для Церкви канони­ческих правил. Здесь указаны: Правила апостольские. Пра­вила предыдущих Вселенских соборов: 1-го, 2-го, 3-го и 4-го, а также Правила поместных соборов: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Сардикийского, Даодикийского, Константинопольского при патриархе Нек­тарии и Карфагенского при Киприане: и, наконец. Правила отдельных отцов, числом 12-ть (кои здесь перечислены по именам). Из них шесть — Александрийские епископы III-V  вв.: Дионисий, Петр, Афанасий. Тимофей, Феофил и Ки­рилл; и шесть — епископы др. церквей, тоже III-V вв.: Гри­горий Неокесарийский, Григорий Богослов, Василий Вели­кий, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский и Геннадий Константинопольский.

В прочих правилах Трулльского собора имеются повто­рения правил апостольских и соборных. Например, так же как и в правилах Апостольских, говорится об обязанности учительства (прав. 19), осуждается симония (прав.22), взима­ние "лихвы" (прав. 10), запрещается пост в субботу (прав.55).

Повторяется с некоторыми дополнениями содержание правила 20-го Первого Вселенского собора о непреклонении колен в дни воскресные (прав.90), содержание правила 7-го Второго Вселенского собора о принятии еретиков через крещение и миропомазание (добавлен еще и третий чин — через отречение от ереси, прав.95), содержание прав.28-го Четвертого Вселенского собора о равенстве Римской и Кон­стантинопольской кафедр (прав.36).

Кроме того, правилами Трулльского собора осуждается установленный в Римской церкви обязательный целибат (безбрачие) священников (прав. 13). Безбрачие требуется только от епископов (прав. 12), и от тех членов клира, кои приняли рукоположение (иподиаконское) неженатыми. По­сле рукоположения вступление в брак разрешается только чтецам (прав.6).

Строго запрещается духовенству взимать плату за причащение (прав.23), строить "ковы" т.е. интриги против епископа (прав.34), смотреть "позорищные игры" (прав.24) и т.п.

Даются указания относительно внешнего облика клирика и монаха (прав.21,27,42). Миря­нам запрещается проповедовать (прав.64). Гово­риться о совершении Преждеосвященной литур­гии в дни Великого поста (прав.52).

В предпоследнем (101) правиле Трулльского собора имеется интересное указание на обычай принимать при причащении Пречистое Тело в сложенные крестообразно руки. При этом собор неодобрительно отзывается о принимающих Св.Дары не прямо в руки, а в золотые сосуды, ибо поступающие так предпочитают человеческим рукам "вещество бездушное".

Седьмой Вселенский собор. 787 год, г.Никея. Оставил 22 правила. Собор определил согласно с преданием полагать в церквах изобра­жения икон Иисуса Христа "во уверение истинно­го, а не воображаемого воплощения Бога-Слова", и изображения святых.

Правилами вновь осуждается любостяжание духовенства и особенно симония. Запрещается священнослужителям украшаться пышными дорогими одеждами и на края одежды налагать воскрылия другого цвета (прав. 16).

На амвоне читать может только рукополо­женный во чтеца, а право такого рукоположения принадлежит епископу. Исключение составляют монастыри, где совершить такое рукоположение может в некоторых ограниченных случаях игумен (прав.14). В этом правиле имеется в виду древний амвон, чаще всего устраивавшийся в виде кругло­го возвышения в средней части храма.

                            ПРАВИЛА ПОМЕСТНЫХ СОБОРОВ

В истории Церкви поместных соборов было много, но у нас здесь будет речь только о тех поместных соборах, правила которых приняты в общее обязательное руководство всей Церковью. Таких поместных соборов было десять: Анкирский, Неокесарийский, Гангрский, Антиохийский, Сардикийский, Лаодпкийский, Константинопольский при Нектарии. Карфагенский и два Константинопольских: при Фотии: "Двукратный" и в храме Св.Софии.

                                     СБОРНИКИ КАНОНОВ

Номоканон Иоанна Схоластика — древнейший, до­шедший до нас, сборник канонов носит имя Константино­польского патриарха Иоанна Схоластика. Иоанн Схоластик жил в VI веке; до патриаршества был юристом и пресвите­ром в Антиохии. Составил систематический сборник кано­нов, разбив его по предметам на пятьдесят отделов (или "титлов", по церковнославянские "граней"). Впоследствии, будучи уже патриархом, он составил другой сборник, в ко­тором изложил гражданские законы, имеющие отношение к тем же предметам. Впоследствии кто-то объединил эти два сборника таким образом, что под каждым "титлом" законов церковных были подписаны соответствующие законы граж­данские, касавшиеся того же предмета.

В результате получился сборник, куда вошли и правша церковные (kanon) и законы гражданские (nomoi). Отсюда и название этого труда — "Номоканон" (по церковнославян­ские "Законоправильник"). В Номоканон Иоанна Схоластика вошли: 85 правил апостольских; правила бывших до того времени четырех Вселенских и шести поместных соборов; из святоотеческих правил — правила Василия Великого.

 Номоканон Фотия

Константинопольский патриарх Фотий, бо­рец против папского абсолютизма, главный дея­тель "Двукратного" собора и собора в храме Св.Софии, ученейший муж — жил в IX веке. Его номоканон разбит на 14-ть титлов. Но он более обширен, чем номоканон Иоанна Схоластика. В номоканон Фотия вошли правила всех Вселен­ских соборов, соборов поместных и всех 12-ти святых отцов, перечисленных во втором правиле Трулльского собора, правила коих входят в ны­нешнюю "Книгу правил". Номоканон Фотия состоит из двух частей. В 1-й части - системати­ческий указатель в 14-ти "титлах" со ссылкой на каноны церковные и законы гражданские. Во 2-й части приведены самые тексты канонов. Полага­ют, что этот труд был начат кем-то еще до Фотия и что Фотий является лишь его окончательным систематизатором.

Славянская "Кормчая Книга"

Это тоже сборник канонов с некоторыми до­бавлениями; появился он вскоре после принятия христианства славянами. Есть несколько редак­ций "Кормчей книги". В основу нашей русской "Кормчей" лег номоканон Фотия. Сюда вошли также толкования Аристина па каноны. В некото­рых древне-русских редакциях "Кормчей" мы находим статьи чисто русского происхождения — некоторые постановления русских соборов и такие статьи, как "Правило цер­ковное" киевского митрополита Иоанна (Х1в.) и так называемое "Вопрошание Кириково" (XII век — ответы, полученные новгородским иеромона­хом Кириком у архипастырей Русской Церкви по различным, главным образом обрядным, вопро­сам, интересовавшим наших благочестивых пред­ков). Эти статьи представляют известный истори­ческий интерес.

Синтагма Матфея Властаря

Греческий иеромонах Матфей Властарь (XIV век) составил "Алфавитную Синтагму", т.е. сводку канонов в алфавитном порядке, по пред­метам, снабдив ее обстоятельными пояснениями.

PHSALION Греческая "Кормчая"

Слово Phsalion дословно, соответствует нашему "Кормчая" (кормило). Эта греческая книга с таким названием появилась значительно позже славянской "Кормчей". Книга Phsalion была составлена около 1800 года учеными греческими монахами, по благословению Константинополь­ского патриарха. В нее вошли канонические пра­вила с некоторыми дополнительными материала­ми.

Книга Правил

В ХIХ веке у нас стали печатать "Книгу правил". От "Кормчей" она отличается тем, что в ней, кроме самих канонических правит нет ника­ких дополнительных статей, — как то первой части номоканона Фотия, толкований и статей чисто русско­го происхождения, а только определения Вселенских собо­ров и только обязательный канонический материал: правила апостольские, правила Вселенских и десяти поместных со­боров и правила святых отцов.

О "Номоканоне", печатаемом в Требнике

В Требнике печатается сборник правил, касающих­ся, главным образом, епитимий. Этот сборник составился в монашеской среде, на Афоне в XV веке. Этот сборник также назван — "Номоканоном". Название это может вводить в заблуждение. "Номоканон", печатаемый в требнике, не имеет ничего общего ни с номоканоном Иоанна Схоластика, ни с номоканоном Фотия. Самое название "номоканон" никем не утверждено, и авторитет его иногда подвергается сомнению.

   Обычное Церковное право

В практике приходится считаться не только с писанными церковными канонами, но и с обычаями неписанными. На важное значение "неписаных обычаев" указывает Св. Василий Великий. Он говорит: "Чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста"

—кто учил сему писанием? К востоку обращаться в молитве

—какое писание нас научило? Слова призывания при преложении хлеба в Евхаристии и Чаши благословения — кто из святых оставил нам письменно?" Все это, по словам Василия Великого, укоренено в церквах "долговременным обыча­ем" (91 и 92 прав.). В практике церковной многие неписанные обычаи прочно укоренились и как бы приобрели силу права. В учебниках Практического руководства мы даже встречаемся с особым термином для обозначения такого права, основанного на обычае: "обычное Церковное право". Неписанные церковные обычаи легли в основу и самих ка­нонов. Так, мы знаем, что правила Апостольские первона­чально сохранялись в практике церковной как неписанные обычаи и только спустя несколько сот лет после апостолов, они были изложены письменно. То же самое касается и большей части других канонических правил. Однако, ссыла­ясь на обычное Церковное право, надо помнить:

1)  что важнейшее из "неписанного" впоследствие так или иначе было записано и таким образом теперь в основном уже является "писанным";

2) что не всякий укоренившийся в той или иной местно­сти обычай приобретает в Церкви силу права, а лишь обычай имеющий важное значение, широкое распространение, оп­равдывающийся практикой прошедших веков, не противоре­чащий правилам церковным, согласный с духом Церкви. Об этом надо всегда помнить. Обычаи, не отвечающие вышеиз­ложенным требованиям, нельзя вводить в закон и нельзя ссылаться на них, как на "обычное право".

Пример:

В царской России иерархия церковная была лишена канонического возглавления. И хотя неканонический синодальный строй просущест­вовал в России около 200 лет, мы не смотрим на него, как на нечто имеющее для нас обязательное значение, силу "обычного права". Можно бы и больше привести подобных примеров, когда в практику вкладываются обычаи, не вполне со­гласные с церковными установлениями. Базиро­ваться на таких обычаях нельзя.

                   ВОПРОСЫ БОГОСЛУЖЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Дата: 2019-07-24, просмотров: 307.