Учение апостола Павла о нравственных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Качествах священнослужителей (1 Тим. 3,1-13)

 

Апостол Павел послал Тимофея в Ефес с поручением испол­нять там пастырские обязанности. Обязанности эти и сами по себе были очень трудны. Но они ещё более тяжелы были для Ти­мофея при известной настроенности ефесской Церкви. Он должен был прежде всего противодействовать партии тех христиан из иудеев (ср. 1 Тим. 1,6-7, ср. Тит. 1,10), которые оставив простоту апостольского учения и христианской жизни, увлеклись бесплодной религиозной ученостью — с одной стороны, под влия­нием иудейско-гностического аскетизма, а с другой стороны – под влиянием иудейских раввинов и других старались увлечь по этому пути. При такой важности служе­ния, к какому призваны пресвитеры, необходимо было указать Тимофею те качества, какие он должен требовать от кандида­тов священства.

Эти качества составляют содержание 2-го стиха:

Непорочность

По учению апостола Павла, пресвитер дол­жен быть непорочен, т.е. пользоваться хорошей ре­путацией, не иметь никакого пятна на своей чести, потому что это мешало бы успеху его деятельности.

Нравственное и телесное целомудрие

«Епископ должен быть одной жены муж». Несмотря на различные толкования, какие давали этому требованию апостола и на его, так ска­зать, специальный смысл, Христианская Церковь понимала это наставление так, что служители алтаря Господня должны быть свободны от всякого вида нецеломудрия.

Трезвенность

Под трезвенностью здесь нужно понимать отсутствие страстей. Апостол требует, чтобы никакая страсть не ослепляла священника и не мешала ему правильно судить о предметах. Ум, вследствие известной настроенности чувств, высказывает какое-то болезненное, ненормальное состояние, когда дело касается излюбленных им предметов. Человек, рассуждающий под преобла­дающим влиянием какой-нибудь идеи, выказывает умственное опьянение. У него недостает трезвенности ума, которая обуслав­ливает ясный взгляд на житейские отношения и верный такт. В этом смысле и употреблено у апостола слово «целомудрие».

Внешняя благопристойность

С душевной благопристойностью пастырь Церкви должен соединять и внешнюю: он должен быть чуж­дым пустой чопорности и важничанья, равно как должен избегать грязной и неаккуратной внешности. Люди привыкли, прежде всего, обращать внимание на внешность, так как это легче всего под­дается наблюдению. Особенно внешнюю благопристойность священ­ник должен соблюдать, когда он бывает в обществе, будет ли это общество у него в доме, или он сам будет в чужом доме.

Страннолюбие

Уже как христианин священник должен лю­бить гостеприимство; тем более как пастырь он должен оказывать его всем бедствовавшим в тогдашнее тяжелое время, изгнанным и преследуемым христианам.

Например, святитель Игна­тий Богоносец (+ 106 г.) призывает пресвитеров «исполнять служение своё со всяким тщанием, плотским и духовным». «Ста­райся, — говорит он, — о единении, будь снисходителен ко всем, неутомим в молитве, носи немощи всех, ибо где больше труда, там больше и приобретения. Будь бдителен, как подвижник Божий. Стой твердо, как наковальня, когда по ней бьют. Хорошему бор­цу свойственно принимать удары и, однако, победить. Но осо­бенно мы должны все терпеть ради Бога, чтобы Он и потерпел нас. Учись разуметь обстоятельства времени. Богослужебные соб­рания созывай почаще». Он же внушает пресвитерам находиться в должном подчинении епископам.

Мысль о взаимном мире и единении между епископом, пас­тырями и пасомыми, а равно о соблюдении в Церкви должного под­чинения и порядка с большею подробностью развита в послании Климента Римского (+ 100 г.) к Коринфской Церкви.

Святитель Поликарп, епископ Смирнский (+167 г.) требует, чтобы и пресвитеры были «благосердны, милостивы ко всем, об­ращали заблудших, посещали больных, заботились о вдовах, о бедных и сиротах, воздерживались от гнева, мщения, заискива­ния и несправедливости в суде, удалялись от всякого сребро­любия и не были легковерны к наговорам на кого-либо».

Святитель Ириней, епископ Лионский (+ 202 г.), рассуждая о том, какое тяжкое наказание ожидает худых пресвитеров, и как высоко нужно ценить истинное пастырство, убеждает удалять­ся тех, которые, будучи «многими почитаемы за пресвитеров, служат своим похотям, и хотя кажутся имеющими страх Божий в сердцах своих, но уничижают других, гордятся своим старшинст­вом (председательством) и скрытно делают зло». Ириней вну­шает иметь общение только с теми, кои «хранят учение апосто­лов и, исполняя обязанности пресвитера, предлагают учение здравое и ведут бессоблазненную жизнь к утверждению и исправ­лению прочих». По учению святителя Киприана, епископа Карфагенского (+ 259 г.), «каждый, удостоившийся священства, должен слу­жить только алтарю и жертвам, заниматься только молитвами и молениями, и не оставлять Церковь для занятий земными и мир­скими делами, но трудиться денно и нощно для дел небесных и духовных».

 

                      ЦЕРКОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.

В своих определениях Церковь касается как вопросов веры, так и вопросов церковного благочиния. Эти вопросы надо различать. В вопросах веры Церковь не вводит ничего нового, не отменяет ничего старого и не изменяет ничего того, что она содержит с самого начала своего существова­ния. Она лишь оберегает сокровище веры от искажений и в случае необходимости уточняет догматические вопросы, чтобы защитить Православие от ересей. Этой цели служат догматические определения, выработанные на Вселенских соборах.

Для каждого пастыря обязательными являются все законо­положения о Церкви, из которых наиболее важными и общеобяза­тельными являются:

1. 85 апостольских правил.

2. Постановления Вселенских Соборов:

- определения, т.е. догматические постановления;

- каноны – постановления, касающиеся устройства и жизни Церкви.

Но канонические постановления издали не все семь призна­ваемых Православной Церковью соборов. Так, V и VI Вселенские соборы канонов не издавали, но в дополнение к этим двум собо­рам, в 692 году в Константинополе был созван так называемый Трулльский, или пято-шестой, или считающийся также шестым Собор, который издал 102 канона.

Таким образом, каноны издали следующие Вселенские Соборы:

Первый (он же I Никейский, 325 г.);

Второй (I Константинопольский, 381 г.);

Третий (Ефесский, 431 г.);

Четвертый (Халкидонский, 451 г.);

Шестой (Трулльский, 692 г.);

Седьмой (II Никейский, 787 г.).

Всего Вселенские соборы издали 189 канонов или правил.

Помимо Вселенских Соборов, каноны издавали и поместные соборы. Постановления некоторых из них были усвоены Вселенской Церковию (на Трулльском соборе), как обязательные для всей Православной Церкви.

Соборы эти следующие:

Анкирский (314 г.);

Неокесарийский (314 г.);

Антиохийский (341 г.);

Сардикийский (344 г.);

Гангрский (362 г.);

Лаодикийский (381 г.);

Константинопольский (394 г.);

Карфагенский (419 г.).

Кроме перечисленных поместных соборов, обязательными для всей Православной Церкви являются постановления ещё двух поместных Константинопольских соборов: 861 г. и 879 г. Постановления этих двух соборов не были усвоены Вселен­ской Церковью подобно предыдущим восьми, но сделались обязательными для всей Православной Церкви потому, что были заключены патриархом Фотием в его Номоканон, который был усвоен Вселенской Церковью. Всего 10 поместных соборов издали 334 правила.

 Русская Православная Церковь, кроме ка­нонов, руководствуется решениями юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 2000 года, а так же некоторыми указами Синодального перио­да, постановлениями Московского собора 1917-1918 гг., особен­но «Положением об управлении Русской Православной Церкви», принятым на её Поместном Соборе 1945 г., а также постановле­ниями государственной власти, начиная с декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви», и т.п.

Эти правила и постановления не вводят ничего нового, а лишь дают более точную формулировку тому учению, которое всегда содер­жала Церковь. Точно так же неизменным остается христиан­ское учение о нравственности и основные начала церковности.

Что же касается вопросов церковного благочиния, т.е. порядков, богослужебных обычаев, правил церковной дис­циплины и т.п., то здесь Церковь может допускать некото­рые изменения, сообразуясь с пользой дела. Однако меняется при этом только форма, а внутреннее содержание церковно­сти остается ненарушенным.

Неизменное учение Церкви — это область догматиче­ская, а правила церковного благочиния — это область кано­ ническая.

Следовательно, надо отличать догматические опреде­ления Церкви от канонических.  Примеры: учение о Христе как о Сыне Божием, единосущности Отцу, — это догматиче­ское учение. К догматическим вопросам относится также, напр., учение о Таинстве Тела и Крови Христовой, о Церкви и т.п.

                       

Догматическое учение неизменно.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 314.