Качествах священнослужителей (1 Тим. 3,1-13)
Апостол Павел послал Тимофея в Ефес с поручением исполнять там пастырские обязанности. Обязанности эти и сами по себе были очень трудны. Но они ещё более тяжелы были для Тимофея при известной настроенности ефесской Церкви. Он должен был прежде всего противодействовать партии тех христиан из иудеев (ср. 1 Тим. 1,6-7, ср. Тит. 1,10), которые оставив простоту апостольского учения и христианской жизни, увлеклись бесплодной религиозной ученостью — с одной стороны, под влиянием иудейско-гностического аскетизма, а с другой стороны – под влиянием иудейских раввинов и других старались увлечь по этому пути. При такой важности служения, к какому призваны пресвитеры, необходимо было указать Тимофею те качества, какие он должен требовать от кандидатов священства.
Эти качества составляют содержание 2-го стиха:
Непорочность
По учению апостола Павла, пресвитер должен быть непорочен, т.е. пользоваться хорошей репутацией, не иметь никакого пятна на своей чести, потому что это мешало бы успеху его деятельности.
Нравственное и телесное целомудрие
«Епископ должен быть одной жены муж». Несмотря на различные толкования, какие давали этому требованию апостола и на его, так сказать, специальный смысл, Христианская Церковь понимала это наставление так, что служители алтаря Господня должны быть свободны от всякого вида нецеломудрия.
Трезвенность
Под трезвенностью здесь нужно понимать отсутствие страстей. Апостол требует, чтобы никакая страсть не ослепляла священника и не мешала ему правильно судить о предметах. Ум, вследствие известной настроенности чувств, высказывает какое-то болезненное, ненормальное состояние, когда дело касается излюбленных им предметов. Человек, рассуждающий под преобладающим влиянием какой-нибудь идеи, выказывает умственное опьянение. У него недостает трезвенности ума, которая обуславливает ясный взгляд на житейские отношения и верный такт. В этом смысле и употреблено у апостола слово «целомудрие».
Внешняя благопристойность
С душевной благопристойностью пастырь Церкви должен соединять и внешнюю: он должен быть чуждым пустой чопорности и важничанья, равно как должен избегать грязной и неаккуратной внешности. Люди привыкли, прежде всего, обращать внимание на внешность, так как это легче всего поддается наблюдению. Особенно внешнюю благопристойность священник должен соблюдать, когда он бывает в обществе, будет ли это общество у него в доме, или он сам будет в чужом доме.
Страннолюбие
Уже как христианин священник должен любить гостеприимство; тем более как пастырь он должен оказывать его всем бедствовавшим в тогдашнее тяжелое время, изгнанным и преследуемым христианам.
Например, святитель Игнатий Богоносец (+ 106 г.) призывает пресвитеров «исполнять служение своё со всяким тщанием, плотским и духовным». «Старайся, — говорит он, — о единении, будь снисходителен ко всем, неутомим в молитве, носи немощи всех, ибо где больше труда, там больше и приобретения. Будь бдителен, как подвижник Божий. Стой твердо, как наковальня, когда по ней бьют. Хорошему борцу свойственно принимать удары и, однако, победить. Но особенно мы должны все терпеть ради Бога, чтобы Он и потерпел нас. Учись разуметь обстоятельства времени. Богослужебные собрания созывай почаще». Он же внушает пресвитерам находиться в должном подчинении епископам.
Мысль о взаимном мире и единении между епископом, пастырями и пасомыми, а равно о соблюдении в Церкви должного подчинения и порядка с большею подробностью развита в послании Климента Римского (+ 100 г.) к Коринфской Церкви.
Святитель Поликарп, епископ Смирнский (+167 г.) требует, чтобы и пресвитеры были «благосердны, милостивы ко всем, обращали заблудших, посещали больных, заботились о вдовах, о бедных и сиротах, воздерживались от гнева, мщения, заискивания и несправедливости в суде, удалялись от всякого сребролюбия и не были легковерны к наговорам на кого-либо».
Святитель Ириней, епископ Лионский (+ 202 г.), рассуждая о том, какое тяжкое наказание ожидает худых пресвитеров, и как высоко нужно ценить истинное пастырство, убеждает удаляться тех, которые, будучи «многими почитаемы за пресвитеров, служат своим похотям, и хотя кажутся имеющими страх Божий в сердцах своих, но уничижают других, гордятся своим старшинством (председательством) и скрытно делают зло». Ириней внушает иметь общение только с теми, кои «хранят учение апостолов и, исполняя обязанности пресвитера, предлагают учение здравое и ведут бессоблазненную жизнь к утверждению и исправлению прочих». По учению святителя Киприана, епископа Карфагенского (+ 259 г.), «каждый, удостоившийся священства, должен служить только алтарю и жертвам, заниматься только молитвами и молениями, и не оставлять Церковь для занятий земными и мирскими делами, но трудиться денно и нощно для дел небесных и духовных».
ЦЕРКОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.
В своих определениях Церковь касается как вопросов веры, так и вопросов церковного благочиния. Эти вопросы надо различать. В вопросах веры Церковь не вводит ничего нового, не отменяет ничего старого и не изменяет ничего того, что она содержит с самого начала своего существования. Она лишь оберегает сокровище веры от искажений и в случае необходимости уточняет догматические вопросы, чтобы защитить Православие от ересей. Этой цели служат догматические определения, выработанные на Вселенских соборах.
Для каждого пастыря обязательными являются все законоположения о Церкви, из которых наиболее важными и общеобязательными являются:
1. 85 апостольских правил.
2. Постановления Вселенских Соборов:
- определения, т.е. догматические постановления;
- каноны – постановления, касающиеся устройства и жизни Церкви.
Но канонические постановления издали не все семь признаваемых Православной Церковью соборов. Так, V и VI Вселенские соборы канонов не издавали, но в дополнение к этим двум соборам, в 692 году в Константинополе был созван так называемый Трулльский, или пято-шестой, или считающийся также шестым Собор, который издал 102 канона.
Таким образом, каноны издали следующие Вселенские Соборы:
Первый (он же I Никейский, 325 г.);
Второй (I Константинопольский, 381 г.);
Третий (Ефесский, 431 г.);
Четвертый (Халкидонский, 451 г.);
Шестой (Трулльский, 692 г.);
Седьмой (II Никейский, 787 г.).
Всего Вселенские соборы издали 189 канонов или правил.
Помимо Вселенских Соборов, каноны издавали и поместные соборы. Постановления некоторых из них были усвоены Вселенской Церковию (на Трулльском соборе), как обязательные для всей Православной Церкви.
Соборы эти следующие:
Анкирский (314 г.);
Неокесарийский (314 г.);
Антиохийский (341 г.);
Сардикийский (344 г.);
Гангрский (362 г.);
Лаодикийский (381 г.);
Константинопольский (394 г.);
Карфагенский (419 г.).
Кроме перечисленных поместных соборов, обязательными для всей Православной Церкви являются постановления ещё двух поместных Константинопольских соборов: 861 г. и 879 г. Постановления этих двух соборов не были усвоены Вселенской Церковью подобно предыдущим восьми, но сделались обязательными для всей Православной Церкви потому, что были заключены патриархом Фотием в его Номоканон, который был усвоен Вселенской Церковью. Всего 10 поместных соборов издали 334 правила.
Русская Православная Церковь, кроме канонов, руководствуется решениями юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 2000 года, а так же некоторыми указами Синодального периода, постановлениями Московского собора 1917-1918 гг., особенно «Положением об управлении Русской Православной Церкви», принятым на её Поместном Соборе 1945 г., а также постановлениями государственной власти, начиная с декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви», и т.п.
Эти правила и постановления не вводят ничего нового, а лишь дают более точную формулировку тому учению, которое всегда содержала Церковь. Точно так же неизменным остается христианское учение о нравственности и основные начала церковности.
Что же касается вопросов церковного благочиния, т.е. порядков, богослужебных обычаев, правил церковной дисциплины и т.п., то здесь Церковь может допускать некоторые изменения, сообразуясь с пользой дела. Однако меняется при этом только форма, а внутреннее содержание церковности остается ненарушенным.
Неизменное учение Церкви — это область догматическая, а правила церковного благочиния — это область кано ническая.
Следовательно, надо отличать догматические определения Церкви от канонических. Примеры: учение о Христе как о Сыне Божием, единосущности Отцу, — это догматическое учение. К догматическим вопросам относится также, напр., учение о Таинстве Тела и Крови Христовой, о Церкви и т.п.
Догматическое учение неизменно.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 357.