Коварная хитрость сатаны состояла здесь в том, что он образное выражение псалма: «на руках возьмут Тя» и т.д., побуждает Христа испытать на Себе в собственном и буквальном смысле.
Если бы Иисус Христос провел опыт, исполнятся ли над Ним слова в собственном смысле, то этим Он, с одной стороны, показал бы сомнение в Себе, как Сыне Божием, а с другой — честолюбие.
Послушаться совета сатаны и сделать это, что предлагал он, значило бы безрассудно подвергать жизнь Свою опасности только для того, чтобы вынудить от Бога чудо, как испытать Его: сотворит ли Он чудо? Поэтому Иисус Христос отвечает словами Второзакония (6,16): «Не искушайте Господа Бога вашего, как вы искушали Его в Массе». Эти слова первоначально были сказаны евреям по поводу их ропота в пустыне, когда у них не стало воды. В ропоте их заключалось сомнение в силе Божией и благом Его попечении, которое вместо с тем служило как бы вызовом Богу — показать, что Он не хочет помочь им. Такой дерзкий вызов Бога Священное Писание называет искушением Бога; и в таком искушении Бога был бы виновен и Иисус Христос, если бы Он, как предлагал Ему сатана, самовольно и только для того, чтобы видеть, может ли и хочет ли Бог помочь Ему, бросился с крыши крыла церковного.
3. В предыдущих искушениях диавол мог представлять себя человеческим собеседником, доселе сатана все еще притворялся в своих искушениях, показывая вид, что ради Иисуса Христа делает Ему предложение — обратить камни в хлебы и низвергнуться с храма, чтобы и Он Сам и люди могли убедиться в Его Божественном достоинстве: «Еще Сын еси Божий»,
в третьем же искушении он прямо выступает как диавол, обнаруживая свою цель совершенно уклонить Иисуса Христа от Своего спасительного подвига. До этого диавол не получил ещё полной уверенности, действительно ли Иисус Христос есть Сын Божий. Теперь он предлагает решительное испытание. Ложно приписывая себе полное владычество над всем, громадные пространства которого он показывает Господу с высокой горы, диавол, с целью устрашить Искупителя, говорит Ему, что никакие Его усилия не могут освободить из под его диавольской власти мира, если он добровольно не отдаст Ему. Он предлагает Христу, — вместо того, чтобы совершить продолжительный и трудный путь искупительного служения, на который намерен вступить Господь, — купить у него власть над миром самою легкою ценою: выражением покорности перед ним, князем, мира сего, — поклонением ему.
Более дерзкого слова уже невозможно было услышать и от сатаны, и Господь властно отгоняет от Себя его, ссылаясь при этом на слова закона: «Господа, Бога твоего бойся, и Ему одному служи» (Втор. 6,13). Господь Иисус Христос дает сатане понять, что Он должен и намерен для искупления людей идти путем, предуказанным Ему Богом, Которому одному должно поклоняться и служить.
Своим подвигом в отражении искушения сатаны, Иисус Христос всем Своим последователям, а в особенности продолжателям Его служения роду человеческому, пастырям Церкви, показал, что для борьбы с искусителем единственными средствами служат Слово Божие, покорность, всецелая преданность в волю Божию и теснейшее единение с Господом.
Только тот может отразить от себя и от других все многообразные обольщения диавола, кто приучился всегда сообразовывать свои действия с Божественным откровением и, кроме воли Божией и единения со Своим Создателем, ни в чем другом не полагать своего счастья и блага.
В истории Церкви Христовой мы видим, что действительно, только те пастыри избавлялись, не увлекались многовидными советами диавола, а также успешно боролись с его кознями над стадом Христовым, которые еще до своего вступления в священный сан показывали себя доблестными подвижниками и непобедимыми от сатаны воинами Христовыми.
Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, знаменитейшие столпы Вселенской Церкви, до вступления своего на пастырское служение не только славились своею ученостью и своим красноречием, но вместе с тем известны были и своей опытностью в духовной брани со вратами человеческого спасения. Владея в совершенстве Словом Божиим, этим, по словам апостола Павла (Еф. 2,17), духовным мечом для отражения сатаны, они при этом были такими мужами, которые умерли для всех плотских страстей, этих помощников сатаны, жили уже духом, — отложив всякое попечение о мирских благах, помышляя только о благах духовных, внутренних.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 318.