Заучивание богослужебных текстов наизусть
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Заучивать наизусть — значит посредством более или менее частого повторения запечатлевать в своей памяти слова, предложения и целые обороты речи так, чтобы они глубоко врезались в память и могли быть во всякое время вызваны в сознание.

Заучивание наизусть есть один из видов запоминания, которое бывает двух родов: запоминание без намерения и запоминание с намерением. В первом случае мы запоминаем без всякого старания с нашей стороны; впечатления от разных предметов внешнего и внутреннего мира входят в нашу душу как бы сами собой и остаются в ней без нашего ведома. Во втором случае мы действуем сознательно, употребляя усилия, чтобы запомнить интересующее нас; и чем больше употребляем при этом усилий, тем тверже бывает запоминание и тем легче и свободнее высказываются воспоминания.

Во многих последованиях Таинств и обрядов пастырю Церкви придется совершать священнодействия, сопровождая их молитвенными словами, которые произносить по книге крайне не сподручно. Понятно, что священнослужитель должен держать их в своей памяти. А для этой цели он должен их выучить наизусть. Например, тайносовершительные слова Таинств, тропари, прокимны.

                Воспитательная сторона Практического руководства

Практическое руководство пытается держать руководимых им в середине между двумя крайностями: не давать воспитанникам одного мертвого знания и не довольствоваться одними внешними упражнениями в совершении священных действий: для него равно обязательны и обучение, и приучение их к благочестивому поведению на богослужении.

Богослужением определяются все действия священника на приходе, не только внутренние, но и внешние. Всякое движение мысли, воли и чувства, всякое слово и дело, даже дела, по-видимому, безразличные, пастыри должны сообразовывать с богослужебными требованиями, и только при этом условии жизнь священника становится в истинном смысле пастырской.

Пастырь будет обязан заниматься воспитательной деятельностью и приучать прихожан, а прежде самого себя ко всему, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала (Фил. 4,8). Посему он должен упражнять себя в послушании, точности, прилежании, опрятности, честности, миролюбии, скромности, вежливости — во всех добродетелях семейной, церковной и общественной жизни.

                                             Молитва

Молитва всячески способствует успешности учебы и самовоспитания. Молитвой мы обретаем помощь Божию. Ею испрашиваем для каждого доброго дела благодатные Божие силы. Без помощи Божией познания пастыря Церкви, его искусство и усердие, при всей их несомненной важности, недостаточны для такого великого дела как спасение бессмертных душ. Поэтому пастырь сам усердно молится, и своим примером, святой ревностью своей пробуждает любовь к молитве и у пасомых.

Молитва делает сердце стремящегося к пастырскому званию восприимчивым для его истины и для делания добра. Молитва облегчает ему учение и делает его сладостным. Посредством упражнения в молитве благочестие обращается во вторую природу и остается на всю жизнь, а по мере развития его душевных сил становится просвещеннее, глубже и плодотворнее.

Другая необходимость — осуществлять в жизни все, чтобы мы ни говорили в молитве. Если этого не делать, то через самое короткое время слова молитв делаются приторными и вгоняют нас в уныние, потому что это пустые слова. И мы отлично понимаем, что ни Бог, ни мы сами ими не живем.

И третье — когда мы молимся какой-либо молитвой и знаем, кто эту молитву составил — Марк Подвижник, Василий Великий, Симеон Метафраст, — то прежде чем ею молиться, можно остановиться, обратиться к святому и сказать: "Вот, я сейчас приступаю к чтению твоей молитвы; помолись, чтобы мне приобщиться твоему духу — в меру моих возможностей". Так, чтобы молитва, которая выросла из опыта данного святого, и нас с ним связала — любовью, почтением, благоговением, его благословением, его молитвами.

 

                             Участие в церковном богослужении.

Религиозно-нравственная жизнь возможна лишь в том случае, когда воспитание чад духовных будет проникнуто духом церковности, ибо вне Церкви нет ни добра, ни силы, ни святости. Дух же Церкви во всей полноте выражается в установленном ею богослужении. Через богослужение Православная Церковь учит и воспитывает своих чад.

Воспитание христиан в духе церковности достигается следующими средствами: а) личным присутствием верующего человека за церковными службами; особенно участие в Таинствах Церкви; б) благоговейным участием в церковном богослужении; в) внимательным слушанием церковных поучений и умением их пересказать другим.

Личное присутствие учащихся на службах, именуемых требами, крайне важна для плодотворного участия их в жизни Церкви. К ним относятся все высокоторжественные дни, важные для Церкви и государства и освящаемые крестными ходами и молебными пениями; дни, назначаемые для молитвы по каким-либо случаям Святейшим Патриархом и Священным Синодом; храмовые приходские праздники, дни поминовения усопших. Кроме этого, им следует присутствовать за  церковными службами, совершаемыми, согласно общему желанию прихожан, в церквах, на полях, при источниках, по поводу безведрия, бездождия, побиения посевов градом; на службах, совершаемых по частным просьбам родителей и близких родных: на заздравных и заупокойных литургиях, панихидах и молебнах в дни именин, на крестинах, похоронах.

Присутствие на службе начинается приходом к ней в надлежащее время и продолжается безвыходно до окончания службы. Продолжительное стояние за церковными службами, безусловно, очень трудно и требует большого самоотвержения. Но самоотвержение есть основание нравственного совершенства, и необходимо всеми мерами упражняться в нем.

Благоговейное стояние за церковными службами требует присутствия во время богослужения не телом только, но и духом. Благоговение бывает внешнее и внутреннее.

Под внешним благоговением разумеется воздержание молящегося в храме Божием от внешних действий, оскорбляющих святость места и препятствующих ему самому и другим молящимся всецело посвятить себя на служение Богу, например, от неприличных телодвижений, разговоров.

Для этой цели необходимо оказывать в любое время благоговейное почитание храму Божию и его принадлежностям; входить в храм ровным и медленным шагом, без шума; придя на место молитвы, воздать поклонение Богу и сделать уставные поклоны окружающим лицам; перед иконами стоять благопристойно, чувствуя святость места; во время богослужения никаких разговоров не иметь, с места на место не переходить, чтобы не отвлекать внимания молящихся от службы ни словом, ни действием, ни движением, но пребывать со страхом, в молчании и в тишине.

Внутреннее благоговение имеет три степени:

первая — низшая — состоит во внимании к словам и действиям священнослужителей;

вторая — в понимании слов и священных действий, совершаемых в храме;

третья — в полном душевном сочувствии тому, что поется, читается и делается в храме.

                      Чтение Слова Божия и душеполезных книг.

Святой апостол Павел заповедует своему возлюбленному ученику, епископу Тимофею, чтение святых и душеполезных книг, как одно из главных средств для преуспеяния в духовной жизни (1Тим. 4,13-16). Постоянное чтение святых книг, являясь занятием святым, спасительным и сладостным, приучает будущих пастырей Церкви Христовой относиться к этим книгам с пониманием, с любовью, с

душевной для себя пользой. Ибо они тоже становятся для них руководством к вдумчивому и благоговейному исполнению церковных обрядов и Таинств.

Для этого пастырь-священнослужитель обязан преодолеть трудности, стоящие на его пути — нехватку времени, беспорядок, "чрезмерную занятость" и т. д. Поэтому средствами к преодолению этих трудностей следует считать: 1. Упражнение в чтении душеполезных книг вне учебного времени: в каникулы, в праздничные дни до обедни, в вечернее время. 2. Делание выписок из прочитанных книг, чтобы накапливался запас понятий, необходимых для разумного исполнения церковных треб.

                      Изучение Святоотеческого наследия.

«Слово о человеке» епископа Кавказского Игнатия (Брянчанинова)

 

Автор данного труда— епископ Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), известный русский подвижник и духовный писатель XIX века. Его сочинения, изданные еще при жизни Святителя и переизданные в 5 томах в 1886 году, привлекают внимание глубоким знанием Священного Писания и творений Святых Отцов Православной Церкви, творчески переработанных и осмысленных применительно к духовным запросам современности. Написанные к тому же с незаурядным литературным мастерством, произведения Святителя представляют собой ценное пособие для всех желающих проходить узкий и тернистый путь опытного богопознания. Данное сочинение — "Слово о человеке" — не вошло в 5-томное издание и вообще до сего времени оставалось неизвестным. Оно принадлежит к числу немногих творений Святителя, имеющих философско-догматический характер и излагающих вероучительные истины в систематическом порядке. Этот труд епископа Игнатия можно назвать очерком по христианской антропологии.

Епископ Игнатий излагает учение о человеке на основании Предания Православной Церкви — Священного Писания и творений Святых Отцов. Все неправославные и тем более нерелигиозные концепции человека им просто не рассматриваются — они отнесены им к "измышлениям падшего человеческого разума". Впрочем, находясь в русле святоотеческой традиции, его антропология имеет свои особенности. Святителя интересуют в первую очередь пути исцеления души человеческой от греха, вопросы пастырской практики и аскетики. Вот почему из Святых Отцов по данной теме ему наиболее близки святой Иоанн Златоуст, преподобные Макарий Великий и Исаак Сирин. Основополагающая идея учения о человеке епископом Игнатием взята у святого Апостола Павла. Человек — это храм. Его назначение — освящение, наполненность Святым Духом. Иначе этот "словесный" храм становится жилищем сил зла — демонов. Третьего не дано. Столь же резко Святитель разграничивает две линии развития мировой истории. Первую определяют те, кто стремится к Небу и земную жизнь считает временем покаяния, а самую землю — лишь временным пристанищем, страной изгнания из рая. Вторую линию составляют те, кто, забыв о покаянии и возвращении к Небу, нацелен на устроение земной жизни, на упрочение состояния грехопадения, приводящее в конце концов к полному подчинению "князю века сего" — диаволу.

Содержание "Слова о человеке" строится по обычному плану. Вначале — введение, затем — о творении мира и человека, о пребывании в раю, грехопадении и последующей земной жизни человечества. Далее начинается 2-я часть — о пришествии в мир Христа, и здесь рукопись обрывается. Из этого можно предположить, что свой труд Святитель писал незадолго до смерти (30 апреля 1867 года).

Очень жаль, что труд епископа Игнатия остался незавершенным и не рассмотрены, в частности, вопросы учения о человеке, связанные с христологией и сотериологией. Тем не менее и в таком виде "Слово о человеке" представляет несомненный интерес и вполне может послужить к назиданию и духовной пользе всех, стремящихся "спастися и в разум истины прийти" (1 Тим. 2, 4).

Текст данного творения сохранился в семейном архиве Флоренских. Вероятно, он предполагался для публикации в "Богословском вестнике", редактором которого был священник Павел Флоренский в 1912-1917 гг. Текст предоставлен игуменом Андроником (Трубачевым); подготовлен к печати архимандритом Исаией (Беловым) Троице-Сергиева Лавра.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Что такое — человек? На этот вопрос отвечает человекам Апостол: вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие (2 Кор. 6, 16). Священное Писание называет всякого вообще человека домом, обителью, сосудом. Тот человек, который не захочет быть домом Божиим, сосудом Божественной благодати, соделывается домом и сосудом греха и сатаны. Егда нечистый дух, — сказал Спаситель, — изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретает. Тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох: и пришед обрящет празден, пометен и украшен. Тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых. Человек не может не быть тем, чем он создан: он не может не быть домом, не быть жилищем, не быть сосудом. Не дано ему пребывать единственно с самим собою, вне общения: это ему неестественно. Он может быть с самим собою только при посредстве Божественной благодати, в присутствии ее, при действии ее: без нее он делается чуждым самому себе и подчиняется невольно преобладанию падших духов за произвольное устранение из себя благодати, за попрание цели Творца. Апостол, благоговейно созерцая свободу, которую Бог предоставил человекам преуспевать как в добре, так и во зле во время всей земной жизни, говорит: Яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом. В велицем дому мира не точию сосуди злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни; и ови убо в честь, ови же не в честь. Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце (1 Пет. 2, 5; 2 Тим. 2, 20, 21). Дана свобода, но воля Божия пребывает неизменною: Сия есть воля Божия — святость ваша, хранити себе самех от блуда, и ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести, а не в страсти похотней, якоже и языцы, не ведящии Бога. Не призва бо нас Бог на нечистоту, но во святость. Темже убо отметаяй, не человека отметает, но Бога, давшаго Духа Своего Святаго в нас (1 Сол. 4, 3-8). Соделывается человек сосудом и жилищем Божиим посредством христианства; устраивается и украшается жилище действием Святаго Духа: вы созидаетеся, — говорит Апостол, — в жилище Божие Духом (Еф. 2, 22). Вожделенно для человека удовлетворение Божественной цели! Вожделенно для человека достижение достоинства, предоставленного ему Богом! Достоинство это при сотворении человека было даром Божиим; потерянное падением, оно по искуплении опять соделалось даром Божиим. Преклоняю колена моя, — пишет святой Павел к Ефесеям, — ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, да даст вам по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша (Еф. 3, 14, 16, 17). Достоинство даровано и законоположено Богом: отвержение достоинства влечет за собою вечную погибель. Будите во Мне и Аз в вас, — сказал Спаситель всем ученикам Своим — христианам. — Якоже розга не может плода сотворшпи о себе (сама собою), аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же рождие, и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет, и собирают ю, и во огнь влагают, и сгорает (Ин. 15, 4-6). Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Соделались храмами Божества все избранники Божии, как говорит о себе святой Апостол Павел: Живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Неудовлетворивших Божественному назначению он называет не тем, чем они должны быть. Или не знаете себе, — говорит он, — яко Иисус Христос в вас есть? Разве точию чим неискусни есте, то есть (по русскому переводу) "разве только вы не то, чем должны быть" (2 Кор. 13, 5). За неудовлетворение человеком назначению своему Апостол возвещает ему вечное бедствие. Не весте ли, — говорит он, — яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог отступлением от него, преданием собственному состоянию падения, общению с падшими духами и последствию их — погребению на веки во адской огненной бездне. Храм Божий свят есть, иже есте вы — то есть "храм Божий свят, а этот храм — вы" (1 Кор. 3, 16-17). Не только души, но и телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Егоже имате от Бога, получив в себя при таинстве крещения, и несте свои: куплени бо есте ценою Крови Богочеловека. Прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия (1 Кор. 6, 19-20). Основываясь на этих свидетельствах Святаго Духа, определяем человека так: "Человек есть Богозданный храм Божества по душе и телу".

Плод правильного, предначертанного Святым Духом подвига — обновление подвижника Божественною благодатию и водворение Христа с Его Отцом и Духом в Его храме — человеке. "Тех, которые не ощущают вселения Христова, — сказал некоторый великий Отец, — Священное Писание именует неискусными, то есть не знающими опытно христианства"

"Мы дом Божий по слову пророческому, Евангельскому и Апостольскому", — сказал преподобный Марк Подвижник. Святой Иоанн Златоуст говорит: "Благодать Святаго Духа соделывает нас самих, если мы проводим благочестивую жизнь, храмами Божиими, и мы получаем способность молиться на всяком месте. Не таково у нас богослужение, каковым было оно некогда у иудеев, сопряженное с значительною наружною обстановкою, нуждавшееся в многих обрядах. Там намеревавшемуся принести молитву долженствовало прийти ко храму, купить горлицу, иметь в руках дрова и огонь, пригласив жреца, приступить к алтарю, сверх того, исполнить много других постановлений: здесь ничего нет такого; где бы ты ни был, приуготовлен тебе и алтарь, и жрец, и жертва. Ты сам и алтарь, и священник, и приношение". Вы есте церкви Бога Жива (2 Кор. 6, 16). Этот дом укрась, извергни всякое греховное помышление, чтоб соделаться драгоценным членом Христа, чтоб соделаться храмом Духа". Основания иного никтоже может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос (1 Кор. 3, 11), о Немже всяко создание составляемо (т.е. зиждется всякое здание) (Еф. 2, 21).

Что это за здание? Храм, предназначаемый в обитель для Бога. "Каждый из вас есть храм, и все вообще составляете храм, в котором жительствует Бог, как в Теле Христовом, как в духовном храме". Учение святого Иоанна Златоустого читаем и в возвышенных словах святого Исаака Сирского. Епископ Ниневии и отшельник в пустынях Месопотамии, а потом Египта (Исаак) уясняет это учение из опытов святого подвижничества. "Дерзаю утверждать, — говорит Исаак, последуя святому Павлу, — что мы — храм Божий. Очистим храм Его, потому что Он чист, чтоб Он возжелал вселиться в него. Освятим его, потому что и Он свят. Украсим его всеми делами благими и благолепными. Покадим его кадилом — упокоением Бога, исполнением воли Его, чистою и сердечною молитвою, которую невозможно стяжать при частом общении с мiром участием в действиях его. Тогда осенит душу облак славы Божией, и свет величия Его воссияет внутри сердца. Небо — внутри тебя, если будешь чист: в самом себе увидишь ангелов со светом их, и Владыку их с ними и внутри их. Сокровище смиренномудрого внутри его: оно — Господь. Храм благодати тот, кто растворен с Богом и пребывает в попечении о суде Его. Что значит пребывать в попечении о суде Его? Не что иное, как непрестанно изыскивать все средства к упокоению Его, непрестанно скорбеть и печалиться по причине немощи естества нашего, непопускающей нам достигнуть совершенства, непрестанно заботиться о том, чтоб постоянно содержать в душе своей непрерывающуюся память Божию, как сказал блаженный Василий. Сосредоточенная молитва, чуждая развлечения, соделывает в душе волю Божию явственною. В этом заключается вселение Бога в человека, когда Бог, постоянным памятованном Его, напечатлеется (водрузится) в человеке"

Дух, говорит Писание (Рим. 8, 26), когда вселится в кого из человеков, не престает от молитвы: потому что Сам Дух непрестанно молится. Тогда молитва не пресекается в душе ни во время сна, ни во время бодрствования; но ест ли человек или пьет, или что другое делает, даже во время глубокого сна, благоухания и пары молитвы этой без труда источаются из его сердца. Тогда молитва не отлучается от подвижника, но постоянно пребывает в нем и с ним: если она и умолкает по наружности на краткое время, то тайно она же служит в нем".

Преподобный Макарий Великий очень часто в глубоких беседах своих к совершенным христианам обращается к объяснению назначения, данного человеку Творцом. Он постоянно выражается о человеке, как об обители, храме, сосуде, Престоле Божества. "Благоизволил Небесный Отец обитать во всяком, верующем в Него и просящем у Него (Ин. 14, 21, 23). Так восхотело беспредельное милосердие Отца! Так угодно непостижимой любви Христовой! Таково благоволение неизглаголанной Божией благости. Внутренний человек есть некое живое существо, имеющее свой образ и вид: внутренний человек есть подобие внешнего человека. Это — превосходнейший и драгоценнейший сосуд, потому что Бог благоволил о нем более, нежели о всех тварях. Престол Божества есть ум наш, и, наоборот, престол ума есть Божество и Дух. Подобно этому, по преступлении заповеди Адамом, на его сердце, ум и тело, как на свой престол, воссели сатана, начала и силы тьмы. Для разрушения их царства пришел Господь, приняв плоть от Девы, и низложил духов злобы, восседающих в теле, с престолов их: с разума и помышлений, в которых они обитали. Господь очистил совесть, соделал Своим престолом разум, помышление и тело. Естество наше может быть в общении с демонами и лукавыми духами, равно как и в общении с ангелами и Святым Духом, бывает храмом сатаны и храмом Святаго Духа. Итак, рассматривайте, братия, совесть вашу: с кем вы находитесь в общении, с ангелами ли или с демонами? Чей вы храм и жилище, Божие ли или диавольское? Каким сокровищем наполнено сердце ваше, благодатным ли или сатанинским? Как дом, оскверненный зловонием и нечистотами, должно, во-первых, окончательно очистить, потом украсить и наполнить всяким благовонием и сокровищами: так должно нам очистить и сердце, чтоб вместо сатаны пришел Дух Святый и почил в душах христианских . Души, ищущие естеству своему Странника, то есть освящение Святаго Духа, прилепляются всею любовию своею ко Господу, в Нем живут, в Нем молятся, к Нему устремляют все помышления свои, презирая все прочие блага мiра. За это они удостаиваются приять елей Божией благодати. После этого они могут проводить жизнь свою беспреткновенно, во всем вполне благоугождая духовному Жениху. Но души, пребывающие в одном собственном естестве, пресмыкающиеся помышлениями своими по земле, занятые попечениями единственно о земном, — разум их живет в стране дольней. Сверх того — что хуже всего — обольщенные самомнением и упорные в нем, они признают себя, будучи украшены плотскими правдами, истинными невестами Небесного Жениха. По самой же вещи их невозможно признать рожденными Свыше, как неприявших елея радости. Дом, в котором не живет господин его, находится в темноте, нечистоте и запустении, наполняется сором и смрадом: так и душа, в которой не обитает Господь с ангелами, наполняется греховным мраком, скверными и унизительными страстями. Горе пути, по которому никто не ходит, на котором не слышится человеческого голоса! Такой путь соделывается притоном зверей. Горе душе, в которой не ходит Господь и не прогоняет из нее Своим гласом зверей — духов злобы! Горе дому, когда не обитает в нем владелец его! Горе земле, когда нет земледельца, который бы возделывал ее! Горе кораблю, не имеющему кормчего! Он сокрушится и погибнет от морских волн и бури! Горе душе, не имеющей в себе истинного кормчего Христа! Находясь в горестном и мрачном море, обуреваемая волнами страстей и духами злобы, бедствуя как бы от тяжкой непогоды, наконец, она подвергается погибели! Горе душе, если она не имеет в себе рачительно возделывающего ее Христа, чтоб она могла приносить благие плоды Духа! Будучи оставлена, она порастает терниями и волчцами и, наконец, подвергается потреблению огнем. Горе душе, если она не имеет обитающим в себе Господа своего Христа! Будучи оставлена, она наполняется смрадом страстей и соделывается жилищем пороков".

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 294.