Существующие методы выведения из секты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История развития методов психологической реабилитации и профилактики контроля сознания, применяемых в тоталитарных сектах, относительно непродолжительна. Все они были разработаны на Западе, исторически первый метод выведения человека из секты назывался депрограммированием, ему на смену пришло консультирование о выходе, сейчас популярен так называемый подход стратегического взаимодействия.

Депрограммирование. В основе этого метода лежит представление об аналогии в работе мозга человека и компьютера. Секта использует совокупность определенных методик для внушения человеку нужных ей идей. Если применить те же методики, но с точностью до наоборот, то человеку можно будет внушить новые идеи, стерев старые. Введена была подобная практика Тедом Патриком в начале
1970-х гг. после того, как его родственники попали в секту Мозеса Девида Берга «Дети Бога». И тогда он решил вывести их из секты с помощью собственного метода. Идея была не лишена некоторой логичности. Но в ней быстро определились слабые места. Человек – не компьютер, и его не так просто «перепрограммировать». Депрограммирование требовало принудительной изоляции человека, что само по себе является уголовно наказуемым преступлением. К тому же, даже если после депрограммирования человек и уходил из секты, у него оставалось множество психологических проблем. И, наконец, данный метод не освобождал человека от фобий, которые секта внедрила в его сознание. Депрограммирование на Западе быстро стало бизнесом, часто им занимались люди некомпетентные, и вскоре метод был запрещен, и сейчас относится к области истории.

Консультирование о выходе. Консультирование о выходе – это второй метод реабилитации сектантов, который заменил собой депрограммирование. Его суть сводится к следующему: сектанту предлагают познакомиться с альтернативной информацией о его организации, ее истории, пообщаться с бывшими ее членами, познакомиться с материалами, написанными о ней. Если человек соглашается, то в течение как минимум трех дней ему предоставляется вся подготовленная информация; при этом просят, чтобы он попытался поработать с этими материалами самостоятельно, не общаясь с руководством секты или своими друзьями-сектантами. Цель метода состоит в том, чтобы показать несоответствие заявлений секты о своей деятельности ее реальной практике. Основной акцент данный метод делает на предоставлении достоверной разоблачающей информации о секте ее адепту. Слабое место консультирования о выходе в том, что оно не освобождает сектанта от фобий. И если консультант по выходу не будет достаточно профессионален, то метод может иметь обратный результат: человек лишь сильнее уверится в «истинности» избранной им секты.

«Подход стратегического взаимодействия». Данный метод был предложен американским психологом Стивеном Хассеном. Суть его заключается в коллективном точечном воздействии на сектанта всех тех, кому небезразлична его судьба. Осуществляется под контролем профессионального психолога, формирующего сплоченную группу близких сектанту людей (состоящую, в основном, из родственников или друзей) и направляющего их действия. Задача каждого из команды – под руководством психолога осуществлять точечное воздействие на сектанта, поддерживая связь с ним, и подталкивать к возможности альтернативы сектантского образа жизни. Если это удается, то сектант постепенно приходит к идее альтернативы, он соглашается встретиться с психологом и т. д.




Библиография

1. Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье: основы православной психотерапии. – М., 2001.

2. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. – М.; Л., 1967.

3. Аринин Е.И. Религиоведение: академический курс лекций в 2 ч. – Ч. 1. Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2005. – 116 с.

4. Аринин Е.И. Религиозная антропология: учеб. пособие для студентов специальности «Религиоведение» в 2 ч. – Ч. 1. Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2005. – 124 с.

5. Аринин Е.И. Психология религии: учеб. пособие для студентов специ-альности «Религиоведение» / Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2005. – 108 с.

6. Берснев П. Мозг и религиозный опыт. – СПб., 2003.

7. Берснев П. Лабиринты ума. – СПб.: Амфора, 2008. – 462 с.

8. Брихадараньяка Упанишада / пер. А.Я.Сыркина. – М., 1992.

9. Булахова У. Ислам за 90 минут. – М.: АСТ; Астрель; Сова, 2006.

10. Вандерхил Э. Мистики XX века. – М.: Астрель, 2001. – 576 с.

11. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). – М.: Смысл, 2005.

12. Введение в сектоведение / под. общ. ред. В.Ю. Питанова, М.А. Огане-зовой. – М., 2006.

13. Вундт В. Проблемы психологии народов. – СПб.: Питер, 2001. – 152 с.

14. Гараджа В.И. Религиоведение. – М., 1995.

15. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб.: Речь, 2004.

16. Даурли Д.П., Эдингер Э., Зеленский В.В. К.Г. Юнг и христианство. – СПб.: Академический проспект, 1999.

17. Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. – Нижний Новгород: Изд-во Братства св. А. Невского, 2002.

18. Джеймс У. Воля к вере. – М.: Республика, 1997. – 431 с.

19. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – СПб.: Изд-во «Андреев и сыновья», 1992. – 418 с.

20. Дронов Михаил, протоиерей. Отец психоанализа против святых отцов: Учение о человеке в христианстве и во фрейдизме // Православная беседа. – № 4. – 1998. – С. 37–41.

21. Закон Божий для семьи и школы / сост. прот. Серафим Слободской. – М., 1991.

22. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб.: Речь, 2007.

23. Зенько Ю.М. Психология религии. – СПб.: Речь, 2009.

24. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2000.

25. Зубов А.Б. История религий. – Книга первая: Доисторические и внеисторические религии: курс лекций. – М.: Планета детей, 1997.

26. Игнатий (Брянчининов), святитель. Слово о человеке. – М., 1995.

27. Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / под науч. ред. Е.Н. Волкова. – СПб.: Речь, 2008. – 392 с.

28. Карягин К.М. Сакиа-Муни (Будда). – Волгоград, 1990 (репринтное издание, 1897. – Серия ЖЗЛ).

29. Контроль сознания и методы подавления личности: хрестоматия. – Мн.; М.: Харвест; АСТ, 2001.

30. Конфуций. Изречения. Книга песен и гимнов. – Харьков: Фолио, 2002. – 447 с.

31. Куленко С.В. История мировых религий: метод. матер. – Новосибирск: НГТУ, 2004.

32. Кураев Андрей, диакон. Дары и анафема. Что христианство принесло в мир? (размышления на пороге III тысячелетия). – М.: Эксмо; Яуза, 2004. – 288 с.

33. Кураев Андрей, диакон. Уроки сектоведения. – М., 2003.

34. Лаврович Е. Иудаизм за 90 минут. – М.: АСТ; Астрель; Сова, 2006.

35. Лао-Цзы. Дао Дэ Цзин. – М., 2006.

36. Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания // Путь православия. – № 1. – М., 1993. – С. 214–238.

37. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа и тело. – М., 1997.

38. Малиновский Б. Магия, наука и религия. – М.: Рефл-бук, 1998. – 304 с.

39. Мень А. История религии в 6 томах. – М.: Слово, 1992.

40. Невярович В. Терапия души: Святоотеческая психотерапия. – Воронеж, 1997.

41. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: размышления священника-психолога. – М.: Христианин, 1994. – 169 с.

42. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1280 с.

43. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: справ. Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ; Информационно-аналитический вестник. – № 1. – Изд-е 2-е, переработ. и дополн. – Белгород, 1997. – 459 с.

44. Осипов А.И. Путь разума в поисках Истины. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. – 433 с.

45. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2001.

46. Покровский Д. Словарь церковных терминов. – http://www.philosophy.ru/ edu/ref/slovar/index.html

47. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 2000. (Ст. «Православная психотерапия». – С. 518–528.)

48. Пфлейдерер О. О религии и религиях / пер. с нем. – СПб., 1909.

49. Романин А.Н. Практическая психология философии и религии. – М.: Кнорус, 2006. – 344 с.

50. Сахаров Софроний, иеромонах. Преподобный Старец Силуан. Жизнь, учение и писание. – Минск, 2003.

51. Соловьев В.С. Магомет. – Волгоград, 1990 (репринтное издание 1902. – Серия ЖЗЛ).

52. Тимощук А. Лекции по религиоведению. – http://www.philosophy.ru/ edu/vgu/001.htm

53. Тихонравов Ю.В. Религии мира. – М., 1996.

54. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания. – СПб., 1993.

55. Торчинов Е.А. Религии мира опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. – СПб.: Азбука-классика; Петеpбypгское Востоковедение, 2007. – 544 с.

56. Токарев С.А. Тэйлор Э.Б. // Краткий научно-атеистический словарь. – 2-е изд. – М., 1969.

57. Успенская А. Зороастризм за 90 минут. – М.: ACT; СПб.; Астрель-СПб, 2006.

58. Фейербах Л. Лекции о сущности религии: соч. в 3 т. / пер. с нем. – М., 1923–1926. – Т. 3.

59. Феофан Затворник, епископ. Начертание христианского нравоучения. – М., 1994.

60. Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики). – М., 1993.

61. Феофан Затворник, святитель. Внутренняя жизнь. – М., 1994.

62. Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? – М., 1991.

63. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. – М., 2001.

64. Флоренский Павел, священник. Освящение реальности // Богословские труды. – № 17. – М., 1977. – С. 150–151.

65. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

66. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Психоанализ, религия, культура. – М., 1992.

67. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. – М.: Просвещение, 1989. – 364 с.

68. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – 430 с.

69. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1990. – 272 с.

70. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. – С. 143–221.

71. Фромм Э. Человек для самого себя. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993.

72. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. – СПб.: Альт, 1994. – 244 с.

 

73. Элиаде М. История веры и религиозных идей. – Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий. – М.: Критерион, 2002.

74. Элиаде М. История веры и религиозных идей. – Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. – М.: Критерион, 2002.

75. Элиаде М. История веры и религиозных идей. – Том 3. От Магомета до реформации. – М.: Критерион, 2002.

76. Энциклопедия мистических терминов / авт.-сост. С. Васильев и др. – М.: Астрель, 2001. – 576 с.

77. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. – Киев: Тайна, 1996. – 168 с.

78. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философии. – М.: Медиум, 252 с.

79. Юнг К.Г. Ответ Иову. – М.: Канон, 1995.

80. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени. – М.: Прогресс, 1996.

81. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: Канон, 1994.

82. Freud S. New Introductory Lectures on Psycho-Analysis. In Standard edition, vol. 22, 1964.

83. Freud S. Obsessive Actions and Religious Practices. In Standard edition, vol. 9, 1956.

84. Freud S. The Future of an Illusion. In Standard Edition, vol. 21, 1961.

85. Freud S. Totem and Taboo: Some Points of Agreement Between the Mental Lives of Savages and Neurotics. In Standard Edition, vol.13, 1953.

86. Hall G.S. Adolescence: Its Psychology and Its Relations to Psychol­ogy, Anthropology, Sociology, Sex, Crime, and Education, 2 vols., New York: D. Appleton, 1904.

87. Hall G.S. Some Fundamental Principles of Sunday School and Bible Teaching. Pedagogical Seminary, 1901.

88. Hall G.S. The Moral and Religious Training of Children. Princeton Review, 1882.

89. Hall G.S. The Religious Content Child-Mind. In N.M. Butler, Princi­ples of Religious Education. New York: Longmans, Green, 1900.

90. Misunderstanding Cults: Searching for Objectivity in a Controversial Field, edited by Benjamin Zablocki and Thomas Robbins. University of Toronto Press Inc. 2001.

91. Singer Margaret Thaler and Lalich Janja. Cults in our mindst. San-Francisco, Jossey-Bass Publishers, 1995.

92. Wulff David M. Psychology of Religion: Classic and Contemporary. – 2nd ed., New York by John Wiley & Sons, Inc., 1997.

 


* Разработана ст. препод. Е.В. Левченко для студентов, обучающихся по специальности 030301 (020400) «Психология». Составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Квалификация: психолог, преподаватель психологии. Факультет гуманитарного образования. Курс – 4-й; семестр – 7-й. Лекции – 34 ч.; практические занятия – 17 ч.; РГЗ – 7-й семестр; самостоятельная работа – 49 ч.; зачет – 7-й семестр. Всего – 100 ч. по учебному плану.

* Здесь автор в большей степени опирается на печатные работы А.Б. Зубова [25], а так же на его аудиоматериалы.

* В самом деле, в учебнике для вузов изд-ва Московского университета описывается первое захоронение неандертальцев. И описывается приблизительно следующим образом: «Жила группа неандертальцев в пещере. И вот один раз, когда они собрались на охоту, они увидели, что один из их соплеменников не встает вместе со всеми остальными неандертальцами. Они его толкнули в бок, пошевелили, дернули за волосы, а он лежит, потом остыл совсем и холодненький стал. Развели около него костер, а он все равно не встает. Ну, тогда решили, пусть себе спит, а он на третий день и завонял. Тогда его забросали ветками. А он все равно не встает и воняет, тогда его решили закопать. Так возникли захоронения».

* В английском языке слово «утроба материнская» – это womb, а «могила» – tomb. Это слова очень близкие по значению. Подобное встречается и в других языках.

** Символ (греч. symbolon – знак, опознавательная примета; symballo – соединяю, сталкиваю, сравниваю) – в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать
(в контексте социокультурных аксиологических шкал) идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия. Символ имеет знаковую природу, и ему присущи все свойства знака. Однако сущность символа оказывается большей, чем указание на то, что не есть он сам. Символ не есть только наименование какой-либо отдельной частности, он схватывает связь этой частности со множеством других, подчиняя эту связь одному закону, единому принципу, подводя их к некоторой единой универсалии. Символ – самостоятельное, обладающее собственной ценностью обнаружение реальности, в смысле и силе которой он, в отличие от знака, участвует… [42].

* Timor primus fecit deos – страх создал первых богов.

* Принципиальная точка зрения христианского богословия, к протестантской ветви которого и принадлежал Шлейермахер, Бог – есть Личность.

* Вероятно, термин Джеймса «личная религия» соответствует поня­тию «религиозность».

* Наиболее типичны, с нашей точки зрения, в этом смысле работы Е.А. Торчинова [55], отражающие подобный подход к пониманию религии на современном этапе.

* Среди тех, кто спорит с этими предположениями Фрейда и сомневается в его научном оптимизме, проявленном уже в самом заглавии «Будущее одной иллюзии», его старинный друг Оскар Пфистер (либеральный лютеранский пастор и ортодоксальный психоаналитик), который утверждает, что религия – это источник наиболее удивительных этических достижений, изначальная причина великих и благородных стремлений. Религиозность человека обеспечивает глубокое страстное желание людей освободиться от вины для любви, которая преодолевает все жизненные неприятности, неуверенность, одиночество, объединяет видение мира в таинственный союз с божественным. Именно она, говорит Пфистер, возвышает человеческую душу до новых высот, укрепляет дух и делает более значимым существование человека. Верить, что наука сделает религиозное расширение жизни излишним, заключает он, само по себе иллюзия [цит. по 5; 92, с. 315].

* Говоря о сознании, о его содержании, Юнг напоминает о старом латинском изречении: «Nihil est in intellectu, guod non antea fuerit in sensu» – «Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в чувствах».

* Концепция REDINTEGRATION – (реинтеграция) была предложе­на шотландским психологом В. Гамильтоном и развита Г. Холлингвосом. Согласно теории реинтеграции, в поведении человека присутствует элемент предопределенности. Любой стимул или схожий с ним стимул, или даже случайно присоединившийся стимул может воссоздать общее переживание или опыт, включая любую реакцию, которая имела место в первоначальной ситуации.

* Имеются в виду эксперименты В.Ф. Скиннера и Н. Майера.

* Подробнее о религиозном смысле верхнепалеолитической живописи см. [25, с. 72–78].

* Подробнее тема жертвы и жертвоприношений освящена в [25; 1 и 2 лекции; 33, с. 131–147].

* Особое отношение к медведю до самого недавнего времени сохранялось в Европе. Наше слово «медведь» – поедатель, знаток (ведающий) меда, возникло в результате табуирования, запрета на произнесение подлинного имени зверя.
Таким именем могло быть или общеиндоевропейское рикптос (отсюда санкритское рикшас, греческое – арктос), или иное древнее индоевропейское слово для обозначения этого животного, сохраненное в немецком языке bar (древнеиндийское – бхаллас) и отразившееся в нашем слове «берлога» – медвежья нора, логово. Народные предания называют медведя человеком в шкуре, рассказывают о похищении медведями женщин. Гербы и названия многих европейских городов – швейцарского Берна, Берлина, Ярославля, Перми напоминают о медвежьем культе. И то, что все мы в детстве не обходимся без плюшевого мишки – тоже туманное воспоминание древнего и страшного обряда, творившегося в пещерах Европы неандертальскими охотниками [25, с. 57].

* Бог-Творец и многочисленные боги уже для древнего человека не одно и то же. Богами, с маленькой буквы, были различные персонифицированные духи, стихии, иногда энергии Бога-Творца, но древний человек всегда проводил различие между богом и Богом. Например, религиозная жизнь многих, так называемых неписьменных народов (чукчи и прочие), сосредоточена на общении с духами, однако представление о Боге-Творце есть, но Он, с их точки зрения, давно «отошел от дел» и к жизни этого, нашего, мира равнодушен, не вмешивается, поэтому обращаться к нему не имеет никакого смысла и практической пользы.

* «Елей» – греческое слово, используемое в церковно-славянском языке, а иногда и в русском (оливковое масло) имеет значения: сострадание, милосердие. Русское (славянское) слово «милость» – производное от слова «масло» (умаслить – умилостивить). Согласно словарю церковных терминов, елей – растительное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном Писании. Елеопомазание – помазание елеем, символически изображающее излияние Божией милости на помазуемого. Елеопомазание совершается на утрени с полиелеем после чтения Евангелия, а также над крещаемыми перед крещением [46].

* Менгир (мен – камень, гир – длинный) – специально врытые в землю, вертикально стоящие камни в одиночку или большими группами.

* На постройку Стоунхенджа, по подсчетам современных исследователей, при технологии, которая тогда использовалась, было потрачено около 30 млн человеко-часов.

* Иногда они ориентированы на точку восхождения луны в этот день. По одной из ранних версий это астрономические сооружения, которые были сделаны для того, чтобы указать, где восходит солнце (луна) в определенный день.

* До сих пор в моде так называемая гидравлическая теория Ветфогеля, согласно которой государство возникло для того, чтобы создать искусственную ирригацию.

* Имя или наименование – это способ проникнуть в суть вещи, нанести ее на карту сознания. Пока мы что-то не назвали, этого не существует для нас.

** Слово «иероглиф» в переводе с греческого означает священное начертание («иеро» – священный, «глифос» – выбитый, черта, т. е. то, что выбито в камне).

*** Слово «ритуал» в нашем произношении восходит к древнему индоевропейскому корню «рита» – это ритм, строй мира, установленный порядок бытия.

* Такой она остается и до нашего времени. Как бы ни упрощались царские ритуалы, даже современные монархи Европы сохраняют определенные священные функции, потому что когда-то в незапамятной древности царская власть возникает как чисто религиозное действо.

** Политеизм (многобожие) древнего Египта понимается как то, что многочисленные боги – это проявления энергии (персонифицированной) единого Бога-Творца. О единобожии (монотеизме) древнеегипетской религии свидетельствуют, например, знаменитый Лейбницкий папирус, а также «Мемфисский богословский трактат».

* Надо сказать, что время перехода (транзиции) к новой религиозной модели занимает почти все II тысячелетие до н. э., протекает неравномерно и оканчивается только к середине I тысячелетия до н. э.

* Стоит отметить, что если с точки зрения западной цивилизации, идея о переселении душ весьма симпатична (пожил один раз, потом можно пожить еще раз), то для индийца – это учение о возвращающейся смерти. Для индийца, в сущности, ад – это сама жизнь, так как жизнь есть страдание, и спасение заключается в выходе из этого круга (колеса сансары) в вечность Брахмана.

* Сиддартха (имя, букв. – тот, чья цель достигнута) Гаутама (фамильное имя). Другое наименование Сакиа-Муни (Шакиа-Муни, в зависимости от перевода – отшельник из рода Шакиев). Будда – означает просветленный, т. е наименование, прозвище, а не личное имя.

** В буддистских летописях нет этой даты, более того, они часто противоречат друг другу относительно времени рождения их учителя, здесь мы приводим дату, считающуюся, по мнению К.М. Карягина [28, с. 31], исторически верной.

* Конфуций – европейская огласовка имени Кун-Фу-Цзы (учитель Кун).

** Более подробно с историей и психотехникой даосизма можно познакомиться в трудах Е.А. Торчинова [54; 55].

* Израиль – богоборец, тот, кто боролся с Богом, другое наименование еврейского народа, восходящее к Иакову (Израилю) – внуку Авраама. Подробнее см. Быт. 32:24–29.

* Интересную мысль на эту тему высказал В.И. Кабрин – профессор факультета психологии Томского государственного университета в рамках работы секции «Методологические проблемы духовной (ноэтической) психологии» II Сибирского психологического форума (Томск, 30 ноября – 1 декабря 2007 г.) о том, что отличие истиной религии, равно как и истиной науки (т. е. научного познания) от псевдорелигий и псевдонаук состоит в том, что первые вносят ясность в «изучаемый» вопрос, а вторые, наоборот, еще больше его запутывают.

* Православие (греч. ortodoxia – правоверие, ортодоксия) – одно из трех основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) вероисповеданий христианства, сложившееся и развивавшееся в Византийской империи и областях ее культурного влияния (южное и восточное славянство). Первоначально вся господствующая христианская церковь именовала себя православной (ортодоксальной) и кафолической (всеобщей, соборной) в отличие от еретических группировок. После раскола (схизмы) в 1054 г. название «католическая» осталось за западной (римской), а «православная» – за восточной (византийской) церковью [53].

* Предопределение – согласно теистическим вероучениям, предустановление богом этапов и хода мировых событий и судеб индивидов, сообществ, народов, человечества. Идея предопределения является универсальным выражением всемогущества Бога. Изначально эта доктрина была направлена против языческих и секулярных идей безличной судьбы и космической необходимости [53].

** Филиокве (лат. filioque – «и от сына») – сформулированное впервые на Толедском церковном соборе в 589 г. добавление к христианскому символу веры. Согласно утвержденному I и II Вселенским соборами (325 и 381 гг.) символу веры, Святой Дух исходит от Бога-Отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и Бога-Сына [53].

* Реформацией называется религиозное и общественное движение XVI столетия, осуществившее пересмотр средневековой культуры и приведшее к возникновению протестантизма. Основным объектом, против которого была направлена Реформация, являлась Римская католическая церковь… Как духовное явление Реформация стала реакцией на кризис католицизма, выразившийся в идеологическом, нравственном и политическом планах. Философские искания начала Ренессанса были направлены в первую очередь против закостеневшей церковной мысли, черпая свои аргументы зачастую из нехристианских источников. Кризис католической веры и мысли сказался не только на отношении к ним интеллектуальной аристократии того времени, но и на снижении авторитета церкви в широких массах Западной Европы. В еще большей мере последнему способствовало углублявшееся нравственное падение католического духовенства: неприкрытый аморализм римских пап, вопиющие злоупотребления духовенства, церковный формализм и ханжество [53].

* Sequi (лат.) – идти вслед за кем-либо; secare (лат.) – срезать, отсекать, разделять [17, стр. 35].

** На сегодняшний день нет общепринятого термина, наименования обозначенным религиозным явлениям; во многом термин, употребляемый автором, зависит от его мировоззренческой позиции.

* «Контроль сознания (или “незаконное влияние”, как его иногда называют зарубежные специалисты) – это манипуляция с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия того человека, к которому эту технику применяют» [29, с. 368].




Дата: 2019-07-25, просмотров: 155.