Тема 5. Авраамические религии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Иудаизм, христианство и ислам принято рассматривать в религиоведении интегрированно. Это справедливо, поскольку христианство и ислам генетически близки иудаизму» [52]. Действительно, при всех отличиях этих религий многое их объединяет, и само название «авраамические религии» указывает на эту связь, а именно на пророка Авраама, почитаемого во всех трех религиях, а также, согласно Ветхому Завету, давшего начало евреям и арабам, а через них всем христианам и мусульманам соответственно. Понимание этого дает еще и то, что в христианской традиции принято называть Авраама отцом верующих.

Иудаизм

Во-первых, стоит сказать, что понятие «иудаизм» иногда используется не только по отношению к верованиям современных евреев, но и применительно к религии Ветхого Завета. Поэтому стоит отметить, что под иудаизмом здесь понимается именно раввинистическая традиция, возникшая примерно за 200 лет до Рождества Христова и окончательно оформившаяся после разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н. э. Но тем не менее говорить об иудаизме вне исторического контекста невозможно, поэтому в изложении этого параграфа отсылки к истории Ветхого Завета и ветхозаветной религии евреев будут необходимы.

Само слово еврей восходит к слову «хапиру» – перешедший поток, перешедший реку, заречный, скиталец. Так в Месопотамии называли беглецов, т. е. тех, кто решил не жить в этом стабильном мире Месопотамской цивилизации между Тигром и Евфратом, но решил перейти за р. Евфрат. Как правило, уходили за Евфрат, в западную пустыню, чтобы спастись: кто от царского гнева; кто, желая стать разбойником; кто, убегая от рабства, кто по каким-то иным причинам. Согласно Библии Авраам сделал именно такой выбор: он ушел за реку, но не потому, что бежал от гнева царя, и не потому, что хотел там легкой наживы, – он следовал голосу Бога. Смысл этого призыва был в полном послушании. Даже для того чтобы просто услышать этот голос, чтобы воспринять его серьезно, человеку нужна была глубокая вера, глубокая убежденность в том, что Бог может говорить с человеком.

Итак, путем целого ряда испытаний Авраам явил себя верным Богу, и от него произошел народ, который получил название народа еврейского и народа избранного. В чем же избрание и в чем смысл существования еврейского народа? Живя в обществе информации иногда считается, что смыслом любого действия является несение какой-то информации. Далее по этой аналогии целью и смыслом израильского народа указывается то, что он нес какое-то особое знание, которого не было у других народов. Согласно такому пониманию Израиль* единственный хранил истину монотеизма. Но последние исследования показывают, что знание единого Бога-Творца было свойственно многим народам. Но не было главного – не было абсолютной покорности Богу. С этой точки зрения дело не в знании, но в выборе личного сердечного отношения с Богом. Отсюда понятен смысл грехопадения, который имеется в традиции авраамических религий. Здесь грехопадение понимается как ослушание и как следствие отпадения от Бога.

К основным догматам иудаизма относится вера в Единого Бога Яхве, в богоизбранность евреев, в бессмертие души, существование загробного мира и в приход Машиаха (Мессии). Не признав Мессией Иисуса Христа, все верующие евреи живут ожиданием скорого прихода Машиаха, которым, согласно иудаизму, будет живой человек из плоти и крови, религиозный еврей, потомок царя Давида. Мессия принесет всем людям долгожданный мир, объединив все человечество на основе особой роли евреев, установит благоденствие на земле.

Канон иудаизма составляют, во-первых, ТаНаХ – это акроним, сокращение из первых букв основных книг Ветхого Завета, в который входят: Тора (пятикнижие Моисея), Небиим (Пророки) и Кетувим (Писания); во-вторых, созданный в III–V вв. н. э. Талмуд (древнеевр. «ломед» – изучение), состоящий из частей Мишна (повторение закона), которая представляет собой комментарии к Торе, и Гемара (законченность), назначение которой – углубленное комментирование Мишны. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права. В Талмуде различают две составляющих: Галаха – закон, касающийся религиозной, семейной, гражданской жизни, и Агада, которая определяет духовные основы иудаизма.

До разрушения в 70 г. н. э. иерусалимского храма он был центром иудейского культа, где совершалось ежедневное жертвоприношение. Затем место жертвоприношений заняла молитва, а также изучение Торы и Талмуда, для чего евреи стали собираться вокруг отдельных учителей – раввинов, возникло понятие «синагога» (собрание). Такое собрание не предусматривает наличия специального здания и может проходить в любом помещении. Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (13-летнего возраста).

До XVIII в. иудаизм оставался в основном монолитным. Что же касается современного иудаизма, то одной из его отличительных черт является наличие в нем трех основных течений, которые не совсем соответствуют христианскому понятию конфессии, но больше похожи на добровольные объединения, создаваемые по культурному или догматическому принципу. Принадлежность к той или иной ветви в большей степени определяется личными предпочтениями, близостью конкретной синагоги или манерой раввина, взгляды и проповеднический стиль которого устраивают верующего (как это и бывает в добровольных ассоциациях). Многие евреи создают собственные неофициальные версии иудаизма и поэтому не относятся в полной мере ни к одному из этих течений.

Ортодоксальный иудаизм. До начала эпохи Просвещения (XVIII в.) существовал только этот вид иудаизма. Ортодоксальным он назван позже с целью отделения его от других течений. Сегодня данная ветвь иудаизма характеризуется приверженностью традиции и строгим соблюдением Закона Моисеева в интерпретации раввинов.

Реформаторский иудаизм зародился в XVIII в. в Германии и представлял собой попытку приблизить к современности считавшийся устаревшим образ мыслей, чтобы тем самым воспрепятствовать набиравшей силу ассимиляции немецких евреев.

Консервативный иудаизм возник также в Германии в XIX в. как компромисс между первыми двумя течениями.

Кроме основных трех ветвей к иудаизму относят: реконструктивизм и хасидизм. Реконструктивизм – американская ветвь консервативного иудаизма, согласно которой иудаизм – это «религиозная цивилизация», которая постоянно должна приспосабливаться к современным условиям жизни. Хасидизм – ультраортодоксальное течение, характеризующееся строгим соблюдением закона Моисея, крайним мистицизмом, религиозной экзальтацией и изолированностью его приверженцев от общества. Считается, что хасидизм (древнеевр. «хасид» – благочестивый) возник в XVIII в. среди евреев Польши и Западной Украины как оппозиционное движение против ортодоксального иудаизма, в частности, против раввината. Вместо раввинов в хасидских общинах высшим авторитетом стали пользоваться цадики (древнеевр. «цадик» – праведник), якобы обладающие сверхъестественными способностями.

Фактически до начала массовой секуляризации западного общества в XIX в. иудаизм был главным фактором национальной самоидентификации евреев.

Христианство

По-видимому, причина массового неведения и мифологизация основных истин христианства лежит в плоскости терпимости, т. е. толерантности. Дело в том, что терпимым можно быть по отношению к чему-то отличному от себя, другой религии и т. д., но христианство считается своим и с этой точки зрения каждый, кто называет себя христианином или даже просто живущим в России (читай россиянин – христианин), полагает, что знает о «своей» религии все.

Исходя из этого для раскрытия данной темы, на наш взгляд, крайне важно не просто рассказать о том, что такое христианство, а внести насколько возможно максимальную ясность* через развенчание стереотипов и мифов, которые сейчас господствуют в отношении христианства на уровне массового сознания.

Принципиальное отличие христианства от других религий – это его христоцентричность, т. е. центром, ядром христианства является личность Иисуса Христа и Его Богочеловечность, которое не только духовно, но и физически связывает человека с Богом.

Как справедливо заметил Ю.В. Тихонравов, «Христианство представляет собой гораздо более сложное учение, чем его зачастую представляют даже в религиоведческих трудах. Нарочито упрощенная подача христианства, лишающая его некоторых существенных черт, с одной стороны, позволяет многим своеобразным апологетам этого вероучения сближать или даже отождествлять христианство с другими религиями, представляя его в роли некоего универсального образца религии, а с другой, позволяет некоторым критикам христианства представлять его в виде искусного соединения элементов других религий (митраизма, иудаизма, гностицизма и т. д.), отрицая его новизну и оригинальную сущность. Тем не менее христианство есть отдельная, чрезвычайно своеобразная, строго определенная и очень отличная от многих других религия, причем религия достаточно сложная. Следует четко уяснить, что христианство содержит в себе такие концептуальные элементы, которых нет больше ни в одной религии (например, учение о троичности безраздельно властвующего над миром Бога, учение о «нераздельном» и «неслиянном» соединении божественной и человеческой личности в Иисусе Христе и т. д.)» [53].

Христианство представляет собой широкий комплекс вероучений (православие, католицизм, протестантизм, а также монофизитство и несторианство), каждое из которых обязательно включает в себя такие положения, как: Бог – есть личность, Он единый в трех лицах; второе лицо Бога-Троицы вочеловечилось (стало человеком) под именем Иисуса Христа для искупления грехов и спасения человечества; каждый человек должен, подобно Иисусу Христу, не только исполнять условия изначального договора с Богом (Ветхий Завет), но и, приняв Новый Завет, совершать своей жизнью нравственный подвиг.

До V в. христианство распространялось главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере ее политического и культурного влияния (Армения, восточная Сирия, Эфиопия). После отпадения несторианства (с 431 г.) и монофизитства (с 451 г.) азиатское и египетское христианство организационно обособляется от грекоязычных и латиноязычных церквей Европы. К XIII в. вся Европа оказывается христианской. Христианство в результате «схизмы» (разделения церквей), датируемой 1054 г., но на деле в ходе многовекового процесса (примерно с IV в.), раскололось на два вероисповедания: православие и католицизм; из последнего в ходе Реформации в XVI в. выделился протестантизм, в свою очередь разделившийся на три основных направления: евангелическое (лютеранское), реформаторское (кальвинистское) и епископальное (англиканское).

Христианское вероучение выражено в так называемом никеоцареградском (официальная формулировка христианского вероучения первых двух Вселенских соборов 325 г. в Никее и 381 г. в Константинополе) Символе веры, включающем 12 основных положений.

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, рожденного от Отца прежде веков; Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного. Рожденного, несотворенного, едносущного Отцу (одного существа с Отцом). Им же вся быша (все сотворено).

3. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося (принявшего плоть) от Духа Святого из Марии Девы и ставшего человеком.

4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате (Понтии Пилате) и страдавшего, и погребенного.

5. И воскресшего в третий день, согласно Писаниям.

6. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную (по правую сторону) Отца.

7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа Животворящего (дающего жизнь), от Отца исходящего, с Отцом и Сыном споклоняемого и спрославляемого, говорившего через пророков (Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава и который говорил через пророков).

9. В единую Святую, Соборную (Кафолическою) и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую (признаю) одно крещение для прощения грехов.

11. Чаю (ожидаю) воскресения мертвых,

12. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Сложность христианства проявляется не только в характере его учения, но и в его разветвленности. Различия между православием, католицизмом и протестантизмом чрезвычайно серьезны и касаются далеко не только языка богослужения, интерпретации таинств или церковного убранства, но и глубочайших вероучительных расхождений, которые во многом определили развитие западного (Европа и Америка) и восточного (православные народы Европы и Азии) обществ, их мировоззрение и психологию.

Православие

Православием* сейчас принято называть восточное христианство, главным отличием которого от западного христианства (католичества и протестантизма) является пренебрежение посюсторонним воздаянием в пользу посмертного. «Соответственно, достижение земных благ отходит на второй план, а главной задачей земной жизни человека становится такое преображение человеческой природы, которое подготовило бы его к непосредственному контакту с божеством (обожение). С другой стороны, перед восточным христианством не стоит, как перед западным, проблема соотнесения земного и посмертного воздаяния, ему нет надобности возводить земной успех явного злодея в ранг иррационального божественного решения. В восточном христианстве праведник в земной жизни страдает и претерпевает лишения, а в потусторонней обретает вечное блаженство; злодей в земной жизни благоденствует, а на том свете обрекается вечным мукам» [53].

В православии большее внимание уделяется не самому договору Бога с человеком (как в католицизме), но преодолению договорных отношений – обожению, т. е. совершению сверхчеловеческих (сверхдоговорных) подвигов самоотречения, приобретению сверхчеловеческих способностей (благодаря самоуглублению исихазма) и встрече с Богом лицом к лицу.

«Православию осталась чуждой юридическая концепция первородного греха как правовой ответственности, переходящей от предков на потомков: в понимании православия грех Адама вызвал только сущностную деградацию человеческой природы, наследственную предрасположенность ко злу, но юридической ответственности за деяние Адама человек не несет. Поэтому в православии нет догмата о рождении девы Марии в результате “непорочного зачатия” (то есть такого, при котором наследственная ответственность за первородный грех оказалась бы снятой); неюридическое понимание греха в православии исключает и концепцию чистилища.

С другой стороны, если католическая догматика ставит между Богом и человеком категорию благодати, интерпретируя ее как чисто феноменальное проявление божества, внешнее по отношению к его ноуменальной сущности, то православие, напротив, понимает благодать как непосредственное раскрытие божеского в человеческом, применительно к которому не может идти речь о грани между ноуменальным и феноменальным. В “энергии” божества присутствует его сущность – таков приговор восточной церкви в паламитских спорах 14 в.

Автором доктрины “нетварных энергий” явился Григорий Палама (1296–1359) – византийский богослов, ученик систематизатора практики исихазма Григория Синаита. Палама настаивал на соучастии тела в высших проявлениях духовной жизни человека, которому именно телесность дает первенство над бестелесными ангелами. В 1351 г. паламизм был признан официальной доктриной византийской церкви. Учение о нетварных энергиях связано с проблемой соотношения Бога как абсолютной и трансцендентной реальности и Бога как непосредственно управляющей миром силы (энергии). В католицизме эта проблема разрабатывалась Фомой Аквинским, говорившем о Боге и божественности как двух гармонирующих друг с другом аспектах божественного бытия. В православии эта проблема решается однозначно: запредельная сущность Бога и его деятельная энергия, мир божественной полноты и безраздельный властитель мира – одно и то же.

Эта доктрина особенно важна для исихазма как православного пути спасения: аскету-мистику важно знать, что, общаясь с Богом как с личностью, он приобщается к плероме, а окунаясь в плерому, он входит в общение с хозяином мира. Согласно традиции исихазма, навсегда оставшегося для православия классической нормой, дух (“ум” – греч. “нус”) не должен “выйти из тела” в экстатическом устремлении в потустороннее; напротив, он должен при молитве замкнуться в теле, “сойти в сердце”, обеспечивая возможно более полный контроль над такими органическими процессами, как дыхание, сердцебиение и т. п.» [53].

Католицизм

Западное христианство – совокупность христианских вероучений (католицизм и протестантизм), признающих достижение земного благополучия и успеха санкционированной Богом жизненной миссией человека.

«В связи с тем, что Западное христианство признает важными и действенными как посмертное, так и земное воздаяние, перед ним встает проблема земной несправедливости, когда праведники бедствуют, а злодеи процветают. Эта проблема в Западном христианстве становится особенно острой, поскольку земной успех здесь становится залогом и свидетельством абсолютного спасения: тот, кто преуспевает в этой жизни, после смерти обретет вечное блаженство; тот, кто влачит жалкое существование на земле, на том свете будет предан вечным мучениям. Уязвимость такой концепции очевидна, что вызвало многочисленные попытки оправдать данное положение доктринами предопределения*. …Церковь (католическая) стремится осмыслить себя как институцию универсального спасения, в рамках которой любой верующий через подчинение ей может заслужить потустороннюю награду; если она во имя своих притязаний посягала на важный для христианства тезис о вечности загробного воздаяния (учение о чистилище, легенды об избавлении церковью душ от ада), то в земной жизни для непреложного предопределения заведомо не оставалось места» [53].

Формальной причиной для схизмы было внесение Римским патриархатом (католицизмом) в никеоцареградский Символ веры добавления, которое носит название filioque**. «Сохранив, особенно в первое время, многие черты древней неразделенной Церкви, римско-католи-ческая церковь приобрела с момента отпадения ясно обозначившиеся особенности в догматах, обрядах, устройстве церковного управления, дисциплине и канонах. В отличие от восточной церкви римско-католическая допускает возможность развития догматического учения своей церкви и дополнения его путем провозглашения новых дог-матов».

Основные догматические нововведения западной церкви, на которых строится все здание католицизма.

1. Учение об абсолютной, единоличной власти Римского епископа (папы) над Церковью и о его непогрешимости.

2. Учение об исхождении Святого Духа «и от Сына» (лат. филиокве).

Эти два пункта были основными причинами отделения римской кафедры в XI в.; логическим выводом из учения об абсолютной, единоличной власти папы над Церковью было учение об учительской непогрешимости папы, сформулированное как догмат на I Ватиканском соборе в 1870 г.

3. Изменилось учение о спасении, о первородном грехе, из-за чего возникли догматы об удовлетворении Богу за грехи, о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях.

4. В XIX и XX вв. были провозглашены два новых, так называемых мариальных догмата: о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.) и Ее телесном вознесении на небо (1950).

5. В 1962–1964 гг. на II Ватиканском соборе подверглось коренному пересмотру учение о Церкви и о ее роли в спасении человека
[31, с. 57].

Помимо этого «упомянутая проблема несправедливости, когда злодей, неправедно добившийся земных благ, оказывается еще и кандидатом на спасение, долгое время решалась католическим аргументом “преизбыточествующей благодати”, согласно которому сверхдолжные усилия святых, подвижников и прочих католиков не засчитываются Богом на их собственный счет, но поступают на счет церкви – в “сокровищницу благодати”, и церковь может использовать эти неучтенные заслуги для искупления грехов других своих прихожан, то есть, например, подвиг святого может волею церкви уравновесить злодейство разбойника. Для того чтобы перевести чужое угодное Богу усилие на свой счет, человек должен сделать что-нибудь угодное церкви, то есть, например, заплатить ей деньги за соответствующее свидетельство об искуплении грехов (индульгенцию). Такое учение способствовало полной юридической формализации веры и разложению общественной нравственности, в том числе и прежде всего нравственности духовенства, особенно высшего. Кроме того, становилась очевидной несправедливость Божественного воздаяния, поскольку тот, кто преступал условия договора, не только получал земные блага благодаря своим преступлениям, но и мог заслужить абсолютные блага благодаря тому, что делился своей добычей с церковью, имевшей божественную санкцию простить преступника» [53].


Протестантизм

Протестантизм – самое позднее из трех наиболее влиятельных направлений христианства, возникшее в XVI в. в результате Реформации*.

«Специфика Реформации, ее отличие от реформистских тенденций внутри самой Римско-католической церкви состояли в том, что она потребовала не просто исправления католицизма, а пересмотра его фундаментальных догматов. 31 октября 1517 г. в немецком городе Виттенберге на дверях одной из местных церквей католическим священником были вывешены 95 тезисов, в которых обличалась практика индульгенций – "корыстная торговля небесными сокровищами"» [53].

В основу протестантизма легло положение «личной веры» или «оправдание верой» (в противовес католической доктрине оправдания посредством «добрых дел») как единственного и достаточного средства обретения божественной благодати и спасения, а также признание абсолютного авторитета Священного Писания (наряду с отрицанием роли Священного Предания – постановлений Вселенских соборов и творений святых отцов) и доктрины священства всех верующих.

«…спасение достигается исключительно личной верой в Бога. "Бог не может и не хочет позволять ему господствовать над душой никому, разве лишь самому себе". Никто и ничто не может быть посредником между человеком и Богом. Из догмата об оправдании верой вытекает требование всеобщего священства всех верующих, равенство всех верующих перед Богом, упразднения особого сословия священников, наделенных божественной благодатью. Вместе с тем отрицание значимости самостоятельных человеческих усилий в деле спасения ведет к доктрине предопределенности его земной и посмертной судьбы, а значит, к безответственности человека за собственные деяния… Существенно, что протестантизм не отказался от положения филиокве, следовательно, протестант ни при каких условиях не может пренебрегать мирскими благами. Для решения проблемы соотношения земного и посмертного, приходящего и абсолютного воздаяния западное христианство не могло обратиться к православной концепции, но и ресурсы католицизма в этом вопросе были на данный момент исчерпаны. Для решения возникшей проблемы оставалась только одна версия – концепция предопределения, реализованная протестантизмом. Суть этой версии заключается в том, что единолично властвующий в мире Бог, будучи всезнающим и всемудрым, не нуждается в практическом подтверждении того, что он и так видит заранее и изначально определяет меру земного и потустороннего воздаяния каждому человеку. Эти меры соответствуют друг другу, т. е. достойный человек (человек, который непременно, по Божьему предвидению и предопределению, будет достойным) получает по заслугам и в этой, и в иной жизни, поэтому узнать о том, кто же избранник, можно по тому, кто как живет в этой жизни. Тот, чьи усилия вознаграждаются земными благами, изначально избран Богом (по одному Ему ведомым основаниям) и предопределен к спасению; тот же, кто теперь влачит жалкое существование, жалок и в абсолютном смысле, поскольку Бог предопределил его к вечным мукам. При этом не имеет значения, каким именно способом человек достигает успеха в земной жизни. Даже если другие люди считают его разбойником, в глазах Бога это не имеет значения, поскольку его видение человека значительно превосходит какие бы то ни были человеческие мнения, по сути своей ограниченные и завистливые. Более того, доверие к Богу, одаряющему и наказывающему своих избранников вопреки земным представлениям о справедливости, является главным залогом и свидетельством единоспасающей веры во всемогущего и всеблагого Творца мира. По словам Лютера, это и есть предел веры – верить, что справедлив тот, кто по своему произволу делает нас достойными награды или осуждения, и если человек считает справедливым то, что Бог одаряет виновного, то должен считать справедливым и то, что он осуждает невинного» [53].

Следует отметить, что все вышесказанное в полной мере относится к основному и исторически первому протестантскому течению – лютеранству, информацию о других протестантских направлениях, возникших несколько позже, можно найти в других источниках приведенной в конце пособия библиографии [31, 53]. К ним относятся англиканство, методизм, кальвинизм (реформаторство, гугенотство, пресвитерианство, пуританство), баптизм, адвентизм, мормонство, пятидесятничество и иеговизм.

Ислам

Слово «ислам» означает «предание себя Богу», «покорность». Ислам часто называют мусульманством (от арабского «муслим» – «тот, кто покоряется»). Магомет (по-арабски Мухаммад), основатель ислама, родился в Мекке в 570 г. (умер в 632 г.). Он рано остался сиротой. Его дядя Абу Талиб взял на себя воспитание мальчика. В двенадцать лет вместе с дядей он совершил путешествие в Сирию. В зрелом возрасте стал работать управляющим у одной богатой вдовы Хадиджи, которая впоследствии стала его первой женой. Нередко он удалялся в пустыню для размышлений. Согласно исламскому преданию, когда Магомету исполнилось сорок лет (610 г.), он пережил видение ангела. Ангел повелел ему читать книгу. Магомет, будучи неграмотным, отказался. Тогда ангел повторил повеление и начал читать сам, а Магомет стал за ним повторять. Когда он, очень взволнованный произошедшим, вернулся домой и рассказал обо всем жене, то она поддержала его и укрепила веру в то, что он пророк.

Вначале проповедь Магомета была обличительной, основное внимание в ней уделялось будущему воскресению мертвых и Страшному Суду. Она не понравилась жителям Мекки, и они изгнали Магомета. Он переселился в Медину (622 г.). Впоследствии это переселение было названо Хиджрой (араб. переселение) и стало считаться началом исламского летоисчисления.

Содержание проповеди Магомета в Медине было уже религиозно-политическим. Его деятельность имела основополагающее значение для истории арабов. Магомет:

· провозгласил единственность Бога (Аллаха), Создателя вселенной и справедливого Судьи мира;

· объявил войну идолопоклонству своих соотечественников;

· организовал арабское общество как исламскую общину мусульман, т. е. преданных [Аллаху];

· организовал войско и в результате завоевания Мекки (630 г.) добился объединения всех, до тех пор разъединенных, арабских племен.

Ислам можно назвать религией священной книги. Речь идет о священной книге мусульман – Коране. Коран считается небесной книгой, которая была дана Магомету ангелом Гавриилом в месяце Рамадан. Мусульмане верят, что Коран является точной копией оригинала, который находится на небесах. В действительности Коран приобрел современный вид в годы правления третьего преемника (халифа) Магомета – Османа (644–656), после того как в Коран был внесен материал, собранный предыдущими халифами. Основные особенности учения Корана:

1) единственность и неприступность Бога;

2) вера в ангелов;

3) вера в непосредственное влияние Бога на человеческую историю через пророков Ветхого Завета, Иисуса (Ису) и, наконец, величайшего пророка Магомета;

4) принятие Ветхого и Нового Заветов как пророческих книг, но вера в исключительность и превосходство над ними Корана;

5) вера в воскресение мертвых и будущий суд;

6) вера в то, что Бог полностью определяет жизнь людей (абсолютное предопределение, «кишмет»).

Мусульманское благочестие основывается на следующих пяти столпах ислама.

1. Исповедание веры провозглашением «Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет пророк Его» (шахада).

2. Молитва (намаз). Она должна совершаться пять раз в день.

3. Милостыня и добрые дела.

4. Пост в течение месяца Рамадан, который состоит в воздержании от любой пищи от восхода солнца до заката.

5. Священное паломничество в Мекку (хадж) для поклонения Каабе.

Ислам очень рано раскололся на две большие ветви. Суннитский ислам остался верным основным положениям Корана. Сунниты утверждали, что у религиозно-политических вождей мусульман (халифов) нет необходимости иметь родство по крови с семьей пророка Магомета. Противоположное стали отстаивать шииты, последователи четвертого халифа Али, который был зятем Магомета. Шииты возражали против выборности халифов, полагая, что власть должна сохраняться в «семье пророка», т. е. в руках верховных правителей – имамов. Постепенно в шиизме сформировалось представление об имамах как носителях «божественной субстанции». В течение времени в среде шиитов возникли и некоторые другие новые учения, например исмаилизм, фактически являющийся самостоятельной религией. Суннитами стали главным образом арабы и турки, тогда как шиитами стали персы (иранцы).

Одной из характерных черт в особенности шиитского ислама является то, что в нем развился мистицизм и общины монашеского типа. Этому способствовало то, что в районах Средней Азии (некогда областях Византийской империи) жило много христиан-монахов, среди которых были распространены неоплатонические идеи и сохранялись с античных времен тайные религиозные течения. Мистицизм в исламе выражается в попытке человека соединиться с Богом посредством изучения Корана, подчинения старейшинам и применения практики «зикр». «Зикр» является детально разработанными ритуалом и техникой молитвы, сопровождающейся перечислением «имен» Бога. Принимая специальные позы, регулируя свое дыхание и соответстувующим образом концентрируя сознание, молящийся должен был устранить свое «я» и приблизиться к постижению Аллаха.

Мистики в исламе называются суфиями или дервишами (нищими), а их учение – суфизмом.

Тема 6. Секты и проблема
религиозной (духовной) безопасности


Дата: 2019-07-25, просмотров: 185.