Биогенетическая теория С. Холла о религиозности человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существенное влияние на понимание психологии религиозности оказали идеи американского психолога Г. Стэнли Холла (1846–1924), который считается одним из родоначальников психологии религии.

Холл впервые предпринял попытку показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь, которая недостаточно прослежена и до настоящего времени. Основой для понимания религиозности Холлом стали его теория рекапитуляции и биогенетический принцип, согласно которым стадии индивидуального психологического развития суммируют эволюционное на­правление развития человеческой культуры и религии в частности. Религиозное развитие индивида повторяет религиозное развитие всего вида. Холл представляет религиозное развитие по принципу эмбрионального развития: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Он также считает, что неважно, как далеко мы продвинулись, мы сохраняем внутри, как рудиментарный орган, взгляды и идеи ранних, совершенно необходимых стадий. «Каждый из нас, даже догматик, вопреки себе представляет собой все сразу, пантеиста, агностика, фетишиста и еретика в общем смысле, как и Христианина и верующего вообще» [цит. по 5; 86, с. 320]. Вопрос в том, что будет преобладать.

Холл выдвигает гипотезу, что «основные религиозные чувства могут быть развиты в первые месяцы младенчества» заботливым уходом за телом ребенка посредством устранения неприятных воздействий и ощущений. «В этом случае, – пишет он, – стимулируется развитие доверия, благодарности, зависимости и любви, и вначале это отношение направлено на мать и только позже на Бога» [цит. по 5; 88, с. 26–48].

Раннее религиозное развитие часто приводит к длительному религиозному инфантилизму, следовательно, религиозное воспитание должно строиться очень осторожно, с учетом развития способности ребенка контролировать свои изменяющиеся потребности и интересы. Холл считает, что любовь к природе – это первая религия каждого народа, поэтому ее необходимо дать ребенку, т. е. воспитательной задачей будет поддержка спонтанной отзывчивости ребенка по отношению к природе (переживания страха, благоговения, почтения и зависимости – посредством изучения природы, что придает особое значение ее поэтическим аспектам). Далее Холл рассматривает предъюношеский возраст – возраст экстраверсии и поклонения кумирам, доминирования эмоций страха, гнева, ревности, ненависти, зависти и мстительности. Следовательно, широкий выбор героических персонажей и драматических событий, представленных в Ветхом Завете, подчеркивание особого значения закона и правосудия стимулируют переживание благоговейного страха и почтения и наиболее соответствуют данному воз-расту.

Но истинный, глубокий религиозный опыт возможен только с наступлением юношеского возраста, юность отмечена как наивысшая точка развития религиозности, а предшествующие ей года являются подготовительными. Статистические данные Холла по юношескому обращению к религии демонстрируют, что бурные годы сексуального со­зревания являются также годами духовного преобразования. Более того, большинство случаев религиозного обращения имеет место в период сексуального созревания. В главе, посвященной обращению, Холл пишет, что существует связь по принципу «сходства и различия» между религиозностью и сексуальной любовью, это проявляется в схожей тенденции колебаться между самоутверждением и самоотрицанием, фанатичной сосредоточенности на предмете своего поклонения, отведении лучшего места в жилище или украшении непосредственно месторасположения этого объекта. Эта связь также очевидна в языке и аналогиях, которые использовались религиозными мистиками, теологами, создателями церковных гимнов на протяжении многих столетий. Тем не менее есть и важное отличие, добавляет он, трансцендентный объект никогда не воспринимался как объект реального сексуального желания [цит. по 5; 86, с. 295–301].

Холл стал в определенном смысле переходной фигурой, которая привнесла новый идеал строгой психологической науки, в то же время добилась сохранения традиционных че­ловеческих ценностей. Для него внутренняя жизнь всегда оставалась основной реальностью, а религиозность – ее естественной составляющей, и религия являлись средством наиболее полного развития внутренней жизни человека.

Дата: 2019-07-25, просмотров: 497.