Существенное влияние на понимание психологии религиозности оказали идеи американского психолога Г. Стэнли Холла (1846–1924), который считается одним из родоначальников психологии религии.
Холл впервые предпринял попытку показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь, которая недостаточно прослежена и до настоящего времени. Основой для понимания религиозности Холлом стали его теория рекапитуляции и биогенетический принцип, согласно которым стадии индивидуального психологического развития суммируют эволюционное направление развития человеческой культуры и религии в частности. Религиозное развитие индивида повторяет религиозное развитие всего вида. Холл представляет религиозное развитие по принципу эмбрионального развития: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Он также считает, что неважно, как далеко мы продвинулись, мы сохраняем внутри, как рудиментарный орган, взгляды и идеи ранних, совершенно необходимых стадий. «Каждый из нас, даже догматик, вопреки себе представляет собой все сразу, пантеиста, агностика, фетишиста и еретика в общем смысле, как и Христианина и верующего вообще» [цит. по 5; 86, с. 320]. Вопрос в том, что будет преобладать.
Холл выдвигает гипотезу, что «основные религиозные чувства могут быть развиты в первые месяцы младенчества» заботливым уходом за телом ребенка посредством устранения неприятных воздействий и ощущений. «В этом случае, – пишет он, – стимулируется развитие доверия, благодарности, зависимости и любви, и вначале это отношение направлено на мать и только позже на Бога» [цит. по 5; 88, с. 26–48].
Раннее религиозное развитие часто приводит к длительному религиозному инфантилизму, следовательно, религиозное воспитание должно строиться очень осторожно, с учетом развития способности ребенка контролировать свои изменяющиеся потребности и интересы. Холл считает, что любовь к природе – это первая религия каждого народа, поэтому ее необходимо дать ребенку, т. е. воспитательной задачей будет поддержка спонтанной отзывчивости ребенка по отношению к природе (переживания страха, благоговения, почтения и зависимости – посредством изучения природы, что придает особое значение ее поэтическим аспектам). Далее Холл рассматривает предъюношеский возраст – возраст экстраверсии и поклонения кумирам, доминирования эмоций страха, гнева, ревности, ненависти, зависти и мстительности. Следовательно, широкий выбор героических персонажей и драматических событий, представленных в Ветхом Завете, подчеркивание особого значения закона и правосудия стимулируют переживание благоговейного страха и почтения и наиболее соответствуют данному воз-расту.
Но истинный, глубокий религиозный опыт возможен только с наступлением юношеского возраста, юность отмечена как наивысшая точка развития религиозности, а предшествующие ей года являются подготовительными. Статистические данные Холла по юношескому обращению к религии демонстрируют, что бурные годы сексуального созревания являются также годами духовного преобразования. Более того, большинство случаев религиозного обращения имеет место в период сексуального созревания. В главе, посвященной обращению, Холл пишет, что существует связь по принципу «сходства и различия» между религиозностью и сексуальной любовью, это проявляется в схожей тенденции колебаться между самоутверждением и самоотрицанием, фанатичной сосредоточенности на предмете своего поклонения, отведении лучшего места в жилище или украшении непосредственно месторасположения этого объекта. Эта связь также очевидна в языке и аналогиях, которые использовались религиозными мистиками, теологами, создателями церковных гимнов на протяжении многих столетий. Тем не менее есть и важное отличие, добавляет он, трансцендентный объект никогда не воспринимался как объект реального сексуального желания [цит. по 5; 86, с. 295–301].
Холл стал в определенном смысле переходной фигурой, которая привнесла новый идеал строгой психологической науки, в то же время добилась сохранения традиционных человеческих ценностей. Для него внутренняя жизнь всегда оставалась основной реальностью, а религиозность – ее естественной составляющей, и религия являлись средством наиболее полного развития внутренней жизни человека.
Дата: 2019-07-25, просмотров: 497.