Проблема манипуляции и управления людьми существовала всегда, но научный подход к данной проблеме, краткий анализ которого будет представлен в данном параграфе, начал оформляться с середины XX в.
Представления человека о добре и зле, система моральных ценностей, определяющая его поступки и образ жизни, иными словами – наша мировоззренческая позиция по тому или иному вопросу в психологии, получили наименование установки, или установочной системы.
Установочная система включает в себя следующие элементы [24, с. 46]: а) наши эмоции, испытываемые по отношению к той или иной идее или предмету; б) наше поведение; в) наши намерения, ожидания, планы действий, предваряющие сами действия; г) наши познания, сложившиеся в результате познавательных процессов и включающие в себя как убеждения, так и элементы сведений о данном объекте и о том, как нам «следует» вести себя по отношению к нему. Все элементы установочной системы связаны друг с другом, поэтому изменяя один параметр, мы оказываем влияние и на другой. Когда человек сознательно воздействует на установочную систему другого человека, он превращается в манипулятора. «Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» [29, с. 185].
Большинство (если не все) сектантских организаций для привлечения в свои ряды новых членов используют те или иные формы влияния (прежде всего формы группового) на установочную систему с целью формирования такой же системы, наполненной выгодным им содержанием. При этом опираясь на теорию когнитивного диссонанса Леона Фестингера, согласно которой существует зависимость между поведением человека и его мыслями, чувствами, убеждениями. Суть теории сводится к тому, что между поведением человека, его мыслями и чувствами существует взаимосвязь, и если изменить поведение человека, его мысли и чувства также изменятся, сводя диссонанс к минимуму. Применительно к проблеме контроля сознания* и вовлечения в сектантские организации можно сказать, что, подводя человека к определенному образу поведения, можно заставить его изменить свои убеждения, установки и свое мировоззрение в целом.
Существует несколько, ставших уже классическими, моделей контроля сознания сектантов и тех условий, в которых цели методик контроля сознания достигаются наиболее эффективно.
Во-первых, можно выделить модель американского военного психолога, адъюнкт-профессора университета в Беркли Маргарет Т. Сингер, которую она сформулировала в своей книге «Культы среди нас» [91]. Согласно ее исследованиям, для достижения эффекта контроля сознания необходимы следующие условия [12].
1. Завоевание контроля над временем человека, особенно временем на размышления.
2. Создание у новичка ощущения беспомощности при одновременной демонстрации модели поведения, выработать которую стремится руководство секты.
3. Манипулирование сознанием путем вознаграждений, наказаний, практических действий с целью подавления прежнего социального поведения новичка. Использование измененного состояния сознания для манипуляций жизненным опытом адепта.
4. Создание плотно контролируемой системы, в рамках которой всех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать свою «врожденную неполноценность».
5. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет в происходящем (руководство секты не может выполнять программу реформирования мышления при полной компетентности и информированном согласии личности).
Роберт Джей Лифтон в своих исследованиях, опираясь на богатый практический материал, предоставленный корейской войной, выделил следующие восемь критериев этого феномена [12].
1. Контроль жизненной среды и общения в пределах этой среды. Человека помещают в психологически замкнутую, а в некоторых случаях и физически ограниченную среду. Замкнутость лишает человека альтернативы, возможности сравнивать свой образ жизни и свои жизненные ценности с любыми другими, смотреть со стороны, что облегчает возможность манипулирования им.
2. Мистическое манипулирование: специальная технология планирования случаев, демонстрирующих внешне спонтанные и «сверхъестественные» события. Все манипулируют всеми ради достижения высших целей. Любое внешнее действие трактуется в мистическом плане: если пошел дождь, то это случилось из-за того, что Америка не любит «преподобного» Муна; если вы споткнулись, то это потому, что у вас появились плохие мысли об организации, и т. д. Известны практики, приводящие к эффекту галлюцинаций, которые могут быть интерпретированы в мистическом смысле.
3. Требование чистоты: установление невыполнимых стандартов поведения, что способствует созданию комплекса вины и стыда. Независимо от того, какие усилия прикладывает человек, он всегда терпит неудачу, чувствует себя виновато и работает еще усерднее. Каждый человек грешен, у каждого есть свои слабости. В сектах спекулируют на человеческих слабостях. Например, человек начинает критиковать лидера организации, а в ответ слышит: «Брат, разве ты безгрешен? Это тебя искушает сатана! Нашей организацией руководит Бог, если ты сомневаешься в организации, значит, ты не любишь Бога!». В сектах считают, что кроме руководства никто не способен судить о том, как надо жить и во что верить.
4. Культ исповеди: разрушение границ личности, предписание делиться и признаваться в любой мысли, чувстве или действии, которые можно заподозрить в несоответствии групповым правилам. Полученная при этом информация не прощается и не забывается, а запоминается или документируется для дальнейшего использования в целях контроля. В ортодоксальном христианстве существует таинство Покаяния, в сектах же практикуют некую пародию на него. Информация, которую человек сообщает о себе, активно применяется для оказания на него давления, выработки у него чувства вины. В случае выхода из секты эта информация иногда используется для запугивания бывшего последователя с целью скрыть правду о покинутой им организации.
5. Священная наука: вера в абсолютную научную и нравственную истинность групповой догмы, что не оставляет места для каких бы то ни было вопросов или альтернативных точек зрения. Только позиция руководства секты, ее точка зрения является правильной во всех вопросах.
6. «Передергивание» языка: стремление к ограничению мышления членов группы черно-белыми «мыслепрерывающими» клише, понятными только для посвященных. Тот, кто контролирует язык человека, – контролирует его мышление. В сектах часто создается свой собственный язык, активно изобретаются новые понятия, в результате чего образуется своеобразный «профессиональный» сектантский жаргон. Человека приучают не только говорить на нем, но и думать. Но ведь слова – это, прежде всего, смысловые понятия, за ними – их содержание. Язык ученого отличается от языка грузчика, язык завсегдатаев ночных клубов отличается от языка любителей филармонии. При общении это очевидно, и разница не в словах, а в жизненных ценностях. Изменяя язык, руководство секты влияет на систему жизненных ценностей своего адепта. Также с помощью этого приема его отделяют от несектантского сообщества. Научившись мыслить на языке секты, человек вскоре замечает, что за ее пределами его не понимают, он начинает ощущать дискомфорт при общении с внешним миром и идет туда, где его поймут, где с ним будут говорить на одном языке, т. е. в секту. В сектах часто используют общеупотребительную лексику в новом ее истолковании. Например, храм для православного человека – дом Божий, а для Свидетеля Иеговы – дом сатаны. Теперь представим, что вы приглашаете иеговиста в церковь. Как вы думаете, какую реакцию могут вызвать ваши слова? Как показывает опыт, даже бывшие члены этой организации испытывают страх перед Церковью, что достигается в том числе и с помощью загруженной лексики.
7. Доктрина выше личности: навязывание верований группы в противовес опыту, сознанию и целостности личности. В секте не подразумевается снисхождение учения к человеку, наоборот, человек должен подстроиться и полностью реализовывать учение на практике.
8. Разделение существования: вера в то, что члены группы имеют право на существование, а всяческие критики, диссиденты и «расстриги» – не имеют. В секте всех, кто не является ее членами, в лучшем случае считают невеждами, а чаще – просто рабами тьмы, дьявола. На всех, кто не состоит в секте, смотрят «сверху вниз». Потому члены секты не способны к построению равноправного и равноуважительного сотрудничества.
Приемы манипуляции
Процесс вербовки начинается с привлечения внимания: «У вас есть проблемы? У вас очень серьезные проблемы! Никто, кроме нас, не может вам помочь их решить!» «Общество несовершенно? Оно идет к погибели! Мы знаем путь к спасению. Мы спасем вас!» [12]. Некоторые приемы манипуляции, которые используют в сектах.
1. «Младенец». Новообращенного в сектах воспринимают как «младенца» и соответственно к нему относятся. Прежние ценности обращенного всячески дискредитируются, прошлое в лучшем случае представляется лишь ступенью к настоящему, настоящее же – только в секте, только в ней все как надо, все правильно. Человека заставляют копировать не только поведение старших «братьев и сестер», но и приучают его мыслить, как они.
2. Запрет самостоятельного мышления. В секте постепенно отучают от психологической независимости. Сектант не имеет самостоятельной ценности как личность. Его ценность определяется только степенью вовлеченности в организацию, самостоятельное мышление блокируется. Например, любая попытка объяснения работ Хаббарда запрещается, все материалы должны лишь дословно цитироваться.
3. «Кнут и пряник». При «правильном» поведении человеку уделяют внимание, говорят комплименты, восторгаются его способностями и талантами, часто не существующими. Но стоит человеку задать неудобный вопрос, и все меняется: с ним избегают встречаться глазами, комплименты прекращаются, отношение резко ухудшается. Это приводит к тому, что постепенно человек начинает подстраиваться под то, чего от него ожидают, выбирая для себя модель поведения, навязанную сектой, которая приводит к психологически комфортным для него реакциям окружающих людей.
4. Трансовые практики. Применение практик, приводящих к гипнотическому трансу.
5. Медикаменты. В практике некоторых сектантских организаций известны случаи применения медикаментозных средств, например наркотиков, специальных медицинских процедур, цель которых – ослабление критического мышления и отношения к происходящему.
6. Ложь. В сектах часто прибегают ко лжи. При этом ложь оправдана в глазах сектантов и служит, по их мнению, благим целям. Например, сайентологи при заманивании к себе людей используют так называемый «Оксфордский тест», с помощью которого предлагают определить основные внутренние проблемы человека. Реально же данный тест не имеет никакого отношения ни к психологии, ни к Оксфордскому университету.
7. «Загруженная» лексика. В сектах стремятся создать свой искусственный язык, понятный только членам секты. С помощью этого приема человека вырывают из привычной для него культурной среды. Человек начинает ощущать, что его понимают только в секте, что за ее пределами он теряет способность понимать окружающих и общаться с ними на одном языке.
8. «Эзотерический разрыв» – это порционный доступ к информации, когда человек, проходя одни ступени обучения, не имеет представления о содержании других, что дает возможность подготовить адепта к приему той информации, которая в случае предоставления ее с самого начала была бы просто отвергнута.
9. Поиск «врага». Человеку, занятому борьбой с врагами, некогда думать. Ненависть – это сильнейшая эмоция, которая занимает все мысли и чувства человека. Помимо того, на происки врагов можно «списать» все неудачи секты.
6.5. Психологические проблемы,
способствующие вовлечению в сектантские организации
Прежде чем рассмотреть основные психологические причины вовлечения людей в секты (хотя, естественно, не все), хотелось бы развеять миф, сущность которого заключается в том, что в секты попадают только люди с психологическими проблемами, слабые, неспособные устроиться в этой жизни. Это не соответствует действительности, так как состав последователей сектантских движений чрезвычайно разнообразен. Рынок «духовности» имеет товар на любой вкус. Любой человек может испытывать неуверенность, у каждого бывают минуты слабости, у каждого есть желания, которые он мечтает воплотить в жизнь, а значит, есть и брешь в психологической обороне, которую можно взломать. Действительно, люди, испытывающие одиночество, чувство отверженности, неуверенности в себе или страха имеют больше шансов попасть в секту. Но и все остальные от этого отнюдь не застрахованы. Что же касается психологических проблем, которые могут стать причиной вовлечения в секту, то среди них можно назвать следующие [12].
1. Поиск острых ощущений, склонность к мистическим пережива-ниям.
2. Затруднение в самовыражении, «поиске себя».
3. Желание стать «посвященным», отделиться от «невежественных», т. е. от толпы.
4. Душевная неуравновешенность или сниженная психологическая устойчивость после развода, потери близких, болезни и т. д.
5. Огромное впечатление на новообращенных сектантов производит появление смысла в их жизни.
6. Сильным стимулом при вербовке в секту является обещание немедленного исполнения всех желаний человека.
7. Восприятие субъектом своей жизненной ситуации как трудной.
8. Ощущение одиночества, беззащитности.
9. Некоторые особенности психического развития или психические заболевания.
10. Серьезные проблемы в семейной жизни или профессиональной деятельности.
11. Стремление вырваться из-под родительской опеки (характерна при излишней родительской опеке подростка). Более подвержены влиянию сект дети, воспитанные авторитарными родителями.
Дата: 2019-07-25, просмотров: 229.