Таблица 4
Тема | Учебная деятельность | Часы | Ссылки на цели |
1. Наука и религия | Чтение и конспектирование научной литературы, подготовка докладов, выступление на се-минаре, активное слушание и обсуждение | 1 | 1, 9, 10 |
2. Психология религии Концептуализация религиозности в основных направлениях психологии (глубинная психология, гуманистическая психология, когнитивно-бихе-виоральное направление и другие) | Чтение и конспектирование научной литературы, подготовка докладов, выступление на се-минаре, активное слушание и обсуждение | 4 | 1, 2, 3, 9, 10 |
3. Психология и религия | Чтение и конспектирование научной литературы, подготовка докладов, выступление на се-минаре, активное слушание и обсуждение | 5 | 1, 9, 10 |
Окончание табл. 4
Тема | Учебная деятельность | Часы | Ссылки на цели |
4. Религиозная антропология История формирования религиозных представлений о человеке | Чтение и конспектирование научной литературы, подготовка докладов, выступление на се-минаре, активное слушание и обсуждение | 4 | 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
5. Православная психология | Чтение и конспектирование научной литературы, подготовка докладов, выступление на се-минаре, активное слушание и обсуждение | 3 | 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
Всего | 17 |
Учебная деятельность
Учебная деятельность студентов состоит из выполнения следующих видов деятельности:
· на лекциях – активное слушание лекции, конспектирование с целью уточнения и лучшего понимания учебной информации, формулировка вопросов, обращенных к преподавателю;
· на практических занятиях – выступление с докладами, участие в дискуссии; проведение психодиагностических исследований, обработка результатов, их анализ и интерпретация;
· в процессе организации самостоятельной работы – чтение и конспектирование рекомендуемой литературы, подготовка докладов;
· в процессе выполнения различных контрольных заданий – подготовка ответов на заданные преподавателем вопросы либо ответы на вопросы теста.
6. Правила аттестации студентов по учебной дисциплине
Для оценки достижений студентов в ходе изучения учебной дисциплины «История, теория и психология религии» применяется бально-рейтинговая система. Суммарный рейтинг студента в баллах за
семестр складывается из оценки его деятельности в течение семестра и оценки, полученной на зачете, в соотношении 80:20. Максимальный балл, который может набрать студент за семестр и в ходе изучения дисциплины в целом, равен 100. Максимальный балл проставляется за качественное и своевременное выполнение работ и требований к ним по всем видам деятельности студентов.
6.1. Оценка видов учебной деятельности студентов в период промежуточной аттестации
6.1.1. Выступление на семинарах в режиме круглого стола на тему «Концептуализация религиозности в основных направлениях психологии».
Рекомендации по выполнению задания. Подготовить развернутое сообщение, рассмотрев такое понятие, как религиозность в различных научных психологических направлениях и школах. Студенты определяются с выбором психологического направления, которое они будут освещать, и записываются у преподавателя (чтобы избежать повторения) (см. приложение 2).
Максимальный балл за выполнение и представление этого задания на семинаре – 15, минимальный – 5. Если студент в своем сообщении приводит научные определения, указывает на то, как представления и интерпретация религиозности в данном психологическом направлении отразились в психологической и психотерапевтической практике, на этой основе осуществляет грамотный сравнительный анализ, дает дополнительные комментарии, пояснения, рекомендации, то он заслуживает 15 баллов за свой ответ. Если информация в сообщении скудна, малочисленна и поверхностна, то студент получает 5 баллов. Соответственно, студент может получить 10 баллов. Кроме того, при высокой активности в процессе дискуссии за каждый соответствующий, интересный вопрос или комментарий студенту добавляется 1 балл. Если студент в течение времени, отведенного в семестре, не сделал сообщение на семинаре в режиме круглого стола, то он получает 0 баллов.
6.1.2. Выступление на семинарах в режиме круглого стола на тему «Религиозная антропология и психология».
Рекомендации по выполнению задания. Подготовить развернутое сообщение, рассмотрев одно из направлений религиозной антропологии и психологии (представление о человеке в данном направлении). Студенты определяются с выбором направления, которое они будут освещать, и записываются у преподавателя (чтобы избежать повторения) (см. приложение 2).
Максимальный балл за выполнение и представление этого задания на семинаре – 15, минимальный – 5. Если студент в своем сообщении приводит научные определения, достаточно полно раскрывает образ человека в выбранном направлении религиозной антропологии и психологии, на этой основе осуществляет грамотный анализ и показывает, как данные представления о человеке проявляются на современном этапе, дает дополнительные комментарии, пояснения, рекомендации, то он заслуживает 15 баллов за свой ответ. Если информация в сообщении скудна, малочисленна и поверхностна, то студент получает 5 баллов. Соответственно, студент может получить 10 баллов. Кроме того, при высокой активности в процессе дискуссии за каждый соответствующий, интересный вопрос или комментарий студенту добавляется 1 балл. Если студент в течение времени, отведенного в семестре, не сделал сообщение на семинаре в режиме круглого стола, то он получает 0 баллов.
6.1.3. Выполнение самостоятельной исследовательской (контрольной) работы
В ходе изучения дисциплины запланировано проведение самостоятельной исследовательской работы (см. приложение 1). В качестве самостоятельной семестровой работы предлагается на выбор выполнить а) сравнительный анализ двух религиозных систем или б) конспект монографии. Задания исследовательской работы раздаются студентам на 1-й или 2-й неделе семестра (в зависимости от расписания), студенты записываются чтобы избежать повторения. Срок сдачи на проверку контрольной работы 12-ая или 13-ая неделя (в зависимости от расписания).
Проверка и защита студентом исследовательской (контрольной) работы осуществляется вместе с преподавателем. Максимальный балл за контрольную работу 30, минимальный 10. Преподаватель по любому из раскрытых аспектов может задать свой дополнительный вопрос, если студент не может ответить на вопрос преподавателя, то снимается 1 балл.
Критериями оценки являются:
ü Для сравнительного анализа – полнота раскрытия всех аспектов и способность свободно ими оперировать при защите материала. Описание каждого аспекта (из трех) оценивается в 5 баллов (итого 15 баллов), сравнительный анализ на этой основе – 10 баллов, вывод – 5 баллов.
ü Для конспекта монографии – полнота отражения в конспекте и при защите идей автора и свободное оперирование ими при защите.
Работа будет засчитана, если студент в сумме набрал 10 баллов по исследовательской (контрольной) работе.
Если студент не сдал и не защитил контрольную работу в указанные сроки, без уважительно причины, то за этот вид деятельности ему выставляется 0 баллов.
6.1.4. Выполнение проверочной (контрольной) работы.
В ходе изучения дисциплины запланировано проведение двух проверочных (контрольных) работ (см. 8.1). Максимальный балл за это задание – 10, минимальный – 3. Каждая проверочная (контрольная) работа содержит 10 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос студенту начисляется 1 балл. Работа будет засчитана, если студент ответит правильно на три вопроса (в итоге 3 балла).
Сроки сдачи, защиты задания. Первая проверочная работа проводится на 7-й неделе семестра. Студент имеет возможность пересдать эту проверочную работу на 8-й неделе. После этого срока, если студент не защитил проверочную работу, за этот вид деятельности ему выставляется 0 баллов.
Вторая проверочная работа проводится на 13-й неделе семестра. Студент имеет возможность пересдать эту проверочную работу на 14-й неделе. После этого срока, если студент не сдал и не защитил проверочную работу, за этот вид деятельности ему выставляется 0 баллов.
Студент допускается к итоговой аттестации с количеством баллов не менее 40!
6.2. Оценка видов учебной деятельности студентов в период итоговой аттестации.
6.2.1. Если студент в течение семестра набрал 80 баллов (сделал объемное сообщение по обеим темам – 30 баллов; защитил домашнюю контрольную работу на 30 баллов; написал обе проверочные работы — 20 баллов), то он получает зачет «автоматом» и на итоговое тестирование не выходит.
6.2.2. Итоговое тестирование.
Для получения зачета студент, набравший 30 и более баллов (исключение составляют студенты, набравшие 80 баллов (см. 6.2.1.), выходит на итоговое тестирование. Максимальный балл на зачетном тестировании – 20 баллов, минимальный – 10 баллов (тестовая работа будет зачтена).
Тест содержит 20 заданий (с вариантами ответов). Задания составлены по всем пройденным темам в рамках учебного курса «История, теория и психология религии». Пользоваться лекционным материалом или учебниками не допускается. Время проведения тестирования
20–25 мин. Дата проведения тестирования заранее озвучивается преподавателем. Тест не переписывается. Студенту, набравшему менее 50 баллов в сумме за промежуточную и итоговую аттестацию, в ведомость выставляется «не зачтено».
7. Рекомендуемая литература
Основная
1. Аринин Е.И. Психология религии: учеб. пособие для студентов специальности «Религиоведение» / Е.И. Аринин; Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2005. – 108 с.
2. Введение в сектоведение / под. общ. ред. В.Ю. Питанова, М.А. Оганезовой. – М., 2006.
3. Гараджа В.И. Религиоведение / В.И. Гараджа. – М., 1995.
4. Грановская Р.М. Психология веры / Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2004. – 576 с.
5. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии / Ю.М. Зенько. – СПб.: Речь, 2007. – 912 с.
6. Зенько Ю.М. Психология религии / Ю.М. Зенько. – СПб.: Речь, 2009. – 552 с.
7. Зубов А.Б. История религий. Книга первая. Доисторические и внеисторические религии: курс лекций. – М.: Планета детей, 1997. – 344 с.
8. Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / под науч. ред. Е.Н. Волкова. – СПб.: Речь, 2008. – 392 с.
9. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины / А.И. Осипов. – М.: Издание Сретенского монастыря, 2004.
10. Романин А.Н. Практическая психология философии и религии / А.Н. Романин. – М.: КНОРУС, 2006. – 344 с.
11. Тоpчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния / Е.А. Торчинов. – СПб.: Азбука-классика; Петеpбypгское Востоковедение, 2007. – 544 с.
12. Хрестоматия по православной психологии / сост. свящ. Е. Левченко; науч. ред. Л.В. Меньшикова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – 236 с.
13. Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. – Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий / М. Элиаде. – М.: Критерион, 2002.
14. Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. – Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства / М. Элиаде. – М.: Критерион, 2002.
15. Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. – Том 3. От Магомета до реформации / М. Элиаде. – М.: Критерион, 2002.
Дополнительная
1. Авдеев Д.А. Наука о душевном здоровье: основы православной психотерапии / Д.А. Авдеев, В.К. Невярович. – М., 2001.
2. Аринин Е.И. Религиоведение: академический курс лекций: в
2 ч. – Ч. 1. / Е.И. Аринин. – Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2005. – 116 с.
3. Аринин Е.И. Религиозная антропология: учеб. пособие для студентов специальности «Религиоведение»: в 2 ч. / Е.И. Аринин. – Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2005. – 124 с.
4. Берснев П. Мозг и религиозный опыт / П. Берснев. – СПб., 2003.
5. Берснев П. Лабиринты ума / П. Берснев. – СПб.: Амфора, 2008. – 462 с.
6. Булахова У. Ислам за 90 минут / У. Булахова. – М.: АСТ; СПб.: Сова – 2006 г. – 89 с.
7. Вандерхил Э. Мистики XX века / Э. Вандерхил – М.: Астрель, 2001. – 576 с.
8. Варнава (Беляев), епископ. Православие / епископ Варнава (Беляев). – М., 1993.
9. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования) / Ф.Е Василюк. – М.: Смысл, 2005.
10. Даурли Д.П. К.Г. Юнг и христианство / Д.П. Даурли, Э. Эдингер, В.В. Зеленский. – СПб.: Академический проспект, 1999.
11. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М., 1992.
12. Дронов Михаил, протоиерей. Отец психоанализа против святых отцов: Учение о человеке в христианстве и во фрейдизме // Православная беседа. – № 4. – 1998. – С. 37–41.
13. Закон Божий для семьи и школы / сост. прот. Серафим Слободской. – М., 1991.
14. Игнатий (Брянчининов), святитель. Слово о человеке / святитель Игнатий (Брянчининов). – М., 1995.
15. Карягин К.М. Сакиа-Муни (Будда) / К.М. Карягин. – Волгоград, 1990. – Репринт. изд., 1897. – серия ЖЗЛ.
16. Кураев А. Уроки сектоведения / А. Кураев. – М., 2005.
17. Мартынов А.С. Конфуцианство: классический период / А.С. Мар-тынов. – СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2006. – 384 с.
18. Лаврович Е. Иудаизм за 90 минут / Е. Лаврович. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 93 с.
19. Лосский Н.О. Христианство и буддизм // Христианство и индуизм. – М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1994. – С. 25–64.
20. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа и тело / архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). – М., 1997.
21. Невярович В. Терапия души: Святоотеческая психотерапия / В. Невярович. – Воронеж, 1997.
22. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: размышления священника-психолога / Б.В. Ничипоров. – М., 1994.
23. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
24. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2001.
25. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 2000. (Ст. «Православная психотерапия». – С. 518–528).
26. Родионов М.А. Ислам классический / М.А. Родионов. – СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2008. – 224 с.
27. Сахаров Софроний, иеромонах. Преподобный Старец Силуан. Жизнь, учение и писание / Софроний Сахаров. – Минск, 2003.
28. Соловьев В.С. Магомет / В.С. Соловьев. – Волгоград, 1990. – Репринт. изд., 1902. – серия ЖЗЛ.
29. Феофан Затворник, епископ. Начертание христианского нравоучения. – М.: Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1895. – Репринт. изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994.
30. Феофан Затворник, святитель. Внутренняя жизнь / святитель Феофан Затворник. – М., 1994.
31. Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? / святитель Феофан Затворник. – М., 1991.
32. Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики) / епископ Феофан Затворник. – М., 1993
33. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: наука о душе / Т.А. Флоренская. – М., 2001.
34. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Психоанализ, религия, культура / З. Фрейд. – М., 1992.
35. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989. – 364 с.
36. Фрейджер Р. Религиозные теории личности. Йога. Дзэн. Суфизм. Теософские направления / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 222 с.
37. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. – М.: Республика, 1992. – 430 с.
38. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Прогресс, 1990. – 272 с.
39. Шапарь В.Б. Психология религиозных сект / В.Б. Шапарь. – Минск: Харвест, 2004. – 384 с.
40. Энциклопедия мистических терминов / авт.-сост. С. Васильев и др. – М.: Астрель, 2001. – 576 с.
41. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г. Юнг. – Киев: Тайна, 1996. – 168 с.
42. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философии / К.Г. Юнг. – М.: Медиум. – 252 с.
43. Юнг К.Г. Ответ Иову / К.Г. Юнг. – М.: Канон, 1995.
44. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени / К.Г. Юнг. – М.: Прогресс, 1996.
45. Юнг К.Г. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. – М.: Канон, 1994.
8. Контролирующие материалы по дисциплине
«История, теория и психология религии»
Промежуточный контроль
8.1.1. Ориентировочные вопросы первой проверочной
(контрольной) работы
1. Назовите и раскройте гипотезы о происхождении религии.
2. Каковы причины появления многообразных религиозных представлений?
3. Что такое вера и знание; в чем состоит их отличие?
4. Сущность и психологизм доисторических и внеисторических религиозных исканий человека.
5. Какие виды заблуждений в учении о Боге вы знаете?
6. Какие вы знаете гипотезы о происхождении религии?
7. В чем состоит причина и цель сотворения мира согласно учению Святых Отцов?
8. Каковы основные последствия грехопадения человека?
9. Раскройте понятия «атеизм» и «агностицизм».
10. Раскройте понятие «образ и подобие Божие в человеке».
8.1.2. Ориентировочные вопросы второй проверочной
(контрольной) работы
1. Раскройте смысл заповеди о древе познания и добра.
2. В чем состоит назначение и смысл церковных обрядов? Рассмотрите на примерах.
3. Проведите сравнительный анализ предмета и метода познания в святоотеческой и научной психологии.
4. Раскройте положение христианской антропологии о трехсостав-ности человека.
5. Какие функции совести указывает святоотеческое учение?
6. Как раскрывается тайна смерти и воскрешения в Священном Писании?
7. Раскройте смысл понятия «личность» в святоотеческой и научной психологии.
8. Как рассматривается проблема целостности человека в святоотеческой и научной психологии?
9. Какие основные силы души выделяются в святоотеческой психологии?
10. Зачем будущему психологу необходимо изучать дисциплину «История, теория и психология религии»?
Итоговый контроль
8.2.1. Вопросы к зачету
1. Проведите сравнительный анализ научного и религиозного способа познания мира.
2. Что такое вера и знание; в чем состоит их отличие?
3. Назовите и раскройте гипотезы о происхождении религии.
4. Каковы причины появления многообразных религиозных представлений?
5. Что такое монотеизм и политеизм?
6. Раскройте понятия «атеизм» и «агностицизм».
7. Каковы исторические и религиозные корни ислама?
8. Каковы исторические и религиозные корни иудаизма?
9. Каковы исторические и религиозные корни буддизма?
10. Какие виды сверхъестественного Откровения упоминаются в христианской литературе и каковы главные способы его распространения?
11. Каковы основные свойства Бога согласно христианскому вероучению?
12. Опишите шесть дней творения мира Богом.
13. Раскройте понятие «образ и подобие Божие в человеке».
14. Раскройте смысл заповеди о древе познания и добра.
15. Каковы основные последствия грехопадения человека?
16. Перечислите основные евангельские заповеди и раскройте их смысл.
17. В чем, согласно христианскому вероучению, состоит назначение Церкви Христовой на Земле?
18. В чем состоит назначение и смысл церковных обрядов? Рассмотрите на примерах.
19. В чем состоит назначение и смысл церковных таинств? Рассмотрите на примерах.
20. В чем состоит назначение и смысл церковных праздников? Рассмотрите на примерах.
21. В чем состоит назначение и смысл церковных постов?
22. Проведите сравнительный анализ предмета и метода познания в святоотеческой и научной психологии.
23. Раскройте положение христианской антропологии о трехсоставности человека.
24. Как рассматривается проблема целостности человека в святоотеческой и научной психологии?
25. Проведите сравнительный анализ святоотеческих и современных научных представлений о свободе человека.
26. Раскройте понятие о воле Божией и воле человека, как это рассматривается в христианской антропологии.
27. Какие функции совести указывает святоотеческое учение?
28. Какие основные силы души выделяются в святоотеческой психологии?
29. Как рассматриваются причины и патогенез душевных и соматических заболеваний в святоотеческой и научной психологии?
30. Раскройте смысл понятия «личность» в святоотеческой и научной психологии.
31. Как понимается самопознание и покаяние в Православии?
32. Как раскрывается тайна смерти и воскрешения в Священном Писании?
33. Каково отношение к смерти в научной и святоотеческой психологии?
34. Зачем будущему психологу необходимо изучать дисциплину «История, теория и психология религии»?
35. Как вы можете использовать знания, полученные в этом курсе, в практической работе психолога?
36. Прокомментируйте дидактическую схему наук Кедрова.
37. Взгляды отдельных философов на религию (Кант, Гегель, Шлейермахер, гипотеза Фейербаха).
38. Положительный взгляд на происхождение религии.
39. Сущность и психологизм доисторических и внеисторических религиозных исканий человека.
40. Поясните сущность и психологизм религий древних Египта и Месопотамии.
41. Происхождение, вероучение и психологизм индуизма.
42. Происхождение, вероучение и психологизм буддизма.
43. Поясните критерии мировых религий (христианство, ислам, буддизм).
44. Особенности китайской религиозности (история и психология Конфуция и Лао-Цзы).
45. Происхождение, вероучение и психологизм иудаизма.
46. Происхождение, вероучение и психологизм христианства (на примере католицизма).
47. Происхождение, вероучение и психологизм христианства (на примере православия).
48. Происхождение, вероучение и психологизм христианства (на примере протестантизма).
49. Происхождение, вероучение и психологизм ислама.
50. Подходы к пониманию проблемы сектантства (конфессиональный, внеконфессиональный, социологический и психологический).
Приложения
Приложение 1
Задание для самостоятельной исследовательской (контрольной) работы
В качестве основной самостоятельной семестровой работы предлагается на выбор выполнить либо а) сравнительный анализ двух религиозных систем или б) конспект монографии. Задания исследовательской работы раздаются студентам на 1-й или 2-й неделе семестра (в зависимости от расписания). Срок сдачи на проверку контрольной работы 12-ая или 13-ая неделя (в зависимости от расписания).
а) Сравнительный анализ:
Необходимо рассмотреть и провести письменный сравнительный анализ двух (на выбор) религиозных систем (конфессий) в трех аспектах: историческом, богословском (догматическом) и психологическом.
Варианты:
1. Индуизм и ислам.
2. Индуизм и христианство (на выбор: православие, католицизм, протестантизм).
3. Индуизм и иудаизм.
4. Индуизм и буддизм.
5. Индуизм и даосизм.
6. Индуизм и конфуцианство.
7. Буддизм и ислам.
8. Буддизм и христианство (на выбор: православие, католицизм, протестантизм).
9. Буддизм и иудаизм.
10. Буддизм и даосизм.
11. Буддизм и конфуцианство.
12. Ислам и христианство (на выбор: православие, католицизм, протестантизм).
13. Ислам и иудаизм.
14. Ислам и даосизм.
15. Ислам и конфуцианство.
16. христианство (на выбор: православие, католицизм, протестантизм) и иудаизм.
17. христианство (на выбор: православие, католицизм, протестантизм) и даосизм.
18. христианство (на выбор: православие, католицизм, протестантизм) и конфуцианство.
19. Иудаизм и даосизм.
20. Иудаизм и конфуцианство.
21. Даосизм и конфуцианство.
Допускается выбрать для исследовательской работы религии (конфессии) не вошедшие в приведенный список, для этого необходимо не позже 3-й недели обосновать свой выбор и согласовать его с преподавателем.
б) Конспект монографии:
Необходимо прочесть одну из приведенных ниже монографий и составить ее конспект, содержащий краткое изложение основных идей автора. Не допускается написание конспекта путем «нарезки» цитат из текста. Не позднее, чем за неделю до сдачи итогового варианта работы студент предоставляет преподавателю электронный вариант конспекта для проверки в системе http://www.antiplagiat.ru и в случае большого количества заимствований (неоригинального текста) возвращается на доработку. Процент оригинального текста для допуска работы к защите должен быть не менее 50.
Проверка и защита студентом исследовательской (контрольной) работы осуществляется вместе с преподавателем. Максимальный балл за контрольную работу 30, минимальный 10. Преподаватель по любому из раскрытых аспектов может задать свой дополнительный вопрос, если студент не может ответить на вопрос преподавателя, то снимается 1 балл.
Критериями оценки являются:
ü для сравнительного анализа – полнота раскрытия всех аспектов и способность свободно ими оперировать при защите материала. Описание каждого аспекта (из трех) оценивается в 5 баллов (итого 15 баллов), сравнительный анализ на этой основе – 10 баллов, вывод – 5 баллов.
ü Для конспекта монографии – полнота отражения в конспекте и при защите идей автора и свободное оперирование ими при защите.
Работа будет засчитана, если студент в сумме набрал 10 баллов по исследовательской (контрольной) работе.
Если студент не сдал и не защитил контрольную работу в указанные сроки, без уважительно причины, то за этот вид деятельности ему выставляется 0 баллов.
Список литературы (монографий) для конспектирования:
1. Авдеев Д.А. Наука о душевном здоровье: Основы православной психотерапии / Д.А. Авдеев, В.К. Невярович. – М., 2001.
2. Берснев П. Лабиринты ума / П. Берснев. – СПб.: Амфора, 2008. – 462 с.
3. Берснев П. Мозг и религиозный опыт / П. Берснев. – СПб., 2003.
4. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования) / Ф.Е Василюк. – М.: Смысл, 2005.
5. Влахос Иерофей Православная психотерапия. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004
6. Вундт В. Проблемы психологии народов. – СПб.: Питер, 2001. – 152 с.
7. Галахов Иаков, протоиерей. Религиоведение. – Издательство: ФондИВ, 2008. – 432 с.
8. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – СПб.: Изд-во «Андреев и сыновья», 1992. – 418 с.
9. Еротич Владета Христианство и психологические проблемы человека. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009
10. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа и тело / архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). – М.,1997.
11. Невярович В. Терапия души: Святоотеческая психотерапия / В. Невярович. – Воронеж, 1997.
12. Тоpчинов Е.А. Религии мира опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния / Е.А. Торчинов. – СПб.: Азбука-классика, Петеpбypгское Востоковедение, 2007. – 544 с.
13. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания. – СПб., 1993
14. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Психоанализ, религия, культура / З. Фрейд. – М., 1992.
15. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. с. 143-221.
16. Хаузер Марк Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла. – Дрофа, 2008. – 640 с.
17. Шапарь В.Б. Психология религиозных сект. Минск: Харвест, 2004
18. Эммонс Роберт Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. – Смысл, 2004
19. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философии / К. Г. Юнг. – М.: Медиум, 252 с.
Допускается выбрать для конспектирования монографии, не вошедшие в приведенный список, для этого необходимо не позже 3-й недели обосновать свой выбор и согласовать его с преподавателем.
Приложение 2
Темы круглого стола «Концептуализация религиозности
в основных направлениях психологии»
1. Феномен религиозности в эмпирической традиции В. Джеймса.
2. Народная психология В. Вундта о религиозности человека.
3. Биогенетическая теория С. Холла о религиозности человека.
4. Глубинная психология о религиозности человека (религия и религиозность в психоанализе З. Фрейда).
5. Глубинная психология о религиозности человека (аналитическая психология К.Г. Юнга о феномене религиозности).
6. Исследование религиозности в бихевиоризме Б.Ф. Скиннера.
7. Исследование религиозности в бихевиоризме А. Бандуры.
8. Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции Э. Фромма.
9. Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции А. Маслоу.
10. Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции В. Франкла.
Темы «круглого стола»
«Религиозная антропология и психология»
1. Представления о человеке в магико-мифологическом миропони-мании.
2. Религиозные представления о человеке в античности.
3. Человек в зеркале натурфилософских и теологических кон-цепций.
4. Человек в зеркале эпистемологических концепций.
5. Становление образа человека в индуизме.
6. Становление образа человека в буддизме.
7. Становление образа человека в конфуцианстве.
8. Становление образа человека в даосизме.
9. Становление образа человека в исламе.
10. Христианская антропология (образ человека в православии).
11. Христианская антропология (образ человека в католицизме).
12. Христианская антропология (образ человека в различных направлениях протестантизма).
13. Православная психология и другие психологические направ-ления.
Темы и материалы к ним
Дата: 2019-07-25, просмотров: 196.