Страхование товара - одно из направлений имущественного страхования, организованное на базе определенного договора (купли-продажи, ответственного хранения и т.п.)
Обязанность страхования ложится на сторону (продавца или покупателя), которая в большей степени имеет риск потери, ухудшения или повреждения товара во время срока действия договора, охватывая период действия гарантии по качеству товара.
Обычно товар подлежит страхованию, когда время перехода права собственности отделено от времени принятия товара покупателем (например, при перевозке и хранении товара третьими лицами). В сфере международной торговли обязанность страхования по договору купли-продажи при транспортировке товара в существенной степени предопределяется правилами делового оборота. В некоторых случаях обязанность страхования товара по договору купли-продажи может определяться и законом.
Обязанность страхования товара - существенное условие договора купли-продажи. При не реализации ее стороной, на которую данная обязанность возложена, вторая сторона имеет право сама застраховать товар и потребовать от обязанной стороны компенсации понесенных затрат на страхование либо отказаться от осуществления договора.
В договоре предусматривается, кем (продавцом или покупателем) должен страховаться товар и на каких условиях. Если обязанность по страхованию лежит на покупателе, продавец обязан сообщить ему необходимую для заключения и подписания контракта страхования информацию о товаре.
Страхование грузов (карго) – один из видов транспортного страхования.
Объекты страхования: грузы, перевозимые морским, железнодорожным, воздушным и другими видами транспорта.
Сведения об объекте страхования: название, род упаковки число мест, все груза; номера и даты коносаментов или других документов, название, год постройки, флаг и тоннаж судна, способ отправки груза (в трюме, на палубе, навалом, насыпно, наливом и т.д.); пункты отправления, перегрузки и назначения груза; дату отправления груза; страховую сумму, условия страхования и др.
Условия страхования грузов:
1. С ответственностью за все виды риска. При этом возмещению подлежат убытки, расходов и взносы по общей аварии, а также убытки от повреждения и полной гибели всего или части застрахованного груза, происшедшие по любой причине, кроме военного риска, воздействия радиации, умысла или грубой небрежности страхователя, особых свойств груза и риска, связанного со спецификой груза и его транспортировкой.
Договор, заключающийся на данных условиях, обеспечивает объем страхового покрытия, поскольку страхует от всех рисков:
-стихийных бедствий,
-пожара;
-взрыва;
-затопления;
-выброса газа;
-аварии транспортного средства;
-крушения;
-кражи со взломом;
-действий третьих лиц.
Груз не подлежит страхованию:
-при опоздании с доставкой;
-порче и изменении товаров по естественным причинам;
-краже, участниками которой были служащие страхователя.
За дополнительную премию по договоренности сторон некоторые исключенные из объема ответственности виды риска могут быть застрахованы отдельно.
Срок договора страхования грузов по открытому полису на определенный период обычно не превышает 12 месяцев. Иногда заключают договор на конкретную перевозку.
2. С ответственностью за частную аварию – вид оговорок страхования грузов иногда кодируется буквой «Б». При этом возмещению подлежат убытки в результате пожара, взрыва, выброса судна на берег, посадки на мель, затопления, опрокидывания, схода с рельсов погрузочных кранов, столкновения с другим судном и плавающим в море предметом, выгрузки застрахованных грузов в порту бедствия (промежуточном порту или порту-убежище), землетрясения, вулканической активности, удара молнии, выброса груза волной за борт, попадания морской, речной или озерной воды в судно, контейнеры, лифты, транспортеры и т.д., порчи груза при погрузке и выгрузке.
3. Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения (оговорки типа «С»). Ответственность страховщика оговаривается, как и по типу «Б», но возмещению подлежат убытки от полного уничтожения всего или части груза, а убытки от повреждения груза возмещаются лишь в случае крушения или столкновения судов, опрокидывания, посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне.
Страхование каско – предполагает возмещение ущерба только от повреждения или конструктивной гибели транспортного средства. Исключается ответственность страховщика за ущерб, в связи со смертью пассажиров и причинением вреда их здоровью, гибелью или повреждением перевозимых грузов или имущества.
Договор страхования судов заключается на основе письменного заявления, в котором указываются сведения: тип, название, год постройки, брутто- и нетто-регистровый тоннаж судна, страховая сумма, условия страхования, порт отправления и порт назначения (при страховании на рейс), район и время плавания (при страховании на срок); характер грузов, перевозимых на судне.
Если судно страхуется на одно плавание, то указывается даты начала и окончания плавания, пункты захода и длительность рейса. Если судно страхуется на определенный период времени, то записываются границы плавания и срок страхования.
Страховая ответственность наступает в случаях:
-полной гибели (судовладелец лишился судна безвозвратно);
-частной аварии (частичной случайной утраты), т.е. когда собственность находится в состоянии, не подлежащем реставрации (указанное состояние наблюдается в случае, если расходы на ремонт и починку превосходит стоимость корабля после ремонта);
-взносов по общей аварии;
-ответственности за столкновение;
-расходов по спасению, включая судебные издержки и затраты на оплату труда.
Суть страхования судов:
-ограничение сферы страхования, которая выступает весьма конкурентной, так как в мире насчитывается около 8 тыс. судов;
-определенный период страхования (как правило, год);
-обязательное указание в полисе географических границ планирования перевозки грузов;
-определение страховой суммы и тарифа в индивидуальной форме для каждого судна, поскольку не существует одинаковых условий использования и характеристики судов.
Тарифная ставка определяется с учетом показателей:
- Стоимости судна;
- Возрастной категории судна;
- Разновидности судна;
- Грузоподъемности;
- Силы двигателя;
- Систематизации;
- Флага, под которым ходит судно;
- Зоны плавания;
- Соглашения страхового покрытия.
Основные риски, принимаемые на страхование по договору страхования:
От пожара; бури; удара молнии; других стихийных бедствий; столкновения судов; посадки судна на мель; повреждения портовых сооружений; загрязнения моря нефтью; принятых мер для спасения, розыска судна; ликвидации последствий морских катастроф.
Не возмещаются убытки, которые возникли в результате:
-умысла, опрометчивости страхователя;
-известной страхователю не мореходности судна до выхода судна в плавание;
-изнашивания, коррозии судна, составляющих его частей, оборудования;
-использования судна в ситуациях, не предусмотренных его типом;
-прямого или косвенного влияния радиации или радиоактивного заражения;
-нерационального содержания судна и экипажа;
-удаления остатков застрахованного судна, причиняющих вред окружающей среде, здоровью людей и имуществу третьих лиц;
-косвенных действий страхователя.
Дата: 2019-07-25, просмотров: 250.