В моей практике был клинический случай невроза анорексии[86], когда девочка-подросток стремительно теряла вес, а ее образ жизни резко менялся. Она одевалась в необычные взрослые женские костюмы и носила высокие каблуки, как если бы это волшебным образом помогло ей перепрыгнуть через подростковый возраст и сразу стать взрослой. Раньше девочка была хорошей ученицей в школе, теперь она уже не заботилась об оценках или друзьях. Она была истощена и жаловалась, что мерзнет в жаркую погоду, она была очень печальна. На психотерапию она пришла по направлению лечащего врача. Клиентка не хотела разговаривать, но с интересом согласилась взаимодействовать с художественными материалами и положительно отнеслась к феноменологическому приему рассматривания своих рисунков и скульптур, а затем размышлений по этому поводу.
Различные типы рисунков и глиняных поделок обозначали разные стадии внутреннего переживания анорексии. В самом начале девочка рисовала себя и свой дом на фоне бури и урагана. Затем появилась группа скульптур, изображающих властвующих королев, которые символизировали захват власти ребенком, а не взрослым. Потом последовали рисунки одиночества и изоляции.
По мере того как клиентка продолжала терять вес и становилась все слабее, она стала рисовать «картины-стоп-сигнал»[87], чтобы подать терапевту знак, что «королева» теряет свою силу и самообладание, что она не может остановить безжалостную гонку на похудение. Именно тогда она нарисовала свою наиболее выразительную картину «собаки», образ самой себя. Собака «бежит по горам и холмам, но не знает, сможет ли она их преодолеть». Действие на рисунке происходит на закате солнца.
Когда вес приблизился к критической отметке, девочку госпитализировали для того, чтобы под медицинским наблюдением вернуть к нормальной диете и обычной еде. Через две недели девочку выписали, и она смогла вернуться к психотерапии. Клиентка пришла сытая и с острым ощущением себя «перед и после», как она называла некоторые рисунки.
«Две девочки»[88] — один из многих рисунков после госпитализации. Он отражает стадию рефлексии, размышлений о произошедшей перемене. Каждый раз, приходя на психотерапевтический сеанс, девочка уверенно проводила разделительную линию сверху вниз бумажного листа и слева рисовала свою анорексичную напряженную личность, а справа — новую, ухмыляющегося подростка.
Подросток, больной анорексией, был внутренне подготовлен к перемене в эмоциональной и когнитивной сферах. Этому помогло содействие выражению переживаний анорексии на всех стадиях болезни, а также систематичное феноменологическое рассматривание художественных работ. Состояние готовности помогло девочке сократить пребывание в больнице и вернуться к норме.
[1] Выражение «художественный материал» здесь и далее в книге используется в следующем значении: материалы, использующиеся в изобразительном искусстве, — кисти, краски, карандаши, пастель, бумага, глина и тому подобное. (Примечание переводчика.)
[2] Эдмунд Гуссерль, Идеи, 1913, переиздано в 1976 в Humanities Press, NJ. А также «Гуссерлиана», микрофильм, Новая Школа социальных исследований, NY. Edmund Husserl, Ideas, 1913; reprinted in 1976 by Humanities Press, NJ. Also, Husserliana, microfilm, New School for Social Research, NY.
[3] Феноменология предполагает зависимость окружающего мира от сознания воспринимающего субъекта в отличие от позитивизма. {Примечание переводчика.)
[4] Edmund Husserl, Iden (Ideas), Niemeier, 1913.
[5] Max Scheler, The Nature of Sympathy, translated by Peter Heath, Yale Univ. Press, 1954. Макс Шелер, Природа симпатии, перевод на английский язык Питера Хита, издательство Польского университета, 1954. Макс Шелер, «Сущность и формы симпатии», 1923 (Философский энциклопедический словарь, второе издание, Москва, «Советская литература» 1989 г.).
[6] Alexander Pfander, Phenomenology of willing and Motivation, translated by Hebert Spiegberg, Northwestern Univ. Press., 1976. Александр Пфандер, Феноменология желаний и мотивации, перевод Герберта Спайгелберга, издательство Университета Нортвестерн, 1976.
[7] Martin Heidegger, Sein und Zeit, Niemeier, 1927. English translation "Being and time", London, SCN Press, 1962. Мартин Хайдеггер, «Бытие и время», 1927, перевод на английский язык — Лондон, 1962.
[8] Moritz Geiger, Zugange zur Asthetic, Leipzig, 1928. Also (И) «Das Unbewuste und die Psychische Realitat», Jahfbuch fur Philosopie und Phanomenologische Forsehunige, IV, 1921.
[9] Mala Betensky «Phenomenology of Self-Expression in Theory and Practice», Confinia Psychiatrica, In'l. Colloquium for Psychopathology of Expression, Jerusalem, 1976. Also «The Phenomenological Approach to Art Expression and Art Theraphy» («Феноменологический подход к художественному самовыражению и арт-терапии»), Art Psychotheraphy, 4: 173— 179, 1977. And, M.Betensky and A.O. Nucho, «The Phenomenological Approach to Art Theraphy» («Феноменологический подход к арт-терапии»), Proceedings, 10th Annual Conf. Of AATA, 1979. Also, Proceedings, Conf. 1981.
[10] Интенциональность — направленность на предмет как главная характеристика абсолютного сознания по Гуссерлю. (Примечание переводчика — Философский энциклопедический словарь, второе издание, Москва, «Советская литература», 1989.)
[11] Вильям Ф. Фишер «Экзистенциальная ранимость и психопатология», доклад, прочтенный на конференции в Американской филологической ассоциации, 1982. William F. Fisher, «Existential Vulnerability and Psychopathology», Papaer given at АРА Conference, 1982.
[12]Maurice Merleau-Ponty, Phenomenology of Perception (Феноменология восприятия). Routlege & Kegan Paul, NJ, 1962, p. 68.
[13] В данной книге интенциональность трактуется двумя путями: первый — теория соотнесения, второй — концепция направленности (интенционального видения); причем первый подход углубляет второй.
[14] Гуссерль относит непосредственные переживания феноменов к повседневной жизни (Lebenswelt).
[15] Kimon Nicholaides, The Natural Way to Draw (Естественный способ рисования), Houghton Mifllin Co., Boston, 1911.
[16] Rudolf Arnheim, «Artistic Symbols — Freudan and otherwise», in Toward a Psychology of art, Univ. Of Calif. Press, 1972.
[17] Timaeas, Plato With an English Translatiom (Платон в английском переводе), Loeb Classical Library, VII: 178—184.
[18] William James, Principles of Psychology (Общая психология), Hold & Co., NY, 1890. Also, The Varieties of Religious Experiences (Многообразие религиозных переживаний), Longman & Green, NY, 1902. And Jacques Barzum (Джэкас Барзум), A Stroll With William James (Прогулки с Вильямом Джемсом), Harper & Row, NY, 1983.
[19] Stephan Slrasscr, Phenomenology of Feeling, Duquesne Univ. Press, Pittsburgh, 1977.
[20] L. Klages, Grundlege der Wissenschaft vom Ausdruck (Foundation for the Science of Expression (Основания для научного самовыражения)), Leipzig, 1936.
[21] Remy C. Kwant, Phenomenology of Expression (Феноменология самовыражения), Humanities Press, NJ, 1978.
[22] For mans need of meaning read Victor E. Frankl (Виктор И. Франкл. ( ) потребности человека в смысле), Man's Search for Meaning (Человек в поисках смысла), Beacon Press, Boston, 1969.
[23] Цитата по Бинсвангеру (Binswanger) в Герберт Спайгелберг (Herbert Spiegelberg), Феноменология в психологии и психиатрии (Phenomenology in Psychology and Psychiatry), стр. 236, Northwestern Univ. Press, 1972.
[24] Martin Heidegger, Sein und Zeit, Niemeyer, Tubingen, 1960.
[25] Heidegger. Там же.
[26] Moritz Geiger, «Das Unbewuste und die Psychische Realitat» (The Unconscious and Psychological Reality («Бессознательное и психологическая реальность»), Jahrburk for Philosophic und Phenomenologische Forschung, IV, 1921.
[27] Paul Schilder, Seele und Leben (Soul and Life (Душа и жизнь)), Springer, Berlin, 1953.
[28] Ludwig Binswanger, «Freud's conception of man in the light of anthropology» and «Dream and Existence», in Jacob Needleman, Being-in-the-World («Фрейдистская концепция человека в свете антропологии» и «Сон и бытие» в книге Якоба Нидельмана «Бытие-в-Мире»), Basic Books, NY, 1963.
[29] Разъяснения во второй части книги, в четвертой и пятой главах.
[30] Интуитивное познание (intuiting)—техника, которая обуславливается также и в четвертой главе второй части «Символическое самовыражение в форме»; где она используется для фасилитации изображения внутренних переживаний в виде формы.
[31] Mala Betenski, Luis and the Fish, The Media Center, School of Social Work and Community Planning, Univ. of Maryland, Bal Amore. Мала Бетенски, Цветная видеозапись «Луис и Рыба», сделанная Айной О. Нучо (Aina О. Nucho).
[32] Mala Betensky, Naomi.
[33] Moritz Geiger, Phanomenologische Asthetic, pp. 136—158 (author's translation). Also, M. Geiger, Zugange zur Asthetic, Leipzig, 1928. And, M. Geiger, «Beitrage fur Phanomenologie des Asthetischen Genusses», Jahrbuch fur Philosophie und Phanomenologische Forschung, IV, 1913.
[34] Гордон Олпорт (Gordon Olport), Образ и рост личности (Pattern and Growth in Personality), Holt, Reinhart & Winston, New York, 1961. Л также G.Allport, The Person in Psyhology (Г.Олпорт, Личность в психологии), Beacon, Boston, 1968.
[35] Childhood and Society (Э.Х. Эриксон, Детство и общество), W.W. Norton, New York, 1950.
[36] Judith A. Rubin, The Art of Therapy (Джудит А. Рубин, Искусство терапии), Brunner/Mazel, New York, 1984.
[37] Sandra Geller, «The Unique Dynamics of an Art Therapist and Her Client», Сандра Геллер, «Уникальная динамика арт-терапевта и клиента», неопубликованная статья, 1980.
[38] Sigmund Freud, Three Essays on the Theory of Sexuality), in The Standard Edition of the Complete Psyhological Works of Sigmund Freud, Vol.7, Strachey, ed. Hogarth Press, London, 1953.
[39] В этой главе автор обращает внимание на линию и цвет, но это не изучение цвета самого по себе.
[40] Интересная деталь — мадам Дега была слепа.
[41] Репродукции приведены с разрешения Эдгара Дега; Национальной галереи искусств, Вашингтон, Коллекция Честера Дала.
[42] Poffenberger and Barrows, Psychological Laboratory, Columbia University, 1924, Психологическая лаборатория, Колумбийский Университет.
[43] Poffenberger & Barrows, Psychological Laboratory, Columbia University, 1924. Психологическая лаборатория, Колумбийский Университет.
[44] R.Krauss, Uber graphischen Andsdruck, (Concerning graphic expression (О самовыражении в графике)), Zeitschrift fur angewandete Psychologic 1930, 48, 1-141.
[45] G.A. Peters and P.R. Merrifield, Графическое представление эмоций (Graphic representation of emotional feelings), Journal of Cli nical Psychology, 1958, 14, 375-78.
[46] M.T. Hippus, Эксперимент, описанный по Рохрачу, (Expiriment described in H.Rohracher, Kleine Charakterkunde, Wien and Innsbruck, Urban and Schwarzenberg, 1959.
[47] H.Werner and B.Kaplan, Понятие «символ»: Телесно-развивающий подход к языку и выражению мысли (Symbol Formation: An Organizmic-Developmental Approach to Language and the expression of Thought), New Yourk: Wiley, 1963.
[48] H.Kreitler and S.Kreitler, Психология искусств (Psychology of the Arts), Durham: Duke University Press, 1972.
[49] Poffenberger & Barrows, 1924, там же.
[50] Krauss, 1930, там же.
[51] K.R.L. Hall and R.G. Oldfield, «An experimental study on the fitness of signs to words» («Экспериментальное исследование: соответствие знаков и слов»), Quarterly Journal of Experimental Psychology, 1950, 2, 60—70.
[52] K.R.L. Hall, The fitness of signs to words («Соответствие знаков и слов»), British Journal of Psychology, 1951, 42, 21-33.
[53] M.Sheerer and J.Lyons, «Line drawings and matching responses to words» («Рисование линий в ответ на речь»), Journal of Personality, 1957, 25, 251-273.
[54] G.A.A. McMurrey, «A study of «fittingness» of signs to words by means of the semantic differential» («Изучение соответствия знаков словам методом семантического дифференциала»), Journal of Experimental Psychology, 1958, 56, 310-312.
[55] Martin S. Lindauer, «Psychological Aspects of Form perception in Abstract Art» («Психологические аспекты восприятия формы в абстрактном искусстве»), Sciences de l'Art, 1970. Vol. 7. 1—2, pp. 19—24.
[56] Mala Betensky, «Structural Patterns of Visual Expression» (Структурные паттерны зрительного восприятия), Art Psychotherapy, 1973, vol. 1-2, pp. 121-129.
[57] Jane L.Kenney and Calvin F.Nodine, «Developmental Changes in Sensitivity to Content, Formal, and Affective Dimensions of Paintings» (Возрастные различия в чувствительности к содержанию, форме и эмоциональным характеристикам рисунков), Bulletin of Psychonomic Society, 1979, vol.14, 6.
[58] Uriel Halbreich and Dorothy Friendly, Conlma Psychiairica, 1980, Vol. 23, 3, pp 187-192.
[59] Межличностная коммуникация (Personal Communication), доктор Роберт И. Краут (Robert E. Kraut, Ph.D.), Cornell University.
[60] Келли Г. Шавер, «Введение в атрибутивный процесс». Kelly G. Shaver, An Introduction to Atributional process, Wintrop Publ., Cambridge, Mass., 1975, p. 27.
[61] Как у знаменитого В.Кандинского: то же самое можно сказать и о Поле Клее и многих других.
[62] Фабер Биррен (Faber Birren), Color Psychology and Colour Theraphy, (Психология цвета и терапия цветом). Citadel Press, Secaucus. NJ, 1961. А также Эдвин Бабит (Edwin Babbit), The Principles of Light and Color, the Healing Power of Color, (Законы цвета и снега, исцеляющая сила цвета), Citadel Press, Secaucus, NJ, 1980.
[63] Джоан Келлог (Joan Kellog), M.A., ЛТК, Mandala: Path of Beauty (Мандалай: путь к красоте); Mandala Card Test (Мандалайский тест на карточках), 1980.
[64] Карл Г. Юнг (Carl G. Jung), Man and His Symbols (Человек и его символы), Doubleday, NY, 1969 и еще Symbols of Transformation (Символы трансформации), Routlege & Kegan Paul, London, 1956.
[65] Василий Кандинский, Точка и линия на плоскости (Point and Line to Plane), 1979 и О духовности в искусстве (Conserning The Spiritual in Art), 1977, Dover Publications, Inc., NY.
[66] О духовности в искусстве (Conserning The Spiritual in Art), стр. 42.
[67] Герман Роршах (Herman Rorschach), Psichodiagnostics: A Diagnostic Test Based on Perception (Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии), Bern, Switserland, H. Huber, 5th Ed.; Э.Су-пола (E.Supola), The Influence of Color on Reaction to Ink Blots (Влияние цвета на восприятие чернильных пятен). Journal of Personality. 1950, 18:358-382.
[68] Э.Г. Шахтель (E.G. Schachtel), On Color and Affect (О цвете и эмоции), Psychiatry, 1943, 6:393-409.
[69] Л.Векснер (L.Wexner), The Degree to Wich Colors (Hues) Are Associated With Mood-Tones (Степень соотношения цветов (тонов) с настроением), Journal of Applied Psychology, 38:432—435.
[70] P.P. Крэйн (R.R. Crane), An Experiment Dealing with Color and Emotion (Эксперимент с эмоциями и цветом), In Art Theraphy Viewpoints E.Ulman and C.Levy, Eds., Schoken Books, NY, pp. 358—361.
[71] Бернард И. Леви (Bernard I. Levy), Research into the Psychological Meaning of Color (Исследование психологического смысла цвета), Am.f. of Art Therapy, 1984, 23/2:58-61.
[72] Г.Крайтлер и С.Крайтлер (H.Kreitler and S.Kreitler), Psychology of the Arts (Психология искусств), Duke Univ. Press, NC, 1972, Part I, Ch. 2.
[73] Смотри рисунок 7, «Фигура развития», часть вторая, глава четвертая.
[74] Смотри рисунок 8, «Фигура осознания», часть вторая, глава четвертая.
[75] Смотри рисунки 10—13, Serial treatment, часть вторая, глава четвертая.
[76] Подробнее о напряжении и облегчении в искусстве см. H.Kreiter, and S.Kreiler, Psychology of the Arts (Психология искусств). Part I, 1:6-20. Also, U.Halbreich and D.Friendly, The Characteristics of Tension-provoking Composition and Lines as Presented in Munch's Paintings (Свойства порождающей напряжение композиции в полотнах Мюнха), Confmia Psychiatrica, 1980, Vol. 23, 3, pp. 187-192.
[77] В предыдущей главе обсуждались свойства цвета, отвечающие за напряжение.
[78] Более подробно с теориями самовыражения в искусстве можно ознакомиться в книге Эллен Виннер (Ellen Winner), Выдуманные миры (Invented Worlds), Harward Univ. Press, 1982, Chap. 2. Hayчно-тeopeтическая основа теорий самовыражения представлена в книге Вудвортса (Woodworth), Вступление к лирическим балладам (Preface to Lyrical Ballads) Льва Толстого, Новая книга об эстетике, Ганс Крайтлер и Суламифь Крайтлер (Hans Kreitler and Shulamith Kreitler), Психология искусства (Psychology of The Arts). Обсуждение теории самовыражения с позиции эстетики можно найти: Хаиг Кхатчадориан (Haig Khatchadourian), Критический взгляд на теорию самовыражения в искусстве (The Expression Theory of Art: A Critical Evaluation), Journal of Esthetics, 1965, 3:355-352.
[79] Рудольф Арнхейм, О психологии искусства (Toward a Psychology of Art), 1972 и Рудольф Арнхейм, Искусство и зрительное восприятие (Art and Visual Perception), 1974.
[80] Флоренс Кэйн (Florence Cane). Художник в каждом из нас (The Artist in Each of Us). Pantheon Books, New York, 1951, p. 56. Revised Edition, Art Therapy Publications, Craftsbury Common, Vermont, 1983.
[81] Элинора Ульман (Elinor Ulman). Современное применение искусства в психиатрической диагностике (A New Use of Art in Psychiatric Diagnosis). Bulletin of Art Therapy, 4:3, 1965. Также эта статья опубликована в книге «Арт-терапия в теории и на практике» (Art Therapy in Theory and Practice), Schocken Books, New York, 1975, pp. 361-386.
[82] В течение более десяти лет я часто проводила мастер-классы на тему спонтанного самовыражения через искусство и занималась групповой арт-терапией.
[83] Дж.Преал (J.Preale), Ю.Амир (Y.Amir), Ш.Шаран (Sh.Sharan). Перцептивная сочлененность и эффективность выполнения заданий в нескольких израильских субкультурах (Perceptual Articulation and Task Effectiveness in Several Israeli Subcultures). Journal of Personality and Social Psychology, 1970, 15(3), p. 190. А также: Ю. Амир. Подготовка и набор солдат из киббуцов (Adjustment and Promotion Soldiers from Kibbutzum) (на иврите). Megamot, 1967. 15(2-3), p. 250; Т.Маренс (Т.Маrens), А.Томас (A.Thomas), С.Чесс (S.Chess). Индивидуальность поведения у детей из киббуца (Behavioral Individuality in Kibbutz Children). Israel Annals of Psychiatry and Related Disciplines, 1969, 7(1), p. 43.
[84] Давид Векслер (David Wechsler). Измерение и оценка интеллекта взрослого человека (The Measurment and Appraisal of Adult Intelligence), 5th Ed. Williams & Williams. Baltimor, Ml), 1972, p. 79.
[85] П.И. Гарфинкель (Р.Е. Garfinkel), М.Д. и Д.М. Гарнер, доктор наук (M.D. and D.M. Garner, PhD). Анорексический невроз, многофакторный анализ (Anorexia Nervosa, a Multidimensional Perspective). Brunner-Mazel, NY, 1985.
[86] Более подробно с этим можно ознакомиться в главе «Диана» («Diane») в книге Малы Бетенски «Самораскрытие через самовыражение» (Self-Discovery Through Self-Expression). Charles C. Thomas, 1973, pp. 207-243.
[87] Там же, цветная иллюстрация XXI.
[88] Там же, цветная иллюстрация XXII.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 244.