Глиняные скульптуры в психотерапевтической группе, состоящей из взрослых
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На некоторых арт-терапевтических групповых сеансах, посвященных самовыражению в глине, взрослых участни­ков просили выразить в форме «понятие, мысль или чувст­во, которое значимо для вас лично». Затем все скульптуры были предоставлены группе для наблюдения и обсуждения. Некоторые лишь кратко назывались, а некоторые еще и описывались. Каждая фигура медленно вращалась на под­ставке, пока группа наблюдала скульптуру и слушала самого художника. Здесь представлены пять из семи скульптур вме­сте с названиями и сжатыми описаниями.

Результат был достигнут методом интуитивного позна­ния: клиент от процесса индивидуальной молчаливой кон­центрации на сущностных особенностях своего внутрен­него переживания переходит к визуализации посредством художественного материала, а затем — к обсуждению твор­ческого продукта с группой.

РИСУНОК 19. Мой брак: «Что-то случилось со связью, которая была между

 

нами». В целом процесс пробудил разнообразные чувства, от­разившиеся на процессе лепки и ее результате. В данной группе участники делились следующими чувствами — печалью, злостью, надеждой, грустью, облегчением и напряже­нием. Эмоции Сменяли друг друга в процессе взаимного анализа, задавания вопросов и взаимопомощи. Понятия, символизированные группой в глиняных фигурах, побуди­ли к ценному самопознанию, к пониманию — и этим дели­лись семеро человек, помогающих друг другу.

Скульптура, изображенная на рисунке 20, у всей группы разбудила спящие «забытые хорошие чувства». Обычно молчаливый участник группы спросил художника: «Как по­чувствовать что-то приятное просто оттого, что лепишь из глины?» — и внимательно выслушал ответ. Другие члены группы предположили, что игровые элементы дали начало «хорошему чувству». Остальные участники говорили о важ­ности осознания хороших чувств, которые «упустил, или не заметил», или «принял за слабость» и тем самым «не ocтавил места хорошим чувствам».

Скульптуры, изображенные на рисунках 19 и 23, побудили нескольких человек обсудить ухудшение отношений, упущения своего брака. Автор скульптуры на рисунке 21 го-

РИСУНОК 20. Забытое чувство: «Я не знал точно, что слепить, и решил просто поиграть с белой глиной. Затем мои руки начали лепить это, и мне очень понравилось. Мне уже давно не было так хорошо».   ■ ■ ■.

 

РИСУНОК 21: Пришло время собрать все части воедино и стать вновь одним целым: «Это все, что я могу сейчас сказать».

РИСУНОК 22. Это я, настоящий: «На работе мой начальник часто просит меня о помощи. Я там такой сильный парень, который все может. Но они не знают, каким слабым я себя ощущаю внутри. Вот это, наверное, мое представление о себе».

 

ворил о «поломках взаимоотношений на ранних стадиях», которые он отказывался видеть. Это помогло автору скульптуры с рисунка 19, потому что она до сих пор не осоз­навала изменений в «отношениях». В результате клиентка определила изменение и поняла, что изменения, которые ни она, ни ее муж не заметили, «потому что не видели», на­чались на ранней стадии их отношений. Скульптура, изо­браженная на рисунке 22, вызвала содержательную дискус­сию о сосуществовании противоречивых чувств, которые затрудняют функционирование личности на работе и дома, и о том, как уравновесить такое противоречие. Одна участ­ница группы сказала автору скульптуры, что вначале она его немного опасалась. Она спросила: «Ты пугаешь своего начальника, потому что ты боишься себя?» И несколько других участников группы одновременно воскликнули: «Чего ты боишься?»

РИСУНОК 23. Мечта о семье: «Я бы хотел, чтобы это была правда, но, понимаете, я не позволил этому воплотиться в реальность, а сейчас слишком поздно».

 

Заключение

В этой главе рассматривалась символическая экспрес­сивность фигур. В двух основных разделах двухмерные и трехмерные фигуры анализировались в контексте индиви­дуального лечения детей и взрослых, а также групповой те­рапии взрослых. Иллюстрации сопровождались высказы­ваниями и сжатыми комментариями самих клиентов. Во введении к главе и в описаниях конкретных случаев присут­ствовали элементы теоретической дискуссии о визуализа­ции понятий, символической экспрессии и структурных свойствах фигур.

С помощью нарисованных и вылепленных фигур герои этой главы — маленькие и взрослые, индивидуально и в группе — пытались понять некоторые простые истины о се­бе в мире. Во многих случаях налицо было улучшение, ино­гда довольно значительное. Наблюдая за визуализацией по­нятий в фигурах, я иногда видела подлинные психологиче­ские и психотерапевтические чудеса.

Пять взаимодействующих составляющих помогают про­изойти таким чудесам:

1) Естественная человеческая потребность в са­мовыражении, сосредоточенная в арт-терапии на том, что беспокоит клиента. Довольно часто клиен­ты или сопротивляются самовыражению, или дейст­вительно неспособны выразить словами свои чувства и мысли. Арт-терапия предлагает им способ невер­бального самовыражения посредством художествен­ных материалов, что открывает каналы вербальной экспрессии.

2) Другой составляющей чуда является его при­влекательность. Абстрактные липни и формы обла­дают особенной притягательностью. Нематериаль­ные абстрактные фигуры имеют изумляющую двой­ственную характеристику - они могут одновременно утаивать и выявлять.

Как базовые геометрические сущности, родст­венные геометрическим фигурам окружающего ми­ра, абстрактные фигуры взывают к базовым силам индивидуального бытия клиента-художника: силам чувств, мышления, ощущения, памяти и воображе­ния, — всем силам, которые проявляются в символи­ческой экспрессивности фигуры, подобно тому, как совместно они порождают человеческое пережива­ние. Абстрактные формы как сущности содержат жизненно важные отношения между своими компо­нентами, с необходимостью зависимые от личного опыта и ценностей, затрагивают глубинные струны во внутреннем мире индивида. Сложные внутренние переживания, находя выражение в форме, некото­рым образом упорядочиваются.

3) Третья составляющая касается человеческого организма и его возможностей. Структура фигур в более простой форме отражает структуру внутрен­них переживаний благодаря человеческой способ­ности к изоморфизму.

4) И, конечно, важнейшей составляющей являют­ся привлекательные для клиента художественные материалы из внешнего мира.

Восприятие художественных материалов лишь как средства актуализации экспрессии весьма по­верхностно. Более конструктивно их структурное ' понимание: адресуясь через эмоции и мышление на­прямую к сущностным психологическим силам, осо­бенности материала зачастую помогают вывести эти силы из пассивного или дремлющего состояния.

Терапевтически значимо предпочтение того или иного художественного материала для самовыражения. Некоторые дети не могли исполнить просьбу нарисовать фигуры, но сразу же откликнулись на предложение слепить фигуры из глины – именно этот материал помог детям выразить сильные эмоции и яркие воспоминания. Десятилетнему мальчику нужно было вылепить из глины фигуру своего "я". В другом случае двеннадцатилетний мальчик решил подобрать деревянные доски и гвозди, чтобы сделать свой автопортрет. Вероятно, структура материала выражает структуру душевного переживания и, таким образом, влияет на выбор художественных средств самовыражения на терапевтических сеансах.

5) Пятой составляющей является метод арт-тера­пии. По существу, данный метод - это синтез поня­тий феноменологии и принципов гештальт-теории восприятия. Вот, ингредиенты этого синтеза:

I. Феноминологическое интуитивное познание внутренних переживаний для запуска визуализации очень помогает клиентам в процессе терапии.

II. Восприятие художественных работ как фено­менов с их особой жизнью и структурой.

III. Феноменологическое описание всего, что только можно видеть в арт-терапевтической работе.

IV. Изучение системы отношений внутри и между художественными работами. Затем естественно сле­дует символизм личностных смыслов, заключенный в структурных особенностях художественной рабо­ты. Усмотрение смыслов происходит, когда клиент понимает, что он видит, когда выражает в словах то, как символы соотносятся с его личностью, а также когда указывает на определенные значимые отноше­ния между деталями фигур.

V. Еще одна важная особенность метода — регу­лярный повторный осмотр некоторых работ и тера­пия с помощью серий рисунков.

VI. И, наконец, уникальная роль экспрессии. В изобразительном искусстве абстрактная линия и форма привлекают зрителя в основном за счет объе­динения в пространстве новаторских, искусно ис­полненных компонентов. Что касается смыслов, зрители создают их сами для себя, либо просто на­слаждаются эстетическим зрелищем. В арт-терапии экспрессия играет главную роль. Здесь все компо­ненты, взаимоотношения и другие характеристики и свойства целого служат самовыражению.


ГЛАВА ПЯТАЯ

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЭКСПРЕССИВНОСТЬ ЦВЕТА

 

Цвет, как форма и линия, является феноменом со своей собственной структурой, свойствами и экспрессивными ха­рактеристиками, касающимися символического выраже­ния человеческих переживаний. Из опыта повседневной жизни мы знаем, что цвет может возбуждать, раздражать, восхищать, озадачивать и умиротворять; может навевать давно забытые переживания и восстанавливать в памяти события, как иногда действуют запахи и звуки. Известно, что в переживаниях некоторых людей, особенно тех, кто совмещает музыку и рисование, цвет ассоциируется со зву­ком, а звук с цветом[61]. На цвете концентрируют внимание некоторые психотерапевты[62] и те, кто вовлечен и терапию рисованием цветовых образов круга и колеса в районе сан­скритского города Мандалая (Бирма)[63]. Цвета связаны с об­щекультурными понятиями и символами[64]. Антропология, мифология и наука изучают цвет. Цвет, однако, восприни­мается очень индивидуально.

Целью данной главы является анализ символической экспрессии цвета в арт-терапии. Будут рассмотрены:

1) структура цвета и его взаимоотношения с эмоцией и формой;

2) терапевтическая функция цвета; в частности, как кли­енты работают с цветом для выражения внутреннего опыта в поисках себя (об этом говорили некоторые клиенты, опи­санные еще в главе о форме).


Структура цвета

Структура цвета передает его природные свойства. Од­нако художники-колористы работают с цветом в соответст­вии с внутренними потребностями, постоянно совершен­ствуя знания о структуре цвета как компонента искусства. Теоретики из круга колористов, и в особенности Кандин­ский[65], разработали основы теории цвета в русле философ­ско-психолитического подхода, которые я нахожу и эффек­тивными для использования в арт-терапии.

Определенный порядок естественных цветов регулиру­ет отношения между цветами и влияет на создание новых цветов.

В соответствии с цветовым кругом Кандинского, изо­браженным на рисунке 24[66], исходная группа цветов — ма­ленькое трио, состоящее из первичных, или основных, желтого, синего и красного. Близко к этой категории рас­положена группа смешанных, однако имеющих свое место цветов — это оранжевый, зеленый и фиолетовый. На про­тивоположных сторонах цветового круга расположены бе­лый и черный — затемняющий и осветляющий факторы для остальных цветов.

Кандинский указывал и на другие способы группировки цветов: по темноте и светлоте или по теплоте и холоду. Два основания группировки создают четыре возможные комбинации: тепло-светлые, тепло-темные, холодно-светлые и холодно-темные цвета. Из данных сочетаний могут рож­даться новые цвета. Как оказалось, неподготовленные кли­енты в арт-терапии выбирают и создают цвета в соответст­вии с классификацией, основанной на природных свойст­вах цвета. Поэтому арт-терапевтам, особенно пришедшим в арт-терапию не из искусства, а из сферы психологии, обра­зования или социальной работы, важно знать природные свойства цветов. Я подчеркиваю, «природные», поскольку клиенты, стараясь выразить органически присущие им ощущения и эмоции, совершенно естественно обращаются к природным свойствам цвета.

 

РИСУНОК 24. Кандинский: цветовой круг.

 

В своих работах Кандинский предложил качественные описания каждого цвета. Большинство этих описаний сего­дня получили широкое хождение. Однако я всегда полага­юсь на его видение и чувствование цвета для достижения большей ясности и простоты. Следующая часть совмещает в себе изложение идей Кандинского, здесь лишь упомяну­тых, с описанием моих практических наблюдений того, как клиенты работают с цветом.

Природные свойства цвета

Теплый желтый цвет, расположенный на одном из по­люсов цветового круга Кандинского, стремится взорваться и распространиться вовне. Эти качества иногда видятся как агрессивность и упрямство. На противоположном по­люсе расположен синий, стремящийся уйти в себя и дер­жаться в отдалении от других. Таким образом, по словам Кандинского, желтый — эксцентричен, а синий — концен­тричен. Синий цвет считается не только духовным, глубо­ким, божественным, но и беспокойным, неясным и скрыт­ным, в зависимости от оттенка.

Очень теплый красный силен, хотя его сила заключена внутри него. Красный не стремится распространиться, как желтый, но порождает богатое множество теней, если его охладить примесью синего или белого.

Белый и черный являются самой заметной парой кон­трастных цветов, хотя считаются ахроматическими. Оба — символы молчания: белый — молчание перед началом, чер­ный — завершающее молчание. Белый символизирует чис­тоту, святость, религиозную радость, а в некоторых культу­рах — траур. Черный — это символ печали и траура, ночи, депрессии и ощущения глубины. Любопытно, что малень­кие дети любят черный цвет, так как «он блестит». Они еще не научились тому, что черный — для траура и печали.

Если смешать черный с белым, то получится неактив­ный серый цвет. В зависимости от смешиваемых пропор­ций серый может выражать принятие, сдерживание, ком­форт, безразличие, покой, укрепление, молчаливость, скромность и формализм.

Зеленый — это смесь желтого и синего. Зеленый освежа­ет, успокаивает, энергетизирует, хотя и надоедает.

Оранжевый — смесь красного и желтого. Оранжевый может быть теплым и лучащимся, он как бы дотягивается до наблюдателя; оранжевый при преобладании желтого становится резким и неприятным.

Фиолетовый — это красный цвет, охлажденный синим. Если преобладает красный, то фиолетовый становится цве­том злости и ненависти. Если же, наоборот, преобладает синий и присутствует немного белого, то можно добиться приятного бледно-лилового цвета, который является цветом удовольствия и других позитивных чувств.

Коричневый цвет очень интересен, но клиентам слож­но его получить путем смешения. Есть множество возмож­ностей символического выражения через коричневый цвет. В зависимости от пропорций смешения желтого, красного, черного и голубого, коричневый может вызы­вать и выражать отвращение или психическую регрессию. Коричневый также может быть богатым земляным цветом мягкости и защиты, вовлекая наблюдателя в свое тепло.

Смешение цветов

Принцип, управляющий созданием новых цветов, — смешивать противоположные, но совместимые цвета. В ис­кусстве потребность художника в гармоничном самовыра­жении через эстетически правильную композицию опреде­ляет выбор цветов для смешения. В арт-терапии выбор оп­ределяет непосредственная потребность клиента выразить свое текущее внутреннее переживание. Часто мы видим, как во время арт-терапии клиент тщательно подбирает «правильный» цвет, правильный для него, для выражения его чувств.

Смешивание цветов весьма полезно в случаях, когда клиент отказывается от экспрессии. Такие клиенты невос­приимчивы или замкнуты, пассивны, уверены, что ничего не изменить, избегают саморефлексии, боятся приблизить­ся к более глубоким чувствам и мыслям, депрессивны, их эмоциональные и иные реакции отличаются «вялостью».

Простое описание того, что клиент видит в процессе смешивания цветов и получения новых, дает такому клиен­ту стимул к эмоциональному и когнитивному пробужде­нию.

Цвет и эмоция

Выше я часто ссылалась на существование связи между эмоцией и цветом. В данном параграфе мы кратко остано­вимся на научных исследованиях этой проблемы.

Роршах[67] предположил существование эмпирически обоснованных взаимоотношений между цветом и эмоцией (1942, 1951), утверждая, что цветовые ответы в Тесте Роршаха ис­черпывающе репрезентируют эмоциональный статус испы­туемого. Но проблема эмпирически обоснованного подхода к созданию систематической теории не разрешена до сих пор. Шахтель (Schachtel) (1943)[68] предположил существова­ние активирующего механизма, который влияет одновре­менно на восприятие цвета и возникновение эмоции; Векс­нер (Wexner) (1954)[69] считал, что определенные цвета соот­ветствуют определенным эмоциям; Крэйн (Crane)[70] и Леви (Levy)[71] получили результаты о связи цвета с кластерами, или паттернами, эмоций, которые могут содержать контра­стные эмоции.

Теоретические основы взаимосвязи «цвет—эмоция» разработаны Арнхеймом в его структурной гештальт-тео­рии визуализации символической экспрессии (человече­ских переживаний). В предыдущей главе я применила эту теорию при описании символической экспрессивности ли­нии и формы. Законы, управляющие экспрессивностью ли­нии и формы, применимы также к цветовой экспрессии. Говоря кратко, структура художественных компонентов схожа со структурой внутренних переживаний, которые визуализируются. В соответствии с целями этой книги описание внутренних переживаний сжато до перечисления их сущностных особенностей перед визуализацией, феноменологически постижимых посредством интуиции. Внутренние переживания очень интенсивны, поскольку все психические силы участвуют в процессе переживания. Однако каждая из этих активных сил связана с определенным визуальным компонентом более, чем с каким-либо другим. Это так и в случае с когнитивно оцениваемой формой, и в случае с эмоционально воспринимаемым цветом.

Цвет и напряжение

Воспринимая произведение искусства как зрители, мы ощущаем напряжение[72] как часть эстетического пережива­ния, особенно от того, как художник манипулирует цветом. Такое напряжение является языком искусства и широко представлено в арт-терапевтических художественных рабо­тах — это язык личности в состоянии стресса, которой не­обходимо выразить свое состояние.

Художники в своих работах противостоят напряжению при помощи спланированного облегчения. В искусстве схема напряжение—облегчение становится изящным реше­нием и превосходным механизмом внутри самой художест­венной композиции. Но в арт-терапии это не так за исклю­чением редких случаев, когда клиент наделен художествен­ным вдохновением и талантом.

В арт-терапии напряжение можно разглядеть в огром­ном количестве работ, а облегчение возникает постепенно в процессе арт-терапии, и только тогда оно появляется в со­держании и структуре работы. Если говорить о структуре, то цвет обладает наиболее богатыми экспрессивными свой­ствами, выражающими облегчение и напряжение. К тому же цвет способен наделять этими свойствами различные структурные компоненты.

Напряжение выражается в насыщенных цветах, в несо­ответствии цветов, в кричащих цветах, встретившихся на яркой, контрастной линии-границе, в наложении темного на светлый цвет или светлого на темный и в многообраз­ных ахроматических рисунках.

Потребность выразить в цвете облегчение клиент мо­жет реализовать посредством смешения цветов. Наблюде­ние за выражением лица клиента в процессе смешивания цветов может многое рассказать арт-терапевту. Видно рас­слабление лицевых мускулов клиента, возникновение улыб­ки, появление на лице клиента удивления и удовольствия от того, что он видит и чувствует. Вскоре вслед за этим сле­дует вербальное описание. Возможно, выбор цветов для смешивания и получение желаемого оттенка отвечают но­вой эмоциональной потребности клиента. А удовольствие от нового опыта смешения цветов само по себе уменьшает тягостное напряжение.

Надо отметить, что клиент с внутренним напряжением встречается на сеансах всех разновидностей психотера­пии. Напряжение может возрасти в самом начале психоте­рапевтического процесса. Арт-терапия дает возможность ослабить напряжение посредством простой работы с теми художественными материалами, которые привлекают кли­ента, не говоря уже о деятельности по смешению противо­положных и совместимых цветов. Синтез двух цветов ос­лабляет индивидуальную силу непохожих компонентов, и в то же время их слияние создает новую целостность, наде­ленную символическим смыслом. Полученный новый цвет дает художнику бодрящее ощущение движения вперед.

Цвет и форма

Психологически и терапевтически цвет и форма проти­востоят друг другу и в то же время связаны между собой комплементарными отношениями. Мы используем идеи Роршаха для понимания этих взаимосвязей и выработки диагностических критериев.

Думая о форме, мы представляем нечто, наделенное границами. Когда мы думаем о цвете, у нас возникает ощу­щение чего-то неопределенного, текучего и распростра­няющегося, в конце концов ограниченного линией, формой или соседним цветом. Тогда так или иначе распростра­няющийся цвет становится формой.

В искусстве цвет — наиболее известный экспрессивный компонент. Он сам становится нужной формой в художест­венной композиции. Художник осведомлен об этой формо­образующей функции цвета. Для клиента в арт-терапии ос­новная функция цвета и формы — выражение внутренних переживаний, активированных психическими силами. Пе­реживание или некое представление о нем, усиленное ак­том интуиции или обращением к художественному мате­риалу, помещается в фокус процесса визуализации и визу­ального представления.

В арт-терапии клиентов не просят реагировать на цвет или на форму. Они свободно работают с цветом и формой и свободно эмоционально реагируют. Однако роршахов­ское понимание цвето-формы, формо-цвета, одного цвета и одной формы очень полезно в работе арт-терапевта, если он хочет помочь своим клиентам и понять их. Применяя теорию Роршаха к наблюдениям за клиентами — что они де­лают и как к этому относятся, — мы узнаем об их эмоцио­нальной устойчивости. Эмоциональная устойчивость зави­сит от уровня импульсивности и самоконтроля. Проявле­ния эмоционального статуса можно видеть в том, как клиент пользуется цветом: обильно или в небольшом коли­честве, оформляя его в фигуру и нет, воздерживается от ис­пользования цвета в пользу работы с ручкой или, лучше, ка­рандашом. Иногда арт-терапевту следует обратиться к Тес­ту Роршаха для достоверной диагностической оценки эмоционального статуса, если замечены характерные, на­стораживающие особенности работы с цветом.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 249.