Перейдем от диагностического значения каракулей к анализу их вклада в терапию.
Основываясь на своем опыте, я могу предложить два способа использования каракулей в терапии. Первый способ — это непосредственное применение, а второй способ состоит в том, что каракули указывают направление более глубокой работы с личностью и ее особенностями. Непосредственное, или прямое, использование заключается в том, что я быстро провожу процедуру «Что-ты-видишь?»
сразу же после того, как клиент обнаружил фигуры. Затем клиент кратко описывает, что он (она) видит. Само по себе это уже является терапией, продвигающей клиента в некотором нужном направлении. Иногда клиенту удается заметить дополнительные фигуры, и тем самым он делает дополнительный шаг к самоопределению. Я только слушаю и киваю, ненароком помогая клиенту подвести итог и приняться за интегративное раскрашивание. Во время процесса раскрашивания я остаюсь наблюдателем. Я одинаково отношусь ко всем клиентам и их каракулям, даже если они принадлежат к той малой группе из двадцати двух рисунков.
Когда объявляется, что раскрашивание каракулей закончено, мы с клиентом начинаем работать с этим так же, как и с любой другой художественной работой. Вновь используется процедура «Что-ты-видишь?». Мы внимательно смотрим на роспись, и клиент описывает, что он (она) видит, рассказывает о том, как появилось изображение, и вспоминает, какие произошли изменения в мышлении, намерениях и соответствующих ощущениях. Очень часто клиент говорит о самих каракулях: как их изгибы и завитушки способствовали или затрудняли воплощение задуманной росписи и как он справился с этими трудностями. Все это в целом является терапией, так как наталкивает клиента на небольшие открытия внутри собственной личности.
Продолжительное терапевтическое использование каракулей основано на диагностических изысканиях касательно структуры каракулей, самоопределения, паттернов автономии, различий между фигурой и фоном, изменения и выбора, а также интеграции. В работе с клиентами, у которых есть трудности в какой-либо из этих областей, я часто использую терапевтическую технику каракулей вместе с процедурой «Что-ты-видишь?», помогающей клиентам сравнить последний рисунок с предыдущими и обсудить определенные свойства и изменения. Во многих случаях я видела происходящие улучшения и изменения. Например, один из авторов приведенных здесь каракулей, который навязчиво видел на своем рисунке фигуру в виде цифры 8, научился менять структуру каракулей и приобрел гибкость в видении фигур. Он перестал видеть цифры в каракулях и даже шутил на эту тему. А клиенты, которые с готовностью раскрашивали свои каракули, но не обращали внимания на определенные фигуры, становились восприимчивы к необычным формам и задумывались над их смысловой нагрузкой. Постепенно, начиная задумываться о смыслах, клиенты становятся готовы добровольно сообщить о своих «догадках», зачастую связанных с их чувствами и действиями.
Например, одна женщина в своих каракулях рисовала большие одинаковые фигуры вместо того, чтобы искать некоторые образы внутри каракулей. Она сделала несколько таких рисунков и посмотрела сразу на все подобные рисунки. Когда клиентка стала описывать эти фигуры, то в ее речи часто звучало определение «навязанные», а затем она перешла к описанию фона навязанных фигур. Она сказала, что каракули отражают «людей» и «ситуации» из ее жизни, которым и в которых она «всегда навязывала свою волю». Следовательно, нам важно видеть паттерны, изображенные в каракулях, и особенно те, которые раз за разом повторяются в рисунках.
Несколько клиентов-подростков способствовали возникновению нового терапевтического метода использования каракулей, так как они усвоили данную технику и она стала для них единственным средством самовыражения в арт-терапии. В каракулях сочетаются свобода и структура, что соответствует конфликтным стремлениям подростка — стремлениям к автономии и к контролю. Похоже, что каракули дают символическое пространство для борьбы между порядком, хаосом и умеренной автономией и предоставляют возможность добиться некоторой целостности, интегрированности. В следующей главе мы проиллюстрируем это примером — случаями девочки в пре-анорексичном состоянии и девочки с невротичной анорексией.
Заключение
С точки зрения диагностической и терапевтической полезности здесь был рассмотрен широко известный арт-терапевтический прием. Также в данной главе была дополнена диагностическая теория Элинор Ульман по применению каракулей в рисуночных пробах. Дополнение заключалось в рассмотрении каракулей самих по себе с позиций феноменологического подхода и обнаружении в них нового терапевтического средства, помогающего становлению личности внутри различных психосоциальных систем.
В главе было продемонстрировано, как случайным образом выбранные сто рисунков каракулей (из четырехсот) были разделены на две группы в соответствии с определением Кэйн и инструкцией терапевта. Затем эти группы были исследованы по некоторым критериям относительно структуры, функции обнаруженных фигур и касательно интегративного характера росписи. С точки зрения понятий «фигура—фон» и «перцептивная сочлененность» дискутировался диагностический потенциал каракулей как индикатора самопознания, автономии и социальной зрелости личности в социальной среде, которая передана структурой каракулей. В связи с этим можно заключить, что каракули предоставляют новую информацию для диагностики и новые возможности для арт-терапии.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
КАРАКУЛИ КАК СПОСОБ ТЕРАПИИ АНОРЕКСИИ
Некоторые клиенты настолько усвоили технику каракулей, что она стала для них единственным средством символической экспрессии в арт-терапии. Например, это произошло было в случае с тринадцатилетней девочкой в пре-анорексичном состоянии, которая разговаривала шепотом. Она охотно пришла ко мне после того, как я поговорила с ее родителями. В ответ на вопрос, что ее ко мне привело, девочка нагнула голову и тревожно пробормотала: «Я отверженная».
Эта симпатичная, стройная, не по годам развитая девочка не выглядела анорексичной. Она казалась печальной и потерянной. Но в повседневном поведении, как и в клинических личностных тестах, у нее прослеживались серьезные признаки потенциальной анорексии, что было особенно заметно в проективных тестах, а точнее, в каракулях.
У девочки диагностировались почти все известные ранние признаки психопатологии анорексии[85], связанные с нарушениями физиологии, мышления и восприятия: беспокойство о своем весе, кормление других, страх психосексуального созревания, сужение интересов, ощущение дискомфорта в кругу друзей, тревога по поводу автономии и зависимости и огромное преобладание злобы над теплыми чувствами.
Также мы располагали информацией о проблемах девочки дома и в школе: медленно собирается в школу, стала меньше участвовать в школьных мероприятиях, стала получать низкие оценки, начала игнорировать работу по дому, не ест полдник, тщательно разрезает на кусочки мясо, чтобы скормить его собаке, она как будто не из этого мира, как будто находится где-то еще, за исключением вспышек злобы при напоминании о еде или о школьных или домашних обязанностях. К тому же у девочки было отмечено снижение веса.
Несмотря на высокий коэффициент интеллекта и богатый словарный запас, на самой первой беседе девочка не могла подобрать нужных слов, а только повторяла унылые определения «я отверженная». Тем не менее, нарисовав каракули и по специальной инструкции выявив в них некоторые проективные значения, девочка сказала бодрым голосом: «Да, а можно я еще такое нарисую?»
Таким образом, каракули стали для нее самым увлекательным и выразительным средством символической экспрессии — необычные структурные композиции линий, формы и цвета, которые сосуществовали с гротескными фигурами, населяющими сеть ее каракулей. Такая структура оставалась основным шаблоном на протяжении года терапии.
Каждый раскрашенный рисунок каракулей представлял собой застывший во времени эмоционально заряженный момент. Это были эффектные, потрясающие изображения с жутко искаженными фигурами людей в нелепых позах и нарисованных яркими красками. Рисунки-каракули погружают зрителя во внутренний мир актуального переживания клиентки, который одновременно является и эмоциональным, и чрезвычайно символичным. Это мир юного подростка с богатым воображением, попавшего в эмоциональный тупик внутри семейного и школьного окружения и внутри самого себя.
Раскрашивание каракулей
Самый первый рисунок каракулей, с которого начался весь этот годовой период, был весьма проективным. Он харастеризовался толстыми контурами фигур, и я попросила девочку обнаружить в них что-нибудь. Она сказала, что это «просто фигуры». Тем не менее энергичные движения кисти ее руки в процессе рисования и тщательный поиск форм наряду с твердыми обводящими контур движениями резко противоречили общей пассивности девочки, ее сутулости, застывшему выражению лица, бесцветному голосу, даже когда она говорила, что это «просто фигуры».
К тому же сами по себе каракули по своей структуре были удивительны. Линия не была просто непрерывной, вьющейся внутрь и вовне случайных завитушек, которые ей изначально предписывались инструкцией. А точнее, — линия была буйной, с периодическими беспорядочными острыми заворотами и непредвиденными поворотами — очень нестабильные, изменчивые каракули. Посредством каракулей выделялась энергия злобы, которую я сочла позитивной, хотя и похожей на внутреннюю ярость. Хорошо было и то, что каракули заняли всю поверхность белого листа бумаги размером 24 х 18 дюймов. В ситуации проективного теста девочку не просили расписывать каракули. Эти первые каракули стали прототипом для остальных наиболее выразительных ее художественных работ.
Девочка приходила раз в неделю на сеанс продолжительностью девяносто минут. Как-то раз она пришла, сразу же повернулась к мольберту и нарисовала основные каракули, затем молча начала создавать внутри них причудливые образы с выразительными лицами, и эти образы странно двигались. За один сеанс девочка успела закончить рисунок, посмотреть на результат и откликнуться на мое предложение вместе отодвинуться от картинки. Ее короткие описания являлись несколько удлиненными названиями, обозначениями, выражающими ее собственные состояния и чувства и состояния и чувства фигур по отношению к ней. Далее вы ознакомитесь с десятью из тридцати шести расписанных каракулей и тремя рисунками снов, созданными после каракулей. Каракули являются художественным выражением этапов терапии. Каракули нарисованы в особом уникальном стиле, который связан с внутренними переживаниями девочки.
В первой группе рисунков двойственная идентичность клиентки символизирует ее внутренние противоречия — физически она высокая, но эмоционально маленькая и жалкая. На большинстве рисунков в этой группе она находится внизу. Рисунки каракулей (смотри цветную вставку) представлены здесь и разбиты на три подгруппы.
Первая группа.
Рисунок 35. «В доме нет тепла. Холодно. Все замерзшие, сумасшедшие и жалкие». Фон каракулей голубой, линия — фиолетовая. Слева идут образы разного цвета: фиолетовый, зеленый, красный, фуксиновый, оранжевый, синий. Сама художница расположена дальше всего слева.
Рисунок 36. «Землетрясение. Оседают стены. Огромная паника». Цвета: серый фон, черная линия. Слева направо расположены образы разного цвета: зелено-синий, фуксиновый, оранжевый, темно-красный, темно-синий. Художница нарисована наверху в центре вверх ногами.
Эта группа рисунков передает огромный страх девочки по поводу неотвратимо надвигающегося телесного страдания и собственной заброшенности.
Вторая группа.
Рисунок 37. «Жестокость и привязанность к домашним животным». Серый фон, черная линия. Слева расположен красно-зеленый образ с черным контуром, справа — фукси-ново-зеленый, в центре (художница с домашним животным) — сине-черный.
Рисунок 38. «Хорошее время, музыка. Но они ее не слышат». Желтый и розовый фон, линия каракулей и музыкальные ноты черные. Слева направо расположены образы разного цвета: оранжевый, синий, желтый, сиреневый, красный. Художница — это красный образ далеко справа.
Рисунок 39. «Спагетти, упавшие в кафетерии. Жестокость. Директор безумен. Страх». Сама художница в центре.
В этой группе рисунков присутствует преждевременное чувство домашнего неблагополучия. Оно очень резко ощущается как надвигающееся общее несчастье, которое сводится к определенным ситуациям дома, в школе, отношениям с братьями и сестрами. Девочка разрывается между не оказывающей помощи, но любящей «домашнее животное» матерью и пугающе жестоким отцом. Девочку не замечают ее счастливые и довольные брат и сестра, а в школе она входит в ступор от страха. Все это выплеснулось в каракулях о фантастическом ограблении банка (рисунок здесь не представлен), которое плохо закончилось. Художница играла двойную роль — отважного вожака и маленького существа, которое забирает полиция (это означает физическое мужество и эмоциональную слабость и убогость), тогда как вокруг течет людской поток. Здесь двойственная идентичность в образах символизирует внутреннюю раздвоенность и конфликтность девочки.
Третья группа.
Рисунок 40. «Страдание, насмешки и помощь». Серый фон, черная линия. Слева направо расположены образы следующих цветов: далеко слева находится фиолетовое «существо, всеми пальцами указывающее на меня», затем две оранжевые фигуры, коричневая и много других. В центре расположены большая сине-розовая помогающая фигура и маленькая — сине-черная — девочка.
Рисунок 41. «Болезни, безумство, злоба, моя вина». Фоном служит белый цвет бумаги, незавершенная черная линия каракулей. Центральный образ фуксинового цвета, другие образы раскрашены неполностью. Девочка на картинке — единственный человек, на сей раз не гуманоид, сталкивается со своими обязанностями перед живущими у них в семье домашними животными, которые она долго игнорировала. Во сне они собрались у ее кровати и требуют внимания.
Данная картина отличается от других: девочка одна, ее лицо изображено очень реалистично и с широко открытыми глазами, фигуры животных мало искажены, отсутствует цветной фон, каракули нельзя назвать завершенными — они сделаны довольно торопливо и, кажется, уже не настолько важны, как раньше. После этого рисунка клиентка совсем отказалась от каракулей, но ничего не сказала, не озвучила свой уход от привычной техники. Затем было нарисовано несколько картин на том же формате белой бумаги 24 х 18 дюймов, но возврата к каракулям уже не было.
Девочка изобразила три своих сна. Первый рисунок не был назван, но был описан.
Рисунок 42. Девочка упала с плывущей лодки в бурное море. Пытаясь плыть, чтобы спастись, она боится, что ее обгонит большая лодка. Капитан этой лодки ее не замечает, а волны топят ее. Внезапно на берегу оказываются брат и сестра, которые ее ждут. На этом месте девочка просыпается, затем снова засыпает и видит второй сон.
Рисунок 43. «Мой брат меня спас». В отличие от первого рисунка, здесь море синее и более спокойное. Брат прокладывает свой путь между качающихся досок, сестра держится у него на спине.
Рисунок 44. «Страх и надежда». На рисунке изображена зеленая и синяя холмистая местность. Широко разросшееся дерево («подпорка» с заднего двора дома) раскинулось по всей ширине рисунка и по небу. Девочка потерялась в спутанных ветвях дерева. Обуреваемая страхом, она пробует закричать, но не может издать никакого звука. Она надеется только, что брат ее снова спасет. Ей слышен шорох листвы и треск сухих веток, когда появляется брат — слева фигура, изображенная во весь рост. Любопытно, что, когда картина была закончена, девочка шаловливо добавила поверх синие каракули. Улыбаясь она сказала: «Это в память о каракулях».
Пробуждение
Группа рисунков снов, последовавшая за каракулями, породила в девочке непривычную для нее ранее любознательность и столь же непривычную плавность речи, перешедшую в выразительное самораскрытие. Она хотела «узнать», ей нужно было «понять», она интересовалась тем, что с ней произошло и где она «сейчас». Почему она «бросила» рисовать каракули? Почему перестала раскрашивать «странных людей»?
Мы вернулись к ее каракулям. Девочка рассортировала и сложила вместе рисунки на одинаковые темы — получились группы, описанные выше.
Каждая группа рисунков была развешена на стене или расстелена на полу. Девочка смотрела, вспоминала и открывала новое. Мы обсудили структуру росписей, функцию каракулей, ее потребность их использовать и отказ от каракулей. Мы говорили о «странных людях» и функциональном значении искажений. В основном наши разговоры были посвящены анорексии и состоянию пре-анорексии, а также нормальным характеристикам подросткового возраста и особым проблемам «тинейджерства», которые у нее возникли.
Обсуждения носили неформальный и неструктурированный характер, однако фокусировались на том, «как это чувствуется». Клиентка вела разговор и была весьма красноречива. Ниже вкратце приведены некоторые описания ее чувств и мыслей.
Девочка любила рисовать молча. Ей нравилось, как я к этому относилась, разрешая ей просто «быть», обнаруживаясь рядом, когда ей «нужен был какой-нибудь цвет или еще один лист бумаги», и не задавая вопросов. Она «слишком мало говорила», но была признательна за предложение порисовать и была довольна, что я «этого не замечала», и «...может, мне хотелось посмотреть, действительно ли Вы считаете меня слабоумной». Но то, как я серьезно относилась к ее рисункам, и то, что мы их вместе развешивали, прогнано прочь ее тревоги.
Девочка «много разговаривала со своими рисунками». Иногда «даже слышала, как эти люди что-то говорят». «Они как будто спорили со мной... о том, как я живу». На мой вопрос, что она отвечала на их аргументы, девочка сказала: «Ну, иногда я орала в ответ, что, типа, они похожи на меня; но потом я узнала, что здесь они бессильны, потому что это я их сюда поместила».
И еще о «странных людях». Сначала девочка со зла «сделала их странными», но затем в процессе работы они ей «понравились», и она стала получать большое удовольствие от художественного стиля, который сама разработала. Но некоторые из этих людей заставляли ее чувствовать «иногда злость, иногда ужас, иногда отвращение». Но в остальное время девочка ощущала «огромную власть» над всеми ними, «как тот главный на рисунке со спагетти», который был частью ее самой, хотя она еще была на этой картинке слабой фигурой. Тем не менее девочка в основном появлялась на рисунках в виде самой слабой, часто перевернутой вверх ногами или лежащей ничком. Когда она ставила этого человечка на ноги на другом рисунке, то чувствовала, что произошло что-то хорошее, что-то «изменилось».
Некоторые темы, рожденные каракулями с помощью самой клиентки, являются особо значимыми для арт-психотерапевтической работы, и мы их сейчас обсудим.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 221.