С диагностической позиции ранние рисунки каракулей клиентки и их роспись, начиная с рисунка 35, являются схематическим изображением семейного окружения, в котором зародилось беспокойство, того мира, где это беспокойство росло. Скученные линии, завитки и резкие изгибы отражают страдания девочки, оказавшейся под влиянием множества семейных противоречий и напряжения в доме и внутри нее самой.
Это можно описать следующим образом. Между родителями царила разобщенность, «холод», хотя оба были очень внимательны к здоровью детей и всему, что детям требовалось для обучения и физических нужд. Жестокость отца. «Неправильная» доброта матери, выражающаяся в непрестанном беспокойстве, что с профессиональной точки зрения можно назвать неэффективным. У самой клиентки были подруги, но она чувствовала себя с ними неловко и смущалась при разговоре о мальчиках. Она была стройной и зрелой, так как у нее начались менструации, но девочка чувствовала, что это неправильно и так не должно быть. Она хотела вести себя как старшие сестры, но не могла этого и искренне жалела, что она не самая младшая в семье, ведь тогда у нее не было бы таких проблем.
Скорее всего семейная структура в то время была неспособна дать девочке ту атмосферу, в которой выросло бы чувство самоцельности, и помочь становлению подростка на пути к взрослости, вдохновить ее и направить к прогрессивному автономному взрослению. У девочки царил беспорядок в эмоциональной сфере, и, несмотря на хороший физический уход, она была одинокой и заброшенной.
Каракули сослужили девочке хорошую «терапевтичную» службу. Полная свобода в создании каракулей позволила девочке проигнорировать инструкцию по рисованию каракулей в виде непрерывной линии. Девочка вложила в рисунки всю энергию сдерживаемых эмоций, все неиспользованное воображение и талант, свои фантазии и мечты, всю себя.
По мере того как увеличивалось количество рисунков, менялась структура каракулей — от сложной и довольно жесткой к более спокойной и простой. Это изменение совпало с некоторыми позитивными сдвигами в семейной атмосфере, что произошло благодаря терапевтической работе с родителями; безусловно, девочка прореагировала на перемены.
Человекообразные фигуры
Клиентка заселила свои рисунки множеством, по ее определению, «странных людей». Эти причудливые человекоподобные образы воплощались в уголках и трещинках сложных каракулей и объявляли о своем присутствии яркими кричащими цветами.
Цвет этих гуманоидных образов говорит об эмоциях художницы, названных ею «душевной болью» и «жалкими попытками». Очень редко там встречались мягкие приглушенные оттенки. Таким образом, первое впечатление от собранных вместе ее рисунков каракулей — шокирующее многообразие резких цветов, на котором останавливается глаз из-за волнующей живости красок. Причудливость поз
и движений вносит свой вклад в такое впечатление, усугубляемое яркими основными линиями, которые, похоже, играют связующую функцию.
Всеохватывающий символизм уникальной структуры художественной работы девочки предполагает наличие бурлящих внутренних переживаний в многообещающей личности. Эта личность вовлечена в отягощенный процесс созревания и сражается с неуловимыми душевными силами, причем для взаимодействия с ними у ребенка не хватает возможностей. Структурные особенности каракулей демонстрируют проблемную психосоциальную атмосферу в доме.
На одном уровне символической экспрессии образы в эксцентричных позах изображают борьбу внутренних сил. На другом уровне — ее ощущение и потребность принятия семьей при любых обстоятельствах; отсюда и неизменные группы чем-то соединенных «людей». На обоих уровнях каракули играют роль концентрата, сохраняющего все это, и выступают как щит, защищающий художника от потери самообладания, чего девочка очень боялась.
Кроме того, каракули служили для девочки зеркалом. В нем она видела себя дрожащей от страха и вины, в воображении уступая заблуждению об иллюзорной перспективе могущества. Еще она видела в этом зеркале, как набирается сил для роста. Возможность видеть свое отражение в рисунках стала источником для постепенного становления целостности личности и автономного существования там, где прежде девочка привыкла видеть безвыходную ситуацию, — в семье и в школе.
В самом начале этот личностный рост не был заметен в обычной жизни, но ранние его признаки прослеживались в художественной работе и ее компонентах: каракули стали как-то округлее, повороты — менее острыми, завитки начали походить на волны. Некоторые каракули выходили двухцветными, в них прослеживался синтез или компромисс. Рисунок сна о животных, выполненный каракулями, не был причудливым. На нем у спящего были широко открыты глаза. Она как бы слушала беды животных, а не собственные бесконечные мучения. Первые признаки личностного роста и обращения к внешнему миру выразились в заметных переменах: отказе от техники каракулей, появлении новых серий рисунков без изображения «странных людей». Девочка нашла себя в лаконичности символических каракулей. Каракули выполнили свою миссию.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 232.