У меня собрано более четырехсот рисунков каракулей, которые оказали помощь клиентам в арт-терапии и психотерапии, участникам групповой терапии, участникам мастер-классов[82], студентам и арт-терапевтам Соединенных Штатов Америки, Англии и Израиля. Пытаясь лучше понять сущность каракулей, я обнаружила три интересные составляющие:
1) структура каракулей;
2) обнаруживаемые в них фигуры и образы;
3) взаимоотношение фигур и образов со структурой каракулей.
В случайной выборке из ста рисунков каракулей (изначальное число рисунков — четыреста) семьдесят восемь в целом соответствовали модели каракулей Кэйн-Ульман. Оставшиеся двадцать два рисунка заметно отличались — эта группа была отделена от остальных для особого исследования, о котором мы расскажем в данной главе, но чуть позже.
Группу, состоящую из семидесяти восьми рисунков, нельзя назвать гомогенной, хотя на первый взгляд, до выделения фигур и образов, они схожи. Рисунки очень сильно
РИСУНОК 27. Весна.
РИСУНОК 28.
каждого по-разному в соответствии с его ощущениями и мыслями; они связаны с Повседневной-Жизнью-в-Мире, например, семейными отношениями клиента. Когда авторы рисунков каракулей ищут и находят фигуру или образ среди линий, то они символически обращаются к Повседневной-Жизни-в-Мире, которая неразделимо слита с личностью, еще не отделенной от этой цельности, и пытаются достичь автономии собственной личности.
Структура каракулей помогает зрению и мышлению клиента «распознать» предполагаемую фигуру или образ. Только «опознание» области с определенным контуром наделяет ее формой. Это действие не отличается от становления, формирования личности, от ее попытки соприкоснуться с Повседневной-Жизнью-в-Мире, укрепиться и развиваться в ней. На самом деле мы не знаем, откуда этот материал родом, является ли он освобожденным потоком бессознательного. Но состояние нашего знания об этом бессознательном не влияет на видимое изображение фигуры, которая обретает существование. Человек выделяет фигуру в общей структуре каракулей. Обозначенная внешняя граница преобразует небольшое бесформенное пространство в отчетливую фигуру, которая теперь поддерживает хорошие отношения с Повседневной-Жизнью-в-Мире.
Фигура и фон
Фигурой является образ или выделенная фигура, а фоном — каракули. Контур найденной фигуры — это граница между фигурой и фоном или между личностью и окружающей реальностью. Чтобы развиться в зрелую личность, необходимо распознание таких границ в контексте Повсе-дневной-Жизни-в-Мире. По мере того как автор каракулей находит все больше и больше фигур и обозначает больше границ, между фигурой и фоном или между личностью и окружающим миром возникают разнообразные сложные взаимоотношения. Таким образом, Повседневная-Жизнь-в-Мире имеет для ребенка огромную значимость, она ответственна за содействие или препятствие прогрессу личности.
Перцептивная сочлененность
Чтобы более ясно понять процесс личностного роста внутри Повседневной-Жизни-в-Мире, нам надо обсудить значимость перцептивной сочлененности личности. Эта концепция была разработана командой социологов, изучающих в израильских киббуцах проблемы новоприбывших эмигрантов, у которых были сложности с выполнением общественных поручений и рабочих предписаний[83].
Исследования, проведенные с детьми и взрослыми в нескольких субкультурах Израиля, показали, что уровни перцептивной сочлененности коррелируют со степенью сформированной в детстве автономии, а именно: отсутствие стимулирующей автономии в детстве связано с задержкой в перцептивной сочлененности личности; кроме того, такое отставание в детстве вновь и более ярко проявляется в зрелом возрасте в виде серьезных трудностей социального функционирования.
В контексте разговора о самопознании и самоопределении в жизни и в социуме вспоминается общее определение интеллекта Давида Векслера (David Wechsler). Среди многих аспектов интеллекта взрослого человека он особо выделял способность «эффективно взаимодействовать с социальным окружением»[84]. Безусловно, такая эффективность идет из детства и зависит от социальной среды как фактора развития автономии в детстве, что есть основная составляющая перцептивной сочлененности личности. Ранние признаки трудностей с самоопределением и с перцептивной сочлененностью личности могут быть распознаны с помощью арт-терапии — это должно быть чрезвычайно интересно для психосоциальной диагностики. В арт-терапии такие признаки могут быть зрительно выделены при феноменологическом анализе.
В целом большая группа из семидесяти восьми рисунков каракулей состояла из хороших реакций в духе «gute Gestalt» (хорошего гештальта). При всем разнообразии по величине энергии, интеллекта, перцептивной сочлененности и интеграции эти каракули отвечали начальной инструкции. Среди авторов данных рисунков были клиенты, проходящие курс арт-терапии и психотерапии. Их каракули демонстрировали не только некоторые проблемы, но и их способность действовать индивидуально и в группе. Каракули обладали высокой терапевтической ценностью для некоторых клиентов — мы будем обращать на это внимание в данной главе. А сейчас перейдем к изучению меньшей группы рисунков каракулей.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 243.