Феноменологическая точка зрения на каракули
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

У меня собрано более четырехсот рисунков каракулей, которые оказали помощь клиентам в арт-терапии и психо­терапии, участникам групповой терапии, участникам мас­тер-классов[82], студентам и арт-терапевтам Соединенных Штатов Америки, Англии и Израиля. Пытаясь лучше по­нять сущность каракулей, я обнаружила три интересные со­ставляющие:

1) структура каракулей;

2) обнаруживаемые в них фигуры и образы;

3) взаимоотношение фигур и образов со структурой ка­ракулей.

В случайной выборке из ста рисунков каракулей (изна­чальное число рисунков — четыреста) семьдесят восемь в це­лом соответствовали модели каракулей Кэйн-Ульман. Ос­тавшиеся двадцать два рисунка заметно отличались — эта группа была отделена от остальных для особого исследова­ния, о котором мы расскажем в данной главе, но чуть позже.

Группу, состоящую из семидесяти восьми рисунков, нельзя назвать гомогенной, хотя на первый взгляд, до выде­ления фигур и образов, они схожи. Рисунки очень сильно

 

РИСУНОК 27. Весна.

РИСУНОК 28.

 

каждого по-разному в соответствии с его ощущениями и мыслями; они связаны с Повседневной-Жизнью-в-Мире, например, семейными отношениями клиента. Когда авто­ры рисунков каракулей ищут и находят фигуру или образ среди линий, то они символически обращаются к Повсе­дневной-Жизни-в-Мире, которая неразделимо слита с лич­ностью, еще не отделенной от этой цельности, и пытаются достичь автономии собственной личности.

Структура каракулей помогает зрению и мышлению клиента «распознать» предполагаемую фигуру или образ. Только «опознание» области с определенным контуром на­деляет ее формой. Это действие не отличается от становле­ния, формирования личности, от ее попытки соприкос­нуться с Повседневной-Жизнью-в-Мире, укрепиться и раз­виваться в ней. На самом деле мы не знаем, откуда этот материал родом, является ли он освобожденным потоком бессознательного. Но состояние нашего знания об этом бессознательном не влияет на видимое изображение фигу­ры, которая обретает существование. Человек выделяет фигуру в общей структуре каракулей. Обозначенная внеш­няя граница преобразует небольшое бесформенное про­странство в отчетливую фигуру, которая теперь поддержи­вает хорошие отношения с Повседневной-Жизнью-в-Мире.

Фигура и фон

Фигурой является образ или выделенная фигура, а фо­ном — каракули. Контур найденной фигуры — это граница между фигурой и фоном или между личностью и окружаю­щей реальностью. Чтобы развиться в зрелую личность, не­обходимо распознание таких границ в контексте Повсе-дневной-Жизни-в-Мире. По мере того как автор каракулей находит все больше и больше фигур и обозначает больше границ, между фигурой и фоном или между личностью и окружающим миром возникают разнообразные сложные взаимоотношения. Таким образом, Повседневная-Жизнь-в-Мире имеет для ребенка огромную значимость, она ответ­ственна за содействие или препятствие прогрессу личности.

Перцептивная сочлененность

Чтобы более ясно понять процесс личностного роста внутри Повседневной-Жизни-в-Мире, нам надо обсудить значимость перцептивной сочлененности личности. Эта концепция была разработана командой социологов, изу­чающих в израильских киббуцах проблемы новоприбыв­ших эмигрантов, у которых были сложности с выполнени­ем общественных поручений и рабочих предписаний[83].

Исследования, проведенные с детьми и взрослыми в не­скольких субкультурах Израиля, показали, что уровни пер­цептивной сочлененности коррелируют со степенью сфор­мированной в детстве автономии, а именно: отсутствие стимулирующей автономии в детстве связано с задержкой в перцептивной сочлененности личности; кроме того, такое отставание в детстве вновь и более ярко проявляется в зре­лом возрасте в виде серьезных трудностей социального функционирования.

В контексте разговора о самопознании и самоопределе­нии в жизни и в социуме вспоминается общее определение интеллекта Давида Векслера (David Wechsler). Среди мно­гих аспектов интеллекта взрослого человека он особо выде­лял способность «эффективно взаимодействовать с соци­альным окружением»[84]. Безусловно, такая эффективность идет из детства и зависит от социальной среды как фактора развития автономии в детстве, что есть основная состав­ляющая перцептивной сочлененности личности. Ранние признаки трудностей с самоопределением и с перцептив­ной сочлененностью личности могут быть распознаны с помощью арт-терапии — это должно быть чрезвычайно ин­тересно для психосоциальной диагностики. В арт-терапии такие признаки могут быть зрительно выделены при фено­менологическом анализе.

В целом большая группа из семидесяти восьми рисунков каракулей состояла из хороших реакций в духе «gute Gestalt» (хорошего гештальта). При всем разнообразии по величине энергии, интеллекта, перцептивной сочлененно­сти и интеграции эти каракули отвечали начальной инст­рукции. Среди авторов данных рисунков были клиенты, проходящие курс арт-терапии и психотерапии. Их караку­ли демонстрировали не только некоторые проблемы, но и их способность действовать индивидуально и в группе. Ка­ракули обладали высокой терапевтической ценностью для некоторых клиентов — мы будем обращать на это внимание в данной главе. А сейчас перейдем к изучению меньшей группы рисунков каракулей.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 243.