Напомню, что данные каракули были выделены в отдельную группу, потому что они в целом заметно отличались от большей группы рисунков. Восемь из двадцати двух каракулей продемонстрировано в книге с небольшими комментариями о том, когда были сделаны рисунки.
Хотя каждый рисунок из данной группы выполнен в ярко индивидуальном стиле, во всех присутствует один недостаток — их структура и концептуальная артикуляция не отвечают требованиям. Итак, начнем с того, что большинство авторов (шесть из восьми представленных здесь и всего пятнадцать из двадцати двух) столкнулись с трудностями в рисовании каракулей, несмотря на успешное выполнение стимулирующего упражнения, предшествовавшего рисованию каракулей. Структура каракулей отражала Повседнев-ную-Жизнь-в-Мире, то есть социокультурное окружение с чрезвычайно маленьким пространством для автономного
личностного роста. Каракули были деформированными, недоразвитыми, фрагментарными, слишком запутанными, чтобы в них разобраться, агрессивными по отношению к личности, отражающими специфические проблемные аспекты личности, отрицающими реальность, противостоящими правилам и традициям или проецирующими сильные переживания.
Общие черты
Общим внутри группы из двадцати двух рисунков было:
1. Резкое отличие от эталона каракулей.
2. Слишком запутанная структура каракулей, чтобы выделить в ней фигуры.
3. Использование пространства не полностью.
4. Скучивание каракулей на выбранных небольших участках.
5. Линии не непрерывные, текучие, а разрозненные.
6. Навязчивые образы.
7. Большинство авторов не достигают уровня интегрированного, целостного рисунка.
РИСУНОК 29. Каракули В. Выполнены смышленой алкогольно-зависимой женщиной. Она. рисовала свои «каракули» безо всякой идеи, о фигурах, кроме обращенных книзу завитушек. Она спросила сама себя: «Надо ли мне идти до конца?» - и прекратила рисовать. Размер бумаги 18 х 24 дюйма.
РИСУНОК 30. Каракули С. Запутанная линия нарисована депрессивной и агрессивной молодой женщиной. Узор сконцентрирован в левой нижней части листа. Повторяется единственная фигура, напоминающая письменную букву L . Цвет отсутствует. Размер бумаги 18 х 24 дюйма.
РИСУНОК 31. Каракули D . Автор - напуганная восьмилетняя девочка. Рисунок демонстрирует наспех созданный образ не связанных между собой и ориентированных в разные стороны знаков. Разрозненность, бесформенность, бесцветность. Размер бумаги 18 х 24 дюйма.
РИСУНОК 32. Каракули Е. Это было нарисовано обцессивным (с синдромом навязчивости) молодым человеком в виде непрерывной линии с множеством завитушек. Все фигуры напоминают только цифру 8. Размер бумаги 18 х 24 дюйма.
Рисунок 33. Каракули F . Выполнено агрессивным, злобным молодым человеком, начавшим рисовать изнутри. Постепенно линия становилась все толще и стала совсем толстой, когда внезапно перечеркнула каракули. Никаких фигур не обнаруживается, рисунок бесцветен. Размер бумаги 18 х 24 дюйма.
Рисунок 34. Каракули Н. Этот рисунок был выполнен красным карандашом. Его автор - умный, но очень грустный десятилетний мальчик. Под этими «каракулями» находятся красивые непрерывные каракули, текущие волнистыми и круглыми линиями. Ребенок не опал искать в них фигуры, а начал методичными движениями покрывать светлые цветные каракули темным мелом. Затем он покрыл, поверхность темной гуашью. Когда рисунок высох, мальчик добавил несколько черточек белым мелом., приговаривая: «Это знак моей злости». Размер бумаги 18 х 24 дюйма.
Все авторы восьми представленных здесь работ проходили терапию из-за проблем дома, в школе или па работе или в иных социально обусловленных ситуациях. Процедура «Что-ты-видишь?» помогла клиентам осознать бросающиеся в глаза особенности их каракулей, что в свою очередь стало предметом терапии.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 253.