Рассмотрим случай с шестнадцатилетним мальчиком, неспособным к обучению, с интеллектом на грани нормы и патологии. Когда он начал с волнением осознавать свои тяжелые проблемы, но не мог выразить это словами, он перешел к выражению обуревавших его чувств в рисунке, причем заранее не планируя этого.
Мальчик был хорошим пловцом и ныряльщиком и потому был хорошо знаком с подводной флорой и фауной. Несмотря на скромные способности в искусстве, он часто рисовал и лепил красочные рыбоподобные формы, обладающие характерным для рыб общим движением. Ранее мы обсуждали одну из его работ — «Рыба, пойманная в сеть». На картине рыбе было придано несколько иное положение, чем на других, рыба была неподвижна и тиха. Симпатичная и оснащенная красочными деталями рыба окостенело висела в сети, а вокруг нее в мокрых и мерцающих тонах был нарисован насыщенно-синий океан. Рыба однозначно символизировала печальное существование высокого и симпатичного мальчика. Именно самовыражение посредством контраста сделало рисунок столь интересным. Здесь был использован особый художественный прием, основанный на двуслойности изображения, известный среди живописцев, который, возможно, и ощутил мальчик. Одним из слоев, составляющих сущность контраста, является неподвижная окостенелость рыбы, тогда как от нее ожидают свойственной ей подвижности. Второе — это изящная раскраска рыбы, указывающая на энергию жизни, но при этом все неподвижно и заморожено. Так достигается полная экспрессия посредством контраста. Кроме того, контраст выражает напряжение художника и вызывает аналогичные ощущения у наблюдателя.
Содержание, форма и экспрессия
Меня заинтересовало, как можно сформулировать простое разграничение содержания и формы в арт-терапии. Начиная с тысяча девятьсот восемьдесят второго года я пристально изучила триста пятьдесят случайно выбранных рисунков одной из пяти моих коллекций, что оказалось весьма сложным и сбивающим с толку занятием. Со временем я поняла, что содержание и форма неотделимы друг от друга, и поэтому их просто нельзя разграничить. Затем я задалась вопросом, почему так происходит. Похоже, ответ на этот вопрос лежит в рассмотренном нами выше концепте общего движения, общей динамики. Выразительное по своей природе общее движение видоизменяет форму, наделяя содержание экспрессией. Таким образом, мы вновь возвратились к экспрессии — одному из эстетических элементов, чрезвычайно важному в арт-терапии.
Предсознательная экспрессия
В художественной работе клиента всегда есть предсознательные уровни экспрессии. Они иногда ретроспективно осознаются самими клиентами в результате феноменологического анализа готовой работы. Это период «необычных» открытий, которые охотно осознаются клиентами-художниками и вводятся в описание. Порой такие открытия играют ведущую роль в анализе собственной художественной работы. Например, рассмотрим случай Р., молодой женщины, столкнувшейся с проблемами в своем недолгом браке, когда она специально попыталась вспомнить, почему она нарисовала баркас именно в определенной позиции: «Я... думала, что смогу сказать этим рисунком, что сейчас плыву в спокойной воде. Я помню, тогда (когда рисовала) внутри у меня было ощущение, что с рисунком что-то не так, но я просто не обратила на это внимания. Может, это и было именно тем, что я реально хочу увидеть, поэтому я как-то не удивлена, что баркас получился такой шатающийся». Эта предсознательная экспрессия донесла до моей клиентки важный личностный смысл.
Наличие множества личностных смыслов
в арт-терапевтическом самовыражении
Исходя из феноменологического подхода, в художественном самовыражении можно обнаружить далеко не один личностный смысл. Фактически клиенты сами находят по несколько уровней личностных смыслов в одном рисунке. Примером служит рисунок молодой женщины, выполненный в виде каракулей. Заглавие следующего параграфа описывает те уровни личностных смыслов, которые она вычленила при разглядывании своего рисунка (здесь он не продемонстрирован).
Клиентка посмотрела на свою работу, показала на вытянутую фигуру в центре и сказала: «Я вижу этот мужской символ (1)... но... я привыкла видеть фигуры как мужские или женские генитальные символы. Этот, конечно, изображает моего мужа...»
Терапевт: Да, это один из способов видеть. Мы вернемся к этому после того, как Вы опишете весь рисунок.
Клиентка: Вот здесь, внизу слева, фигура, должно быть женская (2), похоже, она (пауза) согнулась? Мне (пауза) она не нравится. Посмотрите, они обе синие...
Терапевт: Обе синие? Сравните их синий цвет. Что Вы видите?
Клиентка: Ну, о, я вижу... мужчина довольно ровно закрашен. А женщина закрашена такими толстыми резкими линиями различных оттенков синего, а здесь даже ничего нет, видите?
Терапевт: Мы к этому тоже вернемся чуть позже. Продолжайте описывать только то, что Вы видите на рисунке.
Клиентка: О, вот, эта большая фигура с ярко-розовым контуром. О, я о ней ничего не знаю...
Терапевт: Интересно, как она соотносится с центральной фигурой, мужским символом...
Клиентка: Я думала, что эта фигура расположена позади мужского символа. Но тогда вот эта ближняя линия должна прерываться, а она не прерывается. Теперь это похоже на то, как будто что-то широкое положено на него. И через это можно видеть... как через стекло... как интересно!
Терапевт: Да, похоже, что это прозрачно, как цилиндр... надетый сверху, как Вы недавно сказали...
Обе тихо смотрим.
Клиентка: О, я думаю, все сходится... (говорит возбужденно на повышенных тонах). Я держу его под этим цилиндром (3)... точно, таким образом я могу видеть каждое его движение. Вот, все эти мои вопросы, на которые он обижается: что ты сегодня делал? куда ходил? с кем? с ней? что она сказала? Он заявил, что больше не хочет отвечать на мои вопросы.
Терапевт: Похоже, Вы связали вместе кое-что. А теперь давайте еще немного посмотрим на рисунок. Посмотрите на линии, оформляющие эти и другие фигуры. Можете их описать?
Клиентка: Ну, в центре — овальная, а здесь — круглая фигура (справа внизу). Много круглых и овальных линий? Вы это имели ввиду?
Продолжает обводить пальцем круглые фигуры.
Терапевт: Да, они круглые и непрерывные. Что Вы чувствуете, когда обводите их пальцем и смотрите на них?
Клиентка: О, я никогда... мне никогда не приходило в голову, что они могут давать кому-то какие-нибудь ощущения. Ну, похоже, эти фигуры спокойны (4)? На самом деле, они довольно просты; они замкнуты и, может быть, целостны? Да, они целостны. Это что-нибудь дает?
Терапевт: Простые и целостные, да, дает. Вы знаете, многие исследования говорят, что различные линии и формы наделяют нас разными ощущениями. Например, круглые фигуры вызывают приятные ощущения, чувство целостности... Видите ли Вы на рисунке какую-нибудь фигуру, которая не была бы простой и целостной?
Клиентки: (Тут же) Эта «склоненная»!
Терапевт: Попробуйте ее описать.
Клиентка: От нее мурашки бегут по телу, она не простая и не спокойная. Она состоит из беспорядочных, грубо нацарапанных линий. Она мне снова не нравится. Посмотрите на эти разрозненные концы и углы.
Терапевт: Да, «склоненная» сложна и замысловата, но у нее еще есть эта приятная на вид верхняя линия, видите? Раньше Вы уже отмечали, что обе фигуры синего цвета. Только одна из них простая и целостная, а вторая замысловатая и сложная и, как Вы отметили, беспорядочная.
Клиентка: (Внезапно) Вы обо мне (5) говорите?
Терапевт: Почему Вы так решили?
Клиентка: Ну, когда я рисовала контур этих фигур и раскрашивала, меня осенило, что это части меня: хорошие качества, они просты, и еще что-то сумасшедшее. А теперь, поскольку мы говорим обо всех этих деталях рисунка, эта мысль меня опять посетила.
Терапевт: Да, сегодня мы выяснили, что в рисунке можно увидеть не только что-то одно и не один личностный смысл, а много.
Следующий сеанс с клиенткой расширил диапазон личностных смыслов при помощи техники, используемой в гештальт-терапии. Здесь мы применили ее в арт-терапии, чтобы клиентка смогла ощутить себя в роли и как бы на
месте образов рисунка. Так, клиентка почувствовала себя обиженной и ощутила себя под наблюдением — под прозрачным цилиндром; подчиненной и разорванной на месте склоненной фигуры; а еще спокойной, уравновешенной и защищенной — в круглых фигурах. Итак, в процессе арт-терапии личностные смыслы возникают на разных уровнях.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 260.