В искусстве символы являются особой разновидностью экспрессии. Они обладают характерной особенностью — они совершенно не вписываются в художественную работу и несут в себе крайне индивидуальные смыслы, часто понятные только автору. Время от времени в процессе арт-терапии тоже появляются символы, которые играют ту же роль, что и в искусстве.
Девятилетний Джордж рисовал в основном обычные ситуации из области спорта, цирка, сценки на детской игровой площадке и сценки уличной жизни. Характерно, что последним штрихом каждого рисунка была церемония рисования трапециевидной фигуры ярко-красного цвета, горизонтально ориентированной в верхней части неба и «сжимающей» рисунок двумя направленными вниз крыльями. Мальчик, ободренный моим молчаливым принятием такой постоянно присутствующей добавки, внезапно сам добровольно объяснил, что «это мой закат, это как автограф».
Из глины Джордж тоже лепил разнообразные вещи из повседневной жизни, такие, как машины, бейсбольные биты и спортсменов, все время громко о них болтая. Иногда тем не менее он мог лепить довольно тихо и произнести только название своей скульптуры. Например, так произошло со скульптурой «Лестница». «Лестница» не была связана с остальными скульптурами, так же как и «Закат-автограф» с рисунками.
Затем законченная скульптура была помещена на медленно вращающуюся платформу, и ребенок детально описал три красочных лестничных пролета, поднимающихся на плато, которое соединяет их вместе. Он охотно рассказал, как он сражался с глиной, чтобы слепить то, что «я себе представлял»; но не сказал, что это для него означает, заявив лишь, что «это моя собственная лестница, только для меня». Не было необходимости обсуждать с ним смыслы. Ребенку нужен был символ, и он его сотворил, чтобы удовлетворить собственные потребности.
Что это за потребности? В общем, маленькому мальчику нужно было некоторое облегчение от напряжения, которого было слишком много в его жизни. Символы должны были объединить или хотя бы соединить некоторые противоположности в его эмоциональной жизни и в окружающей его действительности; или сблизить реальное и желаемое; и, возможно, еще объединить Джорджа — маленького мальчика с ранним предподростковым Джорджем, помочь ему ощутить свою реальную личность, которая характеризуется одновременно депрессивным и эйфорическим настроением — «я никогда не вырасту» и мечтами «когда я вырасту...».
Иную функцию символов мы находим в рисунке штормового неба. Мы видим небольшую деталь в форме неясного вытянутого розового клочка, расположенного в центре, и, по-видимому, он направляется вниз к темной массе слева, прочь от доминирующей, мощной, высокой фигуры, которая и сама отклоняется в противоположную сторону. Трудно понять, что здесь делает клочок, даже несмотря на то что он расположен в центре. Во-первых, клочок даже не был замечен самой клиенткой во время ее четкого описания того, что она видит на рисунке. Несмотря на это, клиентка тут же с легкостью узнала клочок как символ ее чувств по поводу того, что у нее нет детей. Это были неявные бессознательные чувства. Клиентка вполне сознательно отстранилась от чувства, которое осознавала, но ей требовалось «положить» розовый клочок как символ «моратория», наложенного ею на осознание проблемы, чтобы совладать с ней. В картине есть напряжение. Если детально разбирать рисунок, то его структура указывает на хорошую художественную работу.
В символах содержатся наиболее личностные, насыщенные смыслы. Художники не заинтересованы объединять символ с остальными деталями, что подтверждает их насущную потребность получать облегчение от тайного напряжения неочевидными способами, находить утешение посредством создания частного хранилища для всего этого. Для наблюдателя символы остаются интригующими головоломками как в искусстве, так и в арт-терапии.
Напряжение в арт-терапевтической экспрессии[76]
Напряжение отражается во многих, если не в большинстве художественных работ в арт-терапии. Напряжением характеризуются все типы экспрессии, обсуждаемые в этой главе. Точнее, каждый клиент, который обращается к художественному материалу, бессознательно добавляет в работу свое уже существующее напряжение. В то же время творческий процесс дает облегчение и создает новое напряжение.
Напряжение принимает форму художественного приема, если его умело сбалансировать с облегчением, — это видно из особого расположения компонентов в художественной работе. В арт-терапии мы можем заметить напряжение по определенным компонентам и их расположению, но очень редко можно обнаружить облегчение этого напряжения в той же самой работе.
Напряжение выражается посредством контраста между фигурами, размером, направлением или текстурой. Напряжение вызывают незавершенные гештальты. Насыщенные оттенки и цветовая дисгармония также нагружены напряжением[77]. Искажение формы или необычное расположение формы обычно вызывают напряжение. Преувеличенная близость или отдаленность связанных между собой фигур может выражать напряжение. Кроме того, за напряжение ответственны взаимоотношения фигура-фон. Одним словом, напряжение возникает через соотношение компонентов и их свойств или же из их экспрессивности. Напряжение предусматривает облегчение, но остается без разрешения, пока не произойдет самораскрытие. У нас остается вопрос: как в арт-терапии можно систематически работать с принципом напряжение-облегчение, чтобы помочь нашим клиентам балансировать напряжение с облегчением в их художественном выражении? Ответ на данный вопрос должен стать настоящим терапевтическим открытием.
Воспринимаемая экспрессия
Последняя часть данной главы посвящена внешнему восприятию наблюдателя.
Однажды женщина, придя на психотерапевтический сеанс, сразу заметила два рисунка на стене, выполненные двумя разными клиентами днем раньше. Она быстро просмотрела каждый из них и добровольно высказала свое впечатление. Автором одного из них, нарисованного красками, была одиннадцатилетняя девочка. Автором другого, выполненного в виде контуров черным карандашом, был двадцатитестилетний молодой человек (женщина не располагала этой информацией).
О первой картине она сказала: «Сильные цвета. Сильные чувства. Может быть, это злость или отчаяние? Все в таком стиле. Эта дыра в солнце как рана, интересный способ рисования, как будто тебя разрывает на части, не правда ли? Кто-то должен быть очень огорчен».
Взглянув на изображение, представленное на рисунке 26, она сказала: «Как удручающе! Пустота. Как будто фигуры — бумажные; их сложили вместе, но они не чувствуют друг друга. О, да, они наступают друг другу на ноги. Посмотрите на руки, они заведены за спину и ничего не делают, не дотрагиваются. А этот ребенок! Похоже его бросили. Это кидает меня в дрожь».
РИСУНОК 26.
Данные реакции разожгли во мне любопытство, мне стало интересно, как воздействуют эти два рисунка на наблюдателей. Я попросила шесть человек посмотреть на них и поделиться своими впечатлениями. Двое из них проходили у меня психотерапию, но не арт-терапию. Остальные четверо были абсолютные профаны в искусстве и не подвергались психотерапевтическому воздействию. Реакции этих шестерых наблюдателей были очень похожи на вышеописанную реакцию женщины, хотя и менее выразительны. Когда их попросили указать на рисунке, что дало им «увидеть» свои впечатления, все охотно обозначили области цвета, линий, размещения, движений и общих движений.
Вот некоторые из впечатлений, которыми они поделились: темно-синий, «текущий» через цветы, темно-синий, «придавливающий» цветы «вниз», темно-красный ярко «размазан», как «сумасшедший ветер», «яркие, но темные цвета» демонстрируют «любовь и злость» и «смущение вместе с депрессией», потому что они «размазаны», «цветы яркие и симпатичные, но сломанные». Все наблюдатели сошлись в том, что: отсутствие черт лиц и признаков пола характеризует эту семью как «пачку пустых привидений», «нечеловеческую» и «сделанную из бумаги»; то, что фигур много, но они не дотрагиваются друг до друга, говорит об их обособленности, но невозможности «уйти»; отказ от использования цвета расценен как «недружелюбие»; расположение ступней воспринято как «сбивающее с толку» и «драчливое». Позиция ребенка озадачила всех наблюдателей. Они хотели понять, чей это ребенок. Ребенок олицетворяет художника? Или автор — отец?
Эти наблюдатели не были сведущи в языке искусства и поэтому не могли мыслить в понятиях композиции, компонентов и их свойств или экспрессивных характеристик. Но, похоже, они обладали знанием, основанным на фактах, которое позволило им многое ощутить в рисунках и даже провести связи между рисунками и эмоциональным состоянием их авторов. Как это можно понять? В поисках ответа на данный вопрос среди всех теорий самовыражения[78], рассматривающих «прочтение» художественной работы, наиболее полезной для меня оказалась ионическая теория. Автором этой известной теории является Р.Арнхейм. В ней психологические законы гештальта адаптированы для ис-
РИСУНОК 37. Жестокость и привязанность к домашним животным.
РИСУНОК 38. Хорошее время, музыка. Но они ее не слышат.
РИСУНОК 43. Май брат мет спас.
РИСУНОК 44. Страх и надежда.
кусства, а конкретнее — для зрительного восприятия экспрессии в картинах и других художественных работах[79].
Принцип простой структуры работает следующим образом: на сетчатку наблюдателя попадает определенный световой образ, а световые образы формируют просто организованные образы «мозговых полей» у наблюдателя. Формирование «мозговых полей» — это процесс преобразования информации, которую получает наблюдатель с помощью своих органов чувств. Принцип простой структуры предполагает и психологическое объяснение при помощи принципа изоморфизма, в соответствии с которым определенное настроение придает сходство зрительно воспринимаемым структурам и образам.
Оба принципа служат дополнением к феноменологической теории интуитивного познания, непосредственного переживания феномена, который мы воспринимаем при помощи органов чувств и мышления. Вместе два этих подхода — гештальт-психология и феноменологическая философия — порождают лучшее понимание латентного переживания, передаваемого необходимой экспрессией. Кроме того, эти принципы дают нам объективную теорию непосредственно переживаемого самовыражения в арт-терапии без обращения к лишь логически обоснованным теориям. Самое важное в свете арт-терапии то, что эта объективная теория делает предсознательную визуальную экспрессию доступной для понимания самим создателям художественных работ при незначительной помощи феноменологически образованного арт-терапевта.
Данная глава завершает серию глав о символической экспрессии, содержащихся во второй части книги. Мы видели, как люди, несведущие в искусстве, используют базовые художественные компоненты — линию, форму и цвет — для выражения собственных чувств, настроения, эмоционально окрашенных мыслей и отношений. Мы наблюдали, как несведущие люди использовали в своих художественных работах дополнительные приемы, хорошо известные и разработанные в искусстве. Мы «слышали», как несведущие наблюдатели выражают свои ощущения от чужой художественной работы, причем эти ощущения походили на то, что чувствовал автор работы; мы даже «видели», что они связывают эти чувства с линией, формой, цветом и другими средствами экспрессии.
Установлено, что художественные компоненты и другие средства экспрессии передают личностные и культурнозначимые смыслы. Для арт-терапевтов знание экспрессивных свойств и ценностей передаваемых смыслов является первостепенным, поскольку помогает прочесть клиентские художественные работы тем же способом, что и произведения искусства. Если арт-терапевты и психотерапевты, использующие в своей работе элементы изобразительного искусства, осведомлены об экспрессивных свойствах компонентов, это поможет им в работе с клиентами. Терапевтам будет легче формировать у клиентов феноменологическое прочтение собственных художественных работ и осознание своих чувств и эмоционально окрашенных отношений, возможно, менее болезненно и немного более быстро, чем в случае вербальной психотерапии.
Часть 3
ЭКСПРЕССИВНЫЕ КАЧЕСТВА КАРАКУЛЕЙ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
КАРАКУЛИ. ПРИМЕЧАНИЕ
«Каракули — это что-то вроде игры со свободно текущей продолжающейся линией. В данном стиле отсутствует замысел или план — каракули возникают в результате легкого движения руки, которая разрешает мелку блуждать в различных направлениях. Линия может быть запутанная или четкая и простая»[80].
Приведенное описание повсеместно встречающихся каракулей дано талантливым преподавателем искусства — Флоренс Кэйн. Данная формулировка определяет каракули как наглядный способ развития свободных движений линии в творчество. Кэйн изобрела следующее упражнение, чтобы высвободить творческие способности и чтобы «выпустить вовне образы бессознательного». Ее студенты вставали в устойчивую позицию с мелком в руке и совершали ритмические движения рукой от плеча, они сначала как будто рисовали воображаемые линии в воздухе, а затем переносили их на бумагу.
Арт-терапевты охотно воспользовались этими концептуализированными каракулями Кэйн и ввели данную технику в арт-терапевтическую практику. Терапевты высоко оценили потенциал этой техники, так как она способствует немедленной реакции клиента, выражающейся непосредственно в рисовании каракулей, в поиске фигуры или образа в завитках и петлях и в окончательном этапе — создании завершающего рисунка. Целью Флоренс Кэйн было разжечь творческую искру в своих студентах и направить их в сторону переживания подлинно творческого процесса. Несомненно, некоторые терапевты многое позаимствовали из этой техники, предназначенной для студентов-художников. Но надо помнить, что в искусстве творческое переживание сконцентрировано на процессе, на результате и на художественном развитии творчества. В арт-терапии все не так.
В арт-терапии возникновение такого переживания является важным, и некоторые клиенты действительно получают удовольствие от искусства. Но это не основная задача. Даже несмотря на то что «искра творчества» появляется время от времени у клиента в процессе художественной работы и является терапевтически ценной. Арт-терапевт, основываясь на рисунке клиента, хочет понять личность, которая произвела данную работу на свет. То же самое относится и к каракулям. Арт-терапевты чувствуют экспрессивную значимость характерных каракулей и извлекают из них интуитивное знание о внутренней динамике их автора. Этот путь познания идет от актуальной деятельности и от знакомства с ее исполнителем. Такую процедуру нельзя назвать диагностикой, так как она не основана на тщательном обобщении единичных случаев, не выявляет типичный ответ индивида на схожие ситуации. Итак, перед опубликованием работы Элиноры Ульман (Elinor Ulman) по диагностике с помощью каракулей каракули повсеместно использовались в арт-терапии как способ взаимодействия пациентов с художественным материалом.
В 1965 году Ульман опубликовала свои диагностические рисуночные пробы[81], основанные на определении каракулей, предложенном Кэйн. Процедура проб состояла из нескольких этапов: предварительного свободного рисования, которое предположительно должно продемонстрировать обычный для того или иного клиента способ реагирования, и затем, после этапа каракулей, — второй этап свободного рисования, который, по-видимому, является реакцией на поток бессознательного материала, освобожденного неструктурированными каракулями на первом этапе. Картина, появившаяся на втором этапе, может представлять собой возвращение к обычному способу реакции клиента или же обращение к чему-то новому. То есть к диагностической оценке личности ведут: свободные ассоциации клиента на свой рисунок, сравнительный анализ художественных работ терапевтом и психоаналитическая модель для интерпретации.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 282.