Рисунок 14. Четырехлетний мальчик: «Это моя мама, а это я. Я не хочу, чтобы она ушла, потому что она не вернется назад». Высота, 2 дюйма.
РИСУНОК 15. Девятилетняя девочка: "Вот, мой папа просто пошел за следующей чашечкой кофе. Видите, он держит в руках пустую чашку". (Отец ушел из семьи. Ее скульптура обнажает то, что долгое время придумывалось - он все еще дома.)
РИСУНОК 16. Шестилетний мальчик: "Это человек с собакой. Когда я был маленьким, я завидовал нашей собаке. Понимаете, мой папа любил собаку, и я иногда прыгал и лаял, как собака, и моему отцу нравилось. Ему так нравилось". (Высота 3 дюйма).
РИСУНОК 17. Одиннадцатилетний мальчик: "Это просто кукла, он не знает, что происходит... и не хочет знать".
РИСУНОК 18. Девятилетний мальчик: "Эта скульптура называется. «Квазимодо". (Высота 3,5 х 2,5 дюйма.)
В ответ на просьбу слепить то важное, что они иногда чувствуют внутри себя, говорят себе или помнят, несколько детей сделали следующие уникальные скульптуры.
Квазимодо
Изначально скульптура была шестидюймовым комком глины, представляя собой этакую гору с разными плоскостями и углами, выдающимися наружу, — результат игрового экспериментирования. Она привлекала внимание мальчика в течение нескольких еженедельных визитов. Каждый раз он просил меня сохранить ее сырой до следующего визита. Каждый раз мальчик мял этот комок, и когда он заметил возвышение сзади, на спине кома, то он окрестил это Квазимодо.
В итоге он решил сделать «настоящего» Квазимодо. Чрезвычайно серьезно и довольно агрессивно маленький клиент работал над фигурой и течение нескольких терапевтических часов. Некоторые части были выточены, а другие налеплены из свежей глины, когда мальчик визуализировал, какие из выступающих частей старого глиняного кома обозначают конечности Квазимодо. Когда желаемая фигура была в конце концов закончена и уравновешена, он тщательно раскрасил ее последовательными слоями в зеленый и синий цвета.
В последовательных изменениях глиняного кома заключается экспрессивная и терапевтическая значимость. За большим количеством рисунков и скульптур бейсбольных героев, компьютерных роботов и борцов за награды, сопровождаемых возрастающей воинственностью, последовали два Квазимодо. Они были первым признаком некоторого внутреннего сдвига: этот замечательный, не по годам развитой мальчик начал интуитивно познавать свои внутренние чувства и мысли.
Напряженно рассматривая законченного «настоящего» Квазимодо, который медленно вращался на поворачивающейся подставке, мальчик описал, что его голова склонена вниз, хотя стремится вперед, его плечи видны с любой стороны, его руки и ноги слишком большие, а профилю фигуры придает особый акцент горб. «Люди думают, что он уродлив, но это неправда. Внутри он хороший, но люди его не понимают. Он смешной, имею в виду, странный; но он не убогий». Описание перемешивалось с эмоциональными возгласами. Спокойный и усердный процесс самоотверженной работы по созданию Квазимодо из комка глины показал, а может быть, и инициировал процесс изменения внутренних переживаний клиента.
«И что мне делать? Ты не говоришь, что мне надо делать!» — вопил мальчик в течение одного из последующих терапевтических сеансов, непосредственно ища способ, как выбраться из тупикового конфликта между ним и его миром, который уже невозможно выносить. На самом деле мальчик был готов освободить себя, как освободил Квазимодо из глиняного кома.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 321.