Художественная работа клиентов пропитана самовыражением. Оно несет и передает смыслы. Именно в нем мы обнаруживаем потенциальный источник изменений в процессе терапии. В случае арт-терапии самовыражение происходит через искусство.
Арт-терапия не нацелена на обсуждение и независимое определение функции и границ каждого из двух ее компонентов — искусства и терапии. Это противоречит истинной природе арт-терапии[36]. Арт-терапия — это синтез двух компонентов. Обладая таким преимуществом, арт-терапия есть в своем роде новый гештальт, синтезирующий свойства искусства и терапии. Сущность гештальта не простая сумма этих свойств. Также недостаточно сказать, что сущность является «более чем суммой...», не уточнив это «более». Возникает новое качество, целостная характеристика, награждающая арт-терапию особым единством — единством самовыражения.
Какова функция самовыражения
Художественное самовыражение посредством символического изображения человека или животного, природы, реальных или выдуманных объектов, а также абстрактных понятий с помощью художественных материалов и приемов объективирует переживания человека. В искусстве тем не менее художественная работа рассматривается с точки зрения эстетических стандартов, таких, как композиция, баланс и ритм, соотношения взаимосвязанных компонентов, экспрессивность. В арт-терапии действительно учитываются композиция и различные свойства рисунка, но это не является первичным эстетическим критерием. Даже самая плохая композиция принимается как часть личности, как момент бытия художника — это самовыражение его внутренней вселенной.
Тогда как в искусстве самовыражение описывает какое-то универсальное человеческое переживание, которое может соответствовать или не соответствовать эмоциям художника, в процессе арт-терапии происходит выражение личных чувств и эмоций клиента-художника. Как в искусстве, так и в арт-терапии свойства универсальных или субъективных человеческих переживаний выражаются через линии, отражающие состояние, через цвета, выражающие эмоции, через формы, выражающие значение и символизирующие мир, через движения, позы или жесты, выражающие энергетику, чувства по отношению к «я» и жизни[37].
Природа самовыражения
Самовыражение — это присущая человеку потребность изображать в индивидуальной манере чувства и мысли, представление о том, кто он есть или кем он стремится быть. Эти чувства и мысли есть человеческие переживания. Присущее человеку пристрастие самовыражения проявляется в младенческом плаче, в развивающейся способности ребенка структурировать зрительное поле, в основном способе взаимодействия с миром. Потребность в самовыражении проявляется как стремление использовать зрительные или слуховые символы, чтобы сделать самовыражение осязаемым, реальным. Так, в изобразительном искусстве умение обращаться с материалом дает некий результат, ведет к новым изобретениям, творит искусство.
В подобной деятельности находит выражение индивидуальность творцов, изобретателей и художников. Это ясно видно даже в простых, немудреных художествах неискушенных в искусстве людей, которые тем не менее демонстрируют индивидуальную манеру самовыражения.
Беря начало непосредственно в «я» и в его бытии, самовыражение является аутентичным, естественным и прямым переживанием человека. Таким образом, самовыражение не нуждается в объяснении посредством сложных механизмов сублимации, которые трактуют искусство как реализацию и удовлетворение вытесненных сексуальных влечений[38]. Изобразительное самовыражение человеческих переживаний не укладывается в теорию сублимации. Также нельзя сказать, что источник творческого вдохновения лежит вне личности или что иррациональные силы овладевают человеческой душой и запускают творчество.
Из практики арт-терапии известно, что неискушенные в искусстве люди действительно способны выражать свои внутренние переживания на языке искусства. Этот язык описывает значимые ценности, объединенные в определенные целостности. Линия, форма и цвет — слова языка. В следующих трех главах мы рассмотрим символическое самовыражение посредством структурных взаимоотношений между линией, формой и цветом. В четвертой главе анализируются дополнительные типы самовыражения, известные в искусстве, а также выявленные в результате арт-терапии.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
СИМВОЛИЧЕСКАЯ
ЭКСПРЕССИВНОСТЬ ЛИНИИ
Эта глава написана, чтобы заинтересовать терапевта ценностью символической экспрессивности линии. Данная глава содержит четыре раздела:
1) в первом экспрессивность линии используется для описания переживаний арт-терапевтической группы;
2) во втором соотносятся эмоциональность линии и природные ритмы;
3) в третьем описываются исследования по теме «Линия и ее экспрессивные свойства»;
4) в четвертом демонстрируется двухчастная природа исследований автора (на взрослых и детях) по проблеме структурных паттернов эмоций, спонтанно выражаемых в линии[39].
Первая часть: клиенты ощущают
(переживают) экспрессивность линии
Здесь мы рассмотрим групповой опыт пятнадцати двухчасовых арт-терапевтических сеансов с пятью молодыми мамами, у которых были проблемы с детьми. Вот они завершили свои рисунки пастелью на тему «Кое-что обо мне в детстве, в моем доме» и сейчас в тишине смотрят на рисунки.
В ответ на вопрос «Что-ты-видишь?» мамы подняли обеспокоенные лица. Одна из женщин прошептала: «Моя картина столь необычна... она так холодна... я не могу ее понять...» Две другие женщины начали разглядывать ее рисунок более внимательно: «Линии очень расплывчатые, но теперь я увидела, что ты действительно что-то нарисовала». Четвертая женщина нашла свои рисунки «слишком громкими из-за резких и толстых линий». Пятая женщина сначала сомневалась в «рисовании как средстве от болезни» в ситуации, которая требовала немедленного «реального совета, что делать и что не делать с моими детьми». Она поглядела на рисунки и сказала: «Десять минут назад здесь ничего не было, все мы говорили, что не сумеем нарисовать даже линии. Сейчас перед нами пять больших рисунков, и, о, я вижу в них очень многое, но мои рисунки самые холодные из всех... Как сделать их более живыми? Как их оживить?» Остальные ее решительно поддержали.
Мне показалось подходящим отложить на время свой методологический план и пока не предлагать группе интенционально взглянуть на свои работы и аккуратно описать, что они видят, а вместо этого пока не раскрывать личностные смыслы. Я почувствовала, что группе требуется сделать несколько упражнений с различными разновидностями линий. Я предполагала, что эти упражнения на чистоту линии облегчат моим клиентом связь глаз — рука, пробудят осознание множества возможностей линии, помогут им изменить линии и в целом опробовать сенсорно-аффективные реакции в ответ на сигналы линий и цвета. В пределе я, конечно, ожидала, что вся эта ручная работа с художественными материалами пробудит и облегчит их творческое самовыражение.
Итак, каждый берет восемь листов бумаги 18 x12 дюймов для работы с пастелью.
В Первом Упражнении группе предлагается посмотреть на свои рисунки, развешанные на стене, выбрать на них линии или какие-нибудь части линий и нарисовать их любым цветом в столбик на первом листе бумаги.
Второе Упражнение: клиенты должны посмотреть на только что нарисованные ими линии и нарисовать рядом похожие линии, но с некоторыми изменениями.
Третье Упражнение: дается инструкция выбрать цвет и нарисовать на новом листе бумаги очень тонкую линию с очень слабым нажимом, а затем постепенно увеличивать нажим мелка, рисуя другие линии.
В Четвертом Упражнении от клиентов требуется «нарисовать линии, устремленные куда-нибудь», чтобы развить осознание того, что линия имеет направленность.
В Пятом Упражнении требуется, чтобы «линии взаимодействовали друг с другом»: встречались, пересекались, сталкивались, обнимались и тому подобное.
Шестое Упражнение нужно для изображения приятной и неприятной линии.
В Седьмом Упражнении предлагается «цветной танец линий».
В Восьмом Упражнении клиентам дается инструкция «таким образом совместить несколько цветовых линий, чтобы получился некий пейзаж или что-то, существующее в природе».
Затем восемь листов бумаги раскладываются в параллельные колонки на полу и становятся центром оживленной дискуссии о свойствах линии и цвета, о том, что линии заставляют почувствовать и что можно сделать с ними для усиления экспрессии. Когда я поделилась этим опытом с другими арт-терапевтами, некоторые из них сказали, что я применила слишком указующий метод, поток бессознательного был приостановлен и уступил место обучению. Тем не менее мне кажется, что в искусстве, как и в терапии, цвет, линия и форма обладают важными свойствами для выражения внутренних переживаний и порождения новых; клиенты в процессе терапии, а особенно в арт-терапии, должны быть практически и теоретически ознакомлены с такими средствами самовыражения. Два последних упражнения предназначались для соединения переживаний клиентов с ритмами, которые стары как мир, — ритмами природы.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 313.