Необходимость феноменологического подхода к арт-терапии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Границы феноменологии очерчены лишь рамками проблемы «феномена» и органично включают в себя вопросы нории и методов творческого самовыражения и арт-терапии. При этом акцент ставится на визуализации «я» — проек­ции с помощью художественного материала теми людьми, которые ищут свое место в мире, что делает арт-терапию уникально адекватной феноменологической философии и ее методу. К тому же феноменология предлагает подход к продолжительному свободному процессу арт-терапии как к нории, обучению и профессиональной практике.

В общем и целом арт-терапия сформировалась под влия­нием психоаналитической, в основном фрейдистской и юнгианской, психологии и психиатрии, а также бихевио­ризма. Оба подхода с самого начала формировали практи­ку, способ интерпретации и понимания художественной работы клиента в процессе арт-терапии. Оба подхода осно­вываются на естественнонаучном мышлении и позитивиз­ме, их базовая философская антропология предполагает «естественного человека» как предтечу всего человеческо­го бытия, включая психопатологию. Это значит, что мно­гие, если не большинство, арт-терапевтических обучающих программ полагают, что человек полностью предсказуем в терминах физических и биологических наук. Философ­ская антропология обычно не преподается при обучении психотерапии, поэтому арт-терапевтическое образование грешит более или менее грубыми пробелами в области фи­лософского знания. Феноменологический подход сильно отличается от естественнонаучных подходов. Его необхо­димо преподавать специально. Основываясь на философ­ской антропологии, которая понимает человека как бытие-в-мире, феноменология помещает в центр субъективное пе­реживание опыта, интенциональность этого переживания и его доступность сознанию.

Из этого следует способность мужчин и женщин созна­тельно и активно воспринимать себя и других, способность менять что-то в себе, а не пассивно нести свою ношу; даже из­менять что-то в мире, а не только приспосабливаться к нему. Арт-терапия конструирует микромир переживаний, безопас­ных рис ков, разрешимых проблем — предлагая сначала рисо­вать картины или лепить из глины, а затем захватывая и по­вседневную жизнь. Манипулируя художественными средства­ми, и том числе цветом, познавая их природу и способ применения, клиент находит решения проблем, сталкивает­ся с необходимостью выбора, собственными руками привно­сит новое в бытие, а затем приобретает новый способ виде­ния мира — все это в процессе арт-терапии ведет клиента к об­новлению способности видеть и ощущать себя-среди-других в своем собственном и в огромном внешнем мире.


ГЛАВА ВТОРАЯ

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
АРТ-ТЕРАПИИ

Подход, рассмотренный нами в первой главе, распола­гает собственным методом арт-терапевтического воздейст­вия, который мы и обсудим в данном разделе. Этот не очень строгий перевод общей теории в практику не всегда четко соответствует концепциям феноменологической философии, иногда сливаясь с теориями гештальт-психо­логии творчества. Метод арт-терапии является соединени­ем искусства и терапии для достижения единой цели и дол­жен быть достаточно гибок, чтобы соответствовать специ­фическим особенностям данной сферы. Этот метод был проверен более чем за пятнадцать лет работы с клиентами всех возрастов, с супервизией, как в группе, так и индивидуально, а также на бесчисленных круглых столах и обучаю­щих курсах. Вот основные принципы, ступени данного метода:

Первое:                    Свободная активность перед собственно творческим процессом непосредственное переживание.

Второе:                   Процесс творческой работы — создание фе­номена.

Третье:                    Феноменологическое интуитивное позна­ние[30]:

1) визуальное представление;

2) дистанцирование;

3) процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.

Четвертое: Процедура «Что-ты-видишь?»:

1) феноменологическое описание;

2) исследование структуры: взаимосвязь ком­понентов и качество целостности;

3) феноменологическое связывание и инте­грация.

Смысл первого принципа — перед практической художе­ственной работой с помощью сенсомоторной свободной, игровой активности, которая задействует художественный материал, клиенты осваивают процесс непосредственного переживания. Затем они переходят на вторую ступень — собственно художественная работа, известная в арт-тера­пии как творческий процесс. Третий принцип фокусирует­ся на феномене завершенной художественной работы и процессе ее исследования посредством внимательного рас­сматривания и восприятия всего, что только доступно зре­нию. А смотреть, чтобы увидеть, нужно в тишине.

На четвертом этапе клиент дает точное описание того, что он (она) видит во внешней стороне художественной ра­боты. Затем следует направленное изучение структуры ху­дожественной работы, динамики компонентов и других ха­рактеристик. На данной ступени клиент начинает строить связи с личными смыслами, что ведет к интегративному по­ниманию всего процесса.

Первые два этапа присутствуют в практике большинст­ва подходов, хотя и не в качестве составных частей офици­ально заявляемого метода. Основной вклад феноменологи­ческого метода заключается в третьем и четвертом принци­пах. Я рассмотрю некоторые характерные черты каждого из описанных выше этапов.

Первый этап:
свободная активность перед собственно
творческим процессом

Для клиентов, ранее не знакомых с арт-терапией, это очень важный этап сенсорных, эмоциональных и созна­тельных переживаний в свободном экспериментировании с художественным материалом. Пробуя и смешивая краски в игровом стиле, клиент может прийти к небольшим от­крытиям в отношении материала и самого себя.

Непосредственные переживания пробуждают сенсор­ные ощущения от художественного материала, а также раз­нообразные эмоции и мысли. Для ознакомления новых клиентов с процессом самовыражения при помощи художественного материала полезно использовать называние цве­ток, описание проб и осознание чувств, порождаемых этими пробами. Этот процесс изложен более подробно в четвертой части, которая посвящена арт-терапевтической диагностике.

Кроме того, существуют и иные достоинства игровой деятельности с художественным материалом: клиенты создают новое, из отдельных частей собирают целое, при посредстве художественного материала начинают осознавать свои проблемы и добиваться их разрешения.

Сам промежуток времени, посвященный данной актив­ности, зависит от клиента, его потребностей и сложностей, его возраста. Один может «поиграть» двадцать минут к течение первой сессии, а затем двинуться дальше ко вто­рой части процесса. Другой может растянуть игровые пробы на несколько сеансов, а есть и такие, кому надо «поиграть» в течение нескольких минут в начале каждого сеанса. Другие же, в особенности дети, любят, как они это называют, «пачкать» — сначала используя один, затем другой мате­риал, а потом смешивая их.

Но в конечном счете все отказываются от игровых проб в пользу более серьезной деятельности — выбора художественного материала для второго этапа творческого процесса.

Второй этап:
процесс творческой деятельности

Часто по инерции после предыдущей игровой деятель­ности, а иногда абсолютно сознательно и продуманно кли­енты безмолвно уходят во взаимодействие со своим творче­ским самовыражением, это происходит даже тогда, когда с ними рядом есть терапевт. Такая трансформация первого этапа прослеживается у клиентов всех возрастов, даже у ма­леньких детей. К тому же на этом этапе безотносительно возраста большинство клиентов демонстрируют поведе­ние, по словам студентов, обучающихся искусству, харак­терное для художников в процессе работы: сосредоточе­ние, целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, обнаружение проблем и иногда их ре­шение. Терапевт помогает художнику-клиенту, который сталкивается с трудной проблемой. Сначала я стремлюсь побудить клиента пристально посмотреть на его работу, оп­ределить проблемную область и описать ее как можно точ­нее. Затем помогаю уточнить проблему и способствую на­хождению решения. Когда работа идет в форме рисования или создания коллажа, надо попытаться обнаружить про­блему в композиционном или в цветовом решении и пред­ложить поработать с проблемной областью рисунка или коллажа на отдельном листе бумаги. Удовольствие или не­удовольствие от конечного результата творческой работы часто обсуждается с клиентами касательно их способностей, навыков и, по возможности, очевидных чувств.

Третий этап:
феноменологическое
интуитивное познание

Итак, пришло время отнестись к завершенной художе­ственной работе как к феномену с собственной структурой, выразительными ценностями и смыслами. Для этого сама работа располагается в таком месте, где на нее было бы лег­ко смотреть. Клиента побуждают принять активное уча­стие в размещении художественной работы. Символически он принимает ответственность за свои проблемы посредст­вом принятия ответственности за размещение своей рабо­ты. То есть каждый этап, с самого начала терапии, обладает определенной психологической и терапевтической ценно­стью.

Необходимо наличие достаточно большой комнаты, чтобы терапевт и клиент могли выбрать себе место на удоб­ном расстоянии от художественной работы. Сам акт дис­танцирования помогает не только видеть глазу, но и созда­ет необходимую отстраненность клиента от своего изде­лия, и это способствует некой объективной позиции наравне с осознанием права собственности на результат ра­боты. Таким образом, дистанцирование — первое понятие, давшее начало настоящему методу в ранние семидесятые, оно является существенным и необходимым элементом арт-терапии как фасилитации последующего процесса — интуитивного познания.

Интуитивное познание как процесс интенционального взгляда на художественное самовыражение — видение все­го, что только можно увидеть. Арт-терапевт может сказать клиенту-наблюдателю: «Хорошенько посмотри на свою картину, сконцентрируйся на ней. Когда картина находит­ся прямо перед твоими глазами, она видна не так отчетли­во, как если бы ты немного отошел от нее. Итак, молча при­стально посмотри и обнаружь то, что ты не видел раньше». В этом безмолвном процессе интуиции некоторые детали, «видимые» сразу с первого взгляда, могут выступить впе­ред, стать более важными, чем остальные детали зритель­ного поля. Вскоре детали приобретают значение, и наблю­датель начинает устанавливать связи со смыслами.

Теперь понимание клиента становится более глубоким и обогащается новыми наблюдениями, которые «дают зво­нок» его разуму. Клиенты должны заметить такие новые и важные вещи, как соотношения компонентов в художест­венной работе, например, контрастное или гармоничное сочетание двух цветов, необычное расположение чего-ли­бо или линию, выделяющуюся за счет своей толщины, не­ровности, мягкости, и тому подобное.

Четвертый этап:
процедура «Что-ты-видишь?»

Теперь, задавая вопрос «Что ты видишь?», арт-терапевт приглашает клиентов описать, что они увидели на картине. Внешне вопрос очень прост и наивен. Но тем не менее в нем заключены три фундаментальных аспекта феномено­логического подхода. Первое — важность индивидуального восприятия: что ты видишь, ты, создатель. Терапевт мо­жет работать с этим материалом, потому что описание ра­боты самим клиентом ведет к его внутреннему миру. Вто­рой аспект касается чувств клиента — то, что его слушают, означает начало доверия. И третье — что ты видишь? Все, что видно клиенту в самом результате творческого самовы­ражения, а не предположения или домысливания исходя из установок теории, когда доказательства затуманены. Когда требуется, терапевт помогает клиенту увидеть те особенно­сти художественной работы, которые раньше оставались незаметными глазу, клиент должен научиться их видеть. За­частую это особенности структуры, а именно соотношение компонентов между собой и с общей структурой, то, какую роль они играют в целой картине. Таким образом, описа­ние ведет к динамическому изменению восприятия структу­ры картины и, следовательно, к переструктурированию внутреннего опыта клиента. Клиенты определяют экспрес­сивные характеристики картины и учатся идентифициро­вать их как свои чувства и установки. Описание — ответ на вопрос «Что ты видишь?» — распространяется в том числе на сознательную попытку соотнести художественную рабо­ту и внутренний опыт, который является перводвигателем творческого процесса, порождающим самовыражение в изобразительном искусстве. И вот круг замыкается — все это говорит об интегративном смысле четвертого этапа. Фактически возникновение любых связей между элемента­ми художественной работы и внутренним опытом лично­сти является актом интеграции. Нахождение личностных смыслов — тот же процесс на уровне личностных смыслов — это самопознание.

Не всякая художественная работа, возникшая в процес­се арт-терапии, ведет к самопознанию или хотя бы слабому прикосновению к «я». По мере того как глаз наблюдающего научается видеть и замечать все видимое в картине, значи­тельно повышается возможность прикоснуться к личности клиента. Катализатором являются вопросы терапевта: «а что насчет...» или «что ты видишь?» и «что еще ты ви­дишь?» Слова клиента обнажают личные дилеммы с той же простотой, с которой они обнаруживают такое в художест­венной работе.

Замкнутый и неосторожный мальчик-подросток, нари­совавший рыбу, попавшую в сеть, ответил на вопрос «что ты видишь?» описанием, ориентированным на реальность: «Я вижу рыбу... попавшую в сеть»[31]. С напряжением в голосе он продолжил, сказав, что рыба «печальна и безумна». На следующем сеансе описание продолжилось — тогда мальчик смог указать линии на картине, обозначающие «окостене­ние» рыбы, ее неподвижность, с другой стороны, показав на яркие цвета, «украшающие» рыбу. Терапевту, удививше­муся такому противоречию, мальчик объяснил, что рыба «безумная» и что «он (рыба) не может показать свои цвета остальным рыбам в воде». Местоимение «он» служит пере­ходом к последующей способности мальчика обращаться напрямую к себе. Вот пример постепенного процесса ста­новления: пре-интенциональный уровень самопознания с помощью восприятия нарисованной рыбы превращается в интенциональный, отмеченный появлением возможности словесной экспрессии. Данный пример также показывает, что «этапы» совпадают со стадиями терапевтичного про­цесса творческого самовыражения.

Чуткая, но закомплексованная девочка-подросток на мой вопрос «что ты видишь?» на картине, ответила: «Ну, я вижу группу людей (пауза), они вроде стоят вокруг (пауза), и (пауза) они выглядят как-то подавленно и все такое...» Эти первые слова описания обсуждались и уточнялись. Де­вочка часто употребляла фразу «и все такое», которую не могла четко объяснить, хотя данная фраза для нее что-то значила. Постепенно и клиенту и арт-терапевту стало ясно, что это описание создаваемой художественной работы. Те­рапевт должен быть хорошим слушателем, чтобы подби­рать сложные ключи для понимания медленной и часто за­трудненной вербальной рефлексии, которая отражает чув­ства клиента, выраженные в творчестве и порожденные видением художественной работы. Это необычное взаимо­действие заключает в себе сущность интеграции разума или личности с творческим самовыражением.

Раскрытие мыслей и чувств, скрытно присутствую­щих в творческом продукте, часто происходит двумя пу­тями. Первый идет от клиента, здесь происходит работа с содержанием картины или скульптуры. Второе направ­ление работы касается свойств структуры изделия и взаи­модействия между этими свойствами, которые особо продвинутые клиенты соотносят с собой. В большинстве случаев терапевт следует за клиентским описанием со­держания, а затем обращается к структуре изделия, если сам клиент не проявляет такой инициативы. С девоч­кой-подростком, упомянутой выше, терапевт попытался выяснить, что это могут быть за люди; почему они ютятся имеете; что с ними происходит в данный момент; что с ними вскоре будет?

Большинство результатов двух направлений терапевти­ческой работы отражаются в интересных наблюдениях клиента о содержании, но не все. С феноменологической точки зрения обсуждение содержания менее плодотворно, чем возможности, заключенные в анализе внутренней ди­намики структурных компонентов художественной рабо­ты. Структурные компоненты, обладающие свойством пе­редавать экспрессию, взаимодействуя между собой, более точно и ярко репрезентируют внутренний мир клиента, чем содержание, которое находится на более высоком, уда­ленном уровне символизации. Ниже представлен отрывок из видеозаписи, демонстрирующий переход от содержания к структуре, в данном случае — группировка[32].

 

Терапевт:    Итак, давайте посмотрим на расположение фигур. Какая фигура где расположена на лис­те бумаги?

Клиент:                   Ну, вроде все люди ютятся вместе, и ... м-м-м (пауза) похоже, они все вроде ютятся в ма­леньких группках.

Терапевт: Кто с кем в группе? Можете сгруппировать?

Клиент:                   Вот одна группа, а эти три фигуры (пауза) и эти три фигуры в другой группе, а эти двое (пауза) и этот вот здесь, наверху.

 

На последующем сеансе «этот вот здесь, наверху» стал центром самопознания: девочка узнала в нем себя. Возникло некоторое объединение, интеграция. Но такие моменты опознания не являются наивысшими достижениями одного арт-терапевтического сеанса. Они приближаются постепен­но сами собой.

Клиентские рефлексии о стадиях создания художест­венной работы, будучи обращены к законченной картине, могут привести к интеграции. Они могут отражать как под­линные интенции, так и актуальный результат. Тогда как некоторые компоненты законченной картины могут быть сознательно выделены, другие появляются будто сами по себе, безо всякого усилия или осознания со стороны созда­теля картины. Вот пример, взятый из той же видеозаписи:

 

Клиент.       Кажется, вот этот человечек прямо здесь (пауза) м-м-м ( пауза) не так волнуется, как ос­тальные...

Терапевт: Который?

Клиент: Вот, этот, прямо здесь.

Терапевт: Этот в желтом?

Клиент:   Угу.

Терапевт: Не так волнуется, как остальные?

Клиент:   Угу, угу (долгая пауза).

Терапевт: Вы это понимали, когда рисовали это?

Клиент: Нет, увидела сейчас.

 

Другим путем феноменологической интеграции можно достичь при поиске сходств и различий в одной и той же ху­дожественной работе, если к ней обратиться спустя некото­рое время. Также, если клиент смотрит на свою недавнюю работу как на одну из серии своих работ или рассматривает ее вместе с предыдущими работами, клиент может обнару­жить определенные повторяющиеся детали, или периоди­ческое применение одних и тех же художественных мате­риалов, или повторяющееся отсутствие важных черт. Осоз­нание повторений вызывает удивление у самого клиента. И если терапевт спросит: «что тебе приходит в голову?», — то это подтолкнет клиента провести связь с определенным ощущением или отношением, которое выражено в данном осознанном элементе.

Еще один небольшой, но яркий пример взят из художе­ственной работы одной девочки; случай произошел во вре­мя терапевтического сеанса. Она довольно активно пыта­лась дотянуться до противоположного края большого бу­мажного листа, чтобы закрасить его синей пастелью. При своей чрезвычайной пассивности в большинстве жизнен­ных ситуаций она не догадалась, что, развернув лист бума­ги, можно дотянуться до противоположного края, и тогда закрашивать будет приятно и удобно. Девочка откликну­лась на соответствующий намек. По-видимому, осознание происходящего задело что-то внутри нее, возможно, косну­лось связи с «я». На последующем сеансе она вспомнила, ка­кое изменение она сделала «на бумаге», повернув к себе дальний угол. Девочка принялась рассказывать, что ощути­ла способность сделать «еще большие изменения» в себе са­мой, например, такие: завести друзей, составить расписа­ние занятий и «дома делать разные вещи», что было глав­ными проблемами этого подростка.









Завершение арт-терапии

Завершающий этап терапии должен занять два или бо­лее арт-терапевтических сеансов. Эти сеансы следует по­святить показу всех или большинства художественных ра­бот клиента. Теперь клиенты самостоятельно и вне зависи­мости от художественных качеств развешивают свои работы на стену или расставляют их на полу в определен­ном порядке, как они сами решили. Арт-терапевт обнару­живает, что уже сам клиент ведет диспут, говорит о своих художественных работах.

Основные принципы
феноменологического метода

Сущность данного метода заключается в том, что кли­ент — создатель художественной работы — находится в цен­тре терапевтического процесса. В арт-терапии клиенты, непосредственно вовлеченные в творчество, становятся главными наблюдателями «продуктов» собственного само­выражения. Именно клиенты, рассматривая порожденные ими феномены, познают себя и испытывают чувства. Таким образом, клиенты самостоятельно порождают субъектив­ные смыслы, то есть смыслы не навязываются им арт-терапевтом.

Данный аспект — свобода от предвзятых суждений — са­мый необходимый при обращении к творческом)' самовы­ражению в арт-терапии.

Арт-феноменолог Мориц Гейгер лаконично описал три основных принципа подлинно феноменологического под­хода:

«Первое — исключительное внимание к воспринимае­мому феномену, так как цель метода есть исследование конкретного феномена. Второе — стремление ухватить сущность феномена, а не только его поверхностные осо­бенности. Третье — сущность феномена познается не индуктивным или дедуктивным методом, а единственно по­средством интуиции»[33].

Коротко говоря, задачей описательной феноменологии является интуитивное познание через осознание сущности феномена и систематическое описание непосредственного переживания в соответствии с концепцией интенциональ­ности; все это ведет к интеграции. Задачи метода абсолют­но соответствуют природе и целям арт-терапии. Для ис­пользования феноменологического метода в практике арт-терапии следует понимать еще несколько его особенно­стей.


Художественные материалы

Художественные материалы, желательно естественного происхождения, — оказывают непосредственное воздейст­вие на художественную работу клиента. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный подъем и осознание. Сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы побуждают клиента к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художест­венным материалом происходит динамическое взаимодей­ствие. Арт-терапевту особенно интересно выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем самым свободный выбор материала является важней­шей движущей силой в процессе художественной работы.

Речь и молчание

Да, феноменологический подход использует речь, пото­му что слова не менее экспрессивны, чем искусство; потому что сознание, мышление и речь — единство и потому что в феноменологии мы стремимся к четким формулировкам, а это уже работа для слов. В определенные моменты словам отводится особая роль. Например, в свободной игровой ак­тивности перед собственно творческим процессом клиент часто дополняет жесты словами, в которых выражает инте­рес, осторожность, страх и возбуждение, а иногда издает эмоционально окрашенные звуки. Наиболее часто слова используются на четвертом этапе процесса арт-терапии. Когда создатели художественных работ выражают свое от­ношение к ним в словах, речь используется для артикулиро­ванного описания творческой экспрессии и носит глубоко личностный характер. Временами словесный взрыв следу­ет за долгим периодом бессловесной работы интуиции.

Тем не менее терапевту нужно помнить, что различ­ная деятельность, особенно на втором этапе — в процессе творческой работы, — может протекать в молчании. Сле­довательно, важно, чтобы клиент имел достаточно вре­мени молча делать и осматривать художественную рабо­ту. Таким образом, арт-терапевт должен понимать важ­ность молчания и освободиться от давящего желания прервать молчание, научиться чувствовать себя удобно в такой ситуации. Когда клиент поглощен своей работой или когда он молчит и смотрит на нее, терапевту важно слушать молчание, так же, как важно слушать слова.

С этой точки зрения полезно рассмотреть роль и задачи арт-терапевта в рамках феноменологического метода.

Роль арт-терапевта

Ясно, что хорошо обученные и опытные арт-терапевты улучшают способность клиента-творца чутко смотреть и четко видеть. Они стремятся помочь клиентам-творцам прийти к самопознанию, увидеть сущность своих проблем посредством создания художественных работ.

Арт-терапевты реалистично воспринимают свою функцию по отношению к клиентам. Как терапевт явля­ется частью мира клиента, так и клиент — часть мира те­рапевта. Клиенты могут быть отчуждены от своего мира и от мира в целом. Терапевты, в контексте основных фи­лософских и методологических принципов феноменоло-

гического подхода, пытаются помочь клиентам вернуть­ся обратно в реальность через понимание и сострадание посредством изобразительной деятельности. Но арт-те­рапевт не должен резко погружать клиента в его внутрен­ний мир, поскольку это может уменьшить шансы клиента вернуться в свой мир в качестве активного субъекта либо сотворить новый собственный мир. Также терапевт не должен брать на себя роль матери, жены, отца, мужа или любовника, терапевт не является подходящим родите­лем, супругом, сестрой или братом. Терапевт не должен считать себя единственной опорой для клиента или са­мым важным врачом, если при нарушениях психологиче­ского здоровья с клиентом работают другие специали­сты. Любой из этих запретов не будет нарушен, если тера­певт испытывает уважение и сочувствие к клиенту и его состоянию.

Но в случае, когда клиент начинает испытывать к арт-те­рапевту слишком сильные чувства, можно предложить изо­бразить отношения в виде рисунка. Затем феноменологи­ческий подход к картине поможет прояснить, а может, да­же и решить проблему. Если арт-терапевт раньше клиента обнаружит, что совсем запутался, он может обсудить свои чувства с профессионалом и сделать соответствующие вы­воды.

Сосредоточение на самовыражении, непредубежден­ное описание и помещение художника в центр всего про­цесса — все это придает взаимоотношениям объектив­ность, доверие, безопасность и теплоту. Таким образом, феноменологический метод защищает обоих — клиента и терапевта — от превратностей переноса и контрпереноса.

Ощущение себя личностью

Суть феноменологической арт-терапии или арт-пси­хотерапии — человеческое переживание и выражение субъектом этого переживания. Арт-терапевт относится к носителю и выразителю переживания как к личности. Феноменологическое отношение к самовыражению через творчество как к феномену диктует восприятие кли­ента как человеческого феномена. Несомненно, существенной особенностью такого подхода является стремле­ние поддержать и восстановить у клиента ощущение себя как личности[34].

Многие, почти все, клиенты привносят в терапию чувство ущербности себя как личности. Они ощущают ущерб­ность этого компонента, необходимого для роста не менее, чем ребенку на самых ранних стадиях развития необходи­мо чувство, что он — личность в глазах родителей. Это чув­ство у ребенка развивается через родительское отношение и посредством интенционального слушания, когда речь ре­бенка еще медленна и бесформенна. Неразвитость такого раннего ощущения себя как личности порождает раздраже­ние, которое сложно затушить позднее, когда оно превра­щается в депрессию.

Профессионалы в области психического здоровья и те­рапии весьма ценят теорию базового доверия Эриксона (Erikson)[35] и считают базовое доверие основным фактором личностного развития ребенка. Но чтобы стать основным фактором, доверие должно начаться с первичного понима­ния и ощущения родителями ребенка как личности. Это не всегда происходит, даже если родители любят ребенка и преданы ему. В процессе терапии часто получается так, что личностный рост клиента становится трудной, но необхо­димой задачей для терапевта.

Феноменологический метод арт-психотерапии по сути своей — отношение к творческому продукту клиента как к выражению внутреннего переживания, то есть как к части его личности. Этот метод вызывает доверие у человека, ко­торый сначала пребывает в роли художника, а затем стано­вится наблюдателем и со временем инициирует ощущение себя как личности в процессе терапии. Это ощущение растет при систематическом самовыражении и открытости внутренних переживаний, к которым клиенты прислуши­ваются и которыми руководствуются при объяснении соб­ственных художеств. Это ставит клиента в активную пози­цию, он берет на себя ответственность с самого начала: во-первых, пытаясь понять природу своих внутренних пе­реживаний и их роль в собственной жизни и взаимоотно­шениях с миром, а затем раскрывая возможности и спосо­бы трансформирования своего восприятия, мироощуще­ния и взаимоотношений с людьми. Первыми обычно трансформируются отношения между клиентом и терапев­том; в действительности процесс терапии и происходит в этом межличностном пространстве: клиент пробивается сквозь сопротивление, зависимость и болезненное воспри­ятие к самопознанию, тогда как терапевт, осознавая свою роль, бескорыстно и с теплотой подталкивает клиента к личностному росту.

Наблюдатели

Арт-терапевт — это еще и активный наблюдатель. Его глаза и душа тихо и сочувственно направлены на познание клиента через его художественную работу. Арт-терапевт скромно занят наблюдением за работой клиента, за его жес­тами и речью, за его выбором художественного материала в процессе творчества. Терапевт должен чувствовать, в ка­кой степени клиенту требуется физическая отстранен­ность или близость или какая-либо другая поддержка; отме­чать свои внутренние и эмоциональные реакции на самого клиента и на его действия. Таким способом арт-терапевт познает каждого клиента как личность. Клиент чувствует такое отношение и набирается сил. Возможно, это разно­видность переноса: терапевт проецирует свое отношение к людям и к жизни на клиента.

Часть 2

СИМВОЛИЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ В АРТ-ТЕРАПИИ



Дата: 2019-07-24, просмотров: 579.