Неопределенность направленности на объект, который впоследствии становится отчетливым в зрительном поле, в феноменологии определяется как предсознание и пре-интенциональность. Здесь, вероятно, и находится точка наиболее тесного соприкосновения психоанализа, ориентированного на бессознательное, и феноменологии, ориентированной на сознание. Исторически изучение сознания не было популярным ни в то время, когда Фрейд формулировал свою теорию, ни когда основатели феноменологии интересовались психоанализом. То же самое можно сказать и о гештальт-психологии на начальном ее этапе, несмотря на то, что и гештальт-психология и феноменология были реакциями на позитивизм и ассоционизм. Недостаток обоюдного интереса и контактов между всеми этими направлениями психологии обусловлен тем, что каждое из них было устремлено к достижению собственных целей.
Тем не менее с некоторым запозданием феноменологи также писали о бессознательном. Гуссерль утверждал, что бессознательное «есть не что иное, как феноменологическое ничто, само собой являя состояние, находящееся на грани сознания»[23]. Один из основателей феноменологии — Мартин Хайдеггер[24] — в своей теории Dasein (бытие-в-мире) близко подошел к проблеме бессознательного. Он предложил модель двумерного бытия: первое измерение, которое себя не являет (онтологическое), тесно взаимосвязано со вторым, которое себя проявляет (онтик). Гуссель считает, что феноменология может выявить скрытое измерение бытия[25], что процессы бессознательного сокрыты в онтологическом измерении Dasein. Кроме того, Хайдеггер убежден, что помимо феномена в феноменологическом смысле там больше «ничего нет».
Гуссерль не отрицает бессознательного, но считает, что первичному изучению подлежит феномен сознания. Для немецких феноменологов проблема сознания вообще обладала первостепенной значимостью. Возможно, поэтому они слабо заинтересовались психоанализом с его пристальным вниманием к бессознательному. Однако были и исключения — известный Мориц Гейгер (Moritz Geiger) был первым феноменологом, кто опубликовал эссе на тему бессознательного[26], не опираясь на психоаналитические постулаты. Гейгер взывал к научному исследованию бессознательного, его функций и места в психологии человека. Он предложил интересную теорию активного и неактивного переживания, сходную с представлениями о предсознательном и сознательном. Некоторые ученые пытались синтезировать феноменологию и психоанализ. Одним из них был Пол Шилдер (Paul Schilder)[27], который пытался постичь бессознательное, но добрался лишь до предсознания. Позднее попытки соотнести, сблизить два подхода предпринимал феноменолог и психиатр Людвиг Бинсвангер (Ludwig Binswanger)[28].
Переживание абстрактного
Говоря об идеях бессознательного и предсознательного и их влиянии на опыт и переживания, я, обращаясь к примерам видения картин по Гейгеру, припоминаю собственные переживания в картинной галерее. Вот я смотрю на картину, которая меня захватывает, и почти сразу перехожу к другой, а оказываясь перед этой другой картиной, снова перевожу глаза на первую. Почему? Что в ней или во мне заставляет меня возвращаться к ней и смотреть с полной интенциональностью? Вот я сажусь и начинаю пристально и долго вглядываться в картину, рассматривая ранее не примеченные детали. Теперь во мне что-то успокоилось, разрешилось и завершилось. Похоже, я испытала два типа переживаний. Во-первых, это скорее неактивное, чем активное переживание, следуя теории Гейгера, которая как нельзя лучше описывает происходящее. Неактивное переживание оставляет меня с беспокойством и с ощущением чего-то незавершенного. Наверное, я испытывала потребность завершить с полной интенциональностью переживание, относящееся к первой картине. Или, может, меня озадачили «детали» картины. Как бы то ни было, тут по-настоящему проявилась работа закона гештальта, стремление к завершенности, к достижению целостности, в моем случае — живой закон интенциональности. Я размышляю о происхождении всех этих переживаний: неужели они возникли из хайдеггеровских «скрытых измерений бытия», которые должна выявлять феноменология?
Мне кажется, что феноменологически-ориентированная арт-терапия близко подошла к решению задачи, поставленной Хайдеггером перед феноменологией: выявить скрытые аспекты человеческого бытия как феномена, доступного для осознания, включая манипулирование этим осознаваемым восприятием. Арт-терапия может двумя способами достичь этой цели. Один способ — свободный процесс проективного самовыражения при помощи художественного материала, который клиент видит как многогранное, объективное, композиционное, структурированное зрительное поле выразительных и интерактивных компонентов. Другой способ выявления скрытых аспектов внутреннего переживания — расширение сознания — акт интуитивного познания, ранее упоминавшийся, который следует за спонтанным рисованием форм в цвете. Здесь творческое самовыражение воспринимается как структурирование зрительного поля в стиле арт-гештальта[29].
Творцу и одновременно создателю собственных художественных работ становятся очевидными новые аспекты собственного «я» и новые взаимосвязи между собственным творческим продуктом и личным экзистенциальным опытом. Клиенты учатся более четко и ясно воспринимать компоненты зрительного поля как феномены и их взаимодействие в целостном процессе творчества. Соотнося их со своими внутренними психологическими силами, клиенты применяют заново приобретенное искусство видения к феноменам собственного и чужого внутреннего и внешнего мира. По мере того как они раскрывают новые аспекты своего «я», во взаимодействии с другими появляется еще одно интересное обстоятельство: они трансцендируют свою эгоистичность и становятся частью мира, причем буквально в повседневной жизни. Они принимают ответственность за свою художественную работу с самого начала и активно участвуют в мыслительном арт-ориентированном процессе преодоления затруднений, возникающих во взаимодействии с другими людьми. В этом заключается вклад феноменологического подхода к арт-терапии: путь от пре-интенционального функционирования к полной интенциональности лежит через усилия художественной работы и попытки организации творческого самовыражения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 272.