Разделение (разукрупнение) одного инвентарного объекта на несколько инвентарных номеров законодательством о бухучете не предусмотрено.
Однако случаи разукрупнения основных средств в хозяйственной деятельности происходят нередко. Оно может быть связано с тем, что отдельные части комплекта, ранее учтенного как единый инвентарный объект, начинают использоваться по отдельности и выполнять свои функции самостоятельно. То есть каждая из получившихся частей не теряет способности быть использованной для выполнения определенных целей и самостоятельных функций или определенной работы.
Срок полезного использования каждого нового объекта будет соответствовать изначально принятому сроку службы разукрупненного объекта учета.
Если первоначальный объект еще не до конца самортизирован, то амортизация по каждой новой части продолжает начисляться исходя из установленного срока полезного использования.
Такое разукрупнение инвентарного объекта не влияет на финансовое положение организации, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Как сказано в Рекомендациях аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год (приложение к письму Минфина России от 28 декабря 2016 г. № 07-0409/78875), такая операция на синтетических счетах бухучета не отражается.
В данном случае бухгалтеру следует произвести корректировку в аналитическом учете основных средств, в результате которой вместо первоначального актива будет числиться несколько новых.
Для этого заводятся отдельные инвентарные карточки для выделенных инвентарных объектов. Движение в бухгалтерских записях будет зафиксировано только по субсчетам аналитического учета к счету 01 «Основные средства».
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки (их будет столько, на сколько новых частей разукрупнен первоначальный объект):
Д 01 «Основные средства», субсчет «Новый объект» К 01, субсчет «Старый объект»
– отражена первоначальная стоимость нового объекта;
Д 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Старый объект» К 02, субсчет «Новый объект»- перенесена сумма начисленной амортизации в части, относящейся к новому объекту.
Разукрупнение может являться следствием исправления ошибки при постановке ОС на учет.
Например, приняты в качестве единого объекта составные части амортизируемого имущества, изначально имеющие разный срок полезного использования.
Согласно пункту 6 ПБУ 6/01 их надо учитывать раздельно.
Это ошибка, которая в бухгалтерском учете отражается по правилам ПБУ 22/2010 (утв. приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. № 63н).
В налоговом учете – согласно статье 54 НК РФ.
Разукрупнение в целях выделения из одной единицы основных средств несколько новых нужно отличать от:
• случаев модернизации и реконструкции, когда происходит достройка, усовершенствование объекта ОС, меняются его технические характеристики, изменяется срок его полезного использования. В этом случае из одного объекта может возникнуть несколько новых, но с другими характеристиками, в том числе с другим сроком полезного использования;
• случаев частичной ликвидации, реализации или иного выбытия части основного средства.
Обоснование списания ОС
Списание с бухгалтерского учета основных средств требует обоснования.
На это указывает Минфин России в письме от 25 декабря 2015 года № 07-01-06/76480.
Объект относится к основным средствам при одновременном выполнении следующих условий (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н):
• объект предназначен для длительного использования (свыше 12 месяцев) или обычного производственного цикла, превышающего 12 месяцев;
• объект не предназначен на продажу;
• объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
• объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд или для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
При обосновании списания объекта основных средств необходимо подтвердить прекращение действия хотя бы одного из этих условий.
Продажа, безвозмездная передача, передача в качестве вклада в уставный капитал другой фирмы, служащие основаниями для списания основного средства, подтверждаются соответствующими договорами, актами приема-передачи, счетами-фактурами (если они нужны), внутренними распорядительными документами. Принятие таких решений уже говорит о том, что объекты, в отношении которых они приняты, после совершения сделок уже не будут приносить экономическую выгоду.
Неспособность ОС приносить экономическую выгоду наступает также вследствие его физического или морального износа, что также необходимо подтвердить.
Основные средства, участвующие в процессе производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики.
Под физическим износом понимается ухудшение технико-экономических и социальных характеристик объекта под воздействием процесса труда (интенсивности, особенностей технологии использования, количества и качества ремонта, уровня агрессивности внешней среды и т. д.).
Моральный износ (обесценивание) проявляется в том, что основное средство по своей конструкции, производительности, экономичности перестает соответствовать требованиям для выпуска продукции необходимого качества.
Для установления физического и морального износа и того, возможно ли восстановление объекта, будет ли оно эффективным и насколько целесообразно его дальнейшее использование, приказом руководителя фирмы создается комиссия.
Она дает свое заключение и составляет документацию при выбытии объектов.
В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.
Для участия в работе комиссии можно приглашать сторонних специалистов (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н).
В компетенцию комиссии входит (п. 78 Методических указаний):
• осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации и данных бухгалтерского учета;
• выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;
• составление акта на списание объекта основных средств.
Комиссия также решает, возможно ли дальше использовать отдельные узлы, детали, материалы, полученные при демонтаже выбывающего объекта (например, для текущего ремонта рабочего оборудования или на продажу). Устанавливается их оценка по количеству и по стоимости, исходя из рыночных цен, а также сохранность. После принятия решения о списании объекта комиссия составляет акт, в котором указываются все данные о списываемом объекте, включая исходные. Акт утверждает руководитель организации (п. 78 Методических указаний).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 365.