Тема 2. Учет основных средств.
Согласно ПБУ 6/01, основные средства – это активы, которые предназначены для использования в качестве средств труда более одного года (например, здания, станки и оборудование, вычислительная техника, транспорт) или сдаются в аренду (лизинг). |
Таким образом, стоимость имущества со сроком службы более года
(независимо от его цены) учитывают на счете 01 «Основные средства»
Из этого правила есть исключение.
Если основные средства стоят не дороже
40 000 рублей, то их можно учесть в составе МПЗ (п. 5 ПБУ 6/01), организовав соответствующий контроль за движением такого инвентаря в целях его сохранности.
Можно установить и меньший лимит стоимости основных средств, которые списывают сразу после их передачи в эксплуатацию. Об этом необходимо написать в бухгалтерской учетной политике.
Имущество учитывают в составе основных средств, если одновременно выполнены следующие условия:
• предназначено для использования в производстве или для управленческих нужд фирмы;
• имущество будут использовать свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла;
• фирма не собирается его перепродавать;
• имущество может приносить доход.
Единица учета основных средств – это инвентарный объект. Таким объектом может быть:
• отдельный предмет (например, шкаф, автомобиль, холодильник и т. д.);
• единый комплекс из нескольких предметов, которые смонтированы на общем фундаменте или имеют общее управление (например, персональный компьютер, в состав которого входят системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Приобретение основных средств
Основные средства отражают в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости. Но в балансе указывают их остаточную стоимость (первоначальная стоимость за вычетом начисленной по ним амортизации).
Первоначальная стоимость ОС зависит от того, как оны были получены:
• за деньги;
• в качестве вклада в уставный капитал;
• безвозмездно;
• в обмен на неденежные ценности;
• созданы силами самой фирмы.
Покупка ОС
По правилам бухгалтерского учета в первоначальную стоимость ОС, приобретенных за деньги, включают все расходы фирмы, связанные с этой покупкой, за исключением НДС и других возмещаемых налогов.
Такими расходами, в частности, являются (п. 8 ПБУ 6/01):
• суммы, уплаченные в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также за доставку и монтаж (сборку) объекта;
• суммы, уплаченные за информационные, консультационные и посреднические услуги, связанные с приобретением объекта основных средств;
• таможенные пошлины и таможенные сборы;
• невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
• другие затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
К таким расходам, в частности, относят проценты по кредитам, полученным для его приобретения, если основное средство является инвестиционным активом.
Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление.
К ним относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком (заказчиком, инвестором, покупателем).
Это могут быть основные средства (включая земельные участки), нематериальные активы или иные внеоборотные активы (п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н).
Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива при наличии следующих условий
(п. 9 ПБУ 15/2008):
а) расходы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива подлежат признанию в бухгалтерском учете;
б) расходы по займам, связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, подлежат признанию в бухгалтерском учете;
в) начаты работы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива.
Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут признавать все расходы по займам прочими расходами.
Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включают в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов равномерно, как правило, независимо от условий предоставления займа (кредита).
Это можно делать исходя из условий предоставления займа (кредита) в том случае, когда такое включение существенно не отличается от равномерного включения (п. 7 ПБУ 15/2008).
При приостановке приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива на длительный период (более трех месяцев) проценты прекращают включаться в стоимость инвестиционного актива с первого числа месяца, следующего за месяцем такого приостановления.
В указанный период эти проценты включаются в состав прочих расходов организации. При возобновлении приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива проценты вновь включаются в стоимость инвестиционного актива – с первого числа месяца, следующего за месяцем возобновления приобретения, сооружения и (или) изготовления такого актива.
Не считается периодом приостановки приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива срок, в течение которого производится дополнительное согласование технических и (или) организационных вопросов, возникших в процессе приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива (п. 11 ПБУ 15/2008).
Проценты прекращают включаться в стоимость инвестиционного актива с первого числа месяца за месяцем прекращения приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива (п. 12 ПБУ 15/2008).
Если организация начала использовать инвестиционный актив для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг несмотря на незавершенность работ, то проценты прекращают включаться в стоимость такого актива с первого числа месяца, следующего за месяцем начала использования инвестиционного актива (п. 13 ПБУ 15/2008).
Если на приобретение, сооружение и (или) изготовление инвестиционного актива израсходованы средства займов (кредитов), полученных на другие цели, проценты включаются в стоимость инвестиционного актива пропорционально доле направленных по целевому назначению долговых средств в общей сумме займов (кредитов) (п. 14 ПБУ 15/2008).
Все перечисленные затраты учестываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет (в зависимости от вида купленного имущества):
• 08-1 «Приобретение земельных участков»;
• 08-2 «Приобретение объектов природопользования»;
• 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»;
• 08-7 «Приобретение взрослых животных».
Сумму налога, предъявленную продавцом основного средства, учитывают на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств».
Если фирма является плательщиком НДС, то сумму налога в первоначальную стоимость ОС не включают.
После оприходования ОС ее принимают к налоговому вычету.
В этой ситуации НДС будет возмещаемым налогом.
Если же фирма не является плательщиком НДС (применяет освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании статьи 145 НК РФ), то сумма этого налога увеличивает первоначальную стоимость ОС и к налоговому вычету не принимается. |
Покупка ОС
Д 08, субсчет 1 (2, 4, 7) К60 (76)– учтены затраты по покупке ОС;
Д 19-1 К 60 (76)– учтен НДС по затратам, связанным с покупкой основного средства;
Д60 (76) К 50 (51)– оплачены основные средства и затраты, связанные с доведением их до состояния, в котором они пригодно к запланированному использованию;
Д01 К 08, субсчет 1 (2, 4, 7)– объект основных средств принят к бухгалтерскому учету;
Д 68, субсчет «Расчеты по НДС» К 19-1– НДС по расходам, связанным с покупкой ОС, принят к налоговому вычету (на основании счета-фактуры продавца).
Пример
В октябре отчетного года АО «Альфа» приобрело по договору станок. Его стоимость составила 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Расходы на доставку станка до цеха фирмы и его монтаж составили 23 600 руб. (в том числе НДС – 3600 руб.).
Рншение.
Д 08-4 К 60– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – учтены расходы по покупке станка;
Д 19-1 К 60– 18 000 руб. – учтена сумма НДС по станку;
Д 08-4 К 60– 20 000 руб. (23 600 – 3600) – учтены расходы по доставке и монтажу станка;
Д 19-1 К 60– 3600 руб. – учтена сумма НДС по расходам на доставку и монтаж станка;
Д 60 К 51– 141 600 руб. (118 000 + 23 600) – оплачен станок, его доставка и монтаж;
Д 01 К 08-4– 120 000 руб. (100 000 + 20 000) – станок зачислен в состав основных средств;
Д 68, субсчет «Расчеты по НДС» К19-1– 21 600 руб. (18 000 + 3600) – произведен налоговый вычет по НДС.
Пример.
В декабре отчетного года АО «Альфа» приобрело прицеп для самоходной дорожно-строительной машины. Стоимость прицепа – 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).
Государственные пошлины в сумме 2350 руб. за регистрацию прицепа в Гостехнадзоре уплачены в день покупки.
Решение.
Д 08-4 К 60– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – учтена стоимость прицепа (без НДС);
Д 19-1 К 60– 18 000 руб. – учтена сумма НДС по прицепу;
Д 60 К 51– 118 000 руб. – оплачен счет продавца;
Д 68, субсчет «Государственные пошлины» К51– 2350 руб. – перечислены госпошлины за регистрацию;
Д 08-4 К 68, субсчет «Государственные пошлины»– 2350 руб. – плата за регистрацию прицепа учтена в его первоначальной стоимости;
Д 01 К 08-4– 102 350 руб. – прицеп зачислен в состав основных средств;
Д 68, субсчет «Расчеты по НДС» К 19-1– 18 000 руб. – произведен налоговый вычет по НДС (согласно счету-фактуре продавца).
Если госпошлины уплачиваются позднее месяца приобретения транспортного средства, то их признают на счете 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Государственная пошлина за регистрацию».
Пример.
В ноябре отчетного года ООО «Альфа» приобрело у физического лица автомобиль.
Стоимость автомобиля – 150 000 руб., НДС не облагается.
Государственные пошлины в сумме 2850 руб. за регистрацию автомобиля в ГИБДД уплачены в следующем месяце (т. е. в декабре).
Решение.
Д 08-4 К 60– 150 000 руб. – учтена стоимость автомобиля;
Д 08-4 К96, субсчет «Государственные пошлины за регистрацию»
– 2850 руб. – признана обязанность по уплате регистрационных госпошлин (путем резервирования неизбежных затрат);
Д 01 К08-4– 152 850 руб. (150 000 + 2850) – автомобиль зачислен в состав основных средств;
Д 68, субсчет «Государственные пошлины» К 51– 2850 руб. – перечислены госпошлины за регистрацию;
Д 96, субсчет «Государственные пошлины за регистрацию» К 68, субсчет «Государственные пошлины»– 2850 руб. – отражено исполнение оценочного обязательства.
Объекты недвижимости, находящиеся во временной эксплуатации, необходимо отражать в составе основных средств, даже если документы на госрегистрацию прав не поданы.
Для этого к счету 01 открывается субсчет «Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы».
Рублей
Основные средства, первоначальная стоимость которых не превышает 40 000 рублей (без НДС, подлежащего возмещению), можно учитывать в составе МПЗ (как инвентарь и хозяйственные принадлежности) и списывать на затраты на дату их передачи в эксплуатацию.
Пример.
Как списать малоценные ОС
В декабре отчетного года ООО «Альфа» купило сейф для хранения денег. Стоимость сейфа – 5900 руб. (в том числе НДС – 900 руб.). Расходы по его установке составили 1180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.). Сейф сразу же используется кассиром.
Решение
Д 15 К 60– 5000 руб. (5900 – 900) – отражены затраты на покупку сейфа;
Д 19-3 К 60– 900 руб. – учтен НДС по купленному сейфу;
Д 15 К 60– 1000 руб. (1180 – 180) – отражены затраты на установку сейфа;
Д 19-3 К 60– 180 руб. – учтен НДС по затратам на установку сейфа;
Д10-9 К 15– 6000 руб. (5000 + 1000) – сформирована фактическая себестоимость сейфа;
Д 26 (44) К 10-9– 6000 руб. – списаны затраты, относящиеся к сейфу;
Д 68, субсчет «Расчеты по НДС» К 19-3– 1080 руб. (900 + 180) – НДС принят к вычету;
Д 60 К 51– 7080 руб. (5900 + 1180) – оплачены сейф и работы по его установке.
Основные средства стоимостью до 40 000 руб. (без НДС) можно списать в течение более одного отчетного периода (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Определить порядок списания таких расходов компании смогут самостоятельно, исходя из экономической целесообразности и срока использования этого имущества.
Пример.
В декабре отчетного года АО «Альфа» приобрело персональный компьютер.
В товарной накладной перечислена стоимость составных частей компьютера с учетом НДС:
системный блок – 48 380 руб.,
монитор – 4130 руб.,
клавиатура – 295 руб.,
мышь – 177 руб.
Итого стоимость компьютера – 52 982 руб. (в том числе НДС – 8082 руб.).
Названные составные части компьютера могут функционировать только в составе единого комплекса.
Решение.
Д 08-4 К 60– 44 900 руб. (52 982 – 8082) – оприходован компьютер (по стоимости составных частей без НДС);
Д 19-1 КР 60– 8082 руб. – учтена сумма НДС, отраженная в товарной накладной;
Д 60 К 51– 52 982 руб. – оплачен счет продавца.
Доставку компьютера (295 руб., в том числе НДС – 45 руб.) АО «Альфа» дополнительно оплатило наличными из кассы через подотчетное лицо:
Д 71 К 50– 295 руб. – выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера;
Д 76 К 71– 295 руб. – утвержден авансовый отчет подотчетного лица о транспортных расходах;
Д08-4 К76– 250 руб. (295 – 45) – плата за доставку учтена в первоначальной стоимости компьютера (на основании оправдательных документов, приложенных к авансовому отчету);
Д 19-1 КР 76– 45 руб. – учтен НДС по расходам на доставку (на основании оправдательных документов, приложенных к авансовому отчету).
Компьютер пригоден к использованию.
Д 01 К08-4– 45 150 руб. (44 900 + 250) – компьютер зачислен в состав основных средств;
Д 68, субсчет «Расчеты по НДС» К 19-1– 8127 руб. (8082 + 45) – произведен налоговый вычет НДС.
Объединять части ОС в единый инвентарный объект зачастую неудобно или невыгодно фирме. Между тем стоимость отдельных предметов не всегда можно включить в расходы единовременно. Так, различные части компьютера могут стоить не больше 40 000 рублей. Однако если общая стоимость отдельных частей объекта превысит эту сумму, то объект отражают как в бухгалтерском, так и в налоговом учете в составе амортизируемого имущества.
С 1 января 2016 года в налоговом учете амортизируемым считается имущество, первоначальная стоимость которого без НДС превышает 100 000 рублей. Новый норматив касается тех основных средств, которые компания ввела в эксплуатацию 1 января 2016 года или позднее.
Согласно ПБУ 6/01 (п. 6), при наличии у одного объекта «нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект».
Поэтому, чтобы учесть разные части ОС как отдельные объекты, нужно лишь установить разные сроки их полезного использования.
Так разрешено поступать и в налоговом учете: для основных средств, не указанных в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается фирмой в соответствии с техусловиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).
Пример.
В декабре отчетного года АО «Альфа» приобрело для бухгалтера новый компьютер за 40 000 руб. и бывший в употреблении принтер за 3000 руб. (суммы приведены без учета НДС).
Эти предметы используются как единое целое.
Однако их сроки полезного использования существенно различаются: для компьютера его продолжительность составляет 36 мес., а для принтера (с учетом времени его использования предыдущим собственником) – 24 мес.
Поэтому в единый инвентарный объект их объединить нельзя, хотя принтер без компьютера функционировать не может.
В учетной политике установлено, что объекты основных средств стоимостью не более 40 000 руб. учитываются в составе МПЗ.
Решение.
Д 10-9 К 60– 40 000 руб. – принят к учету компьютер;
Д10-9 К 60– 3000 руб. – принят к учету принтер;
Д 26 (44) К 10-9– 43 000 руб. (40 000 + 3000) – компьютер и принтер переданы для эксплуатации в бухгалтерию.
Поскольку компьютер и принтер учтены как материалы, бухгалтер оформил на них приходные ордера по форме № М-4 (утв. постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а).
Отпуск оргтехники в производство оформлен требованием-накладной по форме № М-11 (утв. тем же постановлением Госкомстата).
Как видно из примера, такой подход имеет свои преимущества.
Стоимость основных средств будет включена в расходы единовременно и бухгалтеру не придется начислять по ним амортизацию.
Но у этой учетной политики есть и недостаток: расходы, сосредоточенные в отчетном году, ухудшают финансовый результат фирмы.
Учет многолетних насаждений
При учете растений, срок жизни которых превышает один год, важно определить, относятся ли они к основным средствам.
Нередко бухгалтеры приходят к выводу, что многолетние деревья, кустарники и цветы не являются объектами ОС. Причина в том, что хотя срок полезного использования составляет более 12 месяцев, но стоимость каждого из растений, как правило, не превышает 40 000 рублей. На этом основании суммы, израсходованные на посадку, списывают в текущие расходы.
Согласно пункту 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», растения нужно оценивать не по отдельности, а как единый объект. Там сказано, что к основным средствам относятся в числе прочего многолетние насаждения.
В соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года № 1, имущество в виде насаждений многолетних декоративных озеленительных отнесено к десятой амортизационной группе.
Рассада и саженцы однолетних растений отражаются в бухучете на счете 10 «Материалы».
По завершении посадочных работ стоимость насаждений списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Если стоимость многолетних насаждений более 40 000 рублей, то их как единый инвентарный объект необходимо включать в состав ОС и в базу по налогу на имущество.
Многолетние растения стоимостью более 40 000 рублей отражаются так же, как и любые другие основные средства.
Сначала первоначальная стоимость формируется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». После окончания посадочных работ объект отражается по счету 01 «Основные средства».
Сумму «входного» НДС и ежемесячную амортизацию списывают в дебет счета 91.
Пример.
Фирма приобрела саженцы деревьев на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС 18% – 18 000 руб.).
Для проведения посадочных работ был привлечен подрядчик.
Стоимость его услуг составила 59 000 руб. (в т. ч. НДС 18% – 9000 руб.).
В мае текущего года работы были закончены, а объект введен в эксплуатацию.
Срок его полезного использования равен 32 годам (10-я амортизационная группа).
Решение.
Д 08 К60– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – отражены капвложения в многолетние насаждения на стоимость саженцев;
Д 19 К 60– 18 000 руб. – отражен «входной» НДС;
Д 08 К 60– 50 000 руб. (59 000 – 9000) – отражены капвложения в многолетние насаждения на стоимость посадочных работ;
Д 19 К60– 9000 руб. – отражен «входной» НДС;
Д91 К 19– 27 000 руб. (18 000 + 9000) – «входной» НДС списан на прочие расходы;
Д 01 К 08– 150 000 руб. (100 000 + 50 000) – многолетние насаждения введены в эксплуатацию.
Бухгалтер определил, что годовая норма амортизации составляет 3,125% (100% : 32 года).
Годовая сумма амортизационных отчислений равна 4687,50 руб. (150 000 руб. x 3,125%), а ежемесячная –
390,63 руб. (4687,50 руб. : 12 мес.).
В июне:
Д 91 К 02– 390,63 руб. – начислена амортизация.
Многолетние насаждения могут быть готовы к использованию только по мере достижения эксплуатационного возраста.
Минфин России также указывает, что капитальные вложения в многолетние насаждения и на коренное улучшение земель учитываются в составе основных средств (письмо Минфина России от 13 мая 2016 г. № 07-01-10/27366).
В конце отчетного года капитальные вложения, относящиеся к принятым в эксплуатацию площадям многолетних насаждений, достигших эксплуатационного возраста, включаются в состав основных средств.
При этом производятся соответствующие записи в инвентарных карточках по учету капитальных вложений в многолетние насаждения.
Затраты на выращивание многолетних насаждений, достигших эксплуатационного возраста, не увеличивают первоначальную стоимость основных средств, а относятся на расходы по обычным видам деятельности.
Если несколько растений погибают до истечения срока полезного использования объекта, нужно провести инвентаризацию и составить акт, где зафиксировать факт порчи. Затем оформить частичную ликвидацию и изменить первоначальную стоимость ОС (п. 14 ПБУ 6/01).
Пример
В отчетном году АО «Альфа» (учредитель) передало ООО «Бета» оборудование в качестве вклада в уставный капитал.
Установленная АО «Альфа» и подтвержденная оценщиком стоимость равна 500 000 руб. (без учета НДС).
Остаточная балансовая стоимость оборудования в учете «Альфа» составляет 550 000 руб.
На нее приходится НДС в сумме 99 000 руб. (550 000 руб. x 18%).
Расходы «Бета» по доставке оборудования составили 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.).
Решение.
Д 75-1 К 80– 500 000 руб. – отражена задолженность «Актива» по вкладу в уставный капитал;
Д 08-4 К 75-1– 500 000 руб. – принято к учету полученное оборудование;
Д 19-1 К 83– 99 000 руб. – учтен НДС по оборудованию (письмо Минфина России от 19 декабря 2006 г. № 07-05-06/302);
Д 08-4 К 60– 10 000 руб. (11 800 – 1800) – отражены транспортные расходы;
Д 19-1 К 60– 1800 руб. – учтен НДС по транспортным расходам;
Д 01 К 08-4– 510 000 руб. (500 000 + 10 000) – оборудование включено в состав основных средств;
Д 68, субсчет «Расчеты по НДС» К 19-1– 100 800 руб. (99 000 + 1800) – принят к вычету НДС.
Пример.
В декабре отчетного года АО «Альфа» получило безвозмездно от некоммерческой организации технологическое оборудование.
Его рыночная цена составила 360 000 руб. (в том числе НДС).
Решение.
Д 08-4 К 98-2– 360 000 руб. – оприходовано безвозмездно полученное оборудование по рыночной цене;
Д 01 К 08-4– 360 000 руб. – оборудование включено в состав основных средств.
При исчислении налога на прибыль стоимость оборудования (360 000 руб.) учитывают в составе внереализационных доходов.
Если остаточная стоимость ОС больше, чем рыночная цена, то в налоговом учете их отражают по остаточной, а в бухгалтерском – по рыночной стоимости. Следовательно, стоимость такого имущества в бухгалтерском и налоговом учете будет различаться.
Стоимость ОС, учтенную в составе доходов будущих периодов, нужно списать по мере начисления амортизации.
Д 20 (23, 44, ...) К 02– начислена амортизация по безвозмездно полученному основному средству;
Д 98-2 КР 91-1– соответствующая сумма доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов.
Для целей налогообложения стоимость безвозмездно полученных основных средств повторно (по мере амортизации) в доходах не учитывается.
Пример.
АО «Альфа» получило от органа местного самоуправления субсидию на приобретение хлебопекарного оборудования в сумме 1 180 000 руб.
Эти средства оно израсходовало в установленный срок по назначению.
Монтаж оборудования выполнен собственными силами.
Зарплата рабочих с социальными отчислениями на нее составила 100 000 руб. (софинансирование).
Решение.
Д 51 К 86– 1 180 000 руб. – получена государственная помощь;
Д 60 К 51– 1 180 000 руб. – произведена предоплата за оборудование;
Д 08-4 К 60– 1 000 000 руб. (1 180 000 – 180 000) – поступило хлебопекарное оборудование (без учета НДС);
Д 19-1 К 60– 180 000 руб. – предъявлен поставщиком НДС;
Д 68, субсчет «Расчеты по НДС» К19-1– 180 000 руб. – принят к вычету (п. 3 письма Минфина России от 24 сентября 2010 г. № 03-0306/1/615);
Д 08-4 К 70, 69– 100 000 руб. – отражены расходы на монтаж оборудования силами собственного персонала;
Д01, субсчет «Основные средства в запасе» К 08-4– 1 100 000 руб. (1 000 000 + 100 000) – хлебопекарное оборудование включено в состав основных средств;
Д 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации» К 01, субсчет «Основные средства в запасе»– 1 100 000 руб. – хлебопекарное оборудование введено в эксплуатацию;
Д 86 К98-2– 1 100 000 руб. – в связи с вводом оборудования в эксплуатацию отражено целевое использование бюджетных средств.
В последующем счет 98 списывается на прочие доходы (счет 91) по мере начисления амортизации оборудования, как и в случае безвозмездного поступления основных средств.
Пример.
В отчетном году АО «Альфа» завершило строительство административного здания.
Строительство велось подрядным способом.
Стоимость всех работ составила 2 360 000 руб. (в том числе НДС – 360 000 руб.). Решение
Д 08-3 К 60– 2 000 000 руб. (2 360 000 – 360 000) – учтена стоимость строительных работ;
Д 19-1 К 60– 360 000 руб. – учтена сумма НДС, предъявленная подрядчиком;
Д68, субсчет «Расчеты по НДС» К 19-1– 360 000 руб. – принят к вычету НДС;
Д 08-3 К 96, субсчет «Государственные пошлины за регистрацию»
– 22 000 руб. – учтена госпошлина, подлежащая оплате;
Д 01, субсчет «Основные средства, не прошедшие госрегистрацию» К08-3
– 2 022 000 руб. (2 000 000 + 22 000) – учтено построенное здание при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию.
В связи с государственной регистрацией здания нужно сделать проводки:
Д 68, субсчет «Государственные пошлины» К 51– 22 000 руб. – уплачена госпошлина за регистрацию здания;
Д\ 96, субсчет «Государственные пошлины за регистрацию» К\ 68, субсчет «Государственные пошлины»– 22 000 руб. – произведена регистрация права на здание;
Д 01, субсчет «Здания и сооружения» К 01, субсчет «Основные средства, не прошедшие госрегистрацию»– 2 022 000 руб. – построенный объект зачислен в состав основных средств;
Д 60 К 51– 2 360 000 руб. – оплачены расходы по строительству.
При хозяйственном способе строительные работы фирма выполняет самостоятельно. А все затраты, связанные со строительством (стоимость строительных материалов, амортизация основных средств, используемых для строительства, заработная плата рабочих и т. п.), учитываются по дебету счета 08.
В учете это отражают так:
Д 08-3 К10 (02, 70, 69, ...)– отражены затраты на строительные работы, выполненные собственными силами.
Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете.
Стоимость строительно-монтажных работ для собственного потребления организации облагают НДС.
При этом сумма налога, начисленная при выполнении работ, подлежит вычету только при условии, что построенный объект предназначен для осуществления операций, облагаемых НДС.
Сумму НДС со стоимости строительно-монтажных работ можно принять к вычету в момент начисления налога, то есть на конец квартала.
Пример.
В октябре отчетного года АО «Альфа» начало возводить ангар (без фундамента). Строительство ведется хозспособом.
Затраты по строительству составили 1 190 000 руб., в том числе:
• стоимость материалов – 590 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.);
• зарплата строительных рабочих (с учетом взносов на ОПС, ОМС и ОСС, включая взносы «по травме») – 400 000 руб.;
• амортизация строительных машин и оборудования – 200 000 руб.
Решение
Д 10 К 60– 500 000 руб. (590 000 – 90 000) – оприходованы материалы для строительства;
Д 19-1 К 60– 90 000 руб. – учтен НДС по оприходованным материалам;
Д 68, субсчет «Расчеты по НДС» К 19-1– 90 000 руб. – НДС принят к вычету;
Д 60 К 51– 590 000 руб. – оплачены материалы;
Д 08-3 К 10– 500 000 руб. – списаны материалы на строительство;
Д 08 К70, 69– 400 000 руб. – начислены зарплата, взносы на ОПС, ОМС и ОСС;
Д 08-3 К02– 200 000 руб. – начислена амортизация по строительному оборудованию.
В декабре ангар был готов к использованию.
Д01 К 08-3– 1 100 000 руб. (500 000 + 400 000 + 200 000) – ангар включен в состав основных средств.
записи 31 декабря:
Д19-1 К 68, субсчет «Расчеты по НДС»– 198 000 руб. ((500 000 + 400 000 + 600 000) руб. x 18%) – начислен НДС в бюджет при выполнении строительно-монтажных работ собственными силами на последнее число налогового периода;
Д 68, субсчет «Расчеты по НДС» К19-1– 198 000 руб. – НДС принят к вычету на момент определения налоговой базы.
Если строительство ведется хозяйственным способом, то стоимость ОС формируют в налоговом учете в том же порядке, что и стоимость готовой продукции на складе (абз. 9 п. 1 ст. 257 НК РФ).
Порядок расчета стоимости готовой продукции на складе содержится в пункте 2 статьи 319 Налогового кодекса.
В стоимость готовой продукции включают только прямые расходы.
К таким расходам, в частности, можно отнести:
• материальные затраты в части расходов на покупку сырья и материалов, а также комплектующих изделий и полуфабрикатов;
• расходы на оплату труда строительных рабочих;
• расходы на оплату обязательных взносов на ОПС, ОМС и ОСС с зарплаты строительных рабочих;
• амортизацию по строительным машинам и оборудованию.
Конкретный перечень прямых расходов нухно установить в учетной политике фирмы (ст. 318 НК РФ). Все остальные расходы считают косвенными.
Пример.
В отчетном году АО «Альфа» решило улучшить технические характеристики компьютера. Его первоначальная стоимость составляла 48 000 руб.
В результате проведенных работ был заменен процессор на более мощный и установлен CD-дисковод.
Стоимость всех работ (с учетом стоимости новых деталей) составила 7080 руб. (в том числе НДС – 1080 руб.).
Решение.
Д 60 К 51– 7080 руб. – оплачена стоимость работ;
Д 08, субсчет «Увеличение стоимости основных средств» К 60– 6000 руб. (7080 – 1080) – учтены затраты на модернизацию;
Д 19-1 К 60– 1080 руб. – учтен НДС;
Д 01 К 08, субсчет «Увеличение стоимости основных средств»– 6000 руб. – на сумму расходов по модернизации увеличена первоначальная стоимость компьютера;
Д 68, субсчет «Расчеты по НДС» К19-1– 1080 руб. – произведен вычет по НДС.
Расходы не должны включаться в стоимость основных средств, если они не носят капитальный характер.
Расходы считаются некапитальными, если показатели работы ОС не улучшаются или улучшаются незначительно.
Такие расходы по основным средствам в их стоимость не включают и учитывают в составе текущих расходов отчетного периода.
Пример
В административном подразделении АО «Альфа» используется автомобиль, на который дополнительно установлены:
• противотуманные фары стоимостью 1200 руб.;
• замок топливного бака стоимостью 150 руб.
Комплектующие были приобретены в розничной торговле, счета-фактуры на них отсутствуют, поэтому НДС по ним к вычету не принимается.
В данном случае дооборудование автомобиля носит некапитальный характер.
Решение.
Д 71 К 50– 1350 руб. (1200 + 150) – выданы деньги под отчет для покупки комплектующих;
Д 10 К71– 1350 руб. – оприходованы комплектующие;
Д 26 К10– 1350 руб. – списана стоимость комплектующих.
В результате проведенных работ стоимость автомобиля, по которой он числится в балансе не изменится.
Переоценка
Коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать основные средства.
Если в результате первоначальной переоценки стоимость основных средств увеличилась, то сумму увеличения относят в кредит счета 83 «Добавочный капитал».
В учете делают проводки:
Д 01 К 83– увеличена стоимость ОС в результате переоценки;
Д 83 К 02– доначислена амортизация ОС в результате его переоценки.
Если в результате первоначальной переоценки стоимость основных средств уменьшилась, то сумму уценки относят на финансовый результат в качестве прочих расходов. Это отражают проводками:
Д 91-2 К 01– уценен объект основных средств, который ранее не дооценивался;
Д 02 К 91-2– уменьшена амортизация уцененного объекта, который ранее не дооценивался.
В ходе переоценки можно увеличить стоимость тех основных средств, которые ранее были уценены.
Тогда сумму дооценки, равную сумме предыдущей уценки, относят на финансовый результат в качестве прочих доходов.
Превышение суммы дооценки над суммой уценки включают в состав добавочного капитала.
Пример.
На балансе АО «Альфа» числится станок.
По состоянию на 31 декабря 2016 года станок был переоценен.
Первоначальная стоимость станка была уменьшена на 4000 руб., а сумма амортизации – на 1000 руб.
По состоянию на 31 декабря 2017 года вновь была произведена переоценка станка. Первоначальная стоимость станка была увеличена на 12 000 руб., а сумма амортизации – на 3000 руб.
Решение.
Д 91-2 К01– 4000 руб. – отражена первоначальная уценка станка;
Д 02 КР 91-2– 1000 руб. – отражено уменьшение амортизации в связи с первоначальной уценкой.
Результаты переоценки станка по состоянию на конец отчетного 2017 года нужно отразить так:
Д 01 К 91-1– 4000 руб. – отражена дооценка станка в пределах предыдущей уценки;
Д 01 К 83– 8000 руб. (12 000 – 4000) – отражена дооценка станка сверх предыдущей уценки;
Д 91-1 К 02– 1000 руб. – увеличена амортизация станка в пределах предыдущей уценки;
Д 83 К02– 2000 руб. (3000 – 1000) – увеличена амортизация станка сверх предыдущей уценки.
В ходе переоценки можно и уменьшить стоимость тех объектов основных средств, которые ранее были дооценены.
Тогда сумма уценки, равная сумме предыдущей дооценки, уменьшает добавочный капитал.
Превышение суммы уценки над суммой дооценки относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.
Пример.
\На балансе АО «Альфа» числится станок.
По состоянию на 31 декабря 2016 года станок был переоценен. Первоначальная стоимость станка была увеличена на 4000 руб., а сумма амортизации – на 1000 руб.
По состоянию на 31 декабря 2017 года вновь была проведена переоценка станка. Первоначальная стоимость станка была уменьшена на 12 000 руб., а сумма амортизации – на 3000 руб.
Результаты переоценки станка по состоянию на конец 2017 года бухгалтер «Актива» должен отразить так:
Д 83 К 01– 4000 руб. – отражена уценка станка в пределах предыдущей дооценки;
Д 91-2 К 01– 8000 руб. (12 000 – 4000) – отражена уценка станка сверх предыдущей дооценки;
Д 02 К 83– 1000 руб. – уменьшена амортизация станка в пределах предыдущей дооценки;
Д 02 К 91-2– 2000 руб. (3000 – 1000) – уменьшена амортизация станка сверх предыдущей дооценки.
На стоимость основных средств, по которой они числятся в налоговом учете, переоценка не влияет.
Увеличилась ли в результате «бухгалтерской» переоценки стоимость основных средств или уменьшилась, в налоговом учете вы должны начислять амортизацию в том же порядке и в тех же суммах, что и до переоценки.
Если рыночная стоимость основных средств уменьшается, их переоценивают с целью экономии налога на имущество.
Правда, движимое имущество, принятое с 2013 года на учет в качестве основных средств, освобождается от обложения налогом на имущество (п. 25 ст. 381 НК РФ).
Но с 1 января 2015 года этой льготы лишены объекты, принятые на учет в результате:
• реорганизации или ликвидации фирмы;
• передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.
В то же время переоценке подлежат не единичные объекты, а группы однородных объектов основных средств (п. 15 ПБУ 6/01).
Движимое имущество, принятое с 2013 года на учет в качестве основных средств, освобождается от обложения налогом на имущество (п. 25 ст. 381 НК РФ). Этой льготы лишены объекты, принятые на учет в результате:
• реорганизации или ликвидации фирмы;
• передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.
Налог на имущество рассчитывают исходя из той стоимости основных средств, по которой они числятся в бухгалтерском учете. Раз «бухгалтерская» стоимость основных средств понизилась, налог на имущество нужно платить в меньшей сумме.
Пример.
На 1 января 2017 г. в учете ООО «Ласпи» числится оборудование, которое раньше не переоценивалось.
Его первоначальная стоимость составляет 800 000 руб.
По оборудованию начислена амортизация в сумме 200 000 руб.
Остаточная стоимость оборудования составляет 600 000 руб. (800 000 – 200 000).
В отчетном году фирма решила его переоценить. В результате переоценки по состоянию на 31 декабря 2017 года стоимость оборудования была уценена в два раза (на основании данных экспертизы, проведенной оценочной фирмой). Таким образом, после переоценки первоначальная стоимость оборудования в бухгалтерском учете составит 400 000 руб. (800 000 руб. : 2), сумма начисленной амортизации – 100 000 руб. (200 000 руб. : 2).
Остаточная стоимость оборудования на 31 декабря 2017 года – 300 000 руб. (400 000 – 100 000). Оборудование приобретено до 1 января 2013 года, поэтому его остаточная стоимость войдет в расчет налоговой базы по налогу на имущество.
В дальнейшем налог на имущество и амортизацию будет рассчитываться с учетом новой (уцененной) стоимости оборудования, а амортизация в налоговом учете – исходя из его прежней стоимости (800 000 руб.).
Дооценка основных средств применяется, когда фирма хочет представить свое финансовое положение в более выгодном свете. Таким путем можно повысить стоимость чистых активов.
Частичная ликвидация
ОС могут быть частично ликвидированы (например, из компьютера удалены блоки, со станка снято дополнительное оборудование, часть здания демонтирована и т. п.).
В результате первоначальная стоимость ОС уменьшится.
В налоговом учете затраты на частичную ликвидацию основных средств учитывают в составе внереализационных расходов. Они уменьшают облагаемую прибыль фирмы (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в порядке, установленном пунктом 13 статьи 259.2 Налогового кодекса.
В соответствии с этим порядком, при ликвидации выводимых из эксплуатации ОС налогоплательщик на дату вывода этого объекта исключает из состава амортизационной группы (подгруппы), но без изменения суммарного баланса. Поэтому если был выбран нелинейный метод, то сумму недоначисленной амортизации нужно продолжать списывать в рамках суммарного баланса амортизационной группы, а не единовременно в составе внереализационных расходов.
Материалы, которые остались после частичной ликвидации ОС, приходуют по рыночной стоимости и учитывают как внереализационные доходы (п. 13 ст. 250 НК РФ). Их стоимость увеличивает облагаемую прибыль.
Эти правила применяют как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Пример.
В декабре отчетного года АО «Альфа» ликвидировало пристройку к зданию склада.
Стоимость здания – 3 200 000 руб.
Инвентарная стоимость пристройки – 400 000 руб.
Расходы, связанные с ликвидацией части здания (демонтаж оборудования, разборка здания и т. п.), составили 8000 руб.
В результате частичной ликвидации оприходованы материалы стоимостью 12 000 руб.
Решение.
Д 91-2 К 01– 400 000 руб. – списана стоимость пристройки;
Д02 К 91-2– 25 000 руб. – списана амортизация, приходящаяся на ликвидированную часть;
Д 91-2 К 23 (70, 69, ...)– 8000 руб. – списаны расходы, связанные с ликвидацией пристройки;
Д10 К 91-1– 12 000 руб. – оприходованы материалы, полученные при ликвидации пристройки.
В результате стоимость ОС уменьшится на 400 000 руб. как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Обоснование списания ОС
Списание с бухгалтерского учета основных средств требует обоснования.
На это указывает Минфин России в письме от 25 декабря 2015 года № 07-01-06/76480.
Объект относится к основным средствам при одновременном выполнении следующих условий (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н):
• объект предназначен для длительного использования (свыше 12 месяцев) или обычного производственного цикла, превышающего 12 месяцев;
• объект не предназначен на продажу;
• объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
• объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд или для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
При обосновании списания объекта основных средств необходимо подтвердить прекращение действия хотя бы одного из этих условий.
Продажа, безвозмездная передача, передача в качестве вклада в уставный капитал другой фирмы, служащие основаниями для списания основного средства, подтверждаются соответствующими договорами, актами приема-передачи, счетами-фактурами (если они нужны), внутренними распорядительными документами. Принятие таких решений уже говорит о том, что объекты, в отношении которых они приняты, после совершения сделок уже не будут приносить экономическую выгоду.
Неспособность ОС приносить экономическую выгоду наступает также вследствие его физического или морального износа, что также необходимо подтвердить.
Основные средства, участвующие в процессе производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики.
Под физическим износом понимается ухудшение технико-экономических и социальных характеристик объекта под воздействием процесса труда (интенсивности, особенностей технологии использования, количества и качества ремонта, уровня агрессивности внешней среды и т. д.).
Моральный износ (обесценивание) проявляется в том, что основное средство по своей конструкции, производительности, экономичности перестает соответствовать требованиям для выпуска продукции необходимого качества.
Для установления физического и морального износа и того, возможно ли восстановление объекта, будет ли оно эффективным и насколько целесообразно его дальнейшее использование, приказом руководителя фирмы создается комиссия.
Она дает свое заключение и составляет документацию при выбытии объектов.
В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.
Для участия в работе комиссии можно приглашать сторонних специалистов (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н).
В компетенцию комиссии входит (п. 78 Методических указаний):
• осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации и данных бухгалтерского учета;
• выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;
• составление акта на списание объекта основных средств.
Комиссия также решает, возможно ли дальше использовать отдельные узлы, детали, материалы, полученные при демонтаже выбывающего объекта (например, для текущего ремонта рабочего оборудования или на продажу). Устанавливается их оценка по количеству и по стоимости, исходя из рыночных цен, а также сохранность. После принятия решения о списании объекта комиссия составляет акт, в котором указываются все данные о списываемом объекте, включая исходные. Акт утверждает руководитель организации (п. 78 Методических указаний).
Пример.
ООО «Альфа» приобрело станок и 5 апреля отчетного года приняло его к учету по счету 01 «Основные средства».
Станок введен в эксплуатацию в июне.
Амортизацию по станку нужно начислять с мая.
Начисление амортизации прекращают с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда ОС полностью самортизировано или списано с баланса фирмы.
Пример.
ООО «Альфа» продало станок 5 августа 2017 года.
Несмотря на это, амортизация за август должна быть начислена по нему в полной месячной сумме.
Если ОС полностью самортизированы (то есть сумма начисленной по нему амортизации равна его первоначальной стоимости), то его остаточная стоимость равна нулю.
Следовательно, стоимость таких ОС в балансе не отражают. Начислять амортизацию невозможно.
Начисление амортизации в учете нужно отражать по кредиту счета 02 и дебету соответствующего счета затрат.
Для этого в учете делают запись:
Д 08 (20, 23, 25, 26, 29, 44, 91) К 02– начислена амортизация основных средств.
Линейный способ
Линейный способ предполагает равномерное начисление амортизации в течение всего срока полезного использования основного средства.
Пример.
В декабре 2016 года АО «Альфа» приняло к учету в составе основных средств станок.
Первоначальная стоимость станка – 240 000 руб. (без НДС).
Срок полезного использования – пять лет.
При использовании линейного метода ежегодно должна амортизироваться 1/5 стоимости станка.
Прежде всего определите годовую норму амортизации.
Для этого первоначальную стоимость станка примем за 100%.
Годовая норма амортизации составит 20% (100% : 5 лет). Следовательно, годовая сумма амортизации составит 48 000 руб. (240 000 руб. x 20%).
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 4000 руб. (48 000 руб. : 12 мес.).
Ежемесячно начиная с января 2017 г. в течение пяти лет бухгалтер «Актива» должен делать проводку:
Д 20 К02– 4000 руб. – начислена амортизация станка за отчетный месяц.
В налоговом учете начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Способ уменьшаемого остатка
При начислении амортизации этим способом годовая норма амортизации определяется так же, как и при линейном способе.
Однако начисление амортизации производится исходя не из первоначальной, а из остаточной стоимости основного средства на начало каждого отчетного года.
Пример.
Вернемся к предыдущему примеру.
Годовая норма амортизации по станку составит 20% (100% : 5 лет).
В первый год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит 48 000 руб. (240 000 руб. x 20%).
Остаточная стоимость станка на конец первого года – 192 000 руб. (240 000 – 48 000).
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений – 4000 руб. (48 000 руб. : 12 мес.).
Д 20 К 02– 4000 руб. – начислена амортизация станка за отчетный месяц.
За второй год годовая сумма амортизации составит 38 400 руб. (192 000 руб. x 20%).
Остаточная стоимость станка на конец второго года составит 153 600 руб. (192 000 – 38 400). Сумма ежемесячных амортизационных отчислений – 3200 руб. (38 400 руб. : 12 мес.).
Ежемесячно в течение второго года, то есть на протяжении 2018 г., бухгалтер «Актива» будет делать проводку:
Д 20 К02– 3200 руб. – начислена амортизация станка за отчетный месяц.
В третий, четвертый и пятый годы амортизация будет начисляться аналогично – от остаточной стоимости станка на начало каждого года.
В течение срока полезного использования полностью списать первоначальную стоимость основного средства по этому способу невозможно.
Но если остаточная стоимость объекта стала несущественной, его амортизацию можно не продолжать, а доначислить единовременно, так, чтобы остаточная стоимость объекта стала нулевой. Такая учетная политика отвечает требованию рациональности.
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования
При использовании этого способа начисление амортизации производится исходя из первоначальной стоимости станка по формуле:
Годовая сумма амортизации=Количество лет, оставшихся до конца срока службы основного средства : Сумма чисел лет срока полезного использования основного средства x Первоначальная стоимость основного средства
Пример.
Снова вернемся к примеру со станком.
Срок полезного использования станка – пять лет.
Следовательно, сумма чисел лет срока полезного использования станка составит:
1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15 лет.
В первый год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит:
5 лет : 15 лет x 240 000 руб. = 80 000 руб.
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений – 6666,7 руб. (80 000 руб. : 12 мес.).
Ежемесячно в течение первого года бухгалтер «Актива» будет делать проводку:
Д 20 К02– 6666,7 руб. – начислена амортизация станка за отчетный месяц.
В балансе на 31 декабря 2017 г. по строке 1150 будет указана остаточная стоимость станка в сумме 160 000 руб. (240 000 – 80 000).
За второй год годовая сумма амортизации составит:
4 года : 15 лет x 240 000 руб. = 64 000 руб.
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений – 5333,3 руб. (64 000 руб. : 12 мес.).
Ежемесячно в течение второго года бухгалтер «Актива» будет делать проводку:
Д 20 К 02– 5333,3 руб. – начислена амортизация станка за отчетный месяц.
В третий, четвертый и пятый годы амортизация будет начисляться аналогично.
Способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг)
При этом способе амортизацию начисляют исходя из количества выпущенной продукции (объема выполненных работ, оказанных услуг) с использованием того или иного основного средства. Как это сделать, покажет пример.
Пример.
В сентябре отчетного года АО «Актив» приняло к учету станок первоначальной стоимостью 120000 руб.
Согласно технической документации, станок рассчитан на выпуск 1000 единиц готовой продукции.
Однако он начал эксплуатироваться лишь в декабре отчетного года. В этом месяце с его помощью было выпущено 90 единиц продукции.
В связи с этим по станку должна быть начислена амортизация в сумме:
90 шт. : 1000 шт. x 120 000 руб. = 10 800 руб.
В декабре бухгалтер «Актива» сделал проводку:
Д 20 К02– 10 800 руб. – начислена амортизация станка.
В январе следующего года фактический выпуск продукции составил 50 единиц. Сумма амортизации составит:
50 шт. : 1000 шт. x 120 000 руб. = 6000 руб.
В феврале фактический выпуск продукции составил 30 единиц. Сумма амортизации за февраль будет рассчитана так:
30 шт. : 1000 шт. x 120 000 руб. = 3600 руб.
В дальнейшем амортизация по станку начисляется в аналогичном порядке.
Пример.
В октябре 2017 года АО «Альфа» приобрело подержанный станок.
Договорная стоимость станка – 120 000 руб. (без НДС).
Амортизация по нему будет начисляться линейным методом.
Станок был включен в состав основных средств в ноябре 2017 года.
Бухгалтер определил, что срок полезного использования нового станка – 10 лет. По данным прежнего владельца, станок уже отработал шесть лет. Следовательно, срок полезного использования станка – четыре года (10 – 6), то есть 48 месяцев (4 x 12 мес.).
Месячная норма амортизации по станку составит: 100% : 48 мес. = 2,083%.
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит:
120 000 руб. x 2,083% = 2499,6 руб.
Амортизация по станку должна начисляться с декабря.
В балансе на 31 декабря 2017 г. по строке 1150 указывают остаточную стоимость станка в сумме 118 тыс. руб. (117 500,4 = 120 000 – 2499,6).
Если ОС уже полностью отработали свой срок, можно определить срок его полезного использования самостоятельно.
В этой ситуации нужно учитывать период, в течение которого ОС еще может проработать. Если этот срок – менее 12 месяцев, то объект к основным средствам не относится.
Пример.
На балансе числится станок. Он включен в состав основных средств в январе 2010 г.
Срок полезного использования станка – семь лет.
Амортизация по нему начисляется линейным методом.
Начисление амортизации заканчивается в феврале 2017 г. (84 мес.).
Норма месячной амортизации составит: (1 мес. : 84 мес.) x 100% = 1,19%.
В сентябре 2010 года станок был переведен на консервацию.
Период консервации – шесть месяцев.
После расконсервации амортизация на станок будет начисляться по той же норме (1,19%), но завершится она в августе 2017 г.
Пример.
В прошлом году предприятие приобрело станок. Первоначальная стоимость станка – 240 000 руб.
Срок полезного использования был установлен в пять лет. Амортизация начисляется линейным методом.
В отчетном году станок был модернизирован. Его стоимость увеличилась до 300 000 руб., срок полезного использования – до семи лет. На момент проведения модернизации станок проработал один год, и на него была начислена амортизация в сумме 48 000 руб.
Новая годовая норма амортизации по станку составит:
100% : (7 лет – 1 год) = 16,667%.
Годовая сумма амортизационных отчислений составит:
(300 000 руб. – 48 000 руб.) x 16,667% = 42 000 руб.
Ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит: 42 000 руб. : 12 мес. = 3500 руб.
Пример.
Основной вид деятельности предприятия – предоставление в аренду строительных машин.
В отчетном году приобретен экскаватор.
Стоимость экскаватора – 472 000 руб. (в том числе НДС – 72 000 руб.).
За регистрацию экскаватора была заплачена госпошлина в сумме 2350 руб.
Решение.
Д 08 К 60– 400 000 руб. (472 000 – 72 000) – оприходован экскаватор;
Д 19-1 К 60– 72 000 руб. – учтена сумма НДС по экскаватору;
Д 68, субсчет «Государственные пошлины» К 51– 2350 руб. – оплачена государственная пошлина за регистрацию экскаватора;
Д 08 К68, субсчет «Государственные пошлины»– 2350 руб. – пошлина за регистрацию учтена при формировании первоначальной стоимости экскаватора.
Может оказаться, что в отчетном году экскаватор не готов к использованию – например, если он не полностью укомплектован необходимым для эксплуатации оборудованием. Тогда его стоимость нужно отразить по строке 1190 годового бухгалтерского баланса.
Если же все необходимые капитальные вложения в экскаватор завершены, то должны отразить в учете:
Д 03 К 08– 402 350 руб. – экскаватор зачислен в состав доходных вложений в материальные ценности;
Д 68, субсчет «Налог на добавленную стоимость» К19-1– 72 000 руб. – НДС принят к вычету.
А далее экскаватор подлежит амортизации, как если бы он учитывался в составе основных средств.
В бухгалтерском балансе не предусмотрена отдельная строка для отражения вложений во внеоборотные активы, включая незавершенное строительство.
Поэтому такую информацию нужно отразить в строке 1190 «Прочие внеоборотные активы».
По строке 1160 капитальные вложения показывать нельзя, т. к. они не отвечают требованиям, в соответствии с которыми актив принимают к учету в качестве объекта основных средств (п. 3 и 4 ПБУ 6/01).
Тема 2. Учет основных средств.
Согласно ПБУ 6/01, основные средства – это активы, которые предназначены для использования в качестве средств труда более одного года (например, здания, станки и оборудование, вычислительная техника, транспорт) или сдаются в аренду (лизинг). |
Таким образом, стоимость имущества со сроком службы более года
(независимо от его цены) учитывают на счете 01 «Основные средства»
Из этого правила есть исключение.
Если основные средства стоят не дороже
40 000 рублей, то их можно учесть в составе МПЗ (п. 5 ПБУ 6/01), организовав соответствующий контроль за движением такого инвентаря в целях его сохранности.
Можно установить и меньший лимит стоимости основных средств, которые списывают сразу после их передачи в эксплуатацию. Об этом необходимо написать в бухгалтерской учетной политике.
Имущество учитывают в составе основных средств, если одновременно выполнены следующие условия:
• предназначено для использования в производстве или для управленческих нужд фирмы;
• имущество будут использовать свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла;
• фирма не собирается его перепродавать;
• имущество может приносить доход.
Единица учета основных средств – это инвентарный объект. Таким объектом может быть:
• отдельный предмет (например, шкаф, автомобиль, холодильник и т. д.);
• единый комплекс из нескольких предметов, которые смонтированы на общем фундаменте или имеют общее управление (например, персональный компьютер, в состав которого входят системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 627.