Виды понятий и отношения между ними
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятия делятся на виды по объему и содержанию.

- По объему понятия делятся на:

1) единичные – понятия, представляющие собой одноэлементный класс, например, пла­нета Земля, столица Англии, Оксфордский университет;

2) общие или универсальные понятия, которые вклю­чают всю совокупность предметов исследуемой области, например, планеты Солнечной системы, жители Украины, государства мира или города мира;

3) пустые или нулевые понятия, не содержащие ни одно­го предмета, например, абсурд или кентавры, циклопы и др. мифические персонажи.

- По содержанию понятия делятся на:

1) конкретные – понятия, в которых мыслятся сами предметы, обладающие относительной самостоятельностью существования: дуб, дом, крыша, дорога, машина, творческий замысел, романс, роман «Красное и черное» и др.;

2) абстрактные – понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между ними, не существующие самостоятельно: форма, красота, справедливость, стойкость, координация, субординация и т.п.;

3) соотносительные или коррелятивные – понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: добро, зло; родители, дети; учитель, ученик; и др.;

4) безотносительные – предмет мыслится существующим в достаточной мере самостоя­тельно: человек, город, деревня, наука, искусство, учеба и др.;

5) положительные – характеризуют в пред­мете наличие того или иного качества или от­ношения: грамотный человек, талант, щедрость, честь и т.п.;

6) отрицательные – означают, что указан­ное качество отсутствует: неграмотный, недобросовестный, не-человек, бескомпромиссный и т.п.;

7) собирательные – понятия, в ко­торых группа однородных предметов мыслится как единое целое: отряд, полк, коллектив, стадо, стая, созвездие, и пр.; бывают: общими: роща, учащиеся данного класса, и единичными: созвездие «Большая Медведица», библиотека имени Т.Г. Шевченко;

8) несобирательные – понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии: растение, море, река, ручка, карандаш, игрушка и т.д.; так, о каждой данной игрушке можно сказать, что она является игрушкой, и это утверждение будет истинным.

Примеры:

- «коллектив» – общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное понятие;

- «недобросовестность» – общее, конкретное, безотносительное, отрицательное, несо­бирательное понятие;

- «муж» – общее, конкретное, соотносительное, положительное, несобирательное понятие.

Предметы находятся в определенных отношениях и взаимосвязи. Отражающие их понятия так­же находятся в определенных отношениях. Понятия, не имеющие общих признаков, на­зываются несравнимыми: человек и вулкан, романс и кирпич, шило и мыло и т.д. Понятия, в содержании которых имеются общие признаки, называются сравнимыми: книга и учебник.

При этом сравнимые понятия делятся по объему на совмес­тимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (их объемы не имеют общих элементов). Между сравнимыми понятиями складываются следующие логические отношения:

1) равнозначность или тождество. В подобном отношении находятся понятия, объем которых совпадает полностью, хотя содержание может различаться. Приме­ры: Ленинград и Санкт-Петербург, Лондон и столица Англии, М.Ю. Лермонтов и автор поэмы «Мцыри».

2) пересечение или перекрещивание. Это отношение существу­ет между понятиями, объемы которых совпадают лишь частично, перекрещиваются: гражданин Украины и украинец, горожанин и садовод, студент и меломан.

3) подчинение или субординация. В таком от­ношении находятся понятия, из которых одно входит в объем другого, но не исчерпывает его, а составляет лишь часть. Это отношение рода и вида: металл и золото, дере­во и береза, хищник и тигр, музыкальный инструмент и скрипка. В отношении подчинения родовое понятие будет подчиняющим, а видовое подчиненным.

4) соподчинение. Данное отношение суще­ствует между понятиями, объемы которых различны и входят в объем общего для них понятия; это понятия, имеющие об­щий род и, взятые в отдельности, подчиненные ему как виды: мужчина, женщина и человек или роза, фиалка, тюльпан и цветы.

5) противоположность или контрарность. В данном отношении находятся понятия, выражающие наличие у предметов каких-либо признаков, которые носят противоположный характер. При этом, будучи взаимоисключающими по содержанию, эти понятия могут не исчерпывать объема родового понятия: красный цвет и черный цвет, великан и карлик, отличник и неуспевающий.

6) противоречие или контрадикторность. Это отношение между понятиями, одно из которых выражает наличие у предмета каких-либо признака, а другое – его отсутствие, не заменяя при этом его никакими другими признаками, т.е. отношение между положительными и отрицательными понятиями. Особенностью данного отношения является то, что, исключая друг друга по содержанию в рамках общего для них рода понятия по объему полностью исчерпывают объем родового понятия. Пример: громкая речь и негромкая речь, смелость и несмелость, щедрость и нещедрость, живое и неживое, металл и неметалл, дорогой товар (А) и недорогой товар (не-А).

В традиционной (формальной) логике соотношения меж­ду данными понятиями принято изображать схе­матически при помощи кругов швейцарского ученого-математика XVIΙΙ века Леонарда Эйлера.

Сравнимые понятия


 

Совместимые
Несовместимые
Противоречащие
Равнозначные  
Противоположные
Соподчиненные
Подчиняющие и подчиненные
Пересекающиеся

 


Сравнимые понятия
Совместимые
Несовместимые
А, В
В
  А
А
В
        С
А
В
А  В
А  В

 

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 218.