Понятия делятся на виды по объему и содержанию.
- По объему понятия делятся на:
1) единичные – понятия, представляющие собой одноэлементный класс, например, планета Земля, столица Англии, Оксфордский университет;
2) общие или универсальные понятия, которые включают всю совокупность предметов исследуемой области, например, планеты Солнечной системы, жители Украины, государства мира или города мира;
3) пустые или нулевые понятия, не содержащие ни одного предмета, например, абсурд или кентавры, циклопы и др. мифические персонажи.
- По содержанию понятия делятся на:
1) конкретные – понятия, в которых мыслятся сами предметы, обладающие относительной самостоятельностью существования: дуб, дом, крыша, дорога, машина, творческий замысел, романс, роман «Красное и черное» и др.;
2) абстрактные – понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между ними, не существующие самостоятельно: форма, красота, справедливость, стойкость, координация, субординация и т.п.;
3) соотносительные или коррелятивные – понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: добро, зло; родители, дети; учитель, ученик; и др.;
4) безотносительные – предмет мыслится существующим в достаточной мере самостоятельно: человек, город, деревня, наука, искусство, учеба и др.;
5) положительные – характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения: грамотный человек, талант, щедрость, честь и т.п.;
6) отрицательные – означают, что указанное качество отсутствует: неграмотный, недобросовестный, не-человек, бескомпромиссный и т.п.;
7) собирательные – понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: отряд, полк, коллектив, стадо, стая, созвездие, и пр.; бывают: общими: роща, учащиеся данного класса, и единичными: созвездие «Большая Медведица», библиотека имени Т.Г. Шевченко;
8) несобирательные – понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии: растение, море, река, ручка, карандаш, игрушка и т.д.; так, о каждой данной игрушке можно сказать, что она является игрушкой, и это утверждение будет истинным.
Примеры:
- «коллектив» – общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное понятие;
- «недобросовестность» – общее, конкретное, безотносительное, отрицательное, несобирательное понятие;
- «муж» – общее, конкретное, соотносительное, положительное, несобирательное понятие.
Предметы находятся в определенных отношениях и взаимосвязи. Отражающие их понятия также находятся в определенных отношениях. Понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми: человек и вулкан, романс и кирпич, шило и мыло и т.д. Понятия, в содержании которых имеются общие признаки, называются сравнимыми: книга и учебник.
При этом сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (их объемы не имеют общих элементов). Между сравнимыми понятиями складываются следующие логические отношения:
1) равнозначность или тождество. В подобном отношении находятся понятия, объем которых совпадает полностью, хотя содержание может различаться. Примеры: Ленинград и Санкт-Петербург, Лондон и столица Англии, М.Ю. Лермонтов и автор поэмы «Мцыри».
2) пересечение или перекрещивание. Это отношение существует между понятиями, объемы которых совпадают лишь частично, перекрещиваются: гражданин Украины и украинец, горожанин и садовод, студент и меломан.
3) подчинение или субординация. В таком отношении находятся понятия, из которых одно входит в объем другого, но не исчерпывает его, а составляет лишь часть. Это отношение рода и вида: металл и золото, дерево и береза, хищник и тигр, музыкальный инструмент и скрипка. В отношении подчинения родовое понятие будет подчиняющим, а видовое подчиненным.
4) соподчинение. Данное отношение существует между понятиями, объемы которых различны и входят в объем общего для них понятия; это понятия, имеющие общий род и, взятые в отдельности, подчиненные ему как виды: мужчина, женщина и человек или роза, фиалка, тюльпан и цветы.
5) противоположность или контрарность. В данном отношении находятся понятия, выражающие наличие у предметов каких-либо признаков, которые носят противоположный характер. При этом, будучи взаимоисключающими по содержанию, эти понятия могут не исчерпывать объема родового понятия: красный цвет и черный цвет, великан и карлик, отличник и неуспевающий.
6) противоречие или контрадикторность. Это отношение между понятиями, одно из которых выражает наличие у предмета каких-либо признака, а другое – его отсутствие, не заменяя при этом его никакими другими признаками, т.е. отношение между положительными и отрицательными понятиями. Особенностью данного отношения является то, что, исключая друг друга по содержанию в рамках общего для них рода понятия по объему полностью исчерпывают объем родового понятия. Пример: громкая речь и негромкая речь, смелость и несмелость, щедрость и нещедрость, живое и неживое, металл и неметалл, дорогой товар (А) и недорогой товар (не-А).
В традиционной (формальной) логике соотношения между данными понятиями принято изображать схематически при помощи кругов швейцарского ученого-математика XVIΙΙ века Леонарда Эйлера.
Сравнимые понятия |
Совместимые |
Несовместимые |
Противоречащие |
Равнозначные |
Противоположные |
Соподчиненные |
Подчиняющие и подчиненные |
Пересекающиеся |
Сравнимые понятия |
Совместимые |
Несовместимые |
А, В |
В |
А |
А |
В |
С |
А |
В |
А В |
А В |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 238.