Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдающихся западноевропейских мыслителей, как Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель и др. Так, французский философ и математик Рене Декарт (1569-1650) выступил с критикой средневековой схоластики и развил новые идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума». В 1662 г. в Париже вышла книга «Логика, или Искусство мыслить», последователей Декарта А.Арно и П.Николем, известная также под названием «Логика Пор-Рояля», которая оказала заметное влияние на последующую историю развития логики. В ней авторы вышли за пределы традиционной логики, уделили главное внимание методологии научного познания, логике научных открытий. Разработка подобных «расширенных» систем логики стало характерным в XIX – XX вв.
Крупный вклад в исследование логических проблем внесли немецкий философ и ученый Г.Лейбниц (1646-1716), сформулировавший закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, (которая получила развитие лишь в XIX – XX вв.), немецкий философ И.Кант (1724-1804) и многие другие западноевропейские философы и ученые.
Многие идеи математической логики были изложены в трудах немецкого философа, математика и логика Готфрида Лейбница (1646-1716). Разрабатывая эти идеи, Лейбниц получил значительные результаты, которые были вескими основаниями для того, чтобы признать его родоначальником математической логики. Лейбниц написал диссертацию «О комбинаторном искусстве», где изложил свою теорию открытия, и ряд работ по теории доказательства или аналитике. В основу комбинаторики была положена идея о создании новых понятий на основе известных простых: имея все простые понятия, можно, исходя из этого, получить и все сложные.
Г.Лейбниц стремился к тому, чтобы логика сделала процесс умозаключения независимым от размышления о содержательном смысле предложений, входящих в этот процесс, подобно тому, как процесс математического вычисления не зависит от размышления о содержательном смысле знаков, применяемых в нем. Лейбниц выразил надежду на существование всеобщего метода решения познавательных задач. Грандиозная идея открытия такого метода оказалась все же несостоятельной, однако это стало ясно значительно позже, лишь в 30-е гг. XX столетия.
Г.Лейбниц не раз предпринимал попытки построения логических исчислений, но они не достигли совершенства позднейших алгебр логики. Но значение идей Лейбница оказалось огромным. Они были предвестием весьма значительных результатов, полученных при разработке формализованных систем в современной логике и ее практических приложениях. Работы Лейбница по математической логике не публиковались при его жизни и не были известны широкой научной общественности. Поэтому при всей их ценности они не оказали определяющего влияния на интенсивную разработку этой дисциплины, что началось со второй половины XIX века.
Дальнейшее развитие логики и первое употребление термина «формальная логика» относятся к деятельности немецкого философа и ученого Иммануила Канта (1724-1804). Кант трактует логику как науку о правильном применении рассудка и разума вообще, о том, как он должен мыслить, и выделяет в ней два раздела – аналитику и диалектику. Аналитика, поскольку она изучает формы рассудка и разума, представляет собой канон для распознавания формальной правильности нашего познания. Диалектика же возникает, когда, по мнению Канта, теоретическую и общую доктрину хотят применить в качестве практического искусства, т.е. органона.
Несомненной заслугой И.Канта является признание ограниченности формальной логики и выход за ее рамки. Он разрабатывает так называемую трансцендентальную логику, имеющую философский характер. И если формальная логика по Канту изучает формы мышления, абстрагируясь от анализа предметного содержания, то трансцендентальная логика выясняет те (трансцендентальные) условия, которые придают нашим знаниям именно априорный или до-опытный характер и обеспечивают возможность всеобщих и необходимых истин; согласно этому, именно логика мышления человека определяет специфику восприятия и познания им окружающего мира.
Трансцендентальная логика должна была ответить на вопрос о том, как возможно научное знание, какие предпосылки нужны для его достижения. В русле трансцендентальной логики Кант ставит и решает проблему уровней познания, предпринимает анализ рассудка и разума как способов, форм и этапов познавательной деятельности, развивает философское учение о трансцендентальном сознании, обосновывает классификацию категорий как первоначальных чистых понятий синтеза и систему основоположений рассудка, обращается к проблеме антиномичности разума и т.д. Идея Канта о трансцендентальной логике послужила обоснованием творческой сущности человеческой личности, ее взаимосвязи с духовной культурой человечества. Обсуждение этой идеи в философской и логико-методологической литературе способствовало становлению диалектической логики и теории познания.
Во второй половине XIX века в логике начинают широко использовать разработанные в математике методы исчисления. Это направление логики разрабатывается в трудах Д.Буля, Г.Фреге, Ч.Пирса, Б.Рассела, Я.Лукасевича и др. математиков и логиков. Теоретический анализ дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованных языков получил название математической или символической логики; математической логикой называют также особый раздел современной математики, исследующий логическую специфику математических рассуждений и доказательств. Решающую роль в окончательном создании математической логики и ее первоначальном развитии сыграли труды английского логика и математика Джорджа Буля (1815-1864), который исходил из идеи аналогии между алгеброй и логикой. Он дал математический анализ теории умозаключений, выработал логическое исчисление.
С работ немецкого математика, философа и логика Готлоба Фреге (1848-1925) начинается применение логики для исследования оснований математики. С ним во многом связано дальнейшее развитие математической логики. Фреге называют основоположником логицизма – течения, опирающегося на идею выведения математики из логики. Значительный вклад в развитие математической логики в дальнейшем внесли также Б.Рассел (1872-1970), А.Н.Уайтхед (1861-1947), Д.Гильберт (1862-1943) и др.
Математическая или символическая логика – это область знания, которая возникла в результате применения в логике формальных методов математики. Определение «математическая» указывает на сходство этой логики с математикой, которое основывается на применении символического языка, аксиоматического метода, формализации. Саму идею математической логики, получившей развитие в ΧIΧ-ΧΧ вв., обосновал Г.Лейбниц, который пытался создать универсальный язык, с помощью которого споры можно было бы решать посредством вычисления; он хотел всякому понятию дать числовую характеристику и установить такие правила оперирования с этими числами, которые позволили бы доказывать все истины, доступные логическому доказательству. Лейбниц хотел построить арифметизированное логическое исчисление в виде вычисляющей машины – алгоритма и полагал, что математику можно свести к логике, а логику считал априорной наукой.
Символическая логика – это интенсивно развивающаяся область логических исследований, включающая множество разделов или «логик», например, логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и т.д. Большое внимание уделяется разработке многозначной логики, в которой помимо принятых в традиционной логике двух значений истинности – «истинно» и «ложно» – допускается много значений истинности. Так, в разработанной польским логиком Я.Лукасевичем (1878-1956) трехзначной логике вводится третье значение – «возможно» («нейтрально»). Им была построена система модальной логики со значениями «возможно», «невозможно», «необходимо» и т.п., а также четырех-значная и бесконечно-значная логики. Многозначная логика предполагает, что наши утверждения являются не только истинными или ложными, но могут иметь и другие истинные значения; в свою очередь модальная логика, рассматривающая понятия необходимости, возможности, случайности и т.п. нормативных высказываний, и др. Благодаря этим новым разделам в сферу логического исследования начали вовлекаться естественные и гуманитарные науки.
В дальнейшем сложились и нашли свои применения такие разделы символической логики как: логика времени, описывающая логические связи высказываний о прошлом и будущем; паранепротиворечивая логика, не позволяющая выводить из противоречий все что угодно; эпистемическая логика, изучающая понятия «опровержимо», «неразрешимо», «доказуемо», «убежден», «сомневается» и т.п.; логика оценок, имеющая дело с понятиями «хорошо», «плохо», «лучше», «хуже» и т.п.; логика изменения, говорящая об изменении и становлении нового; логика причинности, исследующая утверждения о детерминизме и причинности; парафальсифицирующая логика, не позволяющая отвергать положения, хотя бы одно следствие которых оказалось ложным; релевантная логика и др. Перспективной также является так называемая вероятностная логика, исследующая высказывания, принимающие множество степеней правдоподобия – от 0 – до 1.
Символическая (математическая) логика имеет большое значение для развития математики, кибернетики, лингвистики, экономики, физики, биологии, приводит к возникновению новых направлений, используется в сфере производства при создании ЭВМ, информационно-логических систем. Символическая логика – это современная разновидность формальной логики, где выраженные словами логические понятия и их отношения заменяются символическими обозначениями, наподобие математических знаков. Сам термин «символическая логика» впервые использовал английский логик Д.Венн, опубликовавший в 1881 г. под таким же названием свою работу.
Происшедшие в логике в связи с ее развитием в ΧIΧ-ΧΧ вв. перемены приблизили ее к реальному мышлению и тем самым к человеческой деятельности, главной, определяющей стороной которой оно является.
В настоящее время развитие современной логики идет в двух основных направлениях: а) по пути разработки новых систем неоклассической логики, исследования свойств этих систем и отношения между ними, создания общей теории; б) по пути (линии) расширения сферы применения логики.
В общем, исследование процессов мышления/рассуждения в системах символической логики оказало очень сильное и плодотворное влияние на дальнейшее развитие формальной логики. Вместе с тем математическая (символическая) логика не охватывает собой всех проблем традиционной формальной логики и не может ее полностью заменить. Это два направления, две исторические ступени, два этапа в развитии формальной логики.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 319.