Логика представляет собой науку об общезначимых формах и операциях мышления, необходимых, например, для рационального познания в любой области знания. Предоставляя общие основания для корректности мышления, логика является наукой о мышлении – и как метод анализа процессов мышления, и как метод (норма) мышления, постигающего истину. Одна из главных задач логики – определение того, как получить истинное знание о предмете размышления с тем, чтобы глубже разобраться в предмете мысли и его отношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.
Формы, операции и закономерности процессов познания, которые выявляет логика, есть основной инструментарий абстрактного мышления, составляющего наиболее существенный аспект теории познания. Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики переоценить невозможно. Логика помогает доказывать истинные и опровергать ложные суждения, учит мыслить четко, последовательно, лаконично, правильно, наконец. Логика как таковая в принципе необходима всем людям как разумным существам.
Термин «логика» происходит от греч. «logos», что означает: «мысль», «разум», «учение», «слово», и используется для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, а также для обозначения науки о правилах мышления и тех формах, в которых оно осуществляется.
В настоящее время термин «логика» употребляется в четырех основных значениях. Во-первых, им обозначают всякую закономерную взаимосвязь объективных явлений: так, выражения «логика событий», «логика вещей», «логика исторического процесса», «логика экономического развития» и т.п. представляют типичные примеры употребления этого термина в таком значении. Во-вторых, термином «логика» обозначают закономерности в связях и развитии мыслей. Характерными выражениями здесь являются: «логика мышления», «логика рассуждения», «логика доказательства» и т.д. В-третьих, термин «логика» используется в значении логики действий, тогда, например, когда говорится: «его деятельность логически последовательна» или «его поступки нелогичны». В-четвертых, логикой называют, наконец, специальную науку, изучающую человеческое мышление как свой предмет. При этом логикой называют отдельные разделы этой науки: символическая логика, модальная логика, неклассическая логика и др. В общем, логику можно определить как науку об операциях, законах и принципах правильного мышления.
В настоящее время логика представляет собой многоплановую науку. Она находит свое применение в философии, математике, кибернетике, лингвистике, психологии и многих других областях знания, – практически во всех, – особенно, что касается логических методов познания. В современной логике выделяют, как правило, три раздела: методологию, логическую семиотику (общую теорию знаковых систем) и символическую логику.
Логические исследования в области методологии касаются общенаучных понятий и приемов познания, которые применяются в любом познавательном процессе на ступени абстрактного мышления: определение, классификация, построение и проверка гипотез, теория, доказательство и т.д. Логическая семиотика занимается анализом естественных и искусственных языков в различных познавательных аспектах. Современная символическая логика, равно как и традиционная (формальная) логика, исследует различные формы отражения действительности на ступени абстрактного мышления с использованием языков, содержащих только специальные символы.
Статус и значение логики как науки трудно переоценить. Так, логика имеет большое значение в познавательном процессе как важнейшее и необходимое средство установления истины в познании. Она не просто исследует мышление как таковое, но и как средство познания объективного мира. И поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой. Как философская наука о мышлении (формах, законах и принципах правильного мышления) логика сосредотачивается не на всех аспектах мышления, а на том, в каких именно формах оно осуществляется, каким законам и принципам оно подчиняется.
Также, наряду с философией логика имеет большое значение для формирования общей и специальной культуры мышления, способствует развитию интеллектуального потенциала человека. Логика способствует эффективной рационализации человеческой деятельности, даже образа жизни, в предельном выражении. Она используется в программировании и процессах кибернетизированной интеллектуальной деятельности. Общее и специальное значение логики многообразно и его переоценить невозможно.
Так, в наше время роль и значение логики существенно возрастают, что обуславливается потребностями НТП/НТР, в первую очередь в широкой компьютеризации производства, управления и обслуживания, жизни в целом. Логика широко и активно применяется для эффективного решения проблем информатики, например, проблемы искусственного интеллекта и др.
Как философская наука о мышлении логика входит в систему наук, которые составляют интеллектуальное ядро духовной культуры общества и вместе с тем выполняют в обществе важные функции, в первую очередь – познавательную, методологическую, мировоззренческую, идеологическую.
- Познавательная. Логика дает объяснение определенным явлениям и процессам мышления, дает возможность предусмотреть, при наличии каких условий возможно достижение истинных знаний и к каким последствиям приведет неправильный ход мыслей/рассуждений.
- Методологическая. Логика обеспечивает процесс мышления и науку (науки) определенными методами познания.
- Мировоззренческая. Раскрывая закономерности мышления, логика вносит свой вклад в решение фундаментальной философской проблемы – отношения мышления к бытию. Тем самым логика влияет на формирование мировоззрения людей – целостной совокупности их взглядов на мир в целом.
- Идеологическая. Логика может выступать способом обоснования определенных идеологий, может использоваться в идеологической борьбе.
В общем и целом логика формирует логическую культуру человека, содержание которой представляет собой содержание самой логики, т.е. сумму знаний о способах умственной деятельности, ее формах, принципах и законах, с перспективой их прямого практического применения.
Мышление как предмет логики
Мышление представляет собой сложный и многосторонний объект исследования. Его изучением занимаются не только логика, но и др. науки – физиология, психология, лингвистика, педагогика, социология, кибернетика и др., и каждая из них изучает мышление в своем определенном аспекте.
Логика исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы, операции и законы, в которых происходит отражение действительности. На уровне (абстрактного) мышления всякое отдельное познается на основе общего, на основе обобщения предметов тех или иных классов. Поскольку процессы познания мира/действительности в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.
Мышление представляет собой активное, целенаправленное, опосредованное определенными формами обобщенное отражение сознанием объективного мира. Мышление – это ментальный процесс, направленный на постановку и решение проблем, связанный с решением нетривиальных задач. Это означает, что мышление есть целеустремленный, активный процесс, связанный с принятием соответствующих решений, с подчинением ближайшей цели конечному результату, с изобретением и использованием различных мыслительных средств для достижения (конечного) результата.
Логическое мышление – это определенным образом организованное непротиворечивое мышление, подчиненное правилам и законам, по которым мысль движется к истине – к отражению объективного устройства мира. Мышление не является синонимом сознания, это – именно рационально-логические процедуры отражения и осознания объективного мира.
Логическое мышление обладает следующими особенностями:
- являет собой рациональное мышление, будучи формой упорядоченных суждений/умозаключений, имеющих точное логическое основание;
- является обобщенным отражением объективного мира;
- является опосредованным соответствующими логическими формами: понятиями, суждениями, умозаключениями процессом отражения мира;
- является закономерным, подчиненным соответствующим логическим законам и принципам процессом отражения мира;
- связано с языком как знаковой системой его построения и выражения.
Логическое мышление надо постоянно развивать, причем в любом возрасте, и средством его культивирования как раз и является логика.
В самом мышлении следует различать: предмет мышления (то, о чем мыслится), содержание мышления (то, что представляется в мышлении о предмете), форму мышления (то, как мыслится); как раз формы мышления представляют собой предмет изучения формальной логики.
Основными логическими формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Эти логические формы отображают наиболее общие структурные связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира. Каждой форме мышления присущ свой тип связи структурных элементов мысли.
Понятие – это базовая форма мышления, которая отражает предметы и явления через совокупность присущих им существенных признаков.
Суждение – это сложная форма мышления, которая отражает связь между предметом и его признаком.
Умозаключение – это представляющая собой рассуждение сложная форма мышления, в которой из одного или нескольких имеющихся суждений выводится (по правилам логического вывода) новое суждение.
Логика/формальная логика изучает не конкретное содержание мышления, а именно логические формы мысли, независимо от конкретного содержания мысли, особенностей ее языкового выражения и т.д.
Логическая форма конкретной мысли представляет собой строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Логическая форма отражает объективный мир, но это отражение не всей полноты содержания окружающего мира, а его общих структурных связей, которые необходимым образом воплощаются и в структуре мыслей; понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры). Структура мысли, т.е. ее логическая форма, выражается при помощи символов.
При этом логика изучает не просто сами формы мышления, но также и те существенные отношения, которые возникают между ними в процессе мышления, ту последовательную, непротиворечивую, обоснованную связь, которая продуцирует логически выверенные и эффективные рассуждения. Эти особенности эффективного мышления обеспечивают логические законы.
Закон в науке предстает как внутренняя, существенная, необходимая связь между предметами и явлениями, повторяющаяся всегда и всюду в определенных условиях. Логический закон – это внутренне существенная, необходимая связь между логическими формами в процессе мышления. Их специфика в том, что это законы мышления, а не самой действительности, вместе с тем они имеют объективный характер и действуют в мышлении независимо от желания и воли человека. Соблюдение логических законов – необходимое условие достижения истины в рассуждении.
Существуют четыре основных логических закона: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Все логические законы органично объединяются в рациональном мышлении. Они считаются основными, главными, поскольку:
- имеют наиболее общий, универсальный для всего мышления характер;
- определяют действие других, неосновных законов (закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия, закона распределения терминов в суждении, закона построения умозаключений и др.).
В истории логики логические законы были истолкованы, прежде всего, как некоторые требования, нормы логически правильного мышления. К числу его общих нормативных правил, помимо непротиворечивости, следует отнести определенность, последовательность и доказательность.
Логика и язык
Мышление неразрывно связано с языком. В этом плане, т.е. по отношению к мышлению, язык есть непосредственная, объективированная (материализованная) действительность мысли. Мышление, получившее свое четкое выражение в языке, представляет собой рассуждение. Поэтому язык рассматривается как самое необходимое средство для изучения мышления.
Язык выступает предметом изучения разных дисциплин: лингвистики, филологии, этнографии и др. Для логики язык – необходимое средство, при помощи которого формы и процедуры мышления могут быть представлены в рассуждении. Формальная логика для описания мышления пользуется обычным языком, дополняемым немногими специальными символами.
Язык как универсальное явление/универсалия культуры представляет собой определенный код, систему знаков и правил их употребления. Язык есть такая знаковая система, которая соотносит понятийное содержание мышления и типовое звучание (написание). Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонации), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения). Она описывается в грамматиках и словарях.
Важнейшей особенностью языка является внутренняя расчлененность высказываний на единицы разных уровней (слова, словосочетания, морфемы, фонемы), что связано с его аналитизмом – дискретностью смысла его единиц и способностью к их комбинированию в речи по известным правилам. Речь представляет собой деятельность по употреблению знаковой системы.
Системность языка выражается в наличии в нем (помимо словаря), синтаксиса и семантики. Синтаксические правила языка устанавливают способы образования сложных выражений – из простых. Эти правила определяют строение знаков языка, способы образования из них сложных знаковых систем. Семантические правила связывают язык с описываемой им областью реальности. Они фиксируют отношения между знаками языка и теми объектами, которые ими обозначаются. Предназначение данных правил – определение способов придания значений выражениям языка.
Все языки делятся на: естественные, искусственные и частично искусственные. Естественный язык – это язык, который складывается стихийно, специально не создается и служит средством бытового общения людей. Искусственный язык – это язык символов, формул, специальных знаков. Он абстрагируется от конкретных особенностей слова и концентрируется на его логической форме, структуре, логическом смысле. Поэтому такой язык называют формализованным. Языки естественных и социально-гуманитарных наук относятся к частично искусственным. Например, учебник политэкономии написан на каком-то естественном языке: русском, украинском, английском, немецком, французском. Вместе с тем, помимо этого языка, учебник содержит экономическую терминологию и некоторую математическую символику, являющуюся интернациональной.
Как связанная с кодом культуры система знаков (алфавит) язык служит средством человеческого мышления, общения и самовыражения. Как таковой язык используется для целей фиксирования, накапливания и трансляции информации, коммуникации, познания и др. Особенность человеческого языка – наличие в нем высказываний о самом языке, обуславливающей способность языка к самоописанию и описанию других знаковых систем.
В своей основе язык конструируется при помощи знаков. Знак – это материальный, чувственно фиксируемый предмет, который символически представляет и направляет к обозначаемому им предмету или сигнализирует о нем. Это овеществленный носитель образа предмета. Знак используется для приобретения, хранения, переработки и трансляции информации и знаний.
Знаки языка, их свойства изучаются особой наукой – семиотикой (греч. semeiotikon – обозначенный, от semeion – знак). Семиотика исследует знаки, знаковые системы, естественные и искусственные языки. Основоположником семиотики является американский философ и логик Чарльз Пирс (1839-1914).
Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знаковой системы:
- синтаксис (синтактика) – изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к их трактовке/интерпретации;
- семантика рассматривает отношение знаков к «обозначаемому»;
- прагматика изучает связь знаков с «адресатом», т.е. интерпретацию знаков теми, кто их использует, их полезность для субъекта-интерпретатора.
Различают языковые (входящие в некоторую знаковую систему) и неязыковые знаки, среди которых выделяют знаки-копии, знаки-признаки или показатели и знаки-символы. Знаки-копии обладают определенным сходством с представляемыми ими предметами, например, фотографии, репродукции и т.п. Знаки-признаки связаны с обозначаемыми объектами как следствия со своими причинами, например, дым – признак и следствие огня. Знаки-символы представляют собой некоторые наглядные образы, используемые для презентации отвлеченного и часто весьма значительного содержания, например, голубь есть символ мира или весы есть символ справедливости, и в этом своем значении они ассоциируются с правосудием.
Знаки-символы физически не связаны с предметами, которые они презентируют. Связь между знаком и обозначаемым предметом формируется либо конвенционально – по соглашению, либо стихийно, в процессе формирования языка и практического использования его человеком. Именно эти знаки составляют основу языка. Слова и есть знаки-символы.
Языковые знаки характеризуются тем, что не функционируют независимо друг от друга. Они объединяются в систему, правила которой определяют способы построения знаковых систем, т.е. правила грамматики или синтаксиса, а также правила приписывания знакам смысла, значения.
Соответственно, выделяют знаки естественных и искусственных языков. Знаки естественного языка – отдельные слова, словосочетания, предложения, выражения, тексты и т.п. – состоят как из звуковых знаков, так и из соответствующих им рукописных, типографских и иных знаков. Развитие науки привело к введению в естественные языки специальных графических знаков, используемых для выражения научных понятий: математических, физических, химических и иных знаков. Из знаков такого рода строятся искусственные языки, правила которых – в отличие от правил естественных языков – формулируются в явном виде. Искусственные языки находят свое преимущественное применение в науке, где они служат мощным средством получения информации об изучаемых предметах и явлениях, служат средством коммуникации между специалистами, учеными.
Важнейшая функция языковых знаков – обозначение соответствующих им предметов. Для этого используются имена – слова или словосочетания, обозначающие какой-либо определенный предмет. Имена делятся на:
1) простые («студент», «книга», «стол») и сложные или описательные («самый большой небоскреб в мире», «планета Солнечной системы»);
2) собственные, т.е. имена отдельных людей, предметов, событий («Гомер», «Троянская война»), и общие – названия класса однородных предметов, например: «люди», «город», «село», «дом», «улица» и т.д.
Каждое имя имеет значение (денотат) и смысл (концепт). Значением имени является обозначаемый им предмет. Смысл имени – это способ, каким имя обозначает предмет, т.е. информация о предмете, которая содержится в имени. Такие знаковые выражения, как «великий русский писатель и философ Л.Н. Толстой», «автор романа «Воскресение», «создатель этики «непротивления злу насилием», имеют одно и то же значение (обозначая писателя, мыслителя и этика Л.Н. Толстого), но различный смысл.
Соотношение понятий «имя», «значение», «смысл» схематически изобразить так:
Значение – обозначаемый именем предмет или класс предметов
Имя – языковое выражение, Смысл – способ, каким
обозначающее предмет имя обозначает предмет
В логике различают выражения, которые являются именными функциями, и выражения, являющиеся функциями пропозициональными.
Именная функция – это выражение, которое при замене переменных постоянными превращается в обозначение предмета. Это такое выражение, которое не является непосредственно именем для предмета и нуждается в некотором восполнении для того, чтобы им стать. Так, выражение х² – 1 не обозначает никакого предмета, но если его восполнить, подставив, например, на место х имя числа 3 (обозначающее это число цифру), то получаем выражение 3² – 1, которое является именем для числа 8, т.е. некоторого предмета. Или именные функции: «отец х»; «у – философ». Поставив вместо х «Александр Македонский», получим «отец Александра Македонского»; поставив вместо y «Платон», получим «Платон – философ».
Пропозициональной функцией называется выражение, которое содержит переменную и превращается в истинное или ложное высказывание при подстановке вместо переменной имени предмета из определенной предметной области. Например: «х – город Англии», «у – фундатор логики», «х+у = 10». Поставив вместо переменных х и у имена предметов «Манчестер», «Аристотель», «6+4», получим истинные суждения «Манчестер – город Англии», «Аристотель – фундатор логики», «6+4 = 10».
Итак, мышление/мысль фиксируется и находит свое выражение в языке, который осуществляет его объективацию, делает его действительностью.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Что представляет собой логика как наука, и в чем ее значение?
2. В каких основных значениях употребляется термин логика?
3. Какие структурные разделы выделяют в современной логике?
4. Почему логика является философской наукой?
5. Охарактеризуйте основные функции логики, их практическое содержание и значение.
6. Что представляет собой мышление как предмет изучения логики?
7. Что такое форма мысли, и в чем ее специфика?
8. В каких основных формах осуществляется человеческое мышление?
9. Что представляет собой логическое мышление и в чем его особенности?
10. Что такое логический закон?
11. Что представляет собой язык по отношению к мышлению?
12. Каковы основные функции языка?
13. Назовите основные виды имен, которые выделяются в логике.
14. Что представляют собой значение и смысл имени, и как они соотносятся?
Литература
1. Богдановський І.В. Логіка: Опорний конспект лекцій / І.В. Богдановський, О.Г. Льовкіна. – К.: МАУП, 2004. – С. 3-10.
2. Войшвилло Е.К. Логика: Учебник для студентов высших учебных заведений / Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – С. 19-27, 38-56, 87-90.
3. Гетманова А.Д. Логика: Для педагогических учебных заведений / А.Д. Гетманова. – М.: Новая школа, 1995. – С. 3-26.
4. Кириллов В.И. Логика: учебник для юридических вузов / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 7-26.
5. Логика: Учебное пособие для самостоятельного изучения дисциплины. – Харьков: ИД «ИНЖЭК», 2004. – С. 6-33.
6. Попов Ю.П. Логика: учебное пособие / Ю.П. Попов. – М.: КНОРУС, 2013. – С. 5-12.
7. Навчально-методичний посібник з дисципліни «Логіка» (для студентів всіх форм навчання за спеціальністю «Правознавство»). Укладач: Н.Г.Діденко. – Донецьк: ДонДУУ, 2004. – С. 5-8, 11-14.
8. Подольска Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник / Є.А. Подольска. – К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006. – С. 388-391.
9. Разетдінов В.М. Логіка: навчально-методічний посібник (Кредитно-модульний курс) / В.М. Разетдінов. – Донецьк: ДонНУЕТ, 2010. – С. 14-32.
Дополнительная литература
1. Разетдинов В.М. Философия мышления / Основы философии. Учебник / Л.Н. Никитин, Л.А. Алексеева, Т.А. Андреева и др.; Под ред. д.филос.н., проф. Л.Н. Никитина. – Донецк: ДонНУЭТ, 2010. – С. 247-250.
2. Горский Д.П. Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров; Под ред. Д.П. Горского. – М.: Просвещение, 1991. – С. 56-57, 57-58, 61-63, 83-85, 96-97, 98-99, 114-115, 202-203.
3. Ивин А.А. Словарь по логике / А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С. 111-112, 119-121, 153-158, 179-180, 182-184, 211-212, 376-381, 380-381.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 208.