Логика исследует мышление, прежде всего, с позиции его структуры, базовым и самым простым элементом («клеточкой») которой является понятие. Понятие – это базовая логическая форма абстрактного мышления, в которой отражаются существенные признаки класса однородных элементов или одноэлементного класса. Говоря проще, понятие есть форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.
В отличие от форм чувственного познания понятия, в которых мыслится совокупность признаков, лишены наглядности. Так, восприятие отражает конкретных индивидов, а понятие – человека вообще.
Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания, например: мир, материя, предмет, материальный предмет. Благодаря языковому выражению понятий в словах и словосочетаниях становится возможным их формирование, фиксирование, оперирование ими.
При этом единство понятия и слова не означает их полного совпадения.
В любом языке существуют омонимы и синонимы. Омонимы (греч. homos – одинаковый и onyma – имя) – это слова, сходные по своему звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия, например, коса – это и сплетенные вместе пряди волос, и идущая от берега узкая полоска земли, и орудие для срезания травы и т.п.
Синонимы (греч. synonimys – одноименный) – это слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками своих значений или стилистикой, например, родина и отечество, договор и соглашение, конь и лошадь и др.
Многозначность слов (полисемия) зачастую приводит к смешению понятий, и к ошибкам в рассуждениях. Поэтому надо точно устанавливать значение слов с тем, чтобы употреблять их в определенном смысле.
Слова и словосочетания, имеющие строго определенный смысл и обозначающие какой-либо предмет, называются именами. В различных областях науки вырабатывается специальная система терминов. Термин – это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью в пределах данной науки.
Для образования понятия следует выделить признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Эти приемы используются в познавательной деятельности в качестве общелогических методов.
- Анализ – это мысленное разделение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. Признаками могут быть свойства предмета, которые объединяют или отделяют предметы один от другого.
- Синтез – это мысленное соединение полученных в процессе анализа составных частей предмета. Элементы, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это и достигается с помощью приема, противоположного анализу, т.е. синтеза.
- Сравнение – это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным (прежде всего) и несущественным признакам.
- Абстрагирование – это выделение одних (существенных) признаков и отвлечение от других (несущественных) признаков предметов.
- Обобщение – это мысленное объединение отдельных предметов на основе присущих им одинаковых свойств в некоторый класс, группу. Выявленные у отдельных предметов существенные признаки рассматриваются как признаки всех предметов, к которым и приложимо данное понятие. При этом признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы.
Итак, в результате разделения сходных предметов на составные части и выделения в них признаков (анализ), соединения этих признаков (синтез) и распространения их на все однородные предметы (обобщение), выделения существенных признаков и отвлечения от признаков несущественных (абстрагирование), устанавливания сходства или различия между предметами (сравнение) образуется базовая форма абстрактного мышления – понятие.
В понятии отражается совокупность существенных признаков, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а взятые все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в определенный класс.
Логическую структуру понятия составляют его содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков класса однородных предметов (одноэлементного класса), выраженных в этом понятии. Содержание понятия схематически выражается так: А (b,c,d...), где А – всякое понятие вообще, а b,c,d... – мыслимые в нем признаки предметов. Например, содержанием понятия «квадрат» является совокупность двух существенных признаков: «быть прямоугольником» и «иметь равные стороны». Содержанием понятия «волк» является совокупность таких двух существенных признаков, как: «быть млекопитающим» и «быть хищником».
Объем понятия – это совокупность (класс) обобщаемых в понятии предметов, которая в нем мыслится. Предметы, входящие в объем понятия, в логике называются классом или множеством. Класс (множество) состоит из подклассов (подмножеств). Например, класс явлений, охватываемых понятием «право», включает в себя такие подклассы (подмножества), как: конституционное, административное, гражданское, трудовое право и др.
Отдельный предмет, принадлежащий к классу предметов, называется элементом: римское право, советское право, украинское право и т.д. Классы делятся на конечные и бесконечные. Множество (класс) А называется подмножеством (подклассом) множества (класса) В, если каждый элемент А является элементом В. Это отношение записывается так: А B. Понимается: класс А входит в класс В (класс «цветок» входит в класс «флора»). Это отношение рода и вида. Отношение принадлежности элемента а классу А записывается так: а А. Понимается: элемент а принадлежит классу А (а – «город Донецк» и А – «города Донецкой области» или «города Донбасса»).
Содержание и объем понятия диалектически взаимосвязаны, что позволяет устанавливать отношения между ними, которые подчиняются закону обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. Согласно этому закону увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом и наоборот. Другими словами, чем меньше информации о предметах заключено в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав и наоборот: «животные» и «млекопитающие животные». Чем шире объем понятия, тем уже его содержание. Например, объем понятия «хищная птица» полностью входит в объем более широкого по объему понятия «птица», составляя его часть. При этом содержание первого понятия («хищная птица») оказывается шире, богаче, т.е. содержит больше признаков, конкретнее, чем содержание второго понятия («птица»).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 232.