Вопросы
1. Традиционный этап развития логики (традиционная логика).
2. Символическая логика как этап развития логики.
3. Диалектическая логика как этап развития логики.
1. Традиционный этап развития логики (традиционная логика)
Предмет логики не есть нечто неизменное – он исторически изменяется, развивается. Так, согласно Аристотелю (384-322 до н.э.) предмет логики – это вывод одних умозаключений из других сообразно их логической форме. Немецкий философ И.Кант (1724-1804) противопоставил формальной – содержательную (трансцендентальную) логику. Если Аристотель соотносил суждения по их логической форме, в связи со структурными и количественными характеристиками, то Кант ввел в обиход понятие «логическое содержание» (качество понятий). Немецкий философ Г.Гегель (1770-1831), разработал основы диалектической логики, целью которой было исследование развития человеческого мышления и соответственно – познания.
Как термин «содержательная» или трансцендентальная логика используется в качестве синонима ее высшей ступени, тогда как «формальная» логика понимается синонимом базовой, начальной ее ступени. Но как бы ни называлась и трактовалась логика, она имеет прямое отношение к познавательным мыслительным процедурам.
Можно выделить три основных этапа исторического развития логики, выступающие ее основными разделами. Это, прежде всего, традиционная или формальная (термин И.Канта) логика, принципы которой сформулировал Аристотель. Она занимается изучением форм, принципов и законов мышления, абстрагируясь от их конкретного содержания. Имеется много определений формальной логики, большинство из которых совпадает в том, что основной ее задачей является отделение хороших способов рассуждения, или вывода, умозаключения – от плохих или правильных – от неправильных.
Применение методов формализации и математических методов послужило причиной возникновения классической (символической или математической) логики. Использование ее методов для анализа причинных отношений, возможности, вероятности, отношений долженствования, временных, ценностных характеристик и других подобных им модусов положило начало современной неклассической (модальной) логике.
Первые логические учения появились в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV веке до н.э. в Древней Греции, если говорить о ее возникновении как науки, то есть о более или менее систематизированной совокупности знаний. Фундатором логики является древнегреческий философ Аристотель. В своих работах по логике, получивших общее название «органон» (с греч. «орудие познания»), он сформулировал основные законы мышления: тождества, непротиворечия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения (рассматривал законы мышления как законы бытия, а логические формы истинного мышления считал отображением реальных отношений).
Аристотель тщательно исследовал дедуктивное (силлогистическое или категорическое) умозаключение, потому теория дедукции является основным содержанием аристотелевской (традиционной) логики. Аристотелевское учение о силлогизме (дедуктивном умозаключении) содержало элементы математической или символической логики, у него имеются начала исчисления высказываний. Он считал, что истина есть соответствие мысли действительности и видел в логике метод, орудие – «органон» познания мира.
Важным вкладом в развитие учения Аристотеля стала логика античных стоиков (Зенон из Китиона, Хрисипп III в. до н.э., и др.), дополнившая аристотелевскую теорию силлогизма описанием сложных умозаключений. Именно Зенон Китионский ввел термин «логистика» для обозначения самостоятельной науки о структурах и правилах мышления. Стоики включили в логику науку о языке – грамматику. Они считали, что логика должна изучать и языковые знаки, и обозначаемые ими мысли. Назначение логики они видели в выработке умения правильных рассуждений о мире и в освобождении разума от заблуждений. Стоики делили логику на диалектику и риторику, выходя за рамки формальной логики. Их логика заложила основу другого направления символической логики – логики высказываний.
Логика развивалась и в средние века, и христианская схоластика соответствующим образом модифицировала логическое учение Аристотеля, приспособив его для логического обоснования религиозной догматики.
В средневековой логике разрабатывались: проблемы модальной логики (изучающей логические связи модальных высказываний, типа: «логически необходимо», «логически возможно», «логически случайно»), теория логического следования (интерпретация библейских текстов). Средневековая логика была логикой терминов, высказываний и отношений между ними.
Больших успехов логика как наука достигла в Новое время (XVII-XIX вв.) в связи с философией, ориентированной на методологию научного познания. Важным направлением ее развития стала теория индукции, разработанная английским философом Ф.Бэконом (1561-1626). Ф.Бэкон подверг критике переработанную средневековой схоластикой дедуктивную логику Аристотеля, которая, по его убеждению, не могла служить методом научного познания и открытия. Таким методом должна быть индукция, принципы которой были изложены в его сочинении «Новый Органон» (т.е., в отличие от старого, аристотелевского «Органона»). Разработка индуктивного метода – большая заслуга Бэкона, однако он неправомерно противопоставил его дедукции; в действительности эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разработал методы научной индукции, впоследствии систематизированные английским философом Дж.С.Миллем (1806-1873).
Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика «Бэкона – Милля» составили основу общеобразовательной дисциплины, которая в течение длительного времени была обязательным элементом европейской системы образования и составила основу логического образования в настоящее время. Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах и законах человеческого мышления. Ее называют также традиционной или аристотелевской логикой.
Традиционная логика – первая ступень развития логики. Она изучает общечеловеческие формы мысли (понятия, суждения), формы связи мыслей в рассуждениях (умозаключения), фиксируемые в логических законах.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 272.