Диалектическая логика как этап развития логики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенность формальной логики в том, что она изучает формы мышления, абстрагируясь от их возникновения, изменения, развития. Эту – динамическую сторону мышления изучает диалекти­ческая логика, впервые в развернутом виде представленная в философии Г.Гегеля (1770-1831) и с материалистических позиций переработанная в филосо­фии марксизма.

Диалектическая логика представляет собой науку, изучающую формы, содержание, закономерности исторического развития мышления, его взаимосвязи с объективной действительностью, человеческой практической деятельностью. Это наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания.

Главные проблемы, которые решает диалектическая логика, таковы: 1) исследование того, как в понятиях и суждениях выразить диалектику (развитие) бытия; 2) изучение развития самого человеческого познания, мышления. Создателем диалектической логики считается Г.Гегель. Его работа «Наука логики», 1812 г., свидетельствует о грандиозной попытке создать целостную систему диалектической логики. В этой работе Гегель сделал анализ категорий и законов диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал развернутую систему диалектической логики, проанализировал проблемы диалектики мышления, дал научное понимание форм и законов мышления в познания.

Диалектическая логика изучает закономерности развития мышления, а также методологические принципы и требования, которые формируются на их основе. К ним относятся: объективность и всесторонность рассмотрения объекта/предмета познания, принципы историзма, конкретности истины, единства абстрактного и конкретного, единства исторического и логи­ческого, а также восхождение от аб­страктного к конкретному, раздвоение единого на взаимодействующие противоположные стороны и др. Диалектическая логика служит методом познания диа­лектики объективного мира.

Диалектическая логика являет собой философски выраженный раздел логики, изучающий мышление в его развитии, противоречиях и единстве формы и содержания, мышление в его связи с диалектикой природы, общества и познания. В содержании диалектической логики наблюдается единство логики (как диалектики), диалектики (как философского учения) и теории познания. Это единство проявляется в том, что цели, которые ставит перед собой и решает диалектическая логика (изучение формирования, развития и применений знаний, определенных аспектов функционирования познания), средства их осуществления (применение общих и специфических законов и категорий диалектики к познанию) направлены на изучение познавательной деятельности человека, ее диалектической природы, что является одной из основных задач и теории познания, и диалектики.    

Правильное понимание специфики, предмета и задач формальной логики может быть представлено через ее соотношение с диалектической логикой. Будучи философским учением о развитии объективного мира, и методом его познания, диалектика как логика исследует становление и развитие понятий и представлений, их отношения, переходы, противоречия.

Диалектические теоретико-методологические принципы направлены на познание закономерностей мышления, взятого в его движении и развитии, в последовательном постижении мира/действительности. Формальная логика главное внимание направляет на прояснение структуры готового, ставшего знания, на описание и анализ его формальных связей и элементов.

Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структу­ру, общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное его содержание (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержа­нию суждений. Она изучает законы, обусловливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину.

Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект – человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования и использует свои принципы и свои методы.

Это значит, что диалектическая логика не может заменить собой логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания формально-логический аппарат и средства, разработанные диалектической логикой. Формальная и диалектическая логики не исключают, а взаимно дополняют друг друга. Поэтому Ф.Энгельс сравнивал соотношение формальной и диалектической логики с соотношением элементарной и высшей математики – математики постоянных величин и математики переменных величин.     

Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логи­ки, не является логическим и не может адекватно отражать действительность. И потому изучение человеческого мышления, его форм, законов и операций необходимо начинать именно с формальной (традиционной) логики.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Охарактеризуйте предмет логики как развивающуюся систему знаний.

2. Дайте определение формальной логике.

3. Проанализируйте особенности формальной логики как традиционного этапа ее исторического развития.

4. Что такое традиционная логика?

5. В чем роль философии Аристотеля в становлении и развитии формальной логики? Можно ли считать Аристотеля фундатором логики?

6. Дайте определение символической логике.

7. Проанализируйте особенности символической логики как современного этапа развития логики.

8. Дайте определение математической логике.

9. В чем роль идей Г.Лейбница в становлении математической логики?

10. Охарактеризуйте трансцендентальную логику И.Канта и ее вклад в развитие логики.

11. Дайте определение диалектической логике.

12. Проанализируйте особенности диалектической логики как этапа развития логики.

13. В чем роль философии Г.Гегеля в становлении диалектической логики?

14. Назовите основные направления развития современной логики.

Литература

1. Богдановський І.В. Логіка: Опорний конспект лекцій / І.В. Богдановський, О.Г. Льовкіна. – К.: МАУП, 2004. – С. 10-19.

2. Войшвилло Е.К. Логика: Учебник для студентов высших учебных заведений / Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – С. 33-38. 

3. Гетманова А.Д. Логика: Для педагогических учебных заведений / А.Д. Гетманова. – М.: Новая школа, 1995. – С. 329-357.

4. Ерышев А.А. Логика: Учебное пособие / А.А. Ерышев, Н.П. Лукашевич, Е.Ф. Сластенко. – К.: МАУП, 2004. – С. 15-64.

5. Кириллов В.И. Логика: учебник для юридических вузов / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 26-29.

6. Логика: Учебное пособие для самостоятельного изучения дисциплины. – Харьков: ИД «ИНЖЭК», 2004. – С.34-76.

7. Навчально-методичний посібник з дисципліни «Логіка» (для студентів всіх форм навчання за спеціальністю «Правознавство»). Укладач: Н.Г.Діденко. – Донецьк: ДонДУУ, 2004. – С. 8-11.

8. Разетдінов В.М. Логіка: навчально-методічний посібник (Кредитно-модульний курс) / В.М. Разетдінов. – Донецьк: ДонНУЕТ, 2010. – С. 5-14.

Дополнительная литература

1. Разетдинов В.М. Философия мышления / Основы философии. Учебник / Л.Н. Никитин, Л.А. Алексеева, Т.А. Андреева и др.; Под ред. д.филос.н., проф. Л.Н. Никитина. – Донецк: ДонНУЭТ, 2010. – С. 247-249.

2. Горский Д.П. Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров; Под ред. Д.П. Горского. – М.: Просвещение, 1991. – С. 43-45, 83-85, 103, 171, 187, 195. 

3. Ивин А.А. Словарь по логике / А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С. 83-87, 153-158, 191, 309, 342, 356.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 186.